Баба-Яга: в сказках и в жизни

26 июня 2017
2972

Тина Уласевич
Психолог, семейный терапевт, гештальт-терапевт

«Кто не сомкнет глаз до утра после ночи, полной историй, тот станет мудрейшим человеком на свете». Пусть так и случится. Пусть это сбудется с каждым из нас. К.П. Эстес


Тут потемнело синее небо, закрутились пыльные вихри, дубравы приклонились - и в огненной ступе, за собою заметая след, прилетела Буря-Яга Костяная Нога.

Кто она такая и почему

Баба-Яга — один из самых ярких женских сказочных образов.

Происхождение имени Баба-Яга (достоверно не установлено)

Версии:

БАБКА, БАБА, БАБУШКА — женщина, старшая в роде, семье; замужняя женщина; лекарка-знахарка; повитуха; старшая по возрасту, опыту; родоначальница.

Повитуху, помогавшую при родах, присматривавшую за роженицей и ребенком первое время после его появления на свет, традиционно называли бабкой, бабушкой, баушкой и почитали, чествовали как человека, наделенного особыми умениями, силами, мудростью.

Кстати: Согласно обычаям в некоторых районах России, «если бабушке-повитухе почему-нибудь покажется, что новорожденный появился несколькими днями раньше на свет, то она замазывает ребенка по самую маковку в тесто, кладет этот пирог на хлебную лопату и всовывает на некоторое время в теплую печь (символизирующую женское лоно) с различными причитаниями».

Там ребенок  "допекался", становился сильнее и жизнеспособнее. Подобным образом лечили детей постарше, если они заболевали: их сажали на лопату и осторожно подносили к горящей печи. В этом случае считалось, что болезни сжигаются и вместе с дымом выходят через трубу, а "заново перепеченный" ребенок становится более здоровым. Выполняла этот ритуал деревенская знахарка.

Впрочем, помещение в печь несет в себе и остатки символизма обряда инициации. Он символически изображал смерть ребенка-юноши и рождение взрослого мужчины. Обряд проводился в глухом лесу, и сопровождался он телесными истязаниями, символическим «пожиранием» юноши чудищем и последующем «воскрешением». Ученые видят в действиях Бабы-Яги сохранившиеся отголоски и намеки на этот древний обряд.

БАБАЙ — таинственное существо в образе страшного старика, которым пугают детей. Название «бабай», видимо, произошло от тюркского «баба», бабай — старик, дедушка. Этим словом обозначается нечто таинственное, не вполне определенного облика, нежелательное и опасное.

В поверьях северных районов России бабай — страшный кривобокий старик. Он бродит по улицам с палкой. Встреча с ним опасна для детей.

БАБАИКА — фантастическое существо; старуха, которая пугает детей. По сообщению В. Даля, «детей пугают бабайкою, старухою», «тут сходятся производные от „бабы" и от „бабая"» (Даль).

Вторая часть имени – «Яга» - также не имеет однозначной трактовки.

(Яга (-я) Баба, Ягабиха, Ягабова, Ягая, Ягинишна, Ягиха, Егебица; - загадочная лесная старуха, большуха над ведьмами.

Древнейший персонаж славянской мифологии. Первоначально это было божество смерти: женщина со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души почивших в царство мертвых.

По другому поверью, Смерть передает усопших Бабе-Яге, вместе с которой она разъезжает по белу свету. При этом Баба-Яга и подвластные ей ведьмы питаются душами покойников и оттого делаются легкими, как сами души.

Русский этнограф Н. Абрамов в середине XIX издал «Очерки Березового края», где высказал предположение, что слово «яга» происходит от названия верхней одежды («яга» или «ягушка»), которую носили всегда шерстью наружу. Такая одежда в мифологии древних славян являлась обязательным атрибутом «нечисти».

КНЯГИНЯ - «Кн-Ягиня» БАБА ЯГА, т.е. просто ЯГИНЯ.

Этимология Бабы-Яги, возможно относится к санскриту, и имеет перевод не иначе как «йагья» - жертвоприношение, а слово «баба» с ударением на последний слог переводится как «отшельник».

Возможно - "Яга" происходит от санскритского "ahi" – змей.

В том, что Баба-яга костеногая (т.е. по сути одноногая), исследователи видят ее сходство с образом змеи.

В славянской мифологии, как и в мифологии других народов, можно проследить связь между хромоногостью (одноногостью) сверхъестественных существ и змеей. По белорусскому преданию черти - хромые. Имя главного черта "цмок" ("змей").

Наличием хвоста (или его рудиментарных остатков) Яга несколько напоминает древнегреческую деву-змею Ехидну. Согласно античным мифам, от брака с Гераклом Ехидна родила скифов, а скифы считаются древнейшими предками славян.

Берегиня. Бер – яги – ня. Корень «бер»  насет следы табу на духовные имена мистериальных существ, но и имеет значение о-бер-егать.

Есть много и других версий о происхождении имени (например, "ега" в старосербском - болезнь).

По другой гипотезе, «яга» в переводе с коми – бор, сосновый лес, а «баба» - женщина. И Баба-Яга в такой трактовке - лесная женщина.

Связывают слово «яга» и с глаголом «ягать», который обозначает кричать, шуметь, ругаться. Тогда Баба-Яга никто иная, как шумливая, вздорная бабка.

Похожие персонажи есть в мифологиях других славянских народов: чехов, поляков, сербов. Там их зовут Едзя – лесная старуха, или кошмар.

Баба-Яга в сказках

Внешность. Жилище.

В. Даль писал, что Баба-Яга — «род ведьмы или злой дух под личиной безобразной старухи».

О Бабе-Яге повествуют сказки и славянская мифология.

Внешне Баба Яга - это безобразная сгорбленная старуха c длинными лохмами нечесаных волос, с синим носом крючком, с одной костяной или золотой ногой. Ее огромные железные груди болтаются до пояса и ниже. Одета Баба в одну рубаху без опояски. Глаза Яги горят красными сполохами. Кости у нее местами выходят наружу из-под тела. У Бабы Яги костлявые руки и острые железные зубы.

Баба-Яга живет, в дремучем лесу или на болоте, в "избушке на курьих ножках", одна, за исключением зверей, т.е. живет она обособленно (на границе сознания).

Лес - символизирует коллективное бессознательное, темную и неизведанную – теневую – сторону жизни - смерть. «В сказках бессознательное часто воплощается в образе дремучего леса, одинокой скалы или бескрайнего моря, а обретающие там человеческие персонажи служат воплощением коллективного аспекта бессознательного» (М.-Л. фон Франц).

