Критическое мышление

1 августа 2016
3474

Мария Кудрявцева
Психолог, психотерапевт


Cogito, ergo sum (лат. — «Мыслю, следовательно, существую»)
Рене Декарт


Многие ученые-философы определяют различие между человеком и животным именно способностью к осознанной мыслительной деятельности. Но, как ни парадоксально, мыслят люди очень по-разному и порой эта «деятельность» больше напоминает растительную жизнь. Критическое мышление – вот что дает возможность человечеству двигаться вперед на пути развития.

Метод критического мышления базируется на анализе информации и позволяет строить собственные суждения исходя из имеющихся фактов. Кроме того, сюда включается и способность эти факты оценивать на истинность, выделять сомнительные данные и подвергать их проверке.

Почему мыслить критически так важно?

Любая деятельность, в том числе и мыслительная, требует приложения определенных усилий, а люди подсознательно не любят трудиться. А ещё, каждый человек имеет сложившуюся систему ценностей, авторитетов, чьим суждениям вполне доверяет.

Поэтому многие, на самом деле, предпочитают не думать вообще, а использовать готовые, шаблонные решения, мотивируя это тем, что «все так делают, вот и я не буду «белой вороной». Но если мыслить как все, то и достигнуть в жизни можно не больше, чем все остальные, а как же прогресс?

Критическое мышление заставляет пересмотреть систему жизненных ценностей, увидеть новые пути решения поставленных задач. Оно необходимо потому, что жизнь меняется всё время и порой шаблонных решений ещё просто не существует, а «авторитеты» и сами пока не знают, что правильно, а что нет.

Умение мыслить критически никак не связано с уровнем образования и интеллекта. Яркий пример тому – маленькие дети. Малыши свободны в своей мыслительной деятельности, не ведают назначения многих предметов и применяют их так, как считают нужным, высказывают нетривиальные, свои собственные мысли, порой ошибочные, но зачастую поразительно верные и рациональные. Они ещё даже в школе не учатся, о жизни мало что знают, зато свободны от стереотипов и действительно думают, а не подгоняют решение под известный, шаблонный ответ.

Разумеется, это не означает, что учиться не стоит. Ведь чтобы высказать свое мнение о книге, её надо прочитать. Чтобы определить степень полезности изобретения, необходимо разобраться в основах его работы.

Прежде чем давать оценку чему-либо, стоит собрать информацию и конечно, если вы уже обладаете необходимыми знаниями, это сэкономит время на генерирование мнения. Только знания тоже должны подвергнуться критической оценке – действительно ли это факты или вы опять оперируете стереотипами?

критическое мышление.jpg

Противостояние системы образования и формирования критического мышления

Все мы получаем образование. Среднее, в школе, — обязательно, среднее профессиональное или высшее – по желанию. Очень часто приходится слышать, что именно школа должна научить детей думать. Но на практике всё происходит с точностью до наоборот.

Основа школьного образования – запоминание материала, его усвоение и умение выдавать «правильное», то есть заранее известное решение. Оно может быть найдено с применением полученных знаний, может – интуитивно, что характерно для творческих натур, но это будет не ваше мнение, а готовый шаблон.

Наиболее показательный пример – сочинение на тему «Что автор хотел сказать своим произведением». Ответ известен, требуется только облечь его в необходимое количество слов и правильно расставить знаки препинания.

Фактически, никого не интересует мнение ученика, а лишь его грамотность на письме. При этом если ребенок всё же проявит критическое мышление и выдаст нетривиальный ответ, он может и двойку получить «за содержание».

Это не значит, что не существует критически мыслящих педагогов, но система образования построена так, что куда легче заставить всех усвоить некий алгоритм и не выходить за его пределы, чем проявлять индивидуальное отношение к каждому ученику.

То, что в итоге вырастает поколение, фактически не умеющее думать самостоятельно, никого не волнует, а порой и специально культивируется, ведь ведомыми людьми куда легче манипулировать. Поэтому приходится использовать метод «помоги себе сам» и учиться критическому мышлению отдельно от получения базовых знаний.

Профессор Дэвид Клустер (США) вывел пять признаков критического мышления:

1. Самостоятельность.

2. Обобщение.

3. Выявление проблемы и её оценка.

4. Аргументирование.

5. Социальная ориентация.

Опираясь на эту последовательность, можно разработать методику развития критического мышления.

1. Если думать, так самостоятельно!

