Баба-Яга: в сказках и в жизни

26 июня 2017
3105

Тина Уласевич
Психолог, семейный терапевт, гештальт-терапевт

«Кто не сомкнет глаз до утра после ночи, полной историй, тот станет мудрейшим человеком на свете». Пусть так и случится. Пусть это сбудется с каждым из нас. К.П. Эстес


Тут потемнело синее небо, закрутились пыльные вихри, дубравы приклонились - и в огненной ступе, за собою заметая след, прилетела Буря-Яга Костяная Нога.

Кто она такая и почему

Баба-Яга — один из самых ярких женских сказочных образов.

Происхождение имени Баба-Яга (достоверно не установлено)

Версии:

БАБКА, БАБА, БАБУШКА — женщина, старшая в роде, семье; замужняя женщина; лекарка-знахарка; повитуха; старшая по возрасту, опыту; родоначальница.

Повитуху, помогавшую при родах, присматривавшую за роженицей и ребенком первое время после его появления на свет, традиционно называли бабкой, бабушкой, баушкой и почитали, чествовали как человека, наделенного особыми умениями, силами, мудростью.

Кстати: Согласно обычаям в некоторых районах России, «если бабушке-повитухе почему-нибудь покажется, что новорожденный появился несколькими днями раньше на свет, то она замазывает ребенка по самую маковку в тесто, кладет этот пирог на хлебную лопату и всовывает на некоторое время в теплую печь (символизирующую женское лоно) с различными причитаниями».

Там ребенок  "допекался", становился сильнее и жизнеспособнее. Подобным образом лечили детей постарше, если они заболевали: их сажали на лопату и осторожно подносили к горящей печи. В этом случае считалось, что болезни сжигаются и вместе с дымом выходят через трубу, а "заново перепеченный" ребенок становится более здоровым. Выполняла этот ритуал деревенская знахарка.

Впрочем, помещение в печь несет в себе и остатки символизма обряда инициации. Он символически изображал смерть ребенка-юноши и рождение взрослого мужчины. Обряд проводился в глухом лесу, и сопровождался он телесными истязаниями, символическим «пожиранием» юноши чудищем и последующем «воскрешением». Ученые видят в действиях Бабы-Яги сохранившиеся отголоски и намеки на этот древний обряд.

БАБАЙ — таинственное существо в образе страшного старика, которым пугают детей. Название «бабай», видимо, произошло от тюркского «баба», бабай — старик, дедушка. Этим словом обозначается нечто таинственное, не вполне определенного облика, нежелательное и опасное.

В поверьях северных районов России бабай — страшный кривобокий старик. Он бродит по улицам с палкой. Встреча с ним опасна для детей.

БАБАИКА — фантастическое существо; старуха, которая пугает детей. По сообщению В. Даля, «детей пугают бабайкою, старухою», «тут сходятся производные от „бабы" и от „бабая"» (Даль).

Вторая часть имени – «Яга» - также не имеет однозначной трактовки.

(Яга (-я) Баба, Ягабиха, Ягабова, Ягая, Ягинишна, Ягиха, Егебица; - загадочная лесная старуха, большуха над ведьмами.

Древнейший персонаж славянской мифологии. Первоначально это было божество смерти: женщина со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души почивших в царство мертвых.

По другому поверью, Смерть передает усопших Бабе-Яге, вместе с которой она разъезжает по белу свету. При этом Баба-Яга и подвластные ей ведьмы питаются душами покойников и оттого делаются легкими, как сами души.

Русский этнограф Н. Абрамов в середине XIX издал «Очерки Березового края», где высказал предположение, что слово «яга» происходит от названия верхней одежды («яга» или «ягушка»), которую носили всегда шерстью наружу. Такая одежда в мифологии древних славян являлась обязательным атрибутом «нечисти».

КНЯГИНЯ - «Кн-Ягиня» БАБА ЯГА, т.е. просто ЯГИНЯ.

Этимология Бабы-Яги, возможно относится к санскриту, и имеет перевод не иначе как «йагья» - жертвоприношение, а слово «баба» с ударением на последний слог переводится как «отшельник».

Возможно - "Яга" происходит от санскритского "ahi" – змей.

В том, что Баба-яга костеногая (т.е. по сути одноногая), исследователи видят ее сходство с образом змеи.

В славянской мифологии, как и в мифологии других народов, можно проследить связь между хромоногостью (одноногостью) сверхъестественных существ и змеей. По белорусскому преданию черти - хромые. Имя главного черта "цмок" ("змей").

Наличием хвоста (или его рудиментарных остатков) Яга несколько напоминает древнегреческую деву-змею Ехидну. Согласно античным мифам, от брака с Гераклом Ехидна родила скифов, а скифы считаются древнейшими предками славян.

Берегиня. Бер – яги – ня. Корень «бер»  насет следы табу на духовные имена мистериальных существ, но и имеет значение о-бер-егать.

Есть много и других версий о происхождении имени (например, "ега" в старосербском - болезнь).

По другой гипотезе, «яга» в переводе с коми – бор, сосновый лес, а «баба» - женщина. И Баба-Яга в такой трактовке - лесная женщина.

Связывают слово «яга» и с глаголом «ягать», который обозначает кричать, шуметь, ругаться. Тогда Баба-Яга никто иная, как шумливая, вздорная бабка.

Похожие персонажи есть в мифологиях других славянских народов: чехов, поляков, сербов. Там их зовут Едзя – лесная старуха, или кошмар.

Баба-Яга в сказках

Внешность. Жилище.

В. Даль писал, что Баба-Яга — «род ведьмы или злой дух под личиной безобразной старухи».

О Бабе-Яге повествуют сказки и славянская мифология.

Внешне Баба Яга - это безобразная сгорбленная старуха c длинными лохмами нечесаных волос, с синим носом крючком, с одной костяной или золотой ногой. Ее огромные железные груди болтаются до пояса и ниже. Одета Баба в одну рубаху без опояски. Глаза Яги горят красными сполохами. Кости у нее местами выходят наружу из-под тела. У Бабы Яги костлявые руки и острые железные зубы.

Баба-Яга живет, в дремучем лесу или на болоте, в "избушке на курьих ножках", одна, за исключением зверей, т.е. живет она обособленно (на границе сознания).

Лес - символизирует коллективное бессознательное, темную и неизведанную – теневую – сторону жизни - смерть. «В сказках бессознательное часто воплощается в образе дремучего леса, одинокой скалы или бескрайнего моря, а обретающие там человеческие персонажи служат воплощением коллективного аспекта бессознательного» (М.-Л. фон Франц).

