Почему важно развивать эмоциональный интеллект?

18 июля 2016
9104

Инга Драгун
Практикующий психолог, психолог-тренер 



В упрек неудачникам часто говорят: «Если ты такой умный, то почему такой бедный?». Вам наверняка доводилось встречать людей «семи пядей во лбу», которым вопреки их высокому интеллекту ни в чем не удается преуспеть.

Вероятно, для построения успешной карьеры ума, в его традиционном понимании, недостаточно. Для объяснения этого феномена психологами предложена оригинальная теория, а на ее основе – набор практических приемов самосовершенствования. Согласно этой теории, залогом жизненных успехов выступает так называемый эмоциональный интеллект.

В нашей стране эта теория известна в основном в фрагментарном, поверхностном изложении практикующих тренеров, которые, чутко уловив современную тенденцию, уже активно предлагают соответствующие тренинги всем желающим.

Большинство источников приписывают авторство теории эмоционального интеллекта и самого этого понятия американскому психологу Дэниэлю Гоулману. Если судить по начальным этапам его карьеры, состояться, как ученому-психологу Гоулману долго не удавалось, и он находился в Гарвардском университете в роли приглашенного преподавателя.

Но отсутствие научного таланта с лихвой компенсировалось другим его даром – Гоулман неплохо владел пером. Несколько лет он работал редактором научно-популярного журнала «Psychology Today», а также выступал обозревателем солидной газеты «Нью-Йорк Таймс», специализирующейся на психологических проблемах.

Чутко отслеживая достижения и открытия своих более удачливых коллег, Гоулман регулярно отражал их на газетных страницах в ярких, доступных широким читательским массам обзорах. Параллельно он написал и несколько научно-популярных книжек, которые были встречены публикой в целом благосклонно, но бестселлерами не стали.

Поворотным моментом в карьере Гоулмана стала публикация в 1995г. книги «Эмоциональный интеллект – почему он может быть важнее, чем IQ». Книга стала настоящей сенсацией, полтора года не покидала верхних строчек в американском рейтинге бестселлеров, была переведена на 30 языков. К настоящему времени в США продано уже более миллиона экземпляров этой книги, а во всем мире – свыше 5 миллионов, что за несколько лет превратило скромного преподавателя и редактора в мультимиллионера.

Во все времена принято было считать, что успех в любой сфере человеческой деятельности требует немалого ума. Умный человек сумеет отыскать решение любой проблемы и в силу этого преуспеет на любом поприще. 

Недостаточно умный обречен на отставание и прозябание. Эту тривиальную мысль афористично выразил Джордж Галифакс: «Где недостает ума, там недостает всего». В то же время ум традиционно отождествлялся со способностью к аналитическому рассуждению и противопоставлялся аффективной сфере.

В начале ХХ в. были изобретены казалось бы весьма надежные инструменты измерения ума – интеллектуальные тесты. В качестве количественного показателя был принят широко ныне известный IQ. Многочисленные исследования продемонстрировали, что этот показатель является стабильным и неизменным.

Хотя известны примеры того, что IQ можно немного повысить (в частности, за счет создания особой образовательной среды и использования особых приемов обучения), но попытки его значительного повышения всякий раз оказывались практически бесперспективными.

Исследования одаренных детей, начатое под руководством Л. Термена еще в 20-е годы, весьма убедительно подтвердило закономерность, подсказываемую здравым смыслом: высокий IQ является залогом всяческих жизненных успехов – начиная от школьной успеваемости и кончая отметками по всевозможным взрослым «предметам», таким как социальное положение и достаток.

Иными словами, социальное расслоение вполне сопоставимо с распределением IQ в человеческой популяции.

Долгое время, однако, никто не придавал значения факту, также весьма очевидному.

Если присмотреться, кто же достигает наибольших успехов в обществе, становится ясно – интеллектуалы первенствуют далеко не всегда. Даже наоборот – чаще всего они ходят в подчинении и принимают скромное жалованье из рук тех, кто в школьные годы не отличался высокой академической успеваемостью.

Вчерашние ученики, которых школьные учителя упрекали за неуспеваемость, сплошь и рядом становятся хозяевами жизни. Самый яркий пример – один из бывших президентов Соединенных Штатов, чей IQ равен 95, то есть не дотягивает даже до средней нормы. По этому поводу здравомыслящие американцы шутят: «С IQ=95 вас не возьмут секретаршей в Белый Дом, однако кресло президента вы вполне можете занять».

