Гадкий утенок: в поисках идентичности

30 октября 2017
4471

Геннадий Малейчук
Психолог, гештальт-терапевт

Эта сказка давно была в фокусе моего профессионального сознания.

История гадкого утенка довольно часто всплывает как метафора жизни у моих клиентов. Похоже я созрел для того, чтобы поделиться своими соображениями на этот счет, мой читатель.

Будьте собой.
Все остальные места уже заняты.

Оскар Уайльд


Оставаться собой в мире,
который постоянно пытается
сделать вас чем-нибудь другим –
величайшее достижение.

Ральф Уолдо Эмерсон

 

СКАЗОЧНАЯ «НЕСКАЗОЧНАЯ ИСТОРИЯ»

Для меня рассматриваемый текст прежде всего о важности других в формировании Я-идентичности. О том, какую роль играет близкое окружение в становлении Я. 

Поиск себя, формирование своей идентичности – далеко не самая простая задача в жизни каждого человека. Успешный результат этого процесса зависит как от самого человека, так и от тех условий, в которых происходит формирование его Я.

Я не открываю здесь истину, утверждая, что все то, что является моим внутриличностным содержанием, когда-то было межличностным, отношениями. Так или иначе – наше Я является результатом опыта, прежде всего опыта контакта с другими Я. И здесь важнейшую роль играет ближайшее окружение – те люди, в контакте с которыми находится человек, в глазах которых словно в зеркалах «отражается» его Я.

Описываемые в анализируемой сказочной истории события представляют собой негативный вариант такого опыта. Герой нашей «сказки» (хоть и сложно назвать это сказкой) встречается далеко не со сказочной ситуацией, в которой происходит формирование его Я.

Весь период его раннего развития протекает в ситуации крайне недоброжелательной, травматичной для формирования его Я среды. В результате чего ряд его важных потребностей оказываются хронически фрустрированы и он получает травмы, которые можно обозначить как травмы развития. Остановлюсь подробно на видах и содержании этих травм.

ТРАВМА ПРИНЯТИЯ

Читая текст, мы замечаем, что рождению нашего героя никто особо не рад. Даже когда он еще находится в яйце, мы видим негативное отношение к нему старой опытной утки, которая «консультирует» его молодую неопытную утку-мать.

Дай мне взглянуть на яйцо! Ну, так и есть! Индюшечье! Брось-ка его да ступай учи других плавать!

Появление его на свет так же сопровождается негативной оценкой его матери.

Ужасно велик! — сказала она.

– И совсем непохож на остальных!

Ты – не такой как все! Ты – другой! Эти слова могут стать как поддерживающим основанием для рождения новой витальной идентичности ребенка, так и словами, убивающими его индивидуальность и затрудняющими поиск своего Я.

Все зависит от того эмоционального наполнения, с которым они произносятся близкими людьми, объектами привязанности. Безусловное принятие своего ребенка на этом этапе его развития, отношение к нему как к неоспоримой ценности, закладывают основу для его будущего самопринятия и «самолюбви». В противном же случае ребенку в последующей жизни будет сложно опираться на себя, принимать и любить себя.

Ты не ценен такой, какой ты есть –  вот девиз травмы принятия.

Гадкий утенок: в поисках идентичности.jpg

ТРАВМА ОБЕСЦЕНИВАНИЯ

Далее по тексту мы видим, как мама-утка воспитывает своих детей, подготавливая их к вхождению в социальный мир.

Да не держите лапки вместе! Благовоспитанный утёнок должен держать лапки врозь и выворачивать их наружу, как папаша с мамашей! Вот так! Кланяйтесь теперь и крякайте!

Наш герой вместе со всеми своими братьями и сестрами постигает азы социального общежития, готовясь к встрече с миром других.

Однако мы видим, что и эта встреча оказалась для него травматичной. Ничего хорошего не ожидало его в процессе представления миру, ближайшему окружению. Уже первая реакция этого окружения оказалась крайне обесценивающей и отвергающей.

А один-то какой безобразный! Его уж мы не потерпим!

И сейчас же одна утка подскочила и клюнула его в шею.

