Гештальт-терапия психосоматики

6 декабря 2016
11260

Геннадий Малейчук
Психолог, гештальт-терапевт

Работа с психосоматическим симптомом в парадигме гештальт-подхода

В основе психосоматического подхода лежит представление о связи тела и психики. О существовании такого рода связи знали очень давно. Об этом уже писали древнегреческие философы, рассуждая о природе болезни.

Сократ говорит, что нет телесной болезни отдельно от души. Ему вторит Платон, утверждая, что нет отдельно болезней тела и болезней души. Оба считают, что болезнь и страдание – последствия неправильного мышления.

Истинная причина болезни и страдания всегда мысль, мысль ложная. Тело само по себе заболеть не может – оно лишь экран, проекция сознания. Поэтому нет смысла латать экран. Болезнь – это лишь выражение, форма «проблемы». Это только возможность, которой пользуется жизнь, чтобы сказать нам, что где-то неладно, что мы не те, кто мы есть на самом деле.

В этих рассуждениях древних философов содержатся важные идеи представления о человеке как о единой целостной системе, возрождающиеся в настоящее время в парадигме холистического подхода, к которому, как известно, относиться и гештальт-терапия.

В современной традиционной медицине идея связи психики и тела представлена в выделении отдельного рода заболеваний – психосоматических. Это расстройства обуслословленные психологической причиной, но имеющие соматическое проявление.

Круг этих заболеваний первоначально включал семь нозологических форм: бронхиальная астма, гипертоническая болезнь, стенокардия, язвенная болезнь 12-перстной кишки, язвенный колит, нейродермит, полиартрит.

В настоящее время их уже значительно больше. Кроме того, в международной классификации психических заболеваний МКБ-10 выделяют соматоформные расстройства (ось F45), уже само название которых говорит о том, что они соматические по форме проявления, но психологические по происхождению.

К ним относятся: соматизированное расстройство, ипохондрическое расстройство и целый ряд соматоформных вегетативных дисфункций – сердца и сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, дыхательной системы, мочеполовой системы и др.

Как видно из текста, и психосоматические и соматоформные расстройства являются психологическими по происхождению, но соматическими по предъявлению жалоб.

Важнейшей же их отличительной особенностью является то, что соматоформные расстройства функциональны, что позволяет работать с ними психотерапевтически, в то время как психосоматические расстройства имеют органические изменения со стороны органов и для их лечения применяются медицинские методы.

Мы же не будем разделять эти расстройства, учитывая общую природу их происхождения – психогенную, что дает нам возможность для работы и с теми и другими применять психотерапию. Кроме того, мы не будем использовать формальное деление этих расстройств по нозологическому принципу а будем говорить об их конкретных проявлениях, рассматривая эти проявления как психосоматические симптомы.

Таким образом, психосоматическим симптомом в тексте мы будем называть только тот, который имеет психогенную природу. 

В традициях гештальт-подхода сложились следующие представления о психосоматическом симптоме:

Симптом – это остановленная эмоция. Не проявленная эмоция становится разрушительной на телесном уровне.

Симптом – это следствие длительного эмоционального напряжения низкой интенсивности. Симптом трансформирует ситуацию из острой в хроническую.

Симптом – это превращенная форма контакта, организующий фактор в поле «организм-среда». Любой симптом когда-то был творческим приспособлением, превратившись впоследствии в стереотипный, ограничивающий паттерн.

Симптом - это сплав ретрофлексии и соматической проекции отчужденных переживаний на определенную часть тела.

Гештальт-терапия психосоматики.jpg

Работая с симптомом, гештальттерапевт придерживается следующих стратегий:
  • Холизма - идеи о целостности и взаимообусловленности а) психического и соматического б) организма и среды;
  • Феноменологии – обращения к миру внутренних феноменов клиента, его субъективных переживаний по поводу своих проблем и затруднений, позволяющий смотреть на них глазами клиента, обращаться к так называемой внутренней картине болезни.
  • Эксперимента – активного исследования и преобразования сложившихся способов взаимодействия клиента со средой с целью получения нового уникального опыта.
Во взглядах на формирование психосоматического симптома в рамках гештальт-подхода большое внимание уделяется эмоциям: неспособности выделять и идентифицировать эмоции и невозможности их выражать, отреагировать. Следовательно, универсальным запуском патогенетического процесса является отказ от переживания. (О.В. Немеринский)

В норме процесс взаимодействия человека со значимыми для него фигурами внешнего мира осуществляется в следующей последовательности: ощущение – эмоция (чувство) – объект чувства – отреагирование. Например «Я злюсь на того-то». Как известно, чаще всего в основе образования психосоматического симптома лежит запрет на агрессию.

