Гадкий утенок: в поисках идентичности

30 октября 2017
5597

Геннадий Малейчук
Психолог, гештальт-терапевт

Эта сказка давно была в фокусе моего профессионального сознания.

История гадкого утенка довольно часто всплывает как метафора жизни у моих клиентов. Похоже я созрел для того, чтобы поделиться своими соображениями на этот счет, мой читатель.

Будьте собой.
Все остальные места уже заняты.

Оскар Уайльд


Оставаться собой в мире,
который постоянно пытается
сделать вас чем-нибудь другим –
величайшее достижение.

Ральф Уолдо Эмерсон

 

СКАЗОЧНАЯ «НЕСКАЗОЧНАЯ ИСТОРИЯ»

Для меня рассматриваемый текст прежде всего о важности других в формировании Я-идентичности. О том, какую роль играет близкое окружение в становлении Я. 

Поиск себя, формирование своей идентичности – далеко не самая простая задача в жизни каждого человека. Успешный результат этого процесса зависит как от самого человека, так и от тех условий, в которых происходит формирование его Я.

Я не открываю здесь истину, утверждая, что все то, что является моим внутриличностным содержанием, когда-то было межличностным, отношениями. Так или иначе – наше Я является результатом опыта, прежде всего опыта контакта с другими Я. И здесь важнейшую роль играет ближайшее окружение – те люди, в контакте с которыми находится человек, в глазах которых словно в зеркалах «отражается» его Я.

Описываемые в анализируемой сказочной истории события представляют собой негативный вариант такого опыта. Герой нашей «сказки» (хоть и сложно назвать это сказкой) встречается далеко не со сказочной ситуацией, в которой происходит формирование его Я.

Весь период его раннего развития протекает в ситуации крайне недоброжелательной, травматичной для формирования его Я среды. В результате чего ряд его важных потребностей оказываются хронически фрустрированы и он получает травмы, которые можно обозначить как травмы развития. Остановлюсь подробно на видах и содержании этих травм.

ТРАВМА ПРИНЯТИЯ

Читая текст, мы замечаем, что рождению нашего героя никто особо не рад. Даже когда он еще находится в яйце, мы видим негативное отношение к нему старой опытной утки, которая «консультирует» его молодую неопытную утку-мать.

Дай мне взглянуть на яйцо! Ну, так и есть! Индюшечье! Брось-ка его да ступай учи других плавать!

Появление его на свет так же сопровождается негативной оценкой его матери.

Ужасно велик! — сказала она.

– И совсем непохож на остальных!

Ты – не такой как все! Ты – другой! Эти слова могут стать как поддерживающим основанием для рождения новой витальной идентичности ребенка, так и словами, убивающими его индивидуальность и затрудняющими поиск своего Я.

Все зависит от того эмоционального наполнения, с которым они произносятся близкими людьми, объектами привязанности. Безусловное принятие своего ребенка на этом этапе его развития, отношение к нему как к неоспоримой ценности, закладывают основу для его будущего самопринятия и «самолюбви». В противном же случае ребенку в последующей жизни будет сложно опираться на себя, принимать и любить себя.

Ты не ценен такой, какой ты есть –  вот девиз травмы принятия.

Гадкий утенок: в поисках идентичности.jpg

ТРАВМА ОБЕСЦЕНИВАНИЯ

Далее по тексту мы видим, как мама-утка воспитывает своих детей, подготавливая их к вхождению в социальный мир.

Да не держите лапки вместе! Благовоспитанный утёнок должен держать лапки врозь и выворачивать их наружу, как папаша с мамашей! Вот так! Кланяйтесь теперь и крякайте!

Наш герой вместе со всеми своими братьями и сестрами постигает азы социального общежития, готовясь к встрече с миром других.

Однако мы видим, что и эта встреча оказалась для него травматичной. Ничего хорошего не ожидало его в процессе представления миру, ближайшему окружению. Уже первая реакция этого окружения оказалась крайне обесценивающей и отвергающей.

А один-то какой безобразный! Его уж мы не потерпим!

