Симптом как системный феномен

4 февраля 2017
7587

Геннадий Малейчук
Психолог, гештальт-терапевт

Система в целом не может быть понята
путем изучения отдельных ее элементов...
части могут быть полностью поняты,
только когда ясен смысл целого
Франц Александер


В терапевтической работе довольно часто приходится встречаться с ситуацией, когда в качестве проблемы клиент предъявляет свой симптом. Обобщая опыт практической работы и анализ теоретической информации по данной проблеме, предлагаю некоторые ключевые моменты в работе с симптомом в виде следующих тезисов.

Тезис 1: Симптом является системным феноменом

Симптом всегда необходимо рассматривать не как отдельный феномен, а как элемент системы. Когда на прием приходит вся семья, тогда данный тезис является само собой разумеющимся.

Другое дело, когда мы работаем с отдельным клиентом. Тем не менее, клиент является частью некоторой системы, он является включенным в системные связи и его проблему, предъявленную в виде симптома, необходимо рассматривать в более широком контексте. При этом, симптом как системный феномен может быть элементом:

А) семейной системы

Б) системы «личность». 

Возникает вопрос, как определить, частью какой системы является симптом? Критерием здесь может выступать психологическая автономия/зависимость клиента.

Если мы видим, что клиент находится в зависимых отношениях от семейной родительской системы (возраст здесь не имеет значения, но на детей это правило распространяется однозначно), является элементом этой системы, то нам необходимо рассматривать его симптом как семейный системный симптом, а клиента как идентифицированного пациента (термин, специально используемый в системной семейной терапии для такого феномена). Чаще всего это проявляется в следующем: 
  • клиент легко переходит в беседе с терапевтом с темы симптома на тему отношений в семье; 
  • у него обнаруживаются сильные эмоциональные связи с членами семьи;
  • несмотря на образование своей семьи, клиент продолжает считать себя частью расширенной семьи.
В качестве примера можно привести клиентку М., обратившуюся по проблеме хронических болей в желудке. Тщательное обследование у врачей не выявило у нее соматической патологии. Клиентка уже при первой встрече продемонстрировала сильные эмоциональные связи с расширенной родительской семьей.

Несмотря на то, что она уже 5 лет в браке, по моей просьбе расставить с помощью фигурок членов своей семьи, она, не раздумывая, поставила не только своих родителей, но и сестру с ее мужем и ребенком.

Разговор вскоре переключился с симптома на ее сильно выраженную тенденцию спасательства. Клиентка не живет своей жизнью и жизнью своей новой семьи, она пытается активно решать проблемы своей матери, сестры, включает в это своего мужа.

Брак, что неудивительно, висит на волоске, отношения с мужем натянутые, но для нее родительская семейная система оказывается важнее.

В том случае, если мы наблюдаем достаточную автономию клиента от своей родительской семьи, то можем рассматривать симптом как часть системы «личность», «организм». В обоих случаях симптом обнаруживает схожие функции (речь о них пойдет ниже), которые необходимо учитывать в терапевтической работе с клиентами, обращающимися с симптоматическими запросами.

Тем не менее, часто в работе с клиентами возникает соблазн рассматривать симптом как нечто автономное, лишенное какой-либо смысловой связи с системой (организмом, семейной системой).

Такого рода установка поддерживается «очевидным» представлением о том, что симптом это однозначно плохо. Действительно, при поверхностном знакомстве с симптомом сложно увидеть в нем какой-либо позитив, симптом нередко связан со страданием, болью, либо каким-то неудобством для человека.

Довольно сложно бывает представить нужность симптома для этой системы. И неудивительно, что у психолога вслед за клиентом возникает соблазн побыстрее избавиться от него (в таком ключе работают не только отдельные психологи, но и даже целые терапевтические направления – НЛП тому яркий пример).

И это действительно можно достаточно быстро сделать. Правда, результат оказывается непродолжительным, неустойчивым, либо симптом мимикрирует, изменяет свою форму.