В случае же нарушения творческого приспособления со средой происходит прерывание в одном из звеньев вышеназванной цепочки:

1. Ощущение - нечувствительность к телесным проявлениям;

2. Эмоция - отсутствие чувств (алекситимия);

3. Объект чувства - отсутствие объекта для выражения чувств (интроекты, запреты. «Нельзя злиться на …»)

4. Отреагирование - невозможность отреагировать чувство (интроекты, запреты, травмы. «Нельзя проявлять злость …»).

На мой взгляд, точка прерывания в данной цепи - «ощущение – чувство – объект чувства – отреагирование» - является диагностически значимой, так как определяет стратегию работы с симптомом. 

Как известно, терапия начинается с диагностики. Технически в случае психосоматического симптома это означает поиск прерванного звена и восстановление нормального функционирования всей цепи.

В качестве механизмов прерывания выступает интроекция (не могу, боюсь, не имею права) и ретрофлексия (поворот против себя). Отреагирование эмоций становится невозможным и их энергия в качестве объекта отреагирования избирает собственное тело (проекция на орган).

Контакта же с реальным объектом не возникает. Чувство не выполняет функцию контакта и разрушает собственное тело, накапливаясь, выражаясь в телесном напряжении, боли. Со временем такой способ контакта становится привычным, стереотипным, а боль из острой переходит в хроническую. Так возникает психосоматическое заболевание.

Важной особенностью психосоматического симптома является описанная в литературе, ситуация невозможности, в которой две противоположные тенденции блокируют друг друга и человек оказывается парализованным.

В итоге, симптом оказывается своеобразным спасительным клапаном, позволяющим канализировать невыраженную энергию.

Чаще всего мне приходилось в работе встречаться с существованием одновременно таких эмоций как вина и злость. Одновременное существование этих эмоций не позволяет проявиться в полной мере ни одной из них.

Чувство вины не может интенсивно переживаться из-за чувства злости, проявление же злости блокируется чувством вины. Это и есть ситуация «клинча», в которой единственно возможным выходом будет возникновение психосоматического симптома.

Подобного не происходит в том случае, когда мы имеем дело не с психосоматическим клиентом, а с невротическим или же пограничным, где будет ярко представлен один из полюсов, при заблокированном другом. В частности, у клиента с невротической организацией будет выражен полюс вины, у пограничного – агрессии.

Поскольку, симптом – это сплав интроекции, ретрофлексии и соматической проекции, то работа с ним состоит в выводе его на границу контакта и работа с этими механизмами прерывания контакта.

Задачей терапии в этом случае будет создание возможности для разворачивания ретрофлексии и доведение действия до завершения, хотя бы символически.

Здесь мы можем выделить следующие фазы работы:

1. Осознание ощущений. Что это за ощущение, где оно локализовано? Например, задержка дыхания.

2. Осознание сдерживаемого чувства. Какое чувство содержит данное ощущение? Например, «задерживая дыхание, я испытываю страх…».

3. Осознание адресата чувства. К кому направлено это чувство? Например, «это мое чувство к …», «я испытываю его когда…»

4. Осознание интроекта, запрета. Как именно клиент останавливает себя? Что нарушает спонтанность, насколько осознаваем запрет? Например, «Что произойдет, если ты выразишь это?»

5. Отреагирование. Первоначально хотя бы мысленное. «Что хотел бы сделать, сказать?»

6. Осознание себя с этим чувством. «Что с тобой произошло, когда ты это произнес?», «Как тебе с этим?»

