Как не вырастить инфантила

17 августа 2018
11697

Автор: Денис Осин, психолог  

Размышление об инфантильности

Инфантильностью в наше время никого не удивить. Она давно стала частью нашей жизни. Как ни странно, но одной из причин массовой инфантильности является улучшение жизни. А также косвенно на это влияет увеличение срока образования и повышение возраста с которого человек начинает зарабатывать самостоятельно. Речь идёт, конечно, о психологическом инфантилизме.

Но давайте по порядку.

Инфантильность - это незрелость человека, из-за которой в его поведении мы можем видеть проявления более ранних возрастных этапов.  Чтобы было понятно, приведу сильно утрированный пример: взрослый человек, лет 35, пришел в магазин и хочет что-то купить. Этого нет в наличии, тогда он бросается на пол магазина и начинает истерично кричать, плакать и биться о пол.

На лицо явное несоответствие возраста и поведения. Это и есть инфантилизм. В материале про детские истерики я писал что можно с этим делать. Но тут вопрос другой - здесь расхождение возраста и поведения.

Если мы сравним наше время и более ранние века, например, 17-18, то мы увидим насколько велико расхождение возрастных границ. Возраст, который раньше считался взрослым, мы сейчас относим к подросткам. А современный взрослый возраст ранее считался глубокой старостью: из записок 16-летнего Пушкина: «Николай Михайлович Карамзин был старше всех собравшихся. Ему было тридцать четыре года — возраст угасания». А это не так далеко от нас - 19 век.

Почему такое происходит?

Причины можно разбить на несколько групп:
  • условия жизни
  • социальная среда
С условиями жизни всё достаточно просто. В настоящее время условия жизни, чаще всего, не требуют выживания. Ребенок растет в относительно комфортной среде. Если вы сравните условия жизни в 16 веке и сейчас, то разница будет очевидна. В 16 веке средняя продолжительность жизни составляла в разных странах от 20 до 35 лет. И неудивительно, что человек в 15 лет знал и умел всё, что ему требуется для жизни и обзаводился своей семьей. В настоящее время 15 лет - это подросток, почти ребенок, находящийся на обеспечении родителей.

Социальная среда

К социальной среде охватывает экономику, общественные институты, общественное сознание и культуру.  Давайте возьмем возраст окончания школы - 17 лет и рассмотрим этот возраст с различных точек социальной среды.

Экономика

Часто 17 летнему человеку нет необходимости зарабатывать самостоятельно. Так как его ещё обеспечивают родители. И даже если он зарабатывает сам, то чаще всего живет в доме родителей и тратит заработанные деньги не на обеспечение своей жизни.

Общественные институты

Мне кажется, что достаточно одного факта: возраст полного совершеннолетия в России 18 лет. В некоторых странах 14, а во многих 21. То есть с точки зрения общественных институтов, в 17 лет человек ещё ребенок, который не может принимать решения и отвечать за них.

Общественное сознание и культура

Общественное сознание - это совокупность представлений. Представьте, что вас знакомят с человеком  и вы узнаете, что ему 17 лет. Как вы к нему отнесетесь: как к взрослому или как к ребенку? Скорее всего, как к человеку, который скоро станет взрослым. То есть не как к ребёнку, конечно, но и не как к взрослому.

Ещё совсем недавно - в произведениях Пушкина и Шекспира 14 лет это был возраст, в котором люди вступали в брак. И это отражалось в культуре и творчестве:
  • Марья Гавриловна из «Метели» Пушкина была уже немолода: «Ей шел 20-й год»
  • Маме шекспировской 14-летней Джульетты было 28 лет.
  • Ивану Сусанину, когда он совершал свой подвиг, исполнилось аж 32 года (у него к тому времени была уже взрослая 16-летняя дочь на выданье).
  • Старухе-процентщице из романа Достоевского «Преступление и наказание» было 42 года.
  • Анне Карениной на момент ее трагической гибели было 28 лет, Вронскому — 23 года, старику — мужу Анны Карениной — 48 лет (в начале описанных в романе событий всем на два года меньше).
  • Старикану кардиналу Ришелье на момент описанной в романе А. Дюма осады крепости Ла-Рошель было 42 года.
Но на самом деле всё это связано с одним фактом - средним возрастом жизни человека. Как я писал выше, средний возраст жизни человека долгие века составлял 20-35 лет и только в начале 20 века (!) средний возраст стал 50 лет.