И сейчас же одна утка подскочила и клюнула его в шею.

Такая реакция оказалась для него далеко не единственной. Ему приходится и в дальнейшем постоянно находиться в ситуации неподдерживающего, обесценивающего его окружения. Ситуация обесценивания становится для него хронической.

Только бедного утёнка, который вылупился позже всех и был такой безобразный, клевали, толкали и осыпали насмешками решительно все – и утки, и куры.

– Он больно велик! – говорили все, а индейский петух, который родился со шпорами на ногах и потому воображал себя императором, надулся и, словно корабль на всех парусах, подлетел к утёнку, поглядел на него и пресердито залопотал; гребешок у него так весь и налился кровью. Бедный утёнок просто не знал, что ему делать, как быть.

Мы видим реакции социума, заряженные нетерпением ко всему отличающемуся, за которыми угадывается послание: Будь таким, как все!

Крайне сложно сохранять и развивать свою уникальность и индивидуальность в такой токсичной, обесценивающей среде, крайне сложно в ней даже просто быть.

Уже самим фактом отличия от других он раздражает всех, вызывая желание переделать, сделать его таким как все.

– Славные у тебя детки! – сказала старая утка с красным лоскутком на лапке. –  Все очень милы, кроме одного… Этот не удался! Хорошо бы его переделать!

Попытка его матери как-то защитить своего ребенка, призывая окружение к благоразумию, ничего не меняет.

Оставьте его! – сказала утка-мать. – Он ведь вам ничего не сделал!

– Это так, но он такой большой и странный! – отвечала забияка. – Ему надо задать хорошенькую трёпку!

Ты не такой как все! Ты хуже других! – вот девиз травмы обесценивания.

ТРАВМА ОТВЕРЖЕНИЯ

По ходу развития нашей истории мы замечаем, что ситуация еще больше усугубляется: гадкий утенок теряет поддержку даже самых  близких – своей семьи.

Так прошёл первый день, затем пошло ещё хуже. Все гнали бедняжку, даже братья и сёстры сердито говорили ему:

– Хоть бы кошка утащила тебя, несносного урода!

Более того, даже его мать оказалась в этом числе.

А мать прибавляла:

– Глаза бы мои тебя не видали!

Что уж говорить про всех остальных.

Утки клевали его, куры щипали, а девушка, которая давала птицам корм, толкала ногою.

Не оказалось места ему и за пределами его домашнего мира.

– Ты пребезобразный! – сказали дикие утки. – Но нам до этого нет дела, только не думай породниться с нами!

Тебе нет места среди нас, ты чужой – с такими посланиями постоянно сталкивается гадкий утенок.

Ты не наш, ты чужой! – вот девиз травмы отвержения.

ПОСЛЕДСТВИЯ ТРАВМ РАЗВИТИЯ

Результатом хронического нахождения в ситуации вышеописанных травм развития являются грубые нарушения идентичности нашего героя.

Нарушение витальной идентичности проявляется в следующих его переживаниях и установках – я не имею права на существование, не имею права быть. Это базовое нарушение идентичности, лишающее человека жизненной энергии и нередко приводящее его к ситуации хронической депрессии. Об этом подробнее я писал, анализируя сказку «Морозко».

Бедняжка! Где уж ему было и думать об этом! Лишь бы позволили ему посидеть в камышах да попить болотной водицы.

Такого рода переживания могут приводить к суицидальным мыслям, что мы и наблюдаем у нашего сказочного героя.

«Лучше быть убитыми ими, чем сносить щипки уток и кур, толчки птичницы да терпеть холод и голод зимою!»

Нарушение социальной идентичности – проявляется в переживаниях собственной несостоятельности, ненужности, никчемности: «Я не подхожу!».

Гадкий утенок регулярно сталкивается с такого рода посланиями, исходящими от социального окружения.

– Умеешь ты нести яйца? – спросила она утёнка.

– Нет!

– Так и держи язык на привязи!

– Умеешь ты выгибать спинку, мурлыкать и испускать искры?

– Нет!