Такая реакция оказалась для него далеко не единственной. Ему приходится и в дальнейшем постоянно находиться в ситуации неподдерживающего, обесценивающего его окружения. Ситуация обесценивания становится для него хронической.

Только бедного утёнка, который вылупился позже всех и был такой безобразный, клевали, толкали и осыпали насмешками решительно все – и утки, и куры.

– Он больно велик! – говорили все, а индейский петух, который родился со шпорами на ногах и потому воображал себя императором, надулся и, словно корабль на всех парусах, подлетел к утёнку, поглядел на него и пресердито залопотал; гребешок у него так весь и налился кровью. Бедный утёнок просто не знал, что ему делать, как быть.

Мы видим реакции социума, заряженные нетерпением ко всему отличающемуся, за которыми угадывается послание: Будь таким, как все!

Крайне сложно сохранять и развивать свою уникальность и индивидуальность в такой токсичной, обесценивающей среде, крайне сложно в ней даже просто быть.

Уже самим фактом отличия от других он раздражает всех, вызывая желание переделать, сделать его таким как все.

– Славные у тебя детки! – сказала старая утка с красным лоскутком на лапке. –  Все очень милы, кроме одного… Этот не удался! Хорошо бы его переделать!

Попытка его матери как-то защитить своего ребенка, призывая окружение к благоразумию, ничего не меняет.

Оставьте его! – сказала утка-мать. – Он ведь вам ничего не сделал!

– Это так, но он такой большой и странный! – отвечала забияка. – Ему надо задать хорошенькую трёпку!

Ты не такой как все! Ты хуже других! – вот девиз травмы обесценивания.

ТРАВМА ОТВЕРЖЕНИЯ

По ходу развития нашей истории мы замечаем, что ситуация еще больше усугубляется: гадкий утенок теряет поддержку даже самых  близких – своей семьи.

Так прошёл первый день, затем пошло ещё хуже. Все гнали бедняжку, даже братья и сёстры сердито говорили ему:

– Хоть бы кошка утащила тебя, несносного урода!

Более того, даже его мать оказалась в этом числе.

А мать прибавляла:

– Глаза бы мои тебя не видали!

Что уж говорить про всех остальных.

Утки клевали его, куры щипали, а девушка, которая давала птицам корм, толкала ногою.

Не оказалось места ему и за пределами его домашнего мира.

– Ты пребезобразный! – сказали дикие утки. – Но нам до этого нет дела, только не думай породниться с нами!

Тебе нет места среди нас, ты чужой – с такими посланиями постоянно сталкивается гадкий утенок.

Ты не наш, ты чужой! – вот девиз травмы отвержения.

ПОСЛЕДСТВИЯ ТРАВМ РАЗВИТИЯ

Результатом хронического нахождения в ситуации вышеописанных травм развития являются грубые нарушения идентичности нашего героя.

Нарушение витальной идентичности проявляется в следующих его переживаниях и установках – я не имею права на существование, не имею права быть. Это базовое нарушение идентичности, лишающее человека жизненной энергии и нередко приводящее его к ситуации хронической депрессии. Об этом подробнее я писал, анализируя сказку «Морозко».

Бедняжка! Где уж ему было и думать об этом! Лишь бы позволили ему посидеть в камышах да попить болотной водицы.

Такого рода переживания могут приводить к суицидальным мыслям, что мы и наблюдаем у нашего сказочного героя.

«Лучше быть убитыми ими, чем сносить щипки уток и кур, толчки птичницы да терпеть холод и голод зимою!»

Нарушение социальной идентичности – проявляется в переживаниях собственной несостоятельности, ненужности, никчемности: «Я не подхожу!».

Гадкий утенок регулярно сталкивается с такого рода посланиями, исходящими от социального окружения.

– Умеешь ты нести яйца? – спросила она утёнка.

– Нет!

– Так и держи язык на привязи!

– Умеешь ты выгибать спинку, мурлыкать и испускать искры?

– Нет!

– Так и не суйся с своим мнением, когда говорят умные люди!

Удивительно, что среди этого хора посланий «что надо и как надо ему делать» наш герой пытается еще заявлять о своем «хочу».

– Ах, плавать по воде так приятно! – сказал утёнок. – А что за наслаждение нырять в самую глубь с головой!