Её избушка „на курьих ножках“ изображается стоящей то в чаще леса (центр иного мира), то на опушке, но тогда вход в неё — со стороны леса, то есть из мира смерти, то на перекрестке дорог.

"Курьей ножкой" когда-то называли именно перекрёсток или развилку дорог, а такое место у славян считалось "нечистым" и опасным. Именно на перекрёстках, по поверьям, любила собираться всяческая нечисть, равно как и на границе леса.

Но, скорее всего, название „курьи ножки“, произошло от „курных“, то есть окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили „избу смерти“ небольшой сруб с прахом покойника внутри, домовину (погребальное сооружение в виде человеческого жилища).

Почему Баба-яга - «костяная нога»? Почему ее нос в потолок врос? Почему избушка «без окон без дверей» стоит на «курьих ножках»? Да потому, что Баба-яга - не человек, а мертвец! Одной ногой стоит в мире живых, другой — в мире мертвых. Она лежит в гробу, вот почему у нее нос в потолок врос! И эта избушка – без окон, без дверей, как и гроб. А на курьих ножках она стоит потому, что гробы не закапывали, а ставили на сваи, чтобы звери не достали…».

Тело всегда считалось «избушкой» (домом) души и «командовать» им (телом) мог или посвященный или некоторые высшие силы – имеющие отношение к Душе. Курение же и дым вообще всегда символизировали восходящие силы Души.

Такой погребальный обряд существовал у древних славян ещё в VI—IX вв.

Окружает избушку забор из человеческих костей с черепами на столбах. На воротах вереями служат - ноги, вместо запора - руки. Вместо замка - челюсть с острыми зубами. Избушка служит вратами в царство мертвых. Она может поворачиваться вокруг оси, но в основном она обращена к лесу передом. Чтобы попасть в избушку, герою необходимо произнести заклинание: "Встань по старому, как мать поставила! К лесу задом, ко мне передом".

Так что Бабу-Ягу можно считать некой "привратницей", Стражем, стерегущей границу между миром живых и мёртвых. Избушку же – «форпостом» и "порталом" между этими мирами.

Баба-Яга внутри такой избушки представлялась как бы живым мертвецом — она неподвижно лежала и не видела пришедшего из мира живых человека (живые не видят мёртвых, мёртвые не видят живых). Она узнавала о его прибытии по запаху — „русским духом пахнет“ (запах живых неприятен мёртвым).

Герой (мужчина), встречающий на границе мира жизни и смерти избушку Бабы-Яги, как правило, направляется в иной мир (Тридесятое царство), чтобы освободить пленную царевну. Для этого он должен приобщиться к миру мёртвых.

В этих легендах Баба-Яга, стоящая на границе миров (костяная нога) служит проводником, позволяющим герою проникнуть в мир мёртвых, благодаря совершению определённых ритуалов.

Обычно он просит Ягу накормить его (и она даёт ему пищу мёртвых), совершить омовение. Ритуалы Бабы-яги – это погребальные обряды, которые сами по себе являлись символом мистического посвящения, которое должен был проходить человек.

Поскольку подобное посвящение всегда связывалось со смертью, то и символизм его связывался с погребальными обрядами. Есть и другой вариант — быть съеденным Ягой и таким образом оказаться в мире мёртвых.

Пройдя испытания в избе Бабы-Яги, человек оказывается принадлежащим одновременно к обоим мирам, наделяется многими волшебными качествами, подчиняет себе разных обитателей мира мёртвых, одолевает населяющих его страшных чудовищ, отвоёвывает у них волшебную красавицу и становится царём.

Как правило, в избушке Бабы Яги есть печь. Печь соединяет три важные черты: она дает тепло, защищает людей от холода, а значит, сохраняет им жизнь; в ней готовят пищу, она является местом трансформации, а значит, имеет тесную связь с процессами рождения и возрождения; губительная сила пламени, находящегося у нее внутри, может уничтожить человека.

Архетип Бабы Яги очень близок к Архетипу Великой Матери. Мать воплощает инстинктивное и эмоциональное начало, которое является источником жизни и жизненного тепла.

Способность пламени или печи давать духовное возрождение основано на психологическом факте: когда человека охватывает какая-либо внутренняя страсть, у него снижается уровень осознания и в силу этого облегчается контакт с бессознательным. В состоянии высокого эмоционального накала происходит трансформация, которая всегда воспринимается как возрождение или освобождение.

Так же печь может быть тюрьмой – местом, где должен сгореть главный герой (не обязательно сгореть в буквальном смысле, возможно, «сгореть» в определенном статусе, и возродиться в другом).

Средство передвижения

Баба Яга ездит или летает по воздуху в железной, каменной, огненной и т.д. ступе, погоняет пестом или клюкою, помелом след заметает (поэтому метла на картинках всегда развернута рукоятью вперед, веником назад). 

Кстати, по поводу значения ступы существует много версий. Например, кроме уже упомянутых захоронений в деревянных срубах, c Х века славяне заворачивали умерших в бересту, а примерно с ХII века стали хоронить покойников в долбленых дубовых колодах — ступах (отсюда до наших дней дошло выражение "дуба дать" или "дать дуба раньше срока", то есть умереть).

Гробы-ступы просуществовали до начала XVIII века. В 1703 году Петр I издал указ, запрещающий под страхом смертной казни рубить дубовый лес. (Только старообрядцы упрямо долбили дуб для своих усопших).

Тогда на смену захоронениям в долбленых колодах пришли похороны в сколоченных из досок гробах. Следовательно, Баба-Яга передвигается в ступе-гробу, что вполне логично для мифологического покойника.

Относительно самих полетов существуют две основные версии - либо Баба-Яга действительно летает (в сказках возможно все), либо (в жизни) грезит под воздействием мази из галюциногенных растений (например, аконит, в составе мазей для полетов сокращает сердечную мышцу и вызывает ощущение полета или падения с большой высоты).

Ступа и пест были обязательными атрибутами женской магии. Во время свадебного обряда бабка-повитуха толкла воду в ступе, и это было символом проникновения мужского начала в женское. А вода бралась потому, что именно в ней зарождается любая новая жизнь. Баба-яга в сказках этими предметами управляет, поэтому она - покровительница всех женщин, хозяйка женского начала.

Действия

Сказки знали разные формы (форматы) Яги.

Первый тип, наиболее распространенный, — это «Яга-похитительница», уносящая людей и в особенности детей, которых она потом пытается изжарить и съесть.

Второй тип, встречающийся реже двух других, — «Яга-дарительница», которая принимает героя, испытывает его и вручает ему чудесного огнедышащего коня, богатые дары, чудесные предметы и т.п.

