Заземление в жизни и психотерапии

3 апреля 2017
5598

Автор: Борис Дробышевский, психолог

Заземление-термин, который хорошо известен каждому, кто пользуется электричеством. Данный термин относится разделу науки физики, посвященному электричеству. В электротехнике при помощи заземления добиваются снижения напряжения до безопасного для человека и животных значения [1].

Говоря обыденным языком, переизбыток напряжения с помощью специального устройства «заземлителя» уходит в землю. Заземление ‑ термин, который по аналогии используется в различных направлениях психотерапии, в особенности телесно-ориентированных (биосинтез, бодинамика, биоэнергетический анализ и т.д). Перечислим наиболее распространенные трактовки данного термина.

1. Заземление как опора или способность «стоять на собственных ногах». В нашем теле ноги выполняют функцию универсального «заземлителя», то есть мы ощущаем физическую почву под ногами и переизбыток напряжения, связанного с различными эмоциями (позитивными и негативными) уходит в землю.

Именно поэтому маленькие дети так любят бегать босиком. С возрастом человек утрачивает данную привычку и с переизбытком напряжения справляется другими способами, например, с помощью бесконечных разговоров «ни о чём», алкоголя, занятий экстремальными видами спорта и т.д. [2].

Заземление в жизни и психотерапии.jpg


2. Заземление как способность находится в контакте с различными сферами психики: сознание, тело, эмоции. У всех из нас существуют ведущие органы чувств, с их помощью человек воспринимает окружающую действительность, анализирует информацию и строит причинно-следственные связи.

По аналогии с ведущими органами чувств, человек может реагировать на окружающую действительность с помощью действий, эмоций, либо на уровне ментальном, то есть стремиться проанализировать всю поступающую извне информацию, синтезировать и сделать выводы.

Человек не заземлен тогда, когда у него существует только один способ реакции на ситуацию, причем действия, эмоции, мысли могут находиться в конфликте. Заземление как контакт с тремя сферами психики, характеризуется способностью человека воспринимать различные сигналы окружающей среды и гибко реагировать на них.

3. Заземление как способность находится в контакте с окружающей средой. Значение этого термина соотносится с принципом «здесь и сейчас» означающим восприятие и переживание окружающей действительности.

Житель современных мегаполисов, большую часть своего времени проводит на работе и в интернете. Даже на отдыхе в отпуске, человек не воспринимает окружающую действительность, его мысли, по-прежнему, занимает работа, а общение ограничено социальными сетями.

То есть он не заземлен с точки зрения восприятия изменений и реакций на них. Мы наблюдаем невроз современного мира, который условно можно обозначить как «бытие не здесь».

4. Заземление как способность эффективно использовать ресурсы окружающей среды. Это означает с одной стороны – замечать ресурсы окружающей среды (ресурсы в широком значении этого слова), с другой – адекватно их использовать.

В качестве ресурсов могут выступать как материальные объекты, так и отношения. Например, возможность обратиться в нужный момент за помощью к окружающим и близким. В данном примере человек незаземлен, когда он постоянно обращается за помощью, либо не обращаться вообще.

Неадекватность использования собственных ресурсов можно рассмотреть на примере нелюбимой работы, когда человек не получает достаточного вознаграждения за свой труд, продолжает работать и жаловаться на свою жизнь. В итоге, происходит расход собственных ресурсов.

Слово «заземление» происходит от однокоренного слова «земля», которое имеет множество мифологических значений у земледельческих народов. Слово «земля» в русском языке женского рода и по сути своей сугубо женское понятие в русской и восточнославянской мифологии. Для сельскохозяйственной общины, в частности, земля — это кормилица, влажная и плодородная. Она принимает в себя семена, дает новую жизнь в урожае [3].

В русских верованиях и обычаях, связанных с землей, ощущается общее убеждение в том, что земля живая, ее доброту следует заслужить и чувства ее надо уважать. Те, кто работал на земле, вступали в доверительные личные взаимоотношения, просили ее благословения, чтобы взять то, что она могла дать.

