Почему важно развивать эмоциональный интеллект?

6 марта 2018
13602

Инга Драгун
Практикующий психолог, психолог-тренер 



В упрек неудачникам часто говорят: «Если ты такой умный, то почему такой бедный?». Вам наверняка доводилось встречать людей «семи пядей во лбу», которым вопреки их высокому интеллекту ни в чем не удается преуспеть.

Вероятно, для построения успешной карьеры ума, в его традиционном понимании, недостаточно. Для объяснения этого феномена психологами предложена оригинальная теория, а на ее основе – набор практических приемов самосовершенствования. Согласно этой теории, залогом жизненных успехов выступает так называемый эмоциональный интеллект.

В нашей стране эта теория известна в основном в фрагментарном, поверхностном изложении практикующих тренеров, которые, чутко уловив современную тенденцию, уже активно предлагают соответствующие тренинги всем желающим.

Большинство источников приписывают авторство теории эмоционального интеллекта и самого этого понятия американскому психологу Дэниэлю Гоулману. Если судить по начальным этапам его карьеры, состояться, как ученому-психологу Гоулману долго не удавалось, и он находился в Гарвардском университете в роли приглашенного преподавателя.

Но отсутствие научного таланта с лихвой компенсировалось другим его даром – Гоулман неплохо владел пером. Несколько лет он работал редактором научно-популярного журнала «Psychology Today», а также выступал обозревателем солидной газеты «Нью-Йорк Таймс», специализирующейся на психологических проблемах.

Чутко отслеживая достижения и открытия своих более удачливых коллег, Гоулман регулярно отражал их на газетных страницах в ярких, доступных широким читательским массам обзорах. Параллельно он написал и несколько научно-популярных книжек, которые были встречены публикой в целом благосклонно, но бестселлерами не стали.

Поворотным моментом в карьере Гоулмана стала публикация в 1995г. книги «Эмоциональный интеллект – почему он может быть важнее, чем IQ». Книга стала настоящей сенсацией, полтора года не покидала верхних строчек в американском рейтинге бестселлеров, была переведена на 30 языков. К настоящему времени в США продано уже более миллиона экземпляров этой книги, а во всем мире – свыше 5 миллионов, что за несколько лет превратило скромного преподавателя и редактора в мультимиллионера.

Во все времена принято было считать, что успех в любой сфере человеческой деятельности требует немалого ума. Умный человек сумеет отыскать решение любой проблемы и в силу этого преуспеет на любом поприще. 

Недостаточно умный обречен на отставание и прозябание. Эту тривиальную мысль афористично выразил Джордж Галифакс: «Где недостает ума, там недостает всего». В то же время ум традиционно отождествлялся со способностью к аналитическому рассуждению и противопоставлялся аффективной сфере.

В начале ХХ в. были изобретены казалось бы весьма надежные инструменты измерения ума – интеллектуальные тесты. В качестве количественного показателя был принят широко ныне известный IQ. Многочисленные исследования продемонстрировали, что этот показатель является стабильным и неизменным.

Хотя известны примеры того, что IQ можно немного повысить (в частности, за счет создания особой образовательной среды и использования особых приемов обучения), но попытки его значительного повышения всякий раз оказывались практически бесперспективными.

Исследования одаренных детей, начатое под руководством Л. Термена еще в 20-е годы, весьма убедительно подтвердило закономерность, подсказываемую здравым смыслом: высокий IQ является залогом всяческих жизненных успехов – начиная от школьной успеваемости и кончая отметками по всевозможным взрослым «предметам», таким как социальное положение и достаток.

Иными словами, социальное расслоение вполне сопоставимо с распределением IQ в человеческой популяции.

Долгое время, однако, никто не придавал значения факту, также весьма очевидному.

Если присмотреться, кто же достигает наибольших успехов в обществе, становится ясно – интеллектуалы первенствуют далеко не всегда. Даже наоборот – чаще всего они ходят в подчинении и принимают скромное жалованье из рук тех, кто в школьные годы не отличался высокой академической успеваемостью.