Вызывает удивление и уважение, что наш герой в такой токсической атмосфере не сломался и не подстроился под других. Думаю, тот факт, что гадкий утенок сумел сохранить это самое "я хочу" и позволило ему в будущем отыскать свою подлинную идентичность.

И совсем неудивительная, вполне ожидаемая реакция его окружения, знающего как нужно правильно жить:

– Да что с тобой?! – спросила она. – Бездельничаешь, вот тебе блажь в голову и лезет! Неси-ка яйца или мурлычь, дурь-то и пройдёт!

Не дури, а благодари-ка лучше создателя за всё, что для тебя сделали! Тебя приютили, пригрели, тебя окружает такое общество, в котором ты можешь чему-нибудь научиться, но ты пустая голова, и говорить-то с тобой не стоит! Уж поверь мне! Я желаю тебе добра, потому и браню тебя – так всегда узнаются истинные друзья! Старайся же нести яйца или выучись мурлыкать да пускать искры!

Одним словом, откажись от себя, стань таким, каким тебя хотят видеть другие!

Нарушение самооценки – проявляется в следующих переживаниях установках: я плохой, безобразный, неподходящий…

Постоянная негативная оценка других со временем становится его собственной оценкой. То, что раньше было функцией отношений, становится функцией его Я:

И надо же ему было уродиться таким безобразным, каким-то посмешищем для всего птичьего двора!

Как здесь не вспомнить известное высказывание Л.С. Выготского: «Каждая психическая функция появляется на сцену дважды: сначала как функция интерпсихическая, затем как функция интрапсихическая».

Низкая неадекватная самооценка запускает механизм проекции, который начинает определять контакт с другими:

Маленькие птички испуганно вспорхнули из кустов.

«Они испугались меня, такой я безобразный!» – подумал утёнок и пустился наутёк, сам не зная куда.

Я так безобразен, что даже собаке противно укусить меня!

КРИВЫЕ ЗЕРКАЛА

Все вышесказанные изменения в структуре его идентичности приводят ограничению его желаний, потребностей к миру, убивают его мотивацию, лишают энергии для действий.

Он не завидовал их красоте; ему и в голову не могло прийти пожелать походить на них; он рад бы был и тому, чтоб хоть утки-то его от себя не отталкивали.Бедный безобразный утёнок!

Ситуация, в которой оказывается гадкий утенок, – это ситуация множественной хронической травматизации. Его направленные к другим потребности (в принятии, признании, позитивной оценке) оказываются грубо фрустрированны из-за неспособности и нежелания других откликнуться на них. Зарождающаяся идентичность нуждается в своем обнаружении посредством отражения в других. Обрести  идентичность можно только через встречу, через Другого, лишь отразившись как в зеркале в Другом.

Но другие в данной ситуации не способны адекватно отразить рождающуюся самость гадкого утенка, они создают вокруг него грубо искривленную отражательную поверхность. Другие здесь – кривые зеркала, неспособные адекватно отражать реальность. И как результат такого кривого отражения, его образ себя, его идентичность оказывается грубо искаженной.

Вот как выглядит эта обобщенная сформированная в такой ситуации идентичность: Бедный безобразный утёнок!

СКАЗОЧНОЕ ИСЦЕЛЕНИЕ

В нашей сказочной истории мы наблюдаем счастливый конец – гадкому утенку удалось в итоге прорваться к своей подлинной идентичности – идентичности прекрасного лебедя.

Рассмотрим, каким образом это оказалось для него возможным.

Нашему герою повезло. Ему посчастливилось встретить таких Других, благодаря которым он смог восстановить свою нарушенную идентичность. Мы можем видеть в рассматриваемом тексте, как в процессе такой встречи все его фрустрированные потребности (в принятии, признании и позитивной самооценке) оказываются отраженными и поддержанными. Вот как это происходит в нашей сказочной истории.

Он получает принятие и признание.

И он слетел на воду и поплыл навстречу красавцам лебедям, которые, завидя его, тоже устремились к нему.

Большие лебеди плавали вокруг него и ласкали его, гладили клювами.