Этому феномену Дэниэль Гоулман предлагает простое объяснение. По его мнению, способности, измеряемые традиционными интеллектуальными тестами, определяют всевозможные жизненные успехи лишь в очень малой мере – процентов на двадцать.

Главное значение имеют совсем иные качества, совокупность которых Гоулман назвал эмоциональным интеллектом.

К этим способностям относятся умение разбираться в своих чувствах, отдавать в них себе отчет и выражать адекватно, сообразно сложившейся ситуации. То же относится и к чувствам других – человек с высоким эмоциональным интеллектом умеет их тонко распознавать и учитывать в межличностном взаимодействии.

Это лучше удается экстравертам, интроверты в этом не так сильны. Важным качеством выступает адекватная самооценка, позволяющая человеку наиболее выигрышно использовать в поведении свои сильные стороны и намеренно затушевывать слабые.

Почему важно развивать эмоциональный интеллект.jpeg

Эмоциональный интеллект, по Гоулману, включает также мотивационную составляющую – стремление к достижениям, активность, инициативу, подчинение эмоций реализации намеченных целей, а также общий оптимистичный подход к жизни.

Выделяются также необходимые общественные умения – способность вызывать у других желаемую реакцию, достигать взаимопонимания, сотрудничать, побуждать других к достижению значимых целей. Способность культивировать положительные эмоции не только у себя, но и у окружающих – важное свойство эмоционально интеллектуальных людей.

Проблема эмоциональной культуры человека оставалась актуальной на протяжении всей истории человеческого общества.

Еще в Библии, в Книге Притчей, мы находим примеры эмоциональной мудрости человечества: «У глупого тотчас же выскажется гнев его, а благоразумный скрывает оскорбления»; «Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых врачует»; «Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает»; «Долготерпеливый лучше храброго, а владеющий собой лучше завоевателя города».

Экклезиаст учит: «Сетование лучше смеха; потому что при печали лица сердце делается лучше».

Современные философы вслед за мыслителями древности подчеркивают актуальность проблемы развития эмоциональной компетентности — открытости человека своим эмоциональным переживаниям, связывая ее возможности с гармоничным взаимодействием сердца и разума, аффекта и интеллекта.

Приведем в подтверждение этого актуальное для темы нашего исследования высказывание Ошо: «Чтобы интеллект преобразовать в разум, абсолютно необходимо открыть сначала свое сердце. Разум — это интеллект, настроенный в лад с вашим сердцем».

В последнее время термин «эмоциональный интеллект» пользуется все возрастающей популярностью, но в науке по-прежнему не существует четкого определения этого понятия.

Впервые обозначение EQ — коэффициент эмоциональности, по аналогии с IQ — коэффициентом интеллекта — ввел в 1985 году клинический физиолог Рувен Бар-Он. В 1990 году Джон Майер и Питер Сэловей ввели понятие «эмоционального интеллекта».

Вместе с Дэниэлом Гоулманом, наиболее известным в нашей стране, эти ученые составляют «тройку лидеров» в исследованиях эмоционального интеллекта. Существует большое количество определений эмоционального интеллекта.

Рувен Бар-Он, автор аббревиатуры «EQ», например, определяет эмоциональный интеллект как «набор некогнитивных способностей, компетенций и навыков, которые влияют на способность человека справляться с вызовами и давлением внешней среды».

Дэниэл Гоулман — как «способность осознавать свои эмоции и эмоции других, чтобы мотивировать себя и других и чтобы хорошо управлять эмоциями наедине с собой и при взаимодействии с другими».

Эмоциональный интеллект — это способность осознавать свои эмоции и эмоции другого, способность управлять своими эмоциями и эмоциями другого и на этой основе строить наше взаимодействие. Высокий эмоциональный интеллект сам по себе может и не являться надежным предсказателем успешности в работе.

Однако он служит основой для компетенций, которые необходимы для успеха. Эмоциональная компетентность связана с эмоциональным интеллектом и основана на нем. Определенный уровень эмоционального интеллекта необходим для обучения конкретным компетенциям, связанным с эмоциями.

