О свободе от родительских запретов

19 Июня 2017
2096

Тина Уласевич
Психолог, семейный терапевт, гештальт-терапевт

Сначала от детей ждут, чтобы они заговорили и начали ходить,
а потом – чтобы сели и замолчали


Сегодня под моими окнами очень долго слышался пронзительный женский голос: «Нельзя!», повторялось снова и снова. Я решила, что кто-то гуляет с собакой. Оказалось, нет. Мама «гуляла» с ребенком.

Если в детстве что-то и вызывает столько беспокойства у родителей, так это деятельность детей. В детстве мы то и дело слышим от родителей: «Не трогай!», «Не прыгай!», «Не ходи!», «Помолчи!». Дети постоянно хотят что-то делать, а родителям это неудобно. И они всячески пытаются их ограничить, "оградить". От чего? От опасностей жизни, а по сути - от самой жизни.

После того как произошло «укрощение строптивого», ребенок уже ничего не хочет. Из активной позиции он переходит в позицию пассивную. Вырастая, даже если человек осознает свои желания (уже это редкость), он не знает, как их исполнить, не умеет, не верит в себя.

Его родители или запретили ему действовать самостоятельно, не доверяя его способностям, или спроецировав на него собственные неудачи, или сами все сделали за него (гиперопекающие родители). В итоге получаем зависимых взрослых (от других людей, или от вещества, которое контролировать легче, чем людей).

Конечно, никто не спорит, что запреты нужны, хотя бы для того, чтобы ваш ребенок дожил до самостоятельного возраста, но, надо же и меру знать. Если постоянно ограничивать ребенка в свободе, какого взрослого вы хотите вырастить?

Если вы постоянно ему твердите, что жизнь полна опасностей и все, что в ней есть, связано с чудовищным риском (в особенности то, что доставляет ему удовольствие), и провалом то, кто вырастает в итоге? Человек, который сделал вывод: «Что бы я не сделал, все будет плохо. Не ошибается тот, кто ничего не делает».

Кому это выгодно? Определенно не ребенку. Родители во все времена пытались «обезопасить» ребенка: пеленание, манежи и т.д. Аргументы в пользу ограничения подвижности ребенка, безусловно, приводятся, только вот нужно ли все это для безопасности именно ребенка? Или все-таки для спокойствия родителей? Для снижения их тревоги? Ребенка обездвиживают, чтоб не мешал, не отвлекал родителей.

«Детки в клетке»?

детки в клетке.jpg

Данная фотография была сделана в 1930 году.

Таким способом рекламировались клетки для детей в начале прошлого века.

Этим способом достигалось сразу две цели, решался вопрос с прогулкой малыша на свежем воздухе и за счет этого увеличивалось свободное пространство квартиры.

Впервые эта идея была запатентована в США в 1922 году, а широкое распространение она получила в Лондоне в 30 годах при поддержке городского совета.

Говорят что, если у животных, выращенных в неволе, убрать клетку, они продолжают двигаться по предложенному периметру. Очень похоже на метафору, приведенную в книге одного терапевта, когда ребенок бегает вокруг дома, а когда у него спрашивают, что он делает, он говорит, что убегает из дома, но, родители запрещают ему переходить дорогу.

«Почти совсем не замечает он,
И лишь когда натянута струна,
Осознает, что эта связь прочна»
Фрост

Может, стоит еще раз пересмотреть свою систему запретов?

О свободе от родительских запретов.jpg

В психодраме есть упражнение «Ленточки» (автора, к сожалению, не знаю, предположительно В.Сатир). Используется в групповой терапии как разогрев.

Инструкция:

Ведущий выбирает из группы одного участника и говорит: "Представь, что ты ребенок, которому уже исполнился годик, а я твоя мама. Я, как мама, естественно люблю тебя и стараюсь делать все для твоего блага! Но я же беспокоюсь за тебя. Ты ведь уже начал ходить.

Вот мы вышли гулять на улицу, а ты меня не слушаешься - а вдруг ты от меня убежишь? И что я буду делать? И я, только из любви к тебе, завяжу тебе ножки веревочкой, чтобы ты не убежал. Но ты знай - это я делаю только из любви к тебе!". С этими словами ведущий перевязывает щиколотки "ребенка" ленточкой.

