Нарциссизм: ужас золотой середины

16 апреля 2017
15976

Ирина Млодик.jpgВ дневнегреческой мифологии Нарцисс – это бесконечно прекрасный юноша, который однажды увидел свое отражение в реке и полюбил его настолько, что погиб. От того, что было невозможно слиться в едином порыве с собственной красотой. Обычно наши познания о нарциссизме на этом заканчиваются. Мы привыкли ставить знак равенства между нарциссизмом, эгоизмом и самовлюбленностью, но все ли так просто? Сегодня мы пытаемся разобраться в этой непростой теме с помощью психотерапевта, кандидата психологических наук, автора книги «Пока ты пытался стать богом…» Ирины Млодик.

— Ирина, расскажите, пожалуйста, что такое нарциссизм? И какие они – современные нарциссы?

— В каждом человеке есть нарциссическая часть, с которой нам стоило бы познакомиться и сделать ее частью своей внутренней «команды». Конечно, если мы желаем быть успешными и оставаться при этом гармоничными.  

Наш внутренний нарцисс помогает иметь здоровые амбиции, признавать свои успехи, радоваться им, способствует возможности получать удовольствие от процесса творчества, стремиться к достижениям и результатам, которые получаются у нас в процессе самореализации, — всё это здоровый нарциссизм.

Когда вспоминают о нарциссической личности, то говорят о совокупности особых внутриличностных и межличностных проблем. Чаще всего об этом идет речь во многих статьях. Об этих проблемах, полагаю, мы хотим поговорить. Есть ведь еще нарциссические расстройства, которые находятся в ведении специалистов другого профиля — психиатров.

— Вы говорите про часть личности, с которой «необходимо познакомиться». Почему же мы с ней не «знакомимся»?

— По разным причинам. Начинается в часто ещё в детстве. В некоторых семьях, например, иметь какие-то желания и стремления ребенку могут попросту запретить. Таким образом родители ограничивают любые здоровые проявления его амбиций.

Родители могут говорить: «Ничего, бедненько живем и ладно. Не желай чего-то большего». Они не признают и не радуются результатам его творчества, не поддерживают порывы создавать и творить. Они говорят или транслируют свою мысль через поступки: «Слушай, что люди говорят, не думай сам, не придумывай сам, слушай, что говорят другие».

нарциссизм - ужас золотой середины.jpg

В таких семьях чаще всего у ребенка внутри будет непроявленный, подавленный нарцисс. И вырастет он, скорее всего, человеком, критикующим чужие достижения. И родители такие – скорее, критикующие – постоянно говорят, что ты не так сделал, не так поступил, никогда не похвалят, никогда не порадуются за тебя.

Они всегда говорят: «Ну, что это? Подумаешь, четверка по русскому. Вот когда пятерка будет…» – и так далее. А для ребенка эта четверка – большое достижение, он очень старался, чтобы получить эту оценку.

В какой-то момент он принимает решение, что лучше ничего не хотеть, ни к чему не стремиться, ничего не создавать. Но, с другой стороны, ему нужно как-то выразить свои стремления к прекрасному. И это можно сделать, если  критиковать то, что уже другие создали, по его мнению, недостаточно прекрасно. Тогда его «нарцисс» загнан, он его не очень чувствует, не понимает. Нарциссическая часть не может ему служить, и тогда человеку трудно творить, создавать и так далее.

— Получается, что нарциссическая часть – это неотъемлемая часть каждой личности?

— Да, в каждом человеке она есть. Если говорить про здорового нарцисса.

— Значит, когда про человека говорят «нарциссическая личность», – это уже как диагноз, получается?

— Это не совсем диагноз, просто так можно обозначить проблему человека. Когда человек совершенно не знает себя, он не знает, кто он такой. Сначала его, ребенка, родители ценили за результаты, и потом он сам себя оценивает только за результаты, только за какие-то дела. Если я чего-то добился, то, может быть, я – хороший? Тогда такой человек пытается добиваться всего. Среди них очень много успешных людей.

— Собственно, поэтому они этого успеха и достигают?

— Да, потому что пытаются добиться чего-то, чтобы  «положить внутрь себя» и сказать: «Я что-то значу. Если я стал директором, я что-то значу. Если у меня BMW, я что-то значу». Когда они это получают, то вдруг понимают, что радости хватило на пять минут. BMW есть, но внутри все равно нет ощущения заполненной пустоты. Тогда приходит в голову, что надо не BMW, а Lamborghini. И начинается стремление к Lamborghini.

Обычно до 30-35 лет «нарциссов» это ниcколько не беспокоит. Есть задачи, которые они реализуют, и нет времени и смысла страдать. Но к 30-35 годам они уже начинают понимать, что достигнуто многое, только почему-то радости и счастья нет.