Например, способность четко распознать, что чувствует другой человек, дает возможность развить такие компетенции как способность влиять на других людей и воодушевлять их. Сходным образом, людям, которые лучше способны управлять своими эмоциями, легче развивать такие компетенции как инициативность и способность работать в стрессовой ситуации. Именно анализ эмоциональных компетенций необходим для прогноза успешности в работе.

Весь двадцатый век прошел под эгидой «обычного» интеллекта, IQ. Именно на основании умственных и технических способностей оценивали перспективы человека на успех в жизни. Наши люди раньше американцев усомнились в правильности этой теории, задавая вопрос: «Если ты такой умный, то почему такой бедный?».

Дэниэль Гоулман в своей книге представил данные исследований, согласно которым IQ в разных версиях влияет на успешность человека с вероятностью от 4 до 25%. Гоулман объясняет это тем, что для того, чтобы попасть в менеджеры, необходимо обладать определенным уровнем IQ. Он нужен вам для того, чтобы поступить в университет, например. Поэтому все менеджеры обладают определенным уровнем IQ.

А для того, чтобы подниматься по карьерной лестнице, надо уже что-то другое. Когда в многочисленных исследованиях сравнивали, чем же лидеры-"звезды" (8) отличаются от средненьких менеджеров, то исследования стали указывать на способности другого рода, связанные с пониманием и управлением эмоций. В Америке сейчас даже стало популярным такое высказывание: «Благодаря IQ Вы устраиваетесь на работу, а благодаря EQ — делаете карьеру».

Теория эмоционального интеллекта в первые месяцы ошеломила бизнесменов, опровергая одну из главных идей успеха в двадцатом веке: «Эмоциям не место на работе». В своей книге Гоулман убедительно доказывает, что наиболее эффективны в своей деятельности люди, которые сочетают разум и чувства.

Люди с высоким эмоциональным интеллектом лучше принимают решения, эффективнее действуют в критических ситуациях и лучше управляют своими подчиненными, что, соответственно, и способствует их росту по служебной лестнице.

Еще за 100 лет до нашей эры философ Паблиус Сирус сказал: «Управляйте Вашими чувствами, пока Ваши чувства не начали управлять Вами».

Эмоции несут в себе огромный пласт информации, используя которую, мы можем действовать значительно более эффективно. При этом важным моментом в этом подходе является то, что эмоциональный интеллект позволяет управлять своими эмоциями.

Привлекательность подхода эмоционального интеллекта заключается в том, что управление эмоциями — это навык, который можно нарабатывать и развивать, что на данный момент подтверждается данными научных исследований. 

Почему так важно развивать эмоциональный интеллект?

Ответ дают многочисленные исследования ученых, свидетельствующие о том, что низкий уровень эмоционального интеллекта способен привести к закреплению комплекса качеств, названного алекситимией.

Алекситимия — затруднение в осознании и определении собственных эмоций. Таким образом, умение разбираться в собственных чувствах и управлять ими является личностным фактором, укрепляющим психологическое здоровье.

Оказывается, что совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни. Гораздо важнее, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта, а именно:
  • умением контролировать свои чувства; 
  • способностью сознательно влиять на свои эмоции; 
  • умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их); 
  • умением эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения; 
  • способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему. 
Эмоциональный интеллект повышается по мере приобретения жизненного опыта, возрастая в период юности и зрелости. Для развития эмоциональной компетентности и владения эмоциями очень важно совершенствовать процесс восприятия и эмоциональную оценку действительности.

Существует два основных способа восприятия окружающей действительности – ассоциированный и диссоциированный. Ассоциированный подход означает, что человек находится внутри переживаемой ситуации, смотрит на нее своими глазами и имеет непосредственный доступ к собственным эмоциям.

Диссоциированный метод позволяет оценить событие как бы со стороны, вследствие чего человек теряет связь с чувствами и переживаниями, которые имели место в реальной ситуации.

Чтобы перестать испытывать негативные эмоции и дискомфорт, многие специалисты рекомендуют диссоциироваться от тревожного, неприятного воспоминания. Для этого нужно мысленно выйти из ситуации переживания и посмотреть на это событие со стороны.

