Что делать, если ваш ребенок рисует «синих китов»? Инструкция
Meduza
В середине февраля в России опять массово заговорили о «группах смерти» в интернете и игре «Синий кит», где подросткам раздают «задания», которые якобы ведут к самоубийствам. Шквал публикаций в СМИ на эту тему вызывает у многих родителей чувство растерянности и тревоги. Как не поддаться панике и что делать, если вы заметили у своего ребенка интерес к игре? По просьбе «Медузы» психологи Артем Кондрашкин, Анастасия Крысько и Екатерина Бианки советуют, как вести себя в такой ситуации.
Чего не надо делать
Смотреть переписку ребенка, его личный дневник или аккаунт в соцсетях.Первое желание многих родителей — проверить все, до чего получится дотянуться. Но, во-первых, это сильно нарушает доверие в отношениях, а во-вторых, все равно вам никак не поможет. Даже если вы обнаружите что-то пугающее, любая попытка использовать этот факт в разговоре только испортит контакт.
Да, иногда появляется стремление просмотреть социальные сети подростка, убедиться, что он вне зоны риска. Но важно не переходить личные границы ребенка: есть много других возможностей участвовать в его жизни. Для этого надо уметь разговаривать и выстраивать доверительные отношения, а не следить, что он делает за вашей спиной.
Запрещать обсуждение темы «китов» в семье.
Разговоры на «опасные темы», вопреки популярному мнению, не провоцируют опасные ситуации, а наоборот — помогают их избежать. Как ни странно, лучший способ выяснить, не напрасна ли ваша тревога — поговорить об этом прямо. Не пытайтесь всячески ограничить ребенка от «плохой» информации, поговорите с ним откровенно, не запугивая и не угрожая.

Подростку действительно важно, что вы способны понять его чувства, проблемы и интересы. А вот демонстративно избегать этой темы в беседе, одергивать при каждом упоминании китов или вовсе запрещать об этом говорить, наоборот, ни к чему хорошему не приведет. От этого ребенок только острее будет ощущать свое одиночество и придет к выводу, что его вряд ли поймет и поддержит кто-то из взрослых.
Делать вид, что вас это совсем не волнует.
Владеть собой и своими чувствами — важный навык, он помогает принимать решения в непростых, эмоционально напряженных ситуациях. Так что сдержанность и спокойствие — верные союзники в любом разговоре с подростком на волнительную тему. Но не стоит путать их с безразличием. Уместно показать, что вам не все равно, но вы не будете впадать в панику.
Контролировать каждый шаг ребенка.
Контроль — очень сложная тема в отношениях с подростками. Тут требуется большое родительское искусство, чтобы не скатиться в одну из крайностей. Слишком сильный контроль — отслеживать все звонки и смс ребенка, требовать «отзваниваться» вам каждый час, вводить «чрезвычайный» домашний режим.
Все это приведет только к тому, что ребенок станет скрытным и раздражительным, а это большой удар по доверию. Слишком слабый контроль, с другой стороны, может восприниматься как безразличие или вседозволенность. Тут важно распознавать ситуации, в которых ребенок уже вполне самостоятелен, а где он еще нуждается в помощи и руководстве.
Например, подросток вполне может сам решать, когда лечь спать, если с утра он вовремя встанет и пойдет на учебу. Но может быть и обратная ситуация. Допустим, вы договорились, что ситуацию с учебой нужно исправить, выбрали политику невмешательства, а к концу четверти или триместра ничего не изменилось. Значит, ребенок еще не справляется с этой ответственностью и нужно ваше участие.
Что нужно делать
Интересуйтесь жизнью ребенка.Когда с ребенком происходит что-то пугающее родителей, важно соотнести этот тревожный сигнал с общей картиной его жизни. Что еще вызывает у вас беспокойство? А что, напротив, вселяет оптимизм? Это может касаться и окружения ребенка, и его эмоционального состояния и поведения.
Если ребенок слушает грустную музыку и у него часто меняется настроение, это еще не означает, что дело плохо — все это вполне характерно для обычных подростков. Так что однозначно оценить ситуацию родителям не так просто. Приходится хорошо различать, когда подросток встречается с обычными для его жизни и возраста сложностями и справляется с ними, а когда — не справляется.
Для начала постарайтесь взвешенно оценить: киты — это единственное, что вас беспокоит, или есть и другие проблемы? Например, ребенок мог внезапно начать мало (или много) есть или спать, вы замечали, что он подавлен или резко стал закрытым. Тревожными сигналами могут быть попытки бросить школу, конфликты с друзьями, одиночество, угрозы уйти из дома или даже побеги. С другой стороны, оцените, есть ли у него в жизни и что-то, что поддерживает, дает силы справляться с трудностями.
Поговорите с ребенком.
Самое важное, что вы можете сказать своему ребенку — что вы его замечаете и вам важно, что с ним происходит. Этот разговор лучше не откладывать, но выберите время, когда ему будет удобно поговорить. Если у вас хороший контакт с ребенком, можно открыто рассказать, что вас беспокоит в его поведении и напрямую спросить, что для него значит кит. Почему он это делает, какой смысл в этом видит, нуждается ли он в помощи родителей? Подросткам важно, чтобы в этой ситуации был человек, который может внимательно выслушать, не оценивая и не перебивая, а задавая уточняющие вопросы.