– Так и не суйся с своим мнением, когда говорят умные люди!

Удивительно, что среди этого хора посланий «что надо и как надо ему делать» наш герой пытается еще заявлять о своем «хочу».

– Ах, плавать по воде так приятно! – сказал утёнок. – А что за наслаждение нырять в самую глубь с головой!

Вызывает удивление и уважение, что наш герой в такой токсической атмосфере не сломался и не подстроился под других. Думаю, тот факт, что гадкий утенок сумел сохранить это самое "я хочу" и позволило ему в будущем отыскать свою подлинную идентичность.

И совсем неудивительная, вполне ожидаемая реакция его окружения, знающего как нужно правильно жить:

– Да что с тобой?! – спросила она. – Бездельничаешь, вот тебе блажь в голову и лезет! Неси-ка яйца или мурлычь, дурь-то и пройдёт!

Не дури, а благодари-ка лучше создателя за всё, что для тебя сделали! Тебя приютили, пригрели, тебя окружает такое общество, в котором ты можешь чему-нибудь научиться, но ты пустая голова, и говорить-то с тобой не стоит! Уж поверь мне! Я желаю тебе добра, потому и браню тебя – так всегда узнаются истинные друзья! Старайся же нести яйца или выучись мурлыкать да пускать искры!

Одним словом, откажись от себя, стань таким, каким тебя хотят видеть другие!

Нарушение самооценки – проявляется в следующих переживаниях установках: я плохой, безобразный, неподходящий…

Постоянная негативная оценка других со временем становится его собственной оценкой. То, что раньше было функцией отношений, становится функцией его Я:

И надо же ему было уродиться таким безобразным, каким-то посмешищем для всего птичьего двора!

Как здесь не вспомнить известное высказывание Л.С. Выготского: «Каждая психическая функция появляется на сцену дважды: сначала как функция интерпсихическая, затем как функция интрапсихическая».

Низкая неадекватная самооценка запускает механизм проекции, который начинает определять контакт с другими:

Маленькие птички испуганно вспорхнули из кустов.

«Они испугались меня, такой я безобразный!» – подумал утёнок и пустился наутёк, сам не зная куда.

Я так безобразен, что даже собаке противно укусить меня!

КРИВЫЕ ЗЕРКАЛА

Все вышесказанные изменения в структуре его идентичности приводят ограничению его желаний, потребностей к миру, убивают его мотивацию, лишают энергии для действий.

Он не завидовал их красоте; ему и в голову не могло прийти пожелать походить на них; он рад бы был и тому, чтоб хоть утки-то его от себя не отталкивали.Бедный безобразный утёнок!

Ситуация, в которой оказывается гадкий утенок, – это ситуация множественной хронической травматизации. Его направленные к другим потребности (в принятии, признании, позитивной оценке) оказываются грубо фрустрированны из-за неспособности и нежелания других откликнуться на них. Зарождающаяся идентичность нуждается в своем обнаружении посредством отражения в других. Обрести  идентичность можно только через встречу, через Другого, лишь отразившись как в зеркале в Другом.

Но другие в данной ситуации не способны адекватно отразить рождающуюся самость гадкого утенка, они создают вокруг него грубо искривленную отражательную поверхность. Другие здесь – кривые зеркала, неспособные адекватно отражать реальность. И как результат такого кривого отражения, его образ себя, его идентичность оказывается грубо искаженной.

Вот как выглядит эта обобщенная сформированная в такой ситуации идентичность: Бедный безобразный утёнок!

СКАЗОЧНОЕ ИСЦЕЛЕНИЕ

В нашей сказочной истории мы наблюдаем счастливый конец – гадкому утенку удалось в итоге прорваться к своей подлинной идентичности – идентичности прекрасного лебедя.

Рассмотрим, каким образом это оказалось для него возможным.

Нашему герою повезло. Ему посчастливилось встретить таких Других, благодаря которым он смог восстановить свою нарушенную идентичность. Мы можем видеть в рассматриваемом тексте, как в процессе такой встречи все его фрустрированные потребности (в принятии, признании и позитивной самооценке) оказываются отраженными и поддержанными. Вот как это происходит в нашей сказочной истории.