Складывается впечатление, что у симптома есть и другие функции, необходимые системе, раз он так упорно держится. Отсюда второй наш тезис:

Тезис 2. Симптом выполняет защитную функцию

Возникает закономерный вопрос: от чего симптом защищает, обороняет систему? В чем его позитивная функция?

Ответы на эти кажущиеся сложными вопросы легко обнаружить, предложив клиенту поисследовать свой симптом, а именно, ответив на вопрос: какие плюсы я получаю от своего симптома?

Удивительно, что почти всегда клиенты находят даже не один, а несколько плюсов. Чаще всего они следующие: возможность отдохнуть, получить внимание, заботу, любовь близких людей, избежать ответственности, что-то не решать, не делать что-то в своей жизни.

Оказывается, что посредством симптома можно удовлетворить какую-то свою потребность, которую почему-то не удается удовлетворить в отношениях с близкими людьми напрямую. За симптомом всегда скрывается какая-то потребность.

И хоть симптом и является непрямым, окольным способом удовлетворения потребности, тем не менее, это часто является единственно возможным способом в сложившейся для человека ситуации. 

Симптом как системный феномен.jpg

Тезис 3. Психологическое содержание симптома субъективно

Попытки интерпретировать смысл симптома однозначно, поиски универсальных у всех людей значений и смыслов симптома являются по меньше мере непрофессиональными. В симптоме всегда имеет место сочетание универсального и индивидуального.

Любой симптом формируется в конкретном жизненном контексте, в определенной ситуации и требует своей оригинальной интерпретации, учитывающий этот контекст. Контекст появления и жизни симптома определяется ситуацией системы, в которую включен клиент-носитель симптома, но всегда симптом выполняет функцию коммуникации, его значение и смысл всегда являются способом послания, адресованные системе (см. следующий тезис).

Например, хронический насморк у ребенка может быть средством привлечения внимания, а у взрослого человека – способом увеличить дистанцию, очертить свои границы. 

Тезис 4. Симптом является способом коммуникации

Вышеописанная функция удовлетворения некоторых важных межличностных потребностей через симптом была открыта еще Фрейдом и получила название вторичной выгоды от болезни. Человек прибегает к ней тогда, когда по каким-то причинам (стыд оказаться оцененным, страх быть отвергнутым, непонятым и т.д.) пытается сообщить что-либо другому человеку не словами, а посредством симптома или болезни.

Например, нет возможности отказаться от чего-либо (неприлично), или страшно попросить о нежности, заботе (вдруг откажут), но если заболел, то все поймут. Таким образом, человек снимает с себя ответственность за то, что сообщает, и, следовательно, не рискует, и к тому же ему практически невозможно отказать. Симптом чудесным образом организует поведение членов всей системы, по-новому ее структурирует. 

Таким образом, симптом это достаточно сильный способ манипулирования Другим, который, однако, в близких отношениях не приносит удовлетворения. Никогда не узнаешь, на самом деле партнер остается с тобой или с симптомом, то есть он любит тебя или останется с тобой из чувства вины, долга или страха?

Кроме того, со временем окружающие вскоре привыкают к такому способу контакта и уже не реагируют с такой готовностью удовлетворять таким образом организованную потребность, либо «вычисляют» его манипулятивную суть.

Тезис 5. Симптом поддерживает гомеостаз в системе

Одно из наиболее существенных свойств системы – присущие ей тенденции к изменению и к стабильности. Эти тенденции в теории систем получили названия законов гомеостаза и развития.

Закон гомеостаза говорит о том, что всякая система стремится к постоянству, стабильности.

Применительно к семейной системе это означает, что семья в каждый момент своего существования старается поддерживать status quo и нарушение этого закона всегда болезненно для семьи.

Тоже самое можно сказать и в отношении системы «организм». Одновременно любая система стремиться к изменению, ей необходимо пройти полный цикл развития.

Закон гомеостаза обладает огромной силой, так как является условием сохранения системы.

Система с идентифицированный пациентом является дисфункциональной и в ней закон гомеостаза действует сильнее, чем закон развития. Как только система оказывается под угрозой нарушения стабильности, она (система) моментально организует себе симптом, который станет защищать эту стабильность.