В наше время улучшилось качество питания, стала лучше медицина, меньше проблем с условиями жизни. Всё это позволяет людям жить дольше.

Но является ли это причиной инфантильности?

Нет. Не является. Более того, я думаю, что инфантильность как явление было всегда. Только мы не знаем об инфантилах 16 века - они чаще всего умирали рано и о них ничего не известно.

Давайте вернемся к определению: инфантильность - это незрелость человека, из-за которой в его поведении мы можем видеть проявления более ранних возрастных этапов.

Мы не сравниваем людей разных эпох, чтобы понять инфантилен ли человек. Мы смотрим насколько он отвечает своему возрастному этапу в своём времени. И причиной инфантильности является низкая скорость психического развития. Из-за этого появляется несоответствие реального возраста и поведения, которое удобно человеку.

Если мы посмотрим возрастные периодизации - описание стадий психического развития человека и их соотнесение с возрастом, то мы увидим в периодизации Выготского, что каждый возрастной период проходит две стадии: спокойное развитие и критическое развитие. Во время спокойного развития человек набирает опыт, знания, приспосабливается к жизни в текущих условиях. Переход к следующему возрастному периоду предшествует появлению неудовлетворенности ребенка тем местом, которое он занимает среди людей, и стремлению это место изменить. Это стадия критического развития или иначе говоря - кризис.

Если человек не проходит стадию критического развития, то он застревает в предыдущем психологически комфортном этапе и начинает развиваться инфантилизм. Чем больше застреваний, тем больше расхождения между реальным возрастом и психологическими проявлениями.

Итак, подытожим:

Инфантилизм не зависит от времени в котором живет человек.

Инфантилизм связан с психическим развитием человека, а именно прохождением кризиса из-за неудовлетворенности местом, которое он занимает и стремлением эту ситуацию поменять. В процессе этого перехода у человека появляются новые потребности и уровень ответственности.

Как не вырастить инфантила

На мой взгляд, основной задачей родителя является подготовка ребёнка к самостоятельной жизни. То есть к жизни без родителей. Самостоятельно себя обеспечивать, принимать самостоятельные решения, отвечать за свой выбор. Оценивать перспективы и риски по своим решениям, пробовать новое, сомневаться, думать и действовать. Это и есть задача родителя - научить этому всему.

Как не вырастить инфантила.jpg

Ну а теперь к инфантилизму.

Вспомним определения:

Инфантилизм – это сохранение в психике и поведении взрослого особенностей, присущих детскому возрасту. Это психическая незрелость человека, из-за которой в его поведении мы можем видеть проявления более ранних возрастных этапов.

Давайте попробуем разобраться какие особенности присущи детскому возрасту. Это несамостоятельность в принятии решений и последующих действиях, зависимость от взрослых и требование заботы и низкая оценка рисков, особенно отдаленных.

Инфантилизм может развиваться из совершенно разных предпосылок. Он появляется и у ребенка, которого зашугали, и у ребенка, который живёт в состоянии вседозволенности. Это связано с тем, что и в первом, и во втором состоянии у ребенка не вырабатывается самое главное качество - самостоятельность.

Первое, что необходимо сделать родителю, который хочет, чтобы его ребёнок взрослел - дать ребенку самостоятельность. Важное примечание (!): самостоятельность должна быть по возрасту.

Если вы захотите дать двухлетнему ребенку обязанность обеспечивать свою жизнь, то ничего хорошего не получится. Однако, вы можете давать возможность принимать самостоятельные решения даже маленькому ребенку. Просто эти решения будут в некоторых рамках.

Например: какой сок он будет пить сегодня или какую кашу есть. Заметьте, не что он будет есть - тут ваша ответственность как родителя за правильное питание ребенка, а какую кашу будет есть ребенок. Такой подход закладывает два основополагающих момента: самостоятельный выбор с одной стороны и нормы и границы с другой стороны.

Когда ребенок растет, то и зона его самостоятельности и ответственности увеличивается. Поле, в котором можно давать ответственность - огромно. Это все проявления жизни. Какую игрушку купить, какого цвета футболку надеть, что из предложенного выбрать на завтрак-обед и т.д. При появлении новых сфер жизни - школы, внешкольных занятий и роста ребенка увеличивается и сфера его самостоятельности.

