Как не вырастить инфантила

17 августа 2018
8628

Автор: Денис Осин, психолог  

Размышление об инфантильности

Инфантильностью в наше время никого не удивить. Она давно стала частью нашей жизни. Как ни странно, но одной из причин массовой инфантильности является улучшение жизни. А также косвенно на это влияет увеличение срока образования и повышение возраста с которого человек начинает зарабатывать самостоятельно. Речь идёт, конечно, о психологическом инфантилизме.

Но давайте по порядку.

Инфантильность - это незрелость человека, из-за которой в его поведении мы можем видеть проявления более ранних возрастных этапов.  Чтобы было понятно, приведу сильно утрированный пример: взрослый человек, лет 35, пришел в магазин и хочет что-то купить. Этого нет в наличии, тогда он бросается на пол магазина и начинает истерично кричать, плакать и биться о пол.

На лицо явное несоответствие возраста и поведения. Это и есть инфантилизм. В материале про детские истерики я писал что можно с этим делать. Но тут вопрос другой - здесь расхождение возраста и поведения.

Если мы сравним наше время и более ранние века, например, 17-18, то мы увидим насколько велико расхождение возрастных границ. Возраст, который раньше считался взрослым, мы сейчас относим к подросткам. А современный взрослый возраст ранее считался глубокой старостью: из записок 16-летнего Пушкина: «Николай Михайлович Карамзин был старше всех собравшихся. Ему было тридцать четыре года — возраст угасания». А это не так далеко от нас - 19 век.

Почему такое происходит?

Причины можно разбить на несколько групп:
  • условия жизни
  • социальная среда
С условиями жизни всё достаточно просто. В настоящее время условия жизни, чаще всего, не требуют выживания. Ребенок растет в относительно комфортной среде. Если вы сравните условия жизни в 16 веке и сейчас, то разница будет очевидна. В 16 веке средняя продолжительность жизни составляла в разных странах от 20 до 35 лет. И неудивительно, что человек в 15 лет знал и умел всё, что ему требуется для жизни и обзаводился своей семьей. В настоящее время 15 лет - это подросток, почти ребенок, находящийся на обеспечении родителей.

Социальная среда

К социальной среде охватывает экономику, общественные институты, общественное сознание и культуру.  Давайте возьмем возраст окончания школы - 17 лет и рассмотрим этот возраст с различных точек социальной среды.

Экономика

Часто 17 летнему человеку нет необходимости зарабатывать самостоятельно. Так как его ещё обеспечивают родители. И даже если он зарабатывает сам, то чаще всего живет в доме родителей и тратит заработанные деньги не на обеспечение своей жизни.

Общественные институты

Мне кажется, что достаточно одного факта: возраст полного совершеннолетия в России 18 лет. В некоторых странах 14, а во многих 21. То есть с точки зрения общественных институтов, в 17 лет человек ещё ребенок, который не может принимать решения и отвечать за них.

Общественное сознание и культура

Общественное сознание - это совокупность представлений. Представьте, что вас знакомят с человеком  и вы узнаете, что ему 17 лет. Как вы к нему отнесетесь: как к взрослому или как к ребенку? Скорее всего, как к человеку, который скоро станет взрослым. То есть не как к ребёнку, конечно, но и не как к взрослому.

Ещё совсем недавно - в произведениях Пушкина и Шекспира 14 лет это был возраст, в котором люди вступали в брак. И это отражалось в культуре и творчестве:
  • Марья Гавриловна из «Метели» Пушкина была уже немолода: «Ей шел 20-й год»
  • Маме шекспировской 14-летней Джульетты было 28 лет.
  • Ивану Сусанину, когда он совершал свой подвиг, исполнилось аж 32 года (у него к тому времени была уже взрослая 16-летняя дочь на выданье).
  • Старухе-процентщице из романа Достоевского «Преступление и наказание» было 42 года.
  • Анне Карениной на момент ее трагической гибели было 28 лет, Вронскому — 23 года, старику — мужу Анны Карениной — 48 лет (в начале описанных в романе событий всем на два года меньше).
  • Старикану кардиналу Ришелье на момент описанной в романе А. Дюма осады крепости Ла-Рошель было 42 года.
Но на самом деле всё это связано с одним фактом - средним возрастом жизни человека. Как я писал выше, средний возраст жизни человека долгие века составлял 20-35 лет и только в начале 20 века (!) средний возраст стал 50 лет.

В наше время улучшилось качество питания, стала лучше медицина, меньше проблем с условиями жизни. Всё это позволяет людям жить дольше.