Прежде всего, надо понять, где проходит грань между сбором информации и поиском готового ответа. Если вы прочитали книгу, можете самостоятельно дать ей оценку? Или перейдете к рецензиям, которые зачастую публикуют в конце произведения, поищите отзывы в Интернете и станете повторять их частично или полностью?

Это простейший тест. Вот с оценкой событий, о которых мы узнаем из средств массовой информации куда сложнее. Новости в газетах и по ТВ подаются таким образом, что «правильная» реакция на них должна последовать на подсознательном уровне.

А уж всевозможные аналитические программы, где серьёзные ведущие и гости с хорошо подвешенными языками высказывают готовые решения, совершенно противопоказаны тем, кто стремится развить критическое мышление. Ну, разве что в качестве ещё одного способа тренировки – «конфликт».

Стоит нарочно отбирать спорные, противоречащие вашему мнению точки зрения, или представлять, как они могли бы выглядеть, «вывернутыми наизнанку», то есть конфликтовать с собственными и общественными стереотипами.

И всё же основа самостоятельного мышления – достоверность данных, которыми приходится оперировать. Не стоит доверять слухам типа «знакомый знакомого сказал знакомому», надо учиться не только обрабатывать, но и искать информацию, добираться до первоисточника возникновения сведений. В этом случае вы получите факты, не искаженные призмой чужого мнения, выгодной подачи новости, аналитики и т.п.

2. Привести факты к общему знаменателю.  

Сегодня мы можем наблюдать перенасыщенность социума информацией. Печатные издания, радио, телевидение, Интернет – отовсюду на нас льется бурный поток сведений на любую тему.

Поэтому обдумывая то или иное событие мы, как правило, получаем данные из нескольких источников и стоит, для начала, их обобщить. Ученые часто ставят мысленные эксперименты, но куда эффективнее довериться бумаге (или её электронному аналогу).

Не стоит пытаться удерживать всю информацию в голове и одновременно ей оперировать, тем более, если сведения поступают не одномоментно.

Выпишите основные тезисы по теме, которую собираетесь оценивать. Посмотрите, не вступают ли они в противоречие. Такое часто случается при получении данных из разных источников и означает, что информация прошла обработку для формирования «правильного» мнения у получателя.

Попробуйте пересказать новость своими словами, опираясь на получившуюся запись. Здесь поможет навык пересказа, которому учат в школе – надо не цитировать текст бессмысленно, как попугай, а выделить и запомнить основную мысль. После того, как вы поймете, о чем на самом деле была новость, можно формировать личное мнение о ней.

3. И в чем же проблема?

Когда вы добрались до первоисточника данных, отделили зерна от плевел, определили основу информации, но до того, как начнете высказывать свое критическое мнение, задайте себе вопрос «зачем?» — это лучший способ проверки на шаблонность.

Ответ «потому что» сразу обнажит подвох. Он закладывается на подсознательном уровне и четко подвязывается на ассоциативное мышление. То есть выдается автоматически, связкой «стимул-реакция» (небо – синее, огонь – жжется, не спорь со старшими, потому что они умнее и т.п.). А вот если сказать «для того, чтобы», придется задуматься о логичности, целесообразности действий.

Критическое мышление развивается опровержением стереотипов, то есть того, что представляется естественным, привычным. Именно действия, о которых в повседневной жизни мы не привыкли размышлять, и формируют привычку «думать» шаблонами.

Наша жизнь состоит из автоматических действий. Утром умываемся и чистим зубы, идем на работу одним и тем же путем, в течение трудового дня тоже не особенно вникаем в суть происходящего, подчиняясь выработанному алгоритму.

Понятие «человеческий фактор», кстати, включает в себя, в том числе, и направленность человеческого сознания на совершение привычных действий даже в те моменты, когда требуется индивидуальное решение.

Человек не думает и потому просто не понимает, что ситуация изменилась, не различает нюансов, словно робот совершает отработанную процедуру, что может привести к трагедии. Приобретите привычку отходить от алгоритмов, смотреть на вещи «свежим взглядом», повторяйте «я открыт для новых идей, для критического восприятия вещей».

Подумайте, то, что вы делаете – это ваше осмысленное решение, или кто-то вас научил «правильным шагам» и вы бездумно их повторяете? Начните с малого – отправьтесь на работу новой дорогой, возможно, вас ждут интересные открытия!

