Заниженная и завышенная самооценка

13 сентября 2016
7942

Ирина Дражевская
Психолог

В своей практике я постоянно сталкиваюсь с вопросом, которые мне задают клиенты: "Почему так ко мне относятся люди, что не так с моей самооценкой?" Для начала давайте разберёмся, что такое самооценка в принципе. Это оценка самого себя, своих достоинств и недостатков. Самооценка бывает:
  • заниженная – недооценивание собственных сил;
  • завышенная – переоценивание собственных сил;
  • нормальная – адекватное оценивание себя, собственных сил в определённых жизненных ситуациях, в постановке своих целей и задач, адекватном восприятии мира, в общении с людьми.

Каковы признаки заниженной самооценки?

  1. Отношение окружающих как показатель. Как человек относится к себе, так и другие относятся к нему. Если он себя не любит, не уважает и не ценит, то сталкивается с таким же отношением к себе людей.
  2. Неспособность управлять собственной жизнью. Человек считает, что не справится с чем-то, не может принять решение, колеблется, думает, что от него ничего не зависит в этой жизни, а зависит от обстоятельств, других людей, государства. Сомневаясь в своих возможностях и силах, он либо ничего не делает вообще, либо перекладывает ответственность за выбор на других.
  3. Склонность к обвинению окружающих или самобичеванию. Такие люди не умеют брать ответственность на себя за свою жизнь. Когда им выгодно, они занимаются самобичеванием, чтобы их пожалели. А если хотят не жалости, а самооправдания, то обвиняют во всем окружающих.
  4. Стремление быть хорошим, угодить, понравиться, подстроиться под другого человека в ущерб себе и своим личным желаниям.
  5. Частые претензии к другим. Некоторым людям с заниженной самооценкой свойственно жаловаться на других, постоянно обвинять их, снимая тем самым ответственность за неудачи с самих себя. Ведь недаром говорят, что лучшая защита – это нападение.
  6. Акцентирование внимания на своих недостатках, а не достоинствах. В частности Чрезмерная критичность к своему внешнему виду. Признаком заниженной самооценки является придирчивость к своей внешности, постоянное недовольство своей фигурой, цветом глаз, ростом и телом в принципе.
  7. Перманентная нервозность, беспочвенная агрессия. И наоборот – апатия и депрессивные состояния от потери себя, смысла жизни, случившейся неудачи, критики со стороны, несданного экзамена (собеседования) и пр.
  8. Одиночество или наоборот – страх одиночества. Ссоры в отношениях, чрезмерная ревность, как результат мысли: "Такого как я нельзя полюбить".
  9. Развитие пагубных пристрастий, зависимостей как способ временного ухода от реальности.
  10. Сильная зависимость от мнения других людей. Неумение отказывать. Болезненная реакция на критику. Отсутствие/подавление собственных желаний.
  11. Замкнутость, закрытость от людей. Чувство жалости к себе. Неумение принимать комплименты. Постоянное состояние жертвы. Как говорится, жертва всегда найдёт себе палача.
  12. Обостренное чувство вины. Критические ситуации он примеряет на себя, не разделяя своей вины и роли сложившихся обстоятельств. Любую разборку принимает по отношению к себе как к виновнику ситуации, ведь это будет "лучшим" подтверждением его неполноценности.


Как проявляется завышенная самооценка?