Просматривая в воображении фильм о самом себе, можно уменьшить яркость изображения, заменить цветные образы на черно-белые. В результате подобных действий неприятная ситуация постепенно перестает волновать человека, что позволяет впоследствии вернуться к ней и спокойно проанализировать все свои действия.

Очень эффективна и обратная процедура ассоциирования с приятными воспоминаниями. Каждый может вспомнить множество событий, которые были сопряжены с позитивными эмоциями и приподнятым настроением. Для того чтобы вернуть себе свежесть радостных воспоминаний, достаточно вновь войти “внутрь” некогда приятного события, увидеть его собственными глазами и постараться пережить опять, которые находятся в прямой зависимости от мышления.

Благодаря мышлению и воображению у человека могут возникать различные образы прошлого и будущего. Поэтому тот, кто управляет своим воображением, хорошо владеет и своими эмоциями.

  
ЛИТЕРАТУРА

Андреева И.Н. Взаимосвязь социальной компетентности и эмоционального интеллекта у подростков // Женщина. Образование. Демократия: Материалы 5-й Международной междисциплинарной научно-практическая конференция, г. Минск, 2003г.

Андреева И.Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта //Социально-психологические проблемы ментальности: 6-я Международной научно-практическая конференция. Смоленск: Изд-во СГПУ, 2004г.

Выготский Л.С. О двух направлениях в понимании природы эмоций в зарубежной психологии в начале ХХ века. Вопросы психол. 1968. № 2.

Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. СПб.: Питер, 2001.

Орме Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха. М: КСП+, 2003.

Психология эмоций. Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во МГУ, 1993.

Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004.

Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973.
     

Метки: Коммуникации,

Комментарии для сайта Cackle

Читать по теме:

Разрушительная сила упрека

Разрушительная сила упрека

10.10.2017
1154
Упреки – форма психоэмоционального насилия одного над другим. И многие семьи погрязли в подобном скрытом от сознания эмоциональном насилии, воспитывают в этом насилии своих детей, общаются на этом языке на работе, с друзьями и просто знакомыми.

Метки: Коммуникации,

Мы атакуем, нас атакуют: теория и практика психологической защиты

Мы атакуем, нас атакуют: теория и практика психологической защиты

08.09.2017
2445
Бывали ли у Вас в жизни случаи, когда после общения с кем-либо Ваше состояние ухудшилось: испортилось настроение, появилось раздражение или апатия, внутренняя неудовлетворенность, ослабела уверенность в своих силах? Если ответ на этот вопрос положительный, можете быть уверены, что Вы стали жертвой психологической атаки.

Метки: Коммуникации, Манипуляции,

10 фраз, которые могут разрушить ваши отношения и семью

10 фраз, которые могут разрушить ваши отношения и семью

12.07.2017
3054
Психолог Лана Йеркандер: "Фразы, нагружающие другого человека «виной»: «Ты опять не вытер ноги в коридоре!», «Ты снова опоздал на работу!», «Ты, как всегда, не купила продукты (хлеб, рыбу и т.д.)!» в отличие от конструктивной критики, направленной на улучшение ситуации и, в конечном счете, улучшение отношений с любимым человеком , эти высказывания носят характер «наказания»: главная их цель «повиноватить»."

Метки: Коммуникации, Отношения, Семья,

Разорвать удавку: преодоление запрета выступать публично

Разорвать удавку: преодоление запрета выступать публично

08.07.2017
1918
Гештальт-терапевт Евгения Рассказова: "Вера обратилась по поводу запрета проявляться публично. Её статус в профессии достаточно высок – при этом она не выносит мысли о том, чтобы опубликовать свою фотографию, не пишет текстов, не в состоянии записать интервью. А на конференции с ней перед выходом на сцену случилась паническая атака."

Метки: Застенчивость, Коммуникации, Неуверенность в себе, Нерешительность,

8 слов, от которых вам стоит избавиться

8 слов, от которых вам стоит избавиться

05.05.2017
4797
"Наблюдения эти позволяют сделать интересные выводы: больших результатов в работе, спорте и жизни в целом добивались и добиваются те, кто избегает использования в своём лексиконе слов, о которых пойдёт речь в этой статье."