Земля представлялась воображению язычника, обожествлявшего природу, живым человекоподобным существом. Травы, цветы, кустарники, деревья казались ему ее пышными волосами; каменные скалы признавал он за кости (заметно созвучие слов «скала» и «скелет»); цепкие корни деревьев заменяли жилы, кровью земли была сочившаяся из ее недр вода. И, как живая женщина, она рождала существ земных, она стонала от боли в бурю, она гневалась, учиняя землетрясения, она улыбалась под солнцем, даруя людям невиданные красоты, она засыпала студеною зимой и пробуждалась по весне, она умирала, обожженная засухой и возрождалась после дождей.

И, точно к истинной матери, прибегал к ней человек во всякую пору своей жизни. В сказках и приданиях описаны сюжеты, когда богатырь черпал силы, припадая к сырой земле. По преданиям, кто не захватил с собою в дальний путь горсти родной земли - никогда не увидит больше родины. [4].

Таким образом, издревле земля рассматривалась человеком как ресурс жизненных сил, прообраз «кормящей и заботящейся» матери. Человек, стоящий на земле обеими ногами, отличается практичностью, надежностью, последовательностью, упорством, трудолюбием, умеет оказать поддержку и защитить.

В гештальт-подходе термин «заземление» непосредственно связан с циклом опыта удовлетворения потребности [5]. Охарактеризуем кратко каждую из стадий цикла контакта.

Стадия преконтакта, из фона появляется фигура или потребность, человек осознает свою потребность, эту стадию можно охарактеризовать выражением «Я хочу».

Далее следует стадия контактирования, где человек подбирает способ удовлетворения потребности.

Далее - стадия контакта ‑ удовлетворение потребности и получение нового опыта.

И последняя стадия ‑ «пост-контакта» или ассимиляции полученного опыта.

Начиная от стадии преконтакта, когда из фона появляется фигура или потребность человека, наступает фаза мобилизации или желания удовлетворить данную потребность, именно эту фазу можно определить психологическим термином «готовность».

В результате мобилизации происходит считывание общего энергетического состояния организма, оценка требующихся ресурсов для достижения цели, собственных, а также ресурсов среды. При прохождении стадии мобилизации, как правило, происходит переход к стадии контактирования или экспериментирования, наступает стадия действия, когда организм может удовлетворить актуальную потребность.

Если фаза мобилизации была проигнорирована, то действие будет малоэффективным, разновекторным, либо требовать чрезмерного усилия, так называемый феномен «лени». В результате организм тратит дополнительные ресурсы.

Разумеется, человек среди всех живых существ обладает уникальной способностью, принимать решения, совершать действия на основе волевых усилий. Часто это необходимо, однако, если прибегать к воле постоянно, есть риск переутомления и истощения.

Фаза мобилизации может также не наступать вследствие сниженного энергетического состояния организма, проявляющегося в виде общего гипотонуса мышц. Гипотонус (вялость) мышц может наступать вследствие хронической ситуации низкой интенсивности, то есть травмы – любой ситуации, в результате которой организм теряет способность к реагированию.

Следует отметить, в ситуации угрожающей целостности организма сначала наблюдается естественная реакция «борьба-бегство», проявляющаяся в тонусе мускулатуры, готовой к реагированию. Однако, если в данной ситуации ресурсов среды недостаточно для того, чтобы отреагировать ситуацию, наблюдается сначала повышенное напряжение мускулатуры (фаза мобилизации), которое затем вследствие невозможности отреагирования, сменяется фазой расслабления.

