Баба-Яга: в сказках и в жизни

26 июня 2017
2723

Тина Уласевич
Психолог, семейный терапевт, гештальт-терапевт

«Кто не сомкнет глаз до утра после ночи, полной историй, тот станет мудрейшим человеком на свете». Пусть так и случится. Пусть это сбудется с каждым из нас. К.П. Эстес


Тут потемнело синее небо, закрутились пыльные вихри, дубравы приклонились - и в огненной ступе, за собою заметая след, прилетела Буря-Яга Костяная Нога.

Кто она такая и почему

Баба-Яга — один из самых ярких женских сказочных образов.

Происхождение имени Баба-Яга (достоверно не установлено)

Версии:

БАБКА, БАБА, БАБУШКА — женщина, старшая в роде, семье; замужняя женщина; лекарка-знахарка; повитуха; старшая по возрасту, опыту; родоначальница.

Повитуху, помогавшую при родах, присматривавшую за роженицей и ребенком первое время после его появления на свет, традиционно называли бабкой, бабушкой, баушкой и почитали, чествовали как человека, наделенного особыми умениями, силами, мудростью.

Кстати: Согласно обычаям в некоторых районах России, «если бабушке-повитухе почему-нибудь покажется, что новорожденный появился несколькими днями раньше на свет, то она замазывает ребенка по самую маковку в тесто, кладет этот пирог на хлебную лопату и всовывает на некоторое время в теплую печь (символизирующую женское лоно) с различными причитаниями».

Там ребенок  "допекался", становился сильнее и жизнеспособнее. Подобным образом лечили детей постарше, если они заболевали: их сажали на лопату и осторожно подносили к горящей печи. В этом случае считалось, что болезни сжигаются и вместе с дымом выходят через трубу, а "заново перепеченный" ребенок становится более здоровым. Выполняла этот ритуал деревенская знахарка.

Впрочем, помещение в печь несет в себе и остатки символизма обряда инициации. Он символически изображал смерть ребенка-юноши и рождение взрослого мужчины. Обряд проводился в глухом лесу, и сопровождался он телесными истязаниями, символическим «пожиранием» юноши чудищем и последующем «воскрешением». Ученые видят в действиях Бабы-Яги сохранившиеся отголоски и намеки на этот древний обряд.

БАБАЙ — таинственное существо в образе страшного старика, которым пугают детей. Название «бабай», видимо, произошло от тюркского «баба», бабай — старик, дедушка. Этим словом обозначается нечто таинственное, не вполне определенного облика, нежелательное и опасное.

В поверьях северных районов России бабай — страшный кривобокий старик. Он бродит по улицам с палкой. Встреча с ним опасна для детей.

БАБАИКА — фантастическое существо; старуха, которая пугает детей. По сообщению В. Даля, «детей пугают бабайкою, старухою», «тут сходятся производные от „бабы" и от „бабая"» (Даль).

Вторая часть имени – «Яга» - также не имеет однозначной трактовки.

(Яга (-я) Баба, Ягабиха, Ягабова, Ягая, Ягинишна, Ягиха, Егебица; - загадочная лесная старуха, большуха над ведьмами.

Древнейший персонаж славянской мифологии. Первоначально это было божество смерти: женщина со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души почивших в царство мертвых.

По другому поверью, Смерть передает усопших Бабе-Яге, вместе с которой она разъезжает по белу свету. При этом Баба-Яга и подвластные ей ведьмы питаются душами покойников и оттого делаются легкими, как сами души.

Русский этнограф Н. Абрамов в середине XIX издал «Очерки Березового края», где высказал предположение, что слово «яга» происходит от названия верхней одежды («яга» или «ягушка»), которую носили всегда шерстью наружу. Такая одежда в мифологии древних славян являлась обязательным атрибутом «нечисти».

КНЯГИНЯ - «Кн-Ягиня» БАБА ЯГА, т.е. просто ЯГИНЯ.

Этимология Бабы-Яги, возможно относится к санскриту, и имеет перевод не иначе как «йагья» - жертвоприношение, а слово «баба» с ударением на последний слог переводится как «отшельник».

Возможно - "Яга" происходит от санскритского "ahi" – змей.

В том, что Баба-яга костеногая (т.е. по сути одноногая), исследователи видят ее сходство с образом змеи.

В славянской мифологии, как и в мифологии других народов, можно проследить связь между хромоногостью (одноногостью) сверхъестественных существ и змеей. По белорусскому преданию черти - хромые. Имя главного черта "цмок" ("змей").

Наличием хвоста (или его рудиментарных остатков) Яга несколько напоминает древнегреческую деву-змею Ехидну. Согласно античным мифам, от брака с Гераклом Ехидна родила скифов, а скифы считаются древнейшими предками славян.

Берегиня. Бер – яги – ня. Корень «бер»  насет следы табу на духовные имена мистериальных существ, но и имеет значение о-бер-егать.

Есть много и других версий о происхождении имени (например, "ега" в старосербском - болезнь).

По другой гипотезе, «яга» в переводе с коми – бор, сосновый лес, а «баба» - женщина. И Баба-Яга в такой трактовке - лесная женщина.

Связывают слово «яга» и с глаголом «ягать», который обозначает кричать, шуметь, ругаться. Тогда Баба-Яга никто иная, как шумливая, вздорная бабка.

Похожие персонажи есть в мифологиях других славянских народов: чехов, поляков, сербов. Там их зовут Едзя – лесная старуха, или кошмар.

Баба-Яга в сказках

Внешность. Жилище.

В. Даль писал, что Баба-Яга — «род ведьмы или злой дух под личиной безобразной старухи».

О Бабе-Яге повествуют сказки и славянская мифология.

Внешне Баба Яга - это безобразная сгорбленная старуха c длинными лохмами нечесаных волос, с синим носом крючком, с одной костяной или золотой ногой. Ее огромные железные груди болтаются до пояса и ниже. Одета Баба в одну рубаху без опояски. Глаза Яги горят красными сполохами. Кости у нее местами выходят наружу из-под тела. У Бабы Яги костлявые руки и острые железные зубы.

Баба-Яга живет, в дремучем лесу или на болоте, в "избушке на курьих ножках", одна, за исключением зверей, т.е. живет она обособленно (на границе сознания).

Лес - символизирует коллективное бессознательное, темную и неизведанную – теневую – сторону жизни - смерть. «В сказках бессознательное часто воплощается в образе дремучего леса, одинокой скалы или бескрайнего моря, а обретающие там человеческие персонажи служат воплощением коллективного аспекта бессознательного» (М.-Л. фон Франц).

