Нарушение границ дозволенности у детей (случай)
Автор: Анастасия Рагулина, психолог
Родители пятилетнего мальчика отправили отдыхать ребенка с бабушкой на две недели на море. Бабушка очень старалась, чтобы отдых ребенка прошел на отлично и не был ничем омрачен. На море была насыщенная программа: разные экскурсии, поездки. Это была у ребенка первая поездка без родителей, хотя на море он уже раньше был.
Вернулись они домой, счастливые, довольные, отдохнувшие и загорелые. Через пару дней мама ребенка заметила,что за обедом он пьет... суп из тарелки. "Ты на море тоже так делал?", - поинтересовалась она. "Да!",- с гордостью ответил сын и добавил: "А еще и пюре руками ел".
Бабушка по приезду сказала, что на море ребенок был очень возбужденным и эмоциональным. Мама тоже стала изо дня в день все это отчетливее замечать... Появились интонации в голосе: "Я это не бууууудууууу...", "Я это не хооооочууууу!!" вместо простого "нет". Ребенок целыми днями стоял на голове, и даже ел в таком положении, задрав ноги кверху.

Возбуждение и эмоциональность нарастали. Родители недоуменно смотрели на свое чадо. Ребенка как будто подменили.
Все требования, уговоры, правила родителей ребенок игнорировал, не обращал на них внимания. В речи появился приказной тон: "Ну,где моя ложка для супа??", "Наложите салат в тарелку". Последней каплей стало появление агрессии у сына. Если что было не "по его", сразу бросался с кулаками и рычанием на родителей, мог больно схватить за руку, стукнуть по спине маму.
Причем агрессия была в этой семье недопустима. Родители никогда не били ребенка и не проявляли агрессии друг к другу. Откуда это взялось - такая злость, такое раздражение, рычание и кулаки?
А теперь по порядку. Что на самом деле произошло?
1. Ребенок пять лет рос в семье, где родители устанавливали правила, выдвигали требования, воспитывали ребенка с учетом своих ценностей и формировали ценности у ребенка. Другими словами, они формировали границы дозволенности у своего сына,за рамки которых он мог выходить только в редких исключениях. Детям необходимы границы, потому что именно так они чувствуют опору и безопасность.
2. Ребенок уезжает на море, где нет родителей, но есть бабушка, которая хочет угодить ребенку и поэтому включает "режим вседозволенности". Это из серии - "чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало". Ребенок, поначалу непривыкший, что ему все можно: и пюре руками есть, и (простите!) в туалет на пляже ходить где попало, и многое другое, начинает "вкушать" эту вседозволенность. С одной стороны, это интересно, это затягивает, и хочется все больше и больше пробовать эту вседозволенность на вкус.
И бабушка начинает потакать ему в этом. Ребенок, будучи в рамках родительских правил и с четкими границами, не привык к вседозволенности, в которой нет границ. Поэтому отсутствие границ делает требования, желания ребенка такими же бесконечными и ненасытными.
3. Возбужденность ребенка связана как раз с отсутствием этих границ, потому что, во-первых, для ребенка это новая ситуация, а, во-вторых, он теряется,не знает,что в этой ситуации делать и ему "сносит крышу". Ему это не по силам "переварить",хоть и запретный плод манит.
4. А потом отпуск заканчивается, и ребенок возвращается в свою семью, где правила никто не отменял. Он начинает сопротивляться этим правилам,т.к. еще находится в режиме,который за две недели установила бабушка. Ему трудно перестроиться к ранним требованиям и правилам родителей. И поэтому каждое замечание родителей ребенок встречает с возмущением, сопротивлением. Возмущение усиливается и появляется агрессия, кулаки и рычание.
Осталось понять, что со всем этим делать родителям?
1. Набраться терпения и заново начать выстраивать систему ценностей (уважение к старшим, у нас в семье не дерутся и т.п.), правил, требований и в редких случаях запретов. То есть заново формировать границы, которые в отсутствии родителей нарушились.
2. Правильно реагировать на агрессию ребенка, на его чувства, используя активное слушание: "Ты злишься", "Ох,как ты сейчас разозлился! ". Учить его спокойно говорить "нет" и стараться не обращать внимания на проявление резких интонаций в голосе. Если ребенок будет принят в ситуациях агрессивного поведения (не путать принятие самого ребенка с принятием его неправильного поведения),ему будет легче справиться с этими вспышками.
