Детская травля

4 Августа 2016
1991

Ирина Млодик.jpg

Наверное, каждый из нас может вспомнить из своих школьных лет такого человека: тихого, задумчивого, «не такого, как все». Казалось бы, быть отличным от других – это нормальное желание любого подростка, но для кого-то эта инаковость оборачивается придирками, оскорблениями, а то и физическим насилием со стороны одноклассников. 

О нелегкой доле детей-изгоев, причинах и последствиях их поведения мы беседуем с кандидатом психологических наук, психотерапевтом, автором книг по детской психотерапии Ириной Млодик.


Почему дети становятся изгоями? Не просто тихими, замкнутыми учениками, а мальчиками и девочками для битья?

И.М.: Тихим и замкнутым может быть просто интровертный ребенок, погруженный в себя, не нуждающийся в активном общении. Но ребенок-изгой — это ребенок, впитавший и соответственно проявляющий жертвенную модель. 

Это маленький человек, либо уже встречавшийся ранее как с насилием, так и со своей неспособностью от него защититься, либо тот, что растет в окружении взрослых, не способных себя защитить.

Семья, в которой может вырасти такой ребенок, может обладать некоторыми симптомами:

  • Кто-то из членов семьи выступает и ведет себя как жертва, позволяет себя унижать, обижать, терпит, не ставит границу, не обозначает, что ему не нравится, ранит (это может быть и любимая бабушка, над которой все посмеиваются, а она «не ропщет», но ребенок к ней нежно привязан и потому копирует ее модель поведения); 
  • Ребенок рождается очень чувствительным, с меланхоличным темпераментом, слабым типом нервной системы, быстро расстраивается, медленно успокаивается, не обладает силой, уверенностью. Это вызывает заботливо-жалеющую позицию взрослых, зависть и ревность его братьев или сестер, которые отыгрывают на нем свои обиды в то время, пока родители не видят; 
  • Когда ребенка или какого-то члена семьи морально или физически подавляет другой член семьи, чаще всего, отец. Ребенок оказывается беззащитным перед авторитарностью и злостью отца и не может себя защитить. 
Дети при этом могут быть очень жестокими просто по факту того, что они не умеют рефлексировать, они слишком честны и прямолинейны, так что очень быстро реагируют на виктимное поведение и легко становятся агрессорами, переходя к насилию, унижению и издёвкам.

Причем поведение этих детей (обидчиков) подсознательно направлено на то, чтобы ребенок-изгой все же смог себя защитить. Разозлился или нашел поддержку и отстоял себя. В тот момент, когда ребенок-изгой решается на это, он со своего «почетного» места снимается — у других пропадает подсознательная необходимость его провоцировать.

Означает ли это, что положение изгоя может быть временным? И если ребенок даст отпор обидчикам, то он сможет перейти в иную роль в классе?

И.М: Да, так и есть, научиться давать отпор, выдержать еще несколько «проверок», и ребенка, скорее всего, перестанут травить.

Возьмем обычный класс, группу детей одного возраста. Всегда ли в коллективе все роли распределены стандартно? Может ли быть класс без явного лидера и/или аутсайдера?

И.М.: В коллективе, как в любой системе, конечно, будут распределяться роли. Кто-то будет в лидирующем авангарде, кто-то на тихом «фоне». Но то, какого качества будет это распределение, во многом зависит от учителя.

Грамотный учитель не станет игнорировать и не замечать факты унижения и травли и твердо их остановит. Он может не поощрять конкуренцию между детьми, а поддерживать в них сотрудничество и взаимопомощь, он будет развивать толерантность к разности в характерах, национальностях, ролях, и будет давать понять, что каждое место в классе правомочно, равноправно и важно.

подостки.jpg

К сожалению, иногда учитель не обладает таким однозначным авторитетом, и тогда авторитетным становится формальный или неформальный лидер в классе, и только от его моральных качеств в таком случае будет зависеть та атмосфера и те ценности, которые будет поддерживать большинство.

