Не несите на себе чужие проблемы
Шутили мы как-то о том, чем будем заниматься в старости.
Толя : "Ну давай откроем психологический банк".
Я: "Ага, и будем выдавать психологические кредиты, типа - "ты справишься, у тебя все получится, все будет хорошо"".
Посмеялись. А я уже несколько месяцев исследую: когда же мы выдаем эти "кредиты", и как мы, из самых добрых побуждений, лишаем человека силы этой своей "поддержкой"
При любом "кредитовании" - человек остается нам должен. Мы его подсаживаем на себя. Частично или целиком берем за него ответственность. И иногда неосознанно подменяем его успехи своими.
Перед новогодними каникулами попросила студентов понаблюдать - как часто мы неосознанно "вклиниваемся" в поток движения, речи, действий наших близких. Как мы на самом деле, совершенно не задумываясь, обесточиваем и обесцениваем их.
Наблюдали за тем:
- Как часто мы позволяем себе перебивать друг друга. Особенно, как часто женщина в компаниях перебивает мужчину, публично поправляет, дает советы - все это проявление неуважения изначально.
Речь - это энергия - "перебить" поток речи - не просто сбить с мыслей, часто это - выбить опору.
Когда женщина (жена) публично поправляет, "улучшает" или высмеивает своего мужчину, она понижает его статус, обесценивает и проявляет неуважение. Это удары по его "социальной значимости".
При этом, если анализировать, бодается с нашим мужчиной-партнером, перебивает, обесценивает, борется за власть - наш "внутренний мужчина" (конечно, не осознаваемо). И все это в ущерб силе обоих партнеров и ощущению близости между ними.
Мужчина, перебивая женщину, проявляет власть. Иногда пытается так структурировать бессистемный, с его точки зрения, поток мыслей и эмоций из правого полушария в ясность и последовательность левого.
- Как часто мы меняем траекторию движения ребенка. Например, бежит человечек по своим карапузовым делам - ему безопасно, это своевременно, он просто занят своими задачами. Взрослые часто позволяют себе схватить от избытка чувств ребенка на руки, вклиниваясь в траекторию движения, перенести с места на место, не дождавшись, когда ребенок завершит что-то, переключают его на то, что им кажется именно сейчас более важным.
Когда ребенок чем-то игровым и эмоциональным увлечен, он, в отличие от взрослых, погружен в задачу целиком. Всем своим существом. Можно представить, что он "ныряет" в глубины правого полушария мозга.
Он поэтому и "не слышит" часто взрослых, которые зовут его с логического "берега" - из левого полушария. Время должно пройти, чтоб информация дошла. Или эта информация просто не различима. Когда ребенка быстро с глубины "поднимают" - это "перегрузка", чреватая истерикой, усталостью, уходом от контакта.
Психологи, работающие с телом, много работают с незавершенными, прерванными движениями. Когда мы прерываем по каким-то причинам телесное действие, образуется блок на многих уровнях. И из него "вырастают" разнообразные симптомы.
Когда мы траекторию движения ребенка часто изменяем, мы "воруем" его силу, мы ему даем понять - мы боги, ты повлиять мало на что можешь. И дите становится более скованным, или более агрессивным, упрямым и импульсивным. И безынициативным.
И все это неосознаваемое нами - неуважение к процессам и динамике маленького человека, что оставляет ощущение "я повлиять ни на что не могу".

- Когда взрослого человека дергают с задачи на задачу, когда вклиниваются в действия или размышления - происходит то же самое если мы зададим вопрос - хватает ли мне уважения к процессам близких, позволим человеку завершить начатое или договоримся о том, как для всех корректней модерировать задачи - как минимум, появится в отношениях больше доверия.
- Когда мы вмешиваемся со своими "озарениями", оценками, галлюцинациями и советами, непрошеной помощью, когда мы делаем за человека то, что он совершенно в состоянии сделать сам.
Когда родители, например, приходя ко взрослым детям в гости, начинают "помогать" - это не помощь, это инвалидизация. Это лишение человека сил, его опыта и обретений. Это посыл человеку любого возраста - ты мал и слаб, и без меня не справишься. И это не любовь - это подкуп и попытка доказать себе самому свою значимость. Попытка быть или остаться для ребенка в роли Бога.
Чудесная цитата Хелленгера:
"Тот, у кого есть проблема, может ее нести, причем только он один. Если другой хочет нести ее за него, то тот становится слабым.... Если я вижу у другого что-то и непременно хочу ему это сказать, но сдерживаюсь и не говорю, это стоит мне сил. Силы, которых эта сдержанность стоит мне, становятся силой и для него. Вдруг ему приходит в голову то, что я хотел ему сказать. Поскольку эта мысль пришла к нему сама, он может ее принять.
Если я не выдерживаю и хочу непременно что-то ему сказать, я испытываю облегчение от того, что я ему это сказал. Но я забрал у него силу. Даже, если то, что я хотел сказать, правильно, он не может этого принять, поскольку это идет извне. Так что такая сдержанность является основой уважения и основой любви".