Затем - поскольку ребенок подрастает и начинает все хватать, ведущий примерно с таким же текстом завязывает ленточками ручки. Потом – глаза (чтобы не увидел ничего «лишнего»), затем рот (чтобы не сказал ничего «лишнего»).

Затем, поскольку ребенка пора отдавать в сад, мама повязывает ему ленточку на шею, с тем, чтобы отдать свободный конец другим взрослым, чтобы он их слушался. Ребёнку ещё завязывают уши, чтоб он не дай бог ничего «лишнего» не услышал. Когда он подрастает, он начинает выражать много чувств и ему завязывают грудь, позже, когда появляется интерес к сексуальной сфере, ему завязывают ленточку на бёдрах.

Затем ведущий спрашивает протагониста, какая ленточка ему больше всего мешает и что бы он в первую очередь хотел снять и почему. Таким образом, снимаются по очереди все ленточки.

Иногда стоит задуматься:

- В каких сферах у вас больше всего ограничений? От кого вы их получили? Как они звучали? В каком возрасте вы их услышали? Актуальны ли они сейчас?

- Помогали ли они вам в жизни? Если нет, то удалось ли вам их преодолеть?

- А может, стоит уже «отвязать ленточку» («перерезать пуповину»)? Может пора перестать бояться?

Решиться на риск, ошибки, неудачи, провала. Иногда родителей уже нет в живых, но, они продолжают жить у нас «в голове», запрещая нам экспериментировать и получать новый опыт. Многие взрослые ограничиваются фантазиями о действиях, об успехе. Они не решаются что-то сделать в реальности.

Попробовать построить отношения, сменить работу, написать книгу или картину. А вдруг не получится? Отсутствие действий помогают избежать встречи с неудачей. Большинство из нас стыдится неудач, и этот стыд преследует нас постоянно.

Мы боимся осмеяния своих ошибок и провалов, одно неверное движение, и все пропало. Мы забываем, что не попробуешь, не узнаешь. Стыд – другое название гордыни. Страх неудачи препятствует личностному росту. Периодические неудачи – это часть нашей жизни.

Падая и вставая вновь, мы учимся узнавать и принимать себя. Понимать других людей (которые тоже совершают ошибки). Действие – это всегда риск, всегда ставка, всегда отсутствие гарантий в успехе. Отношения зависят от мужества потерпеть неудачу. Без этого вы обречены на жизнь в одиночестве.

Иногда, очень хочется попросить взрослых людей проанализировать «наследство», которое им досталось, написать родительские запреты, которые их ограничивают (из которых они давно «выросли»), на бумаге, и сжечь. Пусть горят синим пламенем! А пепел развеять по ветру, вместо того, чтобы делать это со своей жизнью.

А для начала сделайте простое упражнение. Напишите фразу «Я должен» и перечислите 10 пунктов. Зачеркните слово «должен» и замените его на «хочу». Есть ли противоречия?  Может пора осознать, что вы выросли? Ребенок должен подчиняться требованиям взрослых, у взрослого есть выбор.

Когда мы говорим себе "я должен" – это блокирует энергию, потому что "должен" напоминает ярмо, одетое на шею. И совсем другое дело "я хочу". Выбирайте хоть иногда себя. Верьте в себя. И помните, кто не рискует, тот не выигрывает.

Источник

Метки: Застенчивость, Неуверенность в себе, Нерешительность, Детско-родительские отношения,

Комментарии для сайта Cackle

Читать по теме:

3 средства от беспомощности

3 средства от беспомощности

02.09.2017
1462
Доказано, что если человек систематически: испытывает поражение, несмотря на все усилия; переживает трудные ситуации, в которых его действия ни на что не влияют; оказывается среди хаоса, где постоянно меняются правила и любое движение может привести к наказанию — у него атрофируется воля и желание вообще что-то делать. Приходит апатия, а за ней — депрессия.

Метки: Мотивация, Личность, Неуверенность в себе, Психическая травма, Нерешительность,

Джон Элдридж: Самый главный вопрос для мужчины

Джон Элдридж: Самый главный вопрос для мужчины

25.08.2017
2243
Большинство мужчин живут, пытаясь ответить на этот вопрос или страдая от того ответа, который они получили. Существует два основных варианта реакции на боль, которую причиняет нанесенная рана. Мужчины либо пытаются каким-то образом заглушить боль и ожесточаются, либо пытаются притерпеться к боли, свыкнуться с ней и становятся пассивными.

