Тяжелое детство

5 ноября 2018
1326

В правдивой и оттого страшной книге «Что сделали с тобою, бедное дитя» подробно описываются педагогические методы прошлого и позапрошлого столетия, слишком ужасные, чтобы приводить их здесь. И совершенно обыденные для того времени.

Один знаменитый психолог выступил на международной конференции и заявил, что больше не хочет заниматься психоанализом и психологической работой. По крайней мере, в том виде, в котором ими предлагается заниматься. Проще говоря, валить все на родителей и на тяжелое детство.

По его мнению, хватит обвинять родителей в наших собственных ошибках и трудностях. Снимать с себя ответственность за свою жизнь и свой личный выбор. Родители сделали, что могли. Может быть, они были неидеальны – это так. Но большинство из нас – давно уже сами – родители. И совершают те же ошибки, и преодолевают трудности, и любят своих детей, как умеют. И заботятся о них, не спят ночами, кормят и поят, одевают и дают образование.

Современный подход в том виде, в котором он существует на сегодняшний день, снимает ответственность с человека. Перекладывает ее на родителей. И ухудшает отношения с этими родителями, превращая нормальное общение в поток обвинений и сладострастное накапливание мелочных обид.

И психолог прав, по моему мнению. Если бы родители так непоправимо и глобально определяли судьбу своих детей, человечество давно бы вымерло. Потому что отношение к детям как к ценности появилось совсем недавно. И основным вопросом педагогики был не вопрос, надо ли бить детей. А вопрос, как правильно их бить. Какими предметами, как долго и с какой целью. И не только бить.

Иногда и убивать детей считалось совершенно правильным и нормальным. За плохое поведение, непослушание или так – в связи с обстоятельствами. И все равно появлялись великие лидеры и гуманисты. Полководцы и поэты. Целители и философы. Их тех, кому удавалось выжить.

И люди точно так же были злыми или добрыми, как сейчас. И просто не задумывались о том, какой вред нанесли им мама и папа. Не убили, кормили, не продали в рабство – уже хорошо. Похвально.

В Древнем Египте к детям относились довольно сносно. Убивать было нельзя – нехорошо. А вот продать в рабство, отдать в блудницы или хорошенько избить – это нормально. Воспитанием детей особо не занимались. Многие египтянки работали; чиновницами, агрономами, врачами и адвокатами. И до пяти лет ребенок оставался на попечении кормилицы. Затем его воспитывали рабы и воины – у кого было свободное время, тот и присматривал за ребенком. И воспитывал, как умел.

Тяжелое детство.jpg

И, конечно, педагоги подключались, чьи наставления были мудры и внятны: «Ухо ребенка на спине его». И так далее. Битье детей было обычным и нормальным. Но до смерти бить все же не рекомендовалось. И не из соображений гуманизма, нет; дело в том, что погребальный обряд с телами родителей производили именно выросшие дети. И поэтому они были нужны все-таки. От них зависело посмертное существование родителей.

Поэтому любовь и уважение все же считались необходимыми. Как и изображения чудовищ, пьющих кровь и разрывающих плоть когтями; эти изображения, по мнению древних авторов, весьма уместны в детской комнате, над кроваткой. Очень полезно для ребенка, открыв глаза утром или засыпая вечером, посмотреть на чудовищ. И стать послушнее и добрее.

Из всех фараонов наиболее гуманен был Рамзес Второй, который очень любил своего сына. И на пятнадцатилетие подарил ему ключи от всех гаремов. Щедрый, хотя и непедагогичный подарок. Но радует уже то, что сын был при нем, живой, здоровый и интересующийся гаремами.

В Месопотамии детей тоже спокойно продавали в рабство. Или вот жрецам, которые нуждались в детях – для принесения жертв. Так что наши угрозы: «Я отдам тебя чужому дядьке!» идут из глубины веков. Когда отдать-продать «чужому дядьке» означало мучительную смерть на алтаре или рабский труд в каменоломне.

Страшная фраза будит генетическую память; ребенок боится. И, возможно, начинает слушаться. На время… Детей продавали кельты и галлы, ацтеки и майя, — практически все древние народы. У майя даже были семьи, которые специально рожали детей на продажу жрецам – человеческих жертв для Кетцалькоатля надо было много.

Детей замуровывали в пещерах без еды и питья или еще как-нибудь ужасно убивали, а родители рожали новых детей, спрос на которых никогда не падал. Дети и тогда были очень ценными.