Её избушка „на курьих ножках“ изображается стоящей то в чаще леса (центр иного мира), то на опушке, но тогда вход в неё — со стороны леса, то есть из мира смерти, то на перекрестке дорог.

"Курьей ножкой" когда-то называли именно перекрёсток или развилку дорог, а такое место у славян считалось "нечистым" и опасным. Именно на перекрёстках, по поверьям, любила собираться всяческая нечисть, равно как и на границе леса.

Но, скорее всего, название „курьи ножки“, произошло от „курных“, то есть окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили „избу смерти“ небольшой сруб с прахом покойника внутри, домовину (погребальное сооружение в виде человеческого жилища).

Почему Баба-яга - «костяная нога»? Почему ее нос в потолок врос? Почему избушка «без окон без дверей» стоит на «курьих ножках»? Да потому, что Баба-яга - не человек, а мертвец! Одной ногой стоит в мире живых, другой — в мире мертвых. Она лежит в гробу, вот почему у нее нос в потолок врос! И эта избушка – без окон, без дверей, как и гроб. А на курьих ножках она стоит потому, что гробы не закапывали, а ставили на сваи, чтобы звери не достали…».

Тело всегда считалось «избушкой» (домом) души и «командовать» им (телом) мог или посвященный или некоторые высшие силы – имеющие отношение к Душе. Курение же и дым вообще всегда символизировали восходящие силы Души.

Такой погребальный обряд существовал у древних славян ещё в VI—IX вв.

Окружает избушку забор из человеческих костей с черепами на столбах. На воротах вереями служат - ноги, вместо запора - руки. Вместо замка - челюсть с острыми зубами. Избушка служит вратами в царство мертвых. Она может поворачиваться вокруг оси, но в основном она обращена к лесу передом. Чтобы попасть в избушку, герою необходимо произнести заклинание: "Встань по старому, как мать поставила! К лесу задом, ко мне передом".

Так что Бабу-Ягу можно считать некой "привратницей", Стражем, стерегущей границу между миром живых и мёртвых. Избушку же – «форпостом» и "порталом" между этими мирами.

Баба-Яга внутри такой избушки представлялась как бы живым мертвецом — она неподвижно лежала и не видела пришедшего из мира живых человека (живые не видят мёртвых, мёртвые не видят живых). Она узнавала о его прибытии по запаху — „русским духом пахнет“ (запах живых неприятен мёртвым).

Герой (мужчина), встречающий на границе мира жизни и смерти избушку Бабы-Яги, как правило, направляется в иной мир (Тридесятое царство), чтобы освободить пленную царевну. Для этого он должен приобщиться к миру мёртвых.

В этих легендах Баба-Яга, стоящая на границе миров (костяная нога) служит проводником, позволяющим герою проникнуть в мир мёртвых, благодаря совершению определённых ритуалов.

Обычно он просит Ягу накормить его (и она даёт ему пищу мёртвых), совершить омовение. Ритуалы Бабы-яги – это погребальные обряды, которые сами по себе являлись символом мистического посвящения, которое должен был проходить человек.

Поскольку подобное посвящение всегда связывалось со смертью, то и символизм его связывался с погребальными обрядами. Есть и другой вариант — быть съеденным Ягой и таким образом оказаться в мире мёртвых.

Пройдя испытания в избе Бабы-Яги, человек оказывается принадлежащим одновременно к обоим мирам, наделяется многими волшебными качествами, подчиняет себе разных обитателей мира мёртвых, одолевает населяющих его страшных чудовищ, отвоёвывает у них волшебную красавицу и становится царём.

Как правило, в избушке Бабы Яги есть печь. Печь соединяет три важные черты: она дает тепло, защищает людей от холода, а значит, сохраняет им жизнь; в ней готовят пищу, она является местом трансформации, а значит, имеет тесную связь с процессами рождения и возрождения; губительная сила пламени, находящегося у нее внутри, может уничтожить человека.

Архетип Бабы Яги очень близок к Архетипу Великой Матери. Мать воплощает инстинктивное и эмоциональное начало, которое является источником жизни и жизненного тепла.

Способность пламени или печи давать духовное возрождение основано на психологическом факте: когда человека охватывает какая-либо внутренняя страсть, у него снижается уровень осознания и в силу этого облегчается контакт с бессознательным. В состоянии высокого эмоционального накала происходит трансформация, которая всегда воспринимается как возрождение или освобождение.

Так же печь может быть тюрьмой – местом, где должен сгореть главный герой (не обязательно сгореть в буквальном смысле, возможно, «сгореть» в определенном статусе, и возродиться в другом).

Средство передвижения

Баба Яга ездит или летает по воздуху в железной, каменной, огненной и т.д. ступе, погоняет пестом или клюкою, помелом след заметает (поэтому метла на картинках всегда развернута рукоятью вперед, веником назад). 

Кстати, по поводу значения ступы существует много версий. Например, кроме уже упомянутых захоронений в деревянных срубах, c Х века славяне заворачивали умерших в бересту, а примерно с ХII века стали хоронить покойников в долбленых дубовых колодах — ступах (отсюда до наших дней дошло выражение "дуба дать" или "дать дуба раньше срока", то есть умереть).

Гробы-ступы просуществовали до начала XVIII века. В 1703 году Петр I издал указ, запрещающий под страхом смертной казни рубить дубовый лес. (Только старообрядцы упрямо долбили дуб для своих усопших).

Тогда на смену захоронениям в долбленых колодах пришли похороны в сколоченных из досок гробах. Следовательно, Баба-Яга передвигается в ступе-гробу, что вполне логично для мифологического покойника.

Относительно самих полетов существуют две основные версии - либо Баба-Яга действительно летает (в сказках возможно все), либо (в жизни) грезит под воздействием мази из галюциногенных растений (например, аконит, в составе мазей для полетов сокращает сердечную мышцу и вызывает ощущение полета или падения с большой высоты).

Ступа и пест были обязательными атрибутами женской магии. Во время свадебного обряда бабка-повитуха толкла воду в ступе, и это было символом проникновения мужского начала в женское. А вода бралась потому, что именно в ней зарождается любая новая жизнь. Баба-яга в сказках этими предметами управляет, поэтому она - покровительница всех женщин, хозяйка женского начала.

Действия

Сказки знали разные формы (форматы) Яги.

