Учите детей не контролировать эмоции, а управлять ими
Автор: Инна Бардина, психолог
Детская эмоция — такая яркая, зачастую непредсказуемая, удивительно глубокая - ставит нас, взрослых, в сложную ситуацию, и мы не знаем, как правильно реагировать. Не знаем, как объяснить ребёнку, что с ним происходит и как этим управлять.
Как нам, взрослым, реагировать на детские эмоции? Тем более, если большинство из нас не могут ни управлять своими эмоциями ни принимать их. Но чтобы чем-то управлять, это надо осознать, чтобы понимать, с чем имеешь дело. Нас этому не учили. Нас учили эмоции контролировать и подавлять. И эти же знания мы транслируем своим детям. Знания, которые в XXI веке, скорее навредят, чем помогут.
Реальность требует от человека развитого эмоционального интеллекта.
Что такое эмоциональный интеллект? Как научить детей эмоциональному интеллекту?
Начните с себя
Дети нас копируют, подражают нашему поведению, зачастую, эмоционально — они наше отражение, усиленное в несколько раз.Что делать? Разрешите себе испытывать эмоции, отслеживайте свои чувства. Развитый эмоциональный интеллект поможет научиться управлению своим эмоциональным состоянием и своевременно освобождаться от негатива. Чем лучше это будет получаться у вас, тем легче вам будет научить этому вашего ребенка.
Научите ребёнка отслеживать свои эмоции и называть их.
Что делать? Пока ребенок маленький, вы сами вслух можете проговаривать его эмоции, которые в настоящий момент, по вашему мнению, испытывает ребёнок. И, конечно, слушайте, что он будет отвечать. Тогда, подрастая, ребёнок сам начнет называть эмоции, которые он испытывает.
Простой пример. Ребенок пришел в слезах. Что делает мама? Она начинает спрашивать: «Почему ты плачешь?» «Тебе больно?», «Ты обижен?», «Тебе грустно?».

Помните, что ребёнка за проявление эмоций не ругают, а поддерживают! Ребёнок имеет право на эмоцию и на её выражение.
Хорошо, если вы будете сами рассказывать о своем эмоциональном состоянии, если ребенок интересуется. «Да, я расстроена» «Я переживаю», «Я разозлилась».
УПРАЖНЕНИЕ «Угадай эмоцию».
Найдите картинки, на которых люди разного возраста (взрослые и дети ) выражают эмоции. Лучше, если это будут фотографии, а не иллюстрации. Расскажите «истории» об этих людях. Почему они смеются, плачут, боятся. Когда ребенок подрастет, пусть он вам расскажет свои истории по фотографиям.
Важно помнить, что осознание и проговаривание эмоции снижает её переживание в несколько раз не только у детей но и у взрослых.
УПРАЖНЕНИЕ «Угадай эмоцию» №2.
Покажите ребёнку картинки, на которых изображены портреты детей с различными выражениями эмоциональных чувств. Ребёнок должен разложить их по стопочкам. В первую -изображения тех детей, которые празднуют, веселятся. Во вторую — тех, кто нуждается в поддержке. В последнюю — тех, кто злится. Ребёнок должен назвать признаки, по которым он сделал свой выбор.
УПРАЖНЕНИЕ «Тренируем эмоции».
Это упражнение хорошо развивает способность понимать эмоциональное состояние другого человека. Предложите ребёнку поиграть в превращения.
Пусть он станет грозовой тучей, злой/ым волшебницей/ком, хищником на охоте.
Пусть покажет сердитого взрослого человека, ребёнка; злого человека.
И под конец пройдитесь по приятным эмоциям. Пусть зажмурится, как котёнок на солнышке.
Пусть представит себя красивым цветком / могучим дубом. Пусть улыбнётся, как радостный ребёнок или так, как будто увидел чудо.
Поупражнялись? Идём дальше.
Главная родительская ошибка — детей заставляют подавлять свои эмоции. «Плакать нельзя!». Когда эмоция не пережита, подавлена, она остается у человека «в теле». Со временем ребенок вырастает, а его тело хранит все подавленные в его жизни эмоции, они оказываются заблокированы в нём.
Следующий важный этап работы с детской эмоцией — научиться находить её локализацию в теле.
Что делать? Когда вы вслух проговариваете эмоции, которые может в настоящий момент испытывает ребенок или он сам вам об этом рассказывает, надо у него спросить: “А где у тебя эта злость/обида/ грусть?» Пусть покажет рукой, пальцем, опишет, как она отражается в теле — теплом, холодком, покалыванием.
Так ребенок научится осознавать свое тело. Для того, чтобы снижать её негативное действие на себя. Для этого достаточно физически расслабить место, где локализуется эмоция с помощью упражнений или дыхания.
УПРАЖНЕНИЕ на расслабление «Вертер» (по имени робота из фильма «Гостья из будущего»).
Ребенок представляет, что он робот. Стоит прямо. И начиная с кончиков пальцев ног начинает напрягать и расслаблять мышцы, поднимаясь всё выше, до макушки. Пальчики, коленки, ноги, живот, спину, плечи, руки, ладошки (сжать в кулаки, потом расслабить), шею, голову. В конце напрячь все тело и расслабить.