В случае семейной системы таким системным феноменом становится идентифицированный пациент – самый эмоционально зависимый и неустойчивый элемент системы, в случае системы «личность» (организм) – наиболее неустойчивый орган либо система. И в том и в другом случае система защищается, прибегая к наиболее слабому своему звену.

Наиболее очевидно данный тезис можно проиллюстрировать на примере семейной системы. В том случае, если симптом является частью семейной системы, мы имеем дело с симптоматическим поведением либо болезнью кого-то из членов семьи. Чаще всего, как уже отмечалось выше, это ребенок, так как он эмоционально зависим от взрослых.

Наивно было бы предполагать, что только идентифицированный пациент заинтересован в том, чтобы в системе ничего не менялось. В этом неосознанно заинтересованы все члены системы, хотя на сознательном уровне они всячески стремятся избавиться от проблемы – симптома либо симптоматического поведения.

Проблемы детей всегда «работают» на семейный гомеостаз. В этом случае заказчиками на психотерапию выступают взрослые люди, чаще родители. Если же это уже «взрослый ребенок», то он может сам обращаться за психологической помощью. В том же случае, если симптом является частью системы «личность», запрос может предъявляться в виде конкретной жалобы на проблемный орган либо функцию организма.

Тезис 6. Симптом проявляет лояльность системе

Этот тезис необходимо дополнить – и система, в свою очередь, поддерживает симптом. Это один из самых интересных и сложных в плане терапии феноменов симптома, незнание которого часто приводит к терапевтической неудаче.

Как говорилось выше, терапевт может легко искуситься желанием избавить клиента от симптома.

На первом этапе работы часто возникает соблазн присоединиться к демонстрируемому клиентом желанию избавиться от его симптома. Однако прямое обсуждение и толкование смысла и значения симптома неизбежно вызывает сопротивление у клиента. Обычно психотерапевтический контакт разворачивается по следующему алгоритму: 
  • Идентифицированный пациент жалуется на свой симптом. 
  • Анализируя причины возникновения симптома, психотерапевт неизбежно обнаруживает его системный характер и пытается показать клиенту механизм его возникновения. 
  • В фокусе терапии появляются близкие клиенту люди, к которым у него есть, как правило, много непроговоренных, зачастую неосознанных чувств, часто претензий и упреков. 
  • Психотерапевт пытается организовать процесс осознавания, переживания и отреагирования клиентом чувств, при этом психотерапевт присоединяется к клиенту-носителю семейного симптома, всячески поддерживая его в этом процессе, по сути, образуя с ним коалицию, сговор против системы. Однако, как отмечалось выше, симптом выполняет функцию поддержания стабильности системы, а клиент неосознанно лоялен системе. 
  • Психотерапия актуализирует у клиента выбор – собственное благополучие либо благополучие системы. 
  • Из-за чувства лояльности к системе клиент отказывается от терапии, организуя это в виде сопротивлений терапии вплоть до ее обесценивания и ухода из нее.
Как мы видим, клиенту при такой психотерапевтической стратегии работы практически невозможно остаться в терапии.

Прямые обсуждения смысла и значения симптома для системы вызывают у клиента сопротивление и дискредитацию психотерапевта и психотерапии. Особенно если учесть еще факт активного поддержания симптоматического поведения самой системой.

Как только клиент в процессе терапии начнет демонстрировать факты выздоровления (а это неизбежно связано с усилением его автономии и дистанцирования от системы), система начнет активно возвращать клиента в его прежнее симптоматическое состояние.

Таким образом, если терапевт окажется в оппозиции у системы, то такая его стратегия неизбежно приведет к потере клиента. Из этого вытекает важный терапевтический принцип – ни в коем случае не вступать в оппозицию к системе.