Первый тип, наиболее распространенный, — это «Яга-похитительница», уносящая людей и в особенности детей, которых она потом пытается изжарить и съесть.

Второй тип, встречающийся реже двух других, — «Яга-дарительница», которая принимает героя, испытывает его и вручает ему чудесного огнедышащего коня, богатые дары, чудесные предметы и т.п.

Третий тип — это «Яга-воительница», сражающаяся с героями и побеждающая многих из них. Яга-воительница в сказках — это обычно антагонист героя: прилетев в избу и застав в ней постороннего человека, она избивает его до полусмерти, вырезает у него из спины ремень и т.д.; побеждает же ее только одаренный особой силой, хитростью и умением богатырь.

Такая Яга в некоторых сказках выступала еще и как мать Змеев — противников богатырей: как правило, в сказках богатырь сперва сражался с ее сыновьями, а потом уже с ней самой.

И, наконец, есть и ещё один "тип" Яги, по понятным причинам менее известный: «Яга – обольстительница». Образ этот чаще встречается в украинском и польском фольклоре (см.  «Баба-Яга-женщина»).

Рассмотрим три первых типа Яги подробнее:

По идее, она похищает и поедает детей, которых забрасывает в печь лопатой и зажаривает (символизирует способность женщины уничтожить ребенка – сделать аборт), но, в сказках нет доказательств, что ей это хоть раз удалось.

Грубая старуха проводит большую часть времени сидя на печи, прядет кудель, ткет холсты. Пряжа Бабы-Яги — знак ее власти над судьбами людей, дара предвидеть будущее. Нить – прядение – символ прях, ассоциируется с нитями судьбы.

«Среди архетипов бессознательного особая роль принадлежит архетипу матери, тесно связанному с предопределенностью человеческой судьбы, именно поэтому мифологические образы судьбы обычно являются женскими, а часто – материнскими» (М.-Л. фон Франц).

Баба-Яга: в сказках и в жизни.jpg

В обрядах инициации и посвящения (на лопату — и в печь) Баба-Яга выступает для подростков еще и как проводник в мир взрослых.

Придя к Бабе-Яге, не всегда можно добиться с ней разговора на равных – скорее всего, это очень редко случается. Женщины в сказках к Бабе Яге попадают редко, и только очень специфичные женщины. Это либо красавицы, либо царевны, либо рукодельницы.

Говоря языком науки, по представлениям наших предков к ней попадают только те женщины, которые могут стать лидерами в обществе матриархата – женами князей или сами претендуют на роль правителя. Оно и понятно, ведь умения простых девушек вполне могла проверить любая из ее родственниц – она тоже женщина и имеет право голоса при определении зрелости обычного члена племени.

Но если женщина претендовала на большее – ее экзаменовала Баба Яга. Только задания менялись (по сравнению с испытаниями героев мужчин) – убрать, спрясть, сшить, сготовить и прочее (доказать, что ты истинная женщина). 

«В русской народной сказке «Марфа крестьянская дочь» главная героиня, скитаясь в тоске и отчаянии в поисках Ивана-царевича, встречается с тремя старухами, каждая из них ее спрашивает: «Куда тебя Бог несет? Волей или неволей или своей охотой?», и та отвечает: «Волей-неволей, а более своей охотой».

Речь идет о том, что только тому человеку, которого отчаяние и нужда заставили проникнуть в «мир матерей», может улыбнуться удача, и он может ощутить благосклонность Великой Матери. Таким образом, дары бессознательного могут иметь ценность только при искреннем поведении женщины, если она не обманывает и не хитрит, а действительно находится в состоянии отчаяния и безысходности.

Судьбе сказочного героя часто угрожает опасность, исходящая от родной матери (или мачехи, т.е. той же матери в своем негативном аспекте). Бессознательное стремиться поглотить все то, что оно само породило.

И чем более бессознательна женщина (в своей доброте к ребенку), тем сильнее ее стремление поглотить (в метафорическом смысле) объекты своей любви; иначе говоря, она утоляет свою жажду жизни, лишая своих детей и другие объекты своей «любви». Поэтому добрая мать рано или поздно должна умереть (см. подробнее "Баба-Яга-мать").

Образ Бабы Яго амбивалентен. Баба - Яга может выступать и в функции вредителя (тогда она старается погубить героя или героиню, пришедших к ней по той или иной надобности), и в функции дарителя, волшебного помощника (тогда она, расспросив героя, попарив его в бане и накормив, одаривает необходимой вещью или дает необходимые сведения).

Иногда Баба-яга бывает предрасположена к герою и хлебосольно встречает, а потом задает задание или службу. Иногда - нет. Но, в любом случае, Яга сначала испытывает героев, и помогает лишь тем, кто выдержал испытания. В потусторонний мир попадет только достойный. Кто достоин, а кто и не очень, как раз и определяется с помощью разного рода испытаний.

Основываясь только на человеческих критериях, невозможно добиться повышения уровня осознания – обязательно должны вмешаться сверхъестественные силы. Баба Яга – олицетворяет эти сверхъестественные силы, она умеет управлять процессом трансформации.

Живя в лесу, она умеет обращаться с дикими животными, даже имеет помощников (лебеди). Бабе Яге служат черные коты, вороны, змеи. Она знает язык животных и растений. Яге служат три всадника — черный (ночь), белый (день) и красный (солнце), ежедневно проезжающие через ее «проходную».

Баба-Яга — обладательница огня (сказка «Василиса Прекрасная»), золотых яблок (сказка «Гуси-Лебеди») или знания, помогающего главному герою одолеть своего противника (сказка «Лягушка-Царевна»)

Она владеет стадами скота и табунами волшебных коней; в некоторых сказках герой, чтобы получить такого коня, нанимается к Яге (искомым волшебным конем при этом оказывается невзрачный конек) или попросту крадет коня и спасается бегством, а Яга преследует его только до пограничной реки, которую перейти не в силах (граница между жизнью и смертью).

Часто задание состоит в охране кобылиц Бабы Яги, в которых превращаются ее дочери. В награду Яга одаривает героя волшебными вещами: меч - самосек; гусли - самогуды; сапоги - скороходы; ковер - самолет; клубок, путеводная нить которого, указывает верную дорогу к счастью.