  1. Высокомерие. Человек ставит себя выше других: "Я лучше, чем они". Постоянное соперничество как способ это доказать, "выпячивание" напоказ своих достоинств.
  2. Закрытость как одно из проявлений высокомерия и отражения мысли, что остальные стоят ниже его по статусу, интеллекту и прочим качествам.
  3. Уверенность в собственной правоте и постоянное доказывание этого как "соль" жизни. Последнее слово всегда должно оставаться за ним. Стремление контролировать ситуацию, играть доминирующую роль. Всё должно делаться так, как он считает нужным, окружающие должны плясать под его "дудку".
  4. Постановка завышенных целей. Если они не достигаются, наступает фрустрация. Человек страдает, впадает в депрессию, апатию, гнобит себя.
  5. Неумение признавать свои ошибки, извиняться, просить прощение, проигрывать. Страх оценки. Болезненная реакция на критику.
  6. Боязнь совершить ошибку, показаться слабым, беззащитным, неуверенным в себе.
  7. Неумение просить помощи как отражение страха показаться беззащитным. Если просит помощи, это больше похоже на требование, приказ.
  8. Акцентуация только на себе. Ставит собственные интересы и увлечения на первое место.
  9. Желание учить жизни окружающих, "тыкать" их в совершенные ими ошибки и показывать, как надо на примере самого себя. Самоутверждение за счет других. Хвастливость. Излишняя фамильярность. Заносчивость.
  10. Преобладание в речи местоимения "я". В разговорах больше говорит, чем случаешь. Перебивает собеседников.


По каким причинам могут происходить сбои в самооценке?

Детские травмы, причинами которых может стать любое значимое для ребёнка событие, а источников существует огромное количество.

Эдипов период. Возраст от 3 до 6-7 лет. На бессознательном уровне ребёнок отыгрывает партнёрские отношения со своим родителем противоположного пола. И то, как ведёт себя родитель, отразится на самооценке ребёнка и его выстраивании сценария взаимоотношений с противоположным полом в будущем.

Подростковый период. Возраст 13 до 17-18 лет. Подросток ищет себя, примеряя на себя маски и роли, выстраивая свой жизненный путь. Он пытается себя найти, задавая вопрос: "Кто я?"

Определённые отношения к детям от значимых взрослых (недополучение ласки, любви, внимания), в результате которых дети могут начать чувствовать себя ненужными, неважными, нелюбимыми, непризнанными и т.д.

Некоторые паттерны поведения родителей, которые впоследствии переходит к детям и становится уже их поведением в жизни. Например, низкая самооценка у самих родителей, когда эти же проекции накладываются и на ребенка.

Единственный ребёнок в семье, когда все внимание сосредоточено на нем, все только для него, когда имеет место неадекватная оценка родителями его способностей. Отсюда идёт завышенная самооценка, когда ребёнок не может адекватно оценить свои силы и способности. Он начинает считать, что весь мир только для него, все ему должны, происходит акцентуация только на себе, взращивание эгоизма.

Низкая оценка родителями и родными ребенка, его способностей и действий. Ребёнок пока сам не способен оценивать себя и составляет мнение о себе по оценке значимых для него людей (родителей, бабушек, дедушек, теть, дядь и т.д.). В результате происходит выстраивание у ребёнка низкой самооценки.

Постоянная критика ребёнка приводит к низкой самооценке, низкому самоуважению и закрытости. При отсутствии одобрения творческих начинаний, восхищения ими, ребёнок чувствует непризнанность своих способностей. Если же за этим следует постоянная критика и ругань, то он отказывается что-либо творить, создавать, а значит, развиваться.

Чрезмерная требовательность к ребёнку может взрастить как завышенную, так и заниженную самооценку. Нередко родители хотят видеть ребёнка таким, каким хотели бы видеть себя. Они накладывают на него свою судьбу, выстраивая на нем проекции своих целей, которые не получилось достичь самим. Но за этим родители перестают видеть ребёнка как личность, начиная видеть лишь свои проекции, грубо говоря, себя самих, идеальных себя. Ребёнок уверен: "Чтобы родители меня любили, я должен быть таким, каким они хотят меня видеть". Он забывает о себе настоящем и может либо успешно, либо безуспешно соответствовать родительским требованиям.

Сравнение с другими хорошими детьми понижает самооценку. И наоборот, стремление угодить родителям завышает самооценку в погоне и соперничестве с другими. Тогда другие дети не друзья, а соперники, и я должен/на быть лучше других.