Рабочая схема, используемая в гештальт-подходе – «ощущение - чувство-объект чувства – отреагирование», на мой взгляд, объясняет используемое в современной медицинской систематике деление всех психогенных расстройств на психосоматические и невротические.

Именно в первом случае можно говорить о психосоматической симптоматике, где в качестве мишеней выступают проблемы на телесном уровне. Во втором же случае мы имеем дело с симптоматикой невротического уровня, в большей степени затрагивающую вегетативную и психическую сферу.

В частности, для расстройств психосоматического уровня типичным будет прерывание в первом и втором звене рассматриваемой цепочки – «ощущение – чувство». И здесь становится понятным почему такой феномен, как алекситимия характерен именно для психосоматических расстройств, но не невротических.

Алекситимия, как известно, заключается в неспособности больного находить слова для выражения чувств. И здесь дело не в малом словарном запасе, а именно в слабой дифференцированности эмоций (см. концепцию диференциации Боуэна), что собственно и приводит к такого рода нечувствительности.

И если для соматоформных расстройств еще возможна чувствительность к ощущениям, и в некоторых случаях даже гиперчувствительность к ним, например, для ипохондрического расстройства, то для собственно расстройств психосоматического круга, уже характерна недоступность и для этого.

В медицине, да и в жизни достаточно типичны примеры такой нечувствительности к телесным сигналам, когда у больного, до момента попадания в больницу с серьезной проблемой, например, инфаркт или прободная язва, отсутствовали жалобы на свое здоровье.

Что касается круга невротических расстройств, то для них, как известно, не характерна алекситимия. В данном случае сбой происходит на участке «объект чувства – отреагирование». Здесь сложности у клиента возникают не в отсутствии чувств, а в невозможности обнаружить вектор их направленности и адресно их отреагировать.

Учитывая вышесказанное о психосоматическом симптоме, можно представить следующий алгоритм работы с ним:

1. Четкое обозначение симптома, чаще всего проявляющегося в жалобах на боли, дисфункции конкретных органов и систем.

2. Осознавание тождества личности и симптома (идея о целостности): «Симптом – это я…». Здесь происходит превращение частичной проекции в проекцию тотальную путем идентификации с симптомом. При этом происходит проявление и переживание клиентом проецируемых качеств, желаний, чувств. 

3. Выведение симптома на границу контакта, текст от имени симптома: «Я головная боль…» (идея о феноменологии): «Расскажи, нарисуй, покажи свой симптом …». Как только симптом выходит на границу контакта, он перестает быть статичным, начинает двигаться.

4. Анализ симптома как послания:

а) какие потребности и переживания «застыли» в этом симптоме? К кому обращены эти слова?

б) Зачем этот симптом. От чего он удерживает, от каких действий, переживаний спасает? Симптом в гештальт-терапии рассматривается как способ саморегуляции, особая форма контакта. Чаще всего непрямой, «рэкетный» способ удовлетворения потребности.

5) Поиски другого, прямого, более эффективного способа удовлетворения потребности (идея эксперимента). 

6) Ассимиляция, проверка жизнью.

На этапе работы с симптомом на границе контакта достаточно эффективным является применение рисуночных техник. Рассмотрим возможности рисунка в работе с симптомом.

Рисунок – это то, что находится на границе контакта, принадлежит как внутреннему, так и внешнему.

Плюсы рисунка:
  • клиент более свободно себя выражает (свои страхи, представления, фантазии) («я же не художник»);
  • мир чувств легче выражается посредством цвета, красок, чем словами (особенно это важно для алекситимиков);
  • рисование менее контролируется сознанием;
  • рисунок – это обращение к более раннему опыту выражения себя. Он более эмоционален и менее органичен социальными нормами, чем речь;
  • это процесс непосредственного творения, изменение мира здесь и теперь;
  • это действие, позволяющее реализовать в символической форме свои желания и чувства;
  • поле рисунка позволяет создать особое пространство, которым пациент управляет, может изменять;
  • болезнь (симптом) оказывается на границе контакта в виде метафорического выражения проблемы.
Рисование болезни (симптома) позволяет выделить фигуру болезни, вынести её из себя и исследовать фон и взаимодействие, в котором она существует.

