Негативные последствия подавления взрослыми интересов и чувств подростка

17 мая 2017
6825

Автор: Аросьева Александра Дмитриевна, психолог - педагог.

Негативные последствия подавления взрослыми интересов и чувств подростка - для развития его эмоциональной сферы и индивидуальности.

В подростковом возрасте самоидентификация прямо связана с осознанием себя как личности. Но, к сожалению чаще всего взрослые пытаются вести ребёнка по их собственному разумению, думая, что лучше знают, что ему надо.

Взрослые, в том числе и учителя, не только не пытаются поинтересоваться мнением ребёнка, но что ещё хуже, зная его - игнорируют и подавляют все индивидуальные проявления, желания, потребности, мнения и главное - чувства ребёнка.

Такое отношение взрослых, проявляется в том, что они не дают детям выбирать: чем заниматься в свободное время, с кем общаться, сколько и когда гулять, каким предметам в школе уделить больше или меньше внимания и т.д.

Но, самое страшное - взрослые, редко интересуются чувствами ребёнка в той или иной ситуации, не обращают внимание на усталость и физическое состояние, на его эмоциональные переживания, в данный момент времени.

Особенно это важно в отношении подростков, в жизни которых появляется множество сложных личных ситуаций, о которых они не всегда могут рассказать, а они влияют на их настроение и состояние. Может взрослым надо чаще вспоминать себя в этом возрасте, и заглядывать в глаза детей, слышать даже завуалированные сигналы о помощи, тогда не придётся подгонять ребёнка, и в школе, и в жизни, и дома будет меньше напряжения, больше радости?

Негативные последствия подавления взрослыми интересов.jpg

Известно, что интерес, является лучшей мотивацией к учёбе, и способствует эффективному развитию всех познавательных и психических процессов. Поэтому без интереса, как стимула - не будет ни понимания, ни концентрации внимания, ни представления о предмете разговора - воображения, а значит, не произойдёт, и запоминание. Вместо этого, может включиться процесс торможения и отторжения - что приведёт в дальнейшем к отставанию от пройденного или ещё хуже, потере интереса к учению и познанию вообще и т.д

Возможность реализации своих интересов - является важнейшей составляющей самоопределения и самоидентификации, а значит и самосознания. Лишать подростка возможности искать СЕБЯ и реализовать СВОИ интересы - значит препятствовать его всестороннему развитию, нанести психологическую и душевную травмы, последствия которых, вполне предсказуемы, а могут быть и неожиданными.

Это не только негативное изменение психологического статуса, характера, мировоззрения, но и социально - значимые искажения - вплоть до влияния на всю судьбу человека, его личную жизнь, профессию, место и роль в обществе.

Известно огромное количество историй, когда уже взрослые люди упрекают родителей или учителей в том, что жизнь сложилась не так, как они хотели, мечтали. Объясняя это тем, что им помешали идти своим путём в выборе образования, профессии, друзей, даже жён или мужей, даже в вопросе рождения детей!

Какое количество людей не стало тем, кем они хотели, принеся свои интересы в жертву - послушанию, амбициям родителей? И они всю жизнь живут с этой внутренней болью, тоской, занимаясь нелюбимым делом, живя с нелюбимым человеком и т.д. Что касается негативных последствий для всего общества - в результате такой ситуации, у подростков проявляется дивиантное, ассоциальное, отклоняющееся поведение.

Также, дети, которые: не имеют собственного мировоззрения и интересов, не имеют внутреннего стержня, не заняты любимым делом - попадают под влияние неформальных группировок с негативной направленностью, а в дальнейшем переходят к преступной деятельности.

Такое поведение подростка - крайнее проявление сопротивления воспитанию - процесса, отражающего не только закономерное проявление возраста, не просто защитная реакция на неправомерные требования взрослых. Оно вызвано и провоцируемо именно ими, не желающими ни понять ребёнка, ни принять его, не желающими повышать свои и психолого-педагогические знания, искать новые подходы к ребёнку, отказаться от собственных амбиций в пользу интересов ребёнка!

Ещё одним негативным последствием подавления личности подростка, в очень важном периоде поиска самого себя, является - застревание, то есть задержка на одном из возрастных этапов. Особенно негативно, это сказывается на формировании характера, воли, стереотипов поведения, коммуникативных навыков в построении взаимоотношений с другими людьми, в зависимости от их статуса.

Следствием этого является формирование различных фобий и комплексов, превращающих жизнь не только ребёнка, но и окружающих в бесконечный конфликт, страдание и беспокойство.

