Психодрама как способ преодоления трудностей в семье
Автор статьи: Татьяна Елисеева.
Пожалуй, нет человека, который бы не сталкивался в своей семье с проблемами партнерских или детско-родительских отношений. Путь преодоления сложившихся трудностей мы, как правило, начинаем с самостоятельных поисков ответов на сложные вопросы.
Чтение книг по психологии, просмотр документальных и художественных фильмов на важные темы запускают механизм самоисследования. И если сложившиеся проблемы не имеют глубинных причин, а носят ситуативный характер, то этого, как правило, достаточно, чтобы восстановить нарушенную гармонию в семье.
Но часто бывает так, что самостоятельный поиск ответов затягивается на долгие годы, не приводя к ощутимым изменениям, и порождает чувство безысходности, ощущение замкнутого круга.
В этот момент кто-то опускает руки и обесценивает все предпринятые попытки: "Я столько прочитал и столько сделал, но ничего не меняется!" А кто-то, осознав свое бессилие, решает прибегнуть к помощи специалиста.
Обычно путь в психотерапию начинается с индивидуальной консультации психолога, за которой следует курс индивидуальной терапии. Другой вариант – занятия в психотерапевтической группе. И индивидуальная, и групповая терапия обладают своими особенностями.
В индивидуальной работе легче раскрыться, имеет место большая степень конфиденциальности, но ресурс психолога, как правило, меньше, чем ресурс психотерапевтической группы.
В группе каждый участник, имея свой уникальный опыт, является дополнительным, помимо терапевта, ресурсом для других участников. Кроме того, в постоянной, закрытой для новых людей, группе очень быстро возникает атмосфера доверия и взаимной поддержки.
Отдельного разговора заслуживает такой вид групповой психотерапевтической работы как психодраматическая терапевтическая группа.

Психодрама – это метод психотерапии, использующий драматическую импровизацию для работы с внутренним миром клиента (ведет свою историю с начала 1920-хх годов). Основатель метода – Якоб Леви Морено.
Главная движущая сила психодрамы – энергия спонтанности. Символическое пространство психодрамы – место встречи воображаемого и реального мира. Создатель метода определил философию психодрамы так: "Не рассказывайте, что с Вами произошло. Покажите, как это было".
Спонтанное проигрывание драматичных событий, болезненных воспоминаний, тревожащих сновидений приносит освобождение от связанных с ними негативных эмоций. Это происходит благодаря психодраматическому развитию и завершению (или переигрыванию) события, прояснению иррациональных переживаний.
Первый приход в группу обычно сопровождается естественной тревогой по поводу самораскрытия в кругу незнакомых людей. Талант ведущего (в психодраме — директора) заключается в том, чтобы помочь участникам новой группы почувствовать себя в безопасности.
В течение нескольких первых занятий страх уходит и возникает атмосфера взаимной помощи и поддержки. Это само по себе уже немало, особенно в те моменты жизни, когда мы чувствуем себя одиноко и беспомощно.
Далеко не каждый участник группы сразу решается предъявить свою проблему. Но суть психодраматической работы заключается в том, что любой человек может быть выбран на роль в сцене другого участника (роль вспомогательного Я).
Волшебство психодрамы заключается в том, что, отыграв заместительскую роль в чужой сцене, исполнитель этой роли вскрывает или решает свои неосознаваемые проблемы. Тем самым — помогая другому, одновременно помогает и себе.
Психодрама способна показать путь к решению множества проблем, в том числе семейных. Мы часто говорим: "Я бы на твоем месте…". Но как часто мы реально становимся на место другого человека? А ведь это действительно единственный способ почувствовать другого, понять его.
В ходе психодраматической работы протагонист (клиент в психодраме) имеет возможность реально стать на место другого человека (супруга, ребенка, отца, матери) и посмотреть на себя его глазами. Иногда этого уже достаточно для того, чтобы осознать причины сложившихся трудностей во взаимоотношениях.
Кроме того, появляется шанс непосредственно прочувствовать другого таким, какой он есть. Возникает возможность избавиться от иллюзий, на поддержание которых мы тратим огромное количество энергии. Психодрама позволяет человеку стать ближе к реальности.
Много написано о потребности ребенка в безусловной любви. То есть любви не за то, что он успешен (послушен, удобен), а просто за то, что он есть. Как же дать такую любовь своим детям?
Нужно получить чувственный опыт безусловной любви к себе, позволить БЫТЬ своему Внутреннему Ребенку. Психодраматическая сцена – то место, где это становится возможным.