В некоторых южнославянских сказках Баба-Яга выступает не как злая лесная старуха, а как степная богатырша, иногда — мать, жена или сестра убитых богатырями змеев. Во многих сказках Яга сама ездит верхом на коне и сражается подобно богатырю; она выступает против приехавших в ее царство богатырей, причем, в отличие от Змея, который обычно выступает единолично (хотя, благодаря своей многоголовости, является как бы символом множественности нападающих), нападает во главе целого воинства.

Пропп считал, что «Образ Бабы-Яги восходит к архетипу тотемного животного, обеспечивающий успешную охоту для представителей тотема в доисторические времена. Впоследствии роль тотемного животного занимает существо, которому подвластен весь лес с его обитателями.

Женский образ Бабы-Яги связан с матриархальными представлениями об устройстве социального мира. Во времена принятия христианского вероисповедания славянами старые языческие божества подверглись гонению. В народной памяти остались лишь божества низшего порядка, т. н. хтонические существа, к которым принадлежит и Баба-Яга».

 Выделим некоторые характерные особенности описания этого персонажа:
  • она родоначальница (см. баба)
  • она обладает каким то древним знанием (см. бабка).
  • она «управляет» мистическими и природными силами.
  • она косвенно связывается с рождением и повитухами.
  • внешность её говорит о том, что это не человек в привычном смысле.
  • она живет в избушке на курьих ножках.
  • её избушка часто составлена из элементов человеческого тела (что само по себе показательно).
  • вокруг избушки часто присутствуют следы прошлых смертей, людей взаимодействующих с ней.
  • во время её активности изменяется мир (во время передвижения Бабы Яги воют ветры, стонет земля, скот ревет, трещат и гнутся вековые деревья.).
  • она похищает детей (или другими словами: дети оказываются в её власти).
  • у неё 12 дочерей (как 12 месяцев) и она владеет силами Солнца и Луны.
  • она прядет (веретено судьбы).
  • в зависимости от состояния главного героя она может выступать в четырех ипостасях: похитительница, дарительница, воительница и соблазнительница.
  • что бы эти ипостаси сменили друг друга главный герой должен сразиться с ней и победить. Но, не убить её.
  • главный герой для успеха взаимодействия с ней должен иметь определенные качества. Например: быть дураком.
  • сражение с ней или с её дочерями часто может быть сражением с некими соблазнами, в которые обратились дочери или она сама.
  • дары её помогают главному герою в дальнейших сражениях и являются волшебными (не человеческими в привычном смысле – не материальными).
  • она имеет отношение к змеям.
  • она имеет отношение к некой границе, за которой она живет, до которой она может преследовать героя, которую она охраняет или проводником через которую она может являться.
  • она обладает двумя символическими вещами: ступой и пестом (или помелом) – что примитивно соответствует лону и фаллосу. . или женскому и мужскому принципу.
  • после победы над ягой она служит герою и приносит ему пользу.

Давайте попробуем отвлечься от далеко не репродуктивного возраста Бабы-Яги, и сосредоточиться на ее способности принимать облик молодой привлекательной женщины. Ведь Баба Яга в девичестве Ведьма).

Отношения с партнером

Яга, с подчеркнутыми атрибутами женской плодовитости – богиня-мать: у нее три сына (змеи или великаны) и 3 или 12 дочерей. Она — домовитая хозяйка, ее атрибуты (ступа, метла, пест) — орудия женского труда. Но Яга никогда не знала и не знает супруга.

Сексуальный сценарий

Иногда сюжет «Яга-соблазнительница» описывается в открытую, иногда - иносказательно. Во многих сказках Баба-Яга, заманив к себе "добра молодца", использует его как "передвижное средство": усевшись ему на спину, совершает дикие ночные полёты. Однако смысл сюжета совсем другой!

В действительности, Баба-Яга обольщает, склоняет или просто принуждает "добрых молодцев" к вступлению с ней в связь. Иногда это тоже является испытанием: сможет молодец удержаться от соблазна - получит от Бабы-Яги желаемую помощь, нет - останется у ней навсегда.

Часто для этой цели Баба-Яга просто похищает мальчиков-подростков (явные отголоски обряда инициации). Причём, для Бабы-Яги это не простое удовлетворение похоти: вступая с молодыми мужчинами в сексуальный контакт, она "выпивает" их молодость и тем самым продлевает свою бесконечную жизнь, молодцы же, оставаясь у Бабы-Яги, очень быстро чахнут и умирают.

По некоторым поверьям, обольстив какое-то (очень большое) количество молодых мужчин, Баба-Яга может вернуть себе молодость и красоту.

В одной из сказок, когда молодец в изнеможении засыпает, Баба-Яга подсаживается к зеркалу, разглядывает себя, подсчитывает, скольких юношей ей ещё нужно обольстить и мечтает: - Буду жить в тереме, а не на дереве! Буду зваться не Каргой, а Красавицей! Понятно, что в своём истинном обличье Бабе-Яге трудно добиться желаемого.

Иногда для достижения цели она просто оборачивается красивой женщиной, иногда опаивает гостя зельем ("не бывает некрасивых женщин - бывает мало водки"!), а иногда затевает более сложные комбинации: похищает девушку и ждёт, когда суженый явится её выручать, после чего принимает вид его невесты и плетёт свои козни.

Иногда Яга-обольстительница живёт прямо в деревне, под видом некой "весёлой вдовы" и охотно принимает у себя гостей мужского пола. Правда, при этом к ней частенько по ночам захаживают и черти.

"Бабу-Ягу можно рассматривать как сексуального коллекционера – если иметь в виду ее традицию превращать девиц в птиц и сажать их в клетки, а юношей – в камень или лед, и украшать ими двор или спальню.

Такие сценарии предполагают наличие богатого сексуального опыта, с которым они не хотят расставаться, и стараются сохранить в форме рассказов, воспоминаний, фотографий и прочего. Хороший любовник для них – это герой красивого (то есть обычно трагичного) сюжета" (Д.Соколов).

На самом деле, если отвлечься от сказок, в древних культурах придавалось большое значение духовному аспекту близости с женщиной. И юношу этому специально учили. Наставницей юноши была опытная женщина.

Как правило, она жила в отдалении от людей, была более образованна по сравнению с остальными. В русских сказках это Баба Яга. Инициация добрых молодцев – одна из символических нагрузок данного образа («Накорми, напои, в бане помой, спать уложи…»).

Добрый молодец некоторое время остается у Яги в услужении, выполняет ее поручения. Когда же она убеждается в его готовности к новой жизни, то отпускает его или он уходит сам. Баба Яга являлась барометром, определяющим качество будущего члена общества, должна была испытывать претендентов на взрослость.