Он получает принятие и признание.

И он слетел на воду и поплыл навстречу красавцам лебедям, которые, завидя его, тоже устремились к нему.

Большие лебеди плавали вокруг него и ласкали его, гладили клювами.

Сирень склоняла к нему в воду свои душистые ветви, солнышко светило так славно…

И старые лебеди склонили перед ним головы.

Кардинально меняется и ситуация его оценки другими. До этого исключительно негативная оценка заменяется позитивной.

В сад прибежали маленькие дети; они стали бросать лебедям хлебные крошки и зёрна, а самый меньшой из них закричал:

– Новый, новый!

И все остальные подхватили:

– Да, новый, новый! – хлопали в ладоши и приплясывали от радости; потом побежали за отцом и матерью и опять бросали в воду крошки хлеба и пирожного. Все говорили, что новый красивее всех. Такой молоденький, прелестный!

А теперь все говорят, что он прекраснейший между прекрасными птицами!

Результатом таких поддерживающих его самость процессов со стороны доброжелательных, принимающих, восхищающихся им других стала его возможность увидеть себя в неискаженном виде, таким, какой он есть на самом деле.

Что же увидал он в чистой, как зеркало, воде? Своё собственное изображение, но он был уже не безобразною тёмно-серою птицей, а – лебедем!

В чистой, как зеркало, воде – это метафора незамутненного сознания, способность видеть объекты неискаженными, такими, какие они есть, в том числе и самого себя. Реально он не изменился, изменилось его восприятие себя, его образ себя.

И он обрел свою потенциально данную ему лебединую идентичность.

И вот крылья его зашумели, стройная шея выпрямилась, а из груди вырвался ликующий крик:

– Мог ли я мечтать о таком счастье, когда был ещё гадким утёнком!

Как важно появиться в своем месте, где тебя принимают таким, какой ты есть!

Теперь он был рад, что перенёс столько горя и бедствий, — он лучше мог оценить своё счастье и всё окружавшее его великолепие.

ЧТО ДЕЛАТЬ? ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ

Это в сказке превращение гадкого утенка в прекрасного лебедя происходит так волшебно быстро. В несказочной истории так не бывает. Я уже отмечал, что наш анализируемый персонаж в своей жизни столкнулся с травмами развития – длительными хроническими фрустрациями жизненно важных потребностей. Здесь имеет место быть и травма отвержения, и травма  непринятия, и травма обесценивания.

В реальной же жизни эти травмы рубцуются далеко не так быстро и шрамы от них, как правило, остаются на всю жизнь. Такого рода травмы затрагивают структуру личности, меняют ее рисунок, приводя к структурным, характерологическим изменениям.

Даже если человеку с идентичностью гадкого утенка удается прорваться к своей «лебединой» идентичности, идентичность гадкого утенка будет напоминать о себе в тех случаях, когда он будет сталкиваться в своей жизни с ситуациями обесценивания, отвержения, непринятия. Часто для этого в психологии травмы используется термин «воронка травмы». Она затягивает человека, столкнувшегося в своей жизни с подобными ситуациями, в омут пережитого им ранее негативного опыта и «включает» у него прежнюю искаженную идентичность.

Профессиональная проработка такого рода травм развития требует длительной терапии. В этой работе невозможно ограничиться лишь технической частью, а необходима «терапия отношениями», в процессе которой становится возможным не только отреагирование и проживание болезненных эмоций, но и восполнение ранее неудовлетворенных потребностей.

Тем не менее, хотелось бы дать некоторые рекомендации для людей, находящихся в поисках себя и своей подлинной идентичности. Оформлю их в виде вопросов, обращенных к самому себе, которые стоит периодически задавать себе.