3. Выражать сочувствие в ситуациях, когда родители не могут выполнить желания ребенка и следовать его требованиям.
4. Вводить систему последствий неправильного поведения ребенка, но не применять эмоциональные (изоляция от ребенка, "я обиделась и вообще не подходи ко мне") и физические наказания. Лучше использовать ощутимые для ребенка последствия: лишить сладостей, мультиков, где-то любимых игрушек, не пойти в обещанный кинотеатр или зоопарк.
5. Верить в свои силы и верить, что ребенок справится с этой ситуацией.
Да, работы много. Но это того стоит - вернуть в семью прежнюю радость, гармонию и спокойствие не только ребенку, но и его родителям!
Источник
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,
Читать по теме:
Научитесь быть ненужными своим выросшим детям
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,
Токсичная мать: неужели она нарочно?
Метки: Чувство вины, Обида, Манипуляции, Детско-родительские отношения,
Как вырастить гения: 7 правил еврейских родителей
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,
Нелюбимые взрослые мальчики
Метки: Детско-родительские отношения,
5 грубейших ошибок в воспитании мальчиков
Метки: Воспитание,
44 способа сказать детям, как сильно вы их любите
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,
Без крика и наказаний: Как инуиты решают проблему детской агрессии и непослушания
Метки: Воспитание, Материнство, Трудное поведение, Семья, Детско-родительские отношения,
УДОБНЫМ детям – очень НЕ удобно жить
Метки: Детско-родительские отношения,
Эрик Берн: Когда ребенку исполняется 6 лет, его жизненный план уже готов
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,
Все дело в ... папе!
Метки: Личность, Детско-родительские отношения,
Родители как ТЕСТ
Метки: Детско-родительские отношения,
Как я стал стесняться своей матери: случай из практики
Метки: Подростковый возраст, Материнство, Женщины, Детско-родительские отношения,
Человек не будет иметь удачных отношений до тех пор, пока не наладит их с матерью
Метки: Воспитание,
Масштаб материнского влияния на судьбу дочери
Метки: Материнство, Детско-родительские отношения,
Вылезти из-за плинтуса. Мама не читай!
Метки: Материнство, Детско-родительские отношения,
Заботливая мать — психологический вампир
Метки: Материнство, Манипуляции, Психологическое насилие, Детско-родительские отношения,
Что скрывается за семейным проклятием и венцом безбрачия: взгляд психолога
Метки: Семья, Детско-родительские отношения, Метод системных семейных расстановок,
О прощении родителей: ненавидеть маму опасно для жизни!
Метки: Детско-родительские отношения,
Отвержение отца ведет к психической задержке развития ребенка
Метки: Воспитание,
Секс при ребенке
Метки: Детско-родительские отношения,
Нервные расстройства у детей: что должны знать родители
Метки: Воспитание,
Любовь к отцу: сценарий развития СУДЬБЫ вашей дочери
Метки: Детско-родительские отношения,
Мы травмированы матерями, но компенсации не будет
Метки: Материнство, Психотерапия, Инфантильность, Детско-родительские отношения,
Дочери, которых не любили и тяжкая ноша семейных секретов
Метки: Воспитание, Материнство, Психическая травма, Психологическое насилие, Детско-родительские отношения,
Заморозка несконтейнированных детских травм – основа любой травли и дедовщины
Метки: Агрессия, Домашнее насилие, Психическая травма, Детско-родительские отношения,
Тяжелое детство
Метки: Детско-родительские отношения,
5 типов отцов, которые делают из своих детей закомплексованных неудачников
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Самооценка,
НЕлюбовь
Метки: Семья, Детско-родительские отношения,
Почему в семьях, где все хорошо, что-то не хорошо с детьми
Метки: Семья, Детско-родительские отношения,
Неполноценные матери
Метки: Материнство, Инфантильность, Семья, Детско-родительские отношения,
Популярное на сайте
Интервью недели

Мне жаль детей, которых с рождения водят в развивающие центры
Мне жаль детей, которых с рождения водят в развивающие центры