Задача родителя - постепенно передавать ребенку ответственность за различные сферы его жизни с целью подготовить ребенка к самостоятельной взрослой жизни. В идеале, к окончанию школы ребенок должен знать и уметь делать всё, что ему может пригодиться в жизни. От уборки квартиры до организации своего дня, недели, месяца.

Самостоятельность обязательно должна быть связана с ответственностью. Ответственность - это признание себя причиной того, что происходит. Например, если ребенок выбрал попробовать персиковый сок, вместо любимого яблочного, то он пьет персиковый сок. Или не пьет. А вы как родители рассказываете ему, что это выбор. Это его собственный выбор ему сейчас не понравился.

Но выбор для того и существует, чтобы пробовать новое и понимать нравится тебе или нет. Или ребенок постарше, после того как договорились, что он сам гладит себе вещи, вдруг понимает, что ему надо уже выходить, а рубашка / блузка не поглажены.

Неправильное поведение родителя - бросаться гладить ребёнку вещь. Правильное - дать ребёнку выбор: гладить сейчас и опоздать или надеть что-то другое, или надеть это, но мятое. Для родителей это не просто. Но ведь и задача не такая, чтобы родителям было просто. Задача - научить ребенка принимать на себя ответственность и быть самостоятельным.

Из самостоятельности и ответственности растут как побеги снижение требований о заботе, оценка рисков и критичность отношения к себе и окружению (то есть оценка возможностей и вероятностей).

Для примера, давайте рассмотрим случай с подростком и одеждой. Сейчас март, ещё прохладно, а подросток хочет пойти на улицу в легкой ветровке. Вы как родитель, желающий помочь ребёнку стать взрослым, можете предложить оценить вероятность замёрзнуть при таком выборе одежды.

Это позволит ребенку принять самостоятельное решение о выборе одежды, научиться оценивать возможные риски и принимать ответственность за свои решения. Хотя, бесспорно, привычнее пошуметь и навязать свой вариант одежды. Привычнее, только пользы меньше. Особенно мало пользы для отношений между  родителем и ребёнком. Так что это ваш выбор и ваша ответственность какую линию поведения по отношению к ребенку выбрать.

Резюмирую

Чтобы ребёнок не рос инфантилом, а становился взрослым, необходимо:
  • Научить его принимать самостоятельные решения;
  • Научить его нести ответственность за свои решения;
  • Научить оценивать риски (то есть прогнозировать последствия решений и оценивать перспективы);
И этим всем снизить зависимость ребёнка от родителей (то есть от вас).

Источник

Метки: Воспитание, Инфантильность, Детско-родительские отношения,

Читать по теме:

Научитесь быть ненужными своим выросшим детям

Научитесь быть ненужными своим выросшим детям

27.05.2021
1195
Чрезмерная родительская забота о ребенке становится для него помехой по мере взросления. Да и сами родители со временем начинают сетовать на несамостоятельность подросших отпрысков. Проблема в том, что мамы и папы в душе боятся стать ненужными своему чаду.

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Токсичная мать: неужели она нарочно?

Токсичная мать: неужели она нарочно?

26.05.2021
21338
Клинический психолог Юлия Лапина: "После общения с токсичной матерью уже взрослой дочери формально нечего сказать, но после фразы вроде «ой, ну конечно ты можешь ехать в отпуск с этим парнем, мне уже нужно привыкать быть одной, кому нужна старая больна мать, это понятно» - ощущения не из приятных. Вина - эффективный метод кнута, но токсичный для обеих сторон."

Метки: Чувство вины, Обида, Манипуляции, Детско-родительские отношения,

Как вырастить гения: 7 правил еврейских родителей

Как вырастить гения: 7 правил еврейских родителей

26.05.2021
1111
Почему еврейские дети становятся гениями: 7 правил воспитания

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Нелюбимые взрослые мальчики

Нелюбимые взрослые мальчики

25.08.2020
2477
Все и всегда довольны хорошими мальчиками. Потому что все хорошее в жизни случается благодаря хорошим мальчикам.

