"Восемь возрастов человека" по Э. Эриксону

13 апреля 2018
744

Автор: Людмила Куроедова, гештальт-терапевт

В социальной психологии человек является, как и познающим что-то (то есть субъектом), так и познаваемым кем-то (то есть объектом). Потому что такая психология направлена на изучение самого человека и на изучение его взаимодействия с окружающим миром, предметами и людьми.

Здесь человек рассматривается и сам по себе и «в контексте» с окружающей средой — людьми. «По мнению Э. Эриксона, каждой стадии развития присущи ожидания общества, которые индивид может оправдать или не оправдать, и тогда он либо включается в общество, либо отвергается им. Эта идея Э. Эриксона легла в основу выделения им ступеней, стадий жизненного пути. Для каждой стадии жизненного цикла характерна специфическая задача, которая выдвигается обществом. Однако решение задачи, согласно Э. Эриксону, зависит как от уже достигнутого уровня развития человека, так и от общей духовной атмосферы общества, в котором этот индивид живет».

Теория развития Э. Эриксона охватывает все жизненное пространство индивидуума (от младенчества до старости). Эриксон подчеркивает исторические условия, в которых формируется Я (эго)  у ребенка. Развитие Я неизбежно и тесно связано с меняющимися особенностями социальных предписаний, культурным аспектом и системой ценностей.

Я – это автономная система, взаимодействующая с реальностью при помощи восприятия, мышления, внимания и памяти. Уделяя особое внимание адаптивным функциям Я, Эриксон считал, что человек, взаимодействуя с окружением в процессе своего развития, становится все более и более компетентным. 

Эриксон видел свою задачу в том, чтобы привлечь внимание к способности человека преодолевать жизненные трудности психосоциального характера. Его теория ставит во главу угла качества Я, то есть его достоинства, раскрывающиеся в различные периоды развития.

Для понимания концепции Эриксона об организации и развитии личности стоит оптимистическое положение о том, что каждый личный и социальный кризис представляет собой своего рода вызов, приводящий индивидуума к личностному росту и преодолению жизненных препятствий. Знание того, как человек справлялся с каждой из значимых жизненных проблем или как неадекватное разрешение ранних проблем лишило его возможности справляться с дальнейшими проблемами, составляет, по мнению Эриксона, единственный ключ к пониманию его жизни.

Стадии развития личности предопределены, и порядок их прохождения является неизменным. Эриксон разделил жизнь человека на восемь отдельных стадий психосоциального развития Я (как говорят, на "восемь возрастов человека"). Каждая психосоциальная стадия сопровождается кризисом – поворотным моментом в жизни индивидуума, который возникает как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к индивидууму на этой стадии. 

Каждый психосоциальный кризис, если рассматривать его с точки зрения оценки, содержит и позитивный, и негативный компоненты. Если конфликт разрешен удовлетворительно (то есть на предыдущей стадии Я обогатилось новыми положительными качествами), то теперь Я вбирает в себя новый позитивный компонент (например, базальное доверие и самостоятельность), и это гарантирует здоровое развитие личности в дальнейшем.

Напротив, если конфликт остается неразрешенным или получает неудовлетворительное разрешение, развивающемуся Я, тем самым, наносится вред и в него встраивается негативный компонент (например, базальное недоверие, стыд и сомнение). Хотя на пути развития личности возникают теоретически предсказуемые и вполне определенные конфликты, из этого не следует, что на предшествующих стадиях успехи и неудачи обязательно одни и те же. Качества, которые Я приобретает на каждой стадии, не снижают его восприимчивости к новым внутренним конфликтам или меняющимся условиям (Erikson, 1964). 

Эриксон подчеркивает, что жизнь представляет собой непрерывную смену всех ее аспектов, и что успешное решение проблемы на одной стадии еще не гарантирует человека от возникновения новых проблем на других этапах жизни или появление новых решений для старых, уже решенных, казалось бы проблем.

Задача состоит в том, чтобы каждый в отдельности индивид адекватно разрешал каждый кризис, и тогда, у него будет возможность подойти к следующей стадии более адаптивной и зрелой личностью.   

"Восемь возрастов человека" по Э. Эриксону.jpg

ВОСЕМЬ СТАДИЙ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПО Э. ЭРИКСОНУ.

Стадия 1.Младенчество. 

Доверие или недоверие. (1-ый год жизни).

На этой стадии идёт созревание сенсорных систем. То есть, развивается зрение, слух, обоняние, вкус, тактильная чувствительность. Ребенок осваивает мир. На этой стадии, как и на всех последующих, есть два пути развития: позитивный и негативный.

Предмет конфликта развития: Могу ли я доверять миру?     

Позитивный полюс: Ребёнок получает всё, что хочет и в чем нуждается. Все потребности ребёнка быстро удовлетворяются. Самое большое доверие и привязанность ребенок испытывает именно от матери, и лучше, чтобы весь этот период он мог общаться с ней столько, сколько ему необходимо – это формирует его доверие к миру вообще, абсолютно необходимое качество для полноценной счастливой жизни. Постепенно в жизни ребенка появляются – другие значимые люди: отец, бабушка, дедушка, няня и т.д.
В итоге, мир – это уютное место, где людям можно доверять. 

У ребёнка вырабатывается способность формировать тёплые, глубокие, эмоциональные отношения со своим окружением.

Если бы маленький ребенок умел говорить, он бы сказал: 

«Я любим», «Я чувствую заботу», «Мне безопасно», «Мир – это уютное место, которому можно доверять».