В просвещенном Риме лишних детей попросту выбрасывали. На протяжений даже не сотен, а тысяч лет – этот дикий обычай стал исчезать только при императоре Константине. Ничего дурного в этом не видели. Только христианские – уже христианские! – писатели протестовали против жесткого обычая: «вы иногда выбрасываете ваших сыновей зверям и птицам, а иногда предаете жалостной смерти через удавление!», — обличал писатель Минуций Феликс.

Обратите внимание, что он обличал тех, кто плохо поступает с сыновьями. Насчет девочек даже он не считал нужным высказываться – настолько это вошло в привычку.

Вот обычное домашнее письмо первого века Н.Э. То есть, уже христианской эры. «Приветствие Илариона его дорогой Алис. Не беспокойся, если я задержусь и остальные вернутся раньше. Присмотри за нашим малюткой. Как только со мной рассчитаются – вышлю деньги. Если – молю об этом богов, — ты благополучно родишь, мальчика оставь, а девочку выброси. Ты сказала Афродизиасу, чтобы я тебя не забывал. Как я могу забыть тебя? Не волнуйся!».

Все обыденно и добродушно. С любовью к жене и заботой о малютке. О деньгах человек беспокоится. Любит жену. И напоминает, как следует поступить – может быть, в прошлый раз она перепутала и выбросила не того, кого надо. Так что пришлось удушить. И это – совершенно обычное дело для прошлых времен.

Власть отца в Риме была безграничной: он мог продать, выбросить ил убить ребенка. Даже если ребенок уже дожил до седых волос и заседает в Сенате. Были и такие случаи в цивилизованной Римской империи, когда престарелый претор приказывал убить своего ребенка-сенатора. И такой поступок не считался убийством вплоть до правления Константина, который запретил убивать своих детей. Потому что это – нехорошо!

В Средние века с детьми тоже не церемонились. Они вместе со слугами выполняли домашние работы и прислуживали за столом, довольствуясь объедками. И посещали школы, в которых физические наказания были неотъемлемой частью науки. А по воскресным дням организовывались экскурсии для школяров с познавательной и моральной целью.

К местам казни преступников: к плахе или на виселицу. Чтобы дети сделали выводы и научились себя хорошо вести. И с течением времени, с течением тысячелетий обстановка мало менялась. В конце просвещенного 18 века, когда энциклопедисты щедро делились философскими знаниями и бурно развивалась наука, работали театры и университеты, глава Парижской полиции отчитался: в год родилась 21 тысяча детей.

Это – только зафиксированные документально случаи рождения. Из них только 700 кормят грудью матери. 17 тысяч были отправлены в деревни, к кормилицам – по крайней мере, так сказали родители. 2-3 тысячи были отданы в дома малюток, созданные в Париже и предместьях. Точные цифры было трудно озвучить, — но можно только предполагать, что происходило на самом деле…

Не менее мрачными были методы воспитания вплоть до начала двадцатого века. Педагогические опусы содержали советы, как правильно бить детей. Рекомендовалось прекратить побои, когда ребенок терял сознание. Это гуманно и правильно. Забивать до смерти даже злонравного ребенка все же не стоит. Однако злонравные дети часто плачут и испускают крики во время побоев; ясно, что они делают это специально. Чтобы раздражить и огорчить чадолюбивого воспитателя.

В этом случае наказание следует повторить вплоть до полной победы педагога. Страшно читать такое, но, к несчастью, это правда. Так же, как и лечебные методы для решения некоторых сексуальных проблем. При детском онанизме рекомендовалось удаление клитора или продевание железных скоб, которые затрудняли занятия рукоблудием. А в сложных, упорных случаях – полная кастрация ребенка. Для его же блага и душевного покоя.

Детально описывались и предметы, которые следовало употреблять для битья: преимущества розог меркли перед превосходством хлыста. Использовать который советовали с грудного возраста для приучения к опрятности и молчаливости.

В правдивой и оттого страшной книге «Что сделали с тобою, бедное дитя» подробно описываются педагогические методы прошлого и позапрошлого столетия, слишком ужасные, чтобы приводить их здесь. И совершенно обыденные для того времени.

Деятельность великих психоаналитиков началась в конце 19-го – начале 20-го века. Именно тогда великий Фрейд и остальные описали гнетущую и мрачную роль родителей в судьбе ребенка и в формировании его характера. Если ознакомиться с методами воспитания, которые тогда применялись – в том числе, к самим основоположникам психоанализа, — все становится ясным.