Задания, предоставляемые Бабой Ягой, были разные – женщина должна была уметь работать по дому, а мужчина - уметь охотиться, пасти скот, делать оружие, и, в конце концов, быть в курсе, что нужно делать с женой. О последнем редко говорят и мало где пишут, но в сказках это отражено, как и в серьезных исследованиях.

Во многих сказках Баба Яга предлагает герою взять в жены свою дочь, что, вероятно, является просто отголоском необходимой проверки зрелости в далеком прошлом - не забывайте, что сексопатологов не существовало.

Схема развития событий обычно такова:

1. Знакомство с героем. У него есть возлюбленная, но он не знает, как обращаться с женщиной. Либо он еще не нашел свою женщину.

2. Встреча с Наставницей, которая сначала не производит на героя впечатления. Она может его испытывать (прогонять, давать сложные задания, провоцировать). Однако герой остается.

3. Обучение. Наставница учит героя культуре поведения с женщиной. Показывает, как понимать ее мир, как за ней ухаживать. Она сама заботится о герое, демонстрируя правила поведения в любовной игре.

4. Кризис. Герою начинает казаться, что он влюблен. Он хочет остаться у Наставницы навсегда. Герой не понимает, что его задача – сохранить то, чему он научился и найти свою женщину. Герой переживает кризис.

5. Расставание и начало новой жизни. Наставница может просто исчезнуть, или так изменить свою внешность (например, резко состариться), что герой сам понимает абсурдность собственных мечтаний о совместной жизни с ней и т.д. Герой уходит, возвращается к своей девушке, грамотно строя отношения с ней" (Зинкевич-Евстигнеева).

Баба-Яга – мать

И в сказках, и в жизни Добрая Мать может «удушить» ребенка своей любовью, не дать ему повзрослеть. Поэтому возникает необходимость в Бабе-Яге (как вариант -мачехе) — Злой Матери.

"С точки зрения аналитиков, в своем позитивном аспекте, Баба-Яга, выступает помощником по отношению к формирующейся маскулинности девушки. Она указывает сказочному герою-освободителю путь к злодею (Кащею, Змею Горынычу и т.п.), у которого в плену томится похищенная красавица (феминность).

Когда Баба Яга помогает Ивану-царевичу победить Кащея, похитившего Василису Прекрасную, это отражает тот момент развития личности и семьи, когда действует негативная часть матери, помогающая подрастающей дочери преодолеть эдипальные трудности романтических отношений с отцом" (Василец Т.Б.).

"Пока ребенок мал, влияние матери, как правило, позитивно. В сказках это период жизни с родной (доброй) матерью, который вынесен из контекста, т.е. чаще всего только подразумевается. Затем дочь вырастает и перестаёт быть ребёнком: родительские функции матери ослабевают, и тогда она выступает как женщина, отец - как мужчина, а дочь - как женщина, претендующая на мужчину. Самый близкий мужчина - отец.

Таким образом, мать и дочь превращаются в женщин-соперниц, борющихся за мужчину - отца. Самой опасной является инцестуозная часть этих отношений, где дочь невольно пробует свои женские чары на первом сексуально безопасном объекте - в отношениях с отцом. Отношения между матерью и дочерью становятся отношениями соперниц.

Отец в этот период решает нелегкую задачу, поскольку, с одной стороны, для отца естественно восхищаться расцветающей женственностью дочери, а с другой – отец является первым естественным защитником дочери и не должен переступать священную черту, проходящую между ними.

До момента взросления дочери (становления Красавицы) конфликта не было, теперь же былая иерархия - «взрослый-ребёнок» - должна замениться отношениями равенства. Но здесь-то как раз и нет равенства: в доме две взрослые женщины, одна из которых имеет мужчину, а другая нет.

Задача девушки - пройти инициацию и найти своего собственного мужчину. Задача матери - пересмотреть свою уже не востребованную материнскую функцию и сменить сферу продуктивности. Вот откуда в сказке появляется мачеха (или Баба-Яга): ей легче играть свою роль, если она не разрывается надвое между любовью к дочери и враждой к более молодой сопернице, как это бывает в реальной жизни" (Ефимкина Р.П.).

В помощь мужчине-отцу (и в сказках, и в жизни) нередко возникает ревность реальной матери. В образе Яги-помощницы таится бесценная подсказка, как эта ревность может стать полезной силой, которая помогает окрепнуть (кормит, поит, топит баньку для Ивана-царевича) развивающемуся мужскому аспекту в личности дочери – ее внутреннему герою-защитнику.

В союзе с Ягой, ведающей всё о тайнах Кащеевой слабости (захватывающая, пленяющая часть отца), Иван-царевич быстро и успешно справляется с опасной задачей и побеждает злодея, освобождая прекрасное женское. В жизни – дочь находит себе партнера.

В отношениях с сыном добрая мать должна рано или поздно стать Бабой-Ягой, иначе он никогда не станет мужчиной и не найдет себе партнершу.

К сожалению, многие авторитарные матери удерживают при себе сыновей или дочерей, говоря: «Я столько жертвовал(а) собой ради тебя, поэтому ты у меня в долгу». Некоторые молодые люди включаются в эту игру и не сепарируются («обособляются») от семьи, не устанавливают дистанцию между собой и своей семьей. Они не становятся взрослыми, потому что чувствуют себя связанными обязательствами по отношению к родителям.

Но, рано или поздно наступает момент, когда «гаснет свет» в уютном родительском доме, и приходится идти за огнем к Бабе-Яге, проходить испытания, побеждать чудовищ, учиться ткать полотно собственной жизни, ведь свою нить судьбы можно спрясть только самому.

Баба-Яга – свекровь и теща (собственница)

Баба-Яга часто воплощает образ свекрови и тещи.

Про свекровь – понятно. Работайте-работайте-работайте (батарейки Энерджайзер отдыхают). И ждите, пока она вас похвалит. Главное, чтобы ожидание не длилось больше жизни.

А какая Яга теща?

Баба-Яга из тех тещ, которые воспринимают зятя как свою собственность. Ты превращаешься в довесок к ее дачке на курьих ножках и возишь ступу на техобслуживание. Она будет заваливать тебя заданиями, и не успокоится, пока не сожрет тебя с потрохами.

У нее два достоинства. Она хорошо понимает прямые высказывания и не лишена чувства юмора. Пару аккуратных, но твердых отказов, перемежающихся с прибаутками в ее вкусе - и ты станешь из Ивашки-дурака ее любимым зятем.