Трудности в детско-родительских отношениях довольно часто становятся темой работы группы. Когда запрос предъявляет родитель, то, как правило, психодраматическое действо выявляет неразрешенные проблемы его собственного детства: чувство обиды, вины, незащищенности в отношениях с собственными родителями.
Психодрама – очень быстрый и эффективный способ увидеть подобные связи. Это, пожалуй, самый короткий мост между проблемами и осознанием причин этих проблем. Понимание приходит не с поверхности разговоров о проблеме, а из глубины психодраматического действия.
Кроме того в безопасных условиях психодрамы клиент имеет возможность отреагирования долго вытесняемых негативных чувств (агрессии, обиды, ненависти, страха). Незавершенные ситуации получают свое развитие и завершение, что способствует освобождению от тяжелых воспоминаний прошлого.
Сталкиваясь с невротическими проявлениями у детей, родители должны помнить, что ребенок — это продукт семьи и его поведение реализует запрос семейной системы. Психодрама помогает устранить подобные проявления у детей посредством работы с родителями (одним из родителей).
Это происходит благодаря прояснению функции такого поведения по отношению к семейной системе и позитивному переигрыванию ситуации.
Вообще говоря, любая работа, связанная с запросом относительно поведения ребенка, бесполезна, если другие члены семьи не готовы к изменениям. Работа детского психолога будет иметь непродолжительный результат, если останутся не проработанными проблемы в отношениях между родителями.
В процессе совместной жизни у мужа и жены возникают общие "слепые пятна" в отношениях. Они оба не видят одного и того же, оба не способны понять истинных причин своих разногласий.
Дело осложняется еще и тем, что в период семейного кризиса у каждой из конфликтующих сторон появляется своя группа поддержки (друзья, родственники). Близкие люди обычно принимают позицию одного из супругов, они не способны объективно оценить ситуацию, они щедры на советы, часто противоречивые и взаимоисключающие.
Именно в этот момент важен беспристрастный, независимый взгляд специалиста. Квалифицированный психолог или психотерапевт в индивидуальной или групповой работе может помочь клиенту выйти за границы конфликта и увидеть его с разных точек зрения.
Каждый психолог сталкивался с желанием клиента иметь более удобную версию партнера. Человек ежедневно прилагает титанические усилия к тому, чтобы изменить того, кто рядом. Но единственный способ преобразования окружающей действительности – это собственная внутренняя трансформация, так как внешний мир всегда соответствует внутреннему.
Отношения между супругами также составляют значительную часть запросов на психодраматических сессиях: нарушение коммуникации, отсутствие эмоционального контакта, трудности освоения семейных ролей, кризис опустевшего гнезда и др.
Самые частые причины различного рода трудностей — повторение семейного сценария родительской семьи, нарушение ролевых функций, отсутствие между супругами взаимного движения к саморазвитию и развитию отношений.
В психодраме, в отличие от семейного консультирования работа идет не с реальными близкими людьми клиента, а с его внутренними образами партнера, ребенка, родителей. Но прояснение отношений с фигурами внутри психики человека неизбежно меняет реальные отношения.
Это объясняется тем, что семья, как любая система, подчинена закону: в случае напряжения внутри системы изменение в одном элементе приводит к изменению системы в целом.
Клиент, проработавший свою проблему, автоматически меняет свое поведение, иначе мыслит, более осознанно воспринимает действительность. Это не может не отразиться на поведении, мышлении и восприятии других людей. Глубинные изменения хотя бы одного из родителей или одного из супругов неизбежно повлекут новое содержание и качество отношений с другими членами семьи.
Ценность психодраматического опыта, помимо прочего, заключается еще и в том, что побывав в роли протагониста, человек усваивает новый способ построения внутренних диалогов и может использовать его самостоятельно. Этот процесс называется аутодрама.
На пике любого конфликта или в момент кризиса любой коммуникации человеку, обладающему психодраматическим опытом, легче увидеть ситуацию с других точек зрения, в том числе с позиции независимого наблюдателя. Это помогает принимать более осознанные и взвешенные решения, видеть реальность более объективно.
Вариант использования психодраматических приемов и техник в индивидуальном консультировании называется монодрамой.
Новое направление психотерапии – интегративная психодрама. Оно предполагает сочетание классических приемов психодрамы с техниками и методами, разработанными в рамках других направлений психотерапии: арт-терапия, символдрама, мифодрама, сказкотерапия, системные семейные расстановки, НЛП, телесно-ориентированная терапия, теория объектных отношений и др. При высоком профессионализме ведущего группы и честном отношении к работе клиента возможность психодрамы, как психотерапевтического метода, грандиозны.