Одни из самых распространённых комплексов, направленных внутрь себя, является внутреннее самоуничижение:
  • "меня не любят, я для них плохой всегда"
  • "я для них никто, зачем стараться быть лучше"
  • "если не сделаю на 5, то меня накажут"
  • "на меня наезжают" - восприятие любой формы обращения, приводящее к замыканию вместо анализа и выводов на будущее
  • беспричинная обидчивость - в результате постоянного ожидания обиды - невозможность обсуждать проблемы
  • "я неудачник, зачем напрягаться и что-то делать, всё бесполезно"
  • комплекс вины за неоправданные ожидания перед кем то
  • неумение прощать себя - сразу погружение в уныние, вместо попытки исправить сделанное
И в противоположность первым - один из самых распространённых комплексов направленных на окружающих - внешняя агрессия:
  • слепой эгоцентризм, нарциссизм, нездоровый эгоизм
  • неумение любить и принимать другого человека - безусловно
  • повышенная требовательность к другим в мелочах
  • неумение и патологическое нежелание извиниться, даже понимая и признавая свою неправоту, зная, что это самый простой и быстрый способ примирения
  • неумение оправдывать и прощать поступки других людей, даже близких и значимых для него
  • "я всегда прав" - чтобы не сделал, не хочет даже слышать иное
  • "вот такой я бяка, любите меня таким!"- нежелание расти и развиваться в лучшую сторону, даже в ущерб собственным интересам
Отсутствие удовлетворённости самим собой и всеми остальными, неумение и нежелание быть счастливым и делать других счастливыми, неспособность анализировать происходящее - приводят к одиночеству, изоляции и ещё большему погружению в проблемы.

Но анализ происходящего, необходим для того, чтобы поменять своё отношение и поведение, разобраться с тем, что мешает строить здоровые отношения с людьми. И главное необходимо самому научиться выстраивать ситуацию и планировать последствия своих действий и слов, с учётом индивидуальных особенностей людей с которыми он контактирует, а также с учётом, места, времени, пространства, событийной окраски текущего момента, то есть - с учётом контекста ситуации.

А ребёнок привык, что анализирует не он, а взрослые, снимая с него ответственность, и не давая ему самому сделать выводы на будущее.

Ещё одним последствием подавления всех естественных проявлений ребёнка в подростковом возрасте является инфантилизм. Это качество сохраняется и во взрослом возрасте, причём отражается во всех сферах жизни, и проявляется в том, что уже вполне взрослый человек не способен самостоятельно принимать решения, преодолевать препятствия, проявлять инициативу, а главное отвечать за свои решения и поступки.

Ведь у него нет такого опыта, взрослые всегда принимали решения за него, не давали, пусть методом проб и ошибок, справляться со своими проблемами, выбирать путь, по которому идти, не научили решать жизненные задачи, предвидеть самому последствия своих действий, строить планы и искать средства для их реализации.

Он теряется и пасует перед малейшей трудностью, не может оказать помощь, защитить не только другого, но и себя самого, избегает малейшего дискомфорта, как морального, так и физического. Точно такие же последствия наступают под грузом гиперопеки родителей над ребёнком - это лишает его возможности познавать жизнь во всём её многообразии, со всеми трудностями и проблемами.

Эмоциональная нестабильность, неразвитая система выражения своих чувств, боязнь проявлять их на людях и дома, а также неадекватное восприятие эмоций других людей, неуважение к чувствам окружающих, то есть неразвитый эмоциональный интеллект - всё это тоже последствия неправильного отношения взрослых к ребёнку в подростковом возрасте.

Факторы, которые приводят к подавлению естественных проявлений эмоциональной сферы подростка и его замкнутости:
  • недоверие и неуважение к чувствам ребёнка
  • подавление "излишне выраженных", с точки зрения взрослых, как положительных, так и негативных эмоций
  • неуважение к специфическим реакциям, свойственным конкретному ребёнку
  • невнимание к чувствам подростка, в кризисных для него ситуациях
  • игнорирование его желания побыть наедине с самим собой, или наоборот, потребности выговориться в острых ситуациях.
В будущем, у такого человека будут возникать коммуникативные и эмоциональные барьеры взаимодействия с другими людьми, от которых либо будут страдать обе стороны, либо, если человек будет совершенно глух к чувствам других, ему грозит почти полная изоляция в социуме и личной жизни. Для, уже взрослого человека, осознавшего такую проблему, необходимыми шагами для начала работы над собой являются:
  • первое - признание самому себе, что внутренняя проблема есть
  • второе - желание поменять ситуацию - как для своего блага, так и ради окружающих близких людей
  • третье - начать действовать или с помощью специалиста, или самостоятельно за счёт повышения своей психологической грамотности.
Конечно ситуация может измениться, если человек растёт и развивается всю жизнь. Рано или поздно жизнь заставит его начать анализировать происходящее как внутри него, так и вокруг. Если он сможет уловить причинно - следственную связь между его особенностями и возникающими проблемами, то сможет многое поменять, но потери будут уже велики, поэтому, чем раньше наступит понимание, тем лучше.

