Как помочь ребенку сформировать позитивную самооценку. На заметку родителям

13 ноября 2017
6355

Автор: Лариса Наталуха, психолог

Эта статья родилась из опыт моей практики и опыта воспитания моих детей.

В последнее время довольно часто пишут и говорят о важности позитивной самооценки и уверенного поведения, о любви к себе. И  это, действительно важно, это помогает найти хорошую работу, быть успешным в профессиональной деятельности, заводить новые знакомства, устраивать личную жизнь.  Многие люди мечтают быть уверенными в себе, легко общаться и любить себя. Но, почему одним это дается легко, а другие всегда в себе сомневаются, испытывают неловкость, когда приходиться где-нибудь заявить о себе.

 От чего же зависит уверенность в себе, позитивная самооценка, и как это формируется? Это врожденное или приобретенное качество? 

 В этой статье рассмотрим условия  формирования положительной самооценки и самоуважения у детей. Что зависит от родителей и чем они могут помочь ребенку в этом вопросе.  

 Мы все время от времени не зависимо от возраста задаемся вопросами: Кто я такой? Откуда я могу узнать, кто я? Как я могу стать тем, кем являюсь на самом деле? Для того чтобы найти ответы на эти вопросы, человеку нужен Другой, во взаимоотношениях с которым он будет искать себя и понимать себя.  

 Этим важным человеком в жизни ребенка являются родители. Они помогают ему ответить на все эти волнующие вопросы. И как следствие, могут помочь ребенку в формировании позитивной самооценки, самоуважения и уверенного поведения.

 Все люди нуждаются в поддержке, особенно в вопросе самоценности.  И поэтому,  для приобретения уверенности в себе,  позитивной самооценки  человек должен приобрести три вида опыта, а именно: опыт уважительного внимания, справедливого отношения к нему со стороны других людей, а также признание ими его ценности.  Рассмотрим каждое их этих трех условий развития Я.

 Первое условие заключается в соблюдении и принятии границ ребенка.  Каждому ребенку, прежде всего, нужно, чтобы принимали его границы. Необходимо уважение к тому, что является его решением, его желанием, его целью и намерением, чтобы тем самым другие люди с уважением относились к тому факту, что он – автономный человек со свободной волей. Также нужно, чтобы родители с уважительным вниманием отнеслись к тому, что составляет его интимность, по поводу чего только он, персонально, должен принимать решения, и куда для других доступа нет, разве, что их туда пригласят. К данному кругу вещей и явлений относятся, например, собственная комната, дневник, личные отношения, взгляды, мотивы и чувства.

 Разумеется, что это не исключает общения с другими, однако ни родители, ни воспитатели, ни братья и сестры не имеют права перешагивать через эти негласно установленные границы.  С тем же уважительным вниманием следует относиться к тому, что отличает людей друг от друга. Насколько бесцеремонно в этой связи нередко поступают в семье, в школе и других социальных группах! Устанавливают общие стандарты для всех детей и любое непопадание, отличия и несоответствие им могут привести к жесткой критике, насмешкам, обесцениванию и занижением достоинств ребенка.

 Однако особенно разрушительным является форма неуважения к границам там, где имеет место манипулирование или применяется сила, и кто-то завладевает Собственным ребенка, что в случае сексуального или эмоционального злоупотребления приводит к глубокому нарушению интимности.

  Когда данным правилом пренебрегают, нарушается граница Ты. Это может повлиять на то, какие отношения будут складываться у ребенка  с другими людьми. Он может  считать позволительным и другим людям  быть невнимательным к нему, его потребностям, к его мнению, его территории. А из этого, как вы понимаете, получается несмелый, никогда не уверенный в себе и своем праве на что-нибудь  человек. Не очень привлекательная перспектива, не правда ли? 

Как помочь ребенку сформировать позитивную самооценку. На заметку родителям.jpg

Рекомендации для родителей:

1.   Выделите для ребенка отдельную комнату, желательно не проходную, чтобы он мог там уединяться, заниматься, читать, играть, приглашать друзей. Если такой возможности нет, то выделите ему угол, где будет стоять его стол, на котором будут неприкосновенны его вещи и будет соблюдать тишина во время его занятий.