Терапевтический эффект достигается лишь в том случае, если психотерапевт присоединяется к системе, защищающей свой гомеостаз. В терапии семейных систем для этого существуют специальные техники, в частности одна из них – техника позитивной коннотации, разработанная Миланской группой семейных психотерапевтов под руководством Сельвини Палаццоли (Более подробно см. книгу этого автора «Парадокс и контрпарадокс», написанную им в соавторстве).

Используя эту технику, психотерапевт противопоставляет парадоксу дисфункциональной системы, который может звучать следующим образом: «Никто из нас не хочет жить так, как мы живем, но мы не можем ничего изменить» свой терапевтический контрпарадокс: «Ни в коем случае ничего не меняйте, то, как вы живете, единственно возможный и правильный для вас вариант жизни».

Подобную, несколько модифицированную технику, можно применять и в ситуации индивидуальной терапии, адресуя терапевтические контрпарадоксы клиенту-носителю симптома.

Тезис 7. Симптом может быть устранен только путем изменения системных правил

Данный тезис вытекает из предыдущих рассуждений. Как было показано выше, клиент-носитель симптома находится в сильной зависимости от системы, частью которой он является, причем эта зависимость обоюдная. Система, в свою очередь, не в меньшей степени нуждается в клиенте и его симптоме.

Психотерапевту, столкнувшись с такой ситуацией, бывает нелегко определить: у кого больше власти – у системы либо у клиента – идентифицированного пациента. Однако, при более глубоком анализе семейной системной ситуации становится понятно, что власть не принадлежит ни системе, ни клиенту, власть принадлежит ситуации - сложившимся системным семейным правилам.

Симптом как системный феномен соответствует правилам, специфичным для данной системы, которые, в свою очередь, являются результатом коммуникации, принятой в этой системе. Данный факт необходимо учитывать в работе с системным феноменом.

Изменить симптоматическую ситуацию возможно, только изменив правила, принятые в этой системе, а, следовательно, изменив коммуникацию между членами системы. Таким образом, в работе с симптомом терапевт неизбежно сталкивается с необходимостью включения его в более широкий контекст – контекст семейной системы.

Тезис 8. В симптоме заключен парадокс

Симптом – это всегда противоречие, парадокс. И этих парадоксов немало. Часть из них уже описывалась в данной статье. Вот только некоторые из них:
  • Симптом является способом нарушить равновесие в системе, призывом, протестом к изменению и одновременно способом удержать это равновесие;
  • Симптом является выражением витальности и одновременно «защитой» против витальности;
  • Симптом является способом, фрустрирующим прямое удовлетворение потребности и одновременно косвенным, компромиссным способом удовлетворения этой потребности;
  • Симптом является способом борьбы с тревогой и одновременно способом хронического поддержания тревоги.
  • Симптом является отражением какой-либо «проблемы» и одновременно способом ее решения. Каждый симптом является одновременно загадкой и в нем же заключается разгадка. 
Вышеописанные свойства симптома не исчерпывают всего многообразия данного феномена, однако даже их рассмотрение дает нам основание утверждать, что единственно эффективной психотерапевтической стратегией в работе с симптомом является признание его не как автономного психологического феномена, а как феномена, включенного в сложные системные связи.

Признание этого факта позволяет психотерапевту избежать многих ошибок в работе с клиентами, предъявляющими в качестве терапевтического запроса симптом либо симптоматическое поведение.

Метки: Созависимость, Психотерапия, Эмоциональная зависимость,

Читать по теме:

Есть ли жизнь после невроза?

Есть ли жизнь после невроза?

18.05.2018
882
Елена Леонтьева, психолог: "Страдание - очень важная деятельность, она занимает много времени и сил и прекрасно конституирует жизнь. Всегда есть чем заняться, если умеешь страдать."

Метки: Депрессия, Невроз, Психотерапия,

Четыре стадии сепарации сына от матери + пронзительное социальное видео по этой теме

Четыре стадии сепарации сына от матери + пронзительное социальное видео по этой теме

04.05.2018
2086
Татьяна Смирнова, клинический психолог: "Мужчина с подростковой психологией. Такой мужчина, независимо от возраста, как-бы не наигрался, не нагулялся. Он многое берет, но не умеет давать равно в обмен. Он не готов принимать серьезных решений и брать ответственность. Любя женщину, он не может быть с ней в постоянных стабильных отношениях."

