Критическое мышление

1 Августа 2016
2516

Мария Кудрявцева
Психолог, психотерапевт


Cogito, ergo sum (лат. — «Мыслю, следовательно, существую»)
Рене Декарт


Многие ученые-философы определяют различие между человеком и животным именно способностью к осознанной мыслительной деятельности. Но, как ни парадоксально, мыслят люди очень по-разному и порой эта «деятельность» больше напоминает растительную жизнь. Критическое мышление – вот что дает возможность человечеству двигаться вперед на пути развития.

Метод критического мышления базируется на анализе информации и позволяет строить собственные суждения исходя из имеющихся фактов. Кроме того, сюда включается и способность эти факты оценивать на истинность, выделять сомнительные данные и подвергать их проверке.

Почему мыслить критически так важно?

Любая деятельность, в том числе и мыслительная, требует приложения определенных усилий, а люди подсознательно не любят трудиться. А ещё, каждый человек имеет сложившуюся систему ценностей, авторитетов, чьим суждениям вполне доверяет.

Поэтому многие, на самом деле, предпочитают не думать вообще, а использовать готовые, шаблонные решения, мотивируя это тем, что «все так делают, вот и я не буду «белой вороной». Но если мыслить как все, то и достигнуть в жизни можно не больше, чем все остальные, а как же прогресс?

Критическое мышление заставляет пересмотреть систему жизненных ценностей, увидеть новые пути решения поставленных задач. Оно необходимо потому, что жизнь меняется всё время и порой шаблонных решений ещё просто не существует, а «авторитеты» и сами пока не знают, что правильно, а что нет.

Умение мыслить критически никак не связано с уровнем образования и интеллекта. Яркий пример тому – маленькие дети. Малыши свободны в своей мыслительной деятельности, не ведают назначения многих предметов и применяют их так, как считают нужным, высказывают нетривиальные, свои собственные мысли, порой ошибочные, но зачастую поразительно верные и рациональные. Они ещё даже в школе не учатся, о жизни мало что знают, зато свободны от стереотипов и действительно думают, а не подгоняют решение под известный, шаблонный ответ.

Разумеется, это не означает, что учиться не стоит. Ведь чтобы высказать свое мнение о книге, её надо прочитать. Чтобы определить степень полезности изобретения, необходимо разобраться в основах его работы.

Прежде чем давать оценку чему-либо, стоит собрать информацию и конечно, если вы уже обладаете необходимыми знаниями, это сэкономит время на генерирование мнения. Только знания тоже должны подвергнуться критической оценке – действительно ли это факты или вы опять оперируете стереотипами?

критическое мышление.jpg

Противостояние системы образования и формирования критического мышления

Все мы получаем образование. Среднее, в школе, — обязательно, среднее профессиональное или высшее – по желанию. Очень часто приходится слышать, что именно школа должна научить детей думать. Но на практике всё происходит с точностью до наоборот.

Основа школьного образования – запоминание материала, его усвоение и умение выдавать «правильное», то есть заранее известное решение. Оно может быть найдено с применением полученных знаний, может – интуитивно, что характерно для творческих натур, но это будет не ваше мнение, а готовый шаблон.

Наиболее показательный пример – сочинение на тему «Что автор хотел сказать своим произведением». Ответ известен, требуется только облечь его в необходимое количество слов и правильно расставить знаки препинания.

Фактически, никого не интересует мнение ученика, а лишь его грамотность на письме. При этом если ребенок всё же проявит критическое мышление и выдаст нетривиальный ответ, он может и двойку получить «за содержание».

Это не значит, что не существует критически мыслящих педагогов, но система образования построена так, что куда легче заставить всех усвоить некий алгоритм и не выходить за его пределы, чем проявлять индивидуальное отношение к каждому ученику.

То, что в итоге вырастает поколение, фактически не умеющее думать самостоятельно, никого не волнует, а порой и специально культивируется, ведь ведомыми людьми куда легче манипулировать. Поэтому приходится использовать метод «помоги себе сам» и учиться критическому мышлению отдельно от получения базовых знаний.

