Критическое мышление

1 августа 2016
4005

Мария Кудрявцева
Психолог, психотерапевт


Cogito, ergo sum (лат. — «Мыслю, следовательно, существую»)
Рене Декарт


Многие ученые-философы определяют различие между человеком и животным именно способностью к осознанной мыслительной деятельности. Но, как ни парадоксально, мыслят люди очень по-разному и порой эта «деятельность» больше напоминает растительную жизнь. Критическое мышление – вот что дает возможность человечеству двигаться вперед на пути развития.

Метод критического мышления базируется на анализе информации и позволяет строить собственные суждения исходя из имеющихся фактов. Кроме того, сюда включается и способность эти факты оценивать на истинность, выделять сомнительные данные и подвергать их проверке.

Почему мыслить критически так важно?

Любая деятельность, в том числе и мыслительная, требует приложения определенных усилий, а люди подсознательно не любят трудиться. А ещё, каждый человек имеет сложившуюся систему ценностей, авторитетов, чьим суждениям вполне доверяет.

Поэтому многие, на самом деле, предпочитают не думать вообще, а использовать готовые, шаблонные решения, мотивируя это тем, что «все так делают, вот и я не буду «белой вороной». Но если мыслить как все, то и достигнуть в жизни можно не больше, чем все остальные, а как же прогресс?

Критическое мышление заставляет пересмотреть систему жизненных ценностей, увидеть новые пути решения поставленных задач. Оно необходимо потому, что жизнь меняется всё время и порой шаблонных решений ещё просто не существует, а «авторитеты» и сами пока не знают, что правильно, а что нет.

Умение мыслить критически никак не связано с уровнем образования и интеллекта. Яркий пример тому – маленькие дети. Малыши свободны в своей мыслительной деятельности, не ведают назначения многих предметов и применяют их так, как считают нужным, высказывают нетривиальные, свои собственные мысли, порой ошибочные, но зачастую поразительно верные и рациональные. Они ещё даже в школе не учатся, о жизни мало что знают, зато свободны от стереотипов и действительно думают, а не подгоняют решение под известный, шаблонный ответ.

Разумеется, это не означает, что учиться не стоит. Ведь чтобы высказать свое мнение о книге, её надо прочитать. Чтобы определить степень полезности изобретения, необходимо разобраться в основах его работы.

Прежде чем давать оценку чему-либо, стоит собрать информацию и конечно, если вы уже обладаете необходимыми знаниями, это сэкономит время на генерирование мнения. Только знания тоже должны подвергнуться критической оценке – действительно ли это факты или вы опять оперируете стереотипами?

критическое мышление.jpg

Противостояние системы образования и формирования критического мышления

Все мы получаем образование. Среднее, в школе, — обязательно, среднее профессиональное или высшее – по желанию. Очень часто приходится слышать, что именно школа должна научить детей думать. Но на практике всё происходит с точностью до наоборот.

Основа школьного образования – запоминание материала, его усвоение и умение выдавать «правильное», то есть заранее известное решение. Оно может быть найдено с применением полученных знаний, может – интуитивно, что характерно для творческих натур, но это будет не ваше мнение, а готовый шаблон.

Наиболее показательный пример – сочинение на тему «Что автор хотел сказать своим произведением». Ответ известен, требуется только облечь его в необходимое количество слов и правильно расставить знаки препинания.

Фактически, никого не интересует мнение ученика, а лишь его грамотность на письме. При этом если ребенок всё же проявит критическое мышление и выдаст нетривиальный ответ, он может и двойку получить «за содержание».

Это не значит, что не существует критически мыслящих педагогов, но система образования построена так, что куда легче заставить всех усвоить некий алгоритм и не выходить за его пределы, чем проявлять индивидуальное отношение к каждому ученику.

То, что в итоге вырастает поколение, фактически не умеющее думать самостоятельно, никого не волнует, а порой и специально культивируется, ведь ведомыми людьми куда легче манипулировать. Поэтому приходится использовать метод «помоги себе сам» и учиться критическому мышлению отдельно от получения базовых знаний.