Третий тип — это «Яга-воительница», сражающаяся с героями и побеждающая многих из них. Яга-воительница в сказках — это обычно антагонист героя: прилетев в избу и застав в ней постороннего человека, она избивает его до полусмерти, вырезает у него из спины ремень и т.д.; побеждает же ее только одаренный особой силой, хитростью и умением богатырь.

Такая Яга в некоторых сказках выступала еще и как мать Змеев — противников богатырей: как правило, в сказках богатырь сперва сражался с ее сыновьями, а потом уже с ней самой.

И, наконец, есть и ещё один "тип" Яги, по понятным причинам менее известный: «Яга – обольстительница». Образ этот чаще встречается в украинском и польском фольклоре (см.  «Баба-Яга-женщина»).

Рассмотрим три первых типа Яги подробнее:

По идее, она похищает и поедает детей, которых забрасывает в печь лопатой и зажаривает (символизирует способность женщины уничтожить ребенка – сделать аборт), но, в сказках нет доказательств, что ей это хоть раз удалось.

Грубая старуха проводит большую часть времени сидя на печи, прядет кудель, ткет холсты. Пряжа Бабы-Яги — знак ее власти над судьбами людей, дара предвидеть будущее. Нить – прядение – символ прях, ассоциируется с нитями судьбы.

«Среди архетипов бессознательного особая роль принадлежит архетипу матери, тесно связанному с предопределенностью человеческой судьбы, именно поэтому мифологические образы судьбы обычно являются женскими, а часто – материнскими» (М.-Л. фон Франц).

Баба-Яга: в сказках и в жизни.jpg

В обрядах инициации и посвящения (на лопату — и в печь) Баба-Яга выступает для подростков еще и как проводник в мир взрослых.

Придя к Бабе-Яге, не всегда можно добиться с ней разговора на равных – скорее всего, это очень редко случается. Женщины в сказках к Бабе Яге попадают редко, и только очень специфичные женщины. Это либо красавицы, либо царевны, либо рукодельницы.

Говоря языком науки, по представлениям наших предков к ней попадают только те женщины, которые могут стать лидерами в обществе матриархата – женами князей или сами претендуют на роль правителя. Оно и понятно, ведь умения простых девушек вполне могла проверить любая из ее родственниц – она тоже женщина и имеет право голоса при определении зрелости обычного члена племени.

Но если женщина претендовала на большее – ее экзаменовала Баба Яга. Только задания менялись (по сравнению с испытаниями героев мужчин) – убрать, спрясть, сшить, сготовить и прочее (доказать, что ты истинная женщина). 

«В русской народной сказке «Марфа крестьянская дочь» главная героиня, скитаясь в тоске и отчаянии в поисках Ивана-царевича, встречается с тремя старухами, каждая из них ее спрашивает: «Куда тебя Бог несет? Волей или неволей или своей охотой?», и та отвечает: «Волей-неволей, а более своей охотой».

Речь идет о том, что только тому человеку, которого отчаяние и нужда заставили проникнуть в «мир матерей», может улыбнуться удача, и он может ощутить благосклонность Великой Матери. Таким образом, дары бессознательного могут иметь ценность только при искреннем поведении женщины, если она не обманывает и не хитрит, а действительно находится в состоянии отчаяния и безысходности.

Судьбе сказочного героя часто угрожает опасность, исходящая от родной матери (или мачехи, т.е. той же матери в своем негативном аспекте). Бессознательное стремиться поглотить все то, что оно само породило.

И чем более бессознательна женщина (в своей доброте к ребенку), тем сильнее ее стремление поглотить (в метафорическом смысле) объекты своей любви; иначе говоря, она утоляет свою жажду жизни, лишая своих детей и другие объекты своей «любви». Поэтому добрая мать рано или поздно должна умереть (см. подробнее "Баба-Яга-мать").

Образ Бабы Яго амбивалентен. Баба - Яга может выступать и в функции вредителя (тогда она старается погубить героя или героиню, пришедших к ней по той или иной надобности), и в функции дарителя, волшебного помощника (тогда она, расспросив героя, попарив его в бане и накормив, одаривает необходимой вещью или дает необходимые сведения).

Иногда Баба-яга бывает предрасположена к герою и хлебосольно встречает, а потом задает задание или службу. Иногда - нет. Но, в любом случае, Яга сначала испытывает героев, и помогает лишь тем, кто выдержал испытания. В потусторонний мир попадет только достойный. Кто достоин, а кто и не очень, как раз и определяется с помощью разного рода испытаний.

Основываясь только на человеческих критериях, невозможно добиться повышения уровня осознания – обязательно должны вмешаться сверхъестественные силы. Баба Яга – олицетворяет эти сверхъестественные силы, она умеет управлять процессом трансформации.

Живя в лесу, она умеет обращаться с дикими животными, даже имеет помощников (лебеди). Бабе Яге служат черные коты, вороны, змеи. Она знает язык животных и растений. Яге служат три всадника — черный (ночь), белый (день) и красный (солнце), ежедневно проезжающие через ее «проходную».

Баба-Яга — обладательница огня (сказка «Василиса Прекрасная»), золотых яблок (сказка «Гуси-Лебеди») или знания, помогающего главному герою одолеть своего противника (сказка «Лягушка-Царевна»)

Она владеет стадами скота и табунами волшебных коней; в некоторых сказках герой, чтобы получить такого коня, нанимается к Яге (искомым волшебным конем при этом оказывается невзрачный конек) или попросту крадет коня и спасается бегством, а Яга преследует его только до пограничной реки, которую перейти не в силах (граница между жизнью и смертью).

Часто задание состоит в охране кобылиц Бабы Яги, в которых превращаются ее дочери. В награду Яга одаривает героя волшебными вещами: меч - самосек; гусли - самогуды; сапоги - скороходы; ковер - самолет; клубок, путеводная нить которого, указывает верную дорогу к счастью.

В некоторых южнославянских сказках Баба-Яга выступает не как злая лесная старуха, а как степная богатырша, иногда — мать, жена или сестра убитых богатырями змеев. Во многих сказках Яга сама ездит верхом на коне и сражается подобно богатырю; она выступает против приехавших в ее царство богатырей, причем, в отличие от Змея, который обычно выступает единолично (хотя, благодаря своей многоголовости, является как бы символом множественности нападающих), нападает во главе целого воинства.

Пропп считал, что «Образ Бабы-Яги восходит к архетипу тотемного животного, обеспечивающий успешную охоту для представителей тотема в доисторические времена. Впоследствии роль тотемного животного занимает существо, которому подвластен весь лес с его обитателями.