Негативный полюс: В центре внимания мамы не ребенок, а механистический уход за ним и воспитательные меры, собственная карьера, разногласия с родственниками, тревоги разнообразного характера  и т.д.
Формируется отсутствие поддержки, недоверие, подозрительность, боязливость к миру и людям, непоследовательность, пессимизм. 

Терапевтический взгляд: Понаблюдайте за теми людьми, которые стремятся взаимодействовать скорее через интеллект, чем через чувства. Это обычно те, кто приходит на терапию и говорит о пустоте, кто редко осознает, что у него нет контакта с собственным телом, кто предъявляет страх как главный фактор изоляции и погруженности в себя, кто чувствует себя испуганным ребенком во взрослом мире, кто боится своих собственных импульсов и кто обнаруживает сильную потребность в том, чтобы контролировать себя и других.

Благоприятное разрешение этого конфликта– надежда.

Стадия 2. Раннее детство. 

Автономия или стыд и сомнение. (1 – 3 года).

Вторая стадия развития личности, по Э. Эриксону, состоит в формировании и  отстаивании ребенком своей автономии и независимости. Она  начинается  с того  момента, как ребенок  начинает ходить. На этой стадии ребёнок осваивает различные движения, учится не только ходить, но и лазать, открывать и закрывать, держаться, бросать, толкать и т.п. Дети наслаждаются и гордятся своими новыми способностями и стремятся всё делать сами (например, умываться, одеваться и есть). Мы наблюдаем у них огромное желание исследовать предметы и манипулировать ими, а также установку по отношению к родителям: 
«Я сам». «Я  - то, что я могу».

Предмет конфликта развития: Могу ли я управлять собственным телом и поведением?

Позитивный полюс: У ребёнка появляется самостоятельность, автономия, вырабатывается ощущение, что он владеет своим телом, своими стремлениями, в значительной степени владеет своей средой; закладываются основы свободного самовыражения и сотрудничества; вырабатываются навыки самоконтроля без ущерба для своей самооценки; воля.
Родители дают возможность ребёнку делать то, что он в состоянии делать, не ограничивают его активность, поощряют ребёнка.

В то же время родители должны ненавязчиво, но чётко ограничивать ребёнка в тех сферах жизни, которые являются опасными для самих детей и окружающих. Ребёнок не получает полную свободу, его свобода ограничена в пределах разумного.

 «Мама, посмотри, как здорово получается. Я владею своим телом. Я умею контролировать себя».

Негативный полюс: Родители ограничивают действия ребёнка, родители нетерпеливы, они спешат сделать за ребёнка то, на что он и сам способен, родители стыдят ребёнка за нечаянные проступки (разбитые чашки); либо наоборот, когда родители ожидают, что дети сделают то, что они сами ещё сделать не в состоянии.

У ребёнка закрепляется нерешительность и неуверенность в своих способностях; сомнение; зависимость от других; закрепляется чувство стыда перед другими; закладываются основы скованности поведения,  малой общительности, постоянной  настороженности. Высказывания подобного рода: «Мне стыдно предъявлять свои желания», «Я недостаточно хорош (ая)», «Я должен очень тщательно контролировать всё, что я делаю», «У меня не получится»,»Я какая-то не такая», «Я какой-то не такой».

Терапевтический взгляд: Понаблюдайте за теми людьми, которые не чувствуют себя, отрицают свои потребности, с трудом выражают свои чувства, испытывают большой страх быть покинутыми, демонстрируют заботливое поведение, обременяя других.

В силу своей неуверенности человек часто ограничивает и отдергивает себя, не позволяя себе сделать что-то значительное и получить от этого удовольствие. А из-за постоянного чувства стыда ко взрослому состоянию накапливается много событий с отрицательными эмоциями, которые способствуют подавленности, зависимости, безысходности.

Благоприятное разрешение этого конфликта – воля.

Стадия 3. Игровой возраст. 

Инициативность – вина. (3 – 6 лет). 

Дети в возрасте 4-5 лет переносят свою исследовательскую активность за пределы собственного тела. Они узнают, как устроен мир и как можно на него воздействовать. Мир для них состоит как из реальных, так и из воображаемых людей и вещей. Кризис развития состоит в том, как удовлетворять собственные желания настолько широко, насколько это возможно без переживания чувства вины.

Это такой период времени, когда появляется совесть. В поведение ребенок руководствуется своим собственным пониманием того, что хорошо и  что плохо.

Предмет конфликта развития: Могу ли я стать независимым от родителей и исследовать границы своих возможностей? 

Позитивный полюс: Дети, которым предоставлена инициатива в выборе моторной деятельности, которые по своему желанию бегают, борются, возятся, катаются на велосипеде, на санках, на коньках - вырабатывают и закрепляют предприимчивость. Закрепляет ее и готовность родителей отвечать на вопросы ребенка (интеллектуальная предприимчивость) и не мешать ему фантазировать и затевать игры.

Негативный полюс: Если родители показывают ребенку, что его моторная деятельность вредна и нежелательна, что вопросы его назойливы, а игры бестолковы, он начинает чувствовать себя виноватым и уносит это чувство вины в дальнейшие стадии жизни.

Реплики родителей: «Тебе нельзя, ты еще маленький», «Не трогай!», «Не смей!», «Не лезь, куда не следует!», «У тебя все равно не получится, дай я сама», «Смотри, как мама из-за тебя расстроилась», и т.д.