Профессор Дэвид Клустер (США) вывел пять признаков критического мышления:

1. Самостоятельность.

2. Обобщение.

3. Выявление проблемы и её оценка.

4. Аргументирование.

5. Социальная ориентация.

Опираясь на эту последовательность, можно разработать методику развития критического мышления.

1. Если думать, так самостоятельно!

Прежде всего, надо понять, где проходит грань между сбором информации и поиском готового ответа. Если вы прочитали книгу, можете самостоятельно дать ей оценку? Или перейдете к рецензиям, которые зачастую публикуют в конце произведения, поищите отзывы в Интернете и станете повторять их частично или полностью?

Это простейший тест. Вот с оценкой событий, о которых мы узнаем из средств массовой информации куда сложнее. Новости в газетах и по ТВ подаются таким образом, что «правильная» реакция на них должна последовать на подсознательном уровне.

А уж всевозможные аналитические программы, где серьёзные ведущие и гости с хорошо подвешенными языками высказывают готовые решения, совершенно противопоказаны тем, кто стремится развить критическое мышление. Ну, разве что в качестве ещё одного способа тренировки – «конфликт».

Стоит нарочно отбирать спорные, противоречащие вашему мнению точки зрения, или представлять, как они могли бы выглядеть, «вывернутыми наизнанку», то есть конфликтовать с собственными и общественными стереотипами.

И всё же основа самостоятельного мышления – достоверность данных, которыми приходится оперировать. Не стоит доверять слухам типа «знакомый знакомого сказал знакомому», надо учиться не только обрабатывать, но и искать информацию, добираться до первоисточника возникновения сведений. В этом случае вы получите факты, не искаженные призмой чужого мнения, выгодной подачи новости, аналитики и т.п.

2. Привести факты к общему знаменателю.  

Сегодня мы можем наблюдать перенасыщенность социума информацией. Печатные издания, радио, телевидение, Интернет – отовсюду на нас льется бурный поток сведений на любую тему.

Поэтому обдумывая то или иное событие мы, как правило, получаем данные из нескольких источников и стоит, для начала, их обобщить. Ученые часто ставят мысленные эксперименты, но куда эффективнее довериться бумаге (или её электронному аналогу).

Не стоит пытаться удерживать всю информацию в голове и одновременно ей оперировать, тем более, если сведения поступают не одномоментно.

Выпишите основные тезисы по теме, которую собираетесь оценивать. Посмотрите, не вступают ли они в противоречие. Такое часто случается при получении данных из разных источников и означает, что информация прошла обработку для формирования «правильного» мнения у получателя.

Попробуйте пересказать новость своими словами, опираясь на получившуюся запись. Здесь поможет навык пересказа, которому учат в школе – надо не цитировать текст бессмысленно, как попугай, а выделить и запомнить основную мысль. После того, как вы поймете, о чем на самом деле была новость, можно формировать личное мнение о ней.

3. И в чем же проблема?

Когда вы добрались до первоисточника данных, отделили зерна от плевел, определили основу информации, но до того, как начнете высказывать свое критическое мнение, задайте себе вопрос «зачем?» — это лучший способ проверки на шаблонность.

Ответ «потому что» сразу обнажит подвох. Он закладывается на подсознательном уровне и четко подвязывается на ассоциативное мышление. То есть выдается автоматически, связкой «стимул-реакция» (небо – синее, огонь – жжется, не спорь со старшими, потому что они умнее и т.п.). А вот если сказать «для того, чтобы», придется задуматься о логичности, целесообразности действий.

Критическое мышление развивается опровержением стереотипов, то есть того, что представляется естественным, привычным. Именно действия, о которых в повседневной жизни мы не привыкли размышлять, и формируют привычку «думать» шаблонами.

Наша жизнь состоит из автоматических действий. Утром умываемся и чистим зубы, идем на работу одним и тем же путем, в течение трудового дня тоже не особенно вникаем в суть происходящего, подчиняясь выработанному алгоритму.