Гиперопека, чрезмерное взятие ответственности за ребёнка в принятии решений за него, вплоть до того, с кем дружить, что надевать, когда и что делать. В результате в ребёнке перестаёт взращиваться Я, он не знает, чего хочет, не знает, кто он, не понимает своих потребностей, способностей, желаний. Тем самым родители взращивают в нем несамостоятельность и, как следствие, низкую самооценку (вплоть до потери смысла жизни).

Желание быть таким, как родитель, которое может быть как естественным, так и вынужденным, когда ребенку постоянно повторяют: "Твои родители столько всего достигли, ты должен быть таким, как они, ты не имеешь права упасть в грязь лицом". Появляется страх оступиться, совершить ошибку, оказаться не идеальным, в результате чего самооценка может оказаться заниженной, а инициатива – убитой напрочь.

Выше я привела одни из распространенных причин, по которым возникают проблемы с самооценкой. Стоит добавить, что грань между двумя "полюсами" самооценки может быть достаточно тонкой. Например, переоценка себя может являться компенсаторно-защитной функцией недооценки своих сил и возможностей.

Как вы уже могли понять, большинство проблем во взрослой жизни проистекают из детства. Поведение ребенка, отношение его к себе и отношение к нему со стороны окружающих сверстников и взрослых выстраивают определенные стратегии в жизни. Детское поведение переносится во взрослую жизнь со всеми своими защитными механизмами.

В конечном итоге выстраиваются целые жизненные сценарии взрослой жизни. И это происходит настолько органично и незаметно для нас самих, что мы не всегда понимаем, почему с нами происходят те или иные ситуации, почему люди с нами так себя ведут. Мы чувствуем себя ненужными, неважными, нелюбимыми, чувствуем, что нас не ценят, нам от этого обидно и больно, мы страдаем. Это все проявляется в отношениях с близкими и родными людьми, коллегами и начальством, противоположным полом, социумом в целом.

Логично, что и низкая, и завышенная самооценка – не есть норма. Такие состояния не могут сделать вас по-настоящему счастливым человеком. Поэтому со сложившейся ситуацией необходимо что-то делать. Если вы сами чувствуете, что пора что-то менять, что хотели бы, чтобы что-то в вашей жизни стало по-другому, значит, пришло время.

Как работать с заниженной самооценкой?

  1. Составьте список своих качеств, сильных сторон, достоинств, которые вам нравятся в себе или которые нравятся вашим близким. Если не знаете, спросите у них об этом. Таким способом вы начнете видеть в себе позитивные аспекты личности, тем самым начнете взращивать самооценку.
  2. Составьте список тех вещей, которые вам приносят удовольствие. По возможности, начинайте их исполнять для себя. Тем самым вы будете взращивать любовь и заботу к себе.
  3. Составьте список своих желаний и целей и двигайтесь в этом направлении.Занятия спортом придают тонус, поднимают настроение, позволяют проявить качественную заботу о своем теле, которым вы так недовольны. Одновременно происходит выброс негативных эмоций, которые были накоплены и не имели возможности для выхода. Ну и, конечно, у вас останется объективно меньше времени и сил на самобичевание.
  4. Дневник достижений вам тоже может поднять самооценку. Если каждый раз вы будете записывать в него свои большие и самые маленькие победы.
  5. Составьте список качеств, которые бы вы хотели развить в себе. Развивайте их помощью разных техник и медитаций, коих сейчас предостаточно и в интернете, и в оффлайне.
  6. Больше общайтесь с теми, кем вы восхищаетесь, кто вас понимают, от общения с кем "вырастают крылья". Параллельно минимизируйте до возможного уровня контакты с теми, кто критикует, унижает и т.п.


