Работа с Теневыми аспектами личности-2
Единственное, что отделяет вас от самих себя, - это вы. Каждый раз, когда вы отчуждаетесь от своей сущности, вы переживаете маленькую смерть. (Барбара Энн Бреннан)
«Тень»
Понятие "Тень" в качестве архетипического образа существует во всех культурах. В древности тень человека считалась его душой, двойником (в некоторых языках понятия «тень» и «душа» выражаются одним словом).Для первобытных народов характерно представление, что тень является вторым Я человека, его жизненно важной частью. Потеря тени была равносильна утрате души. Человек без тени — продавший душу дьяволу (нечистая сила не отбрасывает тени).
Т.е. само наличие Тени делает нас:
- живыми
- людьми
В психологию термин «Тень» впервые ввел Карл Густав Юнг для обозначения бессознательной автономной части нашего Эго, нашей негативной стороны, которая не допускается к проявлению в реальной жизни.
Юнг утверждал, что каждый человек имеет свою Тень. Где есть Свет, там есть и Тень. В каждом есть ангел и дьявол; тиран и Мать Тереза; Ева и Лилит; Красавица и Чудовище, только в разных пропорциях.
"Тень - это то, чем человек не хотел бы быть". (Юнг)
Сюда входят желания, тенденции, переживания, которые отрицаются индивидуумом как несовместимые с существующими социальными стандартами, понятиями об идеалах - агрессия, высокомерие, трусость, пассивность, легкомыслие, жадность и т. д.
«Тень - это тёмный брат сознания. Это Каин, Калибан, монстр Франкенштейна. Это Вергилий, ставший проводником Данте в аду; друг Гильгамеша, Энкиду; враг Фродо, Голлум. Это Серый Брат в «Маугли»; оборотень; волк, медведь, тигр в тысяче народных сказок; это змий, Люцифер.
Тень стоит на пороге меж сознанием и подсознанием и встречается нам в сновидениях в образе сестры, брата, друга, зверя, чудовища, провожатого. Она — всё, чего мы не хотим и не можем впустить в своё осознанное «я»..» (У.Ле Гуин).
Но именно потому, что эти части скрыты от человека или не признаются им, они часто управляют человеком, особенно в сложных ситуациях.
«В той степени, в какой мы отождествляем себя со светлой и яркой персоной, тень соответственно играет роль тьмы. Если Персона – это «фасад» личности, то Тень — ее «подвал».
Подобно тому, как хозяйка убирает весь хлам подальше от глаз, так и человек осложняющие его жизнь желания, воспоминания, переживания пытается вытеснить из сознания. Тень — это то, что есть в вас, действует через вас или присутствует в бездействии в виде блока, но о чем вы не знаете и, следовательно, не понимаете и не контролируете.
Работу Тени можно сравнить с деятельностью секретной шпионской службы, о которой глава государства ничего не знает и потому может снять с себя ответственность за ее грязные дела» (М.Стайн).
Чем сильнее индивид стремится отождествить себя с Персоной, тем менее он склонен признавать наличие Тени. Мы воспринимаем Тень как нечто навязанное извне, низменное и недостойное нас.
"Каждый носит с собой тень, и чем меньше она подключена к индивидуальной сознательной жизни, тем она темнее и гуще. Если плохое качество осознано, то всегда есть шанс его исправить. Помимо этого, оно находится в постоянном контакте с другими интересами, так что подвержено непрерывной модификации.
Но если теневая сторона подавлена и изолирована от сознания, то она никогда не будет исправлена, и постоянно имеется возможность ее внезапного прорыва в самый неподходящий момент. Так что, по всем подсчетам, она создаст бессознательное препятствие, мешая нашим самым благонамеренным побуждениям и порывам.
Мы несем в себе свое прошлое, а именно примитивного, низкого человека с его желаниями и эмоциями. Лишь приложив значительные усилия, мы можем освободиться от этой ноши. Нам нужно найти способ сосуществования сознательной личности человека и его тени» (Юнг).
Для многих людей, Тень - это потайной ад. Место обитания всех смертных грехов, в наличие которых не признаются даже себе. Но,если бы вытесненные склонности были только злом, то не возникало бы особых проблем.
Другой аспект тени состоит в том, что она не является лишь темными силами, "мрачной изнанкой личности".