Женский образ Бабы-Яги связан с матриархальными представлениями об устройстве социального мира. Во времена принятия христианского вероисповедания славянами старые языческие божества подверглись гонению. В народной памяти остались лишь божества низшего порядка, т. н. хтонические существа, к которым принадлежит и Баба-Яга».

 Выделим некоторые характерные особенности описания этого персонажа:
  • она родоначальница (см. баба)
  • она обладает каким то древним знанием (см. бабка).
  • она «управляет» мистическими и природными силами.
  • она косвенно связывается с рождением и повитухами.
  • внешность её говорит о том, что это не человек в привычном смысле.
  • она живет в избушке на курьих ножках.
  • её избушка часто составлена из элементов человеческого тела (что само по себе показательно).
  • вокруг избушки часто присутствуют следы прошлых смертей, людей взаимодействующих с ней.
  • во время её активности изменяется мир (во время передвижения Бабы Яги воют ветры, стонет земля, скот ревет, трещат и гнутся вековые деревья.).
  • она похищает детей (или другими словами: дети оказываются в её власти).
  • у неё 12 дочерей (как 12 месяцев) и она владеет силами Солнца и Луны.
  • она прядет (веретено судьбы).
  • в зависимости от состояния главного героя она может выступать в четырех ипостасях: похитительница, дарительница, воительница и соблазнительница.
  • что бы эти ипостаси сменили друг друга главный герой должен сразиться с ней и победить. Но, не убить её.
  • главный герой для успеха взаимодействия с ней должен иметь определенные качества. Например: быть дураком.
  • сражение с ней или с её дочерями часто может быть сражением с некими соблазнами, в которые обратились дочери или она сама.
  • дары её помогают главному герою в дальнейших сражениях и являются волшебными (не человеческими в привычном смысле – не материальными).
  • она имеет отношение к змеям.
  • она имеет отношение к некой границе, за которой она живет, до которой она может преследовать героя, которую она охраняет или проводником через которую она может являться.
  • она обладает двумя символическими вещами: ступой и пестом (или помелом) – что примитивно соответствует лону и фаллосу. . или женскому и мужскому принципу.
  • после победы над ягой она служит герою и приносит ему пользу.

Давайте попробуем отвлечься от далеко не репродуктивного возраста Бабы-Яги, и сосредоточиться на ее способности принимать облик молодой привлекательной женщины. Ведь Баба Яга в девичестве Ведьма).

Отношения с партнером

Яга, с подчеркнутыми атрибутами женской плодовитости – богиня-мать: у нее три сына (змеи или великаны) и 3 или 12 дочерей. Она — домовитая хозяйка, ее атрибуты (ступа, метла, пест) — орудия женского труда. Но Яга никогда не знала и не знает супруга.

Сексуальный сценарий

Иногда сюжет «Яга-соблазнительница» описывается в открытую, иногда - иносказательно. Во многих сказках Баба-Яга, заманив к себе "добра молодца", использует его как "передвижное средство": усевшись ему на спину, совершает дикие ночные полёты. Однако смысл сюжета совсем другой!

В действительности, Баба-Яга обольщает, склоняет или просто принуждает "добрых молодцев" к вступлению с ней в связь. Иногда это тоже является испытанием: сможет молодец удержаться от соблазна - получит от Бабы-Яги желаемую помощь, нет - останется у ней навсегда.

Часто для этой цели Баба-Яга просто похищает мальчиков-подростков (явные отголоски обряда инициации). Причём, для Бабы-Яги это не простое удовлетворение похоти: вступая с молодыми мужчинами в сексуальный контакт, она "выпивает" их молодость и тем самым продлевает свою бесконечную жизнь, молодцы же, оставаясь у Бабы-Яги, очень быстро чахнут и умирают.

По некоторым поверьям, обольстив какое-то (очень большое) количество молодых мужчин, Баба-Яга может вернуть себе молодость и красоту.

В одной из сказок, когда молодец в изнеможении засыпает, Баба-Яга подсаживается к зеркалу, разглядывает себя, подсчитывает, скольких юношей ей ещё нужно обольстить и мечтает: - Буду жить в тереме, а не на дереве! Буду зваться не Каргой, а Красавицей! Понятно, что в своём истинном обличье Бабе-Яге трудно добиться желаемого.

Иногда для достижения цели она просто оборачивается красивой женщиной, иногда опаивает гостя зельем ("не бывает некрасивых женщин - бывает мало водки"!), а иногда затевает более сложные комбинации: похищает девушку и ждёт, когда суженый явится её выручать, после чего принимает вид его невесты и плетёт свои козни.

Иногда Яга-обольстительница живёт прямо в деревне, под видом некой "весёлой вдовы" и охотно принимает у себя гостей мужского пола. Правда, при этом к ней частенько по ночам захаживают и черти.

"Бабу-Ягу можно рассматривать как сексуального коллекционера – если иметь в виду ее традицию превращать девиц в птиц и сажать их в клетки, а юношей – в камень или лед, и украшать ими двор или спальню.

Такие сценарии предполагают наличие богатого сексуального опыта, с которым они не хотят расставаться, и стараются сохранить в форме рассказов, воспоминаний, фотографий и прочего. Хороший любовник для них – это герой красивого (то есть обычно трагичного) сюжета" (Д.Соколов).

На самом деле, если отвлечься от сказок, в древних культурах придавалось большое значение духовному аспекту близости с женщиной. И юношу этому специально учили. Наставницей юноши была опытная женщина.

Как правило, она жила в отдалении от людей, была более образованна по сравнению с остальными. В русских сказках это Баба Яга. Инициация добрых молодцев – одна из символических нагрузок данного образа («Накорми, напои, в бане помой, спать уложи…»).

Добрый молодец некоторое время остается у Яги в услужении, выполняет ее поручения. Когда же она убеждается в его готовности к новой жизни, то отпускает его или он уходит сам. Баба Яга являлась барометром, определяющим качество будущего члена общества, должна была испытывать претендентов на взрослость.

Задания, предоставляемые Бабой Ягой, были разные – женщина должна была уметь работать по дому, а мужчина - уметь охотиться, пасти скот, делать оружие, и, в конце концов, быть в курсе, что нужно делать с женой. О последнем редко говорят и мало где пишут, но в сказках это отражено, как и в серьезных исследованиях.

Во многих сказках Баба Яга предлагает герою взять в жены свою дочь, что, вероятно, является просто отголоском необходимой проверки зрелости в далеком прошлом - не забывайте, что сексопатологов не существовало.

Схема развития событий обычно такова:

1. Знакомство с героем. У него есть возлюбленная, но он не знает, как обращаться с женщиной. Либо он еще не нашел свою женщину.