2.   Не трогайте без разрешения вещи ребенка: его дневник, личные записи, записки, содержимое карманов, сумки или портфеля. Ни в коем случае не читайте его личные записи, если он сам не захотел поделиться с вами секретами. Дети имеют право на свои секреты.

3.   С уважением относитесь к его увлечениям, дружеским отношениям, к самостоятельно принятым им решениям, даже если Вам кажется это непонятным и абсурдным. Ошибаясь, ребенок будет приобретать опыт и ответственность за принятые им решения.
 
 Второе условие формирования устойчивой позитивной самооценки  – это справедливое отношение со стороны близких ребенку людей к тому, что является Собственным ребенка. Каждому человеку требуется оценка того, какой он есть, но мерки этой оценки не должны отличаться от тех, по которым оценивают других.

 Каждому знакомо, как это болезненно, когда чувствуешь, что обошлись несправедливо, что тебя недооценили! Как неприятно чувствовать, что тебя не замечают, быть высмеянным за хорошее намерение и проявление доброй воли; получить заниженную оценку того, что ты сделал, в чем очень старался. Все это может потрясти.

 Очень часто родители используют сравнение с другими детьми как способ подтолкнуть ребенка к развитию, к достижениям. Особенно болезненным для ребенка оказывается, когда  ребенок, все время проигрывает эту, не им начатую конкуренцию, или, как бы он не старался, его старания и достижения обесцениваются или недооцениваются.

Зачастую родителю кажется это хорошим стимулом. Но руки у ребенка могут опускаться, и появляется отсутствие желания вообще что-либо делать. Ведь все равно это будет не так или недостаточно.  Если значимые люди относятся к ребенку несправедливо и если в отношении важных для него вещей несправедливое отношение повторяется вновь и вновь, то можно просто потерять веру в то, что ты собой вообще что-либо представляешь.

 Точно также и чрезмерные требования могут вызвать стресс, сомнение в собственной ценности. Например, если не учитывается степень зрелости способностей при выдвижении требований в школе, в профессии, в близких отношениях. Когда к ребенку все время или часто предъявляются завышенные требования, и он каждый раз сталкивается со своей несостоятельностью, то возникает разочарование собой, своими способностями, иногда полное обесценивание себя. Это значит, что развивая ребенка не заставлять его перепрыгивать через десять ступенек, а преодолевать по одной-две, постепенно наращивая уверенность в возможности преодолеть что-то на сегодняшний день невозможное.

  Так рождаются перфекционисты и неудачники. Перфекционисты – это люди живущие в постоянном надрыве, ставя перед собой все время завышенные цели и достигая их любой ценой. Они не могут наслаждаться жизнью и получать удовольствие от мелочей проявления жизни. Это может привести к депрессивным состояниям и потерей смысла жизни, особенно в среднем возрасте.

 Другие становятся апатичным и совсем перестают пытаться что-то делать и чего-то достигать, не веря в свои силы, так как планки слишком высоки и они знают, что ее им не перепрыгнуть, все время обесценивая невысокие и реально достижимые цели.

  Действовать справедливо означает вести себя соответственно тому, что собой представляет ребенок, соизмеримо с теми способностями и возможностями, которые находятся в его распоряжении. Обходиться с Собственным ребенка справедливо – означает предъявлять к нему требования соразмерно тому, что он собой представляет, учитывать уровень его развития, его способности и предпочтения, признавать значение этого и ценность.

 Не осуждать, не переоценивать, а адекватно относиться к ребенку с его особенностями, научиться ценить то, чем ваш ребенок обладает и какой он есть. В каждом ребенке всегда можно найти, за что ценить и уважать его. Но в похвалах и позитивных оценках надо быть откровенным и честным с ребенком, иначе это может привести к совсем противоположному результату. Так как ложь будет им распознаваться и это тоже может привести к обесцениванию себя. Дети чутки ко лжи родителям, даже если им кажется, что они хорошо ее замаскировали. «Если мама (или папа) мне врет, расхваливая меня, значит, на самом деле, меня не за что ценить и хвалить по-настоящему.»