Метки: Коммуникации, Личность,

Как вести себя с людьми с аутизмом: что делать и чего не делать? Инструкция

Как вести себя с людьми с аутизмом: что делать и чего не делать? Инструкция

03.05.2017
2226
Официально в российский список психических заболеваний у взрослых аутизм включили в 2014 году, а в апреле 2017 года впервые стало известно, что в Воронежской области подростку оставили диагноз «аутизм» после 18-летия. Рассказываем, как понять, что перед вами человек с аутизмом, и как правильно вести себя с такими людьми.

Метки: Аутизм, Коммуникации,

Как отвечать на неудобные вопросы

Как отвечать на неудобные вопросы

27.04.2017
12777
Ольга Юрковская, психолог: "Время от времени всем нам приходилось попадать в ситуации, когда некто задает вопрос, на который непонятно как реагировать. Зачем они это делают? Чтобы вы чувствовали себя слабым и беспомощным, а они, соответственно, сильными и уверенными. Такие вопросы — привычная форма социальной агрессии."

Метки: Коммуникации, Манипуляции,

Напроситься на поглаживание... Почему это так сложно?

Напроситься на поглаживание... Почему это так сложно?

05.04.2017
7836
Психотерапевт Дмитрий Вострухов: "Человек нуждается в поглаживаниях. Причем ОЧЕНЬ сильно. Гораздо сильнее, чем это может быть заметно со стороны. Женщина не просто так делает новую прическу. Ребенок решает примеры, учит параграфы и тянет потом руку, чтобы выйти к доске, тоже не просто так. Однако многие не любят просить. Ни комплиментов, ни о поддержке, ни о признании. Они боятся оказаться слабыми или попасть в зависимую позицию жертвы".

Метки: Застенчивость, Коммуникации, Неуверенность в себе, Стыд, Нерешительность,

Я нуждаюсь в...

Я нуждаюсь в...

21.03.2017
6062
Психолог Илья Латыпов: "Быть живым так сложно, что сознание придумывает способ, как избежать признания того, что ты в чем-то нуждаешься. «Пусть он позвонит первым!». «Пусть она пригласит меня!». Пусть кто-то другой сделает первый шаг и, таким образом, распишется в том, что он нуждается в тебе больше, чем ты – в нем".

Метки: Стресс, Коммуникации, Личность,

Губительные слова, которые программируют на несчастье

Губительные слова, которые программируют на несчастье

09.01.2017
24413
Немецкий психотерапевт Носсрат Пезешкиан первый обнаружил, а потом научился обезвреживать, слова, программирующие болезни тела. Со временем Пезешкиан убедительно доказал, что эти разрушительные слова присутствуют в лексиконе всех людей.

Метки: Коммуникации,

«Как разговаривать с мудаками»: Что делать с лжецами и манипуляторами

«Как разговаривать с мудаками»: Что делать с лжецами и манипуляторами

28.12.2016
35792
Рассказываем как обрести контроль над иррациональными людьми и как справиться со вздорными клиентами, коллегами-манипуляторами и сумасшедшим начальством.

Метки: Коммуникации,

"Почему я перестала помогать людям. И Вам советую!"

"Почему я перестала помогать людям. И Вам советую!"

08.12.2016
6200
"Перестаньте помогать людям, которые этого не заслуживают. Это не всегда просто. Нас учили, что нужно помогать людям. Так вот, теперь нужно разучиться это делать."

Метки: Коммуникации,

Как бороться с хамством, не опускаясь до него?

Как бороться с хамством, не опускаясь до него?

06.12.2016
7012
Хамство давно стало хроническим заболеванием многих людей, которое нельзя вылечить. Нам хамят повсюду — будь то на автобусной остановке, в очереди за билетами в театр, в магазине, а иногда даже в собственном доме. Как бороться с хамством, не опускаясь до него?

Метки: Коммуникации,

Эгоцентричная речь

Эгоцентричная речь

27.10.2016
4106
Чтобы общение с вами, устно и по переписке, нравилось другому человеку, ваша речь не должна быть эгоцентрична. Эгоцентричный собеседник выглядит отталкивающе и с ним никто не хочет общаться. Эгоцентричная речь имеет несколько главных особенностей: 1) вы говорите о том, что никого кроме вас не касается, 2) вы говорите не по существу вопроса...