Схема работы с завышенной самооценкой

  1. Для начала нужно понять, что каждый человек уникален по своему, каждый имеет право на свою точку зрения.
  2. Научитесь не только слушать, но и слышать людей. Ведь что-то тоже является важным для них, у них есть свои желания и мечты.
  3. Заботясь о других, делайте это исходя из их потребностей, а не из того как, вы считаете правильным. Например, вы пришли в кафе, ваш собеседник хочет кофе, а вы считаете, что полезней будет чай. Не навязывайте ему свои вкусы и мнения.
  4. Разрешите себе допускать ошибки и промахи. Это дает реальную почву для самосовершенствования и ценный опыт, с которым люди становятся мудрее и сильнее.
  5. Перестаньте спорить с другими и доказывать свою правоту. Возможно, вы пока не знаете, но очень во многих ситуациях каждый может быть прав по-своему.
  6. Не впадайте в депрессию, если не смогли достичь желаемого результата. Лучше проанализируйте ситуацию на предмет того, почему так случилось, что вы сделали не так, в чем причина неудачи.
  7. Научитесь адекватной самокритичности (себя, своих поступков, решений).
  8. Перестаньте соперничать с другими по любому поводу. Порой это смотрится чрезвычайно глупо.
  9. Как можно меньше выпячивайте свои достоинства, тем самым занижая других. Объективные достоинства человека не нуждаются в яркой демонстрации – они видятся по поступкам.
Есть один закон, который очень помогает мне в жизни и в работе с клиентами:

Быть. Делать. Иметь

Что это значит?

"Иметь" – это цель, желание, мечта. Это тот результат, который вы хотите видеть в своей жизни.

"Делать" – это стратегии, задачи, поведение, поступки. Это те действия, которые приводят к желаемому результату.

"Быть" – ваше ощущение самого себя. Кто вы внутри себя, по-настоящему, а не для других? Кем вы себя чувствуете.

В своей практике я люблю работать с "бытием человека", с тем, что происходит внутри него самого. Тогда "делать" и "иметь" придут сами собой, органично сложившись в ту картинку, которую человек желает видеть, в ту жизнь, которая его удовлетворяет и позволяет ощущать себя счастливым. Куда эффективней работа с причиной, а не со следствием. Устранение корня проблемы, того, что создаёт и привлекает подобные проблемы, а не облегчение текущего состояния, позволяет действительно исправить ситуацию.

К тому же, не всегда и не всеми проблема осознается, она может глубоко сидеть в бессознательном. Работа таким способом необходима для того, чтобы возвращать человека к нему самому, к его уникальным ценностям и ресурсам, его силе, его собственному жизненному пути и пониманию этого пути. Без этого невозможна самореализация в социуме и в семье. По этой причине я считаю оптимальным путем взаимодействия человека с собой терапию "бытие", а не "действие". Это не только эффективный, но и самый безопасный, наикротчайший путь.

Вам было предоставлено два варианта: "делать" и "быть", и каждый вправе сам выбирать, каким путем идти. Найдите путь к себе. Не то, что вам диктует социум, а к себе самому – уникальному, настоящему, целостному. Как вы это будете делать, я не знаю. Но я уверена, что найдёте, каким способом это будет лучше именно в вашем случае. Я нашла это в личной терапии и успешно применяю в определённых терапевтических методиках быстрого изменения и трансформации личности. Благодаря этому я нашла себя, свой путь, своё призвание.

Удачи вам в ваших начинаниях!

С уважением, психолог-консультант
Дражевская Ирина


Метки: Личность,

Читать по теме:

Учитесь отпускать

Учитесь отпускать

23.10.2018
230
Важно уметь отпускать ситуации, в которых вы зависли слишком надолго, людей, прошлые отношения, и все, что может помешать вам двигаться дальше. Однако важно не только уметь отпускать. Все мы имеем тенденцию еще и к продавливанию ситуации.

Метки: Личность,

О чем нужно помнить, когда все идет не так

О чем нужно помнить, когда все идет не так

17.10.2018
750
У каждого случались трудные времена. И мы все их пережили. Тем не менее, одни люди справляются с ними легче, чем другие. В чем их секрет?