Но является ли это причиной инфантильности?

Нет. Не является. Более того, я думаю, что инфантильность как явление было всегда. Только мы не знаем об инфантилах 16 века - они чаще всего умирали рано и о них ничего не известно.

Давайте вернемся к определению: инфантильность - это незрелость человека, из-за которой в его поведении мы можем видеть проявления более ранних возрастных этапов.

Мы не сравниваем людей разных эпох, чтобы понять инфантилен ли человек. Мы смотрим насколько он отвечает своему возрастному этапу в своём времени. И причиной инфантильности является низкая скорость психического развития. Из-за этого появляется несоответствие реального возраста и поведения, которое удобно человеку.

Если мы посмотрим возрастные периодизации - описание стадий психического развития человека и их соотнесение с возрастом, то мы увидим в периодизации Выготского, что каждый возрастной период проходит две стадии: спокойное развитие и критическое развитие. Во время спокойного развития человек набирает опыт, знания, приспосабливается к жизни в текущих условиях. Переход к следующему возрастному периоду предшествует появлению неудовлетворенности ребенка тем местом, которое он занимает среди людей, и стремлению это место изменить. Это стадия критического развития или иначе говоря - кризис.

Если человек не проходит стадию критического развития, то он застревает в предыдущем психологически комфортном этапе и начинает развиваться инфантилизм. Чем больше застреваний, тем больше расхождения между реальным возрастом и психологическими проявлениями.

Итак, подытожим:

Инфантилизм не зависит от времени в котором живет человек.

Инфантилизм связан с психическим развитием человека, а именно прохождением кризиса из-за неудовлетворенности местом, которое он занимает и стремлением эту ситуацию поменять. В процессе этого перехода у человека появляются новые потребности и уровень ответственности.

Как не вырастить инфантила

На мой взгляд, основной задачей родителя является подготовка ребёнка к самостоятельной жизни. То есть к жизни без родителей. Самостоятельно себя обеспечивать, принимать самостоятельные решения, отвечать за свой выбор. Оценивать перспективы и риски по своим решениям, пробовать новое, сомневаться, думать и действовать. Это и есть задача родителя - научить этому всему.

Как не вырастить инфантила.jpg

Ну а теперь к инфантилизму.

Вспомним определения:

Инфантилизм – это сохранение в психике и поведении взрослого особенностей, присущих детскому возрасту. Это психическая незрелость человека, из-за которой в его поведении мы можем видеть проявления более ранних возрастных этапов.

Давайте попробуем разобраться какие особенности присущи детскому возрасту. Это несамостоятельность в принятии решений и последующих действиях, зависимость от взрослых и требование заботы и низкая оценка рисков, особенно отдаленных.

Инфантилизм может развиваться из совершенно разных предпосылок. Он появляется и у ребенка, которого зашугали, и у ребенка, который живёт в состоянии вседозволенности. Это связано с тем, что и в первом, и во втором состоянии у ребенка не вырабатывается самое главное качество - самостоятельность.

Первое, что необходимо сделать родителю, который хочет, чтобы его ребёнок взрослел - дать ребенку самостоятельность. Важное примечание (!): самостоятельность должна быть по возрасту.

Если вы захотите дать двухлетнему ребенку обязанность обеспечивать свою жизнь, то ничего хорошего не получится. Однако, вы можете давать возможность принимать самостоятельные решения даже маленькому ребенку. Просто эти решения будут в некоторых рамках.

Например: какой сок он будет пить сегодня или какую кашу есть. Заметьте, не что он будет есть - тут ваша ответственность как родителя за правильное питание ребенка, а какую кашу будет есть ребенок. Такой подход закладывает два основополагающих момента: самостоятельный выбор с одной стороны и нормы и границы с другой стороны.

Когда ребенок растет, то и зона его самостоятельности и ответственности увеличивается. Поле, в котором можно давать ответственность - огромно. Это все проявления жизни. Какую игрушку купить, какого цвета футболку надеть, что из предложенного выбрать на завтрак-обед и т.д. При появлении новых сфер жизни - школы, внешкольных занятий и роста ребенка увеличивается и сфера его самостоятельности.

Задача родителя - постепенно передавать ребенку ответственность за различные сферы его жизни с целью подготовить ребенка к самостоятельной взрослой жизни. В идеале, к окончанию школы ребенок должен знать и уметь делать всё, что ему может пригодиться в жизни. От уборки квартиры до организации своего дня, недели, месяца.