Профессор Дэвид Клустер (США) вывел пять признаков критического мышления:

1. Самостоятельность.

2. Обобщение.

3. Выявление проблемы и её оценка.

4. Аргументирование.

5. Социальная ориентация.

Опираясь на эту последовательность, можно разработать методику развития критического мышления.

1. Если думать, так самостоятельно!

Прежде всего, надо понять, где проходит грань между сбором информации и поиском готового ответа. Если вы прочитали книгу, можете самостоятельно дать ей оценку? Или перейдете к рецензиям, которые зачастую публикуют в конце произведения, поищите отзывы в Интернете и станете повторять их частично или полностью?

Это простейший тест. Вот с оценкой событий, о которых мы узнаем из средств массовой информации куда сложнее. Новости в газетах и по ТВ подаются таким образом, что «правильная» реакция на них должна последовать на подсознательном уровне.

А уж всевозможные аналитические программы, где серьёзные ведущие и гости с хорошо подвешенными языками высказывают готовые решения, совершенно противопоказаны тем, кто стремится развить критическое мышление. Ну, разве что в качестве ещё одного способа тренировки – «конфликт».

Стоит нарочно отбирать спорные, противоречащие вашему мнению точки зрения, или представлять, как они могли бы выглядеть, «вывернутыми наизнанку», то есть конфликтовать с собственными и общественными стереотипами.

И всё же основа самостоятельного мышления – достоверность данных, которыми приходится оперировать. Не стоит доверять слухам типа «знакомый знакомого сказал знакомому», надо учиться не только обрабатывать, но и искать информацию, добираться до первоисточника возникновения сведений. В этом случае вы получите факты, не искаженные призмой чужого мнения, выгодной подачи новости, аналитики и т.п.

2. Привести факты к общему знаменателю.  

Сегодня мы можем наблюдать перенасыщенность социума информацией. Печатные издания, радио, телевидение, Интернет – отовсюду на нас льется бурный поток сведений на любую тему.

Поэтому обдумывая то или иное событие мы, как правило, получаем данные из нескольких источников и стоит, для начала, их обобщить. Ученые часто ставят мысленные эксперименты, но куда эффективнее довериться бумаге (или её электронному аналогу).

Не стоит пытаться удерживать всю информацию в голове и одновременно ей оперировать, тем более, если сведения поступают не одномоментно.

Выпишите основные тезисы по теме, которую собираетесь оценивать. Посмотрите, не вступают ли они в противоречие. Такое часто случается при получении данных из разных источников и означает, что информация прошла обработку для формирования «правильного» мнения у получателя.

Попробуйте пересказать новость своими словами, опираясь на получившуюся запись. Здесь поможет навык пересказа, которому учат в школе – надо не цитировать текст бессмысленно, как попугай, а выделить и запомнить основную мысль. После того, как вы поймете, о чем на самом деле была новость, можно формировать личное мнение о ней.

3. И в чем же проблема?

Когда вы добрались до первоисточника данных, отделили зерна от плевел, определили основу информации, но до того, как начнете высказывать свое критическое мнение, задайте себе вопрос «зачем?» — это лучший способ проверки на шаблонность.

Ответ «потому что» сразу обнажит подвох. Он закладывается на подсознательном уровне и четко подвязывается на ассоциативное мышление. То есть выдается автоматически, связкой «стимул-реакция» (небо – синее, огонь – жжется, не спорь со старшими, потому что они умнее и т.п.). А вот если сказать «для того, чтобы», придется задуматься о логичности, целесообразности действий.

Критическое мышление развивается опровержением стереотипов, то есть того, что представляется естественным, привычным. Именно действия, о которых в повседневной жизни мы не привыкли размышлять, и формируют привычку «думать» шаблонами.

Наша жизнь состоит из автоматических действий. Утром умываемся и чистим зубы, идем на работу одним и тем же путем, в течение трудового дня тоже не особенно вникаем в суть происходящего, подчиняясь выработанному алгоритму.

Понятие «человеческий фактор», кстати, включает в себя, в том числе, и направленность человеческого сознания на совершение привычных действий даже в те моменты, когда требуется индивидуальное решение.