Метки: Воспитание, Мужчины, Детско-родительские отношения,

Золушка в сказке и в жизни: психотерапевтический ракурс

Золушка в сказке и в жизни: психотерапевтический ракурс

24.08.2017
1386
Гештальт-терапевт Геннадий Малейчук: "Очевидно, что семья, в которой живет Золушка, дисфункциональна по ряду параметров. Одним из примеров ролевой дисфункциональности является делегирование роли взрослого ребенку. В своей семье Золушка с детства перегружена взрослыми обязанностями и играет роль козла отпущения."

Метки: Женщины, Семья, Детско-родительские отношения, Гештальт-терапия,

Игнорирование: правила применения

Игнорирование: правила применения

21.08.2017
1419
Несмотря на неприятности, которые может принести в жизнь игнорирование, это действенный способ избавиться от некоторых неприятных черт в поведении близких людей. Так игнорирование нежелательного поведения ребенка, иногда отличный способ это поведение прекратить.

Метки: Воспитание, Семья, Детско-родительские отношения,

Как понять, сепарировался мужчина от матери или нет

Как понять, сепарировался мужчина от матери или нет

13.08.2017
7702
Если психологическая сепарация произошла у мужчины, то он перестает в своей женщине видеть мать, он несколько снисходителен к ней в ее проявлениях истеричности и спокойно может контейнировать ее и свои эмоции. Он сам при этом становится менее истеричным и аффективно заряженным. И его жизнь в семье становится более качественной.

Метки: Созависимость, Мужчины, Детско-родительские отношения,

Классификация психологических проблем детей в зависимости от "тараканов" в голове матери

Классификация психологических проблем детей в зависимости от "тараканов" в голове матери

10.08.2017
4931
Психолог Михаил Лабковский: "Дамы, уверенные, что ребенок – это их большое одолжение и подарок мужу, самого ребенка воспринимают как проблему, которую надо решать. Они с детьми не общаются – они «занимаются уходом и воспитанием». Гардероб, кружки, школа, чтоб все как у людей. Конечно, ребенок при этом чувствует себя инструментом для манипуляций и обузой, да от него этого никто особенно не скрывает."

Метки: Воспитание, Материнство, Детско-родительские отношения,

Стать жертвой. Быть жертвой. Жить жертвой

Стать жертвой. Быть жертвой. Жить жертвой

07.08.2017
1900
Елена Мартынова, психолог: "Психотерапевты в своей практике слишком часто встречаются с жертвенностью. Так часто, что, кажется, трудно найти человека, который бы уже перестал жертвовать собой. Жертвовать ради детей, ради супругов, ради родителей, ради… сами не знают чего."

Метки: Чувство вины, Созависимость, Неуверенность в себе, Жалость,

Психогенный зуд

Психогенный зуд

03.08.2017
1904
Гештальт-терапевт Геннадий Малейчук: "Клиентка, 23 лет, замужняя, 2 детей, образование высшее. Внешне очень яркая, красивая, высокая, стройная. На первом сеансе клиентка Д. жаловалась на периодически возникающий зуд (преимущественно в области кистей рук)."

Метки: Чувство вины, Психосоматика, Управление эмоциями, Неуверенность в себе, Эмоциональная зависимость,

Уроки с ребенком делать не надо!

Уроки с ребенком делать не надо!

31.07.2017
3244
Психолог Михаил Лабковский: "Делать уроки с ребенком не надо! Собирать с ним портфель не надо! Спрашивать «как там, в школе?» не надо. Вы и отношения портите и результат только отрицательный. Вам что, с ним больше поговорить не о чем?"

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Учите детей не контролировать эмоции, а управлять ими

Учите детей не контролировать эмоции, а управлять ими

25.07.2017
5372
Инна Бардина, психолог: "Развитый эмоциональный интеллект поможет научиться управлению своим эмоциональным состоянием и своевременно освобождаться от негатива. Чем лучше это будет получаться у вас, тем легче вам будет научить этому вашего ребенка."