Сирень склоняла к нему в воду свои душистые ветви, солнышко светило так славно…

И старые лебеди склонили перед ним головы.

Кардинально меняется и ситуация его оценки другими. До этого исключительно негативная оценка заменяется позитивной.

В сад прибежали маленькие дети; они стали бросать лебедям хлебные крошки и зёрна, а самый меньшой из них закричал:

– Новый, новый!

И все остальные подхватили:

– Да, новый, новый! – хлопали в ладоши и приплясывали от радости; потом побежали за отцом и матерью и опять бросали в воду крошки хлеба и пирожного. Все говорили, что новый красивее всех. Такой молоденький, прелестный!

А теперь все говорят, что он прекраснейший между прекрасными птицами!

Результатом таких поддерживающих его самость процессов со стороны доброжелательных, принимающих, восхищающихся им других стала его возможность увидеть себя в неискаженном виде, таким, какой он есть на самом деле.

Что же увидал он в чистой, как зеркало, воде? Своё собственное изображение, но он был уже не безобразною тёмно-серою птицей, а – лебедем!

В чистой, как зеркало, воде – это метафора незамутненного сознания, способность видеть объекты неискаженными, такими, какие они есть, в том числе и самого себя. Реально он не изменился, изменилось его восприятие себя, его образ себя.

И он обрел свою потенциально данную ему лебединую идентичность.

И вот крылья его зашумели, стройная шея выпрямилась, а из груди вырвался ликующий крик:

– Мог ли я мечтать о таком счастье, когда был ещё гадким утёнком!

Как важно появиться в своем месте, где тебя принимают таким, какой ты есть!

Теперь он был рад, что перенёс столько горя и бедствий, — он лучше мог оценить своё счастье и всё окружавшее его великолепие.

ЧТО ДЕЛАТЬ? ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ

Это в сказке превращение гадкого утенка в прекрасного лебедя происходит так волшебно быстро. В несказочной истории так не бывает. Я уже отмечал, что наш анализируемый персонаж в своей жизни столкнулся с травмами развития – длительными хроническими фрустрациями жизненно важных потребностей. Здесь имеет место быть и травма отвержения, и травма  непринятия, и травма обесценивания.

В реальной же жизни эти травмы рубцуются далеко не так быстро и шрамы от них, как правило, остаются на всю жизнь. Такого рода травмы затрагивают структуру личности, меняют ее рисунок, приводя к структурным, характерологическим изменениям.

Даже если человеку с идентичностью гадкого утенка удается прорваться к своей «лебединой» идентичности, идентичность гадкого утенка будет напоминать о себе в тех случаях, когда он будет сталкиваться в своей жизни с ситуациями обесценивания, отвержения, непринятия. Часто для этого в психологии травмы используется термин «воронка травмы». Она затягивает человека, столкнувшегося в своей жизни с подобными ситуациями, в омут пережитого им ранее негативного опыта и «включает» у него прежнюю искаженную идентичность.

Профессиональная проработка такого рода травм развития требует длительной терапии. В этой работе невозможно ограничиться лишь технической частью, а необходима «терапия отношениями», в процессе которой становится возможным не только отреагирование и проживание болезненных эмоций, но и восполнение ранее неудовлетворенных потребностей.

Тем не менее, хотелось бы дать некоторые рекомендации для людей, находящихся в поисках себя и своей подлинной идентичности. Оформлю их в виде вопросов, обращенных к самому себе, которые стоит периодически задавать себе.

Рефлексивные вопросы. Как обнаружить себя?
  • Чего я хочу?
  • О чем я мечтаю?
  • Хочу ли я этого, либо должен? Если должен, то кому?
  • Что я люблю?
  • Что у меня лучше получается? Что хорошо удается делать с небольшими затратами?
  • В чем я испытываю радость?
  • Чем я могу увлечься настолько, чтобы забыть о времени?
  • Что я делаю с удовольствием?
  • Где моя энергия?
  • Когда я чувствую себя в гармонии с собой?
  • Нравится ли мне моя жизнь? Живу ли я своей жизнью? На своем ли я месте в ней? С теми ли я людьми, которых люблю?
  • Каково это не быть собой? Когда твой образ себя искажен и не соответствует реальности? Когда ты не тождественен самому себе?
Тогда ты не можешь быть в контакте со своей самостью, подпитываться от нее. Наиболее типичными симптомами такого состояния может быть апатия, скука, депрессия, потеря смысла жизни, отсутствие энергии для жизни.