Вчерашние ученики, которых школьные учителя упрекали за неуспеваемость, сплошь и рядом становятся хозяевами жизни. Самый яркий пример – один из бывших президентов Соединенных Штатов, чей IQ равен 95, то есть не дотягивает даже до средней нормы. По этому поводу здравомыслящие американцы шутят: «С IQ=95 вас не возьмут секретаршей в Белый Дом, однако кресло президента вы вполне можете занять».

Этому феномену Дэниэль Гоулман предлагает простое объяснение. По его мнению, способности, измеряемые традиционными интеллектуальными тестами, определяют всевозможные жизненные успехи лишь в очень малой мере – процентов на двадцать.

Главное значение имеют совсем иные качества, совокупность которых Гоулман назвал эмоциональным интеллектом.

К этим способностям относятся умение разбираться в своих чувствах, отдавать в них себе отчет и выражать адекватно, сообразно сложившейся ситуации. То же относится и к чувствам других – человек с высоким эмоциональным интеллектом умеет их тонко распознавать и учитывать в межличностном взаимодействии.

Это лучше удается экстравертам, интроверты в этом не так сильны. Важным качеством выступает адекватная самооценка, позволяющая человеку наиболее выигрышно использовать в поведении свои сильные стороны и намеренно затушевывать слабые.

Почему важно развивать эмоциональный интеллект.jpeg

Эмоциональный интеллект, по Гоулману, включает также мотивационную составляющую – стремление к достижениям, активность, инициативу, подчинение эмоций реализации намеченных целей, а также общий оптимистичный подход к жизни.

Выделяются также необходимые общественные умения – способность вызывать у других желаемую реакцию, достигать взаимопонимания, сотрудничать, побуждать других к достижению значимых целей. Способность культивировать положительные эмоции не только у себя, но и у окружающих – важное свойство эмоционально интеллектуальных людей.

Проблема эмоциональной культуры человека оставалась актуальной на протяжении всей истории человеческого общества.

Еще в Библии, в Книге Притчей, мы находим примеры эмоциональной мудрости человечества: «У глупого тотчас же выскажется гнев его, а благоразумный скрывает оскорбления»; «Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых врачует»; «Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает»; «Долготерпеливый лучше храброго, а владеющий собой лучше завоевателя города».

Экклезиаст учит: «Сетование лучше смеха; потому что при печали лица сердце делается лучше».

Современные философы вслед за мыслителями древности подчеркивают актуальность проблемы развития эмоциональной компетентности — открытости человека своим эмоциональным переживаниям, связывая ее возможности с гармоничным взаимодействием сердца и разума, аффекта и интеллекта.

Приведем в подтверждение этого актуальное для темы нашего исследования высказывание Ошо: «Чтобы интеллект преобразовать в разум, абсолютно необходимо открыть сначала свое сердце. Разум — это интеллект, настроенный в лад с вашим сердцем».

В последнее время термин «эмоциональный интеллект» пользуется все возрастающей популярностью, но в науке по-прежнему не существует четкого определения этого понятия.

Впервые обозначение EQ — коэффициент эмоциональности, по аналогии с IQ — коэффициентом интеллекта — ввел в 1985 году клинический физиолог Рувен Бар-Он. В 1990 году Джон Майер и Питер Сэловей ввели понятие «эмоционального интеллекта».

Вместе с Дэниэлом Гоулманом, наиболее известным в нашей стране, эти ученые составляют «тройку лидеров» в исследованиях эмоционального интеллекта. Существует большое количество определений эмоционального интеллекта.

Рувен Бар-Он, автор аббревиатуры «EQ», например, определяет эмоциональный интеллект как «набор некогнитивных способностей, компетенций и навыков, которые влияют на способность человека справляться с вызовами и давлением внешней среды».

Дэниэл Гоулман — как «способность осознавать свои эмоции и эмоции других, чтобы мотивировать себя и других и чтобы хорошо управлять эмоциями наедине с собой и при взаимодействии с другими».

Эмоциональный интеллект — это способность осознавать свои эмоции и эмоции другого, способность управлять своими эмоциями и эмоциями другого и на этой основе строить наше взаимодействие. Высокий эмоциональный интеллект сам по себе может и не являться надежным предсказателем успешности в работе.