Метки: Воспитание, Управление эмоциями, Детско-родительские отношения,

Отцы и дети: влияние значимых других на развитие идентичности

Отцы и дети: влияние значимых других на развитие идентичности

21.07.2017
1085
Гештальт-терапевт Геннадий Малейчук: "Даже если родители могли бы стать идеальными, не стоило бы ожидать, что жизнь детей станет свободной от проблем, дискомфорта и кризисов. Однако именно ранний опыт, основанный на эмпатии, принятии и любви ребенка, позволяет ему овладеть зрелыми механизмами защиты, научиться осознавать свои желания и возможности и достигать большей гармонии в контакте с собой и другими".

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Не быть жертвой

Не быть жертвой

20.07.2017
12871
Психолог Михаил Лабковский: "Когда вас просят садиться, а вы отвечаете: «Спасибо, я постою», — вы ведете себя как жертва. Когда женщина живет с бойфрендом, который не только не собирается жениться, но даже не горит желанием сводить ее в кино, а приезжает только по ночам, причем ей это не нравится, но она терпит — она жертва."

Метки: Страх, Неуверенность в себе, Психическая травма, Стыд, Нерешительность,

«Материнская нелюбовь...»

«Материнская нелюбовь...»

17.07.2017
1157
Психолог Светлана Чернышова: "Половина опрошенных женщин отметили, что начали любить своего ребенка практически сразу после рождения, а другая половина, что только после рождения второго ребенка. А то и после появления первого внука."

Метки: Материнство, Детско-родительские отношения,

Коротко о насилии, созависимости и пути выздоровления

Коротко о насилии, созависимости и пути выздоровления

11.07.2017
3290
Психолог Екатерина Бойдек: "Люди, подвергнувшиеся насилию, не важно – физическому, сексуальному или психологическому, склонны искать в отношениях с другими то, что даст их «раненному ребенку» чувство безопасности. И занимают, как правило, одну из трех ролей так называемого треугольника созависимости (треугольника Карпмана): Жертва – Преследователь-Спасатель".

Метки: Отношения, Созависимость, Психологическое насилие, Детско-родительские отношения, Эмоциональная зависимость,

Разорвать удавку: преодоление запрета выступать публично

Разорвать удавку: преодоление запрета выступать публично

08.07.2017
1685
Гештальт-терапевт Евгения Рассказова: "Вера обратилась по поводу запрета проявляться публично. Её статус в профессии достаточно высок – при этом она не выносит мысли о том, чтобы опубликовать свою фотографию, не пишет текстов, не в состоянии записать интервью. А на конференции с ней перед выходом на сцену случилась паническая атака."

Метки: Застенчивость, Коммуникации, Неуверенность в себе, Нерешительность,

Мужчинами не рождаются

Мужчинами не рождаются

05.07.2017
5309
Психолог Михаил Лабковский: "Многие женщины страдают истерическим неврозом и ежевечерне устраивают скандалы из-за невымытой чашки, брошенных под кровать носков и, конечно, уроков. Мальчик становится тревожным невротиком. Из физиологических последствий – тики, заикания, экзема, нейродермит. И вырастает он такой - инфантильный, затюканый, опекаемый, несамостоятельный. Женщины, помните, гиперопека - это история не про любовь, а про тревожность и больше ничего."

Метки: Воспитание, Материнство, Мужчины, Детско-родительские отношения,

"Невольный узник собственных сомнений" или Внутренний Травмированный Ребенок

"Невольный узник собственных сомнений" или Внутренний Травмированный Ребенок

04.07.2017
3340
Гештальт-терапевт Тина Уласевич: "Вспомните человека, который вас «бесит», — посмотрите внимательно и вы увидите в нем свое искаженное отражение. Когда в другом человеке мы замечаем те качества, которые однажды себе запретили, внутри нас вскипает ничем не оправданное бешенство, и на этом человеке мы стремимся выместить всю ту злость, которую испытываем к самим себе."

Метки: Застенчивость, Чувство вины, Неуверенность в себе, Инфантильность, Психическая травма, Психологические защиты, Нерешительность,

"Лучший способ привязать к себе ребенка – это лишить его материнской любви"

"Лучший способ привязать к себе ребенка – это лишить его материнской любви"

29.06.2017
15591
Гештальт-терапевт Геннадий Малейчук: "Она звонит своей маме каждый день. Ей немного за тридцать, удачно замужем, с двумя образованиями, в отпуске по уходу за ребенком. У нее муж и маленькая дочка, любящие ее и ждущие от нее любви. Она звонит маме с надеждой услышать от нее, что та ее любит. Но в ответ она слышит лишь ставшие уже привычными критику, оценки, наставления."