Если же ты в контакте с собой, со своим я, то тогда ты можешь опираться на себя, разворачивать себя, раскрывать, проявлять себя, совершать Я-усилияи, делать это без насилия над собой. Я усилия не должны быть Я-насилием. Критериями того, что Вы на верном пути в поисках своей подлинной, изначально заданной идентичности, будут способности переживать радость и любовь в жизни, ощущение энергии для жизни и переживание гармонии с собой и с миром.

Почему утенок гадкий? Вопрос для размышления.

Потому, что он не утенок! На данный момент я на этот вопрос отвечаю так. А вы?

Источник

Метки: Психотерапия, Случаи из практики психотерапии, Самооценка, Гештальт-терапия,

Читать по теме:

ЖЕНЩИНА с чувством СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА

ЖЕНЩИНА с чувством СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА

14.08.2018
893
Чтобы у женщины была гордость, у неё в роду минимум 4 поколения должны относиться к женщинам, как к королевам. Воспитывать в строгости и безупречности, прививать хорошие манеры, учить уму разуму и никогда, слышите, никогда не унижать!

Метки: Женщины, Самооценка,

НЕ ЖАЛЕЙТЕ СВОИХ ПОДРУГ

НЕ ЖАЛЕЙТЕ СВОИХ ПОДРУГ

08.08.2018
536
Елена Волженина, психолог: "Пришла ко мне на консультацию женщина, назовём её Катя. Она жаловалась на постоянный стресс, плохой сон, нарушения цикла, эндометриоз, СПКЯ, ановуляцию и бесплодие."

Метки: Случаи из практики психотерапии,

Эмоциональное насилие над дочерью

Эмоциональное насилие над дочерью

06.08.2018
2718
Психотерапевт Алла Далит: "Никто бы из сотрудников или даже родственников не поверили бы, что Нина Ивановна, такая рассудительная и здравая женщина может шантажировать родную дочь и лишать ее собственной жизни. И что последний раз она била свою 29-летнюю дочь год назад."

Метки: Психологическое насилие, Случаи из практики психотерапии,

Самоуничижающийся человек

Самоуничижающийся человек

03.08.2018
356
Портрет человека с "комплексом самоуничижения": Иногда такие люди могут погрязать в нищете и разрушать себя алкоголем и наркотиками. В ряде случаев они могут вести вполне достойный образ жизни, много трудиться и даже достигать определенных успехов. Но больших достижений они боятся.

Метки: Самооценка,

Девочка и волк

Девочка и волк

01.08.2018
327
Разговор с психотерапевтом: "- Ты же понимаешь, что до тех пор, пока ты не признаешь, что ты девочка, и ты устала, и тебе нужно плакать и ошибаться, ты будешь для всех волком, будешь одиночкой, будешь пугать деревенских и прятаться от людей с дрекольем. Ты понимаешь это? - Да. Но плакать и ошибаться - это для слабаков."

Метки: Психотерапия,

Самоуважение и достижения

Самоуважение и достижения

30.07.2018
601
Марина Комиссарова, психолог: "Некоторые пишут, вот сделаю себе хорошую фигуру, изучу язык и начну себя за это уважать. За фигуру и язык! Ну и ну. Прямо как валютные проститутки в СССР, гордо толпящиеся у магазинов "Березка", чтобы купить жвачку и кока-колу."

Метки: Самооценка,

Опасности родительской любви. Случай из практики

Опасности родительской любви. Случай из практики

22.07.2018
865
Николай Стрелков, психолог: "Однажды ко мне обратилась женщина. Женщина очень встревожена и напуганная. Её 25-тилетняя дочь пыталась покончить с собой, выпив упаковку транквилизаторов. Транквилизаторы были не сильные, упаковка не очень большая. Дочка выжила."