Её избушка „на курьих ножках“ изображается стоящей то в чаще леса (центр иного мира), то на опушке, но тогда вход в неё — со стороны леса, то есть из мира смерти, то на перекрестке дорог.

"Курьей ножкой" когда-то называли именно перекрёсток или развилку дорог, а такое место у славян считалось "нечистым" и опасным. Именно на перекрёстках, по поверьям, любила собираться всяческая нечисть, равно как и на границе леса.

Но, скорее всего, название „курьи ножки“, произошло от „курных“, то есть окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили „избу смерти“ небольшой сруб с прахом покойника внутри, домовину (погребальное сооружение в виде человеческого жилища).

Почему Баба-яга - «костяная нога»? Почему ее нос в потолок врос? Почему избушка «без окон без дверей» стоит на «курьих ножках»? Да потому, что Баба-яга - не человек, а мертвец! Одной ногой стоит в мире живых, другой — в мире мертвых. Она лежит в гробу, вот почему у нее нос в потолок врос! И эта избушка – без окон, без дверей, как и гроб. А на курьих ножках она стоит потому, что гробы не закапывали, а ставили на сваи, чтобы звери не достали…».

Тело всегда считалось «избушкой» (домом) души и «командовать» им (телом) мог или посвященный или некоторые высшие силы – имеющие отношение к Душе. Курение же и дым вообще всегда символизировали восходящие силы Души.

Такой погребальный обряд существовал у древних славян ещё в VI—IX вв.

Окружает избушку забор из человеческих костей с черепами на столбах. На воротах вереями служат - ноги, вместо запора - руки. Вместо замка - челюсть с острыми зубами. Избушка служит вратами в царство мертвых. Она может поворачиваться вокруг оси, но в основном она обращена к лесу передом. Чтобы попасть в избушку, герою необходимо произнести заклинание: "Встань по старому, как мать поставила! К лесу задом, ко мне передом".

Так что Бабу-Ягу можно считать некой "привратницей", Стражем, стерегущей границу между миром живых и мёртвых. Избушку же – «форпостом» и "порталом" между этими мирами.

Баба-Яга внутри такой избушки представлялась как бы живым мертвецом — она неподвижно лежала и не видела пришедшего из мира живых человека (живые не видят мёртвых, мёртвые не видят живых). Она узнавала о его прибытии по запаху — „русским духом пахнет“ (запах живых неприятен мёртвым).

Герой (мужчина), встречающий на границе мира жизни и смерти избушку Бабы-Яги, как правило, направляется в иной мир (Тридесятое царство), чтобы освободить пленную царевну. Для этого он должен приобщиться к миру мёртвых.

В этих легендах Баба-Яга, стоящая на границе миров (костяная нога) служит проводником, позволяющим герою проникнуть в мир мёртвых, благодаря совершению определённых ритуалов.

Обычно он просит Ягу накормить его (и она даёт ему пищу мёртвых), совершить омовение. Ритуалы Бабы-яги – это погребальные обряды, которые сами по себе являлись символом мистического посвящения, которое должен был проходить человек.

Поскольку подобное посвящение всегда связывалось со смертью, то и символизм его связывался с погребальными обрядами. Есть и другой вариант — быть съеденным Ягой и таким образом оказаться в мире мёртвых.

Пройдя испытания в избе Бабы-Яги, человек оказывается принадлежащим одновременно к обоим мирам, наделяется многими волшебными качествами, подчиняет себе разных обитателей мира мёртвых, одолевает населяющих его страшных чудовищ, отвоёвывает у них волшебную красавицу и становится царём.

Как правило, в избушке Бабы Яги есть печь. Печь соединяет три важные черты: она дает тепло, защищает людей от холода, а значит, сохраняет им жизнь; в ней готовят пищу, она является местом трансформации, а значит, имеет тесную связь с процессами рождения и возрождения; губительная сила пламени, находящегося у нее внутри, может уничтожить человека.

Архетип Бабы Яги очень близок к Архетипу Великой Матери. Мать воплощает инстинктивное и эмоциональное начало, которое является источником жизни и жизненного тепла.

Способность пламени или печи давать духовное возрождение основано на психологическом факте: когда человека охватывает какая-либо внутренняя страсть, у него снижается уровень осознания и в силу этого облегчается контакт с бессознательным. В состоянии высокого эмоционального накала происходит трансформация, которая всегда воспринимается как возрождение или освобождение.

Так же печь может быть тюрьмой – местом, где должен сгореть главный герой (не обязательно сгореть в буквальном смысле, возможно, «сгореть» в определенном статусе, и возродиться в другом).

Средство передвижения

Баба Яга ездит или летает по воздуху в железной, каменной, огненной и т.д. ступе, погоняет пестом или клюкою, помелом след заметает (поэтому метла на картинках всегда развернута рукоятью вперед, веником назад). 

Кстати, по поводу значения ступы существует много версий. Например, кроме уже упомянутых захоронений в деревянных срубах, c Х века славяне заворачивали умерших в бересту, а примерно с ХII века стали хоронить покойников в долбленых дубовых колодах — ступах (отсюда до наших дней дошло выражение "дуба дать" или "дать дуба раньше срока", то есть умереть).

Гробы-ступы просуществовали до начала XVIII века. В 1703 году Петр I издал указ, запрещающий под страхом смертной казни рубить дубовый лес. (Только старообрядцы упрямо долбили дуб для своих усопших).

Тогда на смену захоронениям в долбленых колодах пришли похороны в сколоченных из досок гробах. Следовательно, Баба-Яга передвигается в ступе-гробу, что вполне логично для мифологического покойника.

Относительно самих полетов существуют две основные версии - либо Баба-Яга действительно летает (в сказках возможно все), либо (в жизни) грезит под воздействием мази из галюциногенных растений (например, аконит, в составе мазей для полетов сокращает сердечную мышцу и вызывает ощущение полета или падения с большой высоты).

Ступа и пест были обязательными атрибутами женской магии. Во время свадебного обряда бабка-повитуха толкла воду в ступе, и это было символом проникновения мужского начала в женское. А вода бралась потому, что именно в ней зарождается любая новая жизнь. Баба-яга в сказках этими предметами управляет, поэтому она - покровительница всех женщин, хозяйка женского начала.

Действия

Сказки знали разные формы (форматы) Яги.

Первый тип, наиболее распространенный, — это «Яга-похитительница», уносящая людей и в особенности детей, которых она потом пытается изжарить и съесть.

Второй тип, встречающийся реже двух других, — «Яга-дарительница», которая принимает героя, испытывает его и вручает ему чудесного огнедышащего коня, богатые дары, чудесные предметы и т.п.