Метки: Детско-родительские отношения,

5 грубейших ошибок в воспитании мальчиков

5 грубейших ошибок в воспитании мальчиков

23.06.2020
2691
Некоторые родители допускают в воспитании сыновей ошибки, которые не позволяют им превратиться в настоящих мужчин.

Метки: Воспитание,

44 способа сказать детям, как сильно вы их любите

44 способа сказать детям, как сильно вы их любите

15.07.2019
5881
Если РЕБЕНОК говорит "Я не люблю тебя", не стоит его слова воспринимать буквально. Просто сегодня он чем-то расстроен и огорчен. Как же наладить контакт с самым дорогим человеком?

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Без крика и наказаний: Как инуиты решают проблему детской агрессии и непослушания

Без крика и наказаний: Как инуиты решают проблему детской агрессии и непослушания

25.06.2019
6570
Если кто-то из детей действовал под влиянием гнева — бил кого-то или закатывал истерику — его никто не наказывал. Вместо этого родители ждали, пока ребенок успокоится, и потом, в спокойной обстановке, делали кое-что, что очень понравилось бы Шекспиру: они разыгрывали спектакль.

Метки: Воспитание, Материнство, Трудное поведение, Семья, Детско-родительские отношения,

УДОБНЫМ детям – очень НЕ удобно жить

УДОБНЫМ детям – очень НЕ удобно жить

22.04.2019
6288
Ребенок – такой же человек, просто маленький. Он должен иметь право голоса и нести ответственность за свои решения. Только так он сможет вырасти ответственным взрослым, а не инфантильным маменькиным сынком. Если принимать все решения за него, не советуясь, можно здорово облегчить жизнь себе сейчас и также усложнить в будущем. Причем как себе, так и ребенку.

Метки: Детско-родительские отношения,

Эрик Берн: Когда ребенку исполняется 6 лет, его жизненный план уже готов

Эрик Берн: Когда ребенку исполняется 6 лет, его жизненный план уже готов

19.03.2019
13050
Если родители видели в своем сыне глупого, слабого и неуклюжего ребенка, а в дочери — уродливую и глупую девочку, то они такими и будут.

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Все дело в ... папе!

Все дело в ... папе!

19.02.2019
6658
Мама дает жизнь, а папа – силу жить. Это с его ценностями сверяет ребенок каждый свой шаг. Способность действовать, предъявлять себя, рисковать, творить новое, жить свою жизнь и идти своим путем - именно на эти сферы жизни взрослого человека влияет фигура отца.

Метки: Личность, Детско-родительские отношения,

Родители как ТЕСТ

Родители как ТЕСТ

25.01.2019
6683
Отношение к матери - неплохой тест на вашу самооценку. Все дело в том, что инфантилы ждут от матерей бесконечного одобрения и очень болезненно реагируют на критический материнский взгляд.

Метки: Детско-родительские отношения,

Как я стал стесняться своей матери: случай из практики

Как я стал стесняться своей матери: случай из практики

14.01.2019
9911
После развода она стала вести себя неподобающе женщине в этом возрасте. Носит ботфорты, кожаные юбки и сумки из питона. Ее внешний вид привлекает мужчин, а мне стыдно за нее.

Метки: Подростковый возраст, Материнство, Женщины, Детско-родительские отношения,

Человек не будет иметь удачных отношений до тех пор, пока не наладит их с матерью

Человек не будет иметь удачных отношений до тех пор, пока не наладит их с матерью

09.01.2019
13769
Практика показала, что именно те люди, которых любила мать безусловной любовью, любила и уважала в них их отца, в своей жизни могут быть счастливы и успешны. Принимая, любя и уважая себя, такие люди так же относятся к своим детям и к окружающим.

Метки: Воспитание,

Масштаб материнского влияния на судьбу дочери

Масштаб материнского влияния на судьбу дочери

27.12.2018
9197
Депрессивная мать - это грустная мать, у которой нет никаких желаний, которая ничем не интересуется и не находит удовольствия ни в чём. И вот тогда она не может интересоваться и собственным ребёнком, заниматься им с удовольствием.

Метки: Материнство, Детско-родительские отношения,

Вылезти из-за плинтуса. Мама не читай!

Вылезти из-за плинтуса. Мама не читай!

