Почему важно развивать эмоциональный интеллект?

Инга Драгун
Практикующий психолог, психолог-тренер
В упрек неудачникам часто говорят: «Если ты такой умный, то почему такой бедный?». Вам наверняка доводилось встречать людей «семи пядей во лбу», которым вопреки их высокому интеллекту ни в чем не удается преуспеть.
Вероятно, для построения успешной карьеры ума, в его традиционном понимании, недостаточно. Для объяснения этого феномена психологами предложена оригинальная теория, а на ее основе – набор практических приемов самосовершенствования. Согласно этой теории, залогом жизненных успехов выступает так называемый эмоциональный интеллект.
В нашей стране эта теория известна в основном в фрагментарном, поверхностном изложении практикующих тренеров, которые, чутко уловив современную тенденцию, уже активно предлагают соответствующие тренинги всем желающим.
Большинство источников приписывают авторство теории эмоционального интеллекта и самого этого понятия американскому психологу Дэниэлю Гоулману. Если судить по начальным этапам его карьеры, состояться, как ученому-психологу Гоулману долго не удавалось, и он находился в Гарвардском университете в роли приглашенного преподавателя.
Но отсутствие научного таланта с лихвой компенсировалось другим его даром – Гоулман неплохо владел пером. Несколько лет он работал редактором научно-популярного журнала «Psychology Today», а также выступал обозревателем солидной газеты «Нью-Йорк Таймс», специализирующейся на психологических проблемах.
Чутко отслеживая достижения и открытия своих более удачливых коллег, Гоулман регулярно отражал их на газетных страницах в ярких, доступных широким читательским массам обзорах. Параллельно он написал и несколько научно-популярных книжек, которые были встречены публикой в целом благосклонно, но бестселлерами не стали.
Поворотным моментом в карьере Гоулмана стала публикация в 1995г. книги «Эмоциональный интеллект – почему он может быть важнее, чем IQ». Книга стала настоящей сенсацией, полтора года не покидала верхних строчек в американском рейтинге бестселлеров, была переведена на 30 языков. К настоящему времени в США продано уже более миллиона экземпляров этой книги, а во всем мире – свыше 5 миллионов, что за несколько лет превратило скромного преподавателя и редактора в мультимиллионера.
Во все времена принято было считать, что успех в любой сфере человеческой деятельности требует немалого ума. Умный человек сумеет отыскать решение любой проблемы и в силу этого преуспеет на любом поприще.
Недостаточно умный обречен на отставание и прозябание. Эту тривиальную мысль афористично выразил Джордж Галифакс: «Где недостает ума, там недостает всего». В то же время ум традиционно отождествлялся со способностью к аналитическому рассуждению и противопоставлялся аффективной сфере.
В начале ХХ в. были изобретены казалось бы весьма надежные инструменты измерения ума – интеллектуальные тесты. В качестве количественного показателя был принят широко ныне известный IQ. Многочисленные исследования продемонстрировали, что этот показатель является стабильным и неизменным.
Хотя известны примеры того, что IQ можно немного повысить (в частности, за счет создания особой образовательной среды и использования особых приемов обучения), но попытки его значительного повышения всякий раз оказывались практически бесперспективными.
Исследования одаренных детей, начатое под руководством Л. Термена еще в 20-е годы, весьма убедительно подтвердило закономерность, подсказываемую здравым смыслом: высокий IQ является залогом всяческих жизненных успехов – начиная от школьной успеваемости и кончая отметками по всевозможным взрослым «предметам», таким как социальное положение и достаток.
Иными словами, социальное расслоение вполне сопоставимо с распределением IQ в человеческой популяции.
Долгое время, однако, никто не придавал значения факту, также весьма очевидному.
Если присмотреться, кто же достигает наибольших успехов в обществе, становится ясно – интеллектуалы первенствуют далеко не всегда. Даже наоборот – чаще всего они ходят в подчинении и принимают скромное жалованье из рук тех, кто в школьные годы не отличался высокой академической успеваемостью.
Вчерашние ученики, которых школьные учителя упрекали за неуспеваемость, сплошь и рядом становятся хозяевами жизни. Самый яркий пример – один из бывших президентов Соединенных Штатов, чей IQ равен 95, то есть не дотягивает даже до средней нормы. По этому поводу здравомыслящие американцы шутят: «С IQ=95 вас не возьмут секретаршей в Белый Дом, однако кресло президента вы вполне можете занять».