Третий тип — это «Яга-воительница», сражающаяся с героями и побеждающая многих из них. Яга-воительница в сказках — это обычно антагонист героя: прилетев в избу и застав в ней постороннего человека, она избивает его до полусмерти, вырезает у него из спины ремень и т.д.; побеждает же ее только одаренный особой силой, хитростью и умением богатырь.

Такая Яга в некоторых сказках выступала еще и как мать Змеев — противников богатырей: как правило, в сказках богатырь сперва сражался с ее сыновьями, а потом уже с ней самой.

И, наконец, есть и ещё один "тип" Яги, по понятным причинам менее известный: «Яга – обольстительница». Образ этот чаще встречается в украинском и польском фольклоре (см.  «Баба-Яга-женщина»).

Рассмотрим три первых типа Яги подробнее:

По идее, она похищает и поедает детей, которых забрасывает в печь лопатой и зажаривает (символизирует способность женщины уничтожить ребенка – сделать аборт), но, в сказках нет доказательств, что ей это хоть раз удалось.

Грубая старуха проводит большую часть времени сидя на печи, прядет кудель, ткет холсты. Пряжа Бабы-Яги — знак ее власти над судьбами людей, дара предвидеть будущее. Нить – прядение – символ прях, ассоциируется с нитями судьбы.

«Среди архетипов бессознательного особая роль принадлежит архетипу матери, тесно связанному с предопределенностью человеческой судьбы, именно поэтому мифологические образы судьбы обычно являются женскими, а часто – материнскими» (М.-Л. фон Франц).

Баба-Яга: в сказках и в жизни.jpg

В обрядах инициации и посвящения (на лопату — и в печь) Баба-Яга выступает для подростков еще и как проводник в мир взрослых.

Придя к Бабе-Яге, не всегда можно добиться с ней разговора на равных – скорее всего, это очень редко случается. Женщины в сказках к Бабе Яге попадают редко, и только очень специфичные женщины. Это либо красавицы, либо царевны, либо рукодельницы.

Говоря языком науки, по представлениям наших предков к ней попадают только те женщины, которые могут стать лидерами в обществе матриархата – женами князей или сами претендуют на роль правителя. Оно и понятно, ведь умения простых девушек вполне могла проверить любая из ее родственниц – она тоже женщина и имеет право голоса при определении зрелости обычного члена племени.

Но если женщина претендовала на большее – ее экзаменовала Баба Яга. Только задания менялись (по сравнению с испытаниями героев мужчин) – убрать, спрясть, сшить, сготовить и прочее (доказать, что ты истинная женщина). 

«В русской народной сказке «Марфа крестьянская дочь» главная героиня, скитаясь в тоске и отчаянии в поисках Ивана-царевича, встречается с тремя старухами, каждая из них ее спрашивает: «Куда тебя Бог несет? Волей или неволей или своей охотой?», и та отвечает: «Волей-неволей, а более своей охотой».

Речь идет о том, что только тому человеку, которого отчаяние и нужда заставили проникнуть в «мир матерей», может улыбнуться удача, и он может ощутить благосклонность Великой Матери. Таким образом, дары бессознательного могут иметь ценность только при искреннем поведении женщины, если она не обманывает и не хитрит, а действительно находится в состоянии отчаяния и безысходности.

Судьбе сказочного героя часто угрожает опасность, исходящая от родной матери (или мачехи, т.е. той же матери в своем негативном аспекте). Бессознательное стремиться поглотить все то, что оно само породило.

И чем более бессознательна женщина (в своей доброте к ребенку), тем сильнее ее стремление поглотить (в метафорическом смысле) объекты своей любви; иначе говоря, она утоляет свою жажду жизни, лишая своих детей и другие объекты своей «любви». Поэтому добрая мать рано или поздно должна умереть (см. подробнее "Баба-Яга-мать").

Образ Бабы Яго амбивалентен. Баба - Яга может выступать и в функции вредителя (тогда она старается погубить героя или героиню, пришедших к ней по той или иной надобности), и в функции дарителя, волшебного помощника (тогда она, расспросив героя, попарив его в бане и накормив, одаривает необходимой вещью или дает необходимые сведения).

Иногда Баба-яга бывает предрасположена к герою и хлебосольно встречает, а потом задает задание или службу. Иногда - нет. Но, в любом случае, Яга сначала испытывает героев, и помогает лишь тем, кто выдержал испытания. В потусторонний мир попадет только достойный. Кто достоин, а кто и не очень, как раз и определяется с помощью разного рода испытаний.

Основываясь только на человеческих критериях, невозможно добиться повышения уровня осознания – обязательно должны вмешаться сверхъестественные силы. Баба Яга – олицетворяет эти сверхъестественные силы, она умеет управлять процессом трансформации.

Живя в лесу, она умеет обращаться с дикими животными, даже имеет помощников (лебеди). Бабе Яге служат черные коты, вороны, змеи. Она знает язык животных и растений. Яге служат три всадника — черный (ночь), белый (день) и красный (солнце), ежедневно проезжающие через ее «проходную».

Баба-Яга — обладательница огня (сказка «Василиса Прекрасная»), золотых яблок (сказка «Гуси-Лебеди») или знания, помогающего главному герою одолеть своего противника (сказка «Лягушка-Царевна»)

Она владеет стадами скота и табунами волшебных коней; в некоторых сказках герой, чтобы получить такого коня, нанимается к Яге (искомым волшебным конем при этом оказывается невзрачный конек) или попросту крадет коня и спасается бегством, а Яга преследует его только до пограничной реки, которую перейти не в силах (граница между жизнью и смертью).

Часто задание состоит в охране кобылиц Бабы Яги, в которых превращаются ее дочери. В награду Яга одаривает героя волшебными вещами: меч - самосек; гусли - самогуды; сапоги - скороходы; ковер - самолет; клубок, путеводная нить которого, указывает верную дорогу к счастью.

В некоторых южнославянских сказках Баба-Яга выступает не как злая лесная старуха, а как степная богатырша, иногда — мать, жена или сестра убитых богатырями змеев. Во многих сказках Яга сама ездит верхом на коне и сражается подобно богатырю; она выступает против приехавших в ее царство богатырей, причем, в отличие от Змея, который обычно выступает единолично (хотя, благодаря своей многоголовости, является как бы символом множественности нападающих), нападает во главе целого воинства.

Пропп считал, что «Образ Бабы-Яги восходит к архетипу тотемного животного, обеспечивающий успешную охоту для представителей тотема в доисторические времена. Впоследствии роль тотемного животного занимает существо, которому подвластен весь лес с его обитателями.