Если новость преподносится не как набор сухих фактов, а имеет эмоциональную окраску или сопровождается комментарием о правильности или неправильности, спросите себя «зачем?»

4. Встать, суд идет!

Итак, вы собрали факты, проанализировали их и получили собственное мнение. Но в отношении своих мыслей тоже не повредит провести проверку на критичность. Субъективное восприятие действительности и стереотипы – вещи очень коварные, въедливые, от них так просто не избавиться.

Не бывает непогрешимых людей, каждый может ошибиться, особенно если оперирует в незнакомом информационном поле, непривычными понятиями.

Для человека нормально и естественно заблуждаться просто потому, что думать обо всех своих действиях «я всегда прав», равно как и «я не прав» — признак психического расстройства.

Представьте, что вы в суде и доказываете свою правоту. И судья, и присяжные не только знают о критическом мышлении, но и умеют применять этот метод. Чтобы их убедить, аргументы потребуются продуманные, взвешенные, неопровержимые. Можно выйти со своим мнением «в народ» — побеседовать с родными, знакомыми.

Тут вам придется следить не только за собственными доводами, но и одновременно анализировать высказывания оппонента. Будучи подготовленным, вы удивитесь, насколько умные, в общем-то, люди не умеют выходить за рамки шаблона. Почти наверняка 90% контраргументов будут заключаться в «потому что», а не «для того, чтобы».

5. Проверка выводов на жизнеспособность

Делая даже самые правильные и критичные выводы, не стоит забывать, что мы живем в социуме и каждое решение должно быть социально ориентировано. Даже при просмотре фантастических фильмов порой закрадывается мысль, что и действуя в космосе среди инопланетных монстров человек бы так не поступил.

Вот и ваше критическое мнение должно быть не теоретизированием, пусть и самым логично выстроенным, а инструментом, применимым к реальной жизни. Должно приносить пользу, повышать социальную адаптацию.

Мыслить критически не означает высказывать радикально противоположную общепринятой точку зрения. Ваше мнение должно иметь возможность существовать в реальном социуме с учетом возможных последствий его осуществления.

Помимо вас существуют критически мыслящие люди. Поэтому ваша мысль может оказаться огорошивающей, неординарной, а может выглядеть вполне общеизвестной. Главное, что к решению вы пришли самостоятельно, полностью его осознаете и принимаете, сможете развивать идею дальше в условиях изменяющегося социума.

В заключение:

Как ни парадоксально, критическое мышление тоже можно довести до автоматизма. Это только поначалу будет казаться, что выполнение всех описанных рекомендаций дело трудоемкое и громоздкое. Но стоит только начать, почувствовать, как сознание расширяется, а мир наполняется новыми смыслами, и подвергать реальность критической оценке вы станете с удовольствием.

 

Метки: Личность,

Читать по теме:

Самоактуализация: как найти себя

Самоактуализация: как найти себя

10.08.2018
7754
Психолог Татьяна Ушакова: "Музыканты должны играть музыку, художники должны рисовать, если они, в конце концов, хотят быть в мире с самими собой. Люди должны быть верны своей природе. Однако когда человек встает на путь познания себя, то сразу сталкивается с двумя главными препятствиями: потребностью в безопасности и потребностью в уважении. Именно они не позволяют двигаться вперед."

Метки: Мотивация, Уверенность, Личность, Смысл жизни,

Определяем свой уровень сознания по Дэвиду Хокинсу

Определяем свой уровень сознания по Дэвиду Хокинсу

23.07.2018
936
Известный исследователь сознания Дэвид Хокинс, с помощью прикладной кинезиологии, вывел карту сознания. Согласно ней, человеческое сознание поделено на уровни, каждому из которых соответствует доминирующая эмоция и восприятие жизни, а также доступно определенное количество энергии.

Метки: Энергия, Личность,

Самые СИЛЬНЫЕ дети - НЕЛЮБИМЫЕ

Самые СИЛЬНЫЕ дети - НЕЛЮБИМЫЕ

23.07.2018
1685
Татяна Силаева, психолог: "Клиентские запросы имеют свойство повторяться. Я отследила ряд похожих. Все они сводились к одному моменту – «Хочу любви, потому что "меня не долюбили, и поэтому я..." - стала сильной... многого добилась... воплотила свою детскую мечту...».