Самостоятельность обязательно должна быть связана с ответственностью. Ответственность - это признание себя причиной того, что происходит. Например, если ребенок выбрал попробовать персиковый сок, вместо любимого яблочного, то он пьет персиковый сок. Или не пьет. А вы как родители рассказываете ему, что это выбор. Это его собственный выбор ему сейчас не понравился.

Но выбор для того и существует, чтобы пробовать новое и понимать нравится тебе или нет. Или ребенок постарше, после того как договорились, что он сам гладит себе вещи, вдруг понимает, что ему надо уже выходить, а рубашка / блузка не поглажены.

Неправильное поведение родителя - бросаться гладить ребёнку вещь. Правильное - дать ребёнку выбор: гладить сейчас и опоздать или надеть что-то другое, или надеть это, но мятое. Для родителей это не просто. Но ведь и задача не такая, чтобы родителям было просто. Задача - научить ребенка принимать на себя ответственность и быть самостоятельным.

Из самостоятельности и ответственности растут как побеги снижение требований о заботе, оценка рисков и критичность отношения к себе и окружению (то есть оценка возможностей и вероятностей).

Для примера, давайте рассмотрим случай с подростком и одеждой. Сейчас март, ещё прохладно, а подросток хочет пойти на улицу в легкой ветровке. Вы как родитель, желающий помочь ребёнку стать взрослым, можете предложить оценить вероятность замёрзнуть при таком выборе одежды.

Это позволит ребенку принять самостоятельное решение о выборе одежды, научиться оценивать возможные риски и принимать ответственность за свои решения. Хотя, бесспорно, привычнее пошуметь и навязать свой вариант одежды. Привычнее, только пользы меньше. Особенно мало пользы для отношений между  родителем и ребёнком. Так что это ваш выбор и ваша ответственность какую линию поведения по отношению к ребенку выбрать.

Резюмирую

Чтобы ребёнок не рос инфантилом, а становился взрослым, необходимо:
  • Научить его принимать самостоятельные решения;
  • Научить его нести ответственность за свои решения;
  • Научить оценивать риски (то есть прогнозировать последствия решений и оценивать перспективы);
И этим всем снизить зависимость ребёнка от родителей (то есть от вас).

Источник

Метки: Воспитание, Инфантильность, Детско-родительские отношения,

Читать по теме:

Дочери, которых не любили и тяжкая ноша семейных секретов

Дочери, которых не любили и тяжкая ноша семейных секретов

09.11.2018
2120
«Моя мать все мое детство обесценивала мои успехи в учебе, говоря, что ну хоть что-то у меня должно получаться, а то ведь я такая страшная и толстая. Она заставляла меня ужасно себя чувствовать каждый день. Представьте мое удивление, когда я узнала, уже став взрослой, что она хвасталась моими успехами другим, потому что это делало её успешной матерью в чужих глазах. Это было последней каплей. Просто классическое лицемерие».

Метки: Воспитание, Материнство, Психическая травма, Психологическое насилие, Детско-родительские отношения,

Заморозка несконтейнированных детских травм – основа любой травли и дедовщины

Заморозка несконтейнированных детских травм – основа любой травли и дедовщины

08.11.2018
847
Заморозка несконтейнированных детских травм – основа любой травли и дедовщины. Девиантного детского поведения. Старшеклассники издеваются над младшими, как когда-то издевались над ними. Педофилы чаще всего сами становились жертвами насилия. Самый злой начальник на работе обычно тот, кто дополз по карьерной лестнице с самого низа и «всем все помнит».

Метки: Агрессия, Домашнее насилие, Психическая травма, Детско-родительские отношения,

Тяжелое детство

Тяжелое детство

05.11.2018
549
В правдивой и оттого страшной книге «Что сделали с тобою, бедное дитя» подробно описываются педагогические методы прошлого и позапрошлого столетия, слишком ужасные, чтобы приводить их здесь. И совершенно обыденные для того времени.

Метки: Детско-родительские отношения,

Безответной любви не бывает

Безответной любви не бывает

10.10.2018
5538
Безответная любовь всегда рождается в поле иллюзий. Побывав на свидании с отличным парнем, который проявляет интерес, одна девушка просто заинтересуется, а вторая… начнет мечтать. Почему же не начнет мечтать первая?

Метки: Отношения, Одиночество, Любовь, Инфантильность,

Мы остаемся в том возрасте, где нас недолюбили

Мы остаемся в том возрасте, где нас недолюбили

08.10.2018
5036
Я часто встречаюсь с людьми, которым по 20, 30, 40 лет, но это внешне. А там внутри они как будто остались в далеком детстве и до сих пор ждут любви, которую тогда не дополучили. И остаются там до тех пор, пока самостоятельно не научаются находить удовлетворение в себе.