Женский образ Бабы-Яги связан с матриархальными представлениями об устройстве социального мира. Во времена принятия христианского вероисповедания славянами старые языческие божества подверглись гонению. В народной памяти остались лишь божества низшего порядка, т. н. хтонические существа, к которым принадлежит и Баба-Яга».

 Выделим некоторые характерные особенности описания этого персонажа:
  • она родоначальница (см. баба)
  • она обладает каким то древним знанием (см. бабка).
  • она «управляет» мистическими и природными силами.
  • она косвенно связывается с рождением и повитухами.
  • внешность её говорит о том, что это не человек в привычном смысле.
  • она живет в избушке на курьих ножках.
  • её избушка часто составлена из элементов человеческого тела (что само по себе показательно).
  • вокруг избушки часто присутствуют следы прошлых смертей, людей взаимодействующих с ней.
  • во время её активности изменяется мир (во время передвижения Бабы Яги воют ветры, стонет земля, скот ревет, трещат и гнутся вековые деревья.).
  • она похищает детей (или другими словами: дети оказываются в её власти).
  • у неё 12 дочерей (как 12 месяцев) и она владеет силами Солнца и Луны.
  • она прядет (веретено судьбы).
  • в зависимости от состояния главного героя она может выступать в четырех ипостасях: похитительница, дарительница, воительница и соблазнительница.
  • что бы эти ипостаси сменили друг друга главный герой должен сразиться с ней и победить. Но, не убить её.
  • главный герой для успеха взаимодействия с ней должен иметь определенные качества. Например: быть дураком.
  • сражение с ней или с её дочерями часто может быть сражением с некими соблазнами, в которые обратились дочери или она сама.
  • дары её помогают главному герою в дальнейших сражениях и являются волшебными (не человеческими в привычном смысле – не материальными).
  • она имеет отношение к змеям.
  • она имеет отношение к некой границе, за которой она живет, до которой она может преследовать героя, которую она охраняет или проводником через которую она может являться.
  • она обладает двумя символическими вещами: ступой и пестом (или помелом) – что примитивно соответствует лону и фаллосу. . или женскому и мужскому принципу.
  • после победы над ягой она служит герою и приносит ему пользу.

Давайте попробуем отвлечься от далеко не репродуктивного возраста Бабы-Яги, и сосредоточиться на ее способности принимать облик молодой привлекательной женщины. Ведь Баба Яга в девичестве Ведьма).

Отношения с партнером

Яга, с подчеркнутыми атрибутами женской плодовитости – богиня-мать: у нее три сына (змеи или великаны) и 3 или 12 дочерей. Она — домовитая хозяйка, ее атрибуты (ступа, метла, пест) — орудия женского труда. Но Яга никогда не знала и не знает супруга.

Сексуальный сценарий

Иногда сюжет «Яга-соблазнительница» описывается в открытую, иногда - иносказательно. Во многих сказках Баба-Яга, заманив к себе "добра молодца", использует его как "передвижное средство": усевшись ему на спину, совершает дикие ночные полёты. Однако смысл сюжета совсем другой!

В действительности, Баба-Яга обольщает, склоняет или просто принуждает "добрых молодцев" к вступлению с ней в связь. Иногда это тоже является испытанием: сможет молодец удержаться от соблазна - получит от Бабы-Яги желаемую помощь, нет - останется у ней навсегда.

Часто для этой цели Баба-Яга просто похищает мальчиков-подростков (явные отголоски обряда инициации). Причём, для Бабы-Яги это не простое удовлетворение похоти: вступая с молодыми мужчинами в сексуальный контакт, она "выпивает" их молодость и тем самым продлевает свою бесконечную жизнь, молодцы же, оставаясь у Бабы-Яги, очень быстро чахнут и умирают.

По некоторым поверьям, обольстив какое-то (очень большое) количество молодых мужчин, Баба-Яга может вернуть себе молодость и красоту.

В одной из сказок, когда молодец в изнеможении засыпает, Баба-Яга подсаживается к зеркалу, разглядывает себя, подсчитывает, скольких юношей ей ещё нужно обольстить и мечтает: - Буду жить в тереме, а не на дереве! Буду зваться не Каргой, а Красавицей! Понятно, что в своём истинном обличье Бабе-Яге трудно добиться желаемого.

Иногда для достижения цели она просто оборачивается красивой женщиной, иногда опаивает гостя зельем ("не бывает некрасивых женщин - бывает мало водки"!), а иногда затевает более сложные комбинации: похищает девушку и ждёт, когда суженый явится её выручать, после чего принимает вид его невесты и плетёт свои козни.

Иногда Яга-обольстительница живёт прямо в деревне, под видом некой "весёлой вдовы" и охотно принимает у себя гостей мужского пола. Правда, при этом к ней частенько по ночам захаживают и черти.

"Бабу-Ягу можно рассматривать как сексуального коллекционера – если иметь в виду ее традицию превращать девиц в птиц и сажать их в клетки, а юношей – в камень или лед, и украшать ими двор или спальню.

Такие сценарии предполагают наличие богатого сексуального опыта, с которым они не хотят расставаться, и стараются сохранить в форме рассказов, воспоминаний, фотографий и прочего. Хороший любовник для них – это герой красивого (то есть обычно трагичного) сюжета" (Д.Соколов).

На самом деле, если отвлечься от сказок, в древних культурах придавалось большое значение духовному аспекту близости с женщиной. И юношу этому специально учили. Наставницей юноши была опытная женщина.

Как правило, она жила в отдалении от людей, была более образованна по сравнению с остальными. В русских сказках это Баба Яга. Инициация добрых молодцев – одна из символических нагрузок данного образа («Накорми, напои, в бане помой, спать уложи…»).

Добрый молодец некоторое время остается у Яги в услужении, выполняет ее поручения. Когда же она убеждается в его готовности к новой жизни, то отпускает его или он уходит сам. Баба Яга являлась барометром, определяющим качество будущего члена общества, должна была испытывать претендентов на взрослость.

Задания, предоставляемые Бабой Ягой, были разные – женщина должна была уметь работать по дому, а мужчина - уметь охотиться, пасти скот, делать оружие, и, в конце концов, быть в курсе, что нужно делать с женой. О последнем редко говорят и мало где пишут, но в сказках это отражено, как и в серьезных исследованиях.

Во многих сказках Баба Яга предлагает герою взять в жены свою дочь, что, вероятно, является просто отголоском необходимой проверки зрелости в далеком прошлом - не забывайте, что сексопатологов не существовало.

Схема развития событий обычно такова:

1. Знакомство с героем. У него есть возлюбленная, но он не знает, как обращаться с женщиной. Либо он еще не нашел свою женщину.