Метки: Страх, Стресс, Личность,

Почему одиночество выбирает самых сильных людей

Почему одиночество выбирает самых сильных людей

16.10.2018
1946
Они чаще ошибаются, сильнее страдают, реже идут на контакт, тяжелее переживают неудачи. Но каждый раз, сгорая в отношениях дотла, они возрождаются из пепла, становясь еще более совершенными и более сильными.

Метки: Одиночество, Личность,

Есть люди, которые пахнут несчастьем

Есть люди, которые пахнут несчастьем

16.10.2018
537
В общении с людьми, инфицированными несчастьем, постоянно прорываются жалобы. На мир, на себя, на несправедливость действительности. Им до боли в груди жаль свою судьбу, хоть они и тщательно стараются не признаваться в этом даже самим себе.

Метки: Личность,

Как научиться тонкому искусству на все забивать

Как научиться тонкому искусству на все забивать

16.10.2018
627
Способность париться только в тех ситуациях, которые действительно того стоят, сделает жизнь чертовски проще. Поражение не будет таким пугающим. Отказ будет менее болезненным.

Метки: Уверенность, Личность,

Секреты притяжения родственной души

Секреты притяжения родственной души

15.10.2018
3693
Запомните накрепко эти два подхода к жизни и впоследствии вы сможете через эту призму рассматривать любую свою жизненную ситуацию.

Метки: Отношения, Личность,

7 привычек, незаметно отнимающих ваше счастье

7 привычек, незаметно отнимающих ваше счастье

13.10.2018
1251
Мир полон несчастных людей. Кому-то мало денег, кому-то любви и близости. Есть те, чей мозг забит предрассудками, обидами, злобой и прочим мусором, что они даже не понимают, почему несчастливы.

Метки: Прокрастинация, Счастье, Личность,

Какой цвет Вам нравится - узнайте о себе что-то новое

Какой цвет Вам нравится - узнайте о себе что-то новое

11.10.2018
996
Мы любим ЦВЕТА - качеств которых нам не достаёт. Потому, мы их и любым - потому что в сути своей, на своё сейчас - мы являемся противоположностью ЦВЕТА, который ВЫБИРАЕМ

Метки: Личность,

Вы тратите жизнь впустую, если...

Вы тратите жизнь впустую, если...

10.10.2018
495
Вы проводите слишком много времени с людьми, которые не способствуют вашему росту. Легко застрять, болтаясь с людьми, которые не заставляют вас быть лучше. Таких «друзей» можно назвать «энергетическими вампирами». Они высасывают из вас жизнь и не дают ничего положительного взамен.

Метки: Личность,

Как создать себя заново и иметь все, что хочешь

Как создать себя заново и иметь все, что хочешь

09.10.2018
784
Человек, который хочет «всё и сразу», как правило, остаётся хронически ни с чем. Во всяком случае, до тех пор, пока не пересмотрит свой подход. И ошибка закралась в слове «сразу», а не в понятие «всё», как принято считать в обществе.

Метки: Личность,

Недомыслие — бич ХХI века

Недомыслие — бич ХХI века

09.10.2018
480
Последние годы широчайшее распространение получил феномен человеческого недомыслия. Суть его в том, что человек не додумывает последствия своих действий. То есть не просматривает ДО РЕЗУЛЬТАТА.

Метки: Личность,

Почему мне так плохо, хотя все вроде бы нормально

Почему мне так плохо, хотя все вроде бы нормально

09.10.2018
1005
В работе психолога большая часть работы – помочь ему создать новые границы, установку: «так со мной нельзя». ТАК. СО. МНОЙ. НЕЛЬЗЯ. Бить меня нельзя. Ругаться матерно. Обзывать шлюхой и рвать мои вещи. Отнимать и сжигать мои игрушки. Усыплять моих животных и не сознаваться в этом («Пушок убежал, наверное»). Унижать и высмеивать меня перед родственниками и знакомыми. Отказывать мне в заботе, когда я болен или слаб – нельзя.