Пример. Мужчина 28 лет обратился за психологической помощью вследствие проблем с выражением агрессии и отстаивания собственного мнения. На вид – худощавого астеничного телосложения, в процессе терапии нередко жаловался на общую апатию и отсутствие физических сил. По медицинским показаниям клиент был здоров. В процессе работы всплыли эпизоды из детства, когда в возрасте 5 лет отец приходил домой пьяный и у них с матерью были скандалы, нередко с рукоприкладством. Мальчик забивался под стол и сжимался в оцепенении и ужасе. Вначале он плакал, на его плач никто не обращал внимания, и со временем он просто «застывал».

В данном примере у мужчины на тот момент времени не хватало собственных ресурсов, для того, чтобы справиться с этой ситуацией, в его окружении не было близкого, кто бы мог позаботиться о нём, выступить в роли «ресурса окружающей среды».

Со временем острая реакция мышц на ситуацию, связанная с напряжением, сменилась реакцией расслабления. В подростковом возрасте, когда все детские конфликты актуализируются, у клиента наблюдалась апатия и потеря сил.

Психотерапевтическая работа с клиентом строилась не только по пути эмоционального отреагирования, но и по пути опоры на собственные ресурсы и ресурсы окружающей среды. То есть происходил своеобразный возврат на фазу мобилизации.

Заземление в контексте данной работы предполагало опору на собственные телесные ресурсы, которые сильно изменились с 5 лет. Однако клиент по–прежнему не доверял себе, ощущал, что он не в состоянии поменять ситуацию каким-либо образом.

Работа включала восстановление телесной чувствительности и активизацию определенных мышц, отвечающих за установление границ (трицепс, бицепс, дельтовидные мышцы), опоры (ноги, мышцы позвоночника), эксперименты, связанные с выражением негативных чувств по отношению к окружению с опорой на телесный ресурс (голос, взгляд и т.д.).

В процессе работы терапевт выступал в роли поддерживающего окружения, а именно находился рядом, разделял эмоции клиента, позволял клиенту быть с разными чувствами в процессе сессии, поддерживал действия клиента в экспериментальной ситуации, способствовал интеграции опыта.

Постепенно где-то к 15 встрече у клиента появлялось доверие к окружающей безопасной среде, доверие к собственной телесности, с помощью которой он может находиться в реальности, справляться с ситуациями и переживать их. Психотерапевт развивал ресурсы клиента и обучал его обходиться с ними.

Таким образом, «заземление» в гештальт-подходе мы рассматриваем как процесс, происходящий на фазе мобилизации цикла опыта, помогающий человеку эффективно использовать собственные ресурсы и ресурсы окружающей среды для удовлетворения своих актуальных потребностей. Отсутствие заземления приводит к перерасходу жизненных сил, а так же к неспособности действовать в соответствии с потребностями ситуации.


Список использованных источников:

1. Заземление. Материал из Википедии – Свободной энциклопедии [Электронный ресурс] – 2014. ‑ Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%C7%E0%E7%E5%EC%EB%E5%ED%E8%E5. – Дата доступа: 24.02.2014

2. Российская телесно-ориентированная психотерапия в лицах / редактор составитель В.Ю.Баскаков. – М, 2004. – 208с.

3. Мифологический портал «Мифы и легенды». Земля в славянской мифологии [Электронный ресурс] – 2014. ‑ Режим доступа: http://mithology.ru/Zemlya.php. – Дата доступа: 26.02.2014

4. Энциклопедия мифологии [Электронный ресурс] – 2014. ‑ Режим доступа: http://godsbay.ru/slavs/syrazeml.html. – Дата доступа: 26.02.2014

5. Кепнер Джим. Телесный процесс. Часть вторая. – Воронеж, 2008. – 125с.

Источник

Метки: Психотерапия, Ресурсы , Случаи из практики психотерапии, Телесно-ориентированная терапия,

Читать по теме:

Голос и наш характер

Голос и наш характер

19.09.2018
9108
Телесно-ориентированный терапевт Ирина Созонова: "Вместо того, чтобы заорать от боли, гнева и обиды – мы стискиваем губы, зубы, горло. Вместо «зареветь» – «глотаем слезы». В этот момент горло болит и зажимается. А еще зевать неприлично! Стонать от наслаждения – тоже неприлично. В итоге мышцы гортани перестают работать, глотка закрывается, и голос, не находя себе другого пути, выходит либо через нос, гнусавый звук, либо «застревает в горле», глухой тусклый звук, боль, першение".