Помимо особенностей, присущих только психодраме, этот метод обладает и общими для других групповых видов психотерапии преимуществами. Участники в течение занятия постоянно находятся в состоянии саморефлексии, развитие эмоционального интеллекта, имеют возможность открыто делиться своими чувствами (в обычной жизни мы делаем это крайне редко), распознают свои и чужие модели поведения, а это первый шаг к изменениям устойчивых паттернов.
Привнесение полученного в ходе занятий опыта в реальную жизнь, в семейные отношения дает свои бесценные плоды. Осознавая собственные чувства мы можем научить своего ребенка быть более осознанным. Супружеские отношения становятся более искренними и глубокими. Понимание, прощение и принятие собственных родителей освобождает нас от плена повторяющихся сценариев.
Меняя содержание внутреннего диалога мы способны повлиять на все сферы нашей жизни наилучшим образом. А главное, познакомившись с новым – психодраматическим – изложением своей души, мы становимся более подлинными, потому что, только осознавая себя, мы можем стать соавтором своей судьбы.
Источник
Метки: Психотерапия,
Читать по теме:
Почему психологи раненые люди и как выбрать себе психолога
Метки: Психотерапия,
Мы травмированы матерями, но компенсации не будет
Метки: Материнство, Психотерапия, Инфантильность, Детско-родительские отношения,
Невроз отложенной жизни
Метки: Невроз, Психотерапия, Случаи из практики психотерапии,
Как навсегда отпустить человека или ситуацию, которые мучают годами
Метки: Отношения, Психотерапия,
Психотерапия пограничного клиента
Метки: Психотерапия, Пограничное расстройство личности, Границы,
5 ошибок, которые не дают психологу и тренеру получать клиентов
Метки: Психотерапия,
Девочка и волк
Метки: Психотерапия,
17 ЛУЧШИХ КНИГ великих психологов, которые изменили нашу реальность
Метки: Психотерапия,
«Что-то происходит с моим сознанием»: лечение деперсонализации
Метки: Психотерапия, Синдром деперсонализации-дереализации, Деперсонализация,
Есть ли жизнь после невроза?
Метки: Депрессия, Невроз, Психотерапия,
Один хлопок: Техника для построения границ в отношениях
Метки: Психотерапия, Границы,
Чужой мужик - мой мужик
Метки: Психотерапия,
Отвергнутая женственность: история одного симптома
Метки: Психотерапия, Женщины, Гештальт-терапия,
Жизнь с родителями: застревание на определенном этапе психического взросления
Ищем ключ к бессознательному. Тест Юнга "16 ассоциаций"
Метки: Психотерапия,
Фредерик Перлз: Когда вы играете беспомощного, вы создаёте зависимость
Метки: Созависимость, Психотерапия, Эмоциональная зависимость,
Карл Юнг о том, почему нас раздражают некоторые люди
Метки: Психотерапия, Личность,
Два источника проблемы: как работает метод расстановок
Размышления о маме: какая из мам твоя?
Метки: Психотерапия, Детско-родительские отношения, Гештальт-терапия,
Алгоритм психотерапии " вторичные выгоды"
Метки: Психотерапия,
Упражнение «Яйцо травмы»: Узнайте как воспоминания влияют на нашу жизнь сегодня
Метки: Психотерапия, Психическая травма,
Классический психоанализ Зигмунда Фрейда
Метки: Психотерапия,
Гадкий утенок: в поисках идентичности
Метки: Психотерапия, Случаи из практики психотерапии, Самооценка, Гештальт-терапия,
Когда клиенту нужен психиатр?
Метки: Психотерапия, Случаи из практики психотерапии, Гештальт-терапия,
Упражнение для завершения неразрешенной ситуации из прошлого
Метки: Психотерапия, Эмоциональная зависимость, Гештальт-терапия,
Бывшие моих клиентов
О вреде осознаваний или Маленькая Большая правда о терапии
Метки: Психотерапия,
Как происходит лечение фобий в когнитивной терапии?
Метки: Фобии, Психотерапия, Когнитивно-поведенческая психотерапия,
Жизнь, свернутая в одной минуте
Метки: Отношения, Психотерапия,
"Лучший способ привязать к себе ребенка – это лишить его материнской любви"
Метки: Созависимость, Материнство, Психотерапия, Детско-родительские отношения,
Популярное на сайте
Интервью недели

Мне жаль детей, которых с рождения водят в развивающие центры
Мне жаль детей, которых с рождения водят в развивающие центры