Действительно, родители наносили детям травмы: и не только моральные. Причиняли страдания – и не только нравственные. И обладали громадной властью над ребенком. Отношения с родителями были просты: полная зависимость ребенка от матери и отца, от их поступков. Проще говоря, полное рабство.

Но времена, к счастью, изменились, — хотя мрачная тень родительской власти лежала на судьбе ребенка тысячи лет. И метод обвинения родителей стал утрачивать свою актуальность. Как и педагогические методы, применяемые ранее. Это ушло в прошлое, как картины зловещих чудовищ над детскими колыбелями и экскурсии к виселицам по воскресным дням.

Личность стала освобождаться от рабства, физического и психологического. И, хотя роль родителей очень важна, она все же не является доминантой развития личности. В чем легко убедиться, просто заглянув в мрачное прошлое: даже при жестоких и убийственных методах воспитания, при праве родителей попросту уничтожить ребенка или продать его, рождались и великие гуманисты.

Философы, богословы, поэты, путешественники, врачи. И злые убийцы, агрессоры и негодяи. Мрачные методы родительского воспитания могли нанести ущерб психическому здоровью, но не могли изменить личность человека, его душу. В том-то и дело, что ядро личности остается неизменным, и каждый сам отвечает за свои поступки. « У меня были плохие родители» — не оправдание злодеяниям.

«Меня дурно воспитывали», — не смягчающее обстоятельство, когда речь идет о взрослом человеке. Да и прочитав о том, как обращались с детьми еще сто лет назад, можно составить мнение о том, что такое – жесткое воспитание или сложные отношения с родителями. С которыми приходилось иметь дело основоположникам психоанализа. И в этом смысле, действительно, необходим новый, революционный подход, основанный на ответственности самого человека за свою судьбу и деяния.

И это вполне возможно, как возможно стало изменение методов педагогики. А обвинять всю жизнь вместе со своим психологом собственную маму за случайный подзатыльник или описывать холодность отца, убивавшего себя работой для блага семьи – не выход. Этот метод уже не работает. О чем и заявил честный психолог.

Впрочем, его заявление прошло почти незамеченным – метод обвинения родителей очень удобный и простой. Как методы порки детей, которые применялись когда-то…

Автор: Анна Кирьянова, психолог

Метки: Детско-родительские отношения,

Читать по теме:

Эрик Берн: Когда ребенку исполняется 6 лет, его жизненный план уже готов

Эрик Берн: Когда ребенку исполняется 6 лет, его жизненный план уже готов

19.03.2019
3844
Если родители видели в своем сыне глупого, слабого и неуклюжего ребенка, а в дочери — уродливую и глупую девочку, то они такими и будут.

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Все дело в ... папе!

Все дело в ... папе!

19.02.2019
1562
Мама дает жизнь, а папа – силу жить. Это с его ценностями сверяет ребенок каждый свой шаг. Способность действовать, предъявлять себя, рисковать, творить новое, жить свою жизнь и идти своим путем - именно на эти сферы жизни взрослого человека влияет фигура отца.

Метки: Личность, Детско-родительские отношения,

Родители как ТЕСТ

Родители как ТЕСТ

25.01.2019
2767
Отношение к матери - неплохой тест на вашу самооценку. Все дело в том, что инфантилы ждут от матерей бесконечного одобрения и очень болезненно реагируют на критический материнский взгляд.

Метки: Детско-родительские отношения,

Как я стал стесняться своей матери: случай из практики

Как я стал стесняться своей матери: случай из практики

14.01.2019
7045
После развода она стала вести себя неподобающе женщине в этом возрасте. Носит ботфорты, кожаные юбки и сумки из питона. Ее внешний вид привлекает мужчин, а мне стыдно за нее.

Метки: Подростковый возраст, Материнство, Женщины, Детско-родительские отношения,

Масштаб материнского влияния на судьбу дочери

Масштаб материнского влияния на судьбу дочери

27.12.2018
3956
Депрессивная мать - это грустная мать, у которой нет никаких желаний, которая ничем не интересуется и не находит удовольствия ни в чём. И вот тогда она не может интересоваться и собственным ребёнком, заниматься им с удовольствием.

Метки: Материнство, Детско-родительские отношения,

Вылезти из-за плинтуса. Мама не читай!

Вылезти из-за плинтуса. Мама не читай!

25.12.2018
3066
Сложные отношения с матерью не обязательно возникают там, где мать ведет себя как жестокая мачеха. Часто связано и с матерью-жертвой, бледной тенью, и с матерью-подружкой, не настаивавшей ни на чем, и со сверхопекающей матерью "я-тебе-всю-жизнь-отдала" и с матерью-соперницей.