Однако он служит основой для компетенций, которые необходимы для успеха. Эмоциональная компетентность связана с эмоциональным интеллектом и основана на нем. Определенный уровень эмоционального интеллекта необходим для обучения конкретным компетенциям, связанным с эмоциями.

Например, способность четко распознать, что чувствует другой человек, дает возможность развить такие компетенции как способность влиять на других людей и воодушевлять их. Сходным образом, людям, которые лучше способны управлять своими эмоциями, легче развивать такие компетенции как инициативность и способность работать в стрессовой ситуации. Именно анализ эмоциональных компетенций необходим для прогноза успешности в работе.

Весь двадцатый век прошел под эгидой «обычного» интеллекта, IQ. Именно на основании умственных и технических способностей оценивали перспективы человека на успех в жизни. Наши люди раньше американцев усомнились в правильности этой теории, задавая вопрос: «Если ты такой умный, то почему такой бедный?».

Дэниэль Гоулман в своей книге представил данные исследований, согласно которым IQ в разных версиях влияет на успешность человека с вероятностью от 4 до 25%. Гоулман объясняет это тем, что для того, чтобы попасть в менеджеры, необходимо обладать определенным уровнем IQ. Он нужен вам для того, чтобы поступить в университет, например. Поэтому все менеджеры обладают определенным уровнем IQ.

А для того, чтобы подниматься по карьерной лестнице, надо уже что-то другое. Когда в многочисленных исследованиях сравнивали, чем же лидеры-"звезды" (8) отличаются от средненьких менеджеров, то исследования стали указывать на способности другого рода, связанные с пониманием и управлением эмоций. В Америке сейчас даже стало популярным такое высказывание: «Благодаря IQ Вы устраиваетесь на работу, а благодаря EQ — делаете карьеру».

Теория эмоционального интеллекта в первые месяцы ошеломила бизнесменов, опровергая одну из главных идей успеха в двадцатом веке: «Эмоциям не место на работе». В своей книге Гоулман убедительно доказывает, что наиболее эффективны в своей деятельности люди, которые сочетают разум и чувства.

Люди с высоким эмоциональным интеллектом лучше принимают решения, эффективнее действуют в критических ситуациях и лучше управляют своими подчиненными, что, соответственно, и способствует их росту по служебной лестнице.

Еще за 100 лет до нашей эры философ Паблиус Сирус сказал: «Управляйте Вашими чувствами, пока Ваши чувства не начали управлять Вами».

Эмоции несут в себе огромный пласт информации, используя которую, мы можем действовать значительно более эффективно. При этом важным моментом в этом подходе является то, что эмоциональный интеллект позволяет управлять своими эмоциями.

Привлекательность подхода эмоционального интеллекта заключается в том, что управление эмоциями — это навык, который можно нарабатывать и развивать, что на данный момент подтверждается данными научных исследований. 

Почему так важно развивать эмоциональный интеллект?

Ответ дают многочисленные исследования ученых, свидетельствующие о том, что низкий уровень эмоционального интеллекта способен привести к закреплению комплекса качеств, названного алекситимией.

Алекситимия — затруднение в осознании и определении собственных эмоций. Таким образом, умение разбираться в собственных чувствах и управлять ими является личностным фактором, укрепляющим психологическое здоровье.

Оказывается, что совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни. Гораздо важнее, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта, а именно:
  • умением контролировать свои чувства; 
  • способностью сознательно влиять на свои эмоции; 
  • умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их); 
  • умением эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения; 
  • способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему. 
Эмоциональный интеллект повышается по мере приобретения жизненного опыта, возрастая в период юности и зрелости. Для развития эмоциональной компетентности и владения эмоциями очень важно совершенствовать процесс восприятия и эмоциональную оценку действительности.

Существует два основных способа восприятия окружающей действительности – ассоциированный и диссоциированный. Ассоциированный подход означает, что человек находится внутри переживаемой ситуации, смотрит на нее своими глазами и имеет непосредственный доступ к собственным эмоциям.