Работа с рисунком позволяет клиенту оперировать с симптомом, осознавая и изменяя его: будучи нарисованным, он становиться осознанным, понятным. Опыт работы с ним способствует интеграции клиента.

Пространство рисунка – это то, на что клиент, рисуя, проецирует себя. Элементы рисунка рассматриваются как части «Я» человека. Таким образом, создавая рисунок, клиент создаёт модель своего внутреннего мира, модель, насыщенную символами и образами.

Работая с образами рисунка, клиент работает как бы с собой и те изменения, которые он вносит в рисунок, происходят и в его внутреннем плане (клиента). В процессе создания рисунка мы проецируем, выносим что-то из себя, т.о. это уже является работой с ретрофлексией, чувство уже спроецировано, стало внешним, выраженным, определённым, доступным анализу, поиску объекта, к которому оно направлено. 

Здесь та же терапевтическая схема: ощущение – чувство – объект – выражение – интеграция, но первые два звена уже представлены в рисунке.

В качестве конкретных техник работы с симптомом с помощью рисунка можно предложить следующие:

***

Нарисовать свой симптом. Идентифицироваться с ним и придумать рассказ от его имени. Кто он? Для чего? В чем его польза? какие чувства он выражает? К кому?

***
  • Нарисовать отца и мать разным цветом
  • Нарисовать себя разным цветом (посмотреть, что взял из цвета отца и цвета матери)
  • Выделить другим цветом больные органы
  • Поисследовать в парах свой рисунок (мать – это образ мира, отец – способ действия)

***
  • Нарисовать свое тело (простым карандашом)
  • Нарисовать рядом карту эмоций (цветными) – радость, грусть, сексуальность …
  • разместить их на рисунке тела (где что получилось?)
***
  • Нарисовать свое тело
  • Поисследовать в парах, что нарисовано лучше, что хуже? (Мы знаем свое тело неравномерно. Наши органы имеют разную ценность для нас. О чем то мы заботимся лучше).
Еще одним важным моментом в работе с симптомом является его символическое значение. Симптом – это знак, межличностное послание, содержащее символическую информацию. В большей мере такой подход характерен для психоаналитически ориентированной терапии.

Симптом рассматривается как зашифрованное символическое послание, одновременно как загадка и как разгадка проблемы. Задачей терапевта в данном случае является разгадать эту загадку симптома.

Психоаналитически ориентированный терапевт использует для этого некоторые теоретические знания значений, приписываемые проблемным органам и частям тела. Так, например, заболевания сердца связывают с нереализованной враждебностью или неудовлетворенной потребностью во властном контроле над ситуацией. Язвенную болезнь связывают с неприемлемой для самовосприятия потребностью в защите и покровительстве и т.д.

Такой подход, на мой взгляд, имеет один существенный недостаток, суть которого в использовании универсальных значений основанных на общечеловеческом опыте, закрепленных за конкретным органом, частью тела.

Такая универсальность зачастую, игнорирует опыт индивидуальный, личную историю человека. Психологическое же содержание симптома, кроме всего, субъективно. Поэтому, использование универсальных символов может быть оправдано на этапе выдвижения гипотезы, требующей проверки в последующей работе с клиентом.

В практике мне приходилось встречаться со случаями, противоречащими универсально приписываемым значениям, закрепленным за тем или иным органном. К примеру, такой симптом как боль в челюстях из-за крепко сжатых зубов после пробуждения, традиционно трактуется как сдерживаемая агрессивность. В реальности же за этим стояла установка на достижение результата, несмотря на сложности и проблемы, преодолевая сопротивление, буквально «сжав зубы».

Истинный смысл симптома стал понятен только в контексте знакомства с личной историей клиента. Таким образом, символическое значение симптома необходимо дополнять принципом контекстуальности. 

Как определить, что перед нами именно психосоматический клиент? Здесь необходимо разграничивать, с одной стороны соматическую патологию и психическую, с другой. Что касается предположения проблемы соматического уровня, то лучше всего предложить клиенту пройти обследование в медицинском учреждении по профилю своих жалоб.