Наблюдая за собой несколько раз за этот месяц, натыкаясь на что-то в Facebook, училась останавливать свое желание позвонить знакомым с вопросом: "Ну ты соображаешь, чего сейчас пишешь и делаешь". Останавливалась, потому что сняла нимб и вытерла печать гуру со лба.
Если я начну вмешиваться, я беру на себя определенную роль, на которую меня никто не уполномочивал, и действительно лишу человека "его траектории". И конечно, это не относится к случаям, когда реакция нужна быстрая, и помощь, и поддержка - необходимы.
- Когда мы говорим другим что-то типа "все будет хорошо". Когда принимаем за других решения, давая советы - мы это говорим из роли Бога. И мы лишаем родных нам людей возможности самим почувствовать себя, свою силу, свои потребности.
Кстати, психолог вообще не имеет права давать советы: идти - не идти на работу, сходиться - расходиться и проч. Если дает - ему пора бы на личную терапию. Для протирки нимба.
Недавно, когда один из достаточно близких мне людей начал рассказывать, как ему сложно, сколько задач и заданий, я (обычно говорящая: скажи, чем я могу помочь, я все сделаю) сказала:
"Я вижу, что задач много. Но они - вот такие (показала размер руками), а ты вот таааакой. И я уверена в твоих силах и способностях. Если нужно будет, я рядом, но я знаю, что это тебе по силам".
И вот то, что я почувствовала в глазах этого человека, было неожиданно: это радость и благодарность. Наверное, я впервые не лишала его силы.
И интересно, когда мы перестаем быть добренькими- по отношению к себе и другим - толпа рядом с нами меньше, а честности, доброты и силы Любви в нашей жизни становится больше.
Метки: Коммуникации,
Читать по теме:
Дурацкие выражения, которые выдают ваши слабости
Метки: Коммуникации,
Как разговаривать с мудаками: Советы известного психиатра Марка Гоулстона
Метки: Коммуникации, Личность,
Влечение через агрессию: колкие обидные замечания
Метки: Коммуникации, Отношения,
О чем лучше молчать, даже когда тебя спросят: 7 золотых советов
Метки: Коммуникации, Личность,
Психическая усталость: Люди, которые нас истощают
Метки: Коммуникации, Личность,
Насилие молчанием
Метки: Конфликты, Коммуникации, Отношения,
Почему важно не думать плохо ни о ком
Метки: Коммуникации, Личность,
Как разговаривать с мудаками: Что делать с лжецами и манипуляторами
Метки: Коммуникации, Манипуляции,
Маленькие хитрости, которые дадут вам преимущество в общении с окружающими
Метки: Коммуникации,
Если вам предстоит трудный разговор — 5 советов
Метки: Коммуникации, Отношения,
10 психологических хитростей, которые помогут добиться желаемого
Метки: Коммуникации, Женщины, Мужчины,
Как лексика и манера речи выдают низкую самооценку
Метки: Коммуникации,
10 типов людей, от которых нужно держаться подальше
Метки: Коммуникации, Личность,
Напроситься на поглаживание... Почему это так сложно?
Метки: Застенчивость, Коммуникации, Неуверенность в себе, Стыд, Нерешительность,
Визуальный контакт: о чем могут рассказать Ваши глаза
Метки: Коммуникации, Личность, Интуиция,
Дешевые люди
Метки: Коммуникации, Личность,
6 признаков того, что вы являетесь эмпатом
Метки: Коммуникации, Личность,
Как отказать?
Метки: Коммуникации,
ЧТО делать с НЕадекватными и НЕвыносимыми людьми в вашей жизни: советы психиатра
Метки: Коммуникации,
УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ, когда говорить вроде и не о чем
Метки: Коммуникации,
6 ВЕЖЛИВЫХ СЛОВ, СНИЖАЮЩИХ нашу ЗНАЧИМОСТЬ
Метки: Коммуникации,
Как общаться с человеком, который всячески унижает?
Метки: Коммуникации,
Как общаться с людьми, у которых все плохо
Метки: Коммуникации,
Как отвечать на колкости, грубости и оскорбления сарказмом
Метки: Коммуникации,
25 вопросов, которые помогут БЫСТРО УЗНАТЬ человека
Метки: Коммуникации, Отношения,
Барьеры в общении и способы их преодоления
Метки: Коммуникации,
Подруги, с которыми отношения обходятся нам слишком дорого
Метки: Коммуникации, Предательство,
Оскорбление. Как реагировать?
Метки: Агрессия, Коммуникации, Манипуляции, Зависть, Пассивная агрессия,
Почему важно развивать эмоциональный интеллект?
Метки: Коммуникации,
Признаки того, что вас хронически не уважают
Метки: Коммуникации, Личность,
Популярное на сайте
Интервью недели

Мне жаль детей, которых с рождения водят в развивающие центры
Мне жаль детей, которых с рождения водят в развивающие центры