Этому феномену Дэниэль Гоулман предлагает простое объяснение. По его мнению, способности, измеряемые традиционными интеллектуальными тестами, определяют всевозможные жизненные успехи лишь в очень малой мере – процентов на двадцать.
Главное значение имеют совсем иные качества, совокупность которых Гоулман назвал эмоциональным интеллектом.
К этим способностям относятся умение разбираться в своих чувствах, отдавать в них себе отчет и выражать адекватно, сообразно сложившейся ситуации. То же относится и к чувствам других – человек с высоким эмоциональным интеллектом умеет их тонко распознавать и учитывать в межличностном взаимодействии.
Это лучше удается экстравертам, интроверты в этом не так сильны. Важным качеством выступает адекватная самооценка, позволяющая человеку наиболее выигрышно использовать в поведении свои сильные стороны и намеренно затушевывать слабые.

Эмоциональный интеллект, по Гоулману, включает также мотивационную составляющую – стремление к достижениям, активность, инициативу, подчинение эмоций реализации намеченных целей, а также общий оптимистичный подход к жизни.
Выделяются также необходимые общественные умения – способность вызывать у других желаемую реакцию, достигать взаимопонимания, сотрудничать, побуждать других к достижению значимых целей. Способность культивировать положительные эмоции не только у себя, но и у окружающих – важное свойство эмоционально интеллектуальных людей.
Проблема эмоциональной культуры человека оставалась актуальной на протяжении всей истории человеческого общества.
Еще в Библии, в Книге Притчей, мы находим примеры эмоциональной мудрости человечества: «У глупого тотчас же выскажется гнев его, а благоразумный скрывает оскорбления»; «Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых врачует»; «Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает»; «Долготерпеливый лучше храброго, а владеющий собой лучше завоевателя города».
Экклезиаст учит: «Сетование лучше смеха; потому что при печали лица сердце делается лучше».
Современные философы вслед за мыслителями древности подчеркивают актуальность проблемы развития эмоциональной компетентности — открытости человека своим эмоциональным переживаниям, связывая ее возможности с гармоничным взаимодействием сердца и разума, аффекта и интеллекта.
Приведем в подтверждение этого актуальное для темы нашего исследования высказывание Ошо: «Чтобы интеллект преобразовать в разум, абсолютно необходимо открыть сначала свое сердце. Разум — это интеллект, настроенный в лад с вашим сердцем».
В последнее время термин «эмоциональный интеллект» пользуется все возрастающей популярностью, но в науке по-прежнему не существует четкого определения этого понятия.
Впервые обозначение EQ — коэффициент эмоциональности, по аналогии с IQ — коэффициентом интеллекта — ввел в 1985 году клинический физиолог Рувен Бар-Он. В 1990 году Джон Майер и Питер Сэловей ввели понятие «эмоционального интеллекта».
Вместе с Дэниэлом Гоулманом, наиболее известным в нашей стране, эти ученые составляют «тройку лидеров» в исследованиях эмоционального интеллекта. Существует большое количество определений эмоционального интеллекта.
Рувен Бар-Он, автор аббревиатуры «EQ», например, определяет эмоциональный интеллект как «набор некогнитивных способностей, компетенций и навыков, которые влияют на способность человека справляться с вызовами и давлением внешней среды».
Дэниэл Гоулман — как «способность осознавать свои эмоции и эмоции других, чтобы мотивировать себя и других и чтобы хорошо управлять эмоциями наедине с собой и при взаимодействии с другими».
Эмоциональный интеллект — это способность осознавать свои эмоции и эмоции другого, способность управлять своими эмоциями и эмоциями другого и на этой основе строить наше взаимодействие. Высокий эмоциональный интеллект сам по себе может и не являться надежным предсказателем успешности в работе.
Однако он служит основой для компетенций, которые необходимы для успеха. Эмоциональная компетентность связана с эмоциональным интеллектом и основана на нем. Определенный уровень эмоционального интеллекта необходим для обучения конкретным компетенциям, связанным с эмоциями.