Метки: Психосоматика, Телесно-ориентированная терапия,

Если вы не знаете, что делать со своей жизнью, прочтите это

Если вы не знаете, что делать со своей жизнью, прочтите это

17.09.2018
33945
"Когда-то мне казалось, что у меня есть все, о чем можно мечтать: прекрасная работа, великолепный дом в лесу. Но меня уволили, я потеряла дом, мне стукнуло 40 и все это произошло за одну нелелю. Потом обнаружилось, что я беременна. Та еще неделька выдалась. Я провела пару дней в депрессии, лежа на диване, но затем у меня созрел план и я..."

Метки: Мотивация, Развитие личности, Ресурсы , Личность,

5 ошибок, которые не дают психологу и тренеру получать клиентов

5 ошибок, которые не дают психологу и тренеру получать клиентов

21.08.2018
8429
Психолог Юрий Черников: "Если достаточно долго испытывать дефицит в клиентах, это жутко демотивирует и, рано или поздно, вы бросите свое любимое занятие, или будете перебиваться от случая к случаю. Это становится даже обидно. Вы обладаете действительно ценными знаниями и опытом, готовы помогать людям, но вот люди, как-то, не очень нуждаются в вашей помощи. В чем же проблема?"

Метки: Психотерапия,

НЕ ЖАЛЕЙТЕ СВОИХ ПОДРУГ

НЕ ЖАЛЕЙТЕ СВОИХ ПОДРУГ

08.08.2018
991
Елена Волженина, психолог: "Пришла ко мне на консультацию женщина, назовём её Катя. Она жаловалась на постоянный стресс, плохой сон, нарушения цикла, эндометриоз, СПКЯ, ановуляцию и бесплодие."

Метки: Случаи из практики психотерапии,

Эмоциональное насилие над дочерью

Эмоциональное насилие над дочерью

06.08.2018
3262
Психотерапевт Алла Далит: "Никто бы из сотрудников или даже родственников не поверили бы, что Нина Ивановна, такая рассудительная и здравая женщина может шантажировать родную дочь и лишать ее собственной жизни. И что последний раз она била свою 29-летнюю дочь год назад."

Метки: Психологическое насилие, Случаи из практики психотерапии,

Девочка и волк

Девочка и волк

01.08.2018
527
Разговор с психотерапевтом: "- Ты же понимаешь, что до тех пор, пока ты не признаешь, что ты девочка, и ты устала, и тебе нужно плакать и ошибаться, ты будешь для всех волком, будешь одиночкой, будешь пугать деревенских и прятаться от людей с дрекольем. Ты понимаешь это? - Да. Но плакать и ошибаться - это для слабаков."

Метки: Психотерапия,

Опасности родительской любви. Случай из практики

Опасности родительской любви. Случай из практики

22.07.2018
1311
Николай Стрелков, психолог: "Однажды ко мне обратилась женщина. Женщина очень встревожена и напуганная. Её 25-тилетняя дочь пыталась покончить с собой, выпив упаковку транквилизаторов. Транквилизаторы были не сильные, упаковка не очень большая. Дочка выжила."

Метки: Детско-родительские отношения, Случаи из практики психотерапии,

ЗАКОН БАЛАНСА

ЗАКОН БАЛАНСА

10.07.2018
752
Чтобы стать богатым, вы должны помочь другому человеку стать богатым. Чтобы стать любимым, вы должны сами полюбить.

