Болезненная свобода
- Пирожок! Пирожоооок! - на весь магазин кричала молодая женщина. - Пирожок, беги сюда, смотри какой торт я выбрала.
Навстречу ей бежал пухлый мальчик лет восьми. Пирожок.
В работе я часто имею дело с застывшими конструкциями фраз, засевших в головах тех, кто сидит передо мной. И вот я представляю как рыхлый бледнокожий парень в будущем будет смотреть на меня безжизненными глазами, а за дверью его будет ждать бабушка, которая за терапию и заплатила потому что с мальчиком что-то не то. А что с ним может быть, если он Пирожок?
Девочки смотрят на наглых и поджарых парней, ну или умных, но не на пирожков, потому что пирожки - они для бабушки.

Становясь взрослым, человек постепенно воспитывает в себе самоотношение. Оно состоит из того как к нему относились родные, затем друзья и школьные учителя, зависит от темперамента и устойчивости его самого, то есть от генетических характеристик. Так формируется здоровая адекватная самооценка.
Для диагностики используется простой тест, который вы можете провести дома самостоятельно или с ребенком. Берется лист бумаги и на нем чертится вертикальная линия. Инструкция такая: "Представь, что сверху находятся самые успешные (красивые/умные/удачливые итд) люди, а внизу - самые неуспешные. Определи где находишься ты".
Адекватно будет расположить себя ближе к верхнему краю, чуть выше середины. Потому что важно, чтобы было место куда стремиться. Но часто у подростков или людей в сильном стрессовом состоянии наблюдается перекос либо вверх, либо вниз.
Реакция отрицания - Я самый лучший - или депрессивая реакция - я хуже всех - это плохие признаки.
Дальше нужно смотреть, либо есть нарциссическая травма, в которой человек "качается на качелях "Я король - Я ничтожество"" или же есть что-то другое.
Так вот если вернуться к первоначальному герою, то работу с ним надо начинать про сепарацию. Потому что пока его опекают, он не станет личностью, он будет кому-то принадлежать. Кто-то будет за него решать, он же не сможет прожить и дня без разрушительной поддержки близких.
Мы живем в нарциссическом мире, и каждый оценивает другого - по уму, по внешности или по силе, и пока что от этого никуда не деться. Для того, чтобы справляться с трудностями, нужна здоровая форма агрессии и интерес.
Если посмотреть на детей, то начиная с трех лет они становятся другими, невыносимыми, скажут некоторые взрослые. Но на самом деле помимо качеств личности у них закладывается важная часть, формирующая их будущее - интерес.
В возрасте 3-6 лет ребенку интересно все, особенно мир взрослых. Он начинает подражать, искать себя, развивать свое творчество, и он готов бороться за каждое свое увлечение до конца - те самые капризы.
Задача взрослого - не подавить это, а научить договариваться с собой, с близкими, с миром. Но это ребенок, он очень гибкий и чувствительный к любым влияниям.
Что делать взрослому, если формирование личности нарушено?
Другая взрослая женщина говорит: "Я своего сына ломала дважды, в три года и в семнадцать". И она гордится этим. А что с ним? А его никто не спрашивал, это взрослые решают. И он конечно же сломается, и выберет свою судьбу, и станет военным, и будет всю жизнь жить в подчинении до тех пор пока не научится подчинять себе других, более слабых (кстати так и произошло).Это так устроено, что пока сепарация не пройдена, будут существовать все формы насилия, и они будут оправданы любовью.
Избавляться от иллюзий тяжело. Это одна из самых болезненных утрат на всем жизненном пути человека. Я точно знаю, что каждый человек способен построить длительные отношения, создать семью, но для этого ему нужно пройти свои самостоятельные шаги навстречу будущему.
То есть искать свои собственные интересы, отделяться от родительской семьи, для начала хотя бы физически - переехать, а уже потом исследовать свои собственные зоны чувствительности.
В психотерапии работа про сепарацию может быть очень долгой и связанной с огромным количеством сопротивления. Но не активного, а пассивного. Потому что чем больше времени человек зависит от родителей, тем страшнее ему самостоятельно ходить. И он будет цепляться за любую возможность для того, чтобы не уходить, оставаться, даже если он будет жаловаться каждый день.