Понятие «человеческий фактор», кстати, включает в себя, в том числе, и направленность человеческого сознания на совершение привычных действий даже в те моменты, когда требуется индивидуальное решение.

Человек не думает и потому просто не понимает, что ситуация изменилась, не различает нюансов, словно робот совершает отработанную процедуру, что может привести к трагедии. Приобретите привычку отходить от алгоритмов, смотреть на вещи «свежим взглядом», повторяйте «я открыт для новых идей, для критического восприятия вещей».

Подумайте, то, что вы делаете – это ваше осмысленное решение, или кто-то вас научил «правильным шагам» и вы бездумно их повторяете? Начните с малого – отправьтесь на работу новой дорогой, возможно, вас ждут интересные открытия!

Если новость преподносится не как набор сухих фактов, а имеет эмоциональную окраску или сопровождается комментарием о правильности или неправильности, спросите себя «зачем?»

4. Встать, суд идет!

Итак, вы собрали факты, проанализировали их и получили собственное мнение. Но в отношении своих мыслей тоже не повредит провести проверку на критичность. Субъективное восприятие действительности и стереотипы – вещи очень коварные, въедливые, от них так просто не избавиться.

Не бывает непогрешимых людей, каждый может ошибиться, особенно если оперирует в незнакомом информационном поле, непривычными понятиями.

Для человека нормально и естественно заблуждаться просто потому, что думать обо всех своих действиях «я всегда прав», равно как и «я не прав» — признак психического расстройства.

Представьте, что вы в суде и доказываете свою правоту. И судья, и присяжные не только знают о критическом мышлении, но и умеют применять этот метод. Чтобы их убедить, аргументы потребуются продуманные, взвешенные, неопровержимые. Можно выйти со своим мнением «в народ» — побеседовать с родными, знакомыми.

Тут вам придется следить не только за собственными доводами, но и одновременно анализировать высказывания оппонента. Будучи подготовленным, вы удивитесь, насколько умные, в общем-то, люди не умеют выходить за рамки шаблона. Почти наверняка 90% контраргументов будут заключаться в «потому что», а не «для того, чтобы».

5. Проверка выводов на жизнеспособность

Делая даже самые правильные и критичные выводы, не стоит забывать, что мы живем в социуме и каждое решение должно быть социально ориентировано. Даже при просмотре фантастических фильмов порой закрадывается мысль, что и действуя в космосе среди инопланетных монстров человек бы так не поступил.

Вот и ваше критическое мнение должно быть не теоретизированием, пусть и самым логично выстроенным, а инструментом, применимым к реальной жизни. Должно приносить пользу, повышать социальную адаптацию.

Мыслить критически не означает высказывать радикально противоположную общепринятой точку зрения. Ваше мнение должно иметь возможность существовать в реальном социуме с учетом возможных последствий его осуществления.

Помимо вас существуют критически мыслящие люди. Поэтому ваша мысль может оказаться огорошивающей, неординарной, а может выглядеть вполне общеизвестной. Главное, что к решению вы пришли самостоятельно, полностью его осознаете и принимаете, сможете развивать идею дальше в условиях изменяющегося социума.

В заключение:

Как ни парадоксально, критическое мышление тоже можно довести до автоматизма. Это только поначалу будет казаться, что выполнение всех описанных рекомендаций дело трудоемкое и громоздкое. Но стоит только начать, почувствовать, как сознание расширяется, а мир наполняется новыми смыслами, и подвергать реальность критической оценке вы станете с удовольствием.

 

Метки: Личность,

Комментарии для сайта Cackle

Читать по теме:

Влияние травмы развития на структуру характера

Влияние травмы развития на структуру характера

25.05.2017
1440
Психолог Оксана Ткачук: "Травма развития происходит в том случае, если основные потребности малыша в силу различных причин систематически и постоянно не считываются и не удовлетворяются близкими людьми. Это имеет неизбежное влияние на формирование его характера — в частности и судьбы — в целом."