Метки: Созависимость, Материнство, Психотерапия, Детско-родительские отношения,

Отец, отпусти меня

Отец, отпусти меня

17.06.2017
1664
Гештальт-терапевт Евгения Рассказова: "Записываясь на тренинг, Антон сообщил, что ему хочется быть с людьми, но что-то мешает выходить на контакт. Когда Антон пришёл в группу, я увидела уверенного, успешного человека. Он вёл себя дружелюбно и открыто. Он и сам активно говорил, и старался прислушиваться к другим, и в целом казался идеальным участником. Я смотрела и пыталась понять, где у него надлом."

Метки: Детско-родительские отношения,

Брошенность и запрет проявляться

Брошенность и запрет проявляться

12.06.2017
5115
Гештальт-терапевт Евгения Рассказова: "Переживания мучительной зажатости и скованности в общении, то, что мы называем «запретом проявляться», бывают связаны с эпизодами брошенности в раннем возрасте. Нет человека, который в детстве не пережил бы ситуацию, когда его оставляли близкие люди. Но не всякая оставленность становится именно брошенностью, травмой. Весь вопрос в том, как оставили, кто оставил, на какой срок. Расскажу вам историю работы с женщиной по имени Мария."

Метки: Застенчивость, Неуверенность в себе, Психическая травма, Телесные блоки, Нерешительность,

Родительские негативные послания

Родительские негативные послания

07.06.2017
3369
Психотерапевт Ирина Млодик: "Одна из сложностей, с которой я регулярно встречаюсь в практике и, конечно, сама ощущала как родитель — отделять свои переживания и потребности от переживаний и потребностей ребенка. При всей простоте и очевидности это бывает совсем непросто сделать. Мы растим детей, чтобы у них была своя жизнь или чтобы нам с ними легко жилось? Мы заботимся об их счастье, предостерегая, критикуя, поддерживая какой-то их шаг? Или, делая это, мы заботимся о себе?"

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Сценарии,

Я буду жить для тебя (Посвящается всем мамам, живущим ради своих детей)

Я буду жить для тебя (Посвящается всем мамам, живущим ради своих детей)

31.05.2017
5757
Гештальт-терапевт Геннадий Малейчук: "Понимаю, что пишу статью на тему неблагодарную, что вызову на себя много возмущения, злости и даже ярости тех женщин, которые смыслом своей жизни избрали материнство. И все же пишу. Наболело."

Метки: Созависимость, Материнство, Детско-родительские отношения,

"Забывшие о любви друг к другу. Таких семей много"

"Забывшие о любви друг к другу. Таких семей много"

30.05.2017
4543
Психолог Дарья Размахнина: "Знакомство с этой семьей началось с приезда мамы и сына. Чудесные, славные – но ужасно измотанные бесконечными проблемами учебы и воспитания. Забывшие о любви друг к другу. Таких семей много. Очень много."

Метки: Воспитание, Трудное поведение, Семья, Детско-родительские отношения, Случаи из практики психотерапии,

Психолог Лабковский: родителя, поднявшего руку на ребенка, должна ждать тюрьма

Психолог Лабковский: родителя, поднявшего руку на ребенка, должна ждать тюрьма

21.05.2017
8113
Психолог Михаил Лабковский: "Нынешнее поколение взрослых — это поколение битых детей. Поэтому сегодня они продолжают бить уже своих детей. Все дети во всем [цивилизованном] мире в 3-4 года, когда приходят в детский сад, получают номер телефона, куда они могу звонить в случае, если они расценят поведение взрослых как агрессивное. К сожалению, у нас этим даже близко не пахнет."

Метки: Воспитание, Домашнее насилие, Неблагополучная семья, Детско-родительские отношения,

Три способа как перестать зависеть от чужого мнения

Три способа как перестать зависеть от чужого мнения

19.05.2017
4724
Психолог Елена Бинкевич: "Почти каждый испытывал, а многие постоянно испытывают зависимость от чужих оценок. Опасаясь и избегая негативных оценок, человек стремится угадать, подстроить свое поведение для того, чтобы по его мнению, получать только положительные оценки. Если вы хотите перестать быть зависимым от чужого мнения, тратить свое время и силы в ожидании оценки со стороны. А получив ее, переживать, то воспользуйтесь описанным способом."