И как больному после долгой комы нужна реабилитация и помощь даже в хотьбе на костылях, так и ему нужно будет каждый день преодолевать свои несколько метров болезненной свободы.
Баланс любви - очень хрупкая вещь. Часто из тревоги за будущее взрослые перебарщивают в своей опеке, желают оградить, уберечь от тягот и невзгод реального мира. Я говорю так потому что мне и самой трудно справляться со своей невротической привязанностью к тем, кто нуждается в поддержке. Но сила воспитывается через препятствия, а доверие - это проявление близости, а не слабости.
Метки: Воспитание, Семья, Психологическое насилие, Детско-родительские отношения,
Читать по теме:
Научитесь быть ненужными своим выросшим детям
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,
Токсичная мать: неужели она нарочно?
Метки: Чувство вины, Обида, Манипуляции, Детско-родительские отношения,
Как вырастить гения: 7 правил еврейских родителей
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,
Нелюбимые взрослые мальчики
Метки: Детско-родительские отношения,
5 грубейших ошибок в воспитании мальчиков
Метки: Воспитание,
44 способа сказать детям, как сильно вы их любите
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,
Без крика и наказаний: Как инуиты решают проблему детской агрессии и непослушания
Метки: Воспитание, Материнство, Трудное поведение, Семья, Детско-родительские отношения,
УДОБНЫМ детям – очень НЕ удобно жить
Метки: Детско-родительские отношения,
Эрик Берн: Когда ребенку исполняется 6 лет, его жизненный план уже готов
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,
Все дело в ... папе!
Метки: Личность, Детско-родительские отношения,
Родители как ТЕСТ
Метки: Детско-родительские отношения,
Как я стал стесняться своей матери: случай из практики
Метки: Подростковый возраст, Материнство, Женщины, Детско-родительские отношения,
Человек не будет иметь удачных отношений до тех пор, пока не наладит их с матерью
Метки: Воспитание,
Масштаб материнского влияния на судьбу дочери
Метки: Материнство, Детско-родительские отношения,
Нельзя БЫТЬ УДОБНЫМ в отношениях. Это всё портит!
Вылезти из-за плинтуса. Мама не читай!
Метки: Материнство, Детско-родительские отношения,
Психологическое насилие: враг, который не заметен
Метки: Психологическое насилие,
Заботливая мать — психологический вампир
Метки: Материнство, Манипуляции, Психологическое насилие, Детско-родительские отношения,
Что скрывается за семейным проклятием и венцом безбрачия: взгляд психолога
Метки: Семья, Детско-родительские отношения, Метод системных семейных расстановок,
О прощении родителей: ненавидеть маму опасно для жизни!
Метки: Детско-родительские отношения,
Отвержение отца ведет к психической задержке развития ребенка
Метки: Воспитание,
Скрытая агрессия: 3 вида обволакивающего насилия
Метки: Агрессия, Психологическое насилие, Пассивная агрессия,
Секс при ребенке
Метки: Детско-родительские отношения,
Нервные расстройства у детей: что должны знать родители
Метки: Воспитание,
Любовь к отцу: сценарий развития СУДЬБЫ вашей дочери
Метки: Детско-родительские отношения,
Механизм передачи травмы
Метки: Семья,
Мы травмированы матерями, но компенсации не будет
Метки: Материнство, Психотерапия, Инфантильность, Детско-родительские отношения,
Дочери, которых не любили и тяжкая ноша семейных секретов
Метки: Воспитание, Материнство, Психическая травма, Психологическое насилие, Детско-родительские отношения,
Заморозка несконтейнированных детских травм – основа любой травли и дедовщины
Метки: Агрессия, Домашнее насилие, Психическая травма, Детско-родительские отношения,
Выход из треугольника Карпмана
Метки: Чувство вины, Обида, Раздражительность, Манипуляции, Психологическое насилие, Зависть, Жалость, Отвержение,
Популярное на сайте
Интервью недели

Мне жаль детей, которых с рождения водят в развивающие центры
Мне жаль детей, которых с рождения водят в развивающие центры