Но, слава богу, в ряду с теми, кого перемолола "воспитательная мясорубка" есть и яркие индивидуальности, которые оказав сопротивление, навязанным желаниям родителей, проявив волю, отказавшись от бытового, материального, даже морального комфорта - взамен на послушание, пошли своим путём и достигли своей цели - то есть самореализовались. Они стали тем, кем хотели, занимаются любимым делом и живут с человеком, которого выбрали сами. В итоге счастливы, как сами, так и те, кто их окружает, социально благополучны.

Ведущий тип деятельности и интерес в этом возрасте - общение со сверстниками. В этом коммуникативном процессе подростки осваивают нормы социального поведения, морали, учатся строить отношения, осваивают понятия терпимости, равенства и уважения друг к другу, приобретаю опыт взаимодействия, взаимовыручки, взаимопомощи.

Никакие художественные произведения, примеры со стороны, беседы с взрослыми не заменят реального общения со сверстниками во всём многообразии жизненных ситуаций, включая трудные и негативные - только личный опыт даст свои результаты.

Поэтому ни в коем случае нельзя лишать подростка одной из важнейших потребностей - контактов со сверстниками. Конечно, лучшим вариантом будет организация совместной деятельности, по общим интересам, под контролем взрослых. Но предоставление времени для свободного общения без присутствия свидетелей тоже необходимо и очень важно для ребёнка, как возможность ощущения внутренней личной свободы, личного пространства.
Взрослым, родителям не придётся волноваться если они:
  • сохранили контакт с ребёнком - он сам расскажет содержание своего общения, и где был, и с кем был, и что делал
  • знают друзей своего ребёнка, имеют контакт с их родителями
  • не вынуждают ребёнка встречаться с друзьями тайно
  • чаще организуют совместный досуг с друзьями ребёнка и приглашают их домой, общаются с ними, оказывают помощь
  • внимательны к его друзьям, принимают выбор ребёнка, сохраняя за собой право - высказывать своё мнение, не навязывая его
  • регулярно спрашивают ребёнка не только о содержании общения, но интересуются его друзьями, в курсе их дел, интересуется их семейными и личными делами, здоровьем
Cоблюдение этих условий - поможет достичь два положительных результата. Во-первых - друзья ребёнка станут почти членами семьи, что не позволит им втягивать товарища, во что-то плохое и скрывать это - скорее они первые забьют тревогу.

Во-вторых, вы не встанете между ними, и не станете врагом, что является гарантией открытости в отношениях, а значит безопасности и опосредованного контроля над ситуацией. Итак, формула благополучного развития ребёнка, с точки зрения отношения к нему окружающих его взрослых выглядит так: сохранённый душевный контакт + взаимное доверие и уважение + понимание и принятие + свобода и контроль + повышение психологической и педагогической грамотности родителей = любовь!!! Помочь, а не помешать!

16.05.2017 Аросьева А.Д.

Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Детско-родительские отношения,

Читать по теме:

Научитесь быть ненужными своим выросшим детям

Научитесь быть ненужными своим выросшим детям

27.05.2021
1205
Чрезмерная родительская забота о ребенке становится для него помехой по мере взросления. Да и сами родители со временем начинают сетовать на несамостоятельность подросших отпрысков. Проблема в том, что мамы и папы в душе боятся стать ненужными своему чаду.

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Токсичная мать: неужели она нарочно?

Токсичная мать: неужели она нарочно?

26.05.2021
21352
Клинический психолог Юлия Лапина: "После общения с токсичной матерью уже взрослой дочери формально нечего сказать, но после фразы вроде «ой, ну конечно ты можешь ехать в отпуск с этим парнем, мне уже нужно привыкать быть одной, кому нужна старая больна мать, это понятно» - ощущения не из приятных. Вина - эффективный метод кнута, но токсичный для обеих сторон."