Терапевтический взгляд: «В дисфункциональных семьях для ребенка очень важно развить здоровое чувство совести или здоровое чувство вины. Они не могут почувствовать, что они могут жить так, как хотят; вместо этого у них развивается отравляющее чувство вины… Оно говорит Вам, что Вы ответственны за чувства и поведение других людей» (Bradshaw, 1990).

Понаблюдайте кто демонстрирует ригидное, педантичное поведение, кто не способен придумывать и составлять задания, кто боится попробовать что-то новое, кому не хватает чувства решительности и целеустремленности в своей жизни.Социальный параметр этой стадии, говорит Эриксон, развивается между предприимчивостью на одном полюсе и чувством вины на другом. От того, как в этой стадии реагируют родители на затеи ребенка, во многом зависит, какое из этих качеств перевесит в его характере.

Благоприятное разрешение этого конфликта - цель. 

Стадия 4. Школьный возраст. 

Трудолюбие  –  комплекс неполноценности. (6 – 12 лет). 

В возрасте от 6 до 12 лет дети развивают многочисленные навыки и умения в школе, дома и среди своих сверстников. Согласно теории Эриксона, чувство «Я» значительно обогащается при реалистичном росте компетенции ребенка в различных областях. Все большее значение приобретает сравнение себя со сверстниками. 

Предмет конфликта развития: Способен ли я?

Позитивный полюс:  Когда детей поощряют мастерить что угодно, строить шалаши и авиамодели, варить, готовить и рукодельничать, когда им разрешают довести начатое дело до конца, хвалят и награждают за результаты, тогда у ребенка вырабатывается умелость и способности к техническому творчеству, как со стороны родителей, так и учителей.

Негативный полюс: Родители, которые видят в трудовой деятельности детей одно «баловство» и «пачкотню», способствуют развитию у них чувства неполноценности. В школе ребенок, не отличающийся сметливостью, в особенности может быть травмирован школой, даже если его усердие и поощряется дома. Если  он усваивает учебный материал медленнее, чем сверстники, и не может с ними соревноваться, то непрерывное отставание в классе развивает у него чувство неполноценности. 
В этот период особенно сильный вред наносит негативное оценивание себя по сравнению с другими.

Терапевтический взгляд: Обратите внимание на людей, которые нетерпимы или боятся сделать ошибки, им не хватает социальных умений, они чувствуют себя некомфортно в социальных ситуациях. Эти люди чрезмерно стремятся к соревнованию, борются с промедлением, демонстрируют чувство неполноценности, слишком критичны к другим и постоянно недовольны собой. 

Благоприятное разрешение этого конфликта  - уверенность, компетентность. 

Стадия 5.Юность. 

Эго-идентичность или смешение ролей. (12 – 19 лет).

Переход от детства к взрослому состоянию вызывает как физиологические, так и психологические изменения. Психологические изменения проявляются как внутренняя борьба между стремлением к независимости, с одной стороны, и желанием сохранить зависимость от тех людей, которые о тебе заботятся, желанием быть свободным от ответственности за то, что ты взрослый человек, - с другой. Родители или другие значимые люди становятся "врагами" или "идолами".

Подросток (юноша, девушка) постоянно сталкивается с вопросами: Кто он есть и кем он станет? Ребенок он или взрослый? Как его этническая, расовая принадлежность и религия влияют на отношение людей к нему? В чем будет его истинная подлинность, истинное тождество как взрослого человека? Такие вопросы часто вызывают у подростка болезненную озабоченность тем, что другие думают о нем и что он сам должен думать о себе.

Сталкиваясь с такой путаницей в своем статусе, подросток всегда ищет уверенность, безопасность, стремясь быть похожим на других подростков своей возрастной группы. У него развиваются стереотипные поведение и идеалы и, он часто вступает в различные группировки или кланы. Группы "равных" очень важны для восстановления самотождественности. Разрушение строгости в одежде и поведении присуще этому периоду. Это попытка утверждения структуры в хаосе и обеспечения тождественности во время отсутствия самотождественности.

Это вторая важная попытка развития автономности, и она требует бросить вызов родительским и общественным нормам.

Важная задача выхода из семьи и моральных оценок окружающих может оказаться очень сложной. Сверхподчинение, отсутствие противодействия или яркое противодействие могут привести к низкой самооценке и негативному тождеству. Другое развивающее задание включает социальную ответственность и сексуальную зрелость. 

 Предмет конфликта развития: Кто я есть?

Позитивный полюс: Если молодой человек успешно справится с этой задачей — психосоциальной идентификацией, то у него появится ощущение того, кто он есть, где находится и куда идет. 

 Негативный полюс: Обратное справедливо для подростка недоверчивого, стыдливого, неуверенного, исполненного чувства вины и сознания своей неполноценности. Если из-за неудачного детства или тяжелого быта подросток не может решить задачу идентификации и определить свое «Я», то он начинает проявлять симптомы путаницы ролей и неуверенность в понимании того, кто он такой и к какой среде принадлежит. 

Терапевтический взгляд: Посмотрите на людей, которые демонстрируют чрезмерное согласие или ригидность, конформность по отношению к семье, этническим, культурным и социальным нормам, кто демонстрирует "беспорядок в тождественности" - "Я не знаю, кто я есть!", кто демонстрирует зависимость от своей родительской семьи, кто постоянно бросает вызов людям с авторитетом, кому необходимо протестовать или подчиняться и кто выделяется среди других, потому, что его жизненный стиль уникальный и/или нонконформистский. 