Отсутствие органической патологии со стороны проблемного органа позволит исключить патологию соматического характера. Хотя в целом ситуация первичного обращения к психологу, а не к медицинскому работнику, представляется мне в настоящее время фантастической.

Прежде, чем к вам дойдет психосоматический клиент (если вообще когда-нибудь дойдет), он обойдет большое количество врачей и медицинских заведений. И здесь, на мой взгляд, актуальна проблема низкой психологической культуры и, следовательно, большое поле деятельности для психологического просвещения. 

В конце хочется сказать, что работа с психосоматическим симптомом все равно сводится к работе со всей личностью. Это проникновение в жизнь клиента с черного хода, так как начинается такая работа первоначально «про симптом», а потом все равно приходится работать «про жизнь». А эта работа никогда не бывает быстрой.

Метки: Психосоматика,

Читать по теме:

О несчастных случаях

О несчастных случаях

12.11.2018
531
Если вы попали в мелкую аварию, шансы попасть в катастрофу увеличиваются в геометрической прогрессии; после двух аварий вероятность третьей просто неминуема. Если порезали палец – берегите руку, вероятность травм начинает прогрессировать, увеличиваться; есть даже специальная формула для того, чтобы посчитать, когда произойдет травма или авария.

Метки: Психосоматика,

Голос и наш характер

Голос и наш характер

19.09.2018
9525
Телесно-ориентированный терапевт Ирина Созонова: "Вместо того, чтобы заорать от боли, гнева и обиды – мы стискиваем губы, зубы, горло. Вместо «зареветь» – «глотаем слезы». В этот момент горло болит и зажимается. А еще зевать неприлично! Стонать от наслаждения – тоже неприлично. В итоге мышцы гортани перестают работать, глотка закрывается, и голос, не находя себе другого пути, выходит либо через нос, гнусавый звук, либо «застревает в горле», глухой тусклый звук, боль, першение".

Метки: Психосоматика, Телесно-ориентированная терапия,

Психосоматические расстройства: 7 главных причин

Психосоматические расстройства: 7 главных причин

18.09.2018
745
На сегодняшний день принято выделять 7 главных причин, вызывающих или провоцирующих возникновение психосоматических расстройств.

Метки: Психосоматика,

Психосоматика заболеваний на примере плохого зрения

Психосоматика заболеваний на примере плохого зрения

13.09.2018
2939
"Частое обращение к образам будущего ведет нас к близорукости, а частое обращение к прошлому – к дальнозоркости. Это теория, но, по крайней мере, мне это дает ответ, каким таким удивительным образом зрение у людей с возрастом меняется с минуса на плюс, с близорукости на дальнозоркость."

Метки: Психосоматика,

Эмоциональное напряжение и мышечные зажимы

Эмоциональное напряжение и мышечные зажимы

11.09.2018
1397
Устранение мышечного зажима освобождает значительную энергию, которая проявляется в виде чувства тепла или холода, покалывания, зуда или эмоционального подъема.

Метки: Психосоматика, Управление эмоциями,

Дыхательное упражнение Райха: распускаем мышечный панцирь

Дыхательное упражнение Райха: распускаем мышечный панцирь

02.09.2018
2574
Елена Назаренко, психолог: "Когда хронически напряжённая мышца вдруг расслабляется, человек наконец получает доступ к тому переживанию, которое было упрятано, законсервировано в напряжении этой конкретной мышцы."

Метки: Психосоматика,

Психосоматика: Жалобы — признак активизации модели болезни

Психосоматика: Жалобы — признак активизации модели болезни

02.09.2018
4058
Ольга Цейтлин, психолог: "К психосоматическим заболеваниям традиционно относят так называемую «чикагскую семерку» (holy seven) заболеваний, описанную в 60−х годах..."

Метки: Психосоматика,

Мудрость тела: 3 техники для связи с соматическим разумом

Мудрость тела: 3 техники для связи с соматическим разумом

26.08.2018
1057
Людмила Колобовская, психолог: "Такие выражения, как «я нутром чувствую», «я следовал своему сердцу» или «в глубине души я знал», подразумевают, что интеллектом обладает не только мозг, но и другие части тела."