Тень также состоит из влечений, способностей и положительных качеств, которые либо были когда-то отвергнуты личностью, потому, что им «не нашлось места» в жизни, либо никогда ею не осознавались (творческие способности, страсть, сексуальность, способность глубоко чувствовать, непосредственность, сильные желания, мечты - все, что считается неприличным, некультурным или просто недопустимым кем-то другим).
Как же так получается, что мы отрицаем, отвергаем, ссылаем часть себя в сумрачный мир Тени?

Формирование «Маски» («Персоны») и «Тени»
В каждом обществе (или сообществе) существует представление, образ «идеального» человека (женщины, мужчины, ребенка, профессионала и т.д.). Этакий социальный «пакет» - набор определенных качеств и моделей поведения.«Свирепый и безжалостный воин викингов», «умеренный и справедливый» человек Античности, «праведный и набожный» человек Средневековья, «свободный, разносторонне-развитый, творческий человек, создающий самого себя» эпохи Ренессанса, «идейный строитель коммунизма», «человек 21 века» - все эти идеалы предъявляют к человеку совершенно разные требования.
Соответствие и согласие человека с этими требованиями (ценностями) является обязательным условием признания его данным обществом и, соответственно, его выживания и процветания. Именно они являются «мерилом», критерием того, «что такое хорошо и что такое плохо».
Что бывает, если человек отличается от большинства, мы видели, например, в фильмах о «Людях Икс».
Людей-Икс ненавидит, боится и презирает человечество ни по какой другой причине, а только потому, что они являются мутантами. Это фильм о дискриминации по отношению к любым меньшинствам, и, что гораздо печальнее, лозунг "Непохожего - бей!", мы видим в действии в реальной жизни.
Мы приходим в этом мир целостными
Мы свободны, мы не «скованы» никакими правилами и условностями. Каждый из нас обладает врожденными наклонностями и испытывает множество желаний, к которым наше окружение не всегда готово. Но, стоит нам появиться на свет, как мы сталкиваемся с социальными ожиданиями и требованиями («вырастет врачом будет», «будущая мама растет» и т.д.).Что происходит дальше?
А дальше происходит социализация или адаптация к общественному и личному идеалу воспитателей. Окружающий мир (милые родители, добрые учителя и т.д.) стремится ограничить нас в той или иной форме, уничтожить все то, что не соответствует «канону». Делается это путем сознательного подавления «лишнего» в человеке.
С самого раннего возраста каждый ребенок очень чутко ловит и быстро учится понимать, чего ждут от него близкие, в первую очередь – его родители.
Личным примером родительского терпения и смирения, «кнутами и пряниками», обманом и хитростью «естественное» в нас загоняют в «искусственное» («окультуривают»).И все бы хорошо, не хотите же вы оказаться среди людей, сморкающихся в скатерть и справляющих нужду, где придется?
Разумные ограничения нужны, вот только все ли из них одинаково полезны?
С детства каждый из нас получает и усваивает множество явных и скрытых посланий: "Не балуйся, сиди спокойно", "Хорошие девочки не бывают злыми", "Мальчики не плачут" и т.п. Мы делаем вывод: «Громкий смех и веселые подвижные игры вызывают у мамы тревогу», «Мое желание «сделать все по-своему» обижает отца» и т.п.Мы слушаем, смотрим и стараемся соответствовать, потому, что боимся потерять расположение близких, разочаровать или вызвать их гнев. Утаивание естественных качеств нашего истинного Я и стремление понравиться другим (прежде всего родителям) позволяет нам выжить в юном возрасте, когда мы не можем сами позаботиться о себе.
Для нас быть любимыми и принятыми ими - жизненно важно, и мы подстраиваемся под требования, ожидания и стереотипы нашего окружения. Поняв, что хотят от нас окружающие, мы «учимся» полезные качества выдвигать на первый план, а бесполезные и опасные — прятать.
Мы оттачиваем те свои умения, которые приносят нам выгоду, а все прочее маскируем и подавляем, чтобы не тратить сил на то, что не срабатывает, и не быть наказанным за то, что раздражает. Мы стараемся всегда заботиться о других, потому, что нехорошо быть эгоистом и думать о себе.
Мы учимся быть покладистыми, потому, что родителям не нравится, когда мы злимся и настаиваем на своем ("Как тебе не стыдно пререкаться с матерью!"). Нам дают понять, что все, что связано с сексуальностью – что-то стыдное и грязное ("Не трогай свои половые органы - ты извращенец!"), и мы закрываем эту область для себя. Список этот бесконечен, и каждый из нас может добавить в него собственные пункты.
