Сосет пальцы, грызет ногти. Рассуждения психотерапевта
Дети и взрослые сосут пальцы, грызут и обламывают ногти. Взрослые изобретательны в своих реакциях и попытках (а чаще пытках) «искоренить» эту привычку.
Дети изобретательны и прекрасны в своей способности к адаптации и поисках исцеления. Не существует, к сожалению, универсальных рецептов. Предложу несколько направлений для мыслей и поисков. Будет очень много - но практично. Тема многогранная и разностронне изученная.
1. Сосание пальцев (уголков одежды, в продолжении — возможно курение и прочее), кусание ногтей, обламывание ногтей — симптомы, на первый взгляд похожие, но имеющие, как правило, разную причину.
2. Это не просто «вредная привычка» — это невротические действия, часто совершенно не осознаваемые, не всегда контролируемые (особенно у деток, у которых волевые центры еще не сформированы). Ребенок это делает не специально, чтобы позлить родителя.
3. За каждым таким действием есть более глубокая причина — и взрослые напрягаются, если уж быть честными, даже не из-за самого действия, а из-за «заряда»- неконтролируемого и важного, который ощущают «за» действиями. (Так же, как родители напрягаются не из-за беспорядка в комнате подростка, а из-за внутреннего состояния подростка, который маскирует беспорядок внешний).
4. Любая сформированная привычка — говорит о существующих закрепленных механизмах — это привычка наших нейронных связей. Для того, чтобы она изменилась — нужно время. И нужно предложить и наработать альтернативное действие или реакцию.
5. Мы ничего не можем забрать, ничего не предоставив взамен. Это базовое правило воспитания. Если мы изымаем себя — оставляем вместо себя бабушку или няню. Забираем компьютер — предлагаем значимую альтернативу — свое эмоциональное присутствие, книгу…. Если нет замены — в этой образовавшейся «пустоте» вырастет новый, возможно более серьезный и уже телесный- соматический симптом.
6. Чем больше наше напряжение, чем больше требований «что-то с этим делать» — тем больше ребенок себя чувствует «не таким», тем больше вероятность закрепления симптома или трансформации его во что-то другое (например — без комментариев об адекватности методов «родительской терапии» - у ребенка, которому сказали, что оторвут руки и пенис при еще одном «застукивании» за мастурбацией — появилось сосание пальцев, когда родители пригрозили отрезать пальцы — начался энурез).

Сосание
Мы много знаем об оральной фазе развития. Это время, когда малыш-грудничок получает удовольствие и развивает множество телесных приспособлений и механизмов (например, при сосании задействованы сразу три нерва с огромными зонами «ведения»: блуждающий, троичный и носоглоточный нерв), получает опыт близости, безопасности, доверия — благодаря именно сосанию молочка из груди. И именно тогда и столько, сколько ему нужно. Норма у каждого ребенка своя, как и возможности семейной системы.
Это «оральное» время, когда в ребенке закладывается ощущение Я Существовую и Мои Потребности могут быть миром удовлетворены. Это время формирования привязанности — возможности вообще быть в близких отношениях, принимать и давать отклик на близость. Это время формирования базового доверия или недоверия к миру.
У каждого человечка свои потребности, уроки и свой опыт. Если потребность ребенка по разнообразным причинам не была удовлетворена, если в это время происходило что-то травматичное — ребенок может «доудовлетворять» - добирать эту потребность, выбирая «заменители» — палец, соску, карандаш, сигарету…
В сосании пальцев мы разделяем возраст:
Малыши и дети после 3 лет
Малыши, находящиеся на смешанном вскармливании, при прорезании зубиков — с помощью сосания кулачка и пальчика компенсируют то, чего им не достает или обезболивают процесс. Это вариант нормы, с этим можно «ничего не делать» (но — важный минус — может перерасти в привычку). В этом возрасте недостаток контакта с грудью компенсируется эмоциональной близостью и эмоциональным откликом и телесным контактом.
Старшие и совсем взрослые человеки возвращают себе с помощью сосания ощущение присутствия кого-то важнейшего (заполняют пустоту, в которой должны быть мама и папа), безопасности, снимают эмоциональное напряжение.
Они Регрессируют — возвращаются в прошлое, когда настоящее слишком напряженно.
- Возвращают себе ощущение безопасных границ.
- Компенсируют недостающую нежность.
- Успокаиваются перед сном.
- Заполняют пространство «скуки».
Потребность: Безопасность, Опора на маму, снять избыточное напряжение, вернуться в близость и нежность. Вернуть себе ощущение важности при ревности к младшему. Снизить собственную критичность, контроль, выйти из-под давления критичности, контроля, перфекционизма — своего и родителей.
Что делать:
1. Найти источник невротизации — небезопасности.
2. Снизить возможную требовательность и оценочность.
3. Больше телесного контакта, массажиков, телесных игр, особенно обнимашек и всего, что напоминает объятия — объятия — это проекция «матки», игры в прятки, в халабуды и проч. Играть в младенцев.
4. Рисовать мандалы, домики, строить что-то, что создавало бы ощущение границ. Играть под одеялом.
5. Давать пить из трубочки, из поилки.
6. Вместе готовить еду.
7. Иногда работает парадоксальный метод — сделать сосание пальцев не только разрешенным, а обязательным. Я выписывала рецепт с печатью — «в понедельник с 15-15:15 сосать с причмокиванием большой палец правой руки. Вторник — с 16-16:15 — сосать с причмокиванием указательный палец левой руки и так далее. Для родителей это серьезное испытание, для детей — парадоксальная психотерапия.
8. Играть с водой и в воде.
9. Рисовать пальчиковыми красками.
Странные вопросы для взрослого:
- Что — кого хочешь вернуть — всосать, впитать?