Например, способность четко распознать, что чувствует другой человек, дает возможность развить такие компетенции как способность влиять на других людей и воодушевлять их. Сходным образом, людям, которые лучше способны управлять своими эмоциями, легче развивать такие компетенции как инициативность и способность работать в стрессовой ситуации. Именно анализ эмоциональных компетенций необходим для прогноза успешности в работе.
Весь двадцатый век прошел под эгидой «обычного» интеллекта, IQ. Именно на основании умственных и технических способностей оценивали перспективы человека на успех в жизни. Наши люди раньше американцев усомнились в правильности этой теории, задавая вопрос: «Если ты такой умный, то почему такой бедный?».
Дэниэль Гоулман в своей книге представил данные исследований, согласно которым IQ в разных версиях влияет на успешность человека с вероятностью от 4 до 25%. Гоулман объясняет это тем, что для того, чтобы попасть в менеджеры, необходимо обладать определенным уровнем IQ. Он нужен вам для того, чтобы поступить в университет, например. Поэтому все менеджеры обладают определенным уровнем IQ.
А для того, чтобы подниматься по карьерной лестнице, надо уже что-то другое. Когда в многочисленных исследованиях сравнивали, чем же лидеры-"звезды" (8) отличаются от средненьких менеджеров, то исследования стали указывать на способности другого рода, связанные с пониманием и управлением эмоций. В Америке сейчас даже стало популярным такое высказывание: «Благодаря IQ Вы устраиваетесь на работу, а благодаря EQ — делаете карьеру».
Теория эмоционального интеллекта в первые месяцы ошеломила бизнесменов, опровергая одну из главных идей успеха в двадцатом веке: «Эмоциям не место на работе». В своей книге Гоулман убедительно доказывает, что наиболее эффективны в своей деятельности люди, которые сочетают разум и чувства.
Люди с высоким эмоциональным интеллектом лучше принимают решения, эффективнее действуют в критических ситуациях и лучше управляют своими подчиненными, что, соответственно, и способствует их росту по служебной лестнице.
Еще за 100 лет до нашей эры философ Паблиус Сирус сказал: «Управляйте Вашими чувствами, пока Ваши чувства не начали управлять Вами».
Эмоции несут в себе огромный пласт информации, используя которую, мы можем действовать значительно более эффективно. При этом важным моментом в этом подходе является то, что эмоциональный интеллект позволяет управлять своими эмоциями.
Привлекательность подхода эмоционального интеллекта заключается в том, что управление эмоциями — это навык, который можно нарабатывать и развивать, что на данный момент подтверждается данными научных исследований.
Почему так важно развивать эмоциональный интеллект?
Ответ дают многочисленные исследования ученых, свидетельствующие о том, что низкий уровень эмоционального интеллекта способен привести к закреплению комплекса качеств, названного алекситимией.Алекситимия — затруднение в осознании и определении собственных эмоций. Таким образом, умение разбираться в собственных чувствах и управлять ими является личностным фактором, укрепляющим психологическое здоровье.
Оказывается, что совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни. Гораздо важнее, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта, а именно:
- умением контролировать свои чувства;
- способностью сознательно влиять на свои эмоции;
- умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);
- умением эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения;
- способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.
Существует два основных способа восприятия окружающей действительности – ассоциированный и диссоциированный. Ассоциированный подход означает, что человек находится внутри переживаемой ситуации, смотрит на нее своими глазами и имеет непосредственный доступ к собственным эмоциям.
Диссоциированный метод позволяет оценить событие как бы со стороны, вследствие чего человек теряет связь с чувствами и переживаниями, которые имели место в реальной ситуации.
Чтобы перестать испытывать негативные эмоции и дискомфорт, многие специалисты рекомендуют диссоциироваться от тревожного, неприятного воспоминания. Для этого нужно мысленно выйти из ситуации переживания и посмотреть на это событие со стороны.
Просматривая в воображении фильм о самом себе, можно уменьшить яркость изображения, заменить цветные образы на черно-белые. В результате подобных действий неприятная ситуация постепенно перестает волновать человека, что позволяет впоследствии вернуться к ней и спокойно проанализировать все свои действия.
Очень эффективна и обратная процедура ассоциирования с приятными воспоминаниями. Каждый может вспомнить множество событий, которые были сопряжены с позитивными эмоциями и приподнятым настроением. Для того чтобы вернуть себе свежесть радостных воспоминаний, достаточно вновь войти “внутрь” некогда приятного события, увидеть его собственными глазами и постараться пережить опять, которые находятся в прямой зависимости от мышления.