Метки: Стресс, Чувство вины, Личность, Отвержение,

Мы остаемся в том возрасте, где нас недолюбили

Мы остаемся в том возрасте, где нас недолюбили

08.10.2018
1899
Я часто встречаюсь с людьми, которым по 20, 30, 40 лет, но это внешне. А там внутри они как будто остались в далеком детстве и до сих пор ждут любви, которую тогда не дополучили. И остаются там до тех пор, пока самостоятельно не научаются находить удовлетворение в себе.

Метки: Личность, Инфантильность,

Техники остановки внутреннего диалога

Техники остановки внутреннего диалога

08.10.2018
439
В нашей голове идет постоянный диалог и это не дает нам сосредоточиться на решении конкретных задач. Мы бесконечно меняем свои цели, вместо того, чтобы начать воплощать замыслы в реальности.

Метки: Личность,

Слова-пароли для достижения цели

Слова-пароли для достижения цели

07.10.2018
2713
Слова-пароли способны соединить сознание с подсознанием и помочь в достижении поставленных целей. Слова-пароли называют свитчерами, а работу с ними свитчингом (с англ.).

Метки: Личность,

Ошибок в жизни не бывает

Ошибок в жизни не бывает

06.10.2018
723
Мы не рождаемся умудренными стариками, не знаем все наперед и не чувствуем, что такое вечность. Но любовь происходит. Она случается с нами так и такая, какие мы.

Метки: Личность,

9 самых приятных звуков для человека

9 самых приятных звуков для человека

05.10.2018
575
Секундный звук способен изменить ваше настроение на целый день. Чтобы воспользоваться этим замечательным свойством звуков, нужно знать самые чарующие из них.

Метки: Позитивная психология, Счастье, Личность,

Как избавиться от родительского негативного программирования

Как избавиться от родительского негативного программирования

05.10.2018
1026
"Разбилась ваза – ты ВСЕГДА неуклюжа!, отказ от должности – ты НИКОГДА не справишься, одиночество – ты ВСЕГДА плохо выглядишь, бедность – ты НИКОГДА не сможешь зарабатывать, простуда – ты ВСЕГДА болеешь, отказ – ты ВСЕГДА всё делаешь не так!"

Метки: Личность, Сценарии,

60 потрясающих советов, которые сделают вашу жизнь лучше

60 потрясающих советов, которые сделают вашу жизнь лучше

05.10.2018
1332
Эти советы помогут изменить реальность, прекратить боль, и даже сделают вас более привлекательными для противоположного пола. Годы собранной мудрости в вашем распоряжении.

Метки: Личность,

Вы никому ничем не обязаны

Вы никому ничем не обязаны

04.10.2018
2213
Вы не обязаны никому объяснять вашу жизненную ситуацию. Если вы живете в гражданском браке, или мотаетесь с одной съемной квартиры на другую, или живете с родителями, хотя вам уже давно не двадцать — вы не обязаны никому отчитываться.

Метки: Уверенность, Личность,

Сделка с самим собой

Сделка с самим собой

03.10.2018
546
Люди не замечают собственного лицемерия, не замечают искренне, потому что уже пошли на внутреннюю сделку.

Метки: Личность, Лицемерие,

Унижение убивает личность

Унижение убивает личность

02.10.2018
1492
Шутят вроде бы дружелюбно, но неуместно, задевая личность, прилюдно. Просят о «дружеской услуге», вроде как «сбегать в лавочку за папиросами», вам же это не трудно? Трудно. Это «прощупывание границ», на которое надо немедленно отреагировать либо вежливым отстранением, либо открытой просьбой переменить тон общения.

Метки: Личность,

9 мыслей, которых избегают психологически выносливые люди

9 мыслей, которых избегают психологически выносливые люди

29.09.2018
2327
"Некоторые вещи требуют времени, невозможно получить ребёнка за месяц, обрюхатив девять женщин."