Рекомендации для родителей:

1.   Акцентируйте внимание на том, что получается у Вашего ребенка лучше всего, отмечайте любые его старания и достижения.

2.   Справедливо и с уважением относитесь к его способностям в той или иной сфере, даже если вы для ребенка запланировали другой характер и другие способности.

3.   Ни в коем случае не сравнивайте ребенка с другим более успешным ребенком.

4.   Обязательно учитывайте уровень его возможностей, требуя выполнения того или иного задания. Это не означает, не надо разносторонне развивать ребенка.
 
  И наконец, третье условие, для полного раскрытия способностей и свободы ребенку необходим опыт признания другими его ценности. Важно, чтобы через общение с близкими ему людьми  он понял, что это хорошо и правильно – то, какой он есть, чтобы эти люди одобрительно реагировали на поступки, в которых проявляется его характер, его целеустремленность, его индивидуальность, чтобы признавали  самостоятельно принятые ним решения, поощряли, что он живет в соответствии с самим собой.  

  Этот аспект особенно щекотлив в практике воспитания. Довольно часто в семье и в других группах социума признание ценности основано на том, что является необходимым или принятым в группе, хотя самого человека это часто обрекает на приспособление и механистическое функционирование.

 Здесь групповой эгоизм, эгоизм воспитателей или родителей может в значительной степени навредить ребенку, привести к полному отказу ребенка от себя и от своих проявлений, от своей сущности в угоду соответствия требованиям родителей и социума.

  «Важнее соответствовать социальным рамкам и правилам, чем жить счастливо в ладу с самим собой.» или «Что скажут и подумают люди, если я поступлю тем или иным образом?»  

 Так ребенок учится предавать себя, отказываться от своих проявлений и притязаний. Он пытаться угадать, что от него ждут окружающие. Он все время насторожен, всматриваясь в других людей, чтобы успеть во время подстроиться под пожелания и требования окружения. В это момент он забывает, что нравится ему, чего хочет он сам. Иногда ко мне приходят клиенты, которые не знают ничего про свои желания, они все время  отгадывают желания других. Так и живут. В этом случае сложно ставить перед собой цели и достигать их, разве что кто-то это сделает за них или подсмотрят чужие ориентиры в жизни.

 Дети, от которых требуют в основном  послушания, становятся непритязательными, тихими, до боли покладистыми. 

 Некоторым  родителям  важнее иметь ребенка-паиньку, удобного, тихого и незаметного, нешумного, который умеет сам себя занять, не отвлекает от дел взрослых. К сожалению, довольно часто в семье, школе и других социальных группах наиболее ценным является послушное и тихое поведение. Воспитатели, учителя, как правило, любят покладистых, исполнительных, послушных, легко подчиняющихся детей и подростков.

 Зачастую ребенок с ярким характером, инициативный, знающий чего он хочет, что ему нравится, умеющий настаивать на своем  становится камнем преткновения в садике, в школе. Яркие проявления характера и любопытный нрав ребенка могут утомлять взрослого. 

Конечно же, очень важно находить баланс между требованиями социума и собственными потребностями и претензиями на жизнь.

 Если Вы хотите, чтобы Ваш ребенок стал яркой личностью, понимал, чего он хочет, был профессионально успешен и счастлив в личной жизни,

Рекомендации:

1.   Позволяйте ребенку принимать самостоятельно решения и поддерживайте его в этом. Только проверяя правильность принятого решения, исправляя ошибки, можно научиться быть ответственным и самостоятельным. 

2.   Признавайте за ним право иметь собственное мнение и уважайте его, когда он отстаивает его, даже если это приводит к спору и несогласию с Вами. Это не означает подрывание Вашего авторитета, но таким образом, он сможет уважать свое мнение и мнение другого, учится  искать компромисс.