2. Встреча с Наставницей, которая сначала не производит на героя впечатления. Она может его испытывать (прогонять, давать сложные задания, провоцировать). Однако герой остается.

3. Обучение. Наставница учит героя культуре поведения с женщиной. Показывает, как понимать ее мир, как за ней ухаживать. Она сама заботится о герое, демонстрируя правила поведения в любовной игре.

4. Кризис. Герою начинает казаться, что он влюблен. Он хочет остаться у Наставницы навсегда. Герой не понимает, что его задача – сохранить то, чему он научился и найти свою женщину. Герой переживает кризис.

5. Расставание и начало новой жизни. Наставница может просто исчезнуть, или так изменить свою внешность (например, резко состариться), что герой сам понимает абсурдность собственных мечтаний о совместной жизни с ней и т.д. Герой уходит, возвращается к своей девушке, грамотно строя отношения с ней" (Зинкевич-Евстигнеева).

Баба-Яга – мать

И в сказках, и в жизни Добрая Мать может «удушить» ребенка своей любовью, не дать ему повзрослеть. Поэтому возникает необходимость в Бабе-Яге (как вариант -мачехе) — Злой Матери.

"С точки зрения аналитиков, в своем позитивном аспекте, Баба-Яга, выступает помощником по отношению к формирующейся маскулинности девушки. Она указывает сказочному герою-освободителю путь к злодею (Кащею, Змею Горынычу и т.п.), у которого в плену томится похищенная красавица (феминность).

Когда Баба Яга помогает Ивану-царевичу победить Кащея, похитившего Василису Прекрасную, это отражает тот момент развития личности и семьи, когда действует негативная часть матери, помогающая подрастающей дочери преодолеть эдипальные трудности романтических отношений с отцом" (Василец Т.Б.).

"Пока ребенок мал, влияние матери, как правило, позитивно. В сказках это период жизни с родной (доброй) матерью, который вынесен из контекста, т.е. чаще всего только подразумевается. Затем дочь вырастает и перестаёт быть ребёнком: родительские функции матери ослабевают, и тогда она выступает как женщина, отец - как мужчина, а дочь - как женщина, претендующая на мужчину. Самый близкий мужчина - отец.

Таким образом, мать и дочь превращаются в женщин-соперниц, борющихся за мужчину - отца. Самой опасной является инцестуозная часть этих отношений, где дочь невольно пробует свои женские чары на первом сексуально безопасном объекте - в отношениях с отцом. Отношения между матерью и дочерью становятся отношениями соперниц.

Отец в этот период решает нелегкую задачу, поскольку, с одной стороны, для отца естественно восхищаться расцветающей женственностью дочери, а с другой – отец является первым естественным защитником дочери и не должен переступать священную черту, проходящую между ними.

До момента взросления дочери (становления Красавицы) конфликта не было, теперь же былая иерархия - «взрослый-ребёнок» - должна замениться отношениями равенства. Но здесь-то как раз и нет равенства: в доме две взрослые женщины, одна из которых имеет мужчину, а другая нет.

Задача девушки - пройти инициацию и найти своего собственного мужчину. Задача матери - пересмотреть свою уже не востребованную материнскую функцию и сменить сферу продуктивности. Вот откуда в сказке появляется мачеха (или Баба-Яга): ей легче играть свою роль, если она не разрывается надвое между любовью к дочери и враждой к более молодой сопернице, как это бывает в реальной жизни" (Ефимкина Р.П.).

В помощь мужчине-отцу (и в сказках, и в жизни) нередко возникает ревность реальной матери. В образе Яги-помощницы таится бесценная подсказка, как эта ревность может стать полезной силой, которая помогает окрепнуть (кормит, поит, топит баньку для Ивана-царевича) развивающемуся мужскому аспекту в личности дочери – ее внутреннему герою-защитнику.

В союзе с Ягой, ведающей всё о тайнах Кащеевой слабости (захватывающая, пленяющая часть отца), Иван-царевич быстро и успешно справляется с опасной задачей и побеждает злодея, освобождая прекрасное женское. В жизни – дочь находит себе партнера.

В отношениях с сыном добрая мать должна рано или поздно стать Бабой-Ягой, иначе он никогда не станет мужчиной и не найдет себе партнершу.

К сожалению, многие авторитарные матери удерживают при себе сыновей или дочерей, говоря: «Я столько жертвовал(а) собой ради тебя, поэтому ты у меня в долгу». Некоторые молодые люди включаются в эту игру и не сепарируются («обособляются») от семьи, не устанавливают дистанцию между собой и своей семьей. Они не становятся взрослыми, потому что чувствуют себя связанными обязательствами по отношению к родителям.

Но, рано или поздно наступает момент, когда «гаснет свет» в уютном родительском доме, и приходится идти за огнем к Бабе-Яге, проходить испытания, побеждать чудовищ, учиться ткать полотно собственной жизни, ведь свою нить судьбы можно спрясть только самому.

Баба-Яга – свекровь и теща (собственница)

Баба-Яга часто воплощает образ свекрови и тещи.

Про свекровь – понятно. Работайте-работайте-работайте (батарейки Энерджайзер отдыхают). И ждите, пока она вас похвалит. Главное, чтобы ожидание не длилось больше жизни.

А какая Яга теща?

Баба-Яга из тех тещ, которые воспринимают зятя как свою собственность. Ты превращаешься в довесок к ее дачке на курьих ножках и возишь ступу на техобслуживание. Она будет заваливать тебя заданиями, и не успокоится, пока не сожрет тебя с потрохами.

У нее два достоинства. Она хорошо понимает прямые высказывания и не лишена чувства юмора. Пару аккуратных, но твердых отказов, перемежающихся с прибаутками в ее вкусе - и ты станешь из Ивашки-дурака ее любимым зятем.

Профессиональный сценарий

Баба-яга – это кризисный терапевт, фасилитатор, встреча с этим персонажем ставит перед необходимостью пройти инициацию, прожить кризис, перейти врата (подняться на новый уровень развития). Поход к Бабе-Яге – это экзистенциальный опыт человека.

Это кризис развития в том числе. "Кризис – это столкновение двух реальностей: психоческой реальности человека с его системой мировоззрения, паттернами поведения и т.п. и той частью объективной действительности, которая противоречит его предыдущему опыту.

Эта действительность уже воспринята человеком, но не преобразована. И преобразование ее затруднено или сейчас невозможно, так как для этого требуются качественно иные механизмы, в данным момент отсуствующие" (Эриксон Э. Г. ).

Возрастные кризисы затрагивают практически каждого из нас, и не всегда проходят легко. Речь идет о нормативном кризисе (например, из юношества в взрослую жизнь), который неизбежно возникает на жизненном пути большинства людей. Хотя, в жизни человек, к сожалению, может сталкиваться и с ненормативными кризисами (развод, смерть близкого и т.д.).