Метки: Материнство, Детско-родительские отношения,

Заботливая мать — психологический вампир

Заботливая мать — психологический вампир

18.12.2018
3003
С желаниями ребенка, его потребностями, способностями и склонностями не считаются. Основные воспитательные слова — «должен» и «нельзя». Воспитание идет или по пути принуждения, или в условиях повышенной моральной ответственности.

Метки: Материнство, Манипуляции, Психологическое насилие, Детско-родительские отношения,

Что скрывается за семейным проклятием и венцом безбрачия: взгляд психолога

Что скрывается за семейным проклятием и венцом безбрачия: взгляд психолога

11.12.2018
3562
Типичные случаи «семейных проклятий» выглядят так: жизнь предка, имеющего «тяжелую судьбу», трагически обрывается. В последующих поколениях обязательно появляется тот, кто «копирует» тяжелую судьбу своего предка: совершает убийство (самоубийство), не может создать семью, становится душевнобольным.

Метки: Семья, Детско-родительские отношения, Метод системных семейных расстановок,

О прощении родителей: ненавидеть маму опасно для жизни!

О прощении родителей: ненавидеть маму опасно для жизни!

10.12.2018
1907
Для маленького ребенка всё несовершенство мира персонифицируется в родителях

Метки: Детско-родительские отношения,

Секс при ребенке

Секс при ребенке

27.11.2018
18786
Не редки случаи когда пара, родив ребенка, спит с ним в одной постели, часто до 4х и более лет. Это поведение родителей, несомненно является инцестуозным. И это все, безусловно, наносит детям травму, приводит к ранней cекcуализации.

Метки: Детско-родительские отношения,

Любовь к отцу: сценарий развития СУДЬБЫ вашей дочери

Любовь к отцу: сценарий развития СУДЬБЫ вашей дочери

21.11.2018
5297
Чтобы определить судьбу девочки, нам понадобится узнать, каким видит отца девочки её мать. Ведь именно от маминого решения зависит, можно ли девочке любить папу самостоятельно, или ей до зрелости смотреть на папу мамиными глазами.

Метки: Детско-родительские отношения,

Мы травмированы матерями, но компенсации не будет

Мы травмированы матерями, но компенсации не будет

19.11.2018
6784
Зачастую клиент годами ходит «по тем же дорогам». Нет работы – виновата мама: она в детстве полностью блокировала мою поисковую активность. Нет девушки – виновата мама: ей никогда не нравились мои подружки. Развелась с мужем – виновата мама: не предоставила в детстве хорошую модель для подражания, ругалась с отцом. Плохие отношения с собственными детьми – виновата (угадали!) мама: я воспроизвожу семейный сценарий.

Метки: Материнство, Психотерапия, Инфантильность, Детско-родительские отношения,

Дочери, которых не любили и тяжкая ноша семейных секретов

Дочери, которых не любили и тяжкая ноша семейных секретов

09.11.2018
4746
«Моя мать все мое детство обесценивала мои успехи в учебе, говоря, что ну хоть что-то у меня должно получаться, а то ведь я такая страшная и толстая. Она заставляла меня ужасно себя чувствовать каждый день. Представьте мое удивление, когда я узнала, уже став взрослой, что она хвасталась моими успехами другим, потому что это делало её успешной матерью в чужих глазах. Это было последней каплей. Просто классическое лицемерие».

Метки: Воспитание, Материнство, Психическая травма, Психологическое насилие, Детско-родительские отношения,

Заморозка несконтейнированных детских травм – основа любой травли и дедовщины

Заморозка несконтейнированных детских травм – основа любой травли и дедовщины

08.11.2018
2906
Заморозка несконтейнированных детских травм – основа любой травли и дедовщины. Девиантного детского поведения. Старшеклассники издеваются над младшими, как когда-то издевались над ними. Педофилы чаще всего сами становились жертвами насилия. Самый злой начальник на работе обычно тот, кто дополз по карьерной лестнице с самого низа и «всем все помнит».

Метки: Агрессия, Домашнее насилие, Психическая травма, Детско-родительские отношения,

5 типов отцов, которые делают из своих детей закомплексованных неудачников

5 типов отцов, которые делают из своих детей закомплексованных неудачников

06.10.2018
6774
Вечно недовольный отец. Такому отцу практически невозможно угодить. «Папа, папа! Я нашел золотой самородок величиной с череп лошади!» — «Куда в обуви на ковер?!»