3.   Хвалите ребенка за его успехи, пусть даже маленькие. Маленькие, но уверенные шаги быстрее приведут к достижениям, чем огромные прыжки.

4.   Поддерживайте ребенка в его настойчивости пробовать снова и снова что-то выполнить через ошибки, если не получается с первого раза.

5.   Не ругайте его за ошибки, ни в коем случае не обесценивайте его усилия, если у него что-то не получается сразу.

6.   Почаще обнимайте своего ребенка и говорите ему как важно и хорошо, что он есть в Вашей жизни, как ценны для Вас хорошие, дружеские отношения с ним и как Вы хотите достичь взаимопонимания с ним.

  Через опыт общения с самыми близкими людьми ребенок узнает себя и свои возможности в этом мире. Напоследок, хочу написать несколько высказываний знаменитых психологов о взаимодействии детей и родителей.

 «От того, что ребенок увидит в материнском взгляде, зависит то, каким он станет». Винникотт

 «Ребенок, о котором заботилась мать, будет чувствовать себя непобедимым».

Источник

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Самооценка,

Читать по теме:

Имей уважение к себе

Имей уважение к себе

19.10.2018
1661
Людям, склонным к болтливости и откровенности в какой-то момент становится трудно уважать себя, так как в итоге слишком открыты границы. Твоя личность становится достоянием общественности, а общественность не стесняется обычно.

Метки: Самооценка,

5 типов отцов, которые делают из своих детей закомплексованных неудачников

5 типов отцов, которые делают из своих детей закомплексованных неудачников

06.10.2018
3631
Вечно недовольный отец. Такому отцу практически невозможно угодить. «Папа, папа! Я нашел золотой самородок величиной с череп лошади!» — «Куда в обуви на ковер?!»

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Самооценка,

НЕлюбовь

НЕлюбовь

03.10.2018
1150
Ничто так действительно не разрушает человека, как Нелюбовь. Ребенок несет идею и во взрослый мир, что его все таки любили. Защитную идею. Нет ничего страшнее заметить, что это было не так.

Метки: Семья, Детско-родительские отношения,

Если Вы не прошли уроки в предыдущих отношениях

Если Вы не прошли уроки в предыдущих отношениях

02.10.2018
2546
Очень редко наш мужчина приходит сразу, особенно если у нас большие запросы. Чем больше требования — тем больше проверок и тренировочных отношений!

Метки: Отношения, Женщины, Мужчины, Самооценка,

Почему в семьях, где все хорошо, что-то не хорошо с детьми

Почему в семьях, где все хорошо, что-то не хорошо с детьми

30.09.2018
31669
В последнее время стали обращаться семьи, которые дружные и счастливые, но, почему-то с детьми в этих семьях что-то происходит, например, дети яростно дерутся между собой, или дети имеют не типичные длительные приобретенные симптомы – заикание, энурезы,  истерики, большой вес и т.д.

Метки: Семья, Детско-родительские отношения,

Неполноценные матери

Неполноценные матери

30.09.2018
1809
Инфантильная мать ждет от ребенка, которого сама произвела на свет, что он компенсирует ту любовь и внимание, которое она сама не получила в детстве.

Метки: Материнство, Инфантильность, Семья, Детско-родительские отношения,

5 самых токсичных женских мыслей

5 самых токсичных женских мыслей

25.09.2018
20820
Психолог Ольга Юрковская: «Токсин одиночества: мне уже 25, 30, 35… Я одинока, всегда буду одинока, и это не изменить». Женщине нетрудно окружить себя кавалерами, если она умеет грамотно транслировать свой интерес к ним, свое восхищение, свою признательность. Тогда у нее будет и выбор, и удовольствие от общения, и достойные кандидаты. Это вопрос практики. В любой момент жизни можно научиться тому, что ваши ровесницы освоили чуть раньше."