Профессиональный сценарий

Баба-яга – это кризисный терапевт, фасилитатор, встреча с этим персонажем ставит перед необходимостью пройти инициацию, прожить кризис, перейти врата (подняться на новый уровень развития). Поход к Бабе-Яге – это экзистенциальный опыт человека.

Это кризис развития в том числе. "Кризис – это столкновение двух реальностей: психоческой реальности человека с его системой мировоззрения, паттернами поведения и т.п. и той частью объективной действительности, которая противоречит его предыдущему опыту.

Эта действительность уже воспринята человеком, но не преобразована. И преобразование ее затруднено или сейчас невозможно, так как для этого требуются качественно иные механизмы, в данным момент отсуствующие" (Эриксон Э. Г. ).

Возрастные кризисы затрагивают практически каждого из нас, и не всегда проходят легко. Речь идет о нормативном кризисе (например, из юношества в взрослую жизнь), который неизбежно возникает на жизненном пути большинства людей. Хотя, в жизни человек, к сожалению, может сталкиваться и с ненормативными кризисами (развод, смерть близкого и т.д.).

Когда-то на этих сложных  этапах жизни человека сопровождал шаман. В сказках роль шамана играет Баба-яга. Когда сказочный герой приходит к Бабе-яге, столкнувшись с неразрешимым вопросом, именно она дает ему подсказку, где искать ответ. Именно к шаману приходили за такими вопросами, не являющимися общедоступными.

Шаман, как хранитель традиций племени, проводил обряд инициации. Баба-яга, можно сказать, обладает теми же функциями. В настоящее время, Баба-яга – наша коллега (терапевт). Она – «не мертвая и не живая» – т.е. она в идеале нейтральна, не вовлечена в «шкурные» отношения с клиентами (часто молодыми юношами и девушками), не конкурирует, но опекает, осуществляет психологическое сопровождение.

Она – проводник (гид), носитель опыта походов в «тридевятое царство» (бессознательное) в тот момент, когда обычно в «реальном» мире у героя возникает некая проблема. Герой отправляется за ее решением в путешествие, попадает в «волшебный» («тридевятый») мир, приобретает там помощников (ресурсы), проходит некоторые испытания и вступает в открытую борьбу с «силами зла»(проблемами).

Он побеждает и возвращается назад в свой обычный мир, который в результате его победы трансформируется и улучшается. Т.е. Баба-Яга помогает герою достичь цели.

«Чем дальше отходит человек от традиционной культуры, тем чаще и чаще возникает необходимость его психологической поддержки на разных этапах жизненного пути.

В связи с вышесказанным можно рассматривать современную психотерапию как набор социотехнических практик, которые позволяют организовать инициацию - обнаружение «невыросшего» аспекта личности клиента, создание условий для завершения его «роста» и перехода на следующую стадию его развития, адекватную биологическому возрасту клиента» (Ефимкина Р.П.)

Список литературы, использованный при написании статьи:

1. Ефимкина Р.П., Пробуждение Спящей Красавицы. Психологическая инициация женщины в волшебных сказках. Монография. СПб.: Речь, 2006.

2. Франц М.-Л. Фон, Психология сказки, СПб.:Б.С.К., 1998

3. Кэмпбелл Джозеф, Герой с тысячью лицами. Пер. с англ. - К.: «София», 1997.

4. Янг-Айзендрат Полли. Ведьмы и герои: Феминистский подход к юнгенианской психотерапии семейных пар/ М.:Когито-Центр, 2005

5. Биркхойзер-Оэри Сибилл. Мать: Архетипический образ в волшебных сказках /Пер. с англ.-М.: Когито-Центр, 2006.

6. Пропп В.Я., В.Я. Русская сказка. Изд-во ЛГУ имени А.А. Жданова. Ленинград.

7. Проп В.Я. Фольклор и действительность. Избранные статьи. Изд-во Наука, 1976.

8. Эстес К. Бегущая с волками Киев, "София", 2002

9. Энциклопедия сверхъестественных существ (автор-составитель К.Королев) – М.: Изд-во Эксмо; СПб, 2002.

10. В.И. Даль. «О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа».

11. Василец Т.Б. Мужчина и женщина - тайна сакрального брака. Очерки по инициационной терапии // http: //www.inits-terapiya.narod.ru

12. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тайный шифр женских сказок - СПб.: Речь, 2006.

13. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Она и он: тайный шифр сказки отношений - СПб.: Речь, 2007

14.Википедия

15. Интернет-ресурсы.

Источник

Метки: Материнство, Психотерапия, Женщины,

Читать по теме:

Есть ли жизнь после невроза?

Есть ли жизнь после невроза?

18.05.2018
973
Елена Леонтьева, психолог: "Страдание - очень важная деятельность, она занимает много времени и сил и прекрасно конституирует жизнь. Всегда есть чем заняться, если умеешь страдать."

Метки: Депрессия, Невроз, Психотерапия,

Про мужские долги

Про мужские долги

17.05.2018
448
Люди встречаются, люди влюбляются, люди друг другом наслаждаются, а потом наступают суровые реальности жизни, в которых мужчина и женщина из влюбленных превращаются в должника и коллекторшу.

Метки: Женщины, Мужчины,

Что делать, если девушка – стерва

Что делать, если девушка – стерва

16.05.2018
102
Дмитрий Трефилов, психолог: "Бывает так, что споры и  ссоры со стервой занимают у мужчины так много времени,  что его почти не остается на общение с ней в мире и согласии. И если это так в Вашем случае, то я не удивлюсь тому факту, что моменты затишья Вы часто проводите в тревоге. Ожидая, что вот-вот что-то начнется..."

Метки: Конфликты, Женщины, Мужчины,

Мать — ведьма

Мать — ведьма

11.05.2018
1611
Психолог Анна Кирьянова: "В медицинской и психологической практике известен феномен «маленького калеки»: ребенок непрерывно болеет, зачастую очень тяжело, а рядом всегда находится жертвенная и горячо любящая мать, которая лечит его, водит по врачам, оплачивает дорогостоящее лечение… На самом деле мать бессознательно внушает ребенку программу болезни; именно в такой ситуации она чувствует себя нужной, любимой, повышается ее самооценка, а жизнь — обретает смысл."