Такая путаница нередко наблюдается у малолетних преступников. Девочки, проявляющие в подростковом возрасте распущенность, очень часто обладают фрагментарным представлением о своей личности и свои беспорядочные половые связи не соотносят ни со своим интеллектуальным уровнем, ни с системой ценностей. В некоторых случаях молодежь стремится к «негативной идентификации», то есть отождествляет свое «Я» с образом, противоположным тому, который хотели бы видеть родители и друзья.

Поэтому подготовка к всесторонней психосоциальной идентификации в подростковом возрасте должна начинаться, по сути, с момента рождения. Но иногда лучше идентифицировать себя с «хиппи», с «малолетним преступником», даже с «наркоманом», чем вообще не обрести своего «Я» (1). 

Однако тот, кто в подростковом возрасте не приобретает ясного представления о своей личности, еще не обречен оставаться неприкаянным до конца жизни. А тот, кто опознал свое «Я» еще подростком, обязательно будет сталкиваться на жизненном пути с фактами, противоречащими или даже угрожающими сложившемуся у него представлению о себе. 

 Благоприятное разрешение этого конфликта - верность.

Стадия 6. Ранняя зрелость. 

Интимность – изоляция. (20 – 25 лет).

Шестой стадией жизненного цикла является начало зрелости — иначе говоря, период ухаживания и ранние годы семейной жизни. В описании Эриксона интимность понимается как сокровенное чувство, которое мы испытываем к супругам, друзьям, братьям и сестрам, родителям или другим родственникам. Однако он говорит и о собственной интимности, то есть способности «слить воедино Вашу идентичность с идентичностью другого человека без опасения, что Вы теряете нечто в себе» (Evans, 1967, p. 48).

Именно этот аспект интимности Эриксон рассматривает как необходимое условие прочного брака. Иными словами, для того, чтобы находиться в истинно интимных отношениях с другим человеком, необходимо, чтобы к этому времени у индивидуума было определенное осознание того, кто он и что собой представляет.

 Успех при установлении такого рода близких отношений зависит от того, как были разрешены пять предыдущих конфликтов. Например, человеку, который испытывает трудности в том, чтобы доверять другим, будет трудно любить; человеку, которому необходимо контролировать себя, будет трудно позволить другим пересечь свою границу; человеку, который чувствует себя неадекватно, будет трудно быть близким с другими; человеку, который не уверен в своей идентичности, будет трудно поделиться с другим тем, кто он есть. 

Предмет конфликта развития: Могу ли я иметь интимные отношения?

Позитивный полюс: Это – любовь. В дополнение к ее романтическому и эротическому смыслу Эриксон рассматривает любовь как способность вверять себя другому и оставаться верным этим отношениям, даже если они требуют  уступок и самоотречения. Этот тип любви проявляется в отношениях взаимной заботы, уважения и ответственности за другого человека.
Социальным установлением, связанным с этой стадией, является этика. По Эриксону, нравственное чувство возникает тогда, когда мы осознаем ценность продолжительной дружбы и социальных обязательств, равно как и дорожим подобными отношениями, даже если они требуют личной жертвы.

Негативный полюс: Неспособность устанавливать спокойные доверительные личные отношения и (или) излишняя поглощенность собой ведет к чувству одиночества, социального вакуума и изоляции. Погруженные в себя люди могут вступать в совершенно формальное личностное взаимодействие и устанавливать поверхностные контакты, без проявления настоящей вовлеченности в отношения, потому что повышенные требования и риск, связанные с интимностью, представляют для них угрозу.

Препятствуют интимности условия урбанизированного, мобильного, обезличенного технологического общества. Эриксон приводит в примеры антисоциальных или психопатических типов личности (т.е. людей, у которых отсутствует нравственное чувство), встречающихся в условиях экстремальной изоляции, которые манипулируют другими людьми и эксплуатируют их без всякого сожаления. 

Терапевтический взгляд: Посмотрите за теми, кто боится или не хочет вступать в интимные отношения и кто повторяет свои ошибки при построении отношений. 

Благоприятное разрешение этого конфликта – любовь. 

Стадия 7. Средняя зрелость. 

Продуктивность – инертность и застой. (26 – 64 лет).

Седьмая стадия — зрелый возраст, то есть уже тот период, когда дети стали подростками, а родители прочно связали себя с определенным родом занятий. На этой стадии появляется новый параметр личности с общечеловечностью на одном конце шкалы и самопоглощенностью - на другом.

Общечеловечностью Эриксон называет способность человека интересоваться судьбами людей за пределами семейного круга, задумываться над жизнью грядущих поколений, формами будущего общества и устройством будущего мира. Такой интерес к новым поколениям не обязательно связан с наличием собственных детей — он может существовать у каждого, кто активно заботится о молодежи и о том, чтобы в будущем людям легче жилось и работалось. Таким образом, продуктивность выступает как забота более старшего поколения о тех, кто придет им на смену – о том, как помочь им упрочиться в жизни и выбрать верное направление.  

 Предмет конфликта развития: Что значит моя жизнь к сегодняшнему дню? Что я собираюсь делать с оставшейся жизнью?

Позитивный полюс: Важным моментом этой стадии является творческая самореализация, а также, забота о будущем благополучии человечества.