Ваша Тень - это не что иное, как ваш собственный внутренний ребенок (Уайнхолд Б.К., Уайнхолд Дж.Б.)
Процесс приведения «данного образца» в соответствие с «совершенным идеалом» реализуется через два основных механизма – подавление и вытеснение. При подавлении сознание целенаправленно стремится уничтожить всё то, что не соответствует «желаемому». Достигается это, обычно, под вывеской "мораль", через воздержание, аскетизм и запрет «отрицательных» потребностей.
Если семья религиозная, то родители могут даже втягивать в это Бога: "Бог тебя накажет, если ты не будешь вести себя как следует и слушаться меня".
Не то чтобы мы делали что-то по-настоящему плохое, но, нам настоятельно "предлагается" делать только то, что значимые люди считают приемлемым и не представляющим угрозы.
Например, принадлежность к определенному полу — это один из важных факторов, по которым мы выделяем себя и строим свою Персону. Ребенок быстро понимает, что отношение к нему зависит от того, насколько его поведение соответствует требованиям пола.
Иногда «модель гендерного поведения» является подходящей, а иногда нет. Помните фильм «Билли Эллиот» - историю маленького мальчика из небольшого шахтёрского городка, который влюбился в балет?
Слоган фильма: «Внутри каждого из нас есть особый талант, ждущий своего выхода наружу. Хитрость в том, что нужно найти этот выход».
Сюжет: Действие происходит в 1984 году, во время забастовки британских шахтеров, и сосредотачивается на надежде 11-летнего Билли Эллиота стать профессиональным балетным танцором.
Билли живёт со своим овдовевшим отцом, старшим братом, и бабушкой, которая когда-то тоже стремилась стать профессиональной танцовщицей. И отец, и брат Билли — шахтеры, принимающие участие в забастовке.
Отец отдает мальчика в Спортивный центр, чтобы тот начал заниматься боксом, как и положено сыну потомственного шахтёра. Но Билли не привлекает этот вид спорта. Во время одной из тренировок в зале начинают заниматься девочки-балерины (танцоры и боксёры делят одно помещение). Увидев, как они двигаются под аккомпонимент фортепиано, услышав названия движений, мальчик понимает – это то, что ему нужно и важно.
Втайне от отца Билли начинает брать уроки балета. Вскоре тренер по боксу сообщает отцу об отсутствии его сына на тренировках, и спустя какое-то время тайна юного Билли раскрывается. Отец считает, что балет не мужской вид спорта и увлечение им его сына является неким отклонением от нормы. Он категорически запрещает Билли посещать занятия.
Но тот, увлечённый танцем, всё же продолжает брать индивидуальные уроки у своей преподавательницы. Она считает, что Билли достаточно талантлив, и предлагает ему попробовать поступить в Королевскую балетную школу Лондона. Но из-за ареста брата во время стычки между полицией и бастующими шахтерами, Билли пропускает прослушивание.
Преподаватель идет в дом Билли, чтобы рассказать его отцу и брату об упущенной возможности. Те приходят в ярость, боясь, что Билли будут считать гомосексуалистом, и в крайне резком тоне дают понять мальчику, что не может быть и речи о том, чтобы он связал свою жизнь с балетом.
Что происходит дальше? А дальше (в фильме) происходит исключительный случай – мальчик, несмотря на препятствия, реализует свои способности и мечты.
Отец Билли видит танцующего сына и понимает, что тот действительно полностью увлечён танцем и делает всё возможное, чтобы помочь ему выбраться из маленького шахтёрского посёлка в мир.
В заключительной части фильма мы видим уже взрослого двадцатипятилетнего Билли Эллиота, который выходит на сцену и исполняет ведущую партию балета Лебединое озеро. Отец, брат и друг детства Билли любуются им из зрительного зала.
В жизни, к сожалению, такое бывает редко. Общественные установки - «мальчики не плачут» - они не должны быть слишком нежными, «девочке не положено быть лидером, ее дело баюкать кукол», приводят к подавлению части себя. Помните мультфильм «Мулан» - о социальной дискриминации женщин и ее преодолении в рамках одной отдельно взятой судьбы?
Фильм снят на основе китайской легенды о молодой женщине, которой было трудно ощущать себя в традиционной роли китайской девочки и она, маскируясь под мужчину, занимает место своего престарелого отца в армии. Воюя с врагами своей Родины, Мулан добивается признания у других воинов и отстаивает свое право быть не такой, как все..