Рефлексивные вопросы. Как обнаружить себя?
  • Чего я хочу?
  • О чем я мечтаю?
  • Хочу ли я этого, либо должен? Если должен, то кому?
  • Что я люблю?
  • Что у меня лучше получается? Что хорошо удается делать с небольшими затратами?
  • В чем я испытываю радость?
  • Чем я могу увлечься настолько, чтобы забыть о времени?
  • Что я делаю с удовольствием?
  • Где моя энергия?
  • Когда я чувствую себя в гармонии с собой?
  • Нравится ли мне моя жизнь? Живу ли я своей жизнью? На своем ли я месте в ней? С теми ли я людьми, которых люблю?
  • Каково это не быть собой? Когда твой образ себя искажен и не соответствует реальности? Когда ты не тождественен самому себе?
Тогда ты не можешь быть в контакте со своей самостью, подпитываться от нее. Наиболее типичными симптомами такого состояния может быть апатия, скука, депрессия, потеря смысла жизни, отсутствие энергии для жизни.

Если же ты в контакте с собой, со своим я, то тогда ты можешь опираться на себя, разворачивать себя, раскрывать, проявлять себя, совершать Я-усилияи, делать это без насилия над собой. Я усилия не должны быть Я-насилием. Критериями того, что Вы на верном пути в поисках своей подлинной, изначально заданной идентичности, будут способности переживать радость и любовь в жизни, ощущение энергии для жизни и переживание гармонии с собой и с миром.

Почему утенок гадкий? Вопрос для размышления.

Потому, что он не утенок! На данный момент я на этот вопрос отвечаю так. А вы?

Источник

Метки: Психотерапия, Случаи из практики психотерапии, Самооценка, Гештальт-терапия,

Читать по теме:

Расстаться — не значит завершить отношения

Расстаться — не значит завершить отношения

07.12.2018
10655
Вы расстались с кем-то, удалили из друзей, не звоните и не пишите, но можете многие дни или даже годы продолжать разговаривать с этим человеком в своей голове.

Метки: Отношения, Развод, Гештальт-терапия,

Роковая женщина, женщина-мечта, женщина ведьма

Роковая женщина, женщина-мечта, женщина ведьма

04.12.2018
2439
Роковая женщина влюблена, прежде всего, в свои способности соблазнять. Отношения с мужчиной ей нужны только для того, чтобы в подходящий момент разорвать их.

Метки: Женщины, Сказкотерапия, Гештальт-терапия,

Почему психологи раненые люди и как выбрать себе психолога

Почему психологи раненые люди и как выбрать себе психолога

03.12.2018
673
Если Вам не стало лучше после посещения психолога, доктора или массажиста - это не ваш специалист. И никакие уговоры «специалиста» о том, что вы должны «ходить долго и только тогда однажды…» - не должны вас переубедить не доверять собственному послевкусию от первой встречи.

Метки: Психотерапия,

С чем не должна мириться ни одна уважающая себя женщина

С чем не должна мириться ни одна уважающая себя женщина

29.11.2018
19296
Ты должна научить мужчину, как с тобой обращаться. Научить относиться к тебе хорошо с самого начала. Вот список того, что вы не должны терпеть. Он не исчерпывающий, но является хорошей отправной точкой

Метки: Отношения, Личность, Женщины, Самооценка,

Как закрыть гештальт в отношениях

Как закрыть гештальт в отношениях

25.11.2018
5480
Многие знают выражение "незавершенный гештальт". Это похоже на зависшую компьютерную программу, которая мешает работать всему остальному. Самая большая засада с незавершенными гештальтами в том, что завершить многие из них просто так нельзя.

Метки: Отношения, Личность, Гештальт-терапия,

Мы травмированы матерями, но компенсации не будет

Мы травмированы матерями, но компенсации не будет

19.11.2018
5497
Зачастую клиент годами ходит «по тем же дорогам». Нет работы – виновата мама: она в детстве полностью блокировала мою поисковую активность. Нет девушки – виновата мама: ей никогда не нравились мои подружки. Развелась с мужем – виновата мама: не предоставила в детстве хорошую модель для подражания, ругалась с отцом. Плохие отношения с собственными детьми – виновата (угадали!) мама: я воспроизвожу семейный сценарий.