Метки: Материнство, Детско-родительские отношения,

Только для женщин: про собственную ценность

Только для женщин: про собственную ценность

08.05.2018
850
Алевтина Грицышина, психолог: "В своей психотерапевтической практике, да и просто в повседневной жизни я крайне редко встречала по-настоящему уверенных в себе женщин. Не самоуверенных, с раздутым «эго», всем своим видом показывающим «Эй! Обратите на меня внимание! Все люди как люди, а я – богиня!». Этот вариант как раз про низкую самооценку."

Метки: Женщины, Самооценка,

Парадоксальный способ раскрытия ЖЕНСТВЕННОСТИ для сильных Женщин

Парадоксальный способ раскрытия ЖЕНСТВЕННОСТИ для сильных Женщин

28.04.2018
707
Лилия Левицкая, психолог: "Как вести себе сильной Женщине, той сильной, которая настроена обеспечивать себя сама, привыкла быть самостоятельной?"

Метки: Женщины,

Старательные девочки умирают первыми

Старательные девочки умирают первыми

26.04.2018
1042
Светлана Поднебесная, психолог: "Я смотрю на эту молодую красивую женщину с темными кругами под глазами, загнавшую себя как загоняют деревенских тягловых лошадей. Диссонанс между молодостью и усталостью такой огромный и очевидный, что мне становится грустно и страшно."

Метки: Страх, Стресс, Перфекционизм, Женщины,

"Старые" девушки

"Старые" девушки

18.04.2018
875
Любовь Ордина, психолог: "Если вы чувствуете себя уже старыми, от чего это происходит? Кто вас научил этому? Или, может быть, в вас говорит страх того, что что-то не получится и тогда проще сказать "я слишком стара для этого"?"

Метки: Привлекательность, Женщины, Возраст, Самооценка,

21 способ внести разнообразие в отношения с постоянным партнером

21 способ внести разнообразие в отношения с постоянным партнером

14.04.2018
888
Двух вещей хочет настоящий мужчина: опасностей и игры. Именно поэтому ему нужна женщина - как самая опасная игрушка. Ницше  

Метки: Отношения, Ceкcуальность, Женщины, Мужчины,

Женщины, с которыми не знакомятся

Женщины, с которыми не знакомятся

11.04.2018
2038
Любовь Ордина, психолог: "Если бы мужчины знакомились и начинали ухаживать только за идеальными красавицами - то оглянувшись вокруг, мы бы не увидели пары, состоящие из разных мужчин и совершенно разных (внешне и внутренне) женщин!"

Метки: Одиночество, Привлекательность, Женщины, Самооценка,

Один хлопок: Техника для построения границ в отношениях

Один хлопок: Техника для построения границ в отношениях

10.04.2018
693
Александр Кузьмичев, психолог: "Я предлагаю упростить там, где это возможно. Локализовать отношения до одного некоего стартового действия. Которое, пусть и не обещает 100% результат, но значительно ускоряет межличностные изменения и процесс построения своих границ. Притом не через «чистое» личностное саморазвития, а через совместную тренировку."

Метки: Психотерапия, Границы,

Мужчины любят женщин больше чем они их

Мужчины любят женщин больше чем они их

09.04.2018
1241
Галина Журавлева, психолог: "Не смотря на то, что времена изменились и на дуэль, за малую провинность в отношении женщины, представители сильного пола друг друга не вызывают, мужчины все же, по-прежнему склонны ставить женщину на пьедестал."

Метки: Отношения, Любовь, Женщины, Мужчины,

Самое глупое поведение Женщины с Мужчиной

Самое глупое поведение Женщины с Мужчиной

08.04.2018
1742
Лилия Валерьевна, психолог: "Обида - детская реакция. Обида - аутоагрессия. Вроде бы другие сделали что-то не так, а разрушаете вы себя. Обида - эгоистичная реакция устрицы, когда поведение другого человека не соответствует моему ожиданию от него".

Метки: Отношения, Обида, Женщины, Мужчины,

Мужчины, которых нельзя любить

Мужчины, которых нельзя любить

06.04.2018
926
Ирина Гаврилова Демпси: "Мужчины, разбивающие женские сердца всегда обворожительны, обаятельны и ведут себя, как истинные джентльмены. Их нельзя не любить. Они прекрасно понимают женскую психологию, поэтому с легкостью угадывают мысли и желания. Поэтому им интересны яркие, смелые, красивые женщины."

Метки: Одиночество, Женщины, Мужчины,

Почему женщины "резко стареют"?

Почему женщины "резко стареют"?

05.04.2018
1082
Марина Елисеенко, психолог: "Женщины умеют "резко стареть" от стрессов, от переживаний, от обид, да от чего угодно. Как метод влияния на близкого человека, может быть вполне эффективен. Но цена! Какая цена!"

Метки: Женщины, Возраст,

Быть с этим мужчиной или нет: Слушай себя!

Быть с этим мужчиной или нет: Слушай себя!

04.04.2018
1229
Маша Мошковская, психолог: "Вот он говорит, к примеру, "у меня на тебя серьезных планов нет". Это очень повезет, если мужчина так честно говорит. Иногда можно это считать, видя его проявление в поступках. Так вот. Он сказал или сделал, так впусти в себя его решение. Пусть оно пройдет всю тебя насквозь. Если ты это умеешь делать, если ты достаточно уязвима, чтобы не защищаться, ты сильна, как женщина."

Метки: Отношения, Одиночество, Женщины, Мужчины,

Коррекция самооценки: Упражнение «Зеркало»

Коррекция самооценки: Упражнение «Зеркало»

03.04.2018
894
Лилия Левицкая, психолог: "Частая задача в терапии любовной зависимости, в депрессии или одиночестве, а так же при недовольстве жизни и проблемах в отношениях с окружающими -  коррекция самооценки."

Метки: Личность, Женщины, Эмоциональная зависимость, Самооценка,

НЕнадежные женщины

НЕнадежные женщины

03.04.2018
1269
Алевтина Грицышина, психолог: "Если что-то не устраивает в партнёре – посмотри в себя. Нуждаешься в сильном мужчине? А что тогда с твоей силой? Хочешь, чтобы партнёр был мудрее? А что с твоей личной взрослостью? Хочешь надежности? А что с твоей личной устойчивостью?"

Метки: Женщины,

«Легкое дыхание»

«Легкое дыхание»

31.03.2018
1357
Психолог Анна Кирьянова: "Женщина с «легким дыханием» приносит счастье мужчине. Она дышит естественно и легко. И дает дышать другим в трудную минуту. Не сразу может появится эта способность, иногда к ней надо идти через испытания и горести."