Метки: Личность, Инфантильность,

5 типов отцов, которые делают из своих детей закомплексованных неудачников

5 типов отцов, которые делают из своих детей закомплексованных неудачников

06.10.2018
5171
Вечно недовольный отец. Такому отцу практически невозможно угодить. «Папа, папа! Я нашел золотой самородок величиной с череп лошади!» — «Куда в обуви на ковер?!»

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Самооценка,

НЕлюбовь

НЕлюбовь

03.10.2018
1739
Ничто так действительно не разрушает человека, как Нелюбовь. Ребенок несет идею и во взрослый мир, что его все таки любили. Защитную идею. Нет ничего страшнее заметить, что это было не так.

Метки: Семья, Детско-родительские отношения,

Почему в семьях, где все хорошо, что-то не хорошо с детьми

Почему в семьях, где все хорошо, что-то не хорошо с детьми

30.09.2018
32712
В последнее время стали обращаться семьи, которые дружные и счастливые, но, почему-то с детьми в этих семьях что-то происходит, например, дети яростно дерутся между собой, или дети имеют не типичные длительные приобретенные симптомы – заикание, энурезы,  истерики, большой вес и т.д.

Метки: Семья, Детско-родительские отношения,

Неполноценные матери

Неполноценные матери

30.09.2018
2226
Инфантильная мать ждет от ребенка, которого сама произвела на свет, что он компенсирует ту любовь и внимание, которое она сама не получила в детстве.

Метки: Материнство, Инфантильность, Семья, Детско-родительские отношения,

Лоскутная семья: дети от старых браков и новые отношения

Лоскутная семья: дети от старых браков и новые отношения

24.09.2018
3842
В новых отношениях «ребенок+его новый родитель» взрослым важно помнить о трех основных принципах. Первое, не ожидайте, что ребенок полюбит нового родителя спонтанно, даже если он делает для этого все возможное.

Метки: Отношения, Семья, Детско-родительские отношения,

Родители-рабы

Родители-рабы

22.09.2018
23628
"Ты лучший", "все будет хорошо", "все получится" - многие мамы считают, что должны непрерывно это озвучивать, иначе ребенок потеряет мотивацию. Сначала он чуть что будет прибегать к вам, чтобы вы утешали его и подбадривали, но вскоре у него может появиться к вам ненависть. Окажется, что вы его обманули, вы не авторитетная фигура в большом мире, вы обычная домохозяйка, не уважаемая в социуме. Это все равно как если бы он вдруг узнал, что является чемпионом мира в пределах вашей кухни и все смеются над его кубками из бумаги."

Метки: Воспитание, Инфантильность, Детско-родительские отношения,

Кто такие токсичные родители: проблема постсоветского пространства

Кто такие токсичные родители: проблема постсоветского пространства

22.09.2018
14255
Клинический психолог Юлия Лапина: "Токсичные родители – это вообще про тонкие материи. У нас в обществе пока что не до конца табуировано даже физическое насилие по отношению к детям, а тема о вербальном насилии и уж тем более о токсичных манипуляциях – вообще что-то из рубрики «их нравы» (читай – зажрались)."

Метки: Депрессия, Психическая травма, Психологическое насилие, Детско-родительские отношения,

Как воспитывать сына (для женщин)

Как воспитывать сына (для женщин)

22.09.2018
10851
Психолог Павел Зыгмантович: "Начнём с главного – мальчик, растущий без отца, вовсе не обязательно станет «каким-то не таким». Это распространённый страх, но рациональных оснований у него немного. Мальчики из полных семей в массе своей не отличаются от мальчиков, растущих без отцов".

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Кинезиологические упражнения для детей: улучшение памяти и внимания

Кинезиологические упражнения для детей: улучшение памяти и внимания

21.09.2018
1774
Парасковья Петрова, психолог: "Синхронизация работы полушарий с помощью кинезиологических упражнений повышает стрессоустойчивость у детей, улучшает мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчает процесс чтения и письма."

Метки: Воспитание,

Токсичная мать: неужели она нарочно?

Токсичная мать: неужели она нарочно?