Метки: Материнство, Психотерапия, Инфантильность, Детско-родительские отношения,

Осанка как признак ЖЕРТВЫ

Осанка как признак ЖЕРТВЫ

12.11.2018
1612
Вы становитесь жертвой еще и по той причине, что имея плохую осанку значительно легче подчиняетесь. Да, именно так, человек с плохой осанкой подсознательно подчиняется человеку с прямой осанкой. Так, человек, который провинился, автоматически склоняет голову, поклон в знак уважения и подчинения, попрошайки склоняют голову, чтобы вызвать жалость и т.д.

Метки: Уверенность, Привлекательность, Личность, Самооценка,

Невроз отложенной жизни

Невроз отложенной жизни

07.11.2018
2889
На терапевтической группе два дня подряд плакала одна женщина лет сорока. На все вопросы – о чем она плачет? – она не могла ответить. У нее были выявлены всевозможные заболевания: язва двенадцатиперстной кишки, мастопатия, вегетососудистая дистония, мигрень, варикозное расширение вен, гастрит, колит, куча гинекологических проблем. Было ясно, что ее абсолютно не удовлетворяет собственная жизнь. Но что в ней не так?

Метки: Невроз, Психотерапия, Случаи из практики психотерапии,

Магический круг, внутри которого человек неуязвим

Магический круг, внутри которого человек неуязвим

29.10.2018
1427
Для хищника очень скромный человек вообще неуязвим, например. Хищник никак не сможет заставить его создавать иллюзии и сливать границы. А хищники работают только по двум этим направлениям: самооценка и границы, все.

Метки: Самооценка,

На ком нынче женятся?

На ком нынче женятся?

26.10.2018
5021
На консультации, молодая девушка в возрасте 24 лет, по поводу того, что мужчина выбрал не ее: -Я старалась изо всех сил. Делала все, чтобы мужчина оценил мое к нему отношение. Но он выбрал другую.

Метки: Отношения, Уверенность, Женщины, Самооценка,

Женщины с неадекватной самооценкой

Женщины с неадекватной самооценкой

26.10.2018
1883
Самооценка большинства женщин неадекватна, они кажутся себе то красавицами, то уродинами. Объективной самооценки у многих женщин нет, даже близко. Они не знают, какие они. Поэтому их так легко сбить с толку и внушить им что угодно.

Метки: Женщины, Самооценка,

Хуже, чем гей

Хуже, чем гей

21.10.2018
6322
Расскажу одну реальную историю, годовалой примерно давности, как одна женщина проложила путь к сердцу недоступного мужчины

Метки: Отношения, Женщины, Мужчины, Случаи из практики психотерапии,

Имей уважение к себе

Имей уважение к себе

19.10.2018
2333
Людям, склонным к болтливости и откровенности в какой-то момент становится трудно уважать себя, так как в итоге слишком открыты границы. Твоя личность становится достоянием общественности, а общественность не стесняется обычно.

Метки: Самооценка,

Как навсегда отпустить человека или ситуацию, которые мучают годами

Как навсегда отпустить человека или ситуацию, которые мучают годами

07.10.2018
3404
Девушка никак не могла забыть молодого человека, который оставил ее два года назад. Каждый вечер ей представлялось, что он рядом с ней, и это было мучительно.

Метки: Отношения, Психотерапия,

5 типов отцов, которые делают из своих детей закомплексованных неудачников

5 типов отцов, которые делают из своих детей закомплексованных неудачников

06.10.2018
5767
Вечно недовольный отец. Такому отцу практически невозможно угодить. «Папа, папа! Я нашел золотой самородок величиной с череп лошади!» — «Куда в обуви на ковер?!»

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Самооценка,

Какие люди предают?

Какие люди предают?

03.10.2018
16443
Предателя в своем близком окружении можно вычислить быстрее чем он нанесет свой сокрушительный удар. Первые звоночки начинаются практически сразу, главное их заметить вовремя.