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Самооценка,

НЕлюбовь

НЕлюбовь

03.10.2018
2292
Ничто так действительно не разрушает человека, как Нелюбовь. Ребенок несет идею и во взрослый мир, что его все таки любили. Защитную идею. Нет ничего страшнее заметить, что это было не так.

Метки: Семья, Детско-родительские отношения,

Почему в семьях, где все хорошо, что-то не хорошо с детьми

Почему в семьях, где все хорошо, что-то не хорошо с детьми

30.09.2018
50608
В последнее время стали обращаться семьи, которые дружные и счастливые, но, почему-то с детьми в этих семьях что-то происходит, например, дети яростно дерутся между собой, или дети имеют не типичные длительные приобретенные симптомы – заикание, энурезы,  истерики, большой вес и т.д.

Метки: Семья, Детско-родительские отношения,

Неполноценные матери

Неполноценные матери

30.09.2018
3224
Инфантильная мать ждет от ребенка, которого сама произвела на свет, что он компенсирует ту любовь и внимание, которое она сама не получила в детстве.

Метки: Материнство, Инфантильность, Семья, Детско-родительские отношения,

Лоскутная семья: дети от старых браков и новые отношения

Лоскутная семья: дети от старых браков и новые отношения

24.09.2018
4606
В новых отношениях «ребенок+его новый родитель» взрослым важно помнить о трех основных принципах. Первое, не ожидайте, что ребенок полюбит нового родителя спонтанно, даже если он делает для этого все возможное.

Метки: Отношения, Семья, Детско-родительские отношения,

Родители-рабы

Родители-рабы

22.09.2018
24830
"Ты лучший", "все будет хорошо", "все получится" - многие мамы считают, что должны непрерывно это озвучивать, иначе ребенок потеряет мотивацию. Сначала он чуть что будет прибегать к вам, чтобы вы утешали его и подбадривали, но вскоре у него может появиться к вам ненависть. Окажется, что вы его обманули, вы не авторитетная фигура в большом мире, вы обычная домохозяйка, не уважаемая в социуме. Это все равно как если бы он вдруг узнал, что является чемпионом мира в пределах вашей кухни и все смеются над его кубками из бумаги."

Метки: Воспитание, Инфантильность, Детско-родительские отношения,

Кто такие токсичные родители: проблема постсоветского пространства

Кто такие токсичные родители: проблема постсоветского пространства

22.09.2018
15479
Клинический психолог Юлия Лапина: "Токсичные родители – это вообще про тонкие материи. У нас в обществе пока что не до конца табуировано даже физическое насилие по отношению к детям, а тема о вербальном насилии и уж тем более о токсичных манипуляциях – вообще что-то из рубрики «их нравы» (читай – зажрались)."

Метки: Депрессия, Психическая травма, Психологическое насилие, Детско-родительские отношения,

Как воспитывать сына (для женщин)

Как воспитывать сына (для женщин)

22.09.2018
11770
Психолог Павел Зыгмантович: "Начнём с главного – мальчик, растущий без отца, вовсе не обязательно станет «каким-то не таким». Это распространённый страх, но рациональных оснований у него немного. Мальчики из полных семей в массе своей не отличаются от мальчиков, растущих без отцов".

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Токсичная мать: неужели она нарочно?

Токсичная мать: неужели она нарочно?

19.09.2018
17490
Клинический психолог Юлия Лапина: "После общения с токсичной матерью уже взрослой дочери формально нечего сказать, но после фразы вроде «ой, ну конечно ты можешь ехать в отпуск с этим парнем, мне уже нужно привыкать быть одной, кому нужна старая больна мать, это понятно» - ощущения не из приятных. Вина - эффективный метод кнута, но токсичный для обеих сторон."

Метки: Чувство вины, Обида, Манипуляции, Детско-родительские отношения,

Про детские психотравмы и взрослых невротиков

Про детские психотравмы и взрослых невротиков

17.09.2018
27653
Психолог Михаил Лабковский: "Многие считают себя интровертами. На самом деле интровертами они были не всегда. Просто в детстве они пытались поделиться с мамой и папой своими секретами и тут же выяснили, что это никому не интересно (услышали про некогда, отстань и не морочь мне голову)."

Метки: Невроз, Психическая травма, Детско-родительские отношения,

Эмоциональный инцест

Эмоциональный инцест

09.09.2018
12427
Гештальт-терапевт Мария Гаспарян: "Эмоциональный инцест имеет место, когда отношения между родителем и ребенком (эмоциональные, не сексуальные) становятся похожи на отношения между двумя супругами, только вот, учитывая незрелость ребенка, это односторонние отношения, в которых родитель эмоционально «подпитывается» от ребенка, а ребенок, в итоге, чувствует ответственность за благополучие родителя".