Метки: Детско-родительские отношения, Случаи из практики психотерапии,

15 УРОКОВ из гештальт-психологии, которые пригодятся в жизни

15 УРОКОВ из гештальт-психологии, которые пригодятся в жизни

04.07.2018
963
Доверие к другому — это значимый подарок, который вы делаете, в первую очередь, самому себе. Процессы, которые в нас происходят, даже если они нам не нравятся, выполняют какую-то важную для нас функцию.

Метки: Гештальт-терапия,

17 ЛУЧШИХ КНИГ великих психологов, которые изменили нашу реальность

17 ЛУЧШИХ КНИГ великих психологов, которые изменили нашу реальность

01.07.2018
1360
Эдвард де Боно: "Шесть шляп мышления". Эдвард де Боно, британский психолог, разработал метод, обучающий эффективно мыслить. Шесть шляп — это шесть разных способов мышления. Красная шляпа — это эмоции, черная — критика, желтая — оптимизм, зеленая — творчество, синяя — управление ходом мыслей, а белая — факты и цифры.

Метки: Психотерапия,

История одной измены. Поцелуй

История одной измены. Поцелуй

04.06.2018
853
"Мы были женаты, но отношения дали трещину. Мы отдалились друг от друга, появилось ощущение, что ничего интересного с нами уже не может произойти. В то же самое время на работе был парень, который всегда мне улыбался, делал комплименты и мне было приятно его внимание. Особенно на контрасте с домашним унынием и безразличием."

Метки: Измена, Случаи из практики психотерапии,

Нельзя исключать прошлую любовь

Нельзя исключать прошлую любовь

23.05.2018
1125
Автор: Лилия Валиуллина, психолог: "Часто люди исключают предыдущих партнёров, стараются их вычеркнуть, забыть, называя ошибкой. Это может происходить из разных чувств."

Метки: Случаи из практики психотерапии,

Исповедь жены «маменькиного сыночка»

Исповедь жены «маменькиного сыночка»

22.05.2018
850
Марина Филипенко, психолог: "Эту историю два дня назад поведала мне одна моя клиентка. Она связала свою судьбу с мужчиной, типаж которого, жизненные принципы и повадки в семье сама она охарактеризовала..."

Метки: Случаи из практики психотерапии,

Взрослая дочь пожилой мамы. Сепарация. Случай из практики

Взрослая дочь пожилой мамы. Сепарация. Случай из практики

22.05.2018
1004
Юлия Козырькова, психолог: "Сепарация, незавершенная в детстве, "мамины дочки и сыновья" - тема очень непростая. Проходит время, у всех, казалось бы, уже своя взрослая жизнь, а взрослый ребенок по-прежнему так близок к маме, что идентификация с ней не даёт слушать и воспринимать ее спокойно."

Метки: Детско-родительские отношения, Случаи из практики психотерапии,

«Что-то происходит с моим сознанием»: лечение деперсонализации

«Что-то происходит с моим сознанием»: лечение деперсонализации

21.05.2018
588
Дмитрий Клевцов, врач-психотерапевт: "«Что-то происходит с моим сознанием», «сейчас сойду с ума» - у некоторых больных при обострении ощущения измененности собственного «Я» могут возникать состояния возбуждения с усилением тревожности, панического смятения. У других пациентов углубление нарушения деперсонализации развивается как бы «на ходу», без резкого обострения эмоциональных реакций."

Метки: Психотерапия, Синдром деперсонализации-дереализации, Деперсонализация,

Есть ли жизнь после невроза?

Есть ли жизнь после невроза?

18.05.2018
1891
Елена Леонтьева, психолог: "Страдание - очень важная деятельность, она занимает много времени и сил и прекрасно конституирует жизнь. Всегда есть чем заняться, если умеешь страдать."

Метки: Депрессия, Невроз, Психотерапия,

Повторяющийся сценарий

Повторяющийся сценарий

18.05.2018
1224
Лилия Валиуллина, психолог: "Соня решилась на развод. Ведь она встретила «мужчину своей мечты». Он был заботлив и внимателен, достаточно зарабатывал и готов был взять ответственность за семью. Соня с радостью вступила в новые отношения, в которых была счастлива."