Человек не думает и потому просто не понимает, что ситуация изменилась, не различает нюансов, словно робот совершает отработанную процедуру, что может привести к трагедии. Приобретите привычку отходить от алгоритмов, смотреть на вещи «свежим взглядом», повторяйте «я открыт для новых идей, для критического восприятия вещей».

Подумайте, то, что вы делаете – это ваше осмысленное решение, или кто-то вас научил «правильным шагам» и вы бездумно их повторяете? Начните с малого – отправьтесь на работу новой дорогой, возможно, вас ждут интересные открытия!

Если новость преподносится не как набор сухих фактов, а имеет эмоциональную окраску или сопровождается комментарием о правильности или неправильности, спросите себя «зачем?»

4. Встать, суд идет!

Итак, вы собрали факты, проанализировали их и получили собственное мнение. Но в отношении своих мыслей тоже не повредит провести проверку на критичность. Субъективное восприятие действительности и стереотипы – вещи очень коварные, въедливые, от них так просто не избавиться.

Не бывает непогрешимых людей, каждый может ошибиться, особенно если оперирует в незнакомом информационном поле, непривычными понятиями.

Для человека нормально и естественно заблуждаться просто потому, что думать обо всех своих действиях «я всегда прав», равно как и «я не прав» — признак психического расстройства.

Представьте, что вы в суде и доказываете свою правоту. И судья, и присяжные не только знают о критическом мышлении, но и умеют применять этот метод. Чтобы их убедить, аргументы потребуются продуманные, взвешенные, неопровержимые. Можно выйти со своим мнением «в народ» — побеседовать с родными, знакомыми.

Тут вам придется следить не только за собственными доводами, но и одновременно анализировать высказывания оппонента. Будучи подготовленным, вы удивитесь, насколько умные, в общем-то, люди не умеют выходить за рамки шаблона. Почти наверняка 90% контраргументов будут заключаться в «потому что», а не «для того, чтобы».

5. Проверка выводов на жизнеспособность

Делая даже самые правильные и критичные выводы, не стоит забывать, что мы живем в социуме и каждое решение должно быть социально ориентировано. Даже при просмотре фантастических фильмов порой закрадывается мысль, что и действуя в космосе среди инопланетных монстров человек бы так не поступил.

Вот и ваше критическое мнение должно быть не теоретизированием, пусть и самым логично выстроенным, а инструментом, применимым к реальной жизни. Должно приносить пользу, повышать социальную адаптацию.

Мыслить критически не означает высказывать радикально противоположную общепринятой точку зрения. Ваше мнение должно иметь возможность существовать в реальном социуме с учетом возможных последствий его осуществления.

Помимо вас существуют критически мыслящие люди. Поэтому ваша мысль может оказаться огорошивающей, неординарной, а может выглядеть вполне общеизвестной. Главное, что к решению вы пришли самостоятельно, полностью его осознаете и принимаете, сможете развивать идею дальше в условиях изменяющегося социума.

В заключение:

Как ни парадоксально, критическое мышление тоже можно довести до автоматизма. Это только поначалу будет казаться, что выполнение всех описанных рекомендаций дело трудоемкое и громоздкое. Но стоит только начать, почувствовать, как сознание расширяется, а мир наполняется новыми смыслами, и подвергать реальность критической оценке вы станете с удовольствием.

 

Метки: Личность,

Читать по теме:

Простой и неочевидный навык, который в несколько раз увеличит вашу самооценку

Простой и неочевидный навык, который в несколько раз увеличит вашу самооценку

25.06.2019
331
В основе высокой самооценки лежит очень ценный навык - самоодобрение. Не смейтесь, пожалуйста. Если бы у многих людей были развито это качество, на свете, наверное бы, не существовало тренингов по личностному росту, повышению самооценки и любви к себе.

Метки: Личность,

Мортидо - инстинкт саморазрушения. Признаки

Мортидо - инстинкт саморазрушения. Признаки

24.06.2019
921
Почему у человека включается механизм МОРТИДО или программа смерти. Каковы тревожные сигналы этого психологического состояния.