Метки: Чувство вины, Обида, Манипуляции, Детско-родительские отношения,

Как вырастить гения: 7 правил еврейских родителей

Как вырастить гения: 7 правил еврейских родителей

26.05.2021
1120
Почему еврейские дети становятся гениями: 7 правил воспитания

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Нелюбимые взрослые мальчики

Нелюбимые взрослые мальчики

25.08.2020
2488
Все и всегда довольны хорошими мальчиками. Потому что все хорошее в жизни случается благодаря хорошим мальчикам.

Метки: Детско-родительские отношения,

5 грубейших ошибок в воспитании мальчиков

5 грубейших ошибок в воспитании мальчиков

23.06.2020
2705
Некоторые родители допускают в воспитании сыновей ошибки, которые не позволяют им превратиться в настоящих мужчин.

Метки: Воспитание,

44 способа сказать детям, как сильно вы их любите

44 способа сказать детям, как сильно вы их любите

15.07.2019
5892
Если РЕБЕНОК говорит "Я не люблю тебя", не стоит его слова воспринимать буквально. Просто сегодня он чем-то расстроен и огорчен. Как же наладить контакт с самым дорогим человеком?

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Без крика и наказаний: Как инуиты решают проблему детской агрессии и непослушания

Без крика и наказаний: Как инуиты решают проблему детской агрессии и непослушания

25.06.2019
6581
Если кто-то из детей действовал под влиянием гнева — бил кого-то или закатывал истерику — его никто не наказывал. Вместо этого родители ждали, пока ребенок успокоится, и потом, в спокойной обстановке, делали кое-что, что очень понравилось бы Шекспиру: они разыгрывали спектакль.

Метки: Воспитание, Материнство, Трудное поведение, Семья, Детско-родительские отношения,

УДОБНЫМ детям – очень НЕ удобно жить

УДОБНЫМ детям – очень НЕ удобно жить

22.04.2019
6300
Ребенок – такой же человек, просто маленький. Он должен иметь право голоса и нести ответственность за свои решения. Только так он сможет вырасти ответственным взрослым, а не инфантильным маменькиным сынком. Если принимать все решения за него, не советуясь, можно здорово облегчить жизнь себе сейчас и также усложнить в будущем. Причем как себе, так и ребенку.

Метки: Детско-родительские отношения,

Эрик Берн: Когда ребенку исполняется 6 лет, его жизненный план уже готов

Эрик Берн: Когда ребенку исполняется 6 лет, его жизненный план уже готов

19.03.2019
13062
Если родители видели в своем сыне глупого, слабого и неуклюжего ребенка, а в дочери — уродливую и глупую девочку, то они такими и будут.

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Все дело в ... папе!

Все дело в ... папе!

19.02.2019
6667
Мама дает жизнь, а папа – силу жить. Это с его ценностями сверяет ребенок каждый свой шаг. Способность действовать, предъявлять себя, рисковать, творить новое, жить свою жизнь и идти своим путем - именно на эти сферы жизни взрослого человека влияет фигура отца.

Метки: Личность, Детско-родительские отношения,

Родители как ТЕСТ

Родители как ТЕСТ

25.01.2019
6695
Отношение к матери - неплохой тест на вашу самооценку. Все дело в том, что инфантилы ждут от матерей бесконечного одобрения и очень болезненно реагируют на критический материнский взгляд.

Метки: Детско-родительские отношения,

Как я стал стесняться своей матери: случай из практики

Как я стал стесняться своей матери: случай из практики

14.01.2019
9920
После развода она стала вести себя неподобающе женщине в этом возрасте. Носит ботфорты, кожаные юбки и сумки из питона. Ее внешний вид привлекает мужчин, а мне стыдно за нее.

Метки: Подростковый возраст, Материнство, Женщины, Детско-родительские отношения,

Человек не будет иметь удачных отношений до тех пор, пока не наладит их с матерью

Человек не будет иметь удачных отношений до тех пор, пока не наладит их с матерью

09.01.2019
13782
Практика показала, что именно те люди, которых любила мать безусловной любовью, любила и уважала в них их отца, в своей жизни могут быть счастливы и успешны. Принимая, любя и уважая себя, такие люди так же относятся к своим детям и к окружающим.

Метки: Воспитание,

Масштаб материнского влияния на судьбу дочери

Масштаб материнского влияния на судьбу дочери

27.12.2018
9206
Депрессивная мать - это грустная мать, у которой нет никаких желаний, которая ничем не интересуется и не находит удовольствия ни в чём. И вот тогда она не может интересоваться и собственным ребёнком, заниматься им с удовольствием.