Когда-то на этих сложных  этапах жизни человека сопровождал шаман. В сказках роль шамана играет Баба-яга. Когда сказочный герой приходит к Бабе-яге, столкнувшись с неразрешимым вопросом, именно она дает ему подсказку, где искать ответ. Именно к шаману приходили за такими вопросами, не являющимися общедоступными.

Шаман, как хранитель традиций племени, проводил обряд инициации. Баба-яга, можно сказать, обладает теми же функциями. В настоящее время, Баба-яга – наша коллега (терапевт). Она – «не мертвая и не живая» – т.е. она в идеале нейтральна, не вовлечена в «шкурные» отношения с клиентами (часто молодыми юношами и девушками), не конкурирует, но опекает, осуществляет психологическое сопровождение.

Она – проводник (гид), носитель опыта походов в «тридевятое царство» (бессознательное) в тот момент, когда обычно в «реальном» мире у героя возникает некая проблема. Герой отправляется за ее решением в путешествие, попадает в «волшебный» («тридевятый») мир, приобретает там помощников (ресурсы), проходит некоторые испытания и вступает в открытую борьбу с «силами зла»(проблемами).

Он побеждает и возвращается назад в свой обычный мир, который в результате его победы трансформируется и улучшается. Т.е. Баба-Яга помогает герою достичь цели.

«Чем дальше отходит человек от традиционной культуры, тем чаще и чаще возникает необходимость его психологической поддержки на разных этапах жизненного пути.

В связи с вышесказанным можно рассматривать современную психотерапию как набор социотехнических практик, которые позволяют организовать инициацию - обнаружение «невыросшего» аспекта личности клиента, создание условий для завершения его «роста» и перехода на следующую стадию его развития, адекватную биологическому возрасту клиента» (Ефимкина Р.П.)

Список литературы, использованный при написании статьи:

1. Ефимкина Р.П., Пробуждение Спящей Красавицы. Психологическая инициация женщины в волшебных сказках. Монография. СПб.: Речь, 2006.

2. Франц М.-Л. Фон, Психология сказки, СПб.:Б.С.К., 1998

3. Кэмпбелл Джозеф, Герой с тысячью лицами. Пер. с англ. - К.: «София», 1997.

4. Янг-Айзендрат Полли. Ведьмы и герои: Феминистский подход к юнгенианской психотерапии семейных пар/ М.:Когито-Центр, 2005

5. Биркхойзер-Оэри Сибилл. Мать: Архетипический образ в волшебных сказках /Пер. с англ.-М.: Когито-Центр, 2006.

6. Пропп В.Я., В.Я. Русская сказка. Изд-во ЛГУ имени А.А. Жданова. Ленинград.

7. Проп В.Я. Фольклор и действительность. Избранные статьи. Изд-во Наука, 1976.

8. Эстес К. Бегущая с волками Киев, "София", 2002

9. Энциклопедия сверхъестественных существ (автор-составитель К.Королев) – М.: Изд-во Эксмо; СПб, 2002.

10. В.И. Даль. «О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа».

11. Василец Т.Б. Мужчина и женщина - тайна сакрального брака. Очерки по инициационной терапии // http: //www.inits-terapiya.narod.ru

12. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тайный шифр женских сказок - СПб.: Речь, 2006.

13. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Она и он: тайный шифр сказки отношений - СПб.: Речь, 2007

14.Википедия

15. Интернет-ресурсы.

Источник

Метки: Материнство, Психотерапия, Женщины,

Читать по теме:

6 признаков того, что мужчина в вас влюблен

6 признаков того, что мужчина в вас влюблен

16.02.2018
1463
Мужчине женщина может нравиться или не нравиться, третьего не дано. Мужчина не может, как женщина играть – не звонить специально, чтобы проверить ее чувства и посмотреть на ее реакцию ( кроме ситуаций пикапа, но там все равно можно вычислить неискренность мужчины). Мужчина или общается с женщиной – или не общается.

Метки: Отношения, Любовь, Женщины, Мужчины,

Фредерик Перлз: Когда вы играете беспомощного, вы создаёте зависимость

Фредерик Перлз: Когда вы играете беспомощного, вы создаёте зависимость

14.02.2018
20353
Фредерик Перлз: "Если вы нуждаетесь в одобрении, похвале, обратной связи от каждого, тогда вы каждого делаете своим судьёй."

Метки: Созависимость, Психотерапия, Эмоциональная зависимость,

Тема, о которой не принято говорить

Тема, о которой не принято говорить

12.02.2018
1319
Психолог Юлия Лапина: "Тема, которая вызывает у женщин немало стыда и вины. Тема, на которой, пусть и не так заметно, как на телесной тревоге, неплохо зарабатывают те, кто знают насколько это не единичное явление."

Метки: Отношения, Сексуальность, Женщины, Мужчины,

Карл Юнг о том, почему нас раздражают некоторые люди

Карл Юнг о том, почему нас раздражают некоторые люди

09.02.2018
2729
Карл Юнг: "Нередко прискорбно наблюдать, как вопиюще человек спутывает свою собственную жизнь и жизни других, оставаясь полностью неспособным увидеть, что вся эта трагедия происходит в нем самом и как он продолжает подкармливать ее и поддерживать."

Метки: Психотерапия, Личность,

Домашний уют — это не вычищенные полы, а вычищенная от убеждений голова

Домашний уют — это не вычищенные полы, а вычищенная от убеждений голова

07.02.2018
1200
«Даже если ты не будешь готовить обеды, я с этим смогу смириться. Но не делай так, чтобы я не хотел возвращаться домой из-за твоего постоянного недовольства. Я хочу отдыхать дома, а не выяснять отношения».

Метки: Отношения, Женщины, Мужчины,

Михаил Литвак: Если женщина королева, то ей нужен король

Михаил Литвак: Если женщина королева, то ей нужен король

05.02.2018
1446
Михаил Литвак, психотерапевт: "Однажды ко мне на приём пришла М. – ухоженная, интересная женщина 45 лет. Ко мне её привело полное разочарование в мужчинах. В отличие от блестящей карьеры, личная жизнь М. сложилась далеко не так радужно. Её муж, обычный, ничем не выдающийся человек, застрявший на рядовой должности, ревностно относился к успехам жены."

Метки: Женщины, Мужчины,

Нелюбимые дочери и праздники как триггеры: 7 способов справиться

Нелюбимые дочери и праздники как триггеры: 7 способов справиться

03.02.2018
1091
"Выросшие нелюбимые дети не могут хвалить себя за свои таланты и достижения, они как бы отнимают их у себя, что не позволяет видеть и ценить сегодняшнее присутствие хороших людей и обстоятельств в своей жизни и испытывать удовольствие и комфорт, которые они с собой несут."