25.12.2018
6221
Сложные отношения с матерью не обязательно возникают там, где мать ведет себя как жестокая мачеха. Часто связано и с матерью-жертвой, бледной тенью, и с матерью-подружкой, не настаивавшей ни на чем, и со сверхопекающей матерью "я-тебе-всю-жизнь-отдала" и с матерью-соперницей.

Метки: Материнство, Детско-родительские отношения,

Заботливая мать — психологический вампир

Заботливая мать — психологический вампир

18.12.2018
7433
С желаниями ребенка, его потребностями, способностями и склонностями не считаются. Основные воспитательные слова — «должен» и «нельзя». Воспитание идет или по пути принуждения, или в условиях повышенной моральной ответственности.

Метки: Материнство, Манипуляции, Психологическое насилие, Детско-родительские отношения,

Что скрывается за семейным проклятием и венцом безбрачия: взгляд психолога

Что скрывается за семейным проклятием и венцом безбрачия: взгляд психолога

11.12.2018
6063
Типичные случаи «семейных проклятий» выглядят так: жизнь предка, имеющего «тяжелую судьбу», трагически обрывается. В последующих поколениях обязательно появляется тот, кто «копирует» тяжелую судьбу своего предка: совершает убийство (самоубийство), не может создать семью, становится душевнобольным.

Метки: Семья, Детско-родительские отношения, Метод системных семейных расстановок,

О прощении родителей: ненавидеть маму опасно для жизни!

О прощении родителей: ненавидеть маму опасно для жизни!

10.12.2018
4088
Для маленького ребенка всё несовершенство мира персонифицируется в родителях

Метки: Детско-родительские отношения,

Отвержение отца ведет к психической задержке развития ребенка

Отвержение отца ведет к психической задержке развития ребенка

09.12.2018
8088
За решение матери — оградить ребёнка от отца, человек всю жизнь будет платить невероятно высокую цену. Словно он потерял благословение на жизнь.

Метки: Воспитание,

Секс при ребенке

Секс при ребенке

27.11.2018
32276
Не редки случаи когда пара, родив ребенка, спит с ним в одной постели, часто до 4х и более лет. Это поведение родителей, несомненно является инцестуозным. И это все, безусловно, наносит детям травму, приводит к ранней cекcуализации.

Метки: Детско-родительские отношения,

Нервные расстройства у детей: что должны знать родители

Нервные расстройства у детей: что должны знать родители

25.11.2018
7373
Как могут проявляться нервно-психические расстройства у детей, как распознать психологическую травму и на что обязательно нужно обратить внимание родителям?

Метки: Воспитание,

Любовь к отцу: сценарий развития СУДЬБЫ вашей дочери

Любовь к отцу: сценарий развития СУДЬБЫ вашей дочери

21.11.2018
7814
Чтобы определить судьбу девочки, нам понадобится узнать, каким видит отца девочки её мать. Ведь именно от маминого решения зависит, можно ли девочке любить папу самостоятельно, или ей до зрелости смотреть на папу мамиными глазами.

Метки: Детско-родительские отношения,

Мы травмированы матерями, но компенсации не будет

Мы травмированы матерями, но компенсации не будет

19.11.2018
10273
Зачастую клиент годами ходит «по тем же дорогам». Нет работы – виновата мама: она в детстве полностью блокировала мою поисковую активность. Нет девушки – виновата мама: ей никогда не нравились мои подружки. Развелась с мужем – виновата мама: не предоставила в детстве хорошую модель для подражания, ругалась с отцом. Плохие отношения с собственными детьми – виновата (угадали!) мама: я воспроизвожу семейный сценарий.

Метки: Материнство, Психотерапия, Инфантильность, Детско-родительские отношения,

Дочери, которых не любили и тяжкая ноша семейных секретов

Дочери, которых не любили и тяжкая ноша семейных секретов

09.11.2018
8362
«Моя мать все мое детство обесценивала мои успехи в учебе, говоря, что ну хоть что-то у меня должно получаться, а то ведь я такая страшная и толстая. Она заставляла меня ужасно себя чувствовать каждый день. Представьте мое удивление, когда я узнала, уже став взрослой, что она хвасталась моими успехами другим, потому что это делало её успешной матерью в чужих глазах. Это было последней каплей. Просто классическое лицемерие».