19.09.2018
16539
Клинический психолог Юлия Лапина: "После общения с токсичной матерью уже взрослой дочери формально нечего сказать, но после фразы вроде «ой, ну конечно ты можешь ехать в отпуск с этим парнем, мне уже нужно привыкать быть одной, кому нужна старая больна мать, это понятно» - ощущения не из приятных. Вина - эффективный метод кнута, но токсичный для обеих сторон."

Метки: Чувство вины, Обида, Манипуляции, Детско-родительские отношения,

Про детские психотравмы и взрослых невротиков

Про детские психотравмы и взрослых невротиков

17.09.2018
25709
Психолог Михаил Лабковский: "Многие считают себя интровертами. На самом деле интровертами они были не всегда. Просто в детстве они пытались поделиться с мамой и папой своими секретами и тут же выяснили, что это никому не интересно (услышали про некогда, отстань и не морочь мне голову)."

Метки: Невроз, Психическая травма, Детско-родительские отношения,

Эмоциональный инцест

Эмоциональный инцест

09.09.2018
11482
Гештальт-терапевт Мария Гаспарян: "Эмоциональный инцест имеет место, когда отношения между родителем и ребенком (эмоциональные, не сексуальные) становятся похожи на отношения между двумя супругами, только вот, учитывая незрелость ребенка, это односторонние отношения, в которых родитель эмоционально «подпитывается» от ребенка, а ребенок, в итоге, чувствует ответственность за благополучие родителя".

Метки: Чувство вины, Созависимость, Психологическое насилие, Детско-родительские отношения, Эмоциональная зависимость,

ТОКСИЧНЫЕ РОДИТЕЛИ, или о природе НЕНАВИСТИ

ТОКСИЧНЫЕ РОДИТЕЛИ, или о природе НЕНАВИСТИ

05.09.2018
2724
Юлия Лапина, психолог: "Ребенок складывает сложности во взрослого. Если, конечно, у взрослого есть куда складывать… «Сам виноват, куда залез», «так тебе и надо, будешь соображать лучше» или мамы просто рядом нет. Никого рядом нет. И тогда боль замораживается."

Метки: Детско-родительские отношения,

Изуродованные

Изуродованные

23.07.2018
2582
Екатерина Кульбицкая, психолог: "Она постоянно уставшая. Не сказать, чтобы она была сильно занята на работе, или очень напрягалась дома. Она замужем. Двое детей. Все есть и ничего нет."

Метки: Стресс, Детско-родительские отношения,

Самые СИЛЬНЫЕ дети - НЕЛЮБИМЫЕ

Самые СИЛЬНЫЕ дети - НЕЛЮБИМЫЕ

23.07.2018
3311
Татяна Силаева, психолог: "Клиентские запросы имеют свойство повторяться. Я отследила ряд похожих. Все они сводились к одному моменту – «Хочу любви, потому что "меня не долюбили, и поэтому я..." - стала сильной... многого добилась... воплотила свою детскую мечту...».

Метки: Личность, Детско-родительские отношения,

Опасности родительской любви. Случай из практики

Опасности родительской любви. Случай из практики

22.07.2018
1794
Николай Стрелков, психолог: "Однажды ко мне обратилась женщина. Женщина очень встревожена и напуганная. Её 25-тилетняя дочь пыталась покончить с собой, выпив упаковку транквилизаторов. Транквилизаторы были не сильные, упаковка не очень большая. Дочка выжила."

Метки: Детско-родительские отношения, Случаи из практики психотерапии,

Я мама и я не люблю своего ребенка

Я мама и я не люблю своего ребенка

18.07.2018
2712
Ольга Свешникова (Ефимова), психолог: "В один день ко мне пришли две разные клиентки с одними и теми же словами «я плохая мать». Слова одни, а истории разные. Хочу сегодня поделиться с вами первым случаем."

Метки: Материнство, Детско-родительские отношения,

Ошибки родителей в общении со Взрослыми детьми

Ошибки родителей в общении со Взрослыми детьми

16.07.2018
2159
Лариса Котенко, психолог: "Основные ошибки поведения родителей со взрослыми детьми: родители считают, что их дети так навсегда и останутся в их власти. Это заблуждение. Чем больше вы будете пытаться проявить власть во взаимоотношениях, чем сильнее будет сопротивление со стороны сына или дочери."

Метки: Детско-родительские отношения,

Счастливое родительство

Счастливое родительство

09.07.2018
1000
Марина Комиссарова, психолог: "Счастливое родительство не зависит целиком от вас. Вы не можете гарантировать себе, что станете родителями, вы можете оказаться бесплодны или не родить по другой причине. Это раз. Вы можете потерять ребенка. Это два. Ваш ребенок может оказаться тяжело больным и этим тоже будет омрачено родительство."