Метки: Одиночество, Неуверенность в себе, Женщины, Самооценка,

Лоскутная семья: дети от старых браков и новые отношения

Лоскутная семья: дети от старых браков и новые отношения

24.09.2018
3639
В новых отношениях «ребенок+его новый родитель» взрослым важно помнить о трех основных принципах. Первое, не ожидайте, что ребенок полюбит нового родителя спонтанно, даже если он делает для этого все возможное.

Метки: Отношения, Семья, Детско-родительские отношения,

Родители-рабы

Родители-рабы

22.09.2018
23245
"Ты лучший", "все будет хорошо", "все получится" - многие мамы считают, что должны непрерывно это озвучивать, иначе ребенок потеряет мотивацию. Сначала он чуть что будет прибегать к вам, чтобы вы утешали его и подбадривали, но вскоре у него может появиться к вам ненависть. Окажется, что вы его обманули, вы не авторитетная фигура в большом мире, вы обычная домохозяйка, не уважаемая в социуме. Это все равно как если бы он вдруг узнал, что является чемпионом мира в пределах вашей кухни и все смеются над его кубками из бумаги."

Метки: Воспитание, Инфантильность, Детско-родительские отношения,

Кто такие токсичные родители: проблема постсоветского пространства

Кто такие токсичные родители: проблема постсоветского пространства

22.09.2018
12990
Клинический психолог Юлия Лапина: "Токсичные родители – это вообще про тонкие материи. У нас в обществе пока что не до конца табуировано даже физическое насилие по отношению к детям, а тема о вербальном насилии и уж тем более о токсичных манипуляциях – вообще что-то из рубрики «их нравы» (читай – зажрались)."

Метки: Депрессия, Психическая травма, Психологическое насилие, Детско-родительские отношения,

Как воспитывать сына (для женщин)

Как воспитывать сына (для женщин)

22.09.2018
10576
Психолог Павел Зыгмантович: "Начнём с главного – мальчик, растущий без отца, вовсе не обязательно станет «каким-то не таким». Это распространённый страх, но рациональных оснований у него немного. Мальчики из полных семей в массе своей не отличаются от мальчиков, растущих без отцов".

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Кинезиологические упражнения для детей: улучшение памяти и внимания

Кинезиологические упражнения для детей: улучшение памяти и внимания

21.09.2018
1567
Парасковья Петрова, психолог: "Синхронизация работы полушарий с помощью кинезиологических упражнений повышает стрессоустойчивость у детей, улучшает мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчает процесс чтения и письма."

Метки: Воспитание,

Токсичная мать: неужели она нарочно?

Токсичная мать: неужели она нарочно?

19.09.2018
14750
Клинический психолог Юлия Лапина: "После общения с токсичной матерью уже взрослой дочери формально нечего сказать, но после фразы вроде «ой, ну конечно ты можешь ехать в отпуск с этим парнем, мне уже нужно привыкать быть одной, кому нужна старая больна мать, это понятно» - ощущения не из приятных. Вина - эффективный метод кнута, но токсичный для обеих сторон."

Метки: Чувство вины, Обида, Манипуляции, Детско-родительские отношения,

10 признаков заниженной самооценки

10 признаков заниженной самооценки

18.09.2018
13721
Люди с заниженной самооценкой плохо воспринимают комплементы и благодарность, стремясь сразу поспорить с похвалой и доказать обратное. Почему? Все дело в комплексе вины.

Метки: Самооценка,

Про детские психотравмы и взрослых невротиков

Про детские психотравмы и взрослых невротиков

17.09.2018
25187
Психолог Михаил Лабковский: "Многие считают себя интровертами. На самом деле интровертами они были не всегда. Просто в детстве они пытались поделиться с мамой и папой своими секретами и тут же выяснили, что это никому не интересно (услышали про некогда, отстань и не морочь мне голову)."

Метки: Невроз, Психическая травма, Детско-родительские отношения,

Эмоциональный инцест

Эмоциональный инцест

09.09.2018
10922
Гештальт-терапевт Мария Гаспарян: "Эмоциональный инцест имеет место, когда отношения между родителем и ребенком (эмоциональные, не сексуальные) становятся похожи на отношения между двумя супругами, только вот, учитывая незрелость ребенка, это односторонние отношения, в которых родитель эмоционально «подпитывается» от ребенка, а ребенок, в итоге, чувствует ответственность за благополучие родителя".