Метки: Случаи из практики психотерапии,

Жизнь плохой дочери, матери и жены

Жизнь плохой дочери, матери и жены

14.05.2018
849
Ольга Попова, психолог: "Вина, сотканная из воспоминаний, сжигала ее в пепел. Теперь Анна могла сотворить вину из чего угодно, даже из своих снов. По утрам она вставала с таким тяжелым чувством, как если бы на ее совести были тысячи преступлений."

Метки: Чувство вины, Случаи из практики психотерапии,

Соблазненные дочки своих отцов

Соблазненные дочки своих отцов

11.05.2018
1199
Лика Конкевич, психолог, сексолог: "Она впорхнула ко мне, словно стрекоза - легкая, задорная, со звенящими нотками в голосе. Ей 38, а всё - начиная со взгляда и заканчивая обувью - сообщало мне, что ей и 16 нет. Зачем она пришла? Пожаловаться на мужа. В разговоре открывается, что это ее третий муж и все были старше ее примерно на двадцать лет."

Метки: Детско-родительские отношения, Случаи из практики психотерапии,

Только для женщин: про собственную ценность

Только для женщин: про собственную ценность

08.05.2018
2459
Алевтина Грицышина, психолог: "В своей психотерапевтической практике, да и просто в повседневной жизни я крайне редко встречала по-настоящему уверенных в себе женщин. Не самоуверенных, с раздутым «эго», всем своим видом показывающим «Эй! Обратите на меня внимание! Все люди как люди, а я – богиня!». Этот вариант как раз про низкую самооценку."

Метки: Женщины, Самооценка,

Как понять, что пора разводиться? История Вики

Как понять, что пора разводиться? История Вики

04.05.2018
945
Наталья Лубина, психолог: «С мужем женаты 15 лет, есть два мальчика, младшему – полтора года. Муж последнее время стал «чудить» — постоянные посиделки с друзьями, чуть не до утра. Переписка с какими-то женщинами (видела в соцсетях). При этом стал жутко ревнив – выдумывает мне любовников. Я тащу на себе семью, воспитание детей, здоровье родителей, а тут еще его капризы. Он даже на развод подавал! Потом, правда, передумал."

Метки: Развод, Случаи из практики психотерапии,

Мужчина относится к женщине так, как она заслуживает и позволяет?

Мужчина относится к женщине так, как она заслуживает и позволяет?

04.05.2018
1194
Ирина Потемкина, аналитический психолог и практик ТЭС: "Пока в вас много боли – отношения будут проходить по одному и тому же сценарию. И мужчины выбираются такие – в которых УЖЕ есть монстр. Самое печальное, что в глубине души вы чувствуете – что заслуживаете плохого к себе отношения."

Метки: Психическая травма, Случаи из практики психотерапии,

Станьте для мужа любовницей

Станьте для мужа любовницей

03.05.2018
1032
Надежда Печеникина, психолог: "Лариса вышла замуж в 23 года, прожила с мужем 30 лет. Вырастили дочь, построили дом. По ее словам, она все в дом, все для мужа. Муж удачно поднялся по карьерной лестнице, стал занимать руководящую должность. Все было хорошо и прекрасно, подруги завидовали. И как гром среди ясного неба – Развод! У него другая и она ждет ребенка!"

Метки: Развод, Случаи из практики психотерапии,

История одной женщины

История одной женщины

24.04.2018
796
Евгений Бескостин, клинический психолог: "Данный рассказ записан с разрешения лиц участвующих в нем, с изменениями в местах и именах. Это произошло четыре года назад."

Метки: Случаи из практики психотерапии,

"Старые" девушки

"Старые" девушки

18.04.2018
1424
Любовь Ордина, психолог: "Если вы чувствуете себя уже старыми, от чего это происходит? Кто вас научил этому? Или, может быть, в вас говорит страх того, что что-то не получится и тогда проще сказать "я слишком стара для этого"?"

Метки: Привлекательность, Женщины, Возраст, Самооценка,

"Восемь возрастов человека" по Э. Эриксону

"Восемь возрастов человека" по Э. Эриксону

13.04.2018
1231
Людмила Куроедова, гештальт-терапевт: "Эриксон разделил жизнь человека на восемь стадий психосоциального развития Я. Каждая сопровождается кризисом – поворотным моментом в жизни индивидуума, который возникает как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к индивидууму на этой стадии.