Грамотно используемая власть учителя, а также его собственные убеждения о не допущении унижения позволяют исключить травлю детей-изгоев, даже если те выросли в жертвенных семьях или семьях с насилием.

Обычно в старших классах школы у подростков пик жажды самовыражения, они пытаются найти себя в одежде, какой-то атрибутике, увлечениях… Допустим, мы говорим о школе, где нет установленной формы одежды и каждый одевается так, как хочет (или на что родителей уговорили). Почему в одном классе парень-гот или рокер будет являться магнитом для девушек, а в другом — будет тем «странным парнем, с которым никто не общается»?

И.М.: Уверенный и харизматичный рокер или рэпер (готы ими бывают реже), конечно, будет привлекать к себе всеобщее внимание. Детям, подросткам — всем, как правило, нравятся уверенные дети, занимающие позицию (она не всегда может быть позитивной, может быть даже криминальной), знающие себе цену, умеющие вести за собой, ощущающие себя важными, интересными, умеющие что-то интересное организовать.

И если подросток показывает себя как увлеченный и уверенный в себе человек, то у него, несомненно будет много последователей, а если он еще и будет относиться с уважением к себе и другим, то за ним вообще пойдут куда угодно.

Что должен сделать учитель, когда он видит, что к одному из учеников в классе «особое» отношение? 
.  
И.М.: Учитель должен не просто запретить травлю, но и обладать авторитетом, потому что только тогда его слова будут восприняты серьезно. Он должен сам относиться с уважением ко всем детям в классе, включая изгоев и их преследователей, конечно.

И если его хорошее отношение и уважение будут бояться потерять агрессивно настроенные дети, то это будет их удерживать от травли. А если удастся поговорить с главарями класса и попросить их выступать в роли защитников и помощников для таких детей, обратив внимание на то, что главари» обладают силой, авторитетом, а значит, могут помочь, то, как правило, легко получить их согласие, потому что с их силой никто не борется и не пытается их исправлять, с ними сотрудничают, их силе находят применение.

Просто запрет на травлю у неавторитетного и неуважающего своих учеников учителя приводит лишь к тому, что травля становится подпольной, и вообще пропадает возможность хоть как-то контролировать ситуацию и защищать детей-изгоев.

Безусловно, что-то нужно менять в своем поведении и родителям, прекращать унизительное или насильственное обращение дома, научиться обращаться с собой и собственными детьми с уважением.

По каким признакам родители могут понять, что у ребенка не складываются отношения с одноклассниками, если сам он ничего плохого о школе не рассказывает?

И.М.: Стоит бить тревогу, если ребенок демонстрирует подавленное настроение, частые болезни, как способ не ходить в школу, активное нежелание ходить в школу, снижение успеваемости, плохой сон, повышенную тревожность, неспособность себя защитить даже перед вами или иными домашними, резкие вспышки гнева и раздражения на более слабых близких, жалобы на собственную ничтожность.

Если ребенок ничего плохого о школе не рассказывает, при том, что это плохое там происходит — это тревожный признак, говорящий о том, что ребенок не чувствует возможность обратиться к родителю за поддержкой.

Или он боится слишком эмоциональной реакции родителей (они сами будут пугаться и «разваливаться», слишком сильно тревожиться, «кудахтать»), или боится дополнительного осуждения («ты такой нехороший, вот потому с тобой и не дружат»), или не верит в то, что получит помощь, лишь нотацию или бессмысленный посыл «подружись», «просто научись общаться», «просто дай сдачи» и т. д.

Эта невозможность — получить от родителей поддержку, — безусловно, усиливает одиночество и жертвенную позицию такого ребенка, усиливает его проблемы.

Проверьте себя на готовность ему помочь. Честно ответьте на вопрос о том, достаточно ли доверия в ваших с ребенком отношениях, вспомните, вставали вы раньше на его сторону, когда ребенок оказывался в конфликте.

И вообще, знаете ли вы, что делать в таких ситуациях, как восстанавливать утраченное самоуважение и помогать ребенку выходить из жертвенной позиции? Если не знаете, честно скажите: «Я хочу тебе помочь, но не знаю, как!» — и отведите его хотя бы к детскому психологу.