Метки: Предательство, Случаи из практики психотерапии,

Если Вы не прошли уроки в предыдущих отношениях

Если Вы не прошли уроки в предыдущих отношениях

02.10.2018
3149
Очень редко наш мужчина приходит сразу, особенно если у нас большие запросы. Чем больше требования — тем больше проверок и тренировочных отношений!

Метки: Отношения, Женщины, Мужчины, Самооценка,

«Почему глупые и меркантильные при мужиках, а я - умная, нормальная баба – одна!?» Случай из практики

«Почему глупые и меркантильные при мужиках, а я - умная, нормальная баба – одна!?» Случай из практики

02.10.2018
10319
В чем феномен «глупой алчной красотки»? Мужчинам важно справляться с теми задачами, которые перед ними стоят. Сильная женщина - это загадка уже на этапе вопроса «Что ей от меня  нужно?». А глупая и алчная – она же понятная! Да, ей нужны от него для счастья деньги, так он это может!

Метки: Отношения, Женщины, Мужчины, Случаи из практики психотерапии,

«В субботу придет бывший муж. Ненавижу субботу!»

«В субботу придет бывший муж. Ненавижу субботу!»

28.09.2018
31814
Гостевой брак – это не уникальная ситуация. Тысячи женщин месяцами ждут, что же решит мужчина. И решит ли. Некоторые не ждут, они просто смирились. История Полины

Метки: Отношения, Семья, Случаи из практики психотерапии,

5 самых токсичных женских мыслей

5 самых токсичных женских мыслей

25.09.2018
21243
Психолог Ольга Юрковская: «Токсин одиночества: мне уже 25, 30, 35… Я одинока, всегда буду одинока, и это не изменить». Женщине нетрудно окружить себя кавалерами, если она умеет грамотно транслировать свой интерес к ним, свое восхищение, свою признательность. Тогда у нее будет и выбор, и удовольствие от общения, и достойные кандидаты. Это вопрос практики. В любой момент жизни можно научиться тому, что ваши ровесницы освоили чуть раньше."

Метки: Одиночество, Неуверенность в себе, Женщины, Самооценка,

Психотерапия пограничного клиента

Психотерапия пограничного клиента

24.09.2018
10297
Гештальт-терапевт Геннадий Малейчук: "Пограничные клиенты будут регулярно нарушать Ваши профессиональные и личные границы, чаще всего следующими способами: пытаться превратить терапевтические отношения в дружескую или любовную связь; задерживать время терапии любой ценой; отказываться покидать кабинет после окончания сеанса; не оплачивать встречи; предпринимать откровенные попытки соблазнить терапевта...

Метки: Психотерапия, Пограничное расстройство личности, Границы,

10 признаков заниженной самооценки

10 признаков заниженной самооценки

18.09.2018
13989
Люди с заниженной самооценкой плохо воспринимают комплементы и благодарность, стремясь сразу поспорить с похвалой и доказать обратное. Почему? Все дело в комплексе вины.

Метки: Самооценка,

Я люблю себя: Упражнение для повышения самооценки

Я люблю себя: Упражнение для повышения самооценки

30.08.2018
3550
Александра Королёва, психолог: "Чтобы сформировать у себя достойную самооценку нужно каждый день в течении сорока дней по одной минуте, каждый день увеличивая время ещё на одну минуту, ..."

Метки: Самооценка,

Обесцененный человек

Обесцененный человек

30.08.2018
1233
Мария Долгих, гештальт-терапевт: "Люди, которым в детстве много и часто приходилось сталкиваться с обесцениванием со стороны своих родителей, во взрослой жизни вынужденно попадают в ситуации, где их ценность, как партнеров, специалистов, как людей, с равными другим правами ставится под сомнение или угрозу."

Метки: Самооценка, Гештальт-терапия,

Если не можешь простить кого-то — ищи, где не простил себя

Если не можешь простить кого-то — ищи, где не простил себя

29.08.2018
902
Татьяна Сарапина, гештальт-терапевт: "Если понимаешь, какие чувства хочешь вызвать у человека, то можно понять, что чувствуешь сам."