Но это не всё: такие «нарциссы» не умеют выстраивать отношения с людьми. У них либо какие-то трудности с женами, с женщинами в принципе, трудности с детьми, потому что они не понимают, что такое дети с их эмоциями, чувствами и проблемами. Как правило, они начинают детей так же использовать, говорить: «Ты пойдешь в три школы – испанскую, музыкальную и еще какую-то». Либо вообще не очень понимают, что это за «дети», почему они орут, что-то требуют, плохо слушаются, раздражают.

Конечно, тогда они осознают, что хотели бы тепла и понимания: кто они такие? Одни могут начать ходить на психотерапию, а некоторые продолжают гонку дальше.

— Вы сейчас описываете мужчину-нарцисса. А как ведут себя нарциссические женщины?

— Примерно так же. Они тоже амбициозны, они пытаются добиться чего-то, и, как правило, добиваются. Такие женщины могут либо долго не рожать детей, либо, если уже родили, могут испытывать трудности с пониманием своего ребенка.

Поскольку нарцисс всегда стремится к великому, он не умеет ценить простоту, ценить обычные вещи: красивый восход, снег сегодня пошел, очень вкусные пироги баба Маня испекла. Не фуа-гра где-то в крутом ресторане, а простые пироги со свежей земляникой, которые пахнут детством. Они не умеют ценить улыбку ребенка, его простую радость и свою собственную.

Женщине-«нарцисске» очень трудно со своими детьми. Она заставляет их оголтело учиться, стремиться, двигаться куда-то. Ребенок, конечно, стремится и двигается – должен же он слушаться свою мать, соответствовать ей, но между ними нет тепла, между ними много горечи.

Нарциссы – не глупые люди: такая мама подсознательно понимает, что нет глубокой связи с ребенком, она от этого страдает, чувствует себя виноватой, и часто это является поводом еще больше сорваться на ребенке. Она говорит: «Я хочу лучшего для тебя, хочу, как лучше», таким образом выражая свою любовь. Но ребенку трудно это взять как любовь.

Женщина-нарцисс, как правило, находит себе мужчину как раз более теплого, который может прийти, ужин приготовить, ребенка по голове погладить, ее саму как-то послушать, утешить. Но что-то женщинам мешает уважать таких мужей, потому что он для них — «мягкотелый», «мямля», без амбиций, без статуса.

Если два нарцисса встречаются вместе – муж и жена, то между ними, как правило, начинается очень трудная борьба. Они соревнуются, кто круче, кто быстрее. Они начинают подкалывать друг друга, язвить, критиковать, и это только  усиливает их нарциссические травмы. Как правило, такой брак — недолгий. И распадается он с взаимным недовольством и обидами.

— В каких условиях вырастают нарциссы? С чего все начинается?

— Очень часто нарциссический ребенок вырастает у одного из нарциссических родителей, когда он накладывает на ребенка массу ожиданий, требований результативности, когда он ценит и поддерживает в нем только результаты. То, что он сегодня весело поет, – нарциссического родителя не будет волновать никак. Даже, может быть, и раздражать будет – слишком громко поет. Вообще, чего он радуется? Он еще математику не сделал.

Нарциссические родители будут ценить его успехи и достижения. И тогда ребенок будет понимать, что успехи и достижения – вот самое важное. Если ты хочешь от мамы получить улыбку, одобрительный кивок, чтобы мама недовольство сменила на радость, — тогда следует постараться заработать результат.

Такие дети очень нацелены на результаты и ценят только их. При этом ребенку никто не говорит: «Петя, надо же, ты, оказывается, добрый мальчик! Кошку принес домой, пригрел». Или: «Ой, ты так интересно умеешь слушать, интересно умеешь рассказывать». Беда еще в том, что такого мальчика или  девочку никто не отражает, какой он, что он из себя представляет.

— Отражает —  то есть проговаривает его положительные качества?

— Любые качества, не обязательно положительные. Даже не обязательно, чтобы это было положительно. Мама может сказать: «Ты, похоже, расстроился, что тройку получил? Давай поймем, почему ты ее получил». Или: «Ты сейчас зачем накричал на друга? Давай разберемся, чего ты вдруг накричал? Что тебе Коля сделал?» Это тоже отражение.

И тогда наш условный Петя начинает понимать, что «я такой, которого можно зацепить вот этим, я тогда разберусь и побью Колю». Он через это начинает понимать себя, если это здоровый Петя со здоровой мамой, и у него есть ощущение «какой я». Ему тогда не надо каких-то результатов или глобальных свершений, чтобы себя ощутить, почувствовать себя увиденным, услышанным, замеченным, принятым.