Метки: Материнство, Детско-родительские отношения,

Как мама влияет на отношения с мужчинами?

Как мама влияет на отношения с мужчинами?

26.01.2018
4205
Круговых Людмила, психолог: "Наши взаимоотношения с мужчинами – прямое следствие материнского воспитания."

Метки: Воспитание, Материнство, Женщины, Мужчины,

Два источника проблемы: как работает метод расстановок

Два источника проблемы: как работает метод расстановок

17.01.2018
977
Елизавета Мусатова, психолог: "Человек может «забыть» боль от предательства или страх от угрозы, даже если помнит факты. Происходит травматический раскол. Часть человека застревает в прошлом, и с этой частью там остается энергия и жизненные силы."

Метки: Психотерапия, Метод системных семейных расстановок,

НЕотпущенные мальчики

НЕотпущенные мальчики

11.01.2018
6369
Мария Мухина, психолог: "Я так тебя люблю, нам никто не нужен", "Ты - мой самый главный защитник". Так мамы мальчиков формируют симбиотические отношения. Отец при этом может формально быть, или не быть, это не важно. Важно то, что мама и ее маленький мальчик - два самых главных человека в жизни друг друга. Когда такие мальчики вырастают, они испытывают большие трудности с сепарацией. И огромное чувство вины."

Метки: Материнство, Детско-родительские отношения,

Как любовница меняет вашу жизнь

Как любовница меняет вашу жизнь

11.01.2018
5536
Мужчина не может жить без женщины, она является источником его энергии. Если он стал искать другую - значит, жена не дает ему необходимой энергии, и подсознательно он ищет свой источник. Любовница не сможет принимать участие в обмене энергией, она будет только отдавать ее. И не сможет самостоятельно в достаточном объеме восполнять ее, поэтому будет чувствовать себя опустошенной.

Метки: Измена, Отношения, Женщины, Мужчины,

Размышления о маме: какая из мам твоя?

Размышления о маме: какая из мам твоя?

08.01.2018
1130
Гештальт-терапевт Наталья Олифирович: "Клиент приходит к нам с историей. С нарративом. И там много матерей. Там его родная мать, бабушки – матери, воспитательницы детского сада, матери друзей. Матери из масс-медиа. Архетипическая мать (тоже не одна). Шизофреногенная мать (мифическая, но все же!). Мертвая мать (которая сама травмирована). Очень-даже-живая-и-активная мать, называемая в простонародье гипреопекающей."

Метки: Психотерапия, Детско-родительские отношения, Гештальт-терапия,

Алгоритм психотерапии " вторичные выгоды"

Алгоритм психотерапии " вторичные выгоды"

28.12.2017
1698
Психолог Татьяна Силаева: "В статье приводится техника работы со вторичными выгодами, конфликтами убеждений, а также разрешением себе "новой жизни". Эта техника – увлекательная в своей простоте. Потому что она понятна и удобна в применении."

Метки: Психотерапия,

Я говорю о проблемах, а он злится. Почему?

Я говорю о проблемах, а он злится. Почему?

25.12.2017
2538
Психолог Павел Зыгмантович: "Читательница задала вопрос: «Пытаюсь объяснить мужу, что меня не устраивает в отношениях, стараюсь быть предельно конкретной и чётко сказать, чего мне не хватает, а он почему-то только злится и начинает избегать таких разговоров. Почему?»"

Метки: Конфликты, Отношения, Женщины, Мужчины,

О внезапных уходах

О внезапных уходах

21.12.2017
3614
"Есть несколько простых маркеров, по которым можно определить, насколько ваши отношения живы. Живые отношения характеризуются следующим: 1. Возможностью для нее размещать в поле отношений свои страхи, тревоги и боль. На понятном языке это значит, что можно говорить обо всем, что важно."

Метки: Отношения, Развод, Женщины, Мужчины,

Исключая отца, матери загоняют детей в тупик

Исключая отца, матери загоняют детей в тупик

19.12.2017
4773
Лилия Валиуллина гештальт-терапевт: "На приём пришла Клиентка А. с проблемой: "Сыну 15 лет, он перестал учиться, на уроках засыпает. Со сверстниками не общается, друзей нет. Все свое свободное время проводит за компьютером. Интереса нет ни к чему.
В процессе последующих встреч прояснилась картина жизни А. после развода."

Метки: Воспитание, Материнство, Женщины, Детско-родительские отношения,

Зачем нужны «не те» мужчины и от чего «спасает» лишний вес

Зачем нужны «не те» мужчины и от чего «спасает» лишний вес

19.12.2017
2136
"Зависимость прямая - на кого направлена «рекламная кампания» женщины тот и приходит. Рядом с Алиной именно тот мужчина, с которым ей «спокойно и безопасно», не нужно никуда расти, чтобы соответствовать."

Метки: Переедание, Отношения, Женщины, Мужчины,

"Отношения, как и любовь, либо случаются, либо нет"

"Отношения, как и любовь, либо случаются, либо нет"

14.12.2017
2254
Гештальт-терапевт Наталья Олифирович: "Я против идеи, что "каждый может ужиться с каждым". Эта идея - путь в никуда, дижение к тупику. Есть плохие отношения - плохие для Вас лично. И с этим иногда ничего нельзя поделать."

Метки: Отношения, Женщины,

Ведические женщины, остановитесь! Мысли психолога

Ведические женщины, остановитесь! Мысли психолога

08.12.2017
3428
Психолог Елена Шпундра: "Ведическая женщина должна: быть всегда веселой, держать посуду чистой, иметь чувство юмора, быть застенчивой, иметь целью жизни семью, вдохновлять мужа своей женственностью, денег не просить, не пилить, не обижаться, не мстить. Эти женщины продолжают верить, что только от их усилий и правильного, ведического, эротического или магического поведения зависит счастье в отношениях."

Метки: Женщины,

Упражнение «Яйцо травмы»: Узнайте как воспоминания влияют на нашу жизнь сегодня

Упражнение «Яйцо травмы»: Узнайте как воспоминания влияют на нашу жизнь сегодня

30.11.2017
3716
Упражнение «Яйцо травмы» выполнять непросто – зашкаливают эмоции и включается «внутренний сопротивленец», —  та часть нашей личности, которая охраняет дверь в «святилище боли», куда обычно вход воспрещен, тем более посторонним.