Метки: Нарциссизм, Личность, Психическая травма, Перфекционизм,

Как перестать откладывать жизнь на завтра

Как перестать откладывать жизнь на завтра

20.05.2017
1493
Знакомо ли Вам чувство самобичевания за бесцельно прожитый день? А месяц? А годы? Хотели бы жить так, как эти счастливые улыбающиеся люди, которые так полны энергии, успешного опыта, новых планов и идей? Их жизнь кажется нам настолько привлекательной! Попробуем разобраться в том, что поможет двигаться вперед, реализовывать свои планы и испытывать наконец то удовлетворение, вместо разочарования.

Метки: Мотивация, Личность,

Проигравший будет жить

Проигравший будет жить

14.05.2017
2626
Психолог Елена Бинкевич: "Было бы здорово, если бы эти мнимые победы приносили еще и счастье. Но жизнь показывает, что желание во всем побеждать, быть лучшим приносит нам много переживаний, забирает массу энергии, увеличивает время «зализывания ран», но радости не дает."

Метки: Мотивация, Уверенность, Личность, Перфекционизм,

Не зарекайтесь!

Не зарекайтесь!

13.05.2017
1780
Психолог Анна Кирьянова: "Один философ ехал с женой в поезде с юга. И разговор зашел о нищих; о том, надо ли им подавать. И философ-материалист горячо говорил о мерзости нищенства. Осуждал и побирушек, которые просто не хотят работать, и тех, кто им подает, развращает этим. На станции философ вышел, чтобы прикупить снеди; а поезд-то и ушел. А деньги-то остались в купе – кошелек он забыл с собой взять, разгоряченный собственной проповедью. И чтобы вы думали? Ему пришлось просить у добрых людей денег на билет; можно было доехать до города на электричке."

Метки: Личность,

8 слов, от которых вам стоит избавиться

8 слов, от которых вам стоит избавиться

05.05.2017
3400
"Наблюдения эти позволяют сделать интересные выводы: больших результатов в работе, спорте и жизни в целом добивались и добиваются те, кто избегает использования в своём лексиконе слов, о которых пойдёт речь в этой статье."

Метки: Коммуникации, Личность,

Вампиры внутри нас. Аутовампиризм

Вампиры внутри нас. Аутовампиризм

01.05.2017
5356
Психотерапевт Михаил Литвак: "История о том, как человек съедает самого себя уходит в глубокое детство. Весь процесс воспитания является процессом привития определенных правил (принципов, наставлений), которые потом начинают съедать человека, если он слепо следует им".

Метки: Чувство вины, Личность, Неуверенность в себе, Инфантильность,

13 изысканных удовольствий: как без лишних затрат и усилий сделать свою жизнь максимально приятной

13 изысканных удовольствий: как без лишних затрат и усилий сделать свою жизнь максимально приятной

28.04.2017
5970
Олег Колмычок психолог: "Некоторые люди глубоко убеждены, что жизнь – это тяжкий груз. Что человек рождается для несчастья и жалкого прозябания. Что стресс, дискомфорт и страдания – неизбежные спутники существования. И менее всего я стремлюсь переубедить этих людей в чём-либо. Эта статья не про таких и не для таких."

Метки: Счастье, Личность,

ХОЧУ и буду

ХОЧУ и буду

28.04.2017
20307
Психолог Михаил Лабковский: "Шесть правил, которые помогли не одному десятку людей выйти из невроза – результат 30 лет практики. Это не значит, что я думал над ними 30 лет. Скорее однажды они сами стихийно выстроились, как таблица Менделеева в голове у Менделеева, когда он проснулся."