Диссоциированный метод позволяет оценить событие как бы со стороны, вследствие чего человек теряет связь с чувствами и переживаниями, которые имели место в реальной ситуации.

Чтобы перестать испытывать негативные эмоции и дискомфорт, многие специалисты рекомендуют диссоциироваться от тревожного, неприятного воспоминания. Для этого нужно мысленно выйти из ситуации переживания и посмотреть на это событие со стороны.

Просматривая в воображении фильм о самом себе, можно уменьшить яркость изображения, заменить цветные образы на черно-белые. В результате подобных действий неприятная ситуация постепенно перестает волновать человека, что позволяет впоследствии вернуться к ней и спокойно проанализировать все свои действия.

Очень эффективна и обратная процедура ассоциирования с приятными воспоминаниями. Каждый может вспомнить множество событий, которые были сопряжены с позитивными эмоциями и приподнятым настроением. Для того чтобы вернуть себе свежесть радостных воспоминаний, достаточно вновь войти “внутрь” некогда приятного события, увидеть его собственными глазами и постараться пережить опять, которые находятся в прямой зависимости от мышления.

Благодаря мышлению и воображению у человека могут возникать различные образы прошлого и будущего. Поэтому тот, кто управляет своим воображением, хорошо владеет и своими эмоциями.

  
ЛИТЕРАТУРА

Андреева И.Н. Взаимосвязь социальной компетентности и эмоционального интеллекта у подростков // Женщина. Образование. Демократия: Материалы 5-й Международной междисциплинарной научно-практическая конференция, г. Минск, 2003г.

Андреева И.Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта //Социально-психологические проблемы ментальности: 6-я Международной научно-практическая конференция. Смоленск: Изд-во СГПУ, 2004г.

Выготский Л.С. О двух направлениях в понимании природы эмоций в зарубежной психологии в начале ХХ века. Вопросы психол. 1968. № 2.

Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. СПб.: Питер, 2001.

Орме Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха. М: КСП+, 2003.

Психология эмоций. Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во МГУ, 1993.

Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004.

Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973.
     

Метки: Коммуникации,

Читать по теме:

8 слов-паразитов, по которым можно судить о человеке

8 слов-паразитов, по которым можно судить о человеке

24.08.2020
3154
Узнав и запомнив значение этих слов-паразитоа, вы будете лучше понимать своего оппонента и даже самого себя. Потому что и у вас, наверняка, эти слова проскакивают.  

Метки: Коммуникации,

Мужская манипуляция молчанием

Мужская манипуляция молчанием

25.11.2019
9127
Молчание, хоть и является манипуляцией, но считается культурным способом решения многих вопросов. Со временем, когда ваш партнер поймет, что вас этой "тишиной" не выбить из равновесия, он откажется от нее и будет с вами разговаривать! Но для этого нужно выиграть этот молчаливый бой!

Метки: Коммуникации, Манипуляции,

Как быстро нейтрализовать любую критику: Запомните эти 3 слова!

Как быстро нейтрализовать любую критику: Запомните эти 3 слова!

15.10.2019
5245
Выслушивать претензии в свой адрес не всегда приятно. И наш первый шаг должен быть таким: удержать в узде свои эмоции. Признайте за собеседником право на личное мнение.

Метки: Коммуникации,

Дурацкие выражения, которые выдают ваши слабости

Дурацкие выражения, которые выдают ваши слабости

31.07.2019
5158
Уверенность в себе – главный инструмент в руках специалиста. Этот инструмент помогает в завоевании доверия и уважения. Он помогает достигать цели. Исключите эти слова и выражения из своей переписки, документов и устной речи.

Метки: Коммуникации,

Как разговаривать с мудаками: Советы известного психиатра Марка Гоулстона

Как разговаривать с мудаками: Советы известного психиатра Марка Гоулстона

01.03.2019
9305
Инструкция по общению с невыносимыми людьми, как справляться с людьми, угрожающими бизнесу. Автор рассказывает, как обрести контроль над иррациональными людьми и как справиться со вздорными клиентами, коллегами-манипуляторами и сумасшедшим начальством.