Метки: Материнство, Детско-родительские отношения,

Вылезти из-за плинтуса. Мама не читай!

Вылезти из-за плинтуса. Мама не читай!

25.12.2018
6233
Сложные отношения с матерью не обязательно возникают там, где мать ведет себя как жестокая мачеха. Часто связано и с матерью-жертвой, бледной тенью, и с матерью-подружкой, не настаивавшей ни на чем, и со сверхопекающей матерью "я-тебе-всю-жизнь-отдала" и с матерью-соперницей.

Метки: Материнство, Детско-родительские отношения,

Заботливая мать — психологический вампир

Заботливая мать — психологический вампир

18.12.2018
7444
С желаниями ребенка, его потребностями, способностями и склонностями не считаются. Основные воспитательные слова — «должен» и «нельзя». Воспитание идет или по пути принуждения, или в условиях повышенной моральной ответственности.

Метки: Материнство, Манипуляции, Психологическое насилие, Детско-родительские отношения,

Что скрывается за семейным проклятием и венцом безбрачия: взгляд психолога

Что скрывается за семейным проклятием и венцом безбрачия: взгляд психолога

11.12.2018
6074
Типичные случаи «семейных проклятий» выглядят так: жизнь предка, имеющего «тяжелую судьбу», трагически обрывается. В последующих поколениях обязательно появляется тот, кто «копирует» тяжелую судьбу своего предка: совершает убийство (самоубийство), не может создать семью, становится душевнобольным.

Метки: Семья, Детско-родительские отношения, Метод системных семейных расстановок,

О прощении родителей: ненавидеть маму опасно для жизни!

О прощении родителей: ненавидеть маму опасно для жизни!

10.12.2018
4096
Для маленького ребенка всё несовершенство мира персонифицируется в родителях

Метки: Детско-родительские отношения,

Отвержение отца ведет к психической задержке развития ребенка

Отвержение отца ведет к психической задержке развития ребенка

09.12.2018
8130
За решение матери — оградить ребёнка от отца, человек всю жизнь будет платить невероятно высокую цену. Словно он потерял благословение на жизнь.

Метки: Воспитание,

Секс при ребенке

Секс при ребенке

27.11.2018
32322
Не редки случаи когда пара, родив ребенка, спит с ним в одной постели, часто до 4х и более лет. Это поведение родителей, несомненно является инцестуозным. И это все, безусловно, наносит детям травму, приводит к ранней cекcуализации.

Метки: Детско-родительские отношения,

Нервные расстройства у детей: что должны знать родители

Нервные расстройства у детей: что должны знать родители

25.11.2018
7384
Как могут проявляться нервно-психические расстройства у детей, как распознать психологическую травму и на что обязательно нужно обратить внимание родителям?

Метки: Воспитание,

Любовь к отцу: сценарий развития СУДЬБЫ вашей дочери

Любовь к отцу: сценарий развития СУДЬБЫ вашей дочери

21.11.2018
7824
Чтобы определить судьбу девочки, нам понадобится узнать, каким видит отца девочки её мать. Ведь именно от маминого решения зависит, можно ли девочке любить папу самостоятельно, или ей до зрелости смотреть на папу мамиными глазами.

Метки: Детско-родительские отношения,

Мы травмированы матерями, но компенсации не будет

Мы травмированы матерями, но компенсации не будет

19.11.2018
10285
Зачастую клиент годами ходит «по тем же дорогам». Нет работы – виновата мама: она в детстве полностью блокировала мою поисковую активность. Нет девушки – виновата мама: ей никогда не нравились мои подружки. Развелась с мужем – виновата мама: не предоставила в детстве хорошую модель для подражания, ругалась с отцом. Плохие отношения с собственными детьми – виновата (угадали!) мама: я воспроизвожу семейный сценарий.

Метки: Материнство, Психотерапия, Инфантильность, Детско-родительские отношения,

Дочери, которых не любили и тяжкая ноша семейных секретов

Дочери, которых не любили и тяжкая ноша семейных секретов

09.11.2018
8371
«Моя мать все мое детство обесценивала мои успехи в учебе, говоря, что ну хоть что-то у меня должно получаться, а то ведь я такая страшная и толстая. Она заставляла меня ужасно себя чувствовать каждый день. Представьте мое удивление, когда я узнала, уже став взрослой, что она хвасталась моими успехами другим, потому что это делало её успешной матерью в чужих глазах. Это было последней каплей. Просто классическое лицемерие».