Метки: Коммуникации,

Советы советчикам

Советы советчикам

22.09.2016
1262
Когда мы попадаем в трудную ситуацию и не знаем, как поступить, то идем за советом к близким, друзьям, коллегам. А иногда за помощью обращаются к нам. И очень скоро мы понимаем, что давать советы — не такое простое дело, как кажется на первый взгляд. Как не навредить, высказать свое мнение и при этом сохранить хорошие отношения?

Метки: Коммуникации,

Не несите на себе чужие проблемы

Не несите на себе чужие проблемы

21.08.2016
6263
Когда мы перестаем быть добренькими по отношению к себе и другим толпа рядом с нами меньше, а честности, доброты и силы Любви в нашей жизни становится больше.

Метки: Коммуникации,

Загадки человеческой психики: разрушительная сила оскорблений

Загадки человеческой психики: разрушительная сила оскорблений

03.08.2016
14891
Психолог Анна Кирьянова: "Фрейд был великим психологом и культурным человеком. Однажды он ехал в поезде и открыл окно. Некий господин начал протестовать и заодно называть Фрейда «жидовской мордой» и прочими оскорблениями. К изумлению присутствующих, Фрейд разразился такой свирепой бранью, что грубый попутчик ретировался. Сбежал. Как врач-психиатр, Фрейд прекрасно знал: нереализованная агрессия превращается в депрессию, то есть в агрессию, направленную на себя".


Метки: Коммуникации,

Золотые правила диалога с трудными людьми

Золотые правила диалога с трудными людьми

02.08.2016
16931
Перед любым контактом необходимо настраиваться, как настраивают инструмент перед концертом. Займите устойчивое положение — сядьте или встаньте так, чтобы чувствовать опору, равновесие. Говорите со взрослой позиции — только то, в чем уверены и что для вас важно, держите в голове, ради чего вы вступили в диалог.

Метки: Коммуникации,

Как общаться с людьми, у которых все плохо

Как общаться с людьми, у которых все плохо

11.07.2016
31612
Есть люди, которые зацикливаются на своих переживаниях: они постоянно недовольны, несчастны и печальны, у них в жизни все плохо, а даже если хорошо — то это просто какое-то недоразумение и станет еще хуже. Как общаться с такими людьми? Почему они себя так ведут? Нужно ли их пожалеть и попытаться понять? Возможно ли их «поменять», показать лучшее будущее?

Метки: Коммуникации,

Неуверенность и сложности во взаимодействии с людьми

Неуверенность и сложности во взаимодействии с людьми

16.03.2016
3834
В процессе общения необходимо протестировать, из какой позиции к вам обращается собеседник, чтобы строить с ним дальнейшее взаимодействие, отвечающее поставленной задаче.

Метки: Коммуникации,

Как уверенно общаться с другими?

Как уверенно общаться с другими?

05.11.2015
4122
Шесть практических навыков, которые позволят добиться уверенности в споре, помогут в отстаивании своей позиции, справляться с критикой и получать удовольствие от общения с новыми знакомыми.

Метки: Коммуникации,

Интервью недели

Расширение сознания, или Почему жизнь – это оргазм

Расширение сознания, или Почему жизнь – это оргазм

Светлана Кольчик взяла интервью у Роберта Турмана о счастье и смысле жизни.

Роберт Турман

Профессор Колумбийского университета, буддист, близкий друг Далай-ламы и один из главных мыслителей планеты

Поделиться

Метки

...
Агрессия Арт-терапия Биполярное расстройство Воспитание Гештальт-терапия Гипноз Границы Деньги Депрессия Детско-родительские отношения Домашнее насилие Женщины Зависимость Застенчивость Измена Инфантильность Карьера Коммуникации Конфликты Кризис среднего возраста Личность Любовь Манипуляции Материнство Мотивация Мужчины Нарциссизм Насилие Неблагополучная семья Невроз Нерешительность Неуверенность в себе Обида Одиночество Отношения Панические атаки Перфекционизм Пограничное расстройство личности Подростковый возраст Психическая травма Психологический кризис Психологическое насилие Психосоматика Психотерапия Развитие личности Развод Самооценка Сексуальность Семейные кризисы Семья Случаи из практики психотерапии Смысл жизни Снижение полового влечения Созависимость Страх Стресс Стыд Счастье Тревожность Трудное поведение Уверенность Управление эмоциями Фобии Чувство вины Шизофрения Эмоциональная зависимость