Метки: Чувство вины, Созависимость, Психологическое насилие, Детско-родительские отношения, Эмоциональная зависимость,

ТОКСИЧНЫЕ РОДИТЕЛИ, или о природе НЕНАВИСТИ

ТОКСИЧНЫЕ РОДИТЕЛИ, или о природе НЕНАВИСТИ

05.09.2018
2571
Юлия Лапина, психолог: "Ребенок складывает сложности во взрослого. Если, конечно, у взрослого есть куда складывать… «Сам виноват, куда залез», «так тебе и надо, будешь соображать лучше» или мамы просто рядом нет. Никого рядом нет. И тогда боль замораживается."

Метки: Детско-родительские отношения,

Я люблю себя: Упражнение для повышения самооценки

Я люблю себя: Упражнение для повышения самооценки

30.08.2018
3253
Александра Королёва, психолог: "Чтобы сформировать у себя достойную самооценку нужно каждый день в течении сорока дней по одной минуте, каждый день увеличивая время ещё на одну минуту, ..."

Метки: Самооценка,

Обесцененный человек

Обесцененный человек

30.08.2018
1025
Мария Долгих, гештальт-терапевт: "Люди, которым в детстве много и часто приходилось сталкиваться с обесцениванием со стороны своих родителей, во взрослой жизни вынужденно попадают в ситуации, где их ценность, как партнеров, специалистов, как людей, с равными другим правами ставится под сомнение или угрозу."

Метки: Самооценка, Гештальт-терапия,

Как не вырастить инфантила

Как не вырастить инфантила

17.08.2018
8465
Психолог  Денис Осин: "Инфантилизм может развиваться из совершенно разных предпосылок. Он появляется и у ребенка, которого зашугали, и у ребенка, который живёт в состоянии вседозволенности. Это связано с тем, что и в первом, и во втором состоянии у ребенка не вырабатывается самое главное качество - самостоятельность."

Метки: Воспитание, Инфантильность, Детско-родительские отношения,

ЖЕНЩИНА с чувством СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА

ЖЕНЩИНА с чувством СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА

14.08.2018
3435
Чтобы у женщины была гордость, у неё в роду минимум 4 поколения должны относиться к женщинам, как к королевам. Воспитывать в строгости и безупречности, прививать хорошие манеры, учить уму разуму и никогда, слышите, никогда не унижать!

Метки: Женщины, Самооценка,

Самоуничижающийся человек

Самоуничижающийся человек

03.08.2018
894
Портрет человека с "комплексом самоуничижения": Иногда такие люди могут погрязать в нищете и разрушать себя алкоголем и наркотиками. В ряде случаев они могут вести вполне достойный образ жизни, много трудиться и даже достигать определенных успехов. Но больших достижений они боятся.

Метки: Самооценка,

Самоуважение и достижения

Самоуважение и достижения

30.07.2018
1107
Марина Комиссарова, психолог: "Некоторые пишут, вот сделаю себе хорошую фигуру, изучу язык и начну себя за это уважать. За фигуру и язык! Ну и ну. Прямо как валютные проститутки в СССР, гордо толпящиеся у магазинов "Березка", чтобы купить жвачку и кока-колу."

Метки: Самооценка,

Изуродованные

Изуродованные

23.07.2018
2378
Екатерина Кульбицкая, психолог: "Она постоянно уставшая. Не сказать, чтобы она была сильно занята на работе, или очень напрягалась дома. Она замужем. Двое детей. Все есть и ничего нет."

Метки: Стресс, Детско-родительские отношения,

Самые СИЛЬНЫЕ дети - НЕЛЮБИМЫЕ

Самые СИЛЬНЫЕ дети - НЕЛЮБИМЫЕ

23.07.2018
3161
Татяна Силаева, психолог: "Клиентские запросы имеют свойство повторяться. Я отследила ряд похожих. Все они сводились к одному моменту – «Хочу любви, потому что "меня не долюбили, и поэтому я..." - стала сильной... многого добилась... воплотила свою детскую мечту...».