Метки: Личность,

Сразу говорить о том, что не нравится и еще 5 правил жизни Михаила Лабковского

Сразу говорить о том, что не нравится и еще 5 правил жизни Михаила Лабковского

17.05.2019
1630
Не делать того, чего делать не хочется. Сразу говорить о том, что не нравится.

Метки: Личность,

Не берите на себя ответственность за счастье несчастливого человека…

Не берите на себя ответственность за счастье несчастливого человека…

13.05.2019
3172
«Прилипчивая» любовь однажды начинает тяготить зрелого человека. Да, конечно, можно спасти, можно растить другого, и часто так и бывает — кто-то кого-то растит. Но вот знаю по себе: пока растишь другого, сам топчешься на месте очень часто.

Метки: Личность,

Луиза Хей: Несчастные случаи —выражение раздражения и обиды

Луиза Хей: Несчастные случаи —выражение раздражения и обиды

06.05.2019
2286
Лица стариков — прямое отражение их образа мыслей на протяжении всей их жизни. А как вы будете выглядеть, когда постареете?

Метки: Личность,

Если вы не хотите куда-то идти — НЕ ИДИТЕ!

Если вы не хотите куда-то идти — НЕ ИДИТЕ!

26.04.2019
2664
Если вы не хотите куда-то идти - не идите. Не хотите с кем-то общаться - не общайтесь. Не хотите ехать или лететь - откажитесь от поездки.

Метки: Личность,

Уметь подождать – главный секрет счастья

Уметь подождать – главный секрет счастья

27.03.2019
2429
Сколько проблем возникает в жизни из-за того, что не можешь подождать! Не потерпеть – с этим у наших женщин, как правило, перебор (их всепрощение порой и уменьшить не мешало бы), а вот именно – подождать.

Метки: Счастье, Личность,

Мы ПОЛУЧАЕМ ВСЕ по личному достоинству

Мы ПОЛУЧАЕМ ВСЕ по личному достоинству

25.03.2019
3089
Почему у кого-то есть верный любящий человек, крепкая семья и дети, которыми можно гордиться, а другие проводят свою жизнь в одиночестве?

Метки: Личность,

Если ты в чем-то нуждаешься – отдай это

Если ты в чем-то нуждаешься – отдай это

21.03.2019
3842
Как только мы становимся привязанными к человеку, как только отношения с кем бы то ни было становятся для нас символом счастья – мы утрачиваем свою легкость и свободу.

Метки: Отношения, Личность,

Не важно, какие гены вам достались: творить может каждый

Не важно, какие гены вам достались: творить может каждый

12.03.2019
1428
Нейробиолог Бахрах о тайнах подсознания и озарения: 15 впечатляющих рекомендаций

Метки: Личность,

Я не буду проще! Позволить себе быть сложной

Я не буду проще! Позволить себе быть сложной

12.03.2019
1978
Повзрослеть – не значит завести коллекцию обуви и построить новую гардеробную. Это не много новых вещей, это много новых страстных интересов и ощущений. И много успешных способов примириться с собой и жизнью и наслаждаться всем этим.

Метки: Личность,

Как разговаривать с мудаками: Советы известного психиатра Марка Гоулстона

Как разговаривать с мудаками: Советы известного психиатра Марка Гоулстона

01.03.2019
5045
Инструкция по общению с невыносимыми людьми, как справляться с людьми, угрожающими бизнесу. Автор рассказывает, как обрести контроль над иррациональными людьми и как справиться со вздорными клиентами, коллегами-манипуляторами и сумасшедшим начальством.

Метки: Коммуникации, Личность,

Учитесь разбираться в людях ! Все, что люди говорят, — все неправда

Учитесь разбираться в людях ! Все, что люди говорят, — все неправда

28.02.2019
3466
Никогда не слушайте, что говорят люди, — смотрите на их подсознательные жизненные установки. Правда находится в подсознательной программе, которую имеет каждый из нас.

Метки: Личность,

Все дело в ... папе!

Все дело в ... папе!