Метки: Психосоматика,

Гипертония — НЕ заболевание, это ХАРАКТЕР!

Гипертония — НЕ заболевание, это ХАРАКТЕР!

30.07.2018
1114
Автор: Ангелина Петренко, психолог: "Гипертония - это не заболевание, это характер! Что отличает людей, у которых после стресса зашкаливает давление? А то, что все эти люди. сильные, они так о себе думают. У них стоит программа:" Я сильный, я со всем справлюсь, меня просто так не взять!", "Нас бьют, а мы крепчаем!" И при этом, очень важное замечание, он не может себе позволить дать отпор обидчику."

Метки: Психосоматика,

КОЖА и ПСИХОСОМАТИКА: Как избавиться от кожных заболеваний

КОЖА и ПСИХОСОМАТИКА: Как избавиться от кожных заболеваний

04.07.2018
2578
Кожная проблема часто сигнализирует или о стыде человека перед собой, или о зависимости от стороннего мнения, а также об открытом или скрытом страхе, о нетерпении или о нежелании смириться с той или иной данностью, о подавленном гневе и мн. др.

Метки: Психосоматика,

О ЧЕМ БОЛИТ ВАША СПИНА

О ЧЕМ БОЛИТ ВАША СПИНА

14.06.2018
1133
Татьяна Гунар, психолог: "Позвоночник – это опора человеческого тела, ось скелета, на нем построена вся двигательная активность, это основа жизни. И когда мы пытаемся переломить себе хребет, свернуть шею, наступить на грудь с помощью проблем с позвоночником, мы символически с помощью тела угрожаем собственной жизни, пытаемся разрушить основу собственной формы."

Метки: Психосоматика,

Психосоматика заболеваний щитовидной железы

Психосоматика заболеваний щитовидной железы

16.05.2018
2375
Сергей Колеша, психолог: "В основе развития заболеваний щитовидной железы всегда «самопоедание», в основе которого комплекс неполной ценности."

Метки: Психосоматика,

Причины болезней. Притча

Причины болезней. Притча

03.05.2018
2585
"Менять жизнь сложно. Проще болеть. И найдя умелого врача, периодически предаваться отдыху, все глубже погружаясь в болезнь."

Метки: Психосоматика,

7 психосоматозов

7 психосоматозов

16.04.2018
1331
Наталья Емшанова, гештальт-терапевт: "Конверсионный симптом - это простое и понятное послание окружающим: Я не хочу ничего об этом слышать (глухота), этого видеть (резкое снижение зрения). Ты или ситуация мне отвратительна (тошнота). Ты доставляешь мне одни проблемы..."

Метки: Психосоматика, Психопатия, Психоз,

Болезни кожи: ЧТО снаружи ТО и внутри!

Болезни кожи: ЧТО снаружи ТО и внутри!

12.04.2018
1526
При образовании кожной сыпи что-то пытается выбраться наружу. Проще всего говорить на эту тему, взяв в качестве примера появление угрей в пубертатный период. В это время в подростке пробивается его сексуальность, но он испытывает определенный страх и пытается ее подавить.

Метки: Психосоматика,

Душевные предпосылки возникновения рака

Душевные предпосылки возникновения рака

07.04.2018
1642
Ирина Гаврилова Демпси: "На сегодняшний день уже известно, что эту болезнь могут запустить переживаемые человеком отрицательные эмоции и закрепленные в психике негативные программы, влияющие на убеждения человека, его восприятие окружающих."

Метки: Психосоматика,

Психосоматика: Невралгия тройничного нерва — пощечина от судьбы

Психосоматика: Невралгия тройничного нерва — пощечина от судьбы

30.03.2018
1388
Иногда дело заходит настолько далеко, что обычно тщательно сохраняемое лицо исчезает, и на свет божий появляется искаженная болью гримаса. В таких ситуациях, когда мускулатура тоже реагирует и у пациентов начинают дергаться черты лица, в медицине говорят о болезненном тике.

