Готовность к обучению в школе первоклассника
В законе об образовании предусмотрено поступление детей в младшую школу, начиная с шести лет. Именно в этом возрасте очень важен практически каждый месяц жизни. Шестилетки в большинстве своем принадлежат к дошкольному миру. В ходе экспериментов двадцатилетней давности было обнаружено, что ребенок, начиная с шести лет, способен эффективно усваивать учебный материал. Но нельзя забывать о том, что он еще стремится к играм, поэтому обучение изначально строилось на игровой основе.
Тестирование будущего первоклассника
Когда начинается пора приема в школу первоклассников, большинство родителей задаются вопросом о школьном тестировании. Здесь стоит сразу отметить тот факт, что согласно законодательству ни одно учебное заведение не вправе проводить тестирование без согласия родителей и не имеет права не зачислить ребенка, не прошедшего тестирования. Тем не менее, тесты еще проводятся, в большинстве свои ради того, чтобы сориентировать учителя в сильных и слабых сторонах каждого будущего ученика.
В это тестирование входит такое понятие как психологическая зрелость. Она проявляется в произвольности общения с другими детьми и взрослыми и в уровне развития кругозора. Тест проводится для определения уровня развития мелкой моторики рук, умения сосредоточенно работать определенное количество времени и умения подражать образцу.
Кроме того учитывается интеллектуальная готовность к обучению в школе. В ходе данного тестирования определяется уровень развития у ребенка речи и мышления. Перед тем как поступить в учебное заведение, малыш должен иметь способности к анализу, свободно владеть разговорной речью, легко выстраивать небольшие рассуждения, понимать основы абстрактного мышления и иметь тягу к обучению.
Последний фактор, который выявляет тестирование – это личностная зрелость. В первую очередь она выражается в мотивации обучения, так как от нее зависит эффективность работы, степень удовлетворенности и долговечность приобретенных знаний.
Немаловажна для обучения и социальная зрелость. Очень важно чтобы ребенок был предрасположен к контакту со своими сверстниками и учителем, только так он получит все необходимые знания.
Обычно в школе проводится тестирование на интеллект и логику, а также на общее развитие. По длительности оно занимает не более 15 минут, так как ребенок не в состоянии выдержать более длительные опросы.
Провести ряд тестов и подготовить ребенка к приему в школу любой родитель может самостоятельно. Для этого он может либо сам разработать комплекс упражнений, направленный на развитие необходимых качеств, либо ознакомиться с соответствующими тестированиями в школе и интернете.
Трудности в учебе, которые могут возникнуть
В основном тестирование проводится весной, чтобы родители могли сориентироваться в том, что необходимо подтянуть. В противном случае в ходе дальнейшего обучения могут возникнуть сложности. В частности, при неразвитом мышлении и отсутствии элементарного умения концентрироваться на предмете, что проверяется по уровню психологической и интеллектуальной зрелости, ребенок начинает страдать от невнимательности. К сожалению среди первоклассников таких очень много, около 17% учеников. Также часто возникают проблемы с неуспеваемостью из-за недостаточного развития абстрактного и логического мышления, поэтому такое тестирование очень важно в первую очередь для самого ребенка.
Как подготовить ребенка к школе?
Чтобы подготовить ребенка к школе, необходимо примерно за год до поступления начинать подготовку. Она должна быть комплексной и включать в себя социальное, личностное, познавательное и физическое развитие ребенка.
Смысл таких занятий не в подаче ребенку каких-то знаний. Необходимо научить его не только постоянно играть, но и периодически заниматься, пусть даже и в игровой форме. В ходе занятий тренируется навык организации, концентрации внимания. Кроме того, ребенок учится выстраивать план деятельности, оценивать качество работы. Родители должны помнить, что подготовка не должна иметь жесткую структуру, достаточно работать по алгоритму: объяснил – запомнил – рассказал.
Занятия должны проводиться по 3 раза в день с перерывами, примерно, в сутки, чтобы новоприобретенные навыки начали закрепляться. По продолжительности занятие должно занимать не более 20 минут, после чего ребенку необходимо отдохнуть, активно двигаясь.
Не стоит насильно усаживать ребенка за обучение, так как впоследствии это может развиться в полное неприятие школы и школьной программы в целом.