Метки: Воспитание, Материнство, Психическая травма, Психологическое насилие, Детско-родительские отношения,

Заморозка несконтейнированных детских травм – основа любой травли и дедовщины

Заморозка несконтейнированных детских травм – основа любой травли и дедовщины

08.11.2018
6587
Заморозка несконтейнированных детских травм – основа любой травли и дедовщины. Девиантного детского поведения. Старшеклассники издеваются над младшими, как когда-то издевались над ними. Педофилы чаще всего сами становились жертвами насилия. Самый злой начальник на работе обычно тот, кто дополз по карьерной лестнице с самого низа и «всем все помнит».

Метки: Агрессия, Домашнее насилие, Психическая травма, Детско-родительские отношения,

Тяжелое детство

Тяжелое детство

05.11.2018
3389
В правдивой и оттого страшной книге «Что сделали с тобою, бедное дитя» подробно описываются педагогические методы прошлого и позапрошлого столетия, слишком ужасные, чтобы приводить их здесь. И совершенно обыденные для того времени.

Метки: Детско-родительские отношения,

5 типов отцов, которые делают из своих детей закомплексованных неудачников

5 типов отцов, которые делают из своих детей закомплексованных неудачников

06.10.2018
9640
Вечно недовольный отец. Такому отцу практически невозможно угодить. «Папа, папа! Я нашел золотой самородок величиной с череп лошади!» — «Куда в обуви на ковер?!»

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Самооценка,

НЕлюбовь

НЕлюбовь

03.10.2018
4248
Ничто так действительно не разрушает человека, как Нелюбовь. Ребенок несет идею и во взрослый мир, что его все таки любили. Защитную идею. Нет ничего страшнее заметить, что это было не так.

Метки: Семья, Детско-родительские отношения,

Почему в семьях, где все хорошо, что-то не хорошо с детьми

Почему в семьях, где все хорошо, что-то не хорошо с детьми

30.09.2018
52815
В последнее время стали обращаться семьи, которые дружные и счастливые, но, почему-то с детьми в этих семьях что-то происходит, например, дети яростно дерутся между собой, или дети имеют не типичные длительные приобретенные симптомы – заикание, энурезы,  истерики, большой вес и т.д.

Метки: Семья, Детско-родительские отношения,

Неполноценные матери

Неполноценные матери

30.09.2018
5506
Инфантильная мать ждет от ребенка, которого сама произвела на свет, что он компенсирует ту любовь и внимание, которое она сама не получила в детстве.

Метки: Материнство, Инфантильность, Семья, Детско-родительские отношения,

Интервью недели

Мне жаль детей, которых с рождения водят в развивающие центры

Мне жаль детей, которых с рождения водят в развивающие центры

«Маленькие вундеркинды» спустя несколько лет вдруг бросают чтение, охладевают к школьным занятиям и вообще перестают чем-либо интересоваться. В чем тут дело?

Мне жаль детей, которых с рождения водят в развивающие центры

Марина Мелия

Поделиться

Метки

...
Ceкcуальность Агрессия Апатия Арт-терапия Биполярное расстройство Возраст Воспитание Выгорание Гештальт-терапия Гипноз Границы Деньги Депрессия Детско-родительские отношения Домашнее насилие Жалость Женщины Зависимое расстройство личности Зависимость Зависть Застенчивость Измена Импульсивность Инфантильность Истерия Карьера Коммуникации Конфликты Кризис среднего возраста Личность Любовь Манипуляции Материнство Мотивация Мужчины Нарциссизм Насилие Неблагополучная семья Невроз Нерешительность Неуверенность в себе Обида Одиночество Отвержение Отношения Панические атаки Пассивная агрессия Переедание Перфекционизм Пограничное расстройство личности Подростковый возраст Позитивная психология Предательство Привлекательность Психическая травма Психологический кризис Психологическое насилие Психопатия Психосоматика Психотерапия Развитие личности Развод Раздражительность Расставание Ресурсы Самооценка Семейные кризисы Семья Случаи из практики психотерапии Смысл жизни Снижение полового влечения Созависимость Спасательство Страх Стресс Стыд Сценарии Счастье Тревожность Трудное поведение Уверенность Управление эмоциями Фобии Чувство вины Шизофрения Экзистенциальный кризис Эмоциональная зависимость Энергия Эффективность