Метки: Воспитание, Материнство, Психическая травма, Психологическое насилие, Детско-родительские отношения,

Заморозка несконтейнированных детских травм – основа любой травли и дедовщины

Заморозка несконтейнированных детских травм – основа любой травли и дедовщины

08.11.2018
6573
Заморозка несконтейнированных детских травм – основа любой травли и дедовщины. Девиантного детского поведения. Старшеклассники издеваются над младшими, как когда-то издевались над ними. Педофилы чаще всего сами становились жертвами насилия. Самый злой начальник на работе обычно тот, кто дополз по карьерной лестнице с самого низа и «всем все помнит».

Метки: Агрессия, Домашнее насилие, Психическая травма, Детско-родительские отношения,

Тяжелое детство

Тяжелое детство

05.11.2018
3379
В правдивой и оттого страшной книге «Что сделали с тобою, бедное дитя» подробно описываются педагогические методы прошлого и позапрошлого столетия, слишком ужасные, чтобы приводить их здесь. И совершенно обыденные для того времени.

Метки: Детско-родительские отношения,

Безответной любви не бывает

Безответной любви не бывает

10.10.2018
9868
Безответная любовь всегда рождается в поле иллюзий. Побывав на свидании с отличным парнем, который проявляет интерес, одна девушка просто заинтересуется, а вторая… начнет мечтать. Почему же не начнет мечтать первая?

Метки: Отношения, Одиночество, Любовь, Инфантильность,

Мы остаемся в том возрасте, где нас недолюбили

Мы остаемся в том возрасте, где нас недолюбили

08.10.2018
7930
Я часто встречаюсь с людьми, которым по 20, 30, 40 лет, но это внешне. А там внутри они как будто остались в далеком детстве и до сих пор ждут любви, которую тогда не дополучили. И остаются там до тех пор, пока самостоятельно не научаются находить удовлетворение в себе.

Метки: Личность, Инфантильность,

5 типов отцов, которые делают из своих детей закомплексованных неудачников

5 типов отцов, которые делают из своих детей закомплексованных неудачников

06.10.2018
9629
Вечно недовольный отец. Такому отцу практически невозможно угодить. «Папа, папа! Я нашел золотой самородок величиной с череп лошади!» — «Куда в обуви на ковер?!»

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Самооценка,

НЕлюбовь

НЕлюбовь

03.10.2018
4240
Ничто так действительно не разрушает человека, как Нелюбовь. Ребенок несет идею и во взрослый мир, что его все таки любили. Защитную идею. Нет ничего страшнее заметить, что это было не так.

Метки: Семья, Детско-родительские отношения,

Интервью недели

Мне жаль детей, которых с рождения водят в развивающие центры

Мне жаль детей, которых с рождения водят в развивающие центры

«Маленькие вундеркинды» спустя несколько лет вдруг бросают чтение, охладевают к школьным занятиям и вообще перестают чем-либо интересоваться. В чем тут дело?

Мне жаль детей, которых с рождения водят в развивающие центры

Марина Мелия

Поделиться

Метки

...
Ceкcуальность Агрессия Апатия Арт-терапия Биполярное расстройство Возраст Воспитание Выгорание Гештальт-терапия Гипноз Границы Деньги Депрессия Детско-родительские отношения Домашнее насилие Жалость Женщины Зависимое расстройство личности Зависимость Зависть Застенчивость Измена Импульсивность Инфантильность Истерия Карьера Коммуникации Конфликты Кризис среднего возраста Личность Любовь Манипуляции Материнство Мотивация Мужчины Нарциссизм Насилие Неблагополучная семья Невроз Нерешительность Неуверенность в себе Обида Одиночество Отвержение Отношения Панические атаки Пассивная агрессия Переедание Перфекционизм Пограничное расстройство личности Подростковый возраст Позитивная психология Предательство Привлекательность Психическая травма Психологический кризис Психологическое насилие Психопатия Психосоматика Психотерапия Развитие личности Развод Раздражительность Расставание Ресурсы Самооценка Семейные кризисы Семья Случаи из практики психотерапии Смысл жизни Снижение полового влечения Созависимость Спасательство Страх Стресс Стыд Сценарии Счастье Тревожность Трудное поведение Уверенность Управление эмоциями Фобии Чувство вины Шизофрения Экзистенциальный кризис Эмоциональная зависимость Энергия Эффективность