Негативный полюс: У кого это чувство сопричастности человечеству не выработалось, сосредоточивается на самом себе и главной его заботой становится удовлетворение своих потребностей и собственный комфорт. Трудности в "производительности" могут включать: навязчивое желание псевдоинтимности, сверхидентификация с ребенком, желание протестовать, как путь решения застоя, нежелание отпускать от себя собственных детей, обеднение личной жизни, самопоглощенность. 

Терапевтический взгляд: Обратите внимание на людей, у которых есть вопросы, связанные с успехом, идентичностью, ценностями, смертью и кто может находиться в кризисе супружества. 

Благоприятное разрешение этого конфликта – забота.

Стадия 8. Поздняя зрелость. 

Эго-интеграция (целостность)  – отчаяние (безысходность).
  (После 64 лет и до завершения жизненного цикла). 

Последняя психосоциальная стадия завершает жизненный путь человека. Это время, когда люди оглядываются назад и пересматривают свои жизненные решения, вспоминают о своих достижениях и неудачах. Практически во всех культурах этот период знаменуется более глубоким возрастным изменением всех функций организма, когда у человека возникают дополнительные нужды: приходится приспосабливаться к тому, что убывает физическая сила и ухудшается здоровье; появляется уединенность, с одной стороны, с другой – появление внуков и новых обязанностей, переживания по утрате близких, а также, осознание преемственности поколений.

В это время фокус внимания человека сдвигается на свой прошлый опыт, нежели на планирование будущего. По убеждению Эриксона, для этой последней фазы зрелости характерен не столько новый психосоциальный кризис, сколько суммирование интеграция и оценка всех прошлых стадий развития эго.

Здесь круг замыкается: мудрость и принятие жизни взрослого и младенческое доверие к миру глубоко схожи и называются у Эриксона одним термином - integrity (целостность, полнота, чистота), т.е., чувства завершенности жизненного пути, осуществления планов и целей, полноты и целостности. 

Эриксон полагает, что только в старости приходит настоящая зрелость и полезное чувство «Мудрости прожитых лет». И в то же время он отмечает: «Мудрость старости отдает себе отчет в относительности всех знаний, приобретенных человеком на протяжении жизни в одном историческом периоде. Мудрость – это осознание безусловного значения самой жизни перед лицом самой смерти» (Erikson, 1982, p. 61).

Предмет конфликта развития: Доволен ли я прожитой жизнью? 

 Имела ли моя жизнь смысл? 

Позитивный полюс: В кульминации здоровое саморазвитие достигает целостности. Это подразумевает принятие себя и своей роли в жизни на самом глубинном уровне и понимание собственного личностного достоинства, мудрости. Основная работа в жизни закончилась, настало время размышлений и забав с внуками. Здоровое решение выражается в принятии собственной жизни и судьбы, где человек может сказать себе: «Я доволен».

Неотвратимость смерти больше не страшит, поскольку такие люди видят продолжение себя или в потомках, или в творческих достижениях. Остается интерес к жизни, открытость людям, готовность помочь детям в воспитании внуков, участие в  оздоровительных физкультурных программах, политике, искусстве, и т.д., для того, чтобы  сохранить целостность своего «Я».

Негативный полюс: Кому прожитая жизнь представляется цепью упущенных возможностей и досадных промахов, осознает, что начинать все сначала уже поздно и упущенного не вернуть. Такого человека охватывает отчаяние,  ощущение безнадежности, человек чувствует, что его бросили, он никому не нужен, жизнь не удалась, возникает ненависть к миру и людям, полная закрытость, злость, страх смерти. Отсутствие завершенности и неудовлетворенность прожитой жизнью.

Эриксон выделяет два превалирующих типа настроения у раздраженных и негодующих пожилых людей: сожаление о том, что жизнь нельзя прожить заново и отрицание собственных недостатков и дефектов путем проецирования (приписывание другим своих ощущений, эмоций, мыслей, чувств, проблем, и т.д.) на внешний мир. Касаясь случаев тяжелой психопатологии, Эриксон предполагает, что чувства горечи и сожаления могут в конце концов привести пожилого человека к старческому слабоумию, депрессии, ипохондрии, сильной озлобленности и паранойяльности.  

Терапевтический взгляд: понаблюдайте за людьми, которые боятся смерти, теми, кто говорит о безысходности собственной жизни и кто не желает быть забытым. 

Благоприятное разрешение этого конфликта - мудрость.

Заключение 

В концепции Эриксона  можно увидеть кризисы перехода из одной стадии в другую. Например, в подростковой стадии «наблюдаются два механизма формирования идентичности: а) проецирование вовне смутных представлений о своей идеальности («сотворить себе кумира»); б) негативизм по отношению к «чужому», подчеркивание «своего» (боязнь обезличенности, усиление своей непохожести)».

Следствием этого становится усиление общей тенденции вступать в «негативные» группы с надеждой выделиться, заявить о себе, показать, какой он может быть, что его устраивает. «Второй “пик” наступает на восьмой стадии — зрелость (или старость): только здесь происходит окончательная конфигурация идентичности в связи с переосмыслением человеком его жизненного пути».

Иногда возникает кризис этого возраста, когда человек выходит на пенсию. Если у него нет семьи или нет заботящихся родственников — детей и внуков, то такого человека посещает чувство ненужности. Он ощущает себя ненужным миру, чем-то уже отслужившим и забытым. В этот момент главное, чтобы его семья была рядом с ним и поддерживала его.