Фильмы – фильмами, а в реальной жизни, чаще всего, природная чувствительность мальчика постепенно вытесняется, и он перестает не только проявлять, но и осознавать ее, а лидерские качества девочки уходят в Тень.
Человек отказывается от некоторых сторон своей психики, отчуждает, подавляет или отбрасывает какие-то нежелательные ее аспекты, черты либо переживания и возникает внутренний раскол на темную («Тень») и светлую («Маска») стороны. Проводится граница между тем, что нравится (сначала окружающим, а затем и себе самому) и тем, что не нравится.
Теперь «Маска» – это как бы реальный «Я», остальная ее часть - «не-я«, территория за границей, «вне меня» («Тень»).
Это чужая и враждебная территория, которую нужно отрицать, скрывать, и с которой надо бороться. Так формируется обширное пространство темных «подземелий», где годами скапливается все то, от чего мы отказались. Но, Тень никуда не исчезает.
В итоге мы сидим на вулкане, который может взорваться в любой момент.
Уничтожить врожденные наклонности невозможно. Их можно только «подавить», «вытеснить» в область бессознательного.
На подавление и удержание уходит огромное количество энергии, которую можно было бы использовать более конструктивно. К тому же, в самой Тени содержится много ресурсов. Желание соответствовать чужой фантазии мешает нам проявить себя полностью, и направляет нашу энергию в ложное русло.
Психозы, депрессии, зависимости от психоактивных веществ, самоубийства и неконтролируемое асоциальное поведение — всё это попытки агонирующей Тени напомнить о себе, прорваться сквозь бетонные стены Маски на поверхность и глотнуть воздуха свободы.
К сожалению, «Маска» - плоский, искаженный, суженный, ущербный и неточный образ себя - гораздо удобнее несовершенной естественности, и люди, в общем-то, редко стремятся к развитию собственной личности.
Поэтому, даже после того как мы вырастаем из детских штанишек и отделяемся от родителей, мы сталкиваясь с проявлением собственных черт, которые по какой-либо причине представляют дискомфорт (например, влечение или интерес), предпочитаем оставаться хорошими мальчиками и девочками даже тогда, когда можно было бы ими уже и не быть.
А Тень прорывается в сознание тревогой, виной, страхом, депрессией. В результате, нам не хватает сил даже на мелкие бытовые дела; мы чувствуем себя беспомощными и бессильными, нас пугает все новое, а «старое» вызывает лишь скуку и уныние, мы ощущаем скованность и зажатость, а некоторые люди (живущие по-другому) нас просто «бесят».
Да, люди бывают разными. И, антисоциальное, агрессивное и просто неприятное поведение окружающих никто не отменял, но, прежде, чем обвинять и осуждать других, не стоит ли нам перечитать следующую притчу и подумать, не себя ли мы самого постоянно встречаем на жизненном пути?
Притча.
Однажды один человек сидел около оазиса, у входа в ближневосточный город. К нему подошел юноша и спросил: "Я ни разу здесь не был. Какие люди живут в этом городе?"
Старик ответил ему вопросом:
- А какие люди были в том городе, из которого ты ушел?
- Это были эгоистичные, жадные и злые люди. Именно поэтому я с радостью уехал оттуда.
- Здесь ты встретишь точно таких же, - ответил ему старик.
Немного погодя, другой человек приблизился к этому месту и задал тот же вопрос: "Я только что приехал. Скажи, старик, какие люди живут в этом городе?"
Старик ответил тем же: "А скажи, сынок, как вели себя люди в том городе, откуда ты пришел?"
- О, это были добрые, гостеприимные и благородные люди. У меня там осталось много друзей, и мне нелегко было с ними расставаться.
- Ты найдешь таких же и здесь, -- ответил старик.
Купец, который невдалеке поил своих верблюдов, слышал оба диалога. И как только второй человек отошел, он обратился к старику с упреком: "Как ты можешь двум людям дать два совершенно разных ответа на один и тот же вопрос?"
"Сын мой, - говорит старик, - каждый носит свой мир в своем сердце. Тот, кто в прошлом не нашёл ничего хорошего в тех краях, откуда он пришёл, здесь тоже - не найдёт ничего. А тот, у кого были друзья в другом городе, и здесь тоже найдёт верных и преданных друзей. Ибо, видишь ли, окружающие нас люди становятся тем, что мы находим в них».