Метки: Личность, Детско-родительские отношения,

Опасности родительской любви. Случай из практики

Опасности родительской любви. Случай из практики

22.07.2018
1649
Николай Стрелков, психолог: "Однажды ко мне обратилась женщина. Женщина очень встревожена и напуганная. Её 25-тилетняя дочь пыталась покончить с собой, выпив упаковку транквилизаторов. Транквилизаторы были не сильные, упаковка не очень большая. Дочка выжила."

Метки: Детско-родительские отношения, Случаи из практики психотерапии,

Я мама и я не люблю своего ребенка

Я мама и я не люблю своего ребенка

18.07.2018
2607
Ольга Свешникова (Ефимова), психолог: "В один день ко мне пришли две разные клиентки с одними и теми же словами «я плохая мать». Слова одни, а истории разные. Хочу сегодня поделиться с вами первым случаем."

Метки: Материнство, Детско-родительские отношения,

Ошибки родителей в общении со Взрослыми детьми

Ошибки родителей в общении со Взрослыми детьми

16.07.2018
1883
Лариса Котенко, психолог: "Основные ошибки поведения родителей со взрослыми детьми: родители считают, что их дети так навсегда и останутся в их власти. Это заблуждение. Чем больше вы будете пытаться проявить власть во взаимоотношениях, чем сильнее будет сопротивление со стороны сына или дочери."

Метки: Детско-родительские отношения,

Счастливое родительство

Счастливое родительство

09.07.2018
911
Марина Комиссарова, психолог: "Счастливое родительство не зависит целиком от вас. Вы не можете гарантировать себе, что станете родителями, вы можете оказаться бесплодны или не родить по другой причине. Это раз. Вы можете потерять ребенка. Это два. Ваш ребенок может оказаться тяжело больным и этим тоже будет омрачено родительство."

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Нарушение границ дозволенности у детей (случай)

Нарушение границ дозволенности у детей (случай)

08.06.2018
1713
Анастасия Рагулина, психолог: "Возбуждение и эмоциональность нарастали. Родители недоуменно смотрели на свое чадо. Ребенка как будто подменили."

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Интервью недели

Мне жаль детей, которых с рождения водят в развивающие центры

Мне жаль детей, которых с рождения водят в развивающие центры

«Маленькие вундеркинды» спустя несколько лет вдруг бросают чтение, охладевают к школьным занятиям и вообще перестают чем-либо интересоваться. В чем тут дело?

Мне жаль детей, которых с рождения водят в развивающие центры

Марина Мелия

Поделиться

Метки

...
Ceкcуальность Агрессия Апатия Арт-терапия Биполярное расстройство Возраст Воспитание Выгорание Гештальт-терапия Гипноз Границы Деньги Депрессия Детско-родительские отношения Домашнее насилие Женщины Зависимое расстройство личности Зависимость Зависть Застенчивость Измена Инфантильность Истерия Карьера Коммуникации Конфликты Кризис среднего возраста Личность Любовь Манипуляции Материнство Мотивация Мужчины Нарциссизм Насилие Неблагополучная семья Невроз Нерешительность Неуверенность в себе Обида Одиночество Отношения Панические атаки Переедание Перфекционизм Пограничное расстройство личности Подростковый возраст Предательство Привлекательность Психическая травма Психологический кризис Психологическое насилие Психопатия Психосоматика Психотерапия Развитие личности Развод Раздражительность Ресурсы Самооценка Семейные кризисы Семья Случаи из практики психотерапии Смысл жизни Снижение полового влечения Созависимость Спасательство Страх Стресс Стыд Сценарии Счастье Тревожность Трудное поведение Уверенность Управление эмоциями Фобии Чувство вины Шизофрения Экзистенциальный кризис Эмоциональная зависимость Энергия Эффективность