Метки: Невроз, Уверенность, Личность,

Как прокачать психику спортсмена на победу

Как прокачать психику спортсмена на победу

27.04.2017
1329
Психолог, гипнотерапевт Никита Батурин: "В число моих клиентов входят чемпионы России и мира, поэтому о влиянии психического состояния на успешность выступления спортсмена на соревнованиях я знаю очень хорошо. Большинство ошибок, которые совершаются спортсменами, происходят благодаря отключенности сознания от процесса. Мозг – это главный инструмент механизма всего тела, и благодаря ему, можно задействовать все резервы человека – и физические, и психические, что позволит прийти к нужному результату".

Метки: Мотивация, Карьера, Гипноз, Личность, Неуверенность в себе, Нерешительность,

Три возраста в жизни и терапии

Три возраста в жизни и терапии

18.04.2017
3625
Гештальт-терапевт Геннадий Малейчук: "Психологическая взрослость приходит после разочарования юности. Юношеские, во многом идеальные представления о себе и мире, в норме подвергаются деидеализации. Благодаря этому процессу становится возможной встреча с реальным собой и реальным миром."

Метки: Кризис среднего возраста, Психотерапия, Личность, Экзистенциальный кризис, Психологический кризис, Смысл жизни,

"Не плачь, не бойся, не проси". Цена бесчувствия

"Не плачь, не бойся, не проси". Цена бесчувствия

17.04.2017
10436
Ирина Дыбова, коуч: "Многие из нас придумали массу уловок, чтобы приглушить или совсем не переживать негативные чувства. Но цена бесчувствия высока. Иногда это сама жизнь."

Метки: Личность,

"Все твои неприятности - это твой собственный выбор"

"Все твои неприятности - это твой собственный выбор"

17.04.2017
8348
Психолог Илья Латыпов: "Ты сам себе все это сделал. Все твои неприятности, неудачи, несчастья - это твой собственный выбор, либо творимый сейчас, либо сделанный когда-то в прошлом. Читаю, и так и просятся разного рода продолжения в этом стиле: Не говори "я погиб в упавшем самолете". Скажи "это я позволил самолету упасть!"

Метки: Личность,

Иллюзии, которые не дают нам расти

Иллюзии, которые не дают нам расти

12.04.2017
9070
Психолог Дмитрий Вострухов: "Мы не растем дальше, потому что изо всех сил держимся за свои иллюзии. То, что мы считаем «благом», нередко тянет нас назад. "

Метки: Личность,

Наслаждение и удовольствие

Наслаждение и удовольствие

02.04.2017
5585
Личностно растущий человек благодаря своим неудачам развивается и начинает получать наслаждение от тех вещей, к которым был раньше равнодушен, или которых просто не понимал и не принимал. Наслаждение следует различать от удовольствия.

Метки: Развитие личности, Личность,

Роман с тенью: что делать, если ваша жизнь стала бессмысленной

Роман с тенью: что делать, если ваша жизнь стала бессмысленной

28.03.2017
3940
Психотерапевт Мария Кудрявцева: "Вот типичный пример: Ира — обыкновенная девочка «из хорошей семьи». Профессия экономиста всегда казалась скучной, но мама настаивала, что это денежно и престижно. С будущим мужем и то папа познакомил. Конечно, тогда она была молодой и глупой, а родители – мудрыми и желающими ей только добра и она им очень благодарна, но ведь привычку оглядываться на мнение окружающих так же привили родители."

Метки: Психотерапия, Личность, Экзистенциальный кризис, Случаи из практики психотерапии, Смысл жизни,

Спасительно-разрушительная сила детской клятвы

Спасительно-разрушительная сила детской клятвы

26.03.2017
2775
Психотерапевт Ирина Млодик: "И в этот момент, когда она предельно уязвима, раздавлена катастрофой, звеняще одинока, она дает себе нерушимую детскую клятву: "Я так никогда не поступлю! С моими детьми никогда такого не случится!"

Метки: Личность, Детско-родительские отношения,

Я нуждаюсь в...

Я нуждаюсь в...

21.03.2017
5347
Психолог Илья Латыпов: "Быть живым так сложно, что сознание придумывает способ, как избежать признания того, что ты в чем-то нуждаешься. «Пусть он позвонит первым!». «Пусть она пригласит меня!». Пусть кто-то другой сделает первый шаг и, таким образом, распишется в том, что он нуждается в тебе больше, чем ты – в нем".