Если всего этого не происходит и мама замечает Петю только тогда, когда он принес очередную медаль за соревнования или очередную пятерку, то тогда у нарцисса складывается ощущение: «Я – есть мои результаты, медали, пятерки, свершения, а так меня нет, потому что я никого не интересую, меня с моими чувствами и жизненными ситуациями просто так никто не замечает».

— Да, печальная перспектива. Когда такой ребенок вырастает, на каком-то этапе, я так понимаю, у каждого нарцисса накапливается некая критическая точка переживаний, он осознает, что есть что-то в его жизни, что ему очень мешает. Кроме психотерапии, какие первые шаги в направлении корректировки своего поведения стоит сделать в первую очередь?

— Они, как правило, и пытаются это делать. Некоторые бросают всё и начинают духовный поиск. Обращаются к медитациям, кто-то уезжает в Гималаи, кто-то пытается испытать сильные ощущения, например, прыгнув с парашютом. Эти люди пытаются встретиться с собой хотя бы через ощущения, хотя бы через какие-то духовные практики. Это помогает, безусловно, потому что их задача –  понять, кто же такой «Я»? Без всей этой мишуры, которую нагородил вокруг себя. Хотя мишура – это тоже «Я», не стоит это обесценивать.

Люди заработали себе все эти деньги, заимели эти машины, они большие молодцы. Это не плохо — это хорошо. Просто к этому надо еще присовокупить самого себя, чтобы не быть придатком к своей машине или к вилле. Тогда и начинается поиск, и каждый ищет своим способом.

Такие люди пытаются создавать отношения, если их до этого не было, ведь отношения – это тоже способ понять себя. У них все это складывается, как правило, драматично, но они пытаются иногда менять отношения, менять одно на другое, если это мужчины. Опять же в попытках понять себя. «Вдруг та, другая, сейчас меня отразит, что-то про меня расскажет такое, я хоть узнаю», – подсознательно думают они.

На самом деле, задача нарцисса – познать то, что у него находится в тени. Как говорят психологи, в тени находится невозможность признать себя просто человеком. С обыденностью и простотой. Самое страшное для нарциссов – даже не казаться плохим. Как одна моя клиентка сказала: «Пусть я буду с самого края, зато я там буду самая первая». Нарциссы даже готовы быть отъявленными мерзавцами, но зато им очень страшно оказаться просто средним человеком, быть как все. Хотя у каждого есть такая обыденная часть – «просто человек».

Если я просто человек, я имею возможность жить простой жизнью, радоваться простому – улыбке своей женщины, радости своего ребенка, восходу, закату. И тогда не нужны достижения, чтобы ощутить себя, чтобы испытывать простые чувства грусти, сожаления, трогательности, радости.

— Поправьте меня, если я не правильно понимаю, но получается, что большие достижения – это результат «работы» нарциссического характера?

— Нет, не обязательно. Кто из людей достигает многого? Нарциссы этого достигают для гиперкомпенсации, потому что перед ним стоит детская задача – достигать. Есть часть людей, которые достигают многого просто потому, что они знают себя, попали туда, куда им нужно, умеют просто творить или делать что-то. И это ценится, за это платят, этим восхищаются. Есть, безусловно, здоровые люди, которые просто нашли себя. Тогда их талант, их гениальность или просто их замечательные способности приводят их к высоким достижениям.

Как правило, такие люди не фокусируются. «Ну, еще одна выставка, здорово!» Их, скорее, заводит сам процесс. Им нравится писать картины, очень нравится само творчество, они не ради результата работают. А нарцисс работает ведь только ради результата. Есть люди, которые действительно много чего имеют, но у них это не до дрожи в пальцах, это не сверхидея, не сверхзадача.

— То есть разница как раз в значимости, которую человек вкладывает в эти достижения, и, вообще, считает ли он это достижением?

— Да. И на что он работает – только на достижения или на состояние, в котором можно получать удовольствие от процесса? Достижение – это, скорее, естественный побочный продукт занятий.

— Каким образом нарциссу не обесценить свои достижения? Вот он понимает что-то о себе и недоумевает: зачем все это было? На что я потратил свою жизнь?

— К сожалению, обесценивание – это один из их любимых способов защиты. Очень трудно не обесценивать нарциссу то, чем они все время занимаются. Они делают две вещи, особенно в отношениях: они либо идеализируют объект, либо быстро его обесценивают. То же самое у них быстро происходит с тем, что они делают. Они могут идеализировать: сегодня и сейчас он наслаждается тем, что создал, а через три секунды он может обесценить и сказать – это просто ужасно, никуда не годится. Ему очень трудно не обесценивать.