Как часто бывает, что сопротивляясь принятию каких-то аспектов собственной личности, и желая справиться с дискомфортом, человек делает вид, что негативные черты принадлежат кому-то другому. Кому угодно, только не ему. Эти отчужденные черты проецируются, и начинают восприниматься как элементы окружающей среды. («Во мне нет ничего дурного — это всё они. Я не чудовище, это другие люди — чудовища..). На выходе мы получаем мир, в котором страшно жить.
Что делать?
Выработать более-менее точный образ себя – то есть соединить (интегрировать) Маску с Тенью – начать осознавать те грани себя, о существовании которых вы не знали или не хотели знать. Борясь с теневыми энергиями, мы отсекаем себя от источника творчества. Потому что сила - в тени.Знакомство с Тенью, хоть и называется по-разному, в любой традиции считается самым первым шагом на пути к обретению душевного развития. Принятие темной стороны души — это то, с чего нужно начинать, а не то, что можно отложить на потом.
Только сила и смелость содержащиеся в Тени, могут дать необходимое бесстрашие, чтобы вырваться из социальных тисков и стать собой. Работа с Тенью формирует целостный образ самого себя, а не придуманную человеком или навязанную обществом иллюзию.
О технике работы с теневыми аспектами личности в следующей статье.
Список литературы, использованной при написании статьи:
1. Тайное и явное в отношениях с окружающими (Тень и Персона), Стайн М., Журнал практической психологии и психоанализа, 2010, №1, Глава из книги М. Стайна (2010) «Юнговская карта души: Введение в аналитическую психологию», Издательство Когито-Центр.
2. Тень (материал размещен в блоге Павличенко Е. (elena-pavlichenko.com/ten/).
3. У.Ле Гуин "Ребенок и Тень" (Интерлит).
Метки: Личность,
Читать по теме:
Как не кормить других собою: Что делать, если тебе плохо, а им/ему от этого хорошо
Метки: Личность,
Самооценка и ваш гардероб: Как одеваются неуверенные в себе женщины
Метки: Личность,
Мы перестали стараться
Метки: Личность,
13 вещей, которых избегают сильные личности
Метки: Личность,
25 психологических трюков, которые реально работают
Метки: Личность,
ТЫ СТАЛА НЕУДОБНОЙ
Метки: Личность,
3 закона, которые значительно улучшат вашу жизнь
Метки: Личность,
Правило 48 часов. В это время надо получить поддержку и помощь
Метки: Личность,
Можно ли самому себя «сглазить»? 6 признаков того, что вы сами себе вредите
Метки: Личность,
Простой и неочевидный навык, который в несколько раз увеличит вашу самооценку
Метки: Личность,
Мортидо - инстинкт саморазрушения. Признаки
Метки: Личность,
Сразу говорить о том, что не нравится и еще 5 правил жизни Михаила Лабковского
Метки: Личность,
Не берите на себя ответственность за счастье несчастливого человека…
Метки: Личность,
Луиза Хей: Несчастные случаи —выражение раздражения и обиды
Метки: Личность,
Если вы не хотите куда-то идти — НЕ ИДИТЕ!
Метки: Личность,
Уметь подождать – главный секрет счастья
Мы ПОЛУЧАЕМ ВСЕ по личному достоинству
Метки: Личность,
Если ты в чем-то нуждаешься – отдай это
Не важно, какие гены вам достались: творить может каждый
Метки: Личность,
Я не буду проще! Позволить себе быть сложной
Метки: Личность,
Как разговаривать с мудаками: Советы известного психиатра Марка Гоулстона
Метки: Коммуникации, Личность,
Учитесь разбираться в людях ! Все, что люди говорят, — все неправда
Метки: Личность,
Все дело в ... папе!
Метки: Личность, Детско-родительские отношения,
Почему важно не думать плохо ни о ком
Метки: Личность,
Опасная женская привычка: 24 признака того, что ты уже на грани
О чем лучше молчать, даже когда тебя спросят: 7 золотых советов
Метки: Коммуникации, Личность,
Психическая усталость: Люди, которые нас истощают
Метки: Коммуникации, Личность,
5 ложных истин, которые нам внушили
Метки: Личность,
Про девочек-отличниц
Метки: Личность,
Речь отражает состояние ума
Метки: Личность,
Популярное на сайте
Интервью недели

Мне жаль детей, которых с рождения водят в развивающие центры
Мне жаль детей, которых с рождения водят в развивающие центры