В продолжение предыдущего вопроса: что родители могут и должны сделать, когда узнают, что их ребенка не принимают в классе? Как правильно поговорить с ним?

И.М.: Важно поговорить не только с ребенком, но и с учителем, чтобы понять его отношение к такой ситуации и проверить его готовность не допускать травлю. Ребенка можно поддержать в том, что никто не вправе его унижать, обижать, бить, преследовать, прогибать.

И соответственно практиковать отсутствие всего перечисленного дома, в своей семье. Говорить о том, что вы цените и уважаете его, и говорить, за что именно.

Простые призывы «давай сдачи», «бей в ответ» часто не срабатывают, потому что если ребенок до сих пор не решился проявлять насилие в отношении других детей (а это не самоцель, задача — дать понять, что нельзя нарушать его границы и травить, отстоять свое достоинство, для этого далеко не всегда стоит прибегать к драке), то ребенку трудно будет делать это, даже если вы разрешите ему «давать сдачи». 

Дело не в умении драться, а в способности ребенка транслировать миру «я ценный, я уважаю вас и жду ответного уважения». Восстановить порушенную самооценку, самоуважение не всегда просто, часто для этого требуется время, а иногда без изменений во всей семье это просто невозможно.

Родители, конечно, должны изменить отношение к ребенку, самими себе, и друг к другу. Проявлять уважение к интересам, ограничениям, возможностям, чувствам, потребностям, при этом уважать самих себя и друг друга.

Важно, чтобы в семье могли говорить открыто, обсуждать что-то, проявлять несогласие, защищать свою точку зрения, позицию. Важно, чтобы в семье перестали обесценивать увлечения и дела друг друга, критиковать, высмеивать и проявлять постоянное недовольство.

Чтобы проблемы обсуждались открыто и искались пути выхода из них, а не просто происходил скорый поиск виноватого, как часто бывает. Чтобы члены семьи видели достоинства друг друга, таланты и сильные стороны, благодарили за помощь и восхищались тем, чем действительно стоит восхищаться. Это создает ощущение ценности, ресурсности, уверенности и опоры в каждом в такой семье.

Изгой в школе — неудачник во взрослой жизни? Какие сценарии развития являются основными для детей, которых притесняли, унижали в школе?

Изгой в школе, не решивший с помощью взрослой поддержки или самостоятельно (что значительно труднее) эту ситуацию, конечно, будет организовывать себе притеснение и в других коллективах.

Шансы на то, что ситуация будет воспроизводиться до тех пор, пока у него не появится решимость защищать и уважать себя самого, довольно велики. Возможен и альтернативный сценарий — когда человек, подвергшийся травле в школе, во взрослой жизни фокусируется на своем статусе и сам становится агрессором по отношению к окружающим.

Жертва и тиран — это части одной игры и одного сценария. Безусловно, многократно унижаемый и гонимый ребенок со временем может озлобиться, поскольку поймет, что мир — это место, где есть только унижение, травля и злоба. И тогда он начнет видеть нападение даже там, где его нет, и может начать превентивно нападать.

А возможно, когда он вырастет и станет сильнее и физически крепче, будет просто выливать свою накопленную за детство озлобленность на всех, кто попадется на его пути, и конечно, больше всего на тех, кто будет беззащитен и так будет напоминать себя из прошлого. Желание отомстить всему миру за свои прежние несчастья и несправедливости, безусловно, может окончательно разрушить его жизнь.

К счастью, даже если человек уже во взрослом возрасте осознаёт, что он находится внутри разрушительного жизненного сценария, что страдают его близкие, в том числе и дети, то он может изменить свою жизнь. Этот процесс нелёгкий, но интересный.

Беседовала Вероника Заец  
Источник

Метки: Насилие,

Комментарии для сайта Cackle

Читать по теме:

Грязная девчонка

Грязная девчонка

18.05.2017
3843
Психолог Анастасия Платонова: "Тема развратных действий по отношению к детям рассматривается в нашем обществе очень однозначно. В ней не допускается возможностей для чего-то еще кроме отвращения, осуждения, запрещенности. — Я хочу отмыться, когда думаю об этом. Я чувствую себя грязной, непотребной. Он трогал меня, а этого нельзя было делать. Я же была ребенком".