Почему? Потому что он не знает цену себе, не считает себя ценным, не вырос с ощущением того, что ценен сам по себе. Ребенок родился – и все, больше от него ничего не требуется, он уже все сделал. Дальше его задача – просто расти, развиваться. И в каждом своем возрасте быть ценным. Неважно, что он умеет, получает пятерки или не получает. Нарцисс не вырос с ощущением, что он ценен априори, и поэтому для него вопрос ценности – это вопрос определенной оценки: «Вот, как хорошо!» Он все время толком не знает, это плохо или хорошо, это достаточно хорошо, это супер хорошо, или это хорошо на данный момент?

Почему еще они обесценивают? Потому что их мама, как правило, или папа – нарциссический родитель – говорил: «Ну, хорошо. Пятерка по математике – это хорошо, но у тебя четверка по английскому». Тогда родитель обесценивает вот эту трудно доставшуюся ему пятерку по математике. Ты все равно не достаточно хорош, потому что у тебя четверка по английскому. За что, собственно, сейчас тебя любить? Не за что. Такой родитель приучает ребенка обесценивать любые свои предыдущие достижения, как бы тяжело они ему ни дались.

— Я очень часто сейчас слышу обсуждения: женщина что-то должна или не должна в контексте отношений с мужчинами? Обычно женщины делятся на два лагеря: те, которые говорят: «Я от него не хочу зависеть, я вообще ни от кого не хочу зависеть. Я буду делать со своей жизнью, что я хочу». Другие считают, что женщина не знает счастья без мужчины, ее предназначение – это семья и так далее. Слушаю сейчас Ваш рассказ о нарциссизме и думаю: «А не является ли сильное стремление к самостоятельности, независимости своеобразной «нарциссической эпидемией» среди современных женщин?»

— Это происходит, на мой взгляд, потому, что женщина как будто не находит баланса. Она либо была всегда ужасно зависима — от мужа, от детей, от социума, всем должна. Либо она феминистка.

Феминизм – это некая противоположность, крайность, когда женщина говорит: «Я ничего никому не должна, мне никто не нужен. Я буду одна, я буду независима». Тогда у нее нет возможности воплотить какие-то свои другие ипостаси – материнские, женские. Потому что она такая одна, такая независимая, но это называется контрзависимость, это не подлинная независимость.

Здоровый вариант – это когда женщина живет в отношениях, у нее есть муж, дети. В каждый момент времени она выбирает, что сейчас важнее – выбрать себя и свои задачи, пойти на работу или, скажем,  что-то сделать для мужа.

Или «сейчас заболели дети, они во мне нуждаются, я останусь с ними», «мой муж требует поддержки, я оказываю ему поддержку». Это здоровый вид женщин. Это женщины, которые в состоянии совершать свободный выбор того, что сейчас важно, исходя из текущей ситуации. Крайности, на мой взгляд, не очень здоровы.

Женщины реакционно феминистичные, как правило, не признаются сами себе, что не умеют строить отношения, что это для них очень тяжело. Они не понимают, как это делать. Тогда, скорее всего, они и будут отстаивать эту свою независимую позицию, хотя просто слегка запутались.

— Фактически они не выбирают быть не в отношениях, а просто не могут их создать?

— Такая женщина не хочет отношений, в которых ей надо быть зависимой. Ей хочется отношений, в которых она могла бы оставаться свободной и что-то делать для мужа, для детей — именно потому, что она хочет это делать, а не потому что ее кто-то заставляет, она должна. Просто она хочет сделать это для них.

— Хотелось бы вернуться к началу, к вот этой нарциссической части, которая есть в каждом. Как ее тогда признавать, открывать? Как это происходит? Где грань между здоровым нарциссизмом, который присущ каждому, и уже не совсем здоровым?

—  Я писала об этом в своей статье ( «Дно бесконечного колодца, или мучительный путь нарцисса» — прим.ред.). Могу сейчас перечислить несколько критериев «здорового» нарциссизма:
  • когда я завишу от оценки других людей, но она меня не разрушает;
  • когда я стремлюсь к лучшему, но не в ущерб любви к самому процессу;
  • я не буду делать то, что мне сильно не нравится, ради того, чтобы получить какой-то крутой результат;
  • когда я могу не только критично относиться к тому, что создал другой, но и сама умею создавать.
Здоровый нарцисс любит творить и созидать, а «нездоровый» больше страдает от несовершенства мира, чем его создает. Он чаще критикует и подвергает анализу чужие творения, чем творит свои собственные.