И завершить эту тему я хочу словами Эрика Эриксона: «...здоровые дети не будут бояться жизни, если окружающие их старики достаточно мудры, чтобы не бояться смерти...».  


  Эпилог

Все, с чем вы ознакомились выше – это всего лишь малая доля того, что вы могли прочитать на примере теории развития личности по Э. Эриксону и увидеть еще один взгляд, пропущенный через собственную призму восприятия, где основной моей задачей стало – донести до читателей, а в особенности – родителей, вступающих на путь рождения детей  и ставших таковыми – о полной ответственности не только за свою жизнь, свои выбора, а также за то, ЧТО вы несете и КАК передаете - своему будущему поколению.


 Используемая литература

1. Л. Хьелл, Д. Зиглер «Теории личности. Основные положения, исследования и применение». 3-е международное издание. «Питер», 2003г.
2. С. Клинингер «Теории личности. Познание человека». 3-е из. «Питер», 2003г.
3. Г. А. Андреева «Психология социального познания». «Аспект Пресс». М., 2000г.
4. Ю. Н. Кулюткин «Личность. Внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды». «Тускарора». СПб, 1996г.
5. Л. Ф. Обухова «Детская (возрастная) психология». Учебник. М., «Российское педагогическое агентство». 1996г.
6. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / пер. с англ.; общ. ред. и предисл. А. В. Толстых. — М.: Прогресс, б.г. (1996).
7. Э. Элкинд. Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни . [Пер. с. англ.] — М.: Когито-центр, 1996.
8. Интернет – материалы.

Источник

Метки: Личность, Гештальт-терапия,

Читать по теме:

Экхарт Толле: Другой человек НИКОГДА не сделает вас ЦЕЛЫМ

Экхарт Толле: Другой человек НИКОГДА не сделает вас ЦЕЛЫМ

24.05.2018
185
Экхарт Толле: "...И затем ты вступаешь в брак. Именно на этом обычно заканчиваются фильмы, и режиссер говорит: «Снято». Но жизнь продолжается."

Метки: Отношения, Личность,

Изменения наступят тогда, когда Вы будете к ним готовы

Изменения наступят тогда, когда Вы будете к ним готовы

14.05.2018
518
Юлия Чекмарева, психолог: "Не осознав, что какой-то из страхов и опасений может вам мешать делать свою жизнь лучше, есть риск бесконечно находиться на внутренних «качелях» - приближаться к чему-то, и, встретившись со страхом, отдаляться вновь."

Метки: Личность,

Скажи мне, что ты видишь, и я скажу, что у тебя на душе

Скажи мне, что ты видишь, и я скажу, что у тебя на душе

14.05.2018
427
«И встретившись лицом с прохожим, ему бы в рожу наплевал, когда б желания того же в его глазах не прочитал...» Александр Блок

Метки: Личность,

Свою границу морали каждый определяет сам

Свою границу морали каждый определяет сам

16.04.2018
386
Игорь Герцев, психолог: "Лежит на улице пьяный с валяющимся рядом с ним кошельком. У человека есть, как минимум, три свободы: пройти мимо, помочь человеку или забрать кошелек, потому что, если ты не возьмешь, то возьмет кто-то другой."

Метки: Личность,

О ЧЕМ говорит постоянное желание МЕНЯТЬ СЕБЯ

О ЧЕМ говорит постоянное желание МЕНЯТЬ СЕБЯ

13.04.2018
457
Мария Уайт: "Многие представительницы прекрасного пола страдают одной глобальной проблемой: НЕУДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ СОБОЙ. Никакой связи с внешними данными и природной красотой здесь нет: девушка или женщина объективно может быть очень привлекательной, но постоянно работать над собой, стремясь создать лучшую версию себя. Простушка же может излучать уверенность и тем самым негласно убеждать всех вокруг в своей неотразимости. "

Метки: Привлекательность, Личность, Самооценка,

Для чего нам даются тяжелые обстоятельства

Для чего нам даются тяжелые обстоятельства

05.04.2018
710
“Найти себя” - это ведь и есть цель жизни человека. С этим согласна и психология, и религия, и философия. С этим не согласны только те, кого в данный момент мнут пальцами или запихивают в огонь...

Метки: Личность,

Немножко лайфхаков из гештальт-психологии

Немножко лайфхаков из гештальт-психологии

04.04.2018
1158
Евгений Веритов, гештальт-терапевт: "Помните, люди ведут себя так, как ведут, и делают то, что делают, не потому что они такие сволочи, а потому что что-то их такими сделало. Даже самая настоящая сволочь прошла какой-то путь, прежде чем ею стать, и, возможно, просто не понимает, что можно поступать как-то иначе."

Метки: Гештальт-терапия,

Профессор Лоретта Бройнинг: Как запустить цепочку удач

Профессор Лоретта Бройнинг: Как запустить цепочку удач

04.04.2018
688
Профессор Лоретта Бройнинг: "Я часто встречаю людей, которые выбирают конфликт. Они не могут прекратить переживать за будущее, пока «наша система не займется нашим будущим».Они считают, что не могут измениться сами, пока не изменятся все вокруг. Если вы ставите свой мозг под контроль «нашего общества», то становитесь бессильным."

Метки: Счастье, Личность,

Коррекция самооценки: Упражнение «Зеркало»

Коррекция самооценки: Упражнение «Зеркало»

03.04.2018
952
Лилия Левицкая, психолог: "Частая задача в терапии любовной зависимости, в депрессии или одиночестве, а так же при недовольстве жизни и проблемах в отношениях с окружающими -  коррекция самооценки."