- О ком скучаешь?
- Хочется свернуться в калачик?
- Что для тебя нежность?
- Обкусывание ногтей
- Форма аутоагрессии и ретрофлексии - ребенок грызет ногти, вместо того, чтобы «укусить», показать зубы.
Подавляет естественные Агрессивные импульсы. Часто не может сказать, чего хочет и не хочет. Не позволяет себе ошибаться. Сложно расслабиться. Может искривляться спинка, как будто на плечах лежит груз.
Испытывает часто страх и чувство вины. В обгрызании ногтей проявляются подавленные слова, самоедство, контроль. В ногтевом ложе есть точки — проекции разных этапов нашего развития. Иногда ребенок «стимулирует», ковыряя или кусая, «точку зачатия, рождения»… У этого же ребенка могут быть частые ларингиты, ангины, бронхиты.
Что делать:
1. Снизить давление. Снять с ребенка ответственность за свои чувства и вою нереализованность.
2. Учить и позволять говорить нет.
3. Стимулировать делать самому выбор и поощрять его выбор.
4. Рассказывать о своих ошибках со смехом.
5. Самим «попускаться» и позволять себе дурачиться и радоваться.
6. Играть в псевдо-агрессивные игры (где есть «разрушение»). Тянуть ртом платок, как собачки, рычать, лаять друг на друга, грызть сухари, яблоки, толкаться.
7. Петь, кричать, проявляться в любом творчестве, плеваться в цель из трубочки.
8. Лепить из глины, пластилина, играть с кинетическим песком, крупами, переливать жидкости.
9. Массаж тела и рук.
10. Играть в ролевые игры, ходить в театральные студии.
11. Позволять говорить «Мое!»
+ все, что было написано при сосании пальцев.
Странный вопрос взрослым:
- Ты самоед?
- За что себя «ешь»?
- Кого хотел бы укусить?
- Когда позволял себе «показывать зубы»?
Форма аутоагрессии и ретрофлексии, подавление агрессивных и разрушительных импульсов, противостояние давлению. Реакция на телесные наказания, вина за причиненную физическую боль или физический ущерб, ощущение ущербности, невозможность физически защитить границы, свою территорию, страх телесных наказаний, потребность в нежности и физической близости, самонаказание за мастурбацию или «запретные» действия.
- Перфекционизм.
- Контроль.
- Тревога.
- Давление.
- Потоемность в эмоциональной и телесной близости и ощущении принятия.
1. Учить и учиться говорить нет.
2. На телесном уровне отстаивать свои границы — защищать свою территорию.
3. Дать право на слово "Мое".
4. Позволять хвастаться.
5. Рвать бумагу, играть с песком, глиной, рисовать мелками, играть в джангу, плести из лозы.
6. Игры: бокс, боулинг, городки, дарц, подушечные бои, «в чапаева».
7. Играть на барабане.
+ все, что было написано ранее.
Странные вопросы взрослым:
- В чем ты себя ломаешь?
- Тебя «ломает» от чего?
- Кто тебя обламывает?
Светлана Ройз
Источник
Метки: Невроз,
Читать по теме:
«Кодекс невротика» по Альберту Эллису
Метки: Невроз,
Невротик вы или нет: 9 признаков
Метки: Невроз,
Что выдает мужчину-невротика?
Метки: Невроз,
Невроз отложенной жизни
Метки: Невроз, Психотерапия, Случаи из практики психотерапии,
ХОЧУ и буду
Метки: Невроз, Уверенность, Личность,
Монологи в голове невротика
Метки: Невроз,
Потребность в одобрении и еще 9 невротических потребностей человека
Метки: Невроз,
Про детские психотравмы и взрослых невротиков
Метки: Невроз, Психическая травма, Детско-родительские отношения,
Аарон Бек: 8 признаков невротической личности
Метки: Невроз,
Нервная система: 10 заблуждений и мифов
Метки: Невроз,
Есть ли жизнь после невроза?
Метки: Депрессия, Невроз, Психотерапия,
Золотое правило невроза: Поступай с другими так…
Метки: Невроз,
Счастье: теория и практика
«Моя ошибка номер пять»: почему нам нравятся «не те» и как это исправить
Меню самонаказаний: онкология, партнер-психопат, начальник-тиран... Чего желаете?
Метки: Невроз,
Конфликты с истероидами
"Как бросить любимого, если понимаешь, что он козел?"
Метки: Невроз, Отношения, Созависимость, Эмоциональная зависимость,
Гипертрофия воли или путь самонасилия
Метки: Невроз, Стресс, Тревожность, Психосоматика,
«У меня все под контролем!» - это диагноз
Навязчивые мысли: причины возникновения и методы их остановки
Психолог Михаил Лабковский: "Я нашел работающую методику и оказался популярнее, чем Фрейд!"
Метки: Невроз, Психотерапия,
Центральная драма нарцисса: какой я?
Метки: Невроз, Нарциссизм, Стыд, Самооценка,
Травма как пограничная ситуация
Метки: Невроз, Психическая травма, Пограничное расстройство личности,
Мама, я фраера люблю
Почему мужчины любят истеричек
Если Вам плохо – делайте же что-нибудь
Метки: Депрессия, Невроз, Агрессия, Раздражительность,
Навязчивые мысли и состояния: как от них избавиться?
Радостнее жить
Метки: Невроз, Тревожность, Личность, Управление эмоциями,
Судьба человека
Невроз отложенной жизни
Метки: Невроз, Психотерапия, Случаи из практики психотерапии,
Популярное на сайте
Интервью недели

Мне жаль детей, которых с рождения водят в развивающие центры
Мне жаль детей, которых с рождения водят в развивающие центры