Метки: Детско-родительские отношения, Эмоциональная зависимость,

Эмоциональные вампиры: от кого стоит держаться подальше

Эмоциональные вампиры: от кого стоит держаться подальше

12.04.2018
831
Сегодня мы определим 5 типов людей, которые отравляют наши эмоции, высасывают нашу энергию как вампиры и бросают нас, как хищники. 1. Пассивно-агрессивные люди. Они эксперты в том, чтобы замаскировать и подсластить враждебность. Они выражают свой гнев с улыбкой на лице или чрезмерным беспокойством, со сдержанностью, которая всегда раздражает.

Метки: Управление эмоциями, Манипуляции, Эмоциональная зависимость,

Один хлопок: Техника для построения границ в отношениях

Один хлопок: Техника для построения границ в отношениях

10.04.2018
693
Александр Кузьмичев, психолог: "Я предлагаю упростить там, где это возможно. Локализовать отношения до одного некоего стартового действия. Которое, пусть и не обещает 100% результат, но значительно ускоряет межличностные изменения и процесс построения своих границ. Притом не через «чистое» личностное саморазвития, а через совместную тренировку."

Метки: Психотерапия, Границы,

Коррекция самооценки: Упражнение «Зеркало»

Коррекция самооценки: Упражнение «Зеркало»

03.04.2018
893
Лилия Левицкая, психолог: "Частая задача в терапии любовной зависимости, в депрессии или одиночестве, а так же при недовольстве жизни и проблемах в отношениях с окружающими -  коррекция самооценки."

Метки: Личность, Женщины, Эмоциональная зависимость, Самооценка,

Михаил Литвак: Эмоциональная распущенность

Михаил Литвак: Эмоциональная распущенность

28.03.2018
1698
Психотерапевт Михаил Литвак: "Вспыльчивый дурак разряжает свои эмоции на других, а раздражительный сдерживает их и разряды направляет на себя и даже хвастается этим: «Внутри все кипит, но держу себя в руках». Это самый худший вид психологической подготовки. Как только человек умнеет, он становится спокойнее не только внешне, но и внутренне."

Метки: Эмоции, Агрессия, Эмоциональная зависимость, Импульсивность, Выгорание,

Чужой мужик - мой мужик

Чужой мужик - мой мужик

19.03.2018
992
Лика Ставцева, психолог: "Наша психика удивительные ходы выстраивает, побуждает играть по ее сценарию без разрешения самого человека. Эта история моей клиентки, публикуется с ее разрешения. Все имена не имеют к реальным людям никакого отношения"

Метки: Психотерапия,

Отвергнутая женственность: история одного симптома

Отвергнутая женственность: история одного симптома

28.02.2018
1865
Геннадий Малейчук, гештальт-терапевт: "Делюсь опытом работы с клиентом, предъявляющим в качестве запроса симптом. Представляю авторскую концепцию психосоматики."

Метки: Психотерапия, Женщины, Гештальт-терапия,

Жизнь с родителями: застревание на определенном этапе психического взросления

Жизнь с родителями: застревание на определенном этапе психического взросления

27.02.2018
3207
Проблемы совместного проживания с родителями – частая причина обращения к психологу. Попробуем выделить несколько типичных ситуаций и описать их. По современной психологической моде жизнь с родителями приравнивается к незавершенной сепарации, и означает застревание на определенном этапе психического взросления.

Метки: Психотерапия, Детско-родительские отношения,

Ищем ключ к бессознательному. Тест Юнга "16 ассоциаций"

Ищем ключ к бессознательному. Тест Юнга "16 ассоциаций"

27.02.2018
1783
Свой метод свободных ассоциаций Карл Юнг использовал как детектор лжи. Используя эту технику, мы можем понять, что нам мешает в жизни и устранить проблему.

Метки: Психотерапия,

Эмоциональная зависимость – что это и как с этим бороться?