Метки: Психотерапия, Психическая травма,

Поколение недоукачанных

Поколение недоукачанных

27.11.2017
10656
Может, отсюда и это поголовье социальных интровертов – пожалуйста, не трогайте меня; а что – обниматься обязательно?

Метки: Материнство,

Классический психоанализ Зигмунда Фрейда

Классический психоанализ Зигмунда Фрейда

25.11.2017
1748
Психотерапевт Михаил Литвак: "Одна из моих пациенток, женщина 35 лет с выраженной депрессивной симптоматикой, рассказала, что до 28 лет у нее не возникало проблем, ибо по вечерам она часами «висела» на телефоне, болтая с подругами. Когда те обзавелись семьями, она стала страдать от одиночества. Трагедия ее заключалась в том, что влечения к мужчинам она не испытывала. В норме рот остается одной из эрогенных зон, и у зрелых личностей сексуальное сближение начинается с разговоров и поцелуев."

Метки: Психотерапия,

Многие женщины 35+ начинают постепенно напоминать мумий

Многие женщины 35+ начинают постепенно напоминать мумий

24.11.2017
3655
Дерзость из-за незнания жизни, натолкнувшись на опыт, должна превращаться не в тревожность и угрюмость, а в смелость и осознанную готовность рисковать и открываться потоку жизни. Юношеский нарциссизм должен превращаться не в унылую саморефлексию и отвращение к себе, а в самоуважение и самопринятие.

Метки: Женщины,

Женская энергия и лишний вес

Женская энергия и лишний вес

17.11.2017
4175
11 лет практики психолога и 7 лет посвященные изучению женской психологии и психологии отношений, привели меня к следующему выводу, что нарушение баланса между женской и мужской энергиями приводит к нарушению веса, особенно к 40 годам многие женщины начинают впервые обнаруживать лишний вес, и др. последствиям — депрессии, усталости, апатии и лени.

Метки: Женщины,

Гештальт-терапия в работе с женщинами, переживающими развод или разрыв отношений

Гештальт-терапия в работе с женщинами, переживающими развод или разрыв отношений

08.11.2017
10244
Гештальт-терапевт Юлия Сушкова: "Стыды распутывали долго, прослеживая пути их появления, в стыдах вязли и застревали. Переживания одной клиентки: — Я не могу даже в троллейбус войти, мне кажется, что у меня на лбу написано, что я разведена, что я одинока, я начинаю непроизвольно краснеть. Кажется, что в подъезде уже все заметили, что муж ушел, бабушки на скамейках только об этом и говорят. Я стараюсь после работы сразу быстро-быстро домой шмыгнуть и никуда уже из дома не выходить. В гости я тоже не хожу, там все парами семейными, я там себя чувствую одинокой."

Метки: Отношения, Одиночество, Развод, Женщины,

Женская манкость

Женская манкость

01.11.2017
2494
Естество женщины проявляется в том, что она представляет миру индивидуальность своей породы. Поэтому стремление женщин стать одинаковыми "прокаченными куклами" скорее отпугивает мужчин, нежели привлекает.

Метки: Женщины,

Гадкий утенок: в поисках идентичности

Гадкий утенок: в поисках идентичности

30.10.2017
3597
Гештальт-терапевт Геннадий Малейчук: "Я не имею права на существование, не имею права быть" - это базовое нарушение идентичности, лишающее человека жизненной энергии и нередко приводящее его к ситуации хронической депрессии. Нарушение самооценки – проявляется в следующих переживаниях установках: я плохой, безобразный, неподходящий. Постоянная негативная оценка других со временем становится его собственной оценкой."

Метки: Психотерапия, Случаи из практики психотерапии, Самооценка, Гештальт-терапия,

"Слишком много любви, мама..."

"Слишком много любви, мама..."

22.10.2017
10335
Алена Олешко, семейно-системный психотерапевт: "За 20 лет моей практики не было ни одной группы (вдумайтесь, ни одной!), в которой хотя бы несколько человек не озвучили действия и поступки своих мам, полностью вписывающиеся в шаблон “мягкого насилия”.

Метки: Материнство, Детско-родительские отношения,

Когда клиенту нужен психиатр?

Когда клиенту нужен психиатр?

19.10.2017
4700
Гештальт-терапевт Дмитрий Бедный: "Очень часто заболевания протекают не так ярко, без галлюцинаций и бреда, человек просто кажется другим немного «странноватым», и ему рекомендуют «взять себя в руки», «пойти заняться спортом», «найти себе девушку (мужчину)», «перестать хандрить» и так далее. В лучшем случае настаивают на посещении разных соматических врачей. И мало кто рекомендует обратиться к психиатру."

Метки: Психотерапия, Случаи из практики психотерапии, Гештальт-терапия,

Какие женщины наиболее подвержены риску несчастливых отношений

Какие женщины наиболее подвержены риску несчастливых отношений

05.10.2017
4973
Чеховская Душечка, которая растворялась в жизни каждого своего мужчины, вопреки представлениям многих, вполне современный персонаж. Женщин, полностью растворяющихся в своём избраннике, и по сей день хватает с избытком. Растворяясь в любимом мужчине, женщина перестаёт представлять для него интерес, теряет собственную личность. Ну кому, скажите, понравится общаться с собственным отражением? Разве только какому законченному Нарциссу.

Метки: Отношения, Женщины,

Интервью недели

Отстаньте от детей! Нейропсихолог о вреде раннего развития

Отстаньте от детей! Нейропсихолог о вреде раннего развития

"Если родители с трех лет отдадут ребенка в гончарную мастерскую, или «в живопись» — ради бога. Но пусть оставят в покое эти буквы и цифры".

А.В. Семенович

Нейропсихолог, кандидат психологических наук

Поделиться

Метки

...
Агрессия Апатия Арт-терапия Биполярное расстройство Воспитание Гештальт-терапия Гипноз Границы Деньги Депрессия Детско-родительские отношения Домашнее насилие Женщины Зависимость Застенчивость Измена Инфантильность Карьера Коммуникации Конфликты Кризис среднего возраста Личность Любовь Манипуляции Материнство Мотивация Мужчины Нарциссизм Насилие Неблагополучная семья Невроз Нерешительность Неуверенность в себе Обида Одиночество Отношения Панические атаки Переедание Перфекционизм Пограничное расстройство личности Подростковый возраст Психическая травма Психологический кризис Психологическое насилие Психосоматика Психотерапия Развитие личности Развод Самооценка Сексуальность Семейные кризисы Семья Случаи из практики психотерапии Смысл жизни Снижение полового влечения Созависимость Страх Стресс Стыд Счастье Тревожность Трудное поведение Уверенность Управление эмоциями Фобии Чувство вины Шизофрения Эмоциональная зависимость Эффективность