Метки: Личность, Женщины, Эмоциональная зависимость, Самооценка,

Как ответить себе на тупой вопрос «ЧЕГО Я ХОЧУ»

Как ответить себе на тупой вопрос «ЧЕГО Я ХОЧУ»

02.04.2018
896
Александр Кузьмичев, психолог: "В целом, большинство людей чувствуют, движутся ли они в сторону чего-то хорошего или плохого. Но большей точности восприятия своих целей и жизненного пути не наблюдается."  

Метки: Мотивация, Личность,

«Легкое дыхание»

«Легкое дыхание»

31.03.2018
1378
Психолог Анна Кирьянова: "Женщина с «легким дыханием» приносит счастье мужчине. Она дышит естественно и легко. И дает дышать другим в трудную минуту. Не сразу может появится эта способность, иногда к ней надо идти через испытания и горести."

Метки: Личность, Женщины,

Что будет, если поменять фамилию?

Что будет, если поменять фамилию?

29.03.2018
719
Надежда Архангельская, психолог: "Совсем недавно ко мне на консультацию пришла женщина по имени Роза. Разведенная, одинокая, воспитывающая сына подростка...Всхлипывая, рассказывала мне о тягостных раздумьях..."Вот верите, поменяла фамилию, сменила на фамилию мужа и все пошло наперекосяк!"

Метки: Личность, Сценарии,

7 видимых признаков психологической старости: избавиться и предотвратить

7 видимых признаков психологической старости: избавиться и предотвратить

26.03.2018
766
Олег Колмычок, психолог: "«А выглядишь на все 50…»... Неприятно такой «комплимент» услышать, не так ли? Но куда хуже не замечать, что по психологическим причинам выглядишь значительно старше календарного возраста. Ведь если такое годами длится, то организм и вправду преждевременно постареет."

Метки: Личность,

Про девочек-отличниц: взгляд психолога

Про девочек-отличниц: взгляд психолога

18.03.2018
2138
Оксана Фадеева психолог: "Большинство моих клиентов - женщины. С депрессиями, паническими атаками, ГТР, бессонницей. У них у всех одна метапроблема - неумение опираться на себя, доверять себе, чувствовать себя живой и адаптивной. Ещё почти у всех красные дипломы."

Метки: Личность, Перфекционизм,

Карл Юнг: Каждый человек имеет 2 души

Карл Юнг: Каждый человек имеет 2 души

15.03.2018
922
Карл Юнг: "Две души рождают частые противоречия в человеческом мышлении и чувствовании. Довольно часто коллективная и личная душа находятся даже в прямой оппозиции."

Метки: Личность,

Вред эгоизма

Вред эгоизма

13.03.2018
4082
Откровенные эгоисты всегда оказываются изгоями. Им нужно иметь очень много родительского наследства, чтобы позволить себе быть эгоистами и не оказываться изгоями, им придется отдавать деньги направо и налево, чтобы люди согласились потакать их эгоизму.

Метки: Личность,

Признаки того, что вас хронически не уважают

Признаки того, что вас хронически не уважают

03.03.2018
3066
Борис Фрейдин, психолог: "Моя жена меня не уважает! Я потеряла уважение к мужу! В наших отношениях исчезло уважение друг к другу... - подобные жалобы семейный психолог слышит каждый день."

Метки: Коммуникации, Личность,

Отвергнутая женственность: история одного симптома

Отвергнутая женственность: история одного симптома

28.02.2018
1896
Геннадий Малейчук, гештальт-терапевт: "Делюсь опытом работы с клиентом, предъявляющим в качестве запроса симптом. Представляю авторскую концепцию психосоматики."

Метки: Психотерапия, Женщины, Гештальт-терапия,

Мама НЕ обязана: Памятка взрослым детям

Мама НЕ обязана: Памятка взрослым детям

26.02.2018
2701
Алёна Швец, гештальт-терапевт: "Мы привыкли считать, что на родителях много ответственности за качество жизни их детей. Но есть ещё и дети, которые НЕ УХОДЯТ. Уйти, оставить, а иногда, если это нужно для выживания, бросить - это задача подросших детей, если они хотят найти свой путь."

Метки: Детско-родительские отношения, Гештальт-терапия,

8 способов очистки головы от ментальной грязи

8 способов очистки головы от ментальной грязи

22.02.2018
1877
Все ваши болезни, несчастные случаи, которые с вами происходят, ваше плохое самочувствие, ваша злость и недовольство жизнью — следствие информационных ядов и загрязнителей, которые проникли к вам в голову. Вы заболели. Почему? Потому что за день до этого кто-то обвинил вас. Вы поскользнулись и набили себе шишку. Почему? Потому что за час до этого кто-то раскритиковал вас.

Метки: Личность,

Если у вас крупные неприятности

Если у вас крупные неприятности

21.02.2018
1142
Психотерапевт Алла Далит: "Сразу скажу, справится только тот, кто сможет перепрыгнуть через собственную голову. Для этого нужно только одно качество (кроме вменяемости) – смелость. И такие люди становятся героями в символическом смысле этого слова."

Метки: Личность, Неуверенность в себе, Нерешительность,

5 психологических трюков, которые сделают вас привлекательной

5 психологических трюков, которые сделают вас привлекательной

13.02.2018
2524
Люди, которые постоянно говорят только о себе и пытаются преподнести себя с выгодной стороны, преувеличивая свои достоинства, способности и умения, создают некомфортную обстановку и дистанцию.