Это упражнение можно делать лежа, оно улучшает сон.
УПРАЖНЕНИЕ для расслабления мышц №2 «Снеговик»
Предложите ребёнку пофантазировать и стать на какое-то время большим, красивым, белым снеговиком, которого только что слепили ребята. Он стоит очень устойчиво на своих маленьких ножках. Шло время. Стало пригревать солнышко и снеговичок «поплыл». ребёнок должен показать, как снеговик будет таять: в первую очередь подтает (расслабляется) голова, потом «поплывёт» спина, руки и ноги и снеговик окончательно растает. Ребёнок «растекается» на полу, как лужица, которая осталась после снеговика.
Не забывайте хвалить, подбадривать и поддерживать ребёнка во время игр-упражнений.
Получив навык управления своим эмоциональным состоянием в детском возрасте, ваш ребёнок, взрослея, с каждой пережитой эмоцией будет становится сильнее, его устойчивость в стрессе и внутренняя сила будет расти. Он сможет в режиме реального времени превращать свои негативные эмоции в свою жизненную силу, не идти у них на поводу, а наоборот, управляет ими.
Уверенность в том, что его чувства важны, а умение выражать их, а не подавлять, поможет ему построить отношения с окружающими и быстрее достигать своих целей. Плюс к этому, развитый эмоциональный интеллект - надежная защита от «взрослых» зависимостей и вредных привычек.
Метки: Воспитание, Управление эмоциями, Детско-родительские отношения,
Читать по теме:
Эмоции стройности: ДРУГИЕ методы похудения
Метки: Управление эмоциями, Женщины,
Научитесь быть ненужными своим выросшим детям
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,
Токсичная мать: неужели она нарочно?
Метки: Чувство вины, Обида, Манипуляции, Детско-родительские отношения,
Как вырастить гения: 7 правил еврейских родителей
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,
Нелюбимые взрослые мальчики
Метки: Детско-родительские отношения,
5 грубейших ошибок в воспитании мальчиков
Метки: Воспитание,
44 способа сказать детям, как сильно вы их любите
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,
Без крика и наказаний: Как инуиты решают проблему детской агрессии и непослушания
Метки: Воспитание, Материнство, Трудное поведение, Семья, Детско-родительские отношения,
УДОБНЫМ детям – очень НЕ удобно жить
Метки: Детско-родительские отношения,
Эрик Берн: Когда ребенку исполняется 6 лет, его жизненный план уже готов
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,
Все дело в ... папе!
Метки: Личность, Детско-родительские отношения,
Чтобы быть в счастливом браке нужно владеть эмоциональным интеллектом
Метки: Семейные кризисы, Отношения, Управление эмоциями,
Родители как ТЕСТ
Метки: Детско-родительские отношения,
Как я стал стесняться своей матери: случай из практики
Метки: Подростковый возраст, Материнство, Женщины, Детско-родительские отношения,
Человек не будет иметь удачных отношений до тех пор, пока не наладит их с матерью
Метки: Воспитание,
Масштаб материнского влияния на судьбу дочери
Метки: Материнство, Детско-родительские отношения,
Вылезти из-за плинтуса. Мама не читай!
Метки: Материнство, Детско-родительские отношения,
Заботливая мать — психологический вампир
Метки: Материнство, Манипуляции, Психологическое насилие, Детско-родительские отношения,
Что скрывается за семейным проклятием и венцом безбрачия: взгляд психолога
Метки: Семья, Детско-родительские отношения, Метод системных семейных расстановок,
О прощении родителей: ненавидеть маму опасно для жизни!
Метки: Детско-родительские отношения,
Отвержение отца ведет к психической задержке развития ребенка
Метки: Воспитание,
Эмоциональная тупость
Метки: Шизофрения, Управление эмоциями, Ненависть, Отвержение,
Секс при ребенке
Метки: Детско-родительские отношения,
Нервные расстройства у детей: что должны знать родители
Метки: Воспитание,
Любовь к отцу: сценарий развития СУДЬБЫ вашей дочери
Метки: Детско-родительские отношения,
Мы травмированы матерями, но компенсации не будет
Метки: Материнство, Психотерапия, Инфантильность, Детско-родительские отношения,
Как стать более счастливым человеком всего за одну ночь
Метки: Личность, Управление эмоциями,
Дочери, которых не любили и тяжкая ноша семейных секретов
Метки: Воспитание, Материнство, Психическая травма, Психологическое насилие, Детско-родительские отношения,
Заморозка несконтейнированных детских травм – основа любой травли и дедовщины
Метки: Агрессия, Домашнее насилие, Психическая травма, Детско-родительские отношения,
Тяжелое детство
Метки: Детско-родительские отношения,
Популярное на сайте
Интервью недели

Мне жаль детей, которых с рождения водят в развивающие центры
Мне жаль детей, которых с рождения водят в развивающие центры