Метки: Стресс, Коммуникации, Личность,

Работа с Теневыми аспектами личности-2

Работа с Теневыми аспектами личности-2

18.03.2017
4516
Гештальт-терапевт Тина Уласевич: "Психозы, депрессии, зависимости от психоактивных веществ, самоубийства и неконтролируемое асоциальное поведение — всё это попытки агонирующей Тени напомнить о себе, прорваться сквозь бетонные стены Маски на поверхность и глотнуть воздуха свободы".

Метки: Личность,

3 ситуации, в которых можно УЗНАТЬ человека

3 ситуации, в которых можно УЗНАТЬ человека

17.03.2017
3806
Лишь одиночество и честный разговор с самим собой помогут познать себя без привычной светской рутины, чужого влияния и знакомых с детства "это тебе не под силу".

Метки: Личность,

Автобиография – путь к уверенности и успеху

Автобиография – путь к уверенности и успеху

13.03.2017
2664
Клинический психолог Любовь Кириллова: "Человек настолько не знает и не понимает себя, настолько думает «клочками», что приходит к психологу послушать о себе, собрать полную картинку. И когда ему из его же фактов демонстрируешь его уникальность и неповторимость – он удивляется."

Метки: Уверенность, Психотерапия, Личность, Случаи из практики психотерапии,

Радостнее жить

Радостнее жить

12.03.2017
10850
Психолог Михаил Лабковский: «Давайте переживать неприятности по мере их поступления», – самая здоровая и эффективная схема. Ни заранее бояться, ни потом расстраиваться и мысленно возвращаться, а именно так – по мере поступления. Но именно так и не получается. Постоянно о чем-то тревожится – вот наше нормальное состояние.

Метки: Невроз, Тревожность, Личность, Управление эмоциями,

Не обидели, а обиделась: отрезвляющий пост

Не обидели, а обиделась: отрезвляющий пост

11.03.2017
10400
"Не ты меня обижаешь, а я чувствую обиду, когда ты… Вроде бы, какая разница? А на самом деле, позволяет сделать ряд облегчающих жизнь допущений: что боль и обида - это наше субъективное, что не все в этой ситуации испытывали бы то же самое. А значит, прямо сейчас с нами ничего страшного, возможно, не делают, просто болью отзывается наш прошлый опыт."

Метки: Личность, Обида,

Процветание — уровень тех, кто потерял страх не выжить

Процветание — уровень тех, кто потерял страх не выжить

10.03.2017
5355
Да, инстинкты обеспечивают уровень выживания, но не позволяют взлететь на уровень процветания. Жену, желающую быть единственной для своего благоверного они заставляют считать, что муж ее частная собственность и никто не имеет прав на него. Коллегу, стремящуюся занять кресло руководителя, инстинкты заставляют тянуть одеяло на себя и обходить партнеров на виражах в гонке по карьерной лестнице.

Метки: Деньги, Карьера, Развитие личности, Личность,

О завышенных ожиданиях: мы достойны именно того, что получаем

О завышенных ожиданиях: мы достойны именно того, что получаем

07.03.2017
6338
Психотерапевт Михаил Литвак: "Тем, кто обзавелся синдромом завышенных желаний всегда кажется, что они достойны большего, чем имеют. При этом зачастую такие люди не осознают, что не соответствуют уровню собственных запросов. По сути, это психологическое отклонение, которое сопровождается тревожностью, нервозностью, мнительностью. "

Метки: Личность, Перфекционизм, Эгоцентризм,

Близость как травма

Близость как травма

01.03.2017
6895
"Не существует человека, который был бы всецело самодостаточным, не нуждался бы в поддержке, не был бы травмирован самыми близкими ему людьми и не находился бы в доминантных отношениях. Почему самодостаточная, независимая и нетравмированная личность — это глупый миф?"