Метки: Развитие личности, Личность,

Хо’опонопоно — древнее гавайское искусство решения проблем

Хо’опонопоно — древнее гавайское искусство решения проблем

27.09.2018
1525
Хо’опонопоно – это древнее гавайское искусство решения проблем. В переводе с гавайского языка слово Хо’опонопоно означает «исправить ошибку» или «сделать верно».

Метки: Личность,

Тот момент, когда нужно просто сдаться...

Тот момент, когда нужно просто сдаться...

27.09.2018
1890
Ключ к исцелению эмоциональных ран – это готовность переносить дискомфорт ради трансформации.

Метки: Личность,

10 типов людей, от которых нужно держаться подальше

10 типов людей, от которых нужно держаться подальше

27.09.2018
2736
10 типов токсичных энерговампиров, от которых нужно держаться подальше, чтобы самому таким не стать.

Метки: Коммуникации, Личность,

Зигмунд Фрейд: Мы встречаем только тех, кто уже существует в нашем подсознании

Зигмунд Фрейд: Мы встречаем только тех, кто уже существует в нашем подсознании

26.09.2018
1231
Фрейд: "К несчастью, подавленные эмоции не умирают. Их заставили замолчать. И они изнутри продолжают влиять на человека."

Метки: Личность,

ХОЧУ и буду

ХОЧУ и буду

26.09.2018
28977
Психолог Михаил Лабковский: "Шесть правил, которые помогли не одному десятку людей выйти из невроза – результат 30 лет практики. Правила простые на первый взгляд: Делать только то, что хочется. Не делать того, чего делать не хочется..."

Метки: Невроз, Уверенность, Личность,

Наслаждение и удовольствие

Наслаждение и удовольствие

22.09.2018
8551
Личностно растущий человек благодаря своим неудачам развивается и начинает получать наслаждение от тех вещей, к которым был раньше равнодушен, или которых просто не понимал и не принимал. Наслаждение следует различать от удовольствия.

Метки: Развитие личности, Личность,

Путь Магнита: уметь притягивать то, что хочется

Путь Магнита: уметь притягивать то, что хочется

21.09.2018
1447
Между задуманным и воплощением в реальности есть срок — задержка в 40 дней. С нами случается то, что мы посеяли в себе (испытывали чувство) 40 дней назад.

Метки: Личность,

Интервью недели

Мне жаль детей, которых с рождения водят в развивающие центры

Мне жаль детей, которых с рождения водят в развивающие центры

«Маленькие вундеркинды» спустя несколько лет вдруг бросают чтение, охладевают к школьным занятиям и вообще перестают чем-либо интересоваться. В чем тут дело?

Мне жаль детей, которых с рождения водят в развивающие центры

Марина Мелия

Поделиться

Метки

...
Ceкcуальность Агрессия Апатия Арт-терапия Биполярное расстройство Возраст Воспитание Выгорание Гештальт-терапия Гипноз Границы Деньги Депрессия Детско-родительские отношения Домашнее насилие Женщины Зависимое расстройство личности Зависимость Зависть Застенчивость Измена Инфантильность Истерия Карьера Коммуникации Конфликты Кризис среднего возраста Личность Любовь Манипуляции Материнство Мотивация Мужчины Нарциссизм Насилие Неблагополучная семья Невроз Нерешительность Неуверенность в себе Обида Одиночество Отношения Панические атаки Переедание Перфекционизм Пограничное расстройство личности Подростковый возраст Предательство Привлекательность Психическая травма Психологический кризис Психологическое насилие Психопатия Психосоматика Психотерапия Развитие личности Развод Раздражительность Ресурсы Самооценка Семейные кризисы Семья Случаи из практики психотерапии Смысл жизни Снижение полового влечения Созависимость Спасательство Страх Стресс Стыд Сценарии Счастье Тревожность Трудное поведение Уверенность Управление эмоциями Фобии Чувство вины Шизофрения Экзистенциальный кризис Эмоциональная зависимость Энергия Эффективность