Эмоциональная зависимость – что это и как с этим бороться?

19.02.2018
1084
Ha ceгoдняшний дeнь пpoблeмa эмоциональной зависимости pacпpocтpaнeнa в coвpeмeннoм oбщecтвe. Oчeнь чacтo пpихoдитьcя cлышaть фpaзy «я жить бeз нeгo (нee) нe мoгy» кaк oт мyжчин, тaк и oт жeнщин. Сильнaя peвнocть, пocтoянныe пpeтeнзии к пapтнepy, жeлaниe быть вмecтe 24 чaca в cyтки являютcя пpoявлeниeм эмoциoнaльнoй зaвиcимocти.

Метки: Зависимость, Эмоциональная зависимость,

Как переживается отвержение

Как переживается отвержение

16.02.2018
1742
"Я боюсь быть отвергнутым" значит " я не научился еще жить автономно. Я по-прежнему ищу того или ту, кто вернет мне то блаженное и полубессознательное состояние любви и постоянного присутствия рядом".

Метки: Одиночество, Эмоциональная зависимость, Отвержение,

Фредерик Перлз: Когда вы играете беспомощного, вы создаёте зависимость

Фредерик Перлз: Когда вы играете беспомощного, вы создаёте зависимость

14.02.2018
25787
Фредерик Перлз: "Если вы нуждаетесь в одобрении, похвале, обратной связи от каждого, тогда вы каждого делаете своим судьёй."

Метки: Созависимость, Психотерапия, Эмоциональная зависимость,

Карл Юнг о том, почему нас раздражают некоторые люди

Карл Юнг о том, почему нас раздражают некоторые люди

09.02.2018
3832
Карл Юнг: "Нередко прискорбно наблюдать, как вопиюще человек спутывает свою собственную жизнь и жизни других, оставаясь полностью неспособным увидеть, что вся эта трагедия происходит в нем самом и как он продолжает подкармливать ее и поддерживать."

Метки: Психотерапия, Личность,

7 признаков отсутствия эмоциональной заботы в детстве

7 признаков отсутствия эмоциональной заботы в детстве

23.01.2018
8951
Если взрослый человек испытывал отсутствие эмоциональной заботы в детстве, у него всегда будет эта внутренняя дыра. Он будет постоянно чувствовать, что чего-то не хватает в жизни: другого человека или положения.

Метки: Эмоциональная зависимость, Зависимое расстройство личности, Самооценка,

Два источника проблемы: как работает метод расстановок

Два источника проблемы: как работает метод расстановок

17.01.2018
1257
Елизавета Мусатова, психолог: "Человек может «забыть» боль от предательства или страх от угрозы, даже если помнит факты. Происходит травматический раскол. Часть человека застревает в прошлом, и с этой частью там остается энергия и жизненные силы."

Метки: Психотерапия, Метод системных семейных расстановок,

Размышления о маме: какая из мам твоя?

Размышления о маме: какая из мам твоя?

08.01.2018
1587
Гештальт-терапевт Наталья Олифирович: "Клиент приходит к нам с историей. С нарративом. И там много матерей. Там его родная мать, бабушки – матери, воспитательницы детского сада, матери друзей. Матери из масс-медиа. Архетипическая мать (тоже не одна). Шизофреногенная мать (мифическая, но все же!). Мертвая мать (которая сама травмирована). Очень-даже-живая-и-активная мать, называемая в простонародье гипреопекающей."

Метки: Психотерапия, Детско-родительские отношения, Гештальт-терапия,

Созависимость и иллюзии: я буду счастлива, когда...

Созависимость и иллюзии: я буду счастлива, когда...

05.01.2018
1830
Психолог Алексей Хмелев: "Созависимость это жизнь в бесконечных и бесплотных стараниях спасти своего близкого человека. Стыдить и угрожать, уговаривать и запугивать, одновременно оплачивать его долги и оформлять на себя новые кредиты. Работать на трёх работах, вечерами тихо выть от непроходящей депрессии. Результативность этих действий, в большинстве случаев, нулевая, если не отрицательная."