Метки: Сексуальность, Психическая травма, Насилие, Женщины, Психологическое насилие,

Я разрешила людям сделать со мной все, что они захотят. Через 6 часов начался АД!

Я разрешила людям сделать со мной все, что они захотят. Через 6 часов начался АД!

05.04.2017
4029
Идея «Ритма 0» была очень проста: Абрамович стоит на одном месте 6 часов подряд, а посетители могут делать с ней всё что угодно, используя один из 72 предметов, разложенных ею на столе. Последние 2 часа оказались самыми жуткими.

Метки: Насилие,

Сексуальное насилие: психология насильника, психотерапия жертвы

Сексуальное насилие: психология насильника, психотерапия жертвы

09.12.2016
6247
Кризисный психолог Элина Рахматуллина: "К сожалению, иногда в роли насильников выступают партнёры, родственники, хорошие знакомые, в общем, люди, от которых подобное поведение никак не ожидается. Поэтому в таких случаях, помимо стыда, унижения, боли и страха, жертва испытывает глубокое разочарование в отношении насильника и крах доверия к миру."

Метки: Насилие,

«Я прав, а вы — нет»: как нарциссизм приводит к насилию, расизму и гомофобии

«Я прав, а вы — нет»: как нарциссизм приводит к насилию, расизму и гомофобии

12.11.2016
3782
Истинные нарциссы составляют 5% населения. Это не просто тщеславные люди с несколько завышенной самооценкой — это опасные люди. Рассказываем, кто устраивает школьникам травлю и почему моралисты не так безобидны, как может показаться.

Метки: Насилие,

«Она сама виновата!»: почему обвиняют жертв изнасилования

«Она сама виновата!»: почему обвиняют жертв изнасилования

03.05.2016
2649
Удивительное дело — столкнувшись с ситуацией насилия, и особенно изнасилования, многие люди начинают обвинять в первую очередь жертву. Дескать, нечего было носить провоцирующую одежду, провоцирующие каблуки и вообще появляться на улице.

Метки: Насилие,

Детки в клетке-2: как прекратить детскую травлю

Детки в клетке-2: как прекратить детскую травлю

20.04.2016
25452
Когда ребенка намеренно доводят до слез, прячут и портят его вещи, когда толкают, бьют, обзывают, подчеркнуто игнорируют — это называется ТРАВЛЯ. Насилие. Пока не назовете своим именем, все будут делать вид, что ничего особенного не происходит.

Метки: Насилие,

Детки в клетке: ошибки в поведении, которые только усугубляют травлю

Детки в клетке: ошибки в поведении, которые только усугубляют травлю

19.04.2016
71049
Распробовав вкус насилия, детский коллектив остановиться сам не может. Если дети оказываются предоставлены сами себе — дело может далеко зайти. «Повелитель мух» или «Чучело» — там все подробно описано.  

Метки: Насилие,

Поделиться

Метки

...
Агрессия Арт-терапия Биполярное расстройство Воспитание Гипноз Границы Деньги Депрессия Детско-родительские отношения Домашнее насилие Женщины Зависимость Застенчивость Измена Инфантильность Карьера Коммуникации Конфликты Кризис среднего возраста Личность Любовь Манипуляции Материнство Мужчины Нарциссизм Насилие Неблагополучная семья Невроз Нерешительность Неуверенность в себе Обида Одиночество Отношения Панические атаки Пограничное расстройство личности Подростковый возраст Психическая травма Психологический кризис Психологическое насилие Психосоматика Психотерапия Развитие личности Развод Самооценка Сексуальность Семейные кризисы Семья Случаи из практики психотерапии Снижение полового влечения Созависимость Страх Стресс Стыд Счастье Тревожность Трудное поведение Уверенность Управление эмоциями Фобии Чувство вины Шизофрения Эмоциональная зависимость