2. Встреча с Наставницей, которая сначала не производит на героя впечатления. Она может его испытывать (прогонять, давать сложные задания, провоцировать). Однако герой остается.

3. Обучение. Наставница учит героя культуре поведения с женщиной. Показывает, как понимать ее мир, как за ней ухаживать. Она сама заботится о герое, демонстрируя правила поведения в любовной игре.

4. Кризис. Герою начинает казаться, что он влюблен. Он хочет остаться у Наставницы навсегда. Герой не понимает, что его задача – сохранить то, чему он научился и найти свою женщину. Герой переживает кризис.

5. Расставание и начало новой жизни. Наставница может просто исчезнуть, или так изменить свою внешность (например, резко состариться), что герой сам понимает абсурдность собственных мечтаний о совместной жизни с ней и т.д. Герой уходит, возвращается к своей девушке, грамотно строя отношения с ней" (Зинкевич-Евстигнеева).

Баба-Яга – мать

И в сказках, и в жизни Добрая Мать может «удушить» ребенка своей любовью, не дать ему повзрослеть. Поэтому возникает необходимость в Бабе-Яге (как вариант -мачехе) — Злой Матери.

"С точки зрения аналитиков, в своем позитивном аспекте, Баба-Яга, выступает помощником по отношению к формирующейся маскулинности девушки. Она указывает сказочному герою-освободителю путь к злодею (Кащею, Змею Горынычу и т.п.), у которого в плену томится похищенная красавица (феминность).

Когда Баба Яга помогает Ивану-царевичу победить Кащея, похитившего Василису Прекрасную, это отражает тот момент развития личности и семьи, когда действует негативная часть матери, помогающая подрастающей дочери преодолеть эдипальные трудности романтических отношений с отцом" (Василец Т.Б.).

"Пока ребенок мал, влияние матери, как правило, позитивно. В сказках это период жизни с родной (доброй) матерью, который вынесен из контекста, т.е. чаще всего только подразумевается. Затем дочь вырастает и перестаёт быть ребёнком: родительские функции матери ослабевают, и тогда она выступает как женщина, отец - как мужчина, а дочь - как женщина, претендующая на мужчину. Самый близкий мужчина - отец.

Таким образом, мать и дочь превращаются в женщин-соперниц, борющихся за мужчину - отца. Самой опасной является инцестуозная часть этих отношений, где дочь невольно пробует свои женские чары на первом сексуально безопасном объекте - в отношениях с отцом. Отношения между матерью и дочерью становятся отношениями соперниц.

Отец в этот период решает нелегкую задачу, поскольку, с одной стороны, для отца естественно восхищаться расцветающей женственностью дочери, а с другой – отец является первым естественным защитником дочери и не должен переступать священную черту, проходящую между ними.

До момента взросления дочери (становления Красавицы) конфликта не было, теперь же былая иерархия - «взрослый-ребёнок» - должна замениться отношениями равенства. Но здесь-то как раз и нет равенства: в доме две взрослые женщины, одна из которых имеет мужчину, а другая нет.

Задача девушки - пройти инициацию и найти своего собственного мужчину. Задача матери - пересмотреть свою уже не востребованную материнскую функцию и сменить сферу продуктивности. Вот откуда в сказке появляется мачеха (или Баба-Яга): ей легче играть свою роль, если она не разрывается надвое между любовью к дочери и враждой к более молодой сопернице, как это бывает в реальной жизни" (Ефимкина Р.П.).

В помощь мужчине-отцу (и в сказках, и в жизни) нередко возникает ревность реальной матери. В образе Яги-помощницы таится бесценная подсказка, как эта ревность может стать полезной силой, которая помогает окрепнуть (кормит, поит, топит баньку для Ивана-царевича) развивающемуся мужскому аспекту в личности дочери – ее внутреннему герою-защитнику.

В союзе с Ягой, ведающей всё о тайнах Кащеевой слабости (захватывающая, пленяющая часть отца), Иван-царевич быстро и успешно справляется с опасной задачей и побеждает злодея, освобождая прекрасное женское. В жизни – дочь находит себе партнера.

В отношениях с сыном добрая мать должна рано или поздно стать Бабой-Ягой, иначе он никогда не станет мужчиной и не найдет себе партнершу.

К сожалению, многие авторитарные матери удерживают при себе сыновей или дочерей, говоря: «Я столько жертвовал(а) собой ради тебя, поэтому ты у меня в долгу». Некоторые молодые люди включаются в эту игру и не сепарируются («обособляются») от семьи, не устанавливают дистанцию между собой и своей семьей. Они не становятся взрослыми, потому что чувствуют себя связанными обязательствами по отношению к родителям.

Но, рано или поздно наступает момент, когда «гаснет свет» в уютном родительском доме, и приходится идти за огнем к Бабе-Яге, проходить испытания, побеждать чудовищ, учиться ткать полотно собственной жизни, ведь свою нить судьбы можно спрясть только самому.

Баба-Яга – свекровь и теща (собственница)

Баба-Яга часто воплощает образ свекрови и тещи.

Про свекровь – понятно. Работайте-работайте-работайте (батарейки Энерджайзер отдыхают). И ждите, пока она вас похвалит. Главное, чтобы ожидание не длилось больше жизни.

А какая Яга теща?

Баба-Яга из тех тещ, которые воспринимают зятя как свою собственность. Ты превращаешься в довесок к ее дачке на курьих ножках и возишь ступу на техобслуживание. Она будет заваливать тебя заданиями, и не успокоится, пока не сожрет тебя с потрохами.

У нее два достоинства. Она хорошо понимает прямые высказывания и не лишена чувства юмора. Пару аккуратных, но твердых отказов, перемежающихся с прибаутками в ее вкусе - и ты станешь из Ивашки-дурака ее любимым зятем.

Профессиональный сценарий

Баба-яга – это кризисный терапевт, фасилитатор, встреча с этим персонажем ставит перед необходимостью пройти инициацию, прожить кризис, перейти врата (подняться на новый уровень развития). Поход к Бабе-Яге – это экзистенциальный опыт человека.

Это кризис развития в том числе. "Кризис – это столкновение двух реальностей: психоческой реальности человека с его системой мировоззрения, паттернами поведения и т.п. и той частью объективной действительности, которая противоречит его предыдущему опыту.

Эта действительность уже воспринята человеком, но не преобразована. И преобразование ее затруднено или сейчас невозможно, так как для этого требуются качественно иные механизмы, в данным момент отсуствующие" (Эриксон Э. Г. ).

Возрастные кризисы затрагивают практически каждого из нас, и не всегда проходят легко. Речь идет о нормативном кризисе (например, из юношества в взрослую жизнь), который неизбежно возникает на жизненном пути большинства людей. Хотя, в жизни человек, к сожалению, может сталкиваться и с ненормативными кризисами (развод, смерть близкого и т.д.).