Важно научиться разговаривать с подростком на серьезные темы: «Что такое жизнь, в чем ее смысл?», «Что такое смерть?», «Что такое дружба и любовь?» Дети не просто так увлекаются этими темами: подростковый опыт — время осознания себя, своих ценностей, поэтому им важно слышать и понимать, что ценно для их родителей. Не бойтесь делиться собственным опытом, размышлениями. Важно показать подростку, что жизнь сама по себе ценность, что можно получать удовольствие от повседневных событий и преодолевать сложности.
Пообщайтесь с кем-нибудь из его окружения.
Это может быть классный руководитель, социальный педагог, школьный психолог, тренер или друг подростка — главное, чтобы у вас с ним был хороший контакт. Иначе вопрос «а как дела у Пети?» вызовет только тревогу.
Бывает и так, что обеспокоенный классный руководитель или еще кто-то из школы сам выходит на связь. Тут самое время выяснить, как вообще-то у ребенка обстоят дела с уроками или одноклассниками. Заодно можно и узнать, в курсе ли в школе об игре «Синий кит», что по этому поводу думают или предпринимают. Хорошо бы понять, могут ли помочь в школе или раздувают страхи и беспокойство родителей.
Не бойтесь обратиться за помощью.
Нет ничего стыдного в том, что вы испытываете страх, не понимаете, где искать достоверную информацию или помощь. На самом деле есть медицинские, социальные и психологические центры, куда можно обратиться за поддержкой, если ситуация становится небезопасной. Вы не обязаны справляться со всем самостоятельно. Причем помощь может пригодиться не только подросткам, но и вам самим. Это могут быть индивидуальные или семейные консультации, частные или государственные центры, группы поддержки, телефон доверия. Знайте, что у вас всегда есть возможность опереться на других людей и их опыт.
Метки: Подростковый возраст, Детско-родительские отношения, Суицидальные мысли,
Читать по теме:
Научитесь быть ненужными своим выросшим детям
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,
Токсичная мать: неужели она нарочно?
Метки: Чувство вины, Обида, Манипуляции, Детско-родительские отношения,
Как вырастить гения: 7 правил еврейских родителей
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,
Нелюбимые взрослые мальчики
Метки: Детско-родительские отношения,
44 способа сказать детям, как сильно вы их любите
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,
Без крика и наказаний: Как инуиты решают проблему детской агрессии и непослушания
Метки: Воспитание, Материнство, Трудное поведение, Семья, Детско-родительские отношения,
УДОБНЫМ детям – очень НЕ удобно жить
Метки: Детско-родительские отношения,
Эрик Берн: Когда ребенку исполняется 6 лет, его жизненный план уже готов
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,
Все дело в ... папе!
Метки: Личность, Детско-родительские отношения,
Родители как ТЕСТ
Метки: Детско-родительские отношения,
Как я стал стесняться своей матери: случай из практики
Метки: Подростковый возраст, Материнство, Женщины, Детско-родительские отношения,
Масштаб материнского влияния на судьбу дочери
Метки: Материнство, Детско-родительские отношения,
Вылезти из-за плинтуса. Мама не читай!
Метки: Материнство, Детско-родительские отношения,
Заботливая мать — психологический вампир
Метки: Материнство, Манипуляции, Психологическое насилие, Детско-родительские отношения,
Что скрывается за семейным проклятием и венцом безбрачия: взгляд психолога
Метки: Семья, Детско-родительские отношения, Метод системных семейных расстановок,
О прощении родителей: ненавидеть маму опасно для жизни!
Метки: Детско-родительские отношения,
Секс при ребенке
Метки: Детско-родительские отношения,
Любовь к отцу: сценарий развития СУДЬБЫ вашей дочери
Метки: Детско-родительские отношения,
Мы травмированы матерями, но компенсации не будет
Метки: Материнство, Психотерапия, Инфантильность, Детско-родительские отношения,
Дочери, которых не любили и тяжкая ноша семейных секретов
Метки: Воспитание, Материнство, Психическая травма, Психологическое насилие, Детско-родительские отношения,
Заморозка несконтейнированных детских травм – основа любой травли и дедовщины
Метки: Агрессия, Домашнее насилие, Психическая травма, Детско-родительские отношения,
Тяжелое детство
Метки: Детско-родительские отношения,
5 типов отцов, которые делают из своих детей закомплексованных неудачников
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Самооценка,
НЕлюбовь
Метки: Семья, Детско-родительские отношения,
Почему в семьях, где все хорошо, что-то не хорошо с детьми
Метки: Семья, Детско-родительские отношения,
Неполноценные матери
Метки: Материнство, Инфантильность, Семья, Детско-родительские отношения,
Лоскутная семья: дети от старых браков и новые отношения
Метки: Отношения, Семья, Детско-родительские отношения,
Эксперимент с чудовищем
Метки: Подростковый возраст, Трудное поведение,
Родители-рабы
Метки: Воспитание, Инфантильность, Детско-родительские отношения,
Кто такие токсичные родители: проблема постсоветского пространства
Метки: Депрессия, Психическая травма, Психологическое насилие, Детско-родительские отношения,
Популярное на сайте
Интервью недели

Мне жаль детей, которых с рождения водят в развивающие центры
Мне жаль детей, которых с рождения водят в развивающие центры