Благодаря мышлению и воображению у человека могут возникать различные образы прошлого и будущего. Поэтому тот, кто управляет своим воображением, хорошо владеет и своими эмоциями.
ЛИТЕРАТУРА
Андреева И.Н. Взаимосвязь социальной компетентности и эмоционального интеллекта у подростков // Женщина. Образование. Демократия: Материалы 5-й Международной междисциплинарной научно-практическая конференция, г. Минск, 2003г.
Андреева И.Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта //Социально-психологические проблемы ментальности: 6-я Международной научно-практическая конференция. Смоленск: Изд-во СГПУ, 2004г.
Выготский Л.С. О двух направлениях в понимании природы эмоций в зарубежной психологии в начале ХХ века. Вопросы психол. 1968. № 2.
Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. СПб.: Питер, 2001.
Орме Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха. М: КСП+, 2003.
Психология эмоций. Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во МГУ, 1993.
Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004.
Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973.
Метки: Коммуникации,
Читать по теме:
8 слов-паразитов, по которым можно судить о человеке
Метки: Коммуникации,
Мужская манипуляция молчанием
Метки: Коммуникации, Манипуляции,
Как быстро нейтрализовать любую критику: Запомните эти 3 слова!
Метки: Коммуникации,
Дурацкие выражения, которые выдают ваши слабости
Метки: Коммуникации,
Как разговаривать с мудаками: Советы известного психиатра Марка Гоулстона
Метки: Коммуникации, Личность,
Влечение через агрессию: колкие обидные замечания
Метки: Коммуникации, Отношения,
О чем лучше молчать, даже когда тебя спросят: 7 золотых советов
Метки: Коммуникации, Личность,
Психическая усталость: Люди, которые нас истощают
Метки: Коммуникации, Личность,
Насилие молчанием
Метки: Конфликты, Коммуникации, Отношения,
Почему важно не думать плохо ни о ком
Метки: Коммуникации, Личность,
Как разговаривать с мудаками: Что делать с лжецами и манипуляторами
Метки: Коммуникации, Манипуляции,
Маленькие хитрости, которые дадут вам преимущество в общении с окружающими
Метки: Коммуникации,
Если вам предстоит трудный разговор — 5 советов
Метки: Коммуникации, Отношения,
10 психологических хитростей, которые помогут добиться желаемого
Метки: Коммуникации, Женщины, Мужчины,
Как лексика и манера речи выдают низкую самооценку
Метки: Коммуникации,
10 типов людей, от которых нужно держаться подальше
Метки: Коммуникации, Личность,
Напроситься на поглаживание... Почему это так сложно?
Метки: Застенчивость, Коммуникации, Неуверенность в себе, Стыд, Нерешительность,
Визуальный контакт: о чем могут рассказать Ваши глаза
Метки: Коммуникации, Личность, Интуиция,
Дешевые люди
Метки: Коммуникации, Личность,
6 признаков того, что вы являетесь эмпатом
Метки: Коммуникации, Личность,
Как отказать?
Метки: Коммуникации,
ЧТО делать с НЕадекватными и НЕвыносимыми людьми в вашей жизни: советы психиатра
Метки: Коммуникации,
УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ, когда говорить вроде и не о чем
Метки: Коммуникации,
6 ВЕЖЛИВЫХ СЛОВ, СНИЖАЮЩИХ нашу ЗНАЧИМОСТЬ
Метки: Коммуникации,
Как общаться с человеком, который всячески унижает?
Метки: Коммуникации,
Как общаться с людьми, у которых все плохо
Метки: Коммуникации,
Как отвечать на колкости, грубости и оскорбления сарказмом
Метки: Коммуникации,
25 вопросов, которые помогут БЫСТРО УЗНАТЬ человека
Метки: Коммуникации, Отношения,
Барьеры в общении и способы их преодоления
Метки: Коммуникации,
Подруги, с которыми отношения обходятся нам слишком дорого
Метки: Коммуникации, Предательство,
Популярное на сайте
Интервью недели

Мне жаль детей, которых с рождения водят в развивающие центры
Мне жаль детей, которых с рождения водят в развивающие центры