Метки: Личность, Детско-родительские отношения,

20 ОТРЕЗВЛЯЮЩИХ вещей, которые мы должны понять

20 ОТРЕЗВЛЯЮЩИХ вещей, которые мы должны понять

20.07.2018
994
Люди будут несогласны с вами. Люди будут вас недолюбливать. Но также будут и те, кто вас понимает и любит. Общайтесь много — с теми, кому вы приятны, и немного — с теми, кому не очень. Для полноты картины.

Метки: Личность,

Техника «Черный куб»: Ликвидация сложной жизненной проблемы

Техника «Черный куб»: Ликвидация сложной жизненной проблемы

15.07.2018
905
Виктория Штельмах, психолог: "Существует древний и очень действенный способ ликвидации сложной жизненной проблемы - техника "Черный куб". В человека природа заложила скрытый ресурс, о котором он забывает практически сразу после рождения. И имя этому ресурсу - подсознание."

Метки: Личность,

Ваш МОЗГ — это мальчик или девочка?

Ваш МОЗГ — это мальчик или девочка?

15.07.2018
1082
Обладателей женского мозга — вне зависимости от их пола — намного сложнее обмануть, чем обладателей мужского.

Метки: Личность,

НЕпрожитые ситуации: развяжите УЗЛЫ ПРОШЛОГО!

НЕпрожитые ситуации: развяжите УЗЛЫ ПРОШЛОГО!

14.07.2018
485
Татьяна Егорова, психолог: "Нам дается жить и с неизбежностью возвращаться во все неладные, болезненные, уродливые ситуации нашего прошлого, чтобы изнутри обретенной зрелости разрешить их, развязаться с ними, как развязывают узлы и отпускают на свободу."

Метки: Личность,

Больше всего ЖАЛЕТЬ в старости МЫ БУДЕМ НЕ О ТОМ, что мало путешествовали

Больше всего ЖАЛЕТЬ в старости МЫ БУДЕМ НЕ О ТОМ, что мало путешествовали

26.06.2018
1532
Психолог Анна Кирьянова: "Я со многими очень пожилыми людьми общалась, которые были вполне в своем уме. Больше всего они сожалели о том, что позволяли себя нагло использовать. И терпели обиды, незаслуженные и подлые."

Метки: Уверенность, Личность, Обида, Возраст, Глупость, Нерешительность,

НЕДОВОЛЬНАЯ

НЕДОВОЛЬНАЯ

25.06.2018
1184
На человека твердого, уверенного трудно навесить вину. Скорее он передаст ее тебе. Он говорит уверенно, отвечает только на заданный вопрос, не старается заболтать тебя, не теряет времени на пустые разговоры, действует в свою пользу, не дает себя задавить, защищается и давит, если чувствует, что границы нарушены.

Метки: Личность, Обида,

Стив Ротер: Есть лишь ОДИН вид отношений — отношения вас с ВАМИ

Стив Ротер: Есть лишь ОДИН вид отношений — отношения вас с ВАМИ

23.06.2018
840
Поладьте сначала с собой, затем у вас появятся любые другие желаемые отношения. Отношения похожи на страхование жизни. Вы можете получить их только в том случае, если они вам не нужны.

Метки: Личность,

Сильная личность: 25 признаков

Сильная личность: 25 признаков

21.06.2018
999
Сильные люди ясно ощущают собственное «я». Это позволяет избегать зависимостей, вредных привычек, токсичных отношений и манипулирования. Да и сами сильные личности к манипулированию не склонны, равно, как и к контролю.

Метки: Личность,

Болезнь «Анна Каренина», которая есть у нас всех

Болезнь «Анна Каренина», которая есть у нас всех

01.06.2018
1328
Так от чего погибла Анна Каренина?..Она погибла от одной тяжёлой внутренней болезни души, которая взяла над ней верх, сразу как только «её организм ослаб» от неприятностей. Когда жизнь её была комфортна, то с её тяжёлой болезнью можно было жить не унывая.

Метки: Личность,

Зрелость личности и уровни (не)понимания

Зрелость личности и уровни (не)понимания

31.05.2018
884
Психолог Олег Сатов: "Разные люди рождаются с разными начальными уровнями зрелости. В индийской традиции это отражено в кастовом строе, который предполагает, что каждый человек принадлежит к тому социальному слою, в котором он родился. На западе и во многих других культурах аналогичным образом происходит деление на аристократию и простых смертных."