Метки: Гештальт-терапия,

5 ошибок, которые не дают психологу и тренеру получать клиентов

5 ошибок, которые не дают психологу и тренеру получать клиентов

21.08.2018
8732
Психолог Юрий Черников: "Если достаточно долго испытывать дефицит в клиентах, это жутко демотивирует и, рано или поздно, вы бросите свое любимое занятие, или будете перебиваться от случая к случаю. Это становится даже обидно. Вы обладаете действительно ценными знаниями и опытом, готовы помогать людям, но вот люди, как-то, не очень нуждаются в вашей помощи. В чем же проблема?"

Метки: Психотерапия,

ЖЕНЩИНА с чувством СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА

ЖЕНЩИНА с чувством СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА

14.08.2018
3718
Чтобы у женщины была гордость, у неё в роду минимум 4 поколения должны относиться к женщинам, как к королевам. Воспитывать в строгости и безупречности, прививать хорошие манеры, учить уму разуму и никогда, слышите, никогда не унижать!

Метки: Женщины, Самооценка,

НЕ ЖАЛЕЙТЕ СВОИХ ПОДРУГ

НЕ ЖАЛЕЙТЕ СВОИХ ПОДРУГ

08.08.2018
1628
Елена Волженина, психолог: "Пришла ко мне на консультацию женщина, назовём её Катя. Она жаловалась на постоянный стресс, плохой сон, нарушения цикла, эндометриоз, СПКЯ, ановуляцию и бесплодие."

Метки: Случаи из практики психотерапии,

Эмоциональное насилие над дочерью

Эмоциональное насилие над дочерью

06.08.2018
4728
Психотерапевт Алла Далит: "Никто бы из сотрудников или даже родственников не поверили бы, что Нина Ивановна, такая рассудительная и здравая женщина может шантажировать родную дочь и лишать ее собственной жизни. И что последний раз она била свою 29-летнюю дочь год назад."

Метки: Психологическое насилие, Случаи из практики психотерапии,

Самоуничижающийся человек

Самоуничижающийся человек

03.08.2018
1042
Портрет человека с "комплексом самоуничижения": Иногда такие люди могут погрязать в нищете и разрушать себя алкоголем и наркотиками. В ряде случаев они могут вести вполне достойный образ жизни, много трудиться и даже достигать определенных успехов. Но больших достижений они боятся.

Метки: Самооценка,

Интервью недели

Мне жаль детей, которых с рождения водят в развивающие центры

Мне жаль детей, которых с рождения водят в развивающие центры

«Маленькие вундеркинды» спустя несколько лет вдруг бросают чтение, охладевают к школьным занятиям и вообще перестают чем-либо интересоваться. В чем тут дело?

Мне жаль детей, которых с рождения водят в развивающие центры

Марина Мелия

Поделиться

Метки

...
Ceкcуальность Агрессия Апатия Арт-терапия Биполярное расстройство Возраст Воспитание Выгорание Гештальт-терапия Гипноз Границы Деньги Депрессия Детско-родительские отношения Домашнее насилие Жалость Женщины Зависимое расстройство личности Зависимость Зависть Застенчивость Измена Импульсивность Инфантильность Истерия Карьера Коммуникации Конфликты Кризис среднего возраста Личность Любовь Манипуляции Материнство Мотивация Мужчины Нарциссизм Насилие Неблагополучная семья Невроз Нерешительность Неуверенность в себе Обида Одиночество Отвержение Отношения Панические атаки Пассивная агрессия Переедание Перфекционизм Пограничное расстройство личности Подростковый возраст Позитивная психология Предательство Привлекательность Психическая травма Психологический кризис Психологическое насилие Психопатия Психосоматика Психотерапия Развитие личности Развод Раздражительность Ресурсы Самооценка Семейные кризисы Семья Случаи из практики психотерапии Смысл жизни Снижение полового влечения Созависимость Спасательство Страх Стресс Стыд Сценарии Счастье Тревожность Трудное поведение Уверенность Управление эмоциями Фобии Чувство вины Шизофрения Экзистенциальный кризис Эмоциональная зависимость Энергия Эффективность