Метки: Развитие личности, Ресурсы ,

17 ЛУЧШИХ КНИГ великих психологов, которые изменили нашу реальность

17 ЛУЧШИХ КНИГ великих психологов, которые изменили нашу реальность

01.07.2018
1677
Эдвард де Боно: "Шесть шляп мышления". Эдвард де Боно, британский психолог, разработал метод, обучающий эффективно мыслить. Шесть шляп — это шесть разных способов мышления. Красная шляпа — это эмоции, черная — критика, желтая — оптимизм, зеленая — творчество, синяя — управление ходом мыслей, а белая — факты и цифры.

Метки: Психотерапия,

История одной измены. Поцелуй

История одной измены. Поцелуй

04.06.2018
1099
"Мы были женаты, но отношения дали трещину. Мы отдалились друг от друга, появилось ощущение, что ничего интересного с нами уже не может произойти. В то же самое время на работе был парень, который всегда мне улыбался, делал комплименты и мне было приятно его внимание. Особенно на контрасте с домашним унынием и безразличием."

Метки: Измена, Случаи из практики психотерапии,

Нельзя исключать прошлую любовь

Нельзя исключать прошлую любовь

23.05.2018
1274
Автор: Лилия Валиуллина, психолог: "Часто люди исключают предыдущих партнёров, стараются их вычеркнуть, забыть, называя ошибкой. Это может происходить из разных чувств."

Метки: Случаи из практики психотерапии,

Исповедь жены «маменькиного сыночка»

Исповедь жены «маменькиного сыночка»

22.05.2018
986
Марина Филипенко, психолог: "Эту историю два дня назад поведала мне одна моя клиентка. Она связала свою судьбу с мужчиной, типаж которого, жизненные принципы и повадки в семье сама она охарактеризовала..."

Метки: Случаи из практики психотерапии,

Взрослая дочь пожилой мамы. Сепарация. Случай из практики

Взрослая дочь пожилой мамы. Сепарация. Случай из практики

22.05.2018
1255
Юлия Козырькова, психолог: "Сепарация, незавершенная в детстве, "мамины дочки и сыновья" - тема очень непростая. Проходит время, у всех, казалось бы, уже своя взрослая жизнь, а взрослый ребенок по-прежнему так близок к маме, что идентификация с ней не даёт слушать и воспринимать ее спокойно."

Метки: Детско-родительские отношения, Случаи из практики психотерапии,

«Что-то происходит с моим сознанием»: лечение деперсонализации

«Что-то происходит с моим сознанием»: лечение деперсонализации

21.05.2018
813
Дмитрий Клевцов, врач-психотерапевт: "«Что-то происходит с моим сознанием», «сейчас сойду с ума» - у некоторых больных при обострении ощущения измененности собственного «Я» могут возникать состояния возбуждения с усилением тревожности, панического смятения. У других пациентов углубление нарушения деперсонализации развивается как бы «на ходу», без резкого обострения эмоциональных реакций."

Метки: Психотерапия, Синдром деперсонализации-дереализации, Деперсонализация,

Есть ли жизнь после невроза?

Есть ли жизнь после невроза?

18.05.2018
2301
Елена Леонтьева, психолог: "Страдание - очень важная деятельность, она занимает много времени и сил и прекрасно конституирует жизнь. Всегда есть чем заняться, если умеешь страдать."

Метки: Депрессия, Невроз, Психотерапия,

Повторяющийся сценарий

Повторяющийся сценарий

18.05.2018
1330
Лилия Валиуллина, психолог: "Соня решилась на развод. Ведь она встретила «мужчину своей мечты». Он был заботлив и внимателен, достаточно зарабатывал и готов был взять ответственность за семью. Соня с радостью вступила в новые отношения, в которых была счастлива."

Метки: Случаи из практики психотерапии,

Жизнь плохой дочери, матери и жены

Жизнь плохой дочери, матери и жены

14.05.2018
978
Ольга Попова, психолог: "Вина, сотканная из воспоминаний, сжигала ее в пепел. Теперь Анна могла сотворить вину из чего угодно, даже из своих снов. По утрам она вставала с таким тяжелым чувством, как если бы на ее совести были тысячи преступлений."