Метки: Созависимость,

Алгоритм психотерапии " вторичные выгоды"

Алгоритм психотерапии " вторичные выгоды"

28.12.2017
2149
Психолог Татьяна Силаева: "В статье приводится техника работы со вторичными выгодами, конфликтами убеждений, а также разрешением себе "новой жизни". Эта техника – увлекательная в своей простоте. Потому что она понятна и удобна в применении."

Метки: Психотерапия,

Обреченные на связь: ловушка надежды

Обреченные на связь: ловушка надежды

26.12.2017
3529
Гештальт-терапевт Геннадий Малейчук: «Парадоксально, что во взрослой жизни, каждый из партнеров неосознанно «выбирает» себе такого «родителя», в контакте с которым разыгрывались бы схожие с родительскими паттерны отношений и переживались бы схожие чувства. Это ситуации отвержения, непринятия, непризнания и сопутствующие им чувства: обиды, разочарования, стыда, вины.»

Метки: Отношения, Созависимость,

Созависимые отношения: уходи, но останься

Созависимые отношения: уходи, но останься

07.12.2017
2951
Психолог Алексей Хмелев: "Динамический цикл в дисфункциональных отношениях работает по принципу «уходи, но останься». Как только один из партнёров открывается, делая шаг навстречу, второй мгновенно отходит назад, закрываясь и стремясь разорвать дистанцию."

Метки: Созависимость,

Упражнение «Яйцо травмы»: Узнайте как воспоминания влияют на нашу жизнь сегодня

Упражнение «Яйцо травмы»: Узнайте как воспоминания влияют на нашу жизнь сегодня

30.11.2017
4223
Упражнение «Яйцо травмы» выполнять непросто – зашкаливают эмоции и включается «внутренний сопротивленец», —  та часть нашей личности, которая охраняет дверь в «святилище боли», куда обычно вход воспрещен, тем более посторонним.

Метки: Психотерапия, Психическая травма,

Созависимые отношения: созависимое и независимое поведение

Созависимые отношения: созависимое и независимое поведение

28.11.2017
1983
Психолог Алексей Хмелев: "Для традиционного созависимого человека характерно чувство собственной ничтожности. В этом случае, единственной возможной формой построения отношений является умение угождать другим и оправдывать чужие ожидания в обмен на хорошее к себе отношение."

Метки: Созависимость,

Классический психоанализ Зигмунда Фрейда

Классический психоанализ Зигмунда Фрейда

25.11.2017
2367
Психотерапевт Михаил Литвак: "Одна из моих пациенток, женщина 35 лет с выраженной депрессивной симптоматикой, рассказала, что до 28 лет у нее не возникало проблем, ибо по вечерам она часами «висела» на телефоне, болтая с подругами. Когда те обзавелись семьями, она стала страдать от одиночества. Трагедия ее заключалась в том, что влечения к мужчинам она не испытывала. В норме рот остается одной из эрогенных зон, и у зрелых личностей сексуальное сближение начинается с разговоров и поцелуев."

Метки: Психотерапия,

Созависимые отношения. Токсичная любовь

Созависимые отношения. Токсичная любовь

20.11.2017
4320
Психолог Алексей Хмелев: "До тех пор, пока мы считаем, что кто-то другой должен обеспечивать наше счастье, мы, подобно наркоману, будем любой ценой пытаться удержать этого человека рядом с собой, боясь потерять драгоценного поставщика удовольствия, так или иначе находясь во власти этого человека, беря на себя добровольно роль жертвы."

Метки: Созависимость,

Созависимые отношения. Борьба за власть

Созависимые отношения. Борьба за власть

16.11.2017
3866
Психолог Алексей Хмелев: "Мы выстраиваем высоченные крепостные стены вокруг своей созависимости, а потом, как только встречаем человека, который даст нам то, что мы хотим получить и чего подсознательно ожидаем (унижение, предательство, одиночество), мы с радостью опускаем подъёмный мост, приглашая войти «дорогого гостя»."