Когда-то на этих сложных  этапах жизни человека сопровождал шаман. В сказках роль шамана играет Баба-яга. Когда сказочный герой приходит к Бабе-яге, столкнувшись с неразрешимым вопросом, именно она дает ему подсказку, где искать ответ. Именно к шаману приходили за такими вопросами, не являющимися общедоступными.

Шаман, как хранитель традиций племени, проводил обряд инициации. Баба-яга, можно сказать, обладает теми же функциями. В настоящее время, Баба-яга – наша коллега (терапевт). Она – «не мертвая и не живая» – т.е. она в идеале нейтральна, не вовлечена в «шкурные» отношения с клиентами (часто молодыми юношами и девушками), не конкурирует, но опекает, осуществляет психологическое сопровождение.

Она – проводник (гид), носитель опыта походов в «тридевятое царство» (бессознательное) в тот момент, когда обычно в «реальном» мире у героя возникает некая проблема. Герой отправляется за ее решением в путешествие, попадает в «волшебный» («тридевятый») мир, приобретает там помощников (ресурсы), проходит некоторые испытания и вступает в открытую борьбу с «силами зла»(проблемами).

Он побеждает и возвращается назад в свой обычный мир, который в результате его победы трансформируется и улучшается. Т.е. Баба-Яга помогает герою достичь цели.

«Чем дальше отходит человек от традиционной культуры, тем чаще и чаще возникает необходимость его психологической поддержки на разных этапах жизненного пути.

В связи с вышесказанным можно рассматривать современную психотерапию как набор социотехнических практик, которые позволяют организовать инициацию - обнаружение «невыросшего» аспекта личности клиента, создание условий для завершения его «роста» и перехода на следующую стадию его развития, адекватную биологическому возрасту клиента» (Ефимкина Р.П.)

Список литературы, использованный при написании статьи:

1. Ефимкина Р.П., Пробуждение Спящей Красавицы. Психологическая инициация женщины в волшебных сказках. Монография. СПб.: Речь, 2006.

2. Франц М.-Л. Фон, Психология сказки, СПб.:Б.С.К., 1998

3. Кэмпбелл Джозеф, Герой с тысячью лицами. Пер. с англ. - К.: «София», 1997.

4. Янг-Айзендрат Полли. Ведьмы и герои: Феминистский подход к юнгенианской психотерапии семейных пар/ М.:Когито-Центр, 2005

5. Биркхойзер-Оэри Сибилл. Мать: Архетипический образ в волшебных сказках /Пер. с англ.-М.: Когито-Центр, 2006.

6. Пропп В.Я., В.Я. Русская сказка. Изд-во ЛГУ имени А.А. Жданова. Ленинград.

7. Проп В.Я. Фольклор и действительность. Избранные статьи. Изд-во Наука, 1976.

8. Эстес К. Бегущая с волками Киев, "София", 2002

9. Энциклопедия сверхъестественных существ (автор-составитель К.Королев) – М.: Изд-во Эксмо; СПб, 2002.

10. В.И. Даль. «О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа».

11. Василец Т.Б. Мужчина и женщина - тайна сакрального брака. Очерки по инициационной терапии // http: //www.inits-terapiya.narod.ru

12. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тайный шифр женских сказок - СПб.: Речь, 2006.

13. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Она и он: тайный шифр сказки отношений - СПб.: Речь, 2007

14.Википедия

15. Интернет-ресурсы.

Источник

Метки: Материнство, Психотерапия, Женщины,

Читать по теме:

Как женщины остаются без секса

Как женщины остаются без секса

19.07.2018
1172
Елена Карачун, психолог: "Либидо у человека не иссякает, физиологически, если придерживаться здорового образа жизни, мужчина способен удовлетворять женщину до глубокой старости. Единственное, что остается, — психологические причины."

Метки: Отношения, Ceкcуальность, Женщины, Мужчины,

Какую женщину мужчина не упустит и никогда не отпустит

Какую женщину мужчина не упустит и никогда не отпустит

19.07.2018
378
Андриана Буянова, психолог: "Изучите его окружение, его близких: Его часто хвалят, гордятся, заботятся? Тогда ему не нужна еще одна поклонница культа имени его, ему нужна бунтарка."

Метки: Женщины, Мужчины,

Причины, почему любящий мужчина может уйти

Причины, почему любящий мужчина может уйти

18.07.2018
497
Галина Журавлева, психолог: "Женщины верят, что если мужчина любит, то он не уйдет. Это далеко не так. Мужчина может любить женщину, но разорвать с ней отношения и тому есть причины. В моей практике было несколько случаев, когда на фоне, кажущегося благополучия мужчина уходил из семьи без каких-либо объяснений."

Метки: Развод, Женщины, Мужчины,

Я мама и я не люблю своего ребенка

Я мама и я не люблю своего ребенка

18.07.2018
279
Ольга Свешникова (Ефимова), психолог: "В один день ко мне пришли две разные клиентки с одними и теми же словами «я плохая мать». Слова одни, а истории разные. Хочу сегодня поделиться с вами первым случаем."

Метки: Материнство, Детско-родительские отношения,

ПОЧЕМУ я ненавижу БЕСПОЛЕЗНЫХ баб

ПОЧЕМУ я ненавижу БЕСПОЛЕЗНЫХ баб

16.07.2018
684
"Нас учат, как хитростью тянуть с вас деньги, да побольше, как намекать не прямо - а невзначай, вы же знаете, хитростью. Медленно высасывать, выпячивать себя, спекулировать на женственности и пмс, на слабости, откровенно лгать, плакать, орать, вымогать."

Метки: Женщины,

У вас НЕТ мужчины, ЕСЛИ...

У вас НЕТ мужчины, ЕСЛИ...

15.07.2018
830
Если ваш муж не приносит денег, и вы колотитесь одна зарабатывать на всех - у вас нет мужчины. У вас коммунальный сосед, таскающий еду из вашего холодильника.

Метки: Отношения, Женщины, Мужчины,

Привычки Тела Женщины, которая Любит и Ценит Себя

Привычки Тела Женщины, которая Любит и Ценит Себя

14.07.2018
918
Лидия Левицкая, психолог: "Отдыхать, когда устала - «переключаться на другой вид деятельности», и не строить из себя героя и хорошую для всех. Ведь именно недостаточный отдых ведёт к не желанию что-то делать важное, раздражительности и депрессии, а так же к лишнему весу!"