Метки: Коммуникации, Личность,

Влечение через агрессию: колкие обидные замечания

Влечение через агрессию: колкие обидные замечания

08.02.2019
5178
«Меня влечёт к тебе. Ты мне нравишься, ты мне интересен, в моей душе поднимаются волны жаркого возбуждения, но я не позволю себе этого. Я скорее уничтожу тебя, вывалю в пыли и докажу себе и другим, что ты грязь.»

Метки: Коммуникации, Отношения,

О чем лучше молчать, даже когда тебя спросят: 7 золотых советов

О чем лучше молчать, даже когда тебя спросят: 7 золотых советов

06.02.2019
7162
Если не хочешь стать человеком, от которого все исчезают, вот несколько вещей и ситуаций, в которых...

Метки: Коммуникации, Личность,

Психическая усталость: Люди, которые нас истощают

Психическая усталость: Люди, которые нас истощают

05.02.2019
4555
Кто нас вдохновляет, не подавляет. Напротив, он понимает право каждого на свою точку зрения. Они являются для нас примером, но уважают наш выбор, наши мысли и мнение.

Метки: Коммуникации, Личность,

Насилие молчанием

Насилие молчанием

28.01.2019
9503
Стать глухой стеной – это конец диалога, демонстрация власти, которая сообщает другому: то что ты хочешь, то что ты думаешь, то что ты чувствуешь – не имеет ни малейшего значения.

Метки: Конфликты, Коммуникации, Отношения,

Почему важно не думать плохо ни о ком

Почему важно не думать плохо ни о ком

17.12.2018
5586
Почему люди, говорящие мало и продуманно, достигают больше? Они не теряют энергию. Хвастуны мало чего достигают. Еще один из главных показателей личности, которая находится на высоком уровне развития, определяется тем, что она спокойно выслушивает критику в свой адрес.

Метки: Коммуникации, Личность,

Как разговаривать с мудаками: Что делать с лжецами и манипуляторами

Как разговаривать с мудаками: Что делать с лжецами и манипуляторами

09.12.2018
6494
Рассказываем как обрести контроль над иррациональными людьми и как справиться со вздорными клиентами, коллегами-манипуляторами и сумасшедшим начальством.

Метки: Коммуникации, Манипуляции,

Маленькие хитрости, которые дадут вам преимущество в общении с окружающими

Маленькие хитрости, которые дадут вам преимущество в общении с окружающими

12.10.2018
7406
Когда вы звоните человеку, в котором заинтересованы, не скрывайте свои эмоции. Не забывайте это простое правило. Эмоциональность заразна.

Метки: Коммуникации,

Если вам предстоит трудный разговор — 5 советов

Если вам предстоит трудный разговор — 5 советов

11.10.2018
5657
Никому не нравится начинать разговор, в котором нам приходится сообщать о существующем конфликте. Но если вы все-таки решились рассказать о своей версии правды

Метки: Коммуникации, Отношения,

10 психологических хитростей, которые помогут добиться желаемого

10 психологических хитростей, которые помогут добиться желаемого

05.10.2018
4836
Когда вы ведете с кем-то переговоры, делайте длинные паузы прежде, чем задать вопрос. Это беспроигрышный способ заставить людей говорить правду.

Метки: Коммуникации, Женщины, Мужчины,

Как лексика и манера речи выдают низкую самооценку

Как лексика и манера речи выдают низкую самооценку

03.10.2018
5965
Неуверенность, как запах крови, рано или поздно становится заметна окружающим. Это заставляет нас чувствовать себя настолько открытыми и беззащитными, что в итоге мы действительно раскрываем свои слабости и становимся уязвимыми.

Метки: Коммуникации,

10 типов людей, от которых нужно держаться подальше

10 типов людей, от которых нужно держаться подальше

27.09.2018
5298
10 типов токсичных энерговампиров, от которых нужно держаться подальше, чтобы самому таким не стать.

Метки: Коммуникации, Личность,

Напроситься на поглаживание... Почему это так сложно?

Напроситься на поглаживание... Почему это так сложно?