Метки: Личность, Женщины,

Зачем женщине флиртовать, чтобы забеременеть

Зачем женщине флиртовать, чтобы забеременеть

30.03.2018
2144
Гештальт-терапевт Елена Леонтьева: "На приеме молодая женщина. На консультацию к психологу ее привело чувство вины перед мужем и тревога за свой брак. Последнее время она с удовольствием флиртует со всеми подряд. Мельком влюбилась в одного коллегу, потом в другого. Что происходит? Она не любит мужа? Она плохая/развратная женщина? В чем проблема?"

Метки: Отношения, Женщины, Мужчины,

На ком нынче женятся?

На ком нынче женятся?

29.03.2018
1168
Сергей Бочаров, психолог: "На консультации, молодая девушка в возрасте 24 лет, по поводу того, что мужчина выбрал не ее: - Я старалась изо всех сил. Делала все, чтобы мужчина оценил мое к нему отношение. Но он выбрал другую."

Метки: Отношения, Женщины, Мужчины,

Любовь к мужчине, которого рядом нет

Любовь к мужчине, которого рядом нет

28.03.2018
802
Ирина Дыбова, психолог: "Женщинам, любящим мужчину, в отношениях с котором больше фантазий, чем реальных встреч, непросто отказаться от него, ведь они окутывают себя плащом фантазий, урываясь в нём от всех жизненных невзгод."

Метки: Одиночество, Любовь, Женщины, Мужчины,

Мужчины, с которыми невозможны длительные здоровые отношения

Мужчины, с которыми невозможны длительные здоровые отношения

25.03.2018
3015
Ирина Меладзе, психолог: "Использовать одного из партнеров, брать и не отдавать взамен, буквально паразитировать на теле отношений — принцип, на котором строят отношения лица с расстройствами личности: нарциссы и психопаты, а чаще всего их коморбидные то есть смешанные варианты расстройства личности."

Метки: Отношения, Нарциссизм, Инфантильность, Пограничное расстройство личности, Женщины, Мужчины, Психопатия, Зависимое расстройство личности,

Масштаб материнского влияния на судьбу дочери

Масштаб материнского влияния на судьбу дочери

23.03.2018
1602
"Будь мы мужчина или женщина, мы, как правило, в первых любовных привязанностях, выбираем партнёра, который по своим качествам похож на нашу мать. Если ваша мать не была надёжным человеком, то ваши неприятности лишь только начинаются”.

Метки: Материнство, Детско-родительские отношения,

Чужой мужик - мой мужик

Чужой мужик - мой мужик

19.03.2018
992
Лика Ставцева, психолог: "Наша психика удивительные ходы выстраивает, побуждает играть по ее сценарию без разрешения самого человека. Эта история моей клиентки, публикуется с ее разрешения. Все имена не имеют к реальным людям никакого отношения"

Метки: Психотерапия,

Послеродовой психоз

Послеродовой психоз

12.03.2018
5320
Психотерапевт Елена Леонтьева: Если женщина с диагностированным психическим расстройством решает завести ребенка, возникает много вопросов. Можно ли иметь детей? Какова вероятность передачи психических расстройств по наследству? Как принимать и принимать ли вообще психотропные препараты во время беременности и потом?

Метки: Материнство,

КАК мать превращает СЫНА в «психологического мужа»

КАК мать превращает СЫНА в «психологического мужа»

04.03.2018
8349
Леа Веденски, психолог: "Каждому практикующему психологу приходилось иметь дело с этим странным и печальным явлением. Это выглядит так, что мать превращает своего сына в "психологического мужа". Или, по выражению Юнга, она переносит свой эрос на сына."

Метки: Воспитание, Материнство, Детско-родительские отношения,

Отвергнутая женственность: история одного симптома

Отвергнутая женственность: история одного симптома

28.02.2018
1866
Геннадий Малейчук, гештальт-терапевт: "Делюсь опытом работы с клиентом, предъявляющим в качестве запроса симптом. Представляю авторскую концепцию психосоматики."

Метки: Психотерапия, Женщины, Гештальт-терапия,

Жизнь с родителями: застревание на определенном этапе психического взросления

Жизнь с родителями: застревание на определенном этапе психического взросления

27.02.2018
3208
Проблемы совместного проживания с родителями – частая причина обращения к психологу. Попробуем выделить несколько типичных ситуаций и описать их. По современной психологической моде жизнь с родителями приравнивается к незавершенной сепарации, и означает застревание на определенном этапе психического взросления.

Метки: Психотерапия, Детско-родительские отношения,

Ищем ключ к бессознательному. Тест Юнга "16 ассоциаций"

Ищем ключ к бессознательному. Тест Юнга "16 ассоциаций"

27.02.2018
1783
Свой метод свободных ассоциаций Карл Юнг использовал как детектор лжи. Используя эту технику, мы можем понять, что нам мешает в жизни и устранить проблему.

Метки: Психотерапия,

Интервью недели

Отстаньте от детей! Нейропсихолог о вреде раннего развития

Отстаньте от детей! Нейропсихолог о вреде раннего развития

"Если родители с трех лет отдадут ребенка в гончарную мастерскую, или «в живопись» — ради бога. Но пусть оставят в покое эти буквы и цифры".

А.В. Семенович

Нейропсихолог, кандидат психологических наук

Поделиться

Метки

...
Ceкcуальность Агрессия Апатия Арт-терапия Биполярное расстройство Возраст Воспитание Выгорание Гештальт-терапия Гипноз Границы Деньги Депрессия Детско-родительские отношения Домашнее насилие Женщины Зависимое расстройство личности Зависимость Застенчивость Измена Инфантильность Карьера Коммуникации Конфликты Кризис среднего возраста Личность Любовь Манипуляции Материнство Мотивация Мужчины Нарциссизм Насилие Неблагополучная семья Невроз Нерешительность Неуверенность в себе Обида Одиночество Отношения Панические атаки Переедание Перфекционизм Пограничное расстройство личности Подростковый возраст Психическая травма Психологический кризис Психологическое насилие Психосоматика Психотерапия Развитие личности Развод Самооценка Семейные кризисы Семья Случаи из практики психотерапии Смысл жизни Снижение полового влечения Созависимость Спасательство Страх Стресс Стыд Сценарии Счастье Тревожность Трудное поведение Уверенность Управление эмоциями Фобии Чувство вины Шизофрения Экзистенциальный кризис Эмоциональная зависимость Энергия Эффективность