Метки: Личность, Психическая травма,

Судьба человека

Судьба человека

24.02.2017
5599
Психолог Анна Кирьянова: "В моей практике был случай, когда успешный мужчина с удовольствием посещал тренинг по изменению судьбы. И ему очень нравилось, что события и впрямь стали меняться к лучшему. Судьба подчинялась ему! В радужном настроении он вышел с тренинга. И наступил на ВИЧ-инфицированный шприц. К счастью, превентивные меры помогли избежать болезни. Но желание подчинять себе судьбу пропало раз и навсегда. Он усвоил свой урок."

Метки: Депрессия, Невроз, Личность,

Самоценность – это то, насколько я считаю себя достойным уважения

Самоценность – это то, насколько я считаю себя достойным уважения

22.02.2017
3850
Елена Прудникова, гештальт-терапевт : "Бывает мы чувствуем себя «опустошенными», никого не хотим видеть, не верим ни во что хорошее и боимся себя. Это состояние низкой самоценности. Спрятаться от самого себя и спрятать свою низкую самоценность от других – вот первое желание в эти моменты."

Метки: Личность, Неуверенность в себе,

Эмоциональное здоровье - главная причина благополучия или 10 полезных привычек

Эмоциональное здоровье - главная причина благополучия или 10 полезных привычек

20.02.2017
8616
Врач-психотерапевт Максим Гончаров: "Эмоционально здоровые люди уверены в себе и довольны тем, кто они есть. Они имеют хорошее чувство собственного достоинства и веру в себя. Они ценят свое собственное мнение о себе гораздо больше, чем мнение кого-то другого. Они способны хорошо управляться со своим стрессом или имеют сильную приверженность тому, во что верят. Они обычно окружены другими людьми, которые рассматривают их как ресурс поддержки."

Метки: Личность, Управление эмоциями,

Я сам

Я сам

18.02.2017
8258
Психолог Михаил Лабковский: "Во время самодеятельной, такой кухонной психологизации проблемы: «У меня депрессия, потому что…», происходит подмена причины и следствия. Понимаете, вы плохо спите, пьете и депрессуете вовсе не из-за внешних причин! Причина всегда внутри, причина ВСЕГДА в нас самих. Погода плохая и поэтому у вас плохое настроение? Ерунда. Оно и в хорошую у вас плохое."

Метки: Депрессия, Зависимость, Личность,

За удовольствие ты будешь платить

За удовольствие ты будешь платить

10.02.2017
7449
Психолог Илья Латыпов: "День и ночь работающая женщина понимает, что жутко устала. Достает любимую книгу, начинает ее читать и не может расслабиться. Ее грызет мысль о том, что она тут расслабляется, а столько дел вокруг еще не переделанных."

Метки: Счастье, Личность, Глупость,

Интервью недели

Нарциссизм: ужас золотой середины

Нарциссизм: ужас золотой середины

Мы привыкли ставить знак равенства между нарциссизмом, эгоизмом и самовлюбленностью, но все ли так просто?

Ирина Млодик

Психотерапевт

Поделиться

Метки

...
Агрессия Арт-терапия Биполярное расстройство Воспитание Гипноз Границы Деньги Депрессия Детско-родительские отношения Домашнее насилие Женщины Зависимость Измена Инфантильность Карьера Коммуникации Конфликты Кризис среднего возраста Личность Любовь Манипуляции Материнство Мужчины Нарциссизм Насилие Неблагополучная семья Невроз Нерешительность Неуверенность в себе Обида Одиночество Отношения Панические атаки Пограничное расстройство личности Подростковый возраст Психическая травма Психологический кризис Психологическое насилие Психосоматика Психотерапия Развитие личности Развод Самооценка Сексуальность Семейные кризисы Семья Случаи из практики психотерапии Снижение полового влечения Созависимость Страх Стресс Стыд Счастье Тревожность Уверенность Управление эмоциями Фобии Чувство вины Шизофрения Эмоциональная зависимость