22.09.2018
12111
Психотерапевт Дмитрий Вострухов: "Человек нуждается в поглаживаниях. Причем ОЧЕНЬ сильно. Гораздо сильнее, чем это может быть заметно со стороны. Женщина не просто так делает новую прическу. Ребенок решает примеры, учит параграфы и тянет потом руку, чтобы выйти к доске, тоже не просто так. Однако многие не любят просить. Ни комплиментов, ни о поддержке, ни о признании. Они боятся оказаться слабыми или попасть в зависимую позицию жертвы".

Метки: Застенчивость, Коммуникации, Неуверенность в себе, Стыд, Нерешительность,

Визуальный контакт: о чем могут рассказать Ваши глаза

Визуальный контакт: о чем могут рассказать Ваши глаза

12.09.2018
3379
По движению глаз собеседника можно узнать, какие именно образы сейчас в сознании человека и чем он занят в данный момент: придумывает или вспоминает.

Метки: Коммуникации, Личность, Интуиция,

Дешевые люди

Дешевые люди

31.08.2018
7164
Психотерапевт Михаил Литвак: "Она знала, что так объясняются в любви дешевые люди, скорее всего алкоголики. Она уже поняла, что пред нею дешевый человек. Можно было уже и сматывать удочки. Но все-таки она пошла к нему в гости."

Метки: Коммуникации, Личность,

6 признаков того, что вы являетесь эмпатом

6 признаков того, что вы являетесь эмпатом

24.08.2018
3065
Эмпаты очень чувствительны к эмоциям, настроению и энергии окружающих. Это означает, что они впадают в стресс из-за вещей, которые не волнуют менее чувствительных людей.

Метки: Коммуникации, Личность,

Как отказать?

Как отказать?

21.07.2018
4086
Марина Комиссарова, психолог: "Парень, который нравится девушке, хочет заняться сексом, ни слова не говоря об отношениях. Она боится оттолкнуть его холодом, но и сливаться в секс-онли не хочет. Как быть?"

Метки: Коммуникации,

ЧТО делать с НЕадекватными и НЕвыносимыми людьми в вашей жизни: советы психиатра

ЧТО делать с НЕадекватными и НЕвыносимыми людьми в вашей жизни: советы психиатра

13.07.2018
4039
Известный психиатр и консультант Марк Гоулстон рассказывает, как выйти победителем из деструктивного общения.  У него большой опыт работы с неуравновешенными людьми, позволивший ему создать курс переговорщиков для ФБР, и он знает, что традиционные методы общения и аргументации с ними не действуют.

Метки: Коммуникации,

УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ, когда говорить вроде и не о чем

УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ, когда говорить вроде и не о чем

09.07.2018
2689
Ирина Кирсанова, психолог: "Ваша задача сосредоточиться не на информации, как таковой, а на удовольствии от беседы, тогда она будет протекать легко и непринужденно. Примеры тем для разговора: по дороге на встречу, по радио в машине вы услышали некую новость или что-то для вас интересное. Поделитесь этим. Обсуждайте актуальные текущие события, происходящие в вашем городе или мире, только следует выбирать позитивные темы."

Метки: Коммуникации,

6 ВЕЖЛИВЫХ СЛОВ, СНИЖАЮЩИХ нашу ЗНАЧИМОСТЬ

6 ВЕЖЛИВЫХ СЛОВ, СНИЖАЮЩИХ нашу ЗНАЧИМОСТЬ

25.06.2018
2930
Слово «можно» является своеобразной отсылкой к детству, когда мы зависели от решения взрослого. Вспомните, например, как вы просите меню в кафе. Чаще всего звучит вопрос: «Можно мне меню?». Однако просьбу лучше заменить на подходящее указание и со спокойной интонацией произнести: «Принесите мне меню». Тогда вы будете выглядеть как человек, который всегда получает то, что ему нужно.

Метки: Коммуникации,

Как общаться с человеком, который всячески унижает?

Как общаться с человеком, который всячески унижает?

25.05.2018
3568
Ирина Потемкина, психолог: "Как общаться с человеком, от котор­ого ты профессионально зависишь (не внут­ри коллектива — за пределами), но он теб­я всячески унижает?"