Метки: Страх, Неуверенность в себе, Стыд,

Негативные последствия подавления взрослыми интересов и чувств подростка

Негативные последствия подавления взрослыми интересов и чувств подростка

17.05.2017
3245
Аросьева Александра, психолог: "Взрослые, в том числе и учителя, не только не пытаются поинтересоваться мнением ребёнка, но что ещё хуже, зная его - игнорируют и подавляют все индивидуальные проявления, желания, потребности, мнения и главное - чувства ребёнка".

Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Детско-родительские отношения,

"Неудобные" дети неудобны для насильников

"Неудобные" дети неудобны для насильников

15.05.2017
3995
Психолог Екатерина Бойдек: "Важно учиться выдерживать свою родительскую тревогу. Важно напоминать себе, что наши возможности ограничены. Мы не всесильны, и нам часто приходится сталкиваться со своим родительским бессилием. Если ребёнок знает, что мы «рассыпаемся» от того, что с ним происходит, даже при условии наших прекрасных отношений, он не будет с нами делиться тем, что его волнует."

Метки: Воспитание, Домашнее насилие, Детско-родительские отношения,

Феномен "мертвой" матери

Феномен "мертвой" матери

11.05.2017
8801
Гештальт-терапевт Геннадий Малейчук: "Потребность в близком эмоционально-телесном контакте является важнейшей для ребенка-младенца, и неспособность матери поддержать эту потребность приводит к серьезным проблемам в его развитии. В силу своих собственных проблем "мертвая" мать оказывается неспособна поддержать психологические задачи развития своей дочери."

Метки: Материнство, Детско-родительские отношения,

Когда стыд имеет привкус материнской заботы

Когда стыд имеет привкус материнской заботы

04.05.2017
6026
Психотерапевт Мария Кудрявцева: "Взрослея, девочка начинает понимать, насколько легко вывести мать из равновесия и из-за этого скрывает свою личную жизнь, так как любая попытка отделиться, обрести собственные интересы делает её в глазах матери злейшим врагом. Кладя свою жизнь на алтарь материнской травмы, девочки не понимают главного: мать не одобряет дочь как личность, только как функцию, служащую удовлетворению её проблем. Любая попытка отказаться от роли «рыцаря» грозит дочери агрессией со стороны матери."

Метки: Чувство вины, Стыд, Детско-родительские отношения,

Как стать уверенным в себе: 15 простых шагов

Как стать уверенным в себе: 15 простых шагов

03.05.2017
5150
Психолог Елена Бинкевич: "Не стоит мириться с обстоятельствами, занятиями и людьми, которые заставляют Вас чувствовать свою неполноценность. Если, несмотря на усилия изменить себя или их настолько, чтобы почувствовать уверенность, Вам не удается, лучше поискать другие места и дороги. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на уныние!"

Метки: Неуверенность в себе, Самооценка,

Интервью недели

Расширение сознания, или Почему жизнь – это оргазм

Расширение сознания, или Почему жизнь – это оргазм

Светлана Кольчик взяла интервью у Роберта Турмана о счастье и смысле жизни.

Роберт Турман

Профессор Колумбийского университета, буддист, близкий друг Далай-ламы и один из главных мыслителей планеты

Поделиться

Метки

...
Агрессия Арт-терапия Биполярное расстройство Воспитание Гипноз Границы Деньги Депрессия Детско-родительские отношения Домашнее насилие Женщины Зависимость Застенчивость Измена Инфантильность Карьера Коммуникации Конфликты Кризис среднего возраста Личность Любовь Манипуляции Материнство Мотивация Мужчины Нарциссизм Насилие Неблагополучная семья Невроз Нерешительность Неуверенность в себе Обида Одиночество Отношения Панические атаки Пограничное расстройство личности Подростковый возраст Психическая травма Психологический кризис Психологическое насилие Психосоматика Психотерапия Развитие личности Развод Самооценка Сексуальность Семейные кризисы Семья Случаи из практики психотерапии Снижение полового влечения Созависимость Страх Стресс Стыд Счастье Тревожность Трудное поведение Уверенность Управление эмоциями Фобии Чувство вины Шизофрения Эмоциональная зависимость