Метки: Личность,

Нейробиолог Бахрах о тайнах подсознания и озарения: 15 впечатляющих рекомендаций

Нейробиолог Бахрах о тайнах подсознания и озарения: 15 впечатляющих рекомендаций

30.05.2018
1184
Наша нервная система устроена таким образом, что придумывание чего-то нового стимулирует центры удовольствия. И не важно, какие гены вам достались, — творить может каждый.

Метки: Личность,

Экхарт Толле: Другой человек НИКОГДА не сделает вас ЦЕЛЫМ

Экхарт Толле: Другой человек НИКОГДА не сделает вас ЦЕЛЫМ

24.05.2018
1099
Экхарт Толле: "...И затем ты вступаешь в брак. Именно на этом обычно заканчиваются фильмы, и режиссер говорит: «Снято». Но жизнь продолжается."

Метки: Отношения, Личность,

Изменения наступят тогда, когда Вы будете к ним готовы

Изменения наступят тогда, когда Вы будете к ним готовы

14.05.2018
988
Юлия Чекмарева, психолог: "Не осознав, что какой-то из страхов и опасений может вам мешать делать свою жизнь лучше, есть риск бесконечно находиться на внутренних «качелях» - приближаться к чему-то, и, встретившись со страхом, отдаляться вновь."

Метки: Личность,

Скажи мне, что ты видишь, и я скажу, что у тебя на душе

Скажи мне, что ты видишь, и я скажу, что у тебя на душе

14.05.2018
937
«И встретившись лицом с прохожим, ему бы в рожу наплевал, когда б желания того же в его глазах не прочитал...» Александр Блок

Метки: Личность,

Свою границу морали каждый определяет сам

Свою границу морали каждый определяет сам

16.04.2018
629
Игорь Герцев, психолог: "Лежит на улице пьяный с валяющимся рядом с ним кошельком. У человека есть, как минимум, три свободы: пройти мимо, помочь человеку или забрать кошелек, потому что, если ты не возьмешь, то возьмет кто-то другой."

Метки: Личность,

"Восемь возрастов человека" по Э. Эриксону

"Восемь возрастов человека" по Э. Эриксону

13.04.2018
1225
Людмила Куроедова, гештальт-терапевт: "Эриксон разделил жизнь человека на восемь стадий психосоциального развития Я. Каждая сопровождается кризисом – поворотным моментом в жизни индивидуума, который возникает как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к индивидууму на этой стадии.

Метки: Личность, Гештальт-терапия,

О ЧЕМ говорит постоянное желание МЕНЯТЬ СЕБЯ

О ЧЕМ говорит постоянное желание МЕНЯТЬ СЕБЯ

13.04.2018
894
Мария Уайт: "Многие представительницы прекрасного пола страдают одной глобальной проблемой: НЕУДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ СОБОЙ. Никакой связи с внешними данными и природной красотой здесь нет: девушка или женщина объективно может быть очень привлекательной, но постоянно работать над собой, стремясь создать лучшую версию себя. Простушка же может излучать уверенность и тем самым негласно убеждать всех вокруг в своей неотразимости. "

Метки: Привлекательность, Личность, Самооценка,

Для чего нам даются тяжелые обстоятельства

Для чего нам даются тяжелые обстоятельства

05.04.2018
1040
“Найти себя” - это ведь и есть цель жизни человека. С этим согласна и психология, и религия, и философия. С этим не согласны только те, кого в данный момент мнут пальцами или запихивают в огонь...

Метки: Личность,

Профессор Лоретта Бройнинг: Как запустить цепочку удач

Профессор Лоретта Бройнинг: Как запустить цепочку удач

04.04.2018
1055
Профессор Лоретта Бройнинг: "Я часто встречаю людей, которые выбирают конфликт. Они не могут прекратить переживать за будущее, пока «наша система не займется нашим будущим».Они считают, что не могут измениться сами, пока не изменятся все вокруг. Если вы ставите свой мозг под контроль «нашего общества», то становитесь бессильным."

Метки: Счастье, Личность,

Коррекция самооценки: Упражнение «Зеркало»

Коррекция самооценки: Упражнение «Зеркало»

03.04.2018
1547
Лилия Левицкая, психолог: "Частая задача в терапии любовной зависимости, в депрессии или одиночестве, а так же при недовольстве жизни и проблемах в отношениях с окружающими -  коррекция самооценки."