Метки: Коммуникации,

Как общаться с людьми, у которых все плохо

Как общаться с людьми, у которых все плохо

27.04.2018
35303
Есть люди, которые зацикливаются на своих переживаниях: они постоянно недовольны, несчастны и печальны, у них в жизни все плохо, а даже если хорошо — то это просто какое-то недоразумение и станет еще хуже. Как общаться с такими людьми? Почему они себя так ведут? Нужно ли их пожалеть и попытаться понять? Возможно ли их «поменять», показать лучшее будущее?

Метки: Коммуникации,

Как отвечать на колкости, грубости и оскорбления сарказмом

Как отвечать на колкости, грубости и оскорбления сарказмом

24.04.2018
4489
Дмитрий Заболотский, психолог: "Можно сказать, что надо заготавливать на такой случай не колкие фразы, а осознанность. Это сложно, особенно когда повышается адреналин. Примерная схема действий, такова..."

Метки: Коммуникации,

25 вопросов, которые помогут БЫСТРО УЗНАТЬ человека

25 вопросов, которые помогут БЫСТРО УЗНАТЬ человека

05.04.2018
4633
Правильная постановка вопросов способна стимулировать более глубокие интересные беседы и дискурсы, а также подготовить почву для открытия общих интересов, установления более прочных связей и укрепления взаимопонимания и эмпатии.

Метки: Коммуникации, Отношения,

Барьеры в общении и способы их преодоления

Барьеры в общении и способы их преодоления

29.03.2018
32866
Майя Темиргалиева, психолог: "есть такие типы характера, которые существенно затрудняют взаимодействие с другими людьми. Такой человек не доверяет ни себе, ни людям, ни миру вообще. Он подозрителен и настроен против окружающих. Как правило, он достигает своих целей за счет других людей."

Метки: Коммуникации,

Подруги, с которыми отношения обходятся нам слишком дорого

Подруги, с которыми отношения обходятся нам слишком дорого

28.03.2018
3219
Марта Кетро: "Кто вам в целом нравится и очень интересен, но после общения хочется полежать пару часов в темноте и тишине. Мы сейчас не будем бросаться штампами об эмоциональных вампирах (вампирках, конечно же), но есть типы личностей, темпераменты, образы мышления, манеры, которые решительно не совпадают с вашими. "

Метки: Коммуникации, Предательство,

Интервью недели

Мне жаль детей, которых с рождения водят в развивающие центры

Мне жаль детей, которых с рождения водят в развивающие центры

«Маленькие вундеркинды» спустя несколько лет вдруг бросают чтение, охладевают к школьным занятиям и вообще перестают чем-либо интересоваться. В чем тут дело?

Мне жаль детей, которых с рождения водят в развивающие центры

Марина Мелия

Поделиться

Метки

...
Ceкcуальность Агрессия Апатия Арт-терапия Биполярное расстройство Возраст Воспитание Выгорание Гештальт-терапия Гипноз Границы Деньги Депрессия Детско-родительские отношения Домашнее насилие Жалость Женщины Зависимое расстройство личности Зависимость Зависть Застенчивость Измена Импульсивность Инфантильность Истерия Карьера Коммуникации Конфликты Кризис среднего возраста Личность Любовь Манипуляции Материнство Мотивация Мужчины Нарциссизм Насилие Неблагополучная семья Невроз Нерешительность Неуверенность в себе Обида Одиночество Отвержение Отношения Панические атаки Пассивная агрессия Переедание Перфекционизм Пограничное расстройство личности Подростковый возраст Позитивная психология Предательство Привлекательность Психическая травма Психологический кризис Психологическое насилие Психопатия Психосоматика Психотерапия Развитие личности Развод Раздражительность Расставание Ресурсы Самооценка Семейные кризисы Семья Случаи из практики психотерапии Смысл жизни Снижение полового влечения Созависимость Спасательство Страх Стресс Стыд Сценарии Счастье Тревожность Трудное поведение Уверенность Управление эмоциями Фобии Чувство вины Шизофрения Экзистенциальный кризис Эмоциональная зависимость Энергия Эффективность