19.02.2019
3107
Мама дает жизнь, а папа – силу жить. Это с его ценностями сверяет ребенок каждый свой шаг. Способность действовать, предъявлять себя, рисковать, творить новое, жить свою жизнь и идти своим путем - именно на эти сферы жизни взрослого человека влияет фигура отца.

Метки: Личность, Детско-родительские отношения,

Почему важно не думать плохо ни о ком

Почему важно не думать плохо ни о ком

12.02.2019
2345
Почему люди, говорящие мало и продуманно, достигают больше? Они не теряют энергию.

Метки: Личность,

Опасная женская привычка: 24 признака того, что ты уже на грани

Опасная женская привычка: 24 признака того, что ты уже на грани

11.02.2019
3638
Повышенная тревожность. Чувствуете чрезмерную панику и стремление все контролировать, чего бы это ни касалось? В груди беспокойство, страх, волнения — и делать ничего не можете? Значит, опустошены и нет внутри силы, способной помогать вам и вашим близким, защищая их.

Метки: Личность, Женщины,

О чем лучше молчать, даже когда тебя спросят: 7 золотых советов

О чем лучше молчать, даже когда тебя спросят: 7 золотых советов

06.02.2019
4205
Если не хочешь стать человеком, от которого все исчезают, вот несколько вещей и ситуаций, в которых...

Метки: Коммуникации, Личность,

Психическая усталость: Люди, которые нас истощают

Психическая усталость: Люди, которые нас истощают

05.02.2019
2223
Кто нас вдохновляет, не подавляет. Напротив, он понимает право каждого на свою точку зрения. Они являются для нас примером, но уважают наш выбор, наши мысли и мнение.

Метки: Коммуникации, Личность,

5 ложных истин, которые нам внушили

5 ложных истин, которые нам внушили

30.01.2019
2139
Правда заключается в том, что нельзя выиграть в шахматы, делая только ходы вперёд; иногда, чтобы поставить себя в более выигрышное положение, вы должны и отступать. И это прекрасная метафора для жизни. И есть три маленьких слова, которые могут освободить вас от ваших прошлых ошибок и сожалений. Это слова: «Сделайте это сейчас...»

Метки: Личность,

Про девочек-отличниц

Про девочек-отличниц

14.01.2019
41705
Большинство моих клиентов - женщины. С депрессиями, паническими атаками, ГТР, бессонницей. Почти у всех красные дипломы. Их обьединяет одна проблема - неумение опираться на себя, доверять себе, чувствовать себя живой и адаптивной.

Метки: Личность,

Речь отражает состояние ума

Речь отражает состояние ума

11.01.2019
5146
Чем больше в нас эгоизма, зависти, недоброжелательности, тем труднее нам говорить о ком-то тепло. Чем более грубая речь, тем менее мы гармоничны, поэтому тем более суровые уроки жизни получаем.

Метки: Личность,

КАК себя ВЕСТИ с обесценивающими людьми

КАК себя ВЕСТИ с обесценивающими людьми

07.01.2019
16121
«Был бы мужиком, давно бы полку прибил», «Ты правда думаешь, что тебе это идет?». Самооценка обесценивающих людей нестабильна и уязвима. Она требует поддержки извне. Обесценивание – это способ сохранить собственную позитивную самооценку.

Метки: Личность,

Жертвы Духовного Роста

Жертвы Духовного Роста

28.12.2018
4260
Они не состоялись, как специалисты. Карьера не удалась. Самооценка их, как старый забор: каждый может под ним помочиться, пнуть его или расшатать. Скорей всего, их родители до сих пор считают их малыми детьми: не очень умными, не очень самостоятельными.

Метки: Личность,

6 категорий принятого с детства саморазрушающего поведения

6 категорий принятого с детства саморазрушающего поведения

26.12.2018
7166
Саморазрушение может проявляться в пьянстве, наркомании, игромании, курении, склонности к опасным профессиям и видам спорта, агрессивном поведении, трудоголизме (работе «на износ»), неправильном принятии лекарственных средств, склонности к разного рода операциям по «улучшению» своего облика, рискованном сексуальном поведении и т.п.

Метки: Личность, Аутоагрессия,

Интересные факты о психологии человека. Этого вы о себе не знали!