Метки: Чувство вины, Случаи из практики психотерапии,

Соблазненные дочки своих отцов

Соблазненные дочки своих отцов

11.05.2018
1568
Лика Конкевич, психолог, сексолог: "Она впорхнула ко мне, словно стрекоза - легкая, задорная, со звенящими нотками в голосе. Ей 38, а всё - начиная со взгляда и заканчивая обувью - сообщало мне, что ей и 16 нет. Зачем она пришла? Пожаловаться на мужа. В разговоре открывается, что это ее третий муж и все были старше ее примерно на двадцать лет."

Метки: Детско-родительские отношения, Случаи из практики психотерапии,

Как понять, что пора разводиться? История Вики

Как понять, что пора разводиться? История Вики

04.05.2018
1066
Наталья Лубина, психолог: «С мужем женаты 15 лет, есть два мальчика, младшему – полтора года. Муж последнее время стал «чудить» — постоянные посиделки с друзьями, чуть не до утра. Переписка с какими-то женщинами (видела в соцсетях). При этом стал жутко ревнив – выдумывает мне любовников. Я тащу на себе семью, воспитание детей, здоровье родителей, а тут еще его капризы. Он даже на развод подавал! Потом, правда, передумал."

Метки: Развод, Случаи из практики психотерапии,

Мужчина относится к женщине так, как она заслуживает и позволяет?

Мужчина относится к женщине так, как она заслуживает и позволяет?

04.05.2018
1391
Ирина Потемкина, аналитический психолог и практик ТЭС: "Пока в вас много боли – отношения будут проходить по одному и тому же сценарию. И мужчины выбираются такие – в которых УЖЕ есть монстр. Самое печальное, что в глубине души вы чувствуете – что заслуживаете плохого к себе отношения."

Метки: Психическая травма, Случаи из практики психотерапии,

Станьте для мужа любовницей

Станьте для мужа любовницей

03.05.2018
1151
Надежда Печеникина, психолог: "Лариса вышла замуж в 23 года, прожила с мужем 30 лет. Вырастили дочь, построили дом. По ее словам, она все в дом, все для мужа. Муж удачно поднялся по карьерной лестнице, стал занимать руководящую должность. Все было хорошо и прекрасно, подруги завидовали. И как гром среди ясного неба – Развод! У него другая и она ждет ребенка!"

Метки: Развод, Случаи из практики психотерапии,

История одной женщины

История одной женщины

24.04.2018
874
Евгений Бескостин, клинический психолог: "Данный рассказ записан с разрешения лиц участвующих в нем, с изменениями в местах и именах. Это произошло четыре года назад."

Метки: Случаи из практики психотерапии,

Один хлопок: Техника для построения границ в отношениях

Один хлопок: Техника для построения границ в отношениях

10.04.2018
1377
Александр Кузьмичев, психолог: "Я предлагаю упростить там, где это возможно. Локализовать отношения до одного некоего стартового действия. Которое, пусть и не обещает 100% результат, но значительно ускоряет межличностные изменения и процесс построения своих границ. Притом не через «чистое» личностное саморазвития, а через совместную тренировку."

Метки: Психотерапия, Границы,

Чужой мужик - мой мужик

Чужой мужик - мой мужик

19.03.2018
1424
Лика Ставцева, психолог: "Наша психика удивительные ходы выстраивает, побуждает играть по ее сценарию без разрешения самого человека. Эта история моей клиентки, публикуется с ее разрешения. Все имена не имеют к реальным людям никакого отношения"

Метки: Психотерапия,

Отвергнутая женственность: история одного симптома

Отвергнутая женственность: история одного симптома

28.02.2018
2447
Геннадий Малейчук, гештальт-терапевт: "Делюсь опытом работы с клиентом, предъявляющим в качестве запроса симптом. Представляю авторскую концепцию психосоматики."

Метки: Психотерапия, Женщины, Гештальт-терапия,

Жизнь с родителями: застревание на определенном этапе психического взросления

Жизнь с родителями: застревание на определенном этапе психического взросления

27.02.2018
3868
Проблемы совместного проживания с родителями – частая причина обращения к психологу. Попробуем выделить несколько типичных ситуаций и описать их. По современной психологической моде жизнь с родителями приравнивается к незавершенной сепарации, и означает застревание на определенном этапе психического взросления.

Метки: Психотерапия, Детско-родительские отношения,

Ищем ключ к бессознательному. Тест Юнга "16 ассоциаций"

Ищем ключ к бессознательному. Тест Юнга "16 ассоциаций"

27.02.2018
2322
Свой метод свободных ассоциаций Карл Юнг использовал как детектор лжи. Используя эту технику, мы можем понять, что нам мешает в жизни и устранить проблему.

Метки: Психотерапия,

Случай из психиатрии (недоношенные дети)

Случай из психиатрии (недоношенные дети)

20.02.2018
1229
Психолог Виктория Гребенникова: "Итак, привозят девочку на лечение милой наружности, лет 6-ти, маленькая такая, хрупкая, с застывшей улыбкой на лице, темноволосая, в платьице. Здороваюсь с ней молчит, улыбается, все попытки как-то ее заинтересовать и разговорить сходят на нет. Отмалчивается, односложно отвечает."

Метки: Случаи из практики психотерапии,

Фредерик Перлз: Когда вы играете беспомощного, вы создаёте зависимость

Фредерик Перлз: Когда вы играете беспомощного, вы создаёте зависимость

14.02.2018
28475
Фредерик Перлз: "Если вы нуждаетесь в одобрении, похвале, обратной связи от каждого, тогда вы каждого делаете своим судьёй."

Метки: Созависимость, Психотерапия, Эмоциональная зависимость,

Карл Юнг о том, почему нас раздражают некоторые люди

Карл Юнг о том, почему нас раздражают некоторые люди

09.02.2018
4398
Карл Юнг: "Нередко прискорбно наблюдать, как вопиюще человек спутывает свою собственную жизнь и жизни других, оставаясь полностью неспособным увидеть, что вся эта трагедия происходит в нем самом и как он продолжает подкармливать ее и поддерживать."

Метки: Психотерапия, Личность,

Интервью недели

Юлия Борисовна Гиппенрейтер: интервью

Юлия Борисовна Гиппенрейтер: интервью

«Когда вы разговариваете с ребенком — помолчите».

Юлия Гиппенрейтер

Доктор психологических наук, профессор факультета психологии МГУ, автор бестселлера «Общаться с ребенком. Как?»

Поделиться

Метки

...
Ceкcуальность Агрессия Апатия Арт-терапия Биполярное расстройство Возраст Воспитание Выгорание Гештальт-терапия Гипноз Границы Деньги Депрессия Детско-родительские отношения Домашнее насилие Жалость Женщины Зависимое расстройство личности Зависимость Зависть Застенчивость Измена Инфантильность Истерия Карьера Коммуникации Конфликты Кризис среднего возраста Личность Любовь Манипуляции Материнство Мотивация Мужчины Нарциссизм Насилие Неблагополучная семья Невроз Нерешительность Неуверенность в себе Обида Одиночество Отношения Панические атаки Переедание Перфекционизм Пограничное расстройство личности Подростковый возраст Предательство Привлекательность Психическая травма Психологический кризис Психологическое насилие Психосоматика Психотерапия Развитие личности Развод Ресурсы Самооценка Семейные кризисы Семья Случаи из практики психотерапии Смысл жизни Снижение полового влечения Созависимость Спасательство Страх Стресс Стыд Сценарии Счастье Тревожность Трудное поведение Уверенность Управление эмоциями Фобии Чувство вины Шизофрения Экзистенциальный кризис Эмоциональная зависимость Энергия Эффективность