Метки: Женщины,

КРАСОТА ЖЕНЩИНЫ. Мужской взгляд

КРАСОТА ЖЕНЩИНЫ. Мужской взгляд

09.07.2018
874
Александр Баранов, психолог: "Если лезешь из кожи вон, чтобы показать из себя модель - поймаешь такого же нарцисса, задерешь юбку - зацепишься колготками за сального сластолюбца, пойдешь в ночной клуб на "мясной рынок" - сторгуешься задешево с одноразовым охотником, будешь молодиться - усыновишь инфантильного мальчика, захочешь манипулировать - попадешь на такого же хитреца или недотепу, и снова будешь рыдать в подушку, что мужики перевелись. Не хитри, и мир не будет иронизировать в ответ."

Метки: Привлекательность, Женщины,

Когда любят – всегда дарят

Когда любят – всегда дарят

05.07.2018
1542
Анна Кирьянова, психолог: "Дарят, даже если денег нет. Дарят, что могут; потому что любовь невозможна без подарков."

Метки: Любовь, Женщины, Мужчины,

ЕСЛИ ЧТО-ТО С НАТЯЖКОЙ, ЭТО НЕ ТВОЁ

ЕСЛИ ЧТО-ТО С НАТЯЖКОЙ, ЭТО НЕ ТВОЁ

05.07.2018
981
Инна Макаренко, психолог: "Это прежде всего женская тема: уговорить себя на неподходящего мужчину, а потом пытаться склеить несклеиваемое. И тут хоть в восьмёрку скрутись и возьми благословение тысячи старцев, он так и будет не твоим. И с тобой всё в порядке. Не в порядке только там, где место не твоё. "

Метки: Отношения, Женщины, Мужчины,

17 ЛУЧШИХ КНИГ великих психологов, которые изменили нашу реальность

17 ЛУЧШИХ КНИГ великих психологов, которые изменили нашу реальность

01.07.2018
1064
Эдвард де Боно: "Шесть шляп мышления". Эдвард де Боно, британский психолог, разработал метод, обучающий эффективно мыслить. Шесть шляп — это шесть разных способов мышления. Красная шляпа — это эмоции, черная — критика, желтая — оптимизм, зеленая — творчество, синяя — управление ходом мыслей, а белая — факты и цифры.

Метки: Психотерапия,

О ЧЕМ ИСТЕРИТ ЖЕНЩИНА

О ЧЕМ ИСТЕРИТ ЖЕНЩИНА

29.06.2018
1076
Татьяна Мегеря, психолог: "Почему истерит женщина? Она сигнализирует, что в отношениях началась деградация. Женщина по своей природе интуит. Она не всегда понимает, что происходит, но четко чувствует, когда ситуация пахнет керосином, развитие прекратилось и начинается откат назад."

Метки: Истерия, Женщины,

Женские достоинства, которые ОТПУГИВАЮТ мужчин

Женские достоинства, которые ОТПУГИВАЮТ мужчин

25.06.2018
1116
Мужчины ненавидят слабых женщин, но, с другой стороны, побаиваются и недолюбливают тех сильных женщин, которые становятся рядом с мужчиной в позицию превосходства.

Метки: Женщины, Мужчины,

МУДРАЯ ЖЕНЩИНА: 7 вещей, которых не нужно требовать от своего мужчины

МУДРАЯ ЖЕНЩИНА: 7 вещей, которых не нужно требовать от своего мужчины

20.06.2018
1204
Такая женщина не заставляет его стать другим человеком. Женщина, которая знает истинную ценность отношений, не требует, чтобы партнер изменился. Она влюбляется в реального человека и знает, что люди меняются только тогда, когда хотят этого сами.

Метки: Женщины,

СИЛЬНЫЙ брак держится на одиночестве

СИЛЬНЫЙ брак держится на одиночестве

20.06.2018
1986
Мужчина и женщина вступают в брак или просто начинают жить под одной крышей. Наконец-то можно все делать вместе – просыпаться, собираться на работу, готовить ужины, выгуливать собаку, читать, активничать или праздно валяться в выходной в постели. Но на поверку оказывается, что долго так продолжаться не может.

Метки: Отношения, Одиночество, Любовь, Женщины, Мужчины,

НАСТОЯЩАЯ ЖЕНЩИНА — ВСЕГДА КОШКА

НАСТОЯЩАЯ ЖЕНЩИНА — ВСЕГДА КОШКА

19.06.2018
1012
Николай Козлов, психолог: "Настоящая женщина никогда не будет конкурировать с мужчиной, вместо этого она устроит ситуацию, когда он будет добиваться её, а она будет выстраивать искусственные преграды, чтобы достаться ему подороже. Когда мужчина стал её, женщина этого хозяина дрессирует."

Метки: Женщины,

Я с тобой не разговариваю: что такое НАСИЛИЕ МОЛЧАНИЕМ

Я с тобой не разговариваю: что такое НАСИЛИЕ МОЛЧАНИЕМ

18.06.2018
8319
Пег Стрип: "Леа, 38 лет, написала мне о своем первом браке: Я становилась жалким существом, умоляла его сказать мне, что после этой ссоры он всё ещё меня любит, а он не отвечал. Я умоляла ещё сильнее, плакала, а он сидел на диване с каменным лицом. Тогда я начинала извиняться, даже если он начал ссору, а я не сделала ничего плохого."

Метки: Материнство, Психологическое насилие,

ЖЕНСКИЕ ЗАБЛУЖДЕНИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ МУЖЧИНЫ

ЖЕНСКИЕ ЗАБЛУЖДЕНИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ МУЖЧИНЫ

15.06.2018
870
"Жениться нужно только на тех женщинах, с которыми, если что, не страшно разводиться."

Метки: Женщины, Мужчины,

ЖЕНСКИЙ МАГНЕТИЗМ: Какие вы сами, такие и рядом с вами

ЖЕНСКИЙ МАГНЕТИЗМ: Какие вы сами, такие и рядом с вами

14.06.2018
1068
Татьяна Лявенко, психолог: "В нашу жизнь всегда притягиваются созвучные подобные нам люди. Конечно же, "подобность" не буквальна. Более того, она может быть не просто не очевидной, но и совсем не видной, что и усложняет понимание сути магнетизма во взаимодействии людей."

Метки: Привлекательность, Женщины,

ДАЙ СДАЧИ

ДАЙ СДАЧИ

13.06.2018
904
Татьяна Силаева, психолог: "Часто после свадьбы, либо конфетно-букетного периода, когда мужчина узнал слабую сторону своей женщины, он начинает вместо бережности и нежности, проявлять бесцеремонность и даже грубость."