Из таких получаются либо люди, боящиеся завершать какие-то дела, поскольку завершенное будет оценено ими и еще кем-то, либо люди с перфекционистским стремлением сделать все безупречно.

Безупречность — очень энергоемкое мероприятие, отнимает много сил. Поэтому нарциссы либо достигают прекрасных результатов ценой огромных усилий, либо превращаются в «непризнанных гениев», лежащих на своих диванах и ждущих, пока мир обнаружит и признает их величие.

— Может, Вы назовете примеры «здоровых нарциссов» из литературных героев или известных людей – чтобы можно было понять, каким бывает «правильный» нарциссизм?

— Мне почему-то кажется, что, например, Майя Плисецкая является здоровым нарциссом. Потому что эта женщина явно любит танцевать, является  новатором в своем деле. С другой стороны, она не рвется к славе, достижениям, она просто так живет, и в итоге многого добилась.

Трудно ставить подобные «диагнозы» людям, но те, у кого хорошо присвоена нарциссическая часть, – это  Шендерович, Жванецкий, Гришковец, Познер.

Беседовала Вероника Заец

Источник

Метки: Нарциссизм, Детско-родительские отношения,

Комментарии для сайта Cackle

Читать по теме:

Бойкот и необъяснимость: кто такой перверзный нарциссист?

Бойкот и необъяснимость: кто такой перверзный нарциссист?

05.12.2017
1085
Нередко отношения с перверзными нарциссистами заканчиваются для их супругов и друзей клинической депрессией и суицидом, еще чаще — психологическими травмами, которые затем залечиваются годами, если залечиваются вообще.

Метки: Нарциссизм,

Мы остаемся в том возрасте, где нас недолюбили

Мы остаемся в том возрасте, где нас недолюбили

15.11.2017
4541
Любовь для ребенка в возрасте 3-6 лет заключается в поощрении самостоятельных действий, в поддержке инициативы, в признании права на любознательность и творчество. Если родители в этот период не позволяют ребенку действовать самостоятельно, чрезмерно наказывают в ответ на их потребности, развивается чувство вины.

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Самооценка,

Как помочь ребенку сформировать позитивную самооценку. На заметку родителям

Как помочь ребенку сформировать позитивную самооценку. На заметку родителям

13.11.2017
2850
Некоторым  родителям  важнее иметь ребенка-паиньку, удобного, тихого и незаметного, нешумного, который умеет сам себя занять, не отвлекает от дел взрослых. К сожалению, довольно часто в семье, школе и других социальных группах наиболее ценным является послушное и тихое поведение. Воспитатели, учителя, как правило, любят покладистых, исполнительных, послушных, легко подчиняющихся детей и подростков.

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Самооценка,

"Слишком много любви, мама..."

"Слишком много любви, мама..."

22.10.2017
8753
Алена Олешко, семейно-системный психотерапевт: "За 20 лет моей практики не было ни одной группы (вдумайтесь, ни одной!), в которой хотя бы несколько человек не озвучили действия и поступки своих мам, полностью вписывающиеся в шаблон “мягкого насилия”.

Метки: Материнство, Детско-родительские отношения,

Мама, я такой, как ты: ловушка слияния

Мама, я такой, как ты: ловушка слияния

17.10.2017
3307
Гештальт-терапевт Геннадий Малейчук: "Мужчина, 34 года, назовем его Сергей, обратился с проблемой сложности контроля в питании и, в связи с этим, регулярных навязчивых приступов переедания. На протяжении нескольких лет старается всячески себя контролировать. На некоторое время ему это удается, но потом он опять срывается и объедается. Тогда начинает сам себя винить, стыдить, ругать."

Метки: Созависимость, Детско-родительские отношения, Эмоциональная зависимость, Случаи из практики психотерапии,

Джон Элдридж: Самый главный вопрос для мужчины

Джон Элдридж: Самый главный вопрос для мужчины

25.08.2017
3439
Большинство мужчин живут, пытаясь ответить на этот вопрос или страдая от того ответа, который они получили. Существует два основных варианта реакции на боль, которую причиняет нанесенная рана. Мужчины либо пытаются каким-то образом заглушить боль и ожесточаются, либо пытаются притерпеться к боли, свыкнуться с ней и становятся пассивными.

Метки: Воспитание, Мужчины, Детско-родительские отношения,

Золушка в сказке и в жизни: психотерапевтический ракурс

Золушка в сказке и в жизни: психотерапевтический ракурс

24.08.2017
2415
Гештальт-терапевт Геннадий Малейчук: "Очевидно, что семья, в которой живет Золушка, дисфункциональна по ряду параметров. Одним из примеров ролевой дисфункциональности является делегирование роли взрослого ребенку. В своей семье Золушка с детства перегружена взрослыми обязанностями и играет роль козла отпущения."