Интересные факты о психологии человека. Этого вы о себе не знали!

26.12.2018
3971
Вы не можете не обращать внимание на еду, на секс и опасности. Замечали ли вы, что люди всегда останавливаются, чтобы посмотреть на сцены несчастных случаев. На самом деле, мы не можем не обращать внимания на ситуацию опасности. У каждого человека есть особая часть мозга, которая отвечает за выживание и спрашивает: «Могу ли я это съесть? Можно ли с этим заняться сексом? Может это меня убить? ».

Метки: Личность,

Путь к счастью — совсем в другую сторону

Путь к счастью — совсем в другую сторону

24.12.2018
2650
Может показаться, что заветная покупка или обретение идеальной фигуры, или поездка на море наконец-то принесут счастье, но увы. Путь к счастью — совсем в другую сторону.

Метки: Счастье, Личность,

Когда-то я имела привычку терпеть

Когда-то я имела привычку терпеть

24.12.2018
8200
Потерпи еще немного — заставь себя, сделай так, как тебе неприятно. Ведь все так делают, ты что, какая-то особенная? Теперь я смело говорю: со мной так нельзя!

Метки: Личность, Границы,

ТЫ СТАЛА НЕУДОБНОЙ

ТЫ СТАЛА НЕУДОБНОЙ

20.12.2018
77821
Вы вдруг перестаете выслушивать многочасовые жалобы на жизнь, не поддерживаете круглосуточную переписку, не бежите на встречу тогда, когда это вам неудобно, перестаете давать советы или, наоборот, следовать их советам и принимать от них помощь, о которой вы не просили и т.п.

Метки: Личность,

Почему важно не думать плохо ни о ком

Почему важно не думать плохо ни о ком

17.12.2018
3826
Почему люди, говорящие мало и продуманно, достигают больше? Они не теряют энергию. Хвастуны мало чего достигают. Еще один из главных показателей личности, которая находится на высоком уровне развития, определяется тем, что она спокойно выслушивает критику в свой адрес.

Метки: Коммуникации, Личность,

Чем больше помогаешь, тем хуже к тебе относятся

Чем больше помогаешь, тем хуже к тебе относятся

12.12.2018
25540
Нужно ли помогать людям «до последнего», несмотря на агрессию и неблагодарность?

Метки: Личность,

Интервью недели

Мне жаль детей, которых с рождения водят в развивающие центры

Мне жаль детей, которых с рождения водят в развивающие центры

«Маленькие вундеркинды» спустя несколько лет вдруг бросают чтение, охладевают к школьным занятиям и вообще перестают чем-либо интересоваться. В чем тут дело?

Мне жаль детей, которых с рождения водят в развивающие центры

Марина Мелия

Поделиться

Метки

...
Ceкcуальность Агрессия Апатия Арт-терапия Биполярное расстройство Возраст Воспитание Выгорание Гештальт-терапия Гипноз Границы Деньги Депрессия Детско-родительские отношения Домашнее насилие Жалость Женщины Зависимое расстройство личности Зависимость Зависть Застенчивость Измена Импульсивность Инфантильность Истерия Карьера Коммуникации Конфликты Кризис среднего возраста Личность Любовь Манипуляции Материнство Мотивация Мужчины Нарциссизм Насилие Неблагополучная семья Невроз Нерешительность Неуверенность в себе Обида Одиночество Отвержение Отношения Панические атаки Пассивная агрессия Переедание Перфекционизм Пограничное расстройство личности Подростковый возраст Позитивная психология Предательство Привлекательность Психическая травма Психологический кризис Психологическое насилие Психопатия Психосоматика Психотерапия Развитие личности Развод Раздражительность Расставание Ресурсы Самооценка Семейные кризисы Семья Случаи из практики психотерапии Смысл жизни Снижение полового влечения Созависимость Спасательство Страх Стресс Стыд Сценарии Счастье Тревожность Трудное поведение Уверенность Управление эмоциями Фобии Чувство вины Шизофрения Экзистенциальный кризис Эмоциональная зависимость Энергия Эффективность