Метки: Уверенность, Личность, Самооценка,

Карл Юнг о том, почему нас раздражают некоторые люди

Карл Юнг о том, почему нас раздражают некоторые люди

09.02.2018
3867
Карл Юнг: "Нередко прискорбно наблюдать, как вопиюще человек спутывает свою собственную жизнь и жизни других, оставаясь полностью неспособным увидеть, что вся эта трагедия происходит в нем самом и как он продолжает подкармливать ее и поддерживать."

Метки: Психотерапия, Личность,

Эрик Берн: Сенсорный голод

Эрик Берн: Сенсорный голод

04.02.2018
1190
Эрик Берн: "Известно, что младенцы, лишенные в течение длительного времени физического контакта с людьми, деградируют и в конце концов погибают. Следовательно, отсутствие эмоциональных связей может иметь для человека фатальный исход."

Метки: Личность,

Учитесь НЕ нравиться

Учитесь НЕ нравиться

01.02.2018
2279
Елена Назаренко, психолог: "Наша проблема заключается в том, что мы не владеем умением не нравиться другим людям. Мы хорошо умеем только две вещи: тихо ненавидеть весь мир, подозревая, что все люди - враги. И подлаживаться под каждого встречного, подозревая, что сами мы ничего из себя не представляем, и потому должны очень сильно «стараться понравиться»."

Метки: Уверенность, Личность, Неуверенность в себе,

Когда мы хотим одного, а получаем противоположное

Когда мы хотим одного, а получаем противоположное

26.01.2018
1121
Даниил Назаркин, психолог: "Мы все живем в двух мирах одновременно - в мире внутренних, подсознательных процессов, которые влияют на наше мышление и на действия, и в мире внешних проявлений и результатов."

Метки: Развитие личности, Личность,

Ловушка, в которую попадают ВСЕ люди, решившие изменить себя

Ловушка, в которую попадают ВСЕ люди, решившие изменить себя

25.01.2018
3092
Илья Латыпов, психолог: "Я знаю одну ловушку, в которую попадают все люди, решившие изменить себя. Она лежит на поверхности, но так хитро устроена, что мимо нее никто из нас не пройдет – обязательно наступим и запутаемся."

Метки: Развитие личности, Личность,

5 техник, которые помогут выпутаться из сложной ситуации

5 техник, которые помогут выпутаться из сложной ситуации

24.01.2018
2216
"Если вы чувствуете, что увязли в какой-то проблеме или подавлены навалившимися трудностями, в статье вы найдете 5 творческих решений, которые помогут вам быстро выкарабкаться из тяжелой ситуации. Я испытал и протестировал их на сотнях своих клиентов по коучингу за последние 15 лет."

Метки: Эффективность, Уверенность, Развитие личности, Личность, Неуверенность в себе,

Образ Ведьмы в сказках и терапии

Образ Ведьмы в сказках и терапии

19.01.2018
1209
Гештальт-терапевт Тина Уласевич: "Ведьма всегда способна постоять за свои интересы, сила ее всегда волшебна, с помощью этой силы Ведьма может помочь или навредить кому угодно, если это ей выгодно. Но, главное ее оружие – сексуальность, поэтому образ Ведьмы традиционно используют в терапии сексуальных расстройств."

Метки: Сказкотерапия, Гештальт-терапия,

«Перестаньте бояться быть счастливыми!»

«Перестаньте бояться быть счастливыми!»

18.01.2018
3868
Бывает так, что вроде бы в жизни всё хорошо, но ощущение счастья или эйфории ни от чего не испытываешь, утром не хочется открывать глаза, идти на работу, говорить с близкими. Что с этим делать? Отвечает психолог Михаил Лабковский.

Метки: Счастье, Личность, Смысл жизни, Самооценка,

Интервью недели

Отстаньте от детей! Нейропсихолог о вреде раннего развития

Отстаньте от детей! Нейропсихолог о вреде раннего развития

"Если родители с трех лет отдадут ребенка в гончарную мастерскую, или «в живопись» — ради бога. Но пусть оставят в покое эти буквы и цифры".

А.В. Семенович

Нейропсихолог, кандидат психологических наук

Поделиться

Метки

...
Ceкcуальность Агрессия Апатия Арт-терапия Биполярное расстройство Возраст Воспитание Выгорание Гештальт-терапия Гипноз Границы Деньги Депрессия Детско-родительские отношения Домашнее насилие Женщины Зависимое расстройство личности Зависимость Застенчивость Измена Инфантильность Карьера Коммуникации Конфликты Кризис среднего возраста Личность Любовь Манипуляции Материнство Мотивация Мужчины Нарциссизм Насилие Неблагополучная семья Невроз Нерешительность Неуверенность в себе Обида Одиночество Отношения Панические атаки Переедание Перфекционизм Пограничное расстройство личности Подростковый возраст Психическая травма Психологический кризис Психологическое насилие Психосоматика Психотерапия Развитие личности Развод Самооценка Семейные кризисы Семья Случаи из практики психотерапии Смысл жизни Снижение полового влечения Созависимость Спасательство Страх Стресс Стыд Сценарии Счастье Тревожность Трудное поведение Уверенность Управление эмоциями Фобии Чувство вины Шизофрения Экзистенциальный кризис Эмоциональная зависимость Энергия Эффективность