Метки: Женщины, Семья, Детско-родительские отношения, Гештальт-терапия,

Игнорирование: правила применения

Игнорирование: правила применения

21.08.2017
2396
Несмотря на неприятности, которые может принести в жизнь игнорирование, это действенный способ избавиться от некоторых неприятных черт в поведении близких людей. Так игнорирование нежелательного поведения ребенка, иногда отличный способ это поведение прекратить.

Метки: Воспитание, Семья, Детско-родительские отношения,

Как понять, сепарировался мужчина от матери или нет

Как понять, сепарировался мужчина от матери или нет

13.08.2017
8752
Если психологическая сепарация произошла у мужчины, то он перестает в своей женщине видеть мать, он несколько снисходителен к ней в ее проявлениях истеричности и спокойно может контейнировать ее и свои эмоции. Он сам при этом становится менее истеричным и аффективно заряженным. И его жизнь в семье становится более качественной.

Метки: Созависимость, Мужчины, Детско-родительские отношения,

Классификация психологических проблем детей в зависимости от "тараканов" в голове матери

Классификация психологических проблем детей в зависимости от "тараканов" в голове матери

10.08.2017
6729
Психолог Михаил Лабковский: "Дамы, уверенные, что ребенок – это их большое одолжение и подарок мужу, самого ребенка воспринимают как проблему, которую надо решать. Они с детьми не общаются – они «занимаются уходом и воспитанием». Гардероб, кружки, школа, чтоб все как у людей. Конечно, ребенок при этом чувствует себя инструментом для манипуляций и обузой, да от него этого никто особенно не скрывает."

Метки: Воспитание, Материнство, Детско-родительские отношения,

Уроки с ребенком делать не надо!

Уроки с ребенком делать не надо!

31.07.2017
4574
Психолог Михаил Лабковский: "Делать уроки с ребенком не надо! Собирать с ним портфель не надо! Спрашивать «как там, в школе?» не надо. Вы и отношения портите и результат только отрицательный. Вам что, с ним больше поговорить не о чем?"

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Учите детей не контролировать эмоции, а управлять ими

Учите детей не контролировать эмоции, а управлять ими

25.07.2017
8755
Инна Бардина, психолог: "Развитый эмоциональный интеллект поможет научиться управлению своим эмоциональным состоянием и своевременно освобождаться от негатива. Чем лучше это будет получаться у вас, тем легче вам будет научить этому вашего ребенка."

Метки: Воспитание, Управление эмоциями, Детско-родительские отношения,

Отцы и дети: влияние значимых других на развитие идентичности

Отцы и дети: влияние значимых других на развитие идентичности

21.07.2017
1371
Гештальт-терапевт Геннадий Малейчук: "Даже если родители могли бы стать идеальными, не стоило бы ожидать, что жизнь детей станет свободной от проблем, дискомфорта и кризисов. Однако именно ранний опыт, основанный на эмпатии, принятии и любви ребенка, позволяет ему овладеть зрелыми механизмами защиты, научиться осознавать свои желания и возможности и достигать большей гармонии в контакте с собой и другими".

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

«Материнская нелюбовь...»

«Материнская нелюбовь...»

17.07.2017
1677
Психолог Светлана Чернышова: "Половина опрошенных женщин отметили, что начали любить своего ребенка практически сразу после рождения, а другая половина, что только после рождения второго ребенка. А то и после появления первого внука."

Метки: Материнство, Детско-родительские отношения,

Нарциссическая личность: 7 грехов нарциссизма

Нарциссическая личность: 7 грехов нарциссизма

16.07.2017
5593
Врач-психиатр Наталья Стилсон: "7 грехов нарциссизма, описанные Хоткинсом, это: 1) Бесстыдство - человек охотно рассказывает о себе все интимные подробности, грешки и т.п. Может делать что-то интимное и отталкиваещее в присутствии других из тех соображений, что в его исполнении и у него это не может вызывать осуждения или порицание у других, потому что он прекрасен. Например, такой человек может охотно рассказывать о том, что использует других в своих целях, обманывает лохов, учит быдло, водит машину в нетрезвом виде. "

Метки: Нарциссизм,

Коротко о насилии, созависимости и пути выздоровления

Коротко о насилии, созависимости и пути выздоровления

11.07.2017
3650
Психолог Екатерина Бойдек: "Люди, подвергнувшиеся насилию, не важно – физическому, сексуальному или психологическому, склонны искать в отношениях с другими то, что даст их «раненному ребенку» чувство безопасности. И занимают, как правило, одну из трех ролей так называемого треугольника созависимости (треугольника Карпмана): Жертва – Преследователь-Спасатель".

