"Невольный узник собственных сомнений" или Внутренний Травмированный Ребенок

4 июля 2017
6055

Тина Уласевич
Психолог, семейный терапевт, гештальт-терапевт

"Детство - это то, что мы сохранили во времени, но потеряли в себе..." 

У Урсулы ле Гуин есть рассказ «Уходящие из Омеласа», в котором повествуется о жизни Идеального города. В нем есть красивые, удобные дома, реализованы последние достижения техники и при этом совершенно не нарушена экология. Но, в этом городе есть тайна, которую открывают ее жителям не сразу, а только по достижению ими совершеннолетия.

В одном из зданий города есть темный чулан, набитый старым хламом, грязными щетками и мусором. В этом чулане живет ребенок, который не взрослеет. Ему приносят еду и убирают за ним. Однако, взрослым, ухаживающим за этим ребенком, запрещено прикасаться к нему, брать на руки, утешать, выпускать его на улицу и давать общаться с другими детьми.

Ребенок постоянно плачет, ему скучно и страшно. Он боится грязных щеток, не понимает, почему с ним так обращаются, и не знает ничего лучшего. Таково условие: благополучие Города держится на страданиях этого ребенка. Жители, знающие Тайну, не могут сделать ничего в его защиту.

Единственной формой протеста взрослых является добровольный уход из Идеального города навстречу невзгодам и лишениям. Некоторые уходят, большинство остаются.

Для меня рассказ Урсулы ле Гуин - емкая и точная метафора отношений Взрослого к своему "Внутреннему Ребенку" – той части личности, которая хранит «запись» ранних детских переживаний, реакций и позиций в отношении себя и других. «Внутренний Ребенок» – это «виртуальный» персонаж, искусственно созданное обозначение наших чувств и их проявлений, заимствованных из детства.

Тема «Внутреннего Ребенка» «звучит» в исследованиях Э.Эриксона, А.Адлера, Э.Берна, Э.Миллера, Д.Уинникотта и т.д., но, сам термин принято связывать с именем К.Г.Юнга, который считал, что архетип «Внутреннего (Божественного) Ребенка», воплощает в себе жизненные силы и потенциальные возможности, те лучшие качества, которые заложены в нас, которые мы получили в наследство от предков...«Божественный Ребенок»: непосредственный, открытый, наивный, искренний, доверчивый.

Жизнь для него – увлекательная игра, трудности – это лишь препятствия, которые нужно (и можно!) преодолеть, проявив упорство и изобретательность. Он испытывает радость от жизни, получает удовольствие от процесса, он внутреннее свободен.

Много ли вы знаете в реальной жизни детей, являющихся воплощением архетипа «Божественного Ребенка»?

"Невольный узник собственных сомнений"... или Внутренний Травмированный Ребенок.jpg


А взрослых, которым удалось сохранить эти качества?


Большинство из нас такими были...

В раннем детстве. Недолго. Пока не узнали от самых главных людей в нашей жизни - родителей, что мы «недостаточно хороши», «неправильны» в самой своей основе, а наше поведение не соответствует тем правилам, которые мы ДОЛЖНЫ усвоить и которым мы ДОЛЖНЫ соответствовать.

Так что наши родители не любят нас и сознательно нам вредят, уничтожают нашу индивидуальность? Конечно, нет. Практически никто из родителей не хочет своему ребенку зла, но, детей рожают не самые психологически здоровые люди, которых, в свое время воспитывали не самые благополучные взрослые.

Ребенок в норме — это "сгусток" жизненной энергии, «фонтан» спонтанности, который пугает окружающих своей безграничной свободой, создает проблемы своей непредсказуемостью. Рано или поздно у взрослых неизбежно возникает идея его «подгонки» под более комфортный образец, «исправления» (из лучших намерений, разумеется), «воспитания». Если мы не ведем себя так, как они хотят, нас стыдят, наказывают, не замечают. А маленький ребенок сделает все что угодно ради любви и одобрения родителей.

Пытаясь приспособиться к миру, «повзрослеть», мы буквально насильно заставляем себя быть не теми, кем являемся на самом деле, стараемся «втиснуть» себя в чужую фантазию, «вписаться в форму» чьих-то ожиданий и проекций.

Я вовсе не против дисциплины. Запреты необходимы. Замечательно, что в обществе есть правила, направленные на сохранение безопасности людей. Плохо то, что живя под давлением «надо», «должен», «нельзя», «посмотри на других», мы больше не рискуем быть собой.

Мы «раскалываем» себя, «половиним»: привыкаем услужливо демонстрировать то поведение, которое в семье поощряется и «прятать в тени» то, что отвергается. Вначале мы учимся «маскироваться» в целях получения любви и одобрения, сохраняя представление о том, какие мы есть на самом деле, но, со временем это сознательное разделение на хорошие и плохие, пригодные и непригодные качества забывается, «внутренний раскол» личности уходит на бессознательный уровень.

Постепенно нам начинает казаться, что так и было, и «я есть то, чем я хочу быть». В результате, мы свято верим, что знаем, какими мы ДОЛЖНЫ БЫТЬ, и не можем принять себя такими, какие мы есть.Так появляется часть нашей личности, которая находится «под запретом».

Например, агрессивность и сила в ребенке, обычно, не поощряются, иначе, им становится слишком сложно управлять. Детей учат быть податливыми и послушными, и именно такими они потом попадают во взрослую жизнь — «готовые, хорошо смазанные, винтики социального механизма». Очень удобные в «эксплуатации».

И встречаясь во взрослой жизни с откровенным хамством, поведением человека, откровенно нарушающего наши границы, мы вместо того, чтобы «послать» кого-то «далеко и надолго», терпим и стараемся «вести себя как приличные люди». И кому это собственно выгодно?

