Негативные последствия подавления взрослыми интересов и чувств подростка

17 мая 2017
4568

Автор: Аросьева Александра Дмитриевна, психолог - педагог.

Негативные последствия подавления взрослыми интересов и чувств подростка - для развития его эмоциональной сферы и индивидуальности.

В подростковом возрасте самоидентификация прямо связана с осознанием себя как личности. Но, к сожалению чаще всего взрослые пытаются вести ребёнка по их собственному разумению, думая, что лучше знают, что ему надо.

Взрослые, в том числе и учителя, не только не пытаются поинтересоваться мнением ребёнка, но что ещё хуже, зная его - игнорируют и подавляют все индивидуальные проявления, желания, потребности, мнения и главное - чувства ребёнка.

Такое отношение взрослых, проявляется в том, что они не дают детям выбирать: чем заниматься в свободное время, с кем общаться, сколько и когда гулять, каким предметам в школе уделить больше или меньше внимания и т.д.

Но, самое страшное - взрослые, редко интересуются чувствами ребёнка в той или иной ситуации, не обращают внимание на усталость и физическое состояние, на его эмоциональные переживания, в данный момент времени.

Особенно это важно в отношении подростков, в жизни которых появляется множество сложных личных ситуаций, о которых они не всегда могут рассказать, а они влияют на их настроение и состояние. Может взрослым надо чаще вспоминать себя в этом возрасте, и заглядывать в глаза детей, слышать даже завуалированные сигналы о помощи, тогда не придётся подгонять ребёнка, и в школе, и в жизни, и дома будет меньше напряжения, больше радости?

Негативные последствия подавления взрослыми интересов.jpg

Известно, что интерес, является лучшей мотивацией к учёбе, и способствует эффективному развитию всех познавательных и психических процессов. Поэтому без интереса, как стимула - не будет ни понимания, ни концентрации внимания, ни представления о предмете разговора - воображения, а значит, не произойдёт, и запоминание. Вместо этого, может включиться процесс торможения и отторжения - что приведёт в дальнейшем к отставанию от пройденного или ещё хуже, потере интереса к учению и познанию вообще и т.д

Возможность реализации своих интересов - является важнейшей составляющей самоопределения и самоидентификации, а значит и самосознания. Лишать подростка возможности искать СЕБЯ и реализовать СВОИ интересы - значит препятствовать его всестороннему развитию, нанести психологическую и душевную травмы, последствия которых, вполне предсказуемы, а могут быть и неожиданными.

Это не только негативное изменение психологического статуса, характера, мировоззрения, но и социально - значимые искажения - вплоть до влияния на всю судьбу человека, его личную жизнь, профессию, место и роль в обществе.

Известно огромное количество историй, когда уже взрослые люди упрекают родителей или учителей в том, что жизнь сложилась не так, как они хотели, мечтали. Объясняя это тем, что им помешали идти своим путём в выборе образования, профессии, друзей, даже жён или мужей, даже в вопросе рождения детей!

Какое количество людей не стало тем, кем они хотели, принеся свои интересы в жертву - послушанию, амбициям родителей? И они всю жизнь живут с этой внутренней болью, тоской, занимаясь нелюбимым делом, живя с нелюбимым человеком и т.д. Что касается негативных последствий для всего общества - в результате такой ситуации, у подростков проявляется дивиантное, ассоциальное, отклоняющееся поведение.

Также, дети, которые: не имеют собственного мировоззрения и интересов, не имеют внутреннего стержня, не заняты любимым делом - попадают под влияние неформальных группировок с негативной направленностью, а в дальнейшем переходят к преступной деятельности.

Такое поведение подростка - крайнее проявление сопротивления воспитанию - процесса, отражающего не только закономерное проявление возраста, не просто защитная реакция на неправомерные требования взрослых. Оно вызвано и провоцируемо именно ими, не желающими ни понять ребёнка, ни принять его, не желающими повышать свои и психолого-педагогические знания, искать новые подходы к ребёнку, отказаться от собственных амбиций в пользу интересов ребёнка!

Ещё одним негативным последствием подавления личности подростка, в очень важном периоде поиска самого себя, является - застревание, то есть задержка на одном из возрастных этапов. Особенно негативно, это сказывается на формировании характера, воли, стереотипов поведения, коммуникативных навыков в построении взаимоотношений с другими людьми, в зависимости от их статуса.

Следствием этого является формирование различных фобий и комплексов, превращающих жизнь не только ребёнка, но и окружающих в бесконечный конфликт, страдание и беспокойство.

Одни из самых распространённых комплексов, направленных внутрь себя, является внутреннее самоуничижение:
  • "меня не любят, я для них плохой всегда"
  • "я для них никто, зачем стараться быть лучше"
  • "если не сделаю на 5, то меня накажут"
  • "на меня наезжают" - восприятие любой формы обращения, приводящее к замыканию вместо анализа и выводов на будущее
  • беспричинная обидчивость - в результате постоянного ожидания обиды - невозможность обсуждать проблемы
  • "я неудачник, зачем напрягаться и что-то делать, всё бесполезно"
  • комплекс вины за неоправданные ожидания перед кем то
  • неумение прощать себя - сразу погружение в уныние, вместо попытки исправить сделанное
И в противоположность первым - один из самых распространённых комплексов направленных на окружающих - внешняя агрессия:
  • слепой эгоцентризм, нарциссизм, нездоровый эгоизм
  • неумение любить и принимать другого человека - безусловно
  • повышенная требовательность к другим в мелочах
  • неумение и патологическое нежелание извиниться, даже понимая и признавая свою неправоту, зная, что это самый простой и быстрый способ примирения
  • неумение оправдывать и прощать поступки других людей, даже близких и значимых для него
  • "я всегда прав" - чтобы не сделал, не хочет даже слышать иное
  • "вот такой я бяка, любите меня таким!"- нежелание расти и развиваться в лучшую сторону, даже в ущерб собственным интересам
Отсутствие удовлетворённости самим собой и всеми остальными, неумение и нежелание быть счастливым и делать других счастливыми, неспособность анализировать происходящее - приводят к одиночеству, изоляции и ещё большему погружению в проблемы.

Но анализ происходящего, необходим для того, чтобы поменять своё отношение и поведение, разобраться с тем, что мешает строить здоровые отношения с людьми. И главное необходимо самому научиться выстраивать ситуацию и планировать последствия своих действий и слов, с учётом индивидуальных особенностей людей с которыми он контактирует, а также с учётом, места, времени, пространства, событийной окраски текущего момента, то есть - с учётом контекста ситуации.

А ребёнок привык, что анализирует не он, а взрослые, снимая с него ответственность, и не давая ему самому сделать выводы на будущее.

Ещё одним последствием подавления всех естественных проявлений ребёнка в подростковом возрасте является инфантилизм. Это качество сохраняется и во взрослом возрасте, причём отражается во всех сферах жизни, и проявляется в том, что уже вполне взрослый человек не способен самостоятельно принимать решения, преодолевать препятствия, проявлять инициативу, а главное отвечать за свои решения и поступки.

Ведь у него нет такого опыта, взрослые всегда принимали решения за него, не давали, пусть методом проб и ошибок, справляться со своими проблемами, выбирать путь, по которому идти, не научили решать жизненные задачи, предвидеть самому последствия своих действий, строить планы и искать средства для их реализации.

Он теряется и пасует перед малейшей трудностью, не может оказать помощь, защитить не только другого, но и себя самого, избегает малейшего дискомфорта, как морального, так и физического. Точно такие же последствия наступают под грузом гиперопеки родителей над ребёнком - это лишает его возможности познавать жизнь во всём её многообразии, со всеми трудностями и проблемами.

Эмоциональная нестабильность, неразвитая система выражения своих чувств, боязнь проявлять их на людях и дома, а также неадекватное восприятие эмоций других людей, неуважение к чувствам окружающих, то есть неразвитый эмоциональный интеллект - всё это тоже последствия неправильного отношения взрослых к ребёнку в подростковом возрасте.

Факторы, которые приводят к подавлению естественных проявлений эмоциональной сферы подростка и его замкнутости:
  • недоверие и неуважение к чувствам ребёнка
  • подавление "излишне выраженных", с точки зрения взрослых, как положительных, так и негативных эмоций
  • неуважение к специфическим реакциям, свойственным конкретному ребёнку
  • невнимание к чувствам подростка, в кризисных для него ситуациях
  • игнорирование его желания побыть наедине с самим собой, или наоборот, потребности выговориться в острых ситуациях.
В будущем, у такого человека будут возникать коммуникативные и эмоциональные барьеры взаимодействия с другими людьми, от которых либо будут страдать обе стороны, либо, если человек будет совершенно глух к чувствам других, ему грозит почти полная изоляция в социуме и личной жизни. Для, уже взрослого человека, осознавшего такую проблему, необходимыми шагами для начала работы над собой являются:
  • первое - признание самому себе, что внутренняя проблема есть
  • второе - желание поменять ситуацию - как для своего блага, так и ради окружающих близких людей
  • третье - начать действовать или с помощью специалиста, или самостоятельно за счёт повышения своей психологической грамотности.
Конечно ситуация может измениться, если человек растёт и развивается всю жизнь. Рано или поздно жизнь заставит его начать анализировать происходящее как внутри него, так и вокруг. Если он сможет уловить причинно - следственную связь между его особенностями и возникающими проблемами, то сможет многое поменять, но потери будут уже велики, поэтому, чем раньше наступит понимание, тем лучше.

Но, слава богу, в ряду с теми, кого перемолола "воспитательная мясорубка" есть и яркие индивидуальности, которые оказав сопротивление, навязанным желаниям родителей, проявив волю, отказавшись от бытового, материального, даже морального комфорта - взамен на послушание, пошли своим путём и достигли своей цели - то есть самореализовались. Они стали тем, кем хотели, занимаются любимым делом и живут с человеком, которого выбрали сами. В итоге счастливы, как сами, так и те, кто их окружает, социально благополучны.

Ведущий тип деятельности и интерес в этом возрасте - общение со сверстниками. В этом коммуникативном процессе подростки осваивают нормы социального поведения, морали, учатся строить отношения, осваивают понятия терпимости, равенства и уважения друг к другу, приобретаю опыт взаимодействия, взаимовыручки, взаимопомощи.

Никакие художественные произведения, примеры со стороны, беседы с взрослыми не заменят реального общения со сверстниками во всём многообразии жизненных ситуаций, включая трудные и негативные - только личный опыт даст свои результаты.

Поэтому ни в коем случае нельзя лишать подростка одной из важнейших потребностей - контактов со сверстниками. Конечно, лучшим вариантом будет организация совместной деятельности, по общим интересам, под контролем взрослых. Но предоставление времени для свободного общения без присутствия свидетелей тоже необходимо и очень важно для ребёнка, как возможность ощущения внутренней личной свободы, личного пространства.
Взрослым, родителям не придётся волноваться если они:
  • сохранили контакт с ребёнком - он сам расскажет содержание своего общения, и где был, и с кем был, и что делал
  • знают друзей своего ребёнка, имеют контакт с их родителями
  • не вынуждают ребёнка встречаться с друзьями тайно
  • чаще организуют совместный досуг с друзьями ребёнка и приглашают их домой, общаются с ними, оказывают помощь
  • внимательны к его друзьям, принимают выбор ребёнка, сохраняя за собой право - высказывать своё мнение, не навязывая его
  • регулярно спрашивают ребёнка не только о содержании общения, но интересуются его друзьями, в курсе их дел, интересуется их семейными и личными делами, здоровьем
Cоблюдение этих условий - поможет достичь два положительных результата. Во-первых - друзья ребёнка станут почти членами семьи, что не позволит им втягивать товарища, во что-то плохое и скрывать это - скорее они первые забьют тревогу.

Во-вторых, вы не встанете между ними, и не станете врагом, что является гарантией открытости в отношениях, а значит безопасности и опосредованного контроля над ситуацией. Итак, формула благополучного развития ребёнка, с точки зрения отношения к нему окружающих его взрослых выглядит так: сохранённый душевный контакт + взаимное доверие и уважение + понимание и принятие + свобода и контроль + повышение психологической и педагогической грамотности родителей = любовь!!! Помочь, а не помешать!

16.05.2017 Аросьева А.Д.

Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Детско-родительские отношения,

Читать по теме:

Мы травмированы матерями, но компенсации не будет

Мы травмированы матерями, но компенсации не будет

19.11.2018
2005
Зачастую клиент годами ходит «по тем же дорогам». Нет работы – виновата мама: она в детстве полностью блокировала мою поисковую активность. Нет девушки – виновата мама: ей никогда не нравились мои подружки. Развелась с мужем – виновата мама: не предоставила в детстве хорошую модель для подражания, ругалась с отцом. Плохие отношения с собственными детьми – виновата (угадали!) мама: я воспроизвожу семейный сценарий.

Метки: Материнство, Психотерапия, Инфантильность, Детско-родительские отношения,

Дочери, которых не любили и тяжкая ноша семейных секретов

Дочери, которых не любили и тяжкая ноша семейных секретов

09.11.2018
2249
«Моя мать все мое детство обесценивала мои успехи в учебе, говоря, что ну хоть что-то у меня должно получаться, а то ведь я такая страшная и толстая. Она заставляла меня ужасно себя чувствовать каждый день. Представьте мое удивление, когда я узнала, уже став взрослой, что она хвасталась моими успехами другим, потому что это делало её успешной матерью в чужих глазах. Это было последней каплей. Просто классическое лицемерие».

Метки: Воспитание, Материнство, Психическая травма, Психологическое насилие, Детско-родительские отношения,

Заморозка несконтейнированных детских травм – основа любой травли и дедовщины

Заморозка несконтейнированных детских травм – основа любой травли и дедовщины

08.11.2018
887
Заморозка несконтейнированных детских травм – основа любой травли и дедовщины. Девиантного детского поведения. Старшеклассники издеваются над младшими, как когда-то издевались над ними. Педофилы чаще всего сами становились жертвами насилия. Самый злой начальник на работе обычно тот, кто дополз по карьерной лестнице с самого низа и «всем все помнит».

Метки: Агрессия, Домашнее насилие, Психическая травма, Детско-родительские отношения,

Тяжелое детство

Тяжелое детство

05.11.2018
580
В правдивой и оттого страшной книге «Что сделали с тобою, бедное дитя» подробно описываются педагогические методы прошлого и позапрошлого столетия, слишком ужасные, чтобы приводить их здесь. И совершенно обыденные для того времени.

Метки: Детско-родительские отношения,

5 типов отцов, которые делают из своих детей закомплексованных неудачников

5 типов отцов, которые делают из своих детей закомплексованных неудачников

06.10.2018
5226
Вечно недовольный отец. Такому отцу практически невозможно угодить. «Папа, папа! Я нашел золотой самородок величиной с череп лошади!» — «Куда в обуви на ковер?!»

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Самооценка,

НЕлюбовь

НЕлюбовь

03.10.2018
1753
Ничто так действительно не разрушает человека, как Нелюбовь. Ребенок несет идею и во взрослый мир, что его все таки любили. Защитную идею. Нет ничего страшнее заметить, что это было не так.

Метки: Семья, Детско-родительские отношения,

Почему в семьях, где все хорошо, что-то не хорошо с детьми

Почему в семьях, где все хорошо, что-то не хорошо с детьми

30.09.2018
32756
В последнее время стали обращаться семьи, которые дружные и счастливые, но, почему-то с детьми в этих семьях что-то происходит, например, дети яростно дерутся между собой, или дети имеют не типичные длительные приобретенные симптомы – заикание, энурезы,  истерики, большой вес и т.д.

Метки: Семья, Детско-родительские отношения,

Неполноценные матери

Неполноценные матери

30.09.2018
2245
Инфантильная мать ждет от ребенка, которого сама произвела на свет, что он компенсирует ту любовь и внимание, которое она сама не получила в детстве.

Метки: Материнство, Инфантильность, Семья, Детско-родительские отношения,

Лоскутная семья: дети от старых браков и новые отношения

Лоскутная семья: дети от старых браков и новые отношения

24.09.2018
3860
В новых отношениях «ребенок+его новый родитель» взрослым важно помнить о трех основных принципах. Первое, не ожидайте, что ребенок полюбит нового родителя спонтанно, даже если он делает для этого все возможное.

Метки: Отношения, Семья, Детско-родительские отношения,

Эксперимент с чудовищем

Эксперимент с чудовищем

23.09.2018
10963
Семейный психолог Катерина Мурашова: "Он отрывал крылья стрекозам и убивал лягушек, он воткнул карандаш в глаз собаке. И вот он подрос и пошел в школу."

Метки: Подростковый возраст, Трудное поведение,

Родители-рабы

Родители-рабы

22.09.2018
23658
"Ты лучший", "все будет хорошо", "все получится" - многие мамы считают, что должны непрерывно это озвучивать, иначе ребенок потеряет мотивацию. Сначала он чуть что будет прибегать к вам, чтобы вы утешали его и подбадривали, но вскоре у него может появиться к вам ненависть. Окажется, что вы его обманули, вы не авторитетная фигура в большом мире, вы обычная домохозяйка, не уважаемая в социуме. Это все равно как если бы он вдруг узнал, что является чемпионом мира в пределах вашей кухни и все смеются над его кубками из бумаги."

Метки: Воспитание, Инфантильность, Детско-родительские отношения,

Кто такие токсичные родители: проблема постсоветского пространства

Кто такие токсичные родители: проблема постсоветского пространства

22.09.2018
14306
Клинический психолог Юлия Лапина: "Токсичные родители – это вообще про тонкие материи. У нас в обществе пока что не до конца табуировано даже физическое насилие по отношению к детям, а тема о вербальном насилии и уж тем более о токсичных манипуляциях – вообще что-то из рубрики «их нравы» (читай – зажрались)."

Метки: Депрессия, Психическая травма, Психологическое насилие, Детско-родительские отношения,

Как воспитывать сына (для женщин)

Как воспитывать сына (для женщин)

22.09.2018
10872
Психолог Павел Зыгмантович: "Начнём с главного – мальчик, растущий без отца, вовсе не обязательно станет «каким-то не таким». Это распространённый страх, но рациональных оснований у него немного. Мальчики из полных семей в массе своей не отличаются от мальчиков, растущих без отцов".

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Кинезиологические упражнения для детей: улучшение памяти и внимания

Кинезиологические упражнения для детей: улучшение памяти и внимания

21.09.2018
1783
Парасковья Петрова, психолог: "Синхронизация работы полушарий с помощью кинезиологических упражнений повышает стрессоустойчивость у детей, улучшает мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчает процесс чтения и письма."

Метки: Воспитание,

Токсичная мать: неужели она нарочно?

Токсичная мать: неужели она нарочно?

19.09.2018
16584
Клинический психолог Юлия Лапина: "После общения с токсичной матерью уже взрослой дочери формально нечего сказать, но после фразы вроде «ой, ну конечно ты можешь ехать в отпуск с этим парнем, мне уже нужно привыкать быть одной, кому нужна старая больна мать, это понятно» - ощущения не из приятных. Вина - эффективный метод кнута, но токсичный для обеих сторон."

Метки: Чувство вины, Обида, Манипуляции, Детско-родительские отношения,

Про детские психотравмы и взрослых невротиков

Про детские психотравмы и взрослых невротиков

17.09.2018
25738
Психолог Михаил Лабковский: "Многие считают себя интровертами. На самом деле интровертами они были не всегда. Просто в детстве они пытались поделиться с мамой и папой своими секретами и тут же выяснили, что это никому не интересно (услышали про некогда, отстань и не морочь мне голову)."

Метки: Невроз, Психическая травма, Детско-родительские отношения,

Эмоциональный инцест

Эмоциональный инцест

09.09.2018
11503
Гештальт-терапевт Мария Гаспарян: "Эмоциональный инцест имеет место, когда отношения между родителем и ребенком (эмоциональные, не сексуальные) становятся похожи на отношения между двумя супругами, только вот, учитывая незрелость ребенка, это односторонние отношения, в которых родитель эмоционально «подпитывается» от ребенка, а ребенок, в итоге, чувствует ответственность за благополучие родителя".

Метки: Чувство вины, Созависимость, Психологическое насилие, Детско-родительские отношения, Эмоциональная зависимость,

ТОКСИЧНЫЕ РОДИТЕЛИ, или о природе НЕНАВИСТИ

ТОКСИЧНЫЕ РОДИТЕЛИ, или о природе НЕНАВИСТИ

05.09.2018
2736
Юлия Лапина, психолог: "Ребенок складывает сложности во взрослого. Если, конечно, у взрослого есть куда складывать… «Сам виноват, куда залез», «так тебе и надо, будешь соображать лучше» или мамы просто рядом нет. Никого рядом нет. И тогда боль замораживается."

Метки: Детско-родительские отношения,

Как не вырастить инфантила

Как не вырастить инфантила

17.08.2018
8643
Психолог  Денис Осин: "Инфантилизм может развиваться из совершенно разных предпосылок. Он появляется и у ребенка, которого зашугали, и у ребенка, который живёт в состоянии вседозволенности. Это связано с тем, что и в первом, и во втором состоянии у ребенка не вырабатывается самое главное качество - самостоятельность."

Метки: Воспитание, Инфантильность, Детско-родительские отношения,

Изуродованные

Изуродованные

23.07.2018
2598
Екатерина Кульбицкая, психолог: "Она постоянно уставшая. Не сказать, чтобы она была сильно занята на работе, или очень напрягалась дома. Она замужем. Двое детей. Все есть и ничего нет."

Метки: Стресс, Детско-родительские отношения,

Самые СИЛЬНЫЕ дети - НЕЛЮБИМЫЕ

Самые СИЛЬНЫЕ дети - НЕЛЮБИМЫЕ

23.07.2018
3322
Татяна Силаева, психолог: "Клиентские запросы имеют свойство повторяться. Я отследила ряд похожих. Все они сводились к одному моменту – «Хочу любви, потому что "меня не долюбили, и поэтому я..." - стала сильной... многого добилась... воплотила свою детскую мечту...».

Метки: Личность, Детско-родительские отношения,

Опасности родительской любви. Случай из практики

Опасности родительской любви. Случай из практики

22.07.2018
1802
Николай Стрелков, психолог: "Однажды ко мне обратилась женщина. Женщина очень встревожена и напуганная. Её 25-тилетняя дочь пыталась покончить с собой, выпив упаковку транквилизаторов. Транквилизаторы были не сильные, упаковка не очень большая. Дочка выжила."

Метки: Детско-родительские отношения, Случаи из практики психотерапии,

Я мама и я не люблю своего ребенка

Я мама и я не люблю своего ребенка

18.07.2018
2719
Ольга Свешникова (Ефимова), психолог: "В один день ко мне пришли две разные клиентки с одними и теми же словами «я плохая мать». Слова одни, а истории разные. Хочу сегодня поделиться с вами первым случаем."

Метки: Материнство, Детско-родительские отношения,

Ошибки родителей в общении со Взрослыми детьми

Ошибки родителей в общении со Взрослыми детьми

16.07.2018
2188
Лариса Котенко, психолог: "Основные ошибки поведения родителей со взрослыми детьми: родители считают, что их дети так навсегда и останутся в их власти. Это заблуждение. Чем больше вы будете пытаться проявить власть во взаимоотношениях, чем сильнее будет сопротивление со стороны сына или дочери."

Метки: Детско-родительские отношения,

Счастливое родительство

Счастливое родительство

09.07.2018
1004
Марина Комиссарова, психолог: "Счастливое родительство не зависит целиком от вас. Вы не можете гарантировать себе, что станете родителями, вы можете оказаться бесплодны или не родить по другой причине. Это раз. Вы можете потерять ребенка. Это два. Ваш ребенок может оказаться тяжело больным и этим тоже будет омрачено родительство."

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Нарушение границ дозволенности у детей (случай)

Нарушение границ дозволенности у детей (случай)

08.06.2018
1877
Анастасия Рагулина, психолог: "Возбуждение и эмоциональность нарастали. Родители недоуменно смотрели на свое чадо. Ребенка как будто подменили."

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Отцовская нелюбовь

Отцовская нелюбовь

05.06.2018
2058
Оксана Суржина, психолог: "Почему люди становятся алкоголиками или наркоманами? Причины могут быть разными. Одна из них - невозможность добиться отцовской любви и признания."

Метки: Детско-родительские отношения,

Почему мой ребёнок всё ещё плохо говорит или совсем не говорит?

Почему мой ребёнок всё ещё плохо говорит или совсем не говорит?

04.06.2018
1423
Екатерина Леонова, психолог: "Во время занятий я замечаю, что у Коли в те моменты, когда я повышала голос, рассказывая увлеченно сказку или историю, вместо интереса в глаза читался испуг. Наблюдалась тревога перед заданиями, где необходимы резкие движения рук и ног. А еще он постоянно закапывал в специальной песочнице яркие игрушки, предпочитая играть только с машинками."

Метки: Воспитание, Материнство, Детско-родительские отношения,

"Мама, ты асексуальна, а меня хотят все"

"Мама, ты асексуальна, а меня хотят все"

25.05.2018
1302
Лика Конкевич, психолог, сексолог: "О том, какое влияние на детей оказывает сексуальный невроз их родителей."

Метки: Ceкcуальность, Детско-родительские отношения,

Взрослая дочь пожилой мамы. Сепарация. Случай из практики

Взрослая дочь пожилой мамы. Сепарация. Случай из практики

22.05.2018
1568
Юлия Козырькова, психолог: "Сепарация, незавершенная в детстве, "мамины дочки и сыновья" - тема очень непростая. Проходит время, у всех, казалось бы, уже своя взрослая жизнь, а взрослый ребенок по-прежнему так близок к маме, что идентификация с ней не даёт слушать и воспринимать ее спокойно."

Метки: Детско-родительские отношения, Случаи из практики психотерапии,

Интервью недели

Мне жаль детей, которых с рождения водят в развивающие центры

Мне жаль детей, которых с рождения водят в развивающие центры

«Маленькие вундеркинды» спустя несколько лет вдруг бросают чтение, охладевают к школьным занятиям и вообще перестают чем-либо интересоваться. В чем тут дело?

Мне жаль детей, которых с рождения водят в развивающие центры

Марина Мелия

Поделиться

Метки

...
Ceкcуальность Агрессия Апатия Арт-терапия Биполярное расстройство Возраст Воспитание Выгорание Гештальт-терапия Гипноз Границы Деньги Депрессия Детско-родительские отношения Домашнее насилие Жалость Женщины Зависимое расстройство личности Зависимость Зависть Застенчивость Измена Инфантильность Истерия Карьера Коммуникации Конфликты Кризис среднего возраста Личность Любовь Манипуляции Материнство Мотивация Мужчины Нарциссизм Насилие Неблагополучная семья Невроз Нерешительность Неуверенность в себе Обида Одиночество Отвержение Отношения Панические атаки Пассивная агрессия Переедание Перфекционизм Пограничное расстройство личности Подростковый возраст Предательство Привлекательность Психическая травма Психологический кризис Психологическое насилие Психопатия Психосоматика Психотерапия Развитие личности Развод Раздражительность Ресурсы Самооценка Семейные кризисы Семья Случаи из практики психотерапии Смысл жизни Снижение полового влечения Созависимость Спасательство Страх Стресс Стыд Сценарии Счастье Тревожность Трудное поведение Уверенность Управление эмоциями Фобии Чувство вины Шизофрения Экзистенциальный кризис Эмоциональная зависимость Энергия Эффективность