Метки: Отношения, Женщины, Мужчины,

Чем отличается ЗРЕЛАЯ ЖЕНЩИНА от созависимой

Чем отличается ЗРЕЛАЯ ЖЕНЩИНА от созависимой

10.06.2018
2760
Зрелая женщина комфортно чувствует себя в одиночестве и может достаточно гармонично жить одна, не теряя ощущения наполненности и осмысленности своей жизни. Созависимая женщина не может оставаться в одиночестве и не чувствует смысла своей жизни, если она не в отношениях.

Метки: Созависимость, Женщины,

Почему мой ребёнок всё ещё плохо говорит или совсем не говорит?

Почему мой ребёнок всё ещё плохо говорит или совсем не говорит?

04.06.2018
565
Екатерина Леонова, психолог: "Во время занятий я замечаю, что у Коли в те моменты, когда я повышала голос, рассказывая увлеченно сказку или историю, вместо интереса в глаза читался испуг. Наблюдалась тревога перед заданиями, где необходимы резкие движения рук и ног. А еще он постоянно закапывал в специальной песочнице яркие игрушки, предпочитая играть только с машинками."

Метки: Воспитание, Материнство, Детско-родительские отношения,

Ошибка, которую допускает женщина, возвращая мужа

Ошибка, которую допускает женщина, возвращая мужа

28.05.2018
1426
Ирина Демпси, психолог: "Живя с мужем, вы где-то в глубине души всегда считали его ниже себя, что он проигрывает вам в уме, жизненной хватке. Все, что он делает — он делает не так, все можно делать гораздо лучше и правильнее."

Метки: Отношения, Женщины, Мужчины,

Женщины, которые все время выбирают не тех мужчин

Женщины, которые все время выбирают не тех мужчин

22.05.2018
772
Татьяна Чувильчикова, психолог: "Посмотрев внимательно, вы можете обнаружить, что отношения с выбираемыми вами мужчинами укладываются в один из четырёх вариантов: 1. СМЫСЛ ЖИЗНИ. Это вариант, когда вы начинаете жить для отношений и для мужчины. Это значит, что мужчина становится главным объектом вашей жизни, мужчина кажется вам лучше вас самих по разным показателям, появляется позиция, что мужчина - это вся ваша жизнь. "

Метки: Женщины,

«Что-то происходит с моим сознанием»: лечение деперсонализации

«Что-то происходит с моим сознанием»: лечение деперсонализации

21.05.2018
467
Дмитрий Клевцов, врач-психотерапевт: "«Что-то происходит с моим сознанием», «сейчас сойду с ума» - у некоторых больных при обострении ощущения измененности собственного «Я» могут возникать состояния возбуждения с усилением тревожности, панического смятения. У других пациентов углубление нарушения деперсонализации развивается как бы «на ходу», без резкого обострения эмоциональных реакций."

Метки: Психотерапия, Синдром деперсонализации-дереализации, Деперсонализация,

Есть ли жизнь после невроза?

Есть ли жизнь после невроза?

18.05.2018
1624
Елена Леонтьева, психолог: "Страдание - очень важная деятельность, она занимает много времени и сил и прекрасно конституирует жизнь. Всегда есть чем заняться, если умеешь страдать."

Метки: Депрессия, Невроз, Психотерапия,

Про мужские долги

Про мужские долги

17.05.2018
930
Люди встречаются, люди влюбляются, люди друг другом наслаждаются, а потом наступают суровые реальности жизни, в которых мужчина и женщина из влюбленных превращаются в должника и коллекторшу.

Метки: Женщины, Мужчины,

Что делать, если девушка – стерва

Что делать, если девушка – стерва

16.05.2018
444
Дмитрий Трефилов, психолог: "Бывает так, что споры и  ссоры со стервой занимают у мужчины так много времени,  что его почти не остается на общение с ней в мире и согласии. И если это так в Вашем случае, то я не удивлюсь тому факту, что моменты затишья Вы часто проводите в тревоге. Ожидая, что вот-вот что-то начнется..."

Метки: Конфликты, Женщины, Мужчины,

Мать — ведьма

Мать — ведьма

11.05.2018
2157
Психолог Анна Кирьянова: "В медицинской и психологической практике известен феномен «маленького калеки»: ребенок непрерывно болеет, зачастую очень тяжело, а рядом всегда находится жертвенная и горячо любящая мать, которая лечит его, водит по врачам, оплачивает дорогостоящее лечение… На самом деле мать бессознательно внушает ребенку программу болезни; именно в такой ситуации она чувствует себя нужной, любимой, повышается ее самооценка, а жизнь — обретает смысл."

Метки: Материнство, Детско-родительские отношения,

Только для женщин: про собственную ценность

Только для женщин: про собственную ценность

08.05.2018
2162
Алевтина Грицышина, психолог: "В своей психотерапевтической практике, да и просто в повседневной жизни я крайне редко встречала по-настоящему уверенных в себе женщин. Не самоуверенных, с раздутым «эго», всем своим видом показывающим «Эй! Обратите на меня внимание! Все люди как люди, а я – богиня!». Этот вариант как раз про низкую самооценку."

Метки: Женщины, Самооценка,

Интервью недели

Как перестать быть жертвой, в чем вина наших родителей и как сделать детей счастливыми

Как перестать быть жертвой, в чем вина наших родителей и как сделать детей счастливыми

Известный психолог Михаил Лабковский очень четко может объяснить, чем отличаются здоровые люди от невротиков, и почему жить нужно, получая удовольствие.

Михаил Лабковский

Психолог

Поделиться

Метки

...
Ceкcуальность Агрессия Апатия Арт-терапия Биполярное расстройство Возраст Воспитание Выгорание Гештальт-терапия Гипноз Границы Деньги Депрессия Детско-родительские отношения Домашнее насилие Женщины Зависимое расстройство личности Зависимость Застенчивость Измена Инфантильность Истерия Карьера Коммуникации Конфликты Кризис среднего возраста Личность Любовь Манипуляции Материнство Мотивация Мужчины Нарциссизм Насилие Неблагополучная семья Невроз Нерешительность Неуверенность в себе Обида Одиночество Отношения Панические атаки Переедание Перфекционизм Пограничное расстройство личности Подростковый возраст Привлекательность Психическая травма Психологический кризис Психологическое насилие Психосоматика Психотерапия Развитие личности Развод Самооценка Семейные кризисы Семья Случаи из практики психотерапии Смысл жизни Снижение полового влечения Созависимость Спасательство Страх Стресс Стыд Сценарии Счастье Тревожность Трудное поведение Уверенность Управление эмоциями Фобии Чувство вины Шизофрения Экзистенциальный кризис Эмоциональная зависимость Энергия Эффективность