Метки: Личность, Женщины, Эмоциональная зависимость, Самооценка,

Как ответить себе на тупой вопрос «ЧЕГО Я ХОЧУ»

Как ответить себе на тупой вопрос «ЧЕГО Я ХОЧУ»

02.04.2018
1241
Александр Кузьмичев, психолог: "В целом, большинство людей чувствуют, движутся ли они в сторону чего-то хорошего или плохого. Но большей точности восприятия своих целей и жизненного пути не наблюдается."  

Метки: Мотивация, Личность,

«Легкое дыхание»

«Легкое дыхание»

31.03.2018
1804
Психолог Анна Кирьянова: "Женщина с «легким дыханием» приносит счастье мужчине. Она дышит естественно и легко. И дает дышать другим в трудную минуту. Не сразу может появится эта способность, иногда к ней надо идти через испытания и горести."

Метки: Личность, Женщины,

Что будет, если поменять фамилию?

Что будет, если поменять фамилию?

29.03.2018
987
Надежда Архангельская, психолог: "Совсем недавно ко мне на консультацию пришла женщина по имени Роза. Разведенная, одинокая, воспитывающая сына подростка...Всхлипывая, рассказывала мне о тягостных раздумьях..."Вот верите, поменяла фамилию, сменила на фамилию мужа и все пошло наперекосяк!"

Метки: Личность, Сценарии,

7 видимых признаков психологической старости: избавиться и предотвратить

7 видимых признаков психологической старости: избавиться и предотвратить

26.03.2018
1014
Олег Колмычок, психолог: "«А выглядишь на все 50…»... Неприятно такой «комплимент» услышать, не так ли? Но куда хуже не замечать, что по психологическим причинам выглядишь значительно старше календарного возраста. Ведь если такое годами длится, то организм и вправду преждевременно постареет."

Метки: Личность,

Про девочек-отличниц: взгляд психолога

Про девочек-отличниц: взгляд психолога

18.03.2018
2359
Оксана Фадеева психолог: "Большинство моих клиентов - женщины. С депрессиями, паническими атаками, ГТР, бессонницей. У них у всех одна метапроблема - неумение опираться на себя, доверять себе, чувствовать себя живой и адаптивной. Ещё почти у всех красные дипломы."

Метки: Личность, Перфекционизм,

Карл Юнг: Каждый человек имеет 2 души

Карл Юнг: Каждый человек имеет 2 души

15.03.2018
1096
Карл Юнг: "Две души рождают частые противоречия в человеческом мышлении и чувствовании. Довольно часто коллективная и личная душа находятся даже в прямой оппозиции."

Метки: Личность,

Вред эгоизма

Вред эгоизма

13.03.2018
4479
Откровенные эгоисты всегда оказываются изгоями. Им нужно иметь очень много родительского наследства, чтобы позволить себе быть эгоистами и не оказываться изгоями, им придется отдавать деньги направо и налево, чтобы люди согласились потакать их эгоизму.

Метки: Личность,

Интервью недели

Как перестать быть жертвой, в чем вина наших родителей и как сделать детей счастливыми

Как перестать быть жертвой, в чем вина наших родителей и как сделать детей счастливыми

Известный психолог Михаил Лабковский очень четко может объяснить, чем отличаются здоровые люди от невротиков, и почему жить нужно, получая удовольствие.

Михаил Лабковский

Психолог

Поделиться

Метки

...
Ceкcуальность Агрессия Апатия Арт-терапия Биполярное расстройство Возраст Воспитание Выгорание Гештальт-терапия Гипноз Границы Деньги Депрессия Детско-родительские отношения Домашнее насилие Жалость Женщины Зависимое расстройство личности Зависимость Застенчивость Измена Инфантильность Истерия Карьера Коммуникации Конфликты Кризис среднего возраста Личность Любовь Манипуляции Материнство Мотивация Мужчины Нарциссизм Насилие Неблагополучная семья Невроз Нерешительность Неуверенность в себе Обида Одиночество Отношения Панические атаки Переедание Перфекционизм Пограничное расстройство личности Подростковый возраст Предательство Привлекательность Психическая травма Психологический кризис Психологическое насилие Психосоматика Психотерапия Развитие личности Развод Самооценка Семейные кризисы Семья Случаи из практики психотерапии Смысл жизни Снижение полового влечения Созависимость Спасательство Страх Стресс Стыд Сценарии Счастье Тревожность Трудное поведение Уверенность Управление эмоциями Фобии Чувство вины Шизофрения Экзистенциальный кризис Эмоциональная зависимость Энергия Эффективность