Метки: Психосоматика,

Дерматологические нарушения: взгляд психотерапевта

Дерматологические нарушения: взгляд психотерапевта

25.03.2018
15778
Кожные болезни – очень распространенные психосоматические заболевания. Они часто начинаются под влиянием психических факторов, считают психотерапевты Тарас Иващенко и Эрика Рутковска.

Метки: Психосоматика,

Недуги коленей всегда связаны с сердцем

Недуги коленей всегда связаны с сердцем

10.01.2018
1503
Желание быть для всех хорошим подобно клею, который склеивает прошлое и будущее и который отзывается хрустом и скрипом в коленях всякий раз, когда идущий удлиняет шаг в направлении будущего.

Метки: Психосоматика,

Психосоматика: опасная ложь и полезная правда

Психосоматика: опасная ложь и полезная правда

03.01.2018
2856
Психолог Павел Зыгмантович: "При слове «психосоматика» я всегда нервно вздрагиваю и пытаюсь схватиться за пистолет. Почему? Потому что уровень безумия в этой теме просто чудовищный. О психосоматике говорят много, активно и почти всегда неправильно."

Метки: Психосоматика,

Лицо и характер: Так мы выглядим не только снаружи, но и изнутри

Лицо и характер: Так мы выглядим не только снаружи, но и изнутри

22.11.2017
4588
Чувство бессилия или не соответствия, раздражения на самих себя, критика, неприязнь к себе или со стороны других могут вызвать повреждения кожи, что выразит наше внутреннее состояние растерянности.

Метки: Психосоматика,

Online-курс обучения "Гипноз & Психосоматика"

Online-курс обучения "Гипноз & Психосоматика"

11.10.2017
1551
Преподаватели курса — практикующие гипнотерапевты, заранее отбирают пациентов, у которых есть видимый психосоматический симптом. Например, нервный тик, аллергические заболевания, заикание, сильный страх. Именно с ними проводится гипнотерапия до устранения проблемы. Весь процесс и результат терапии, с согласия пациентов, записывается на видео. Часть этих записей становится учебным пособием. Таким образом, у учащихся есть возможность изучить техники гипноза и различные терапевтические методы на реальных примерах.

Метки: Гипноз, Психосоматика,

Репродуктивная психосоматика

Репродуктивная психосоматика

30.09.2017
7959
Девушка пришла с вопросом, - "почему не получается забеременеть?" Вопрос возник не сегодня, и было обращение к докторам, и были анализы-исследования. И был поставлен диагноз, - её организм вырабатывал особые антитела на сперматозоиды мужа. Что интересно, как объяснили ей врачи, эти антитела вырабатывает её организм именно на сперматозоиды мужа и с другим мужчиной не обязательно, что будут эти антитела. Не кажется ли вам это интересным?

Метки: Психосоматика, Женщины,

Психологические корни проблем с позвоночником

Психологические корни проблем с позвоночником

28.09.2017
2213
Зажимы плеч и грудного отдела позвоночника, сутулость, нередко возникают у тех, кто не уверен в собственной привлекательности. Человек как будто старается сжаться, сделаться незаметным, занимать как можно меньше места. Чувства стыда за себя, неловкости, стеснительности, происходящие от низкой самооценки, могут терзать не только вашу душу, но и вашу спину в области грудного отдела.

Метки: Психосоматика,

Психосоматика: Плечи — Хочу или Надо

Психосоматика: Плечи — Хочу или Надо

05.09.2017
5712
Когда человек идет против своего "хочу", но при этом сдерживает себя и терпит, то напряжение в плечах становится еще сильнее. Ведь человек чувствует свою вину, за то, что внутри у него начался бунт, который он подавил и чувство страха - а вдруг это кто-то заметил. Если человек живет так из года в год, то мышцы приспосабливаются к таким эмоциям и, как следствие, деформируются плечи.

Метки: Психосоматика,

Психосоматика заболеваний суставов

Психосоматика заболеваний суставов

31.08.2017
4228
Можно выделить два типа особенностей в характерах людей, скованных суставным недугом. Первый тип людей причину своих жизненных неудач ищет обычно в других людях, при этом такой человек пытается доминировать во всем, иногда даже готов «деспотировать» окружающих и срывать на них злость. У людей первого типа чаще встречается артрит и артроз пальцев, как символ внутреннего желания покарать обидчиков.