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Нарушение границ дозволенности у детей (случай)

Нарушение границ дозволенности у детей (случай)

08.06.2018
1868
Анастасия Рагулина, психолог: "Возбуждение и эмоциональность нарастали. Родители недоуменно смотрели на свое чадо. Ребенка как будто подменили."

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Отцовская нелюбовь

Отцовская нелюбовь

05.06.2018
2051
Оксана Суржина, психолог: "Почему люди становятся алкоголиками или наркоманами? Причины могут быть разными. Одна из них - невозможность добиться отцовской любви и признания."

Метки: Детско-родительские отношения,

Почему мой ребёнок всё ещё плохо говорит или совсем не говорит?

Почему мой ребёнок всё ещё плохо говорит или совсем не говорит?

04.06.2018
1418
Екатерина Леонова, психолог: "Во время занятий я замечаю, что у Коли в те моменты, когда я повышала голос, рассказывая увлеченно сказку или историю, вместо интереса в глаза читался испуг. Наблюдалась тревога перед заданиями, где необходимы резкие движения рук и ног. А еще он постоянно закапывал в специальной песочнице яркие игрушки, предпочитая играть только с машинками."

Метки: Воспитание, Материнство, Детско-родительские отношения,

"Мама, ты асексуальна, а меня хотят все"

"Мама, ты асексуальна, а меня хотят все"

25.05.2018
1297
Лика Конкевич, психолог, сексолог: "О том, какое влияние на детей оказывает сексуальный невроз их родителей."

Метки: Ceкcуальность, Детско-родительские отношения,

Взрослая дочь пожилой мамы. Сепарация. Случай из практики

Взрослая дочь пожилой мамы. Сепарация. Случай из практики

22.05.2018
1558
Юлия Козырькова, психолог: "Сепарация, незавершенная в детстве, "мамины дочки и сыновья" - тема очень непростая. Проходит время, у всех, казалось бы, уже своя взрослая жизнь, а взрослый ребенок по-прежнему так близок к маме, что идентификация с ней не даёт слушать и воспринимать ее спокойно."

Метки: Детско-родительские отношения, Случаи из практики психотерапии,

Соблазненные дочки своих отцов

Соблазненные дочки своих отцов

11.05.2018
2123
Лика Конкевич, психолог, сексолог: "Она впорхнула ко мне, словно стрекоза - легкая, задорная, со звенящими нотками в голосе. Ей 38, а всё - начиная со взгляда и заканчивая обувью - сообщало мне, что ей и 16 нет. Зачем она пришла? Пожаловаться на мужа. В разговоре открывается, что это ее третий муж и все были старше ее примерно на двадцать лет."

Метки: Детско-родительские отношения, Случаи из практики психотерапии,

Интервью недели

Мне жаль детей, которых с рождения водят в развивающие центры

Мне жаль детей, которых с рождения водят в развивающие центры

«Маленькие вундеркинды» спустя несколько лет вдруг бросают чтение, охладевают к школьным занятиям и вообще перестают чем-либо интересоваться. В чем тут дело?

Мне жаль детей, которых с рождения водят в развивающие центры

Марина Мелия

Поделиться

Метки

...
Ceкcуальность Агрессия Апатия Арт-терапия Биполярное расстройство Возраст Воспитание Выгорание Гештальт-терапия Гипноз Границы Деньги Депрессия Детско-родительские отношения Домашнее насилие Жалость Женщины Зависимое расстройство личности Зависимость Зависть Застенчивость Измена Инфантильность Истерия Карьера Коммуникации Конфликты Кризис среднего возраста Личность Любовь Манипуляции Материнство Мотивация Мужчины Нарциссизм Насилие Неблагополучная семья Невроз Нерешительность Неуверенность в себе Обида Одиночество Отвержение Отношения Панические атаки Пассивная агрессия Переедание Перфекционизм Пограничное расстройство личности Подростковый возраст Предательство Привлекательность Психическая травма Психологический кризис Психологическое насилие Психопатия Психосоматика Психотерапия Развитие личности Развод Раздражительность Ресурсы Самооценка Семейные кризисы Семья Случаи из практики психотерапии Смысл жизни Снижение полового влечения Созависимость Спасательство Страх Стресс Стыд Сценарии Счастье Тревожность Трудное поведение Уверенность Управление эмоциями Фобии Чувство вины Шизофрения Экзистенциальный кризис Эмоциональная зависимость Энергия Эффективность