Метки: Созависимость,

Двойной капкан зависимых отношений

Двойной капкан зависимых отношений

07.11.2017
2780
Гештальт-терапевт Геннадий Малейчук: "Эмоциональный накал в такого рода парах передается следующими фразами: «Люблю и «Ненавижу»!, «Хочу уйти и Боюсь остаться один». Хотя вторая установка, как правило, оказывается глубоко в бессознательном и оказывается доступной сознанию часто лишь в процессе терапии."

Метки: Отношения, Созависимость, Эмоциональная зависимость,

Гадкий утенок: в поисках идентичности

Гадкий утенок: в поисках идентичности

30.10.2017
4069
Гештальт-терапевт Геннадий Малейчук: "Я не имею права на существование, не имею права быть" - это базовое нарушение идентичности, лишающее человека жизненной энергии и нередко приводящее его к ситуации хронической депрессии. Нарушение самооценки – проявляется в следующих переживаниях установках: я плохой, безобразный, неподходящий. Постоянная негативная оценка других со временем становится его собственной оценкой."

Метки: Психотерапия, Случаи из практики психотерапии, Самооценка, Гештальт-терапия,

Когда клиенту нужен психиатр?

Когда клиенту нужен психиатр?

19.10.2017
5263
Гештальт-терапевт Дмитрий Бедный: "Очень часто заболевания протекают не так ярко, без галлюцинаций и бреда, человек просто кажется другим немного «странноватым», и ему рекомендуют «взять себя в руки», «пойти заняться спортом», «найти себе девушку (мужчину)», «перестать хандрить» и так далее. В лучшем случае настаивают на посещении разных соматических врачей. И мало кто рекомендует обратиться к психиатру."

Метки: Психотерапия, Случаи из практики психотерапии, Гештальт-терапия,

Мама, я такой, как ты: ловушка слияния

Мама, я такой, как ты: ловушка слияния

17.10.2017
4347
Гештальт-терапевт Геннадий Малейчук: "Мужчина, 34 года, назовем его Сергей, обратился с проблемой сложности контроля в питании и, в связи с этим, регулярных навязчивых приступов переедания. На протяжении нескольких лет старается всячески себя контролировать. На некоторое время ему это удается, но потом он опять срывается и объедается. Тогда начинает сам себя винить, стыдить, ругать."

Метки: Созависимость, Детско-родительские отношения, Эмоциональная зависимость, Случаи из практики психотерапии,

Интервью недели

Отстаньте от детей! Нейропсихолог о вреде раннего развития

Отстаньте от детей! Нейропсихолог о вреде раннего развития

"Если родители с трех лет отдадут ребенка в гончарную мастерскую, или «в живопись» — ради бога. Но пусть оставят в покое эти буквы и цифры".

А.В. Семенович

Нейропсихолог, кандидат психологических наук

Поделиться

Метки

...
Ceкcуальность Агрессия Апатия Арт-терапия Биполярное расстройство Возраст Воспитание Выгорание Гештальт-терапия Гипноз Границы Деньги Депрессия Детско-родительские отношения Домашнее насилие Женщины Зависимое расстройство личности Зависимость Застенчивость Измена Инфантильность Карьера Коммуникации Конфликты Кризис среднего возраста Личность Любовь Манипуляции Материнство Мотивация Мужчины Нарциссизм Насилие Неблагополучная семья Невроз Нерешительность Неуверенность в себе Обида Одиночество Отношения Панические атаки Переедание Перфекционизм Пограничное расстройство личности Подростковый возраст Психическая травма Психологический кризис Психологическое насилие Психосоматика Психотерапия Развитие личности Развод Самооценка Семейные кризисы Семья Случаи из практики психотерапии Смысл жизни Снижение полового влечения Созависимость Спасательство Страх Стресс Стыд Сценарии Счастье Тревожность Трудное поведение Уверенность Управление эмоциями Фобии Чувство вины Шизофрения Экзистенциальный кризис Эмоциональная зависимость Энергия Эффективность