Метки: Отношения, Созависимость, Психологическое насилие, Детско-родительские отношения, Эмоциональная зависимость,

Мужчинами не рождаются

Мужчинами не рождаются

05.07.2017
6557
Психолог Михаил Лабковский: "Многие женщины страдают истерическим неврозом и ежевечерне устраивают скандалы из-за невымытой чашки, брошенных под кровать носков и, конечно, уроков. Мальчик становится тревожным невротиком. Из физиологических последствий – тики, заикания, экзема, нейродермит. И вырастает он такой - инфантильный, затюканый, опекаемый, несамостоятельный. Женщины, помните, гиперопека - это история не про любовь, а про тревожность и больше ничего."

Метки: Воспитание, Материнство, Мужчины, Детско-родительские отношения,

"Лучший способ привязать к себе ребенка – это лишить его материнской любви"

"Лучший способ привязать к себе ребенка – это лишить его материнской любви"

29.06.2017
16859
Гештальт-терапевт Геннадий Малейчук: "Она звонит своей маме каждый день. Ей немного за тридцать, удачно замужем, с двумя образованиями, в отпуске по уходу за ребенком. У нее муж и маленькая дочка, любящие ее и ждущие от нее любви. Она звонит маме с надеждой услышать от нее, что та ее любит. Но в ответ она слышит лишь ставшие уже привычными критику, оценки, наставления."

Метки: Созависимость, Материнство, Психотерапия, Детско-родительские отношения,

Портрет жертвы деструктивного человека: первичный выбор нарцисса и социопата

Портрет жертвы деструктивного человека: первичный выбор нарцисса и социопата

27.06.2017
14857
Нарцисс склонен выбирать во всех смыслах выдающихся людей. Внешняя привлекательность, одаренность, популярность, оптимизм, энергичность, витальность — все это вызывает нарциссическую зависть и бессознательное стремление к слиянию с идеализируемым объектом, дабы «достроить» свою крайне иллюзорную, зыбкую личность, а точнее, ее имитацию.

Метки: Созависимость, Нарциссизм, Психическая травма, Психопатия, Эмоциональная зависимость, Спасательство,

О свободе от родительских запретов

О свободе от родительских запретов

19.06.2017
2412
Гештальт-терапевт Тина Уласевич: "В детстве мы то и дело слышим от родителей: «Не трогай!», «Не прыгай!», «Не ходи!», «Помолчи!». Дети постоянно хотят что-то делать, а родителям это неудобно. И они всячески пытаются их ограничить, "оградить". От чего? От опасностей жизни, а по сути - от самой жизни."

Метки: Застенчивость, Неуверенность в себе, Нерешительность, Детско-родительские отношения,

Отец, отпусти меня

Отец, отпусти меня

17.06.2017
1818
Гештальт-терапевт Евгения Рассказова: "Записываясь на тренинг, Антон сообщил, что ему хочется быть с людьми, но что-то мешает выходить на контакт. Когда Антон пришёл в группу, я увидела уверенного, успешного человека. Он вёл себя дружелюбно и открыто. Он и сам активно говорил, и старался прислушиваться к другим, и в целом казался идеальным участником. Я смотрела и пыталась понять, где у него надлом."

Метки: Детско-родительские отношения,

Родительские негативные послания

Родительские негативные послания

07.06.2017
3751
Психотерапевт Ирина Млодик: "Одна из сложностей, с которой я регулярно встречаюсь в практике и, конечно, сама ощущала как родитель — отделять свои переживания и потребности от переживаний и потребностей ребенка. При всей простоте и очевидности это бывает совсем непросто сделать. Мы растим детей, чтобы у них была своя жизнь или чтобы нам с ними легко жилось? Мы заботимся об их счастье, предостерегая, критикуя, поддерживая какой-то их шаг? Или, делая это, мы заботимся о себе?"

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Сценарии,

Нарциссы и зависимости

Нарциссы и зависимости

03.06.2017
7173
Врач-психиатр Наталья Стилсон: "Одна из главных бед нарцисса — зависимости самого разного вида и рода. Как химические, так и поведенческие. Среди них много алкоголиков, наркоманов, игроманов, трудоголиков, сексоголиков, шопоголики, трудоголики и т.п. Почему это все возникает? Нарцисс имеет сложности с нормальным выражением отрицательных переживаний в отношении себя."