Метки: Чувство вины, Созависимость, Психологическое насилие, Детско-родительские отношения, Эмоциональная зависимость,

ТОКСИЧНЫЕ РОДИТЕЛИ, или о природе НЕНАВИСТИ

ТОКСИЧНЫЕ РОДИТЕЛИ, или о природе НЕНАВИСТИ

05.09.2018
3211
Юлия Лапина, психолог: "Ребенок складывает сложности во взрослого. Если, конечно, у взрослого есть куда складывать… «Сам виноват, куда залез», «так тебе и надо, будешь соображать лучше» или мамы просто рядом нет. Никого рядом нет. И тогда боль замораживается."

Метки: Детско-родительские отношения,

Как не вырастить инфантила

Как не вырастить инфантила

17.08.2018
9278
Психолог  Денис Осин: "Инфантилизм может развиваться из совершенно разных предпосылок. Он появляется и у ребенка, которого зашугали, и у ребенка, который живёт в состоянии вседозволенности. Это связано с тем, что и в первом, и во втором состоянии у ребенка не вырабатывается самое главное качество - самостоятельность."

Метки: Воспитание, Инфантильность, Детско-родительские отношения,

Изуродованные

Изуродованные

23.07.2018
3164
Екатерина Кульбицкая, психолог: "Она постоянно уставшая. Не сказать, чтобы она была сильно занята на работе, или очень напрягалась дома. Она замужем. Двое детей. Все есть и ничего нет."

Метки: Стресс, Детско-родительские отношения,

Самые СИЛЬНЫЕ дети - НЕЛЮБИМЫЕ

Самые СИЛЬНЫЕ дети - НЕЛЮБИМЫЕ

23.07.2018
3988
Татяна Силаева, психолог: "Клиентские запросы имеют свойство повторяться. Я отследила ряд похожих. Все они сводились к одному моменту – «Хочу любви, потому что "меня не долюбили, и поэтому я..." - стала сильной... многого добилась... воплотила свою детскую мечту...».

Метки: Личность, Детско-родительские отношения,

Опасности родительской любви. Случай из практики

Опасности родительской любви. Случай из практики

22.07.2018
2200
Николай Стрелков, психолог: "Однажды ко мне обратилась женщина. Женщина очень встревожена и напуганная. Её 25-тилетняя дочь пыталась покончить с собой, выпив упаковку транквилизаторов. Транквилизаторы были не сильные, упаковка не очень большая. Дочка выжила."

Метки: Детско-родительские отношения, Случаи из практики психотерапии,

Интервью недели

Мне жаль детей, которых с рождения водят в развивающие центры

Мне жаль детей, которых с рождения водят в развивающие центры

«Маленькие вундеркинды» спустя несколько лет вдруг бросают чтение, охладевают к школьным занятиям и вообще перестают чем-либо интересоваться. В чем тут дело?

Мне жаль детей, которых с рождения водят в развивающие центры

Марина Мелия

Поделиться

Метки

...
Ceкcуальность Агрессия Апатия Арт-терапия Биполярное расстройство Возраст Воспитание Выгорание Гештальт-терапия Гипноз Границы Деньги Депрессия Детско-родительские отношения Домашнее насилие Жалость Женщины Зависимое расстройство личности Зависимость Зависть Застенчивость Измена Импульсивность Инфантильность Истерия Карьера Коммуникации Конфликты Кризис среднего возраста Личность Любовь Манипуляции Материнство Мотивация Мужчины Нарциссизм Насилие Неблагополучная семья Невроз Нерешительность Неуверенность в себе Обида Одиночество Отвержение Отношения Панические атаки Пассивная агрессия Переедание Перфекционизм Пограничное расстройство личности Подростковый возраст Позитивная психология Предательство Привлекательность Психическая травма Психологический кризис Психологическое насилие Психопатия Психосоматика Психотерапия Развитие личности Развод Раздражительность Расставание Ресурсы Самооценка Семейные кризисы Семья Случаи из практики психотерапии Смысл жизни Снижение полового влечения Созависимость Спасательство Страх Стресс Стыд Сценарии Счастье Тревожность Трудное поведение Уверенность Управление эмоциями Фобии Чувство вины Шизофрения Экзистенциальный кризис Эмоциональная зависимость Энергия Эффективность