Метки: Личность, Гештальт-терапия,

О ЧЕМ говорит постоянное желание МЕНЯТЬ СЕБЯ

О ЧЕМ говорит постоянное желание МЕНЯТЬ СЕБЯ

13.04.2018
902
Мария Уайт: "Многие представительницы прекрасного пола страдают одной глобальной проблемой: НЕУДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ СОБОЙ. Никакой связи с внешними данными и природной красотой здесь нет: девушка или женщина объективно может быть очень привлекательной, но постоянно работать над собой, стремясь создать лучшую версию себя. Простушка же может излучать уверенность и тем самым негласно убеждать всех вокруг в своей неотразимости. "

Метки: Привлекательность, Личность, Самооценка,

Женщины, с которыми не знакомятся

Женщины, с которыми не знакомятся

11.04.2018
2873
Любовь Ордина, психолог: "Если бы мужчины знакомились и начинали ухаживать только за идеальными красавицами - то оглянувшись вокруг, мы бы не увидели пары, состоящие из разных мужчин и совершенно разных (внешне и внутренне) женщин!"

Метки: Одиночество, Привлекательность, Женщины, Самооценка,

Один хлопок: Техника для построения границ в отношениях

Один хлопок: Техника для построения границ в отношениях

10.04.2018
1232
Александр Кузьмичев, психолог: "Я предлагаю упростить там, где это возможно. Локализовать отношения до одного некоего стартового действия. Которое, пусть и не обещает 100% результат, но значительно ускоряет межличностные изменения и процесс построения своих границ. Притом не через «чистое» личностное саморазвития, а через совместную тренировку."

Метки: Психотерапия, Границы,

Самооценка

Самооценка

08.04.2018
2396
Оксана Тисленко, психолог: "У взрослых людей заниженная самооценка личности поддерживается в тех случаях, если они придают слишком большую важность тому или иному событию, либо считают, что проигрывают в сравнении с другими. "

Метки: Самооценка,

5 ядовитых фраз, которые нужно забыть в первую очередь

5 ядовитых фраз, которые нужно забыть в первую очередь

06.04.2018
1828
Эти фразы мы говорим себе каждый день, и каждый день они отравляют нам жизнь и отрицательно влияют на наше будущее. Уберите их из своего лексикона. Уже через неделю вы почувствуете разницу: дышать станет легче в прямом и переносном смысле.

Метки: Неуверенность в себе, Самооценка,

Интервью недели

Как перестать быть жертвой, в чем вина наших родителей и как сделать детей счастливыми

Как перестать быть жертвой, в чем вина наших родителей и как сделать детей счастливыми

Известный психолог Михаил Лабковский очень четко может объяснить, чем отличаются здоровые люди от невротиков, и почему жить нужно, получая удовольствие.

Михаил Лабковский

Психолог

Поделиться

Метки

...
Ceкcуальность Агрессия Апатия Арт-терапия Биполярное расстройство Возраст Воспитание Выгорание Гештальт-терапия Гипноз Границы Деньги Депрессия Детско-родительские отношения Домашнее насилие Жалость Женщины Зависимое расстройство личности Зависимость Застенчивость Измена Инфантильность Истерия Карьера Коммуникации Конфликты Кризис среднего возраста Личность Любовь Манипуляции Материнство Мотивация Мужчины Нарциссизм Насилие Неблагополучная семья Невроз Нерешительность Неуверенность в себе Обида Одиночество Отношения Панические атаки Переедание Перфекционизм Пограничное расстройство личности Подростковый возраст Предательство Привлекательность Психическая травма Психологический кризис Психологическое насилие Психосоматика Психотерапия Развитие личности Развод Самооценка Семейные кризисы Семья Случаи из практики психотерапии Смысл жизни Снижение полового влечения Созависимость Спасательство Страх Стресс Стыд Сценарии Счастье Тревожность Трудное поведение Уверенность Управление эмоциями Фобии Чувство вины Шизофрения Экзистенциальный кризис Эмоциональная зависимость Энергия Эффективность