Метки: Зависимость, Нарциссизм, Зависимое расстройство личности,

Я буду жить для тебя (Посвящается всем мамам, живущим ради своих детей)

Я буду жить для тебя (Посвящается всем мамам, живущим ради своих детей)

31.05.2017
6169
Гештальт-терапевт Геннадий Малейчук: "Понимаю, что пишу статью на тему неблагодарную, что вызову на себя много возмущения, злости и даже ярости тех женщин, которые смыслом своей жизни избрали материнство. И все же пишу. Наболело."

Метки: Созависимость, Материнство, Детско-родительские отношения,

"Забывшие о любви друг к другу. Таких семей много"

"Забывшие о любви друг к другу. Таких семей много"

30.05.2017
4943
Психолог Дарья Размахнина: "Знакомство с этой семьей началось с приезда мамы и сына. Чудесные, славные – но ужасно измотанные бесконечными проблемами учебы и воспитания. Забывшие о любви друг к другу. Таких семей много. Очень много."

Метки: Воспитание, Трудное поведение, Семья, Детско-родительские отношения, Случаи из практики психотерапии,

Влияние травмы развития на структуру характера

Влияние травмы развития на структуру характера

25.05.2017
4753
Психолог Оксана Ткачук: "Травма развития происходит в том случае, если основные потребности малыша в силу различных причин систематически и постоянно не считываются и не удовлетворяются близкими людьми. Это имеет неизбежное влияние на формирование его характера — в частности и судьбы — в целом."

Метки: Нарциссизм, Личность, Психическая травма, Перфекционизм,

Психолог Лабковский: родителя, поднявшего руку на ребенка, должна ждать тюрьма

Психолог Лабковский: родителя, поднявшего руку на ребенка, должна ждать тюрьма

21.05.2017
8643
Психолог Михаил Лабковский: "Нынешнее поколение взрослых — это поколение битых детей. Поэтому сегодня они продолжают бить уже своих детей. Все дети во всем [цивилизованном] мире в 3-4 года, когда приходят в детский сад, получают номер телефона, куда они могу звонить в случае, если они расценят поведение взрослых как агрессивное. К сожалению, у нас этим даже близко не пахнет."

Метки: Воспитание, Домашнее насилие, Неблагополучная семья, Детско-родительские отношения,

Негативные последствия подавления взрослыми интересов и чувств подростка

Негативные последствия подавления взрослыми интересов и чувств подростка

17.05.2017
3583
Аросьева Александра, психолог: "Взрослые, в том числе и учителя, не только не пытаются поинтересоваться мнением ребёнка, но что ещё хуже, зная его - игнорируют и подавляют все индивидуальные проявления, желания, потребности, мнения и главное - чувства ребёнка".

Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Детско-родительские отношения,

"Неудобные" дети неудобны для насильников

"Неудобные" дети неудобны для насильников

15.05.2017
4351
Психолог Екатерина Бойдек: "Важно учиться выдерживать свою родительскую тревогу. Важно напоминать себе, что наши возможности ограничены. Мы не всесильны, и нам часто приходится сталкиваться со своим родительским бессилием. Если ребёнок знает, что мы «рассыпаемся» от того, что с ним происходит, даже при условии наших прекрасных отношений, он не будет с нами делиться тем, что его волнует."

Метки: Воспитание, Домашнее насилие, Детско-родительские отношения,

Феномен "мертвой" матери

Феномен "мертвой" матери

11.05.2017
9145
Гештальт-терапевт Геннадий Малейчук: "Потребность в близком эмоционально-телесном контакте является важнейшей для ребенка-младенца, и неспособность матери поддержать эту потребность приводит к серьезным проблемам в его развитии. В силу своих собственных проблем "мертвая" мать оказывается неспособна поддержать психологические задачи развития своей дочери."

Метки: Материнство, Детско-родительские отношения,

Поделиться

Метки

...
Агрессия Арт-терапия Биполярное расстройство Воспитание Гештальт-терапия Гипноз Границы Деньги Депрессия Детско-родительские отношения Домашнее насилие Женщины Зависимость Застенчивость Измена Инфантильность Карьера Коммуникации Конфликты Кризис среднего возраста Личность Любовь Манипуляции Материнство Мотивация Мужчины Нарциссизм Насилие Неблагополучная семья Невроз Нерешительность Неуверенность в себе Обида Одиночество Отношения Панические атаки Перфекционизм Пограничное расстройство личности Подростковый возраст Психическая травма Психологический кризис Психологическое насилие Психосоматика Психотерапия Развитие личности Развод Самооценка Сексуальность Семейные кризисы Семья Случаи из практики психотерапии Смысл жизни Снижение полового влечения Созависимость Страх Стресс Стыд Счастье Тревожность Трудное поведение Уверенность Управление эмоциями Фобии Чувство вины Шизофрения Эмоциональная зависимость