Метки: Психосоматика,

Психосоматика заболеваний почек: осуждение, обида и разочарование

Психосоматика заболеваний почек: осуждение, обида и разочарование

16.08.2017
2447
У одного мужчины было посттравматическое заболевание правой почки и печени. Периодически возникала боль, почечное кровотечение. Причина болезни — сильная обида, ненависть и месть по отношению к родному брату. Было даже желание убить его. Но поскольку это родной брат, то такая программа пожелания ему смерти очень быстро вернулась обратно к нему и буквально «ударила» по правой почке и печени.

Метки: Психосоматика,

Психосоматика: Спина — место, куда мы помещаем все, на что у нас нет желания смотреть

Психосоматика: Спина — место, куда мы помещаем все, на что у нас нет желания смотреть

14.08.2017
5756
Спина представляет собой интересную смесь симво­лов и значений. С одной стороны, это место, куда мы помещаем все, на что у нас нет желания смотреть, или то, что не должен увидеть кто-либо другой, с другой стороны, это наша «мусорная свалка», где мы хороним те наши чувства и переживания, которые вызывали боль и растерянность.

Метки: Психосоматика,

Психогенный зуд

Психогенный зуд

03.08.2017
4205
Гештальт-терапевт Геннадий Малейчук: "Клиентка, 23 лет, замужняя, 2 детей, образование высшее. Внешне очень яркая, красивая, высокая, стройная. На первом сеансе клиентка Д. жаловалась на периодически возникающий зуд (преимущественно в области кистей рук)."

Метки: Чувство вины, Психосоматика, Управление эмоциями, Неуверенность в себе, Эмоциональная зависимость,

7 упражнений Райха: избавляемся от телесных блоков

7 упражнений Райха: избавляемся от телесных блоков

20.06.2017
7037
Вильгельм Райх ввел такое понятие как «мышечный панцирь», исходя из того, что страхи и другие эмоции человека подавляются не только в подсознание (бессознательное), но и в мышцы, образуя тем самым мышечные (мускульные) «зажимы» и излишние психологические защиты, приводящие человека к невротическим расстройствам.

Метки: Психосоматика,

Интервью недели

Мне жаль детей, которых с рождения водят в развивающие центры

Мне жаль детей, которых с рождения водят в развивающие центры

«Маленькие вундеркинды» спустя несколько лет вдруг бросают чтение, охладевают к школьным занятиям и вообще перестают чем-либо интересоваться. В чем тут дело?

Мне жаль детей, которых с рождения водят в развивающие центры

Марина Мелия

Поделиться

Метки

...
Ceкcуальность Агрессия Апатия Арт-терапия Биполярное расстройство Возраст Воспитание Выгорание Гештальт-терапия Гипноз Границы Деньги Депрессия Детско-родительские отношения Домашнее насилие Жалость Женщины Зависимое расстройство личности Зависимость Зависть Застенчивость Измена Инфантильность Истерия Карьера Коммуникации Конфликты Кризис среднего возраста Личность Любовь Манипуляции Материнство Мотивация Мужчины Нарциссизм Насилие Неблагополучная семья Невроз Нерешительность Неуверенность в себе Обида Одиночество Отвержение Отношения Панические атаки Пассивная агрессия Переедание Перфекционизм Пограничное расстройство личности Подростковый возраст Предательство Привлекательность Психическая травма Психологический кризис Психологическое насилие Психопатия Психосоматика Психотерапия Развитие личности Развод Раздражительность Ресурсы Самооценка Семейные кризисы Семья Случаи из практики психотерапии Смысл жизни Снижение полового влечения Созависимость Спасательство Страх Стресс Стыд Сценарии Счастье Тревожность Трудное поведение Уверенность Управление эмоциями Фобии Чувство вины Шизофрения Экзистенциальный кризис Эмоциональная зависимость Энергия Эффективность