Подавляющее большинство родителей желает своему ребенку «всего самого лучшего». Проблема в том, что каждый из нас под «лучшим» понимает что-то свое. Например, социальный успех (к которому всю жизнь стремились родители, да так и не достигли).

Если главным «Семейным Богом» является он, то ребенок изо всех сил будет стараться «достичь его расположения». Что не так? Ребенок часто со временем действительно становится успешным взрослым. Все вроде хорошо. Почему же многим из нас радости такая жизнь не приносит? Ведь, вроде, мы всё делали “правильно”! Откуда же берется щемящая тоска и неудовольствие от жизни?

"Если бы все пальцы на руке были одинаковыми, она была бы бесполезна! Но родители так стремятся сделать своих детей успешными, ведь снаружи такой жестокий мир и каждый ребенок должен стать преуспевающим ученым или бизнесменом! А если он не справится?

Давайте вытягивать и ломать все пальцы, чтобы они стали указательными! По-истине, взваливать на ребенка свои амбиции и ожидания это еще более жестокая вещь, чем детский труд."

( из фильма "Звездочки на Земле")

Как любой «нормальный» Бог, «Бог успеха» требует жертвоприношений. Стремясь соответствовать чужим ожиданиям, человек часто вынужден оставлять в забвении целый пласт своей психики. Он перестает воспринимать себя целостно и полностью погружается в свою социальную личность, становясь «однобоким» и скучным взрослым, который может жить только по правилам.

Так возникает нелюбовь к себе, теряется контакт с собой настоящим. А затем человек начинает страдать (непонятно от чего, все же вроде хорошо), болеть или пить по-черному. Чего ему для счастья не хватает? – с удивлением шепчутся люди.

А не хватает ему половины себя, ведь «теневая сторона» обычно содержит наши собственные качества, которые мы в себе не замечаем или отвергаем несмотря на то, что в них нуждаемся. Не хватает наполненности жизни - общения (не на поверхностном уровне – о «природе и погоде», о размерах приобретенных квартир, количестве и стоимости машин и качестве элитных курортов, которые удалось посетить в этом году), а на более высоком качественном уровне, не хватает творчества, риска и приключений, не хватает свободы быть собой. Если этого нет, то, жизнь превращается в унылую каторгу.

Недовольство собой, которое знакомо практически каждому, существует исключительно благодаря тому, что значительная часть личности оказалась отвергнутой и преданной забвению. Вместе с отказом от «негативных» черт утрачивается душевное равновесие.

А ведь «запрятанные в чулан» части личности, если придать им социально приемлемую форму, имеют огромную силу, способны обеспечить нам защиту и дать свободу. Не бывает плохих и хороших частей. Есть противоположности, крайности. Они создаются только по той причине, что одну запрещают, «клеймят», подавляют, называют плохой и неудобной, сводят всю полноту личности человека к отдельному «фрагменту», заставляя «ампутировать» часть себя…

И тогда на смену Естественному (Божественному) ребенку приходит Ребенок Травмированный (раненый, стратегический). Если будучи ребенком, мы чувствуем себя отверженными, непризнанными, если наши чувства и потребности не признаются или даже не замечаются, мы вынуждены учиться выживать. Так возникает «закапсулированная», страдающая часть, которая имеет мало шансов на динамику, потому что благополучие всех остальных частей психики построено на ее мучениях.

И успешный взрослый с «фантомными болями», «смутными воспоминаниями» по утраченной целостности, которым гордятся родители, грустный, но, далеко не худший вариант развития событий. .. Еще печальней, если вера в себя подорвана, а нам так и не удалось «заслужить» расположение и одобрение родителей, несмотря на все наши искренние старания…

«Травмированный ребенок» – это часть личности, содержащая стратегии выживания во взрослом мире. Это «щит», которым мы научились прикрываться, чтобы защититься от боли.

Что происходит дальше?

Ребёнок, окружённый критикой — учится обвинять;

Ребёнок, окружённый насмешками — учится быть недоверчивым;

Ребёнок, окружённый враждебностью — учится видеть в людях врагов;

Ребёнок, окружённый злостью — учится причинять боль;

Ребёнок, окружённый непониманием — учится не слышать других;

Ребёнок, окружённый обманом — учится врать;

Ребёнок, окружённый позором — учится чувствовать вину.

Мы вырастаем, но, наш «Внутренний раненый ребенок» никуда не исчезает: он всегда с нами. Как большинство «узников», он, как правило, агрессивен, упрям, равнодушен или пассивен. Он постоянно ждет подвоха, никому не верит, скрывает или отрицает свои чувства. Он труслив, стыдлив, критичен, завистлив, склонен обвинять всех и каждого в своих проблемах.

Чаще всего, мы не хотим иметь ничего общего с этой частью личности, мы делаем вид, что ее не существует, стараемся «похоронить» ее на самом дне нашей души, ненавидим себя в моменты, когда Внутренний травмированный Ребенок напоминает о своем существовании, проецируем «непрожитые» части личности на других.

«Закопанные», лишенные внимания качества никуда не исчезают, они все равно продолжают вторгаться в нашу жизнь — в самой грубой и неприглядной форме. Не верите? А есть ли в вашей жизни кто-то, кого вы «терпеть не можете»? Кто при встрече вызывает у вас резкое раздражение?

Вспомните человека, который вас «бесит», — посмотрите внимательно и вы увидите в нем свое искаженное отражение. Когда в другом человеке мы замечаем те качества, которые однажды себе запретили, внутри нас вскипает ничем не оправданное бешенство, и на этом человеке мы стремимся выместить всю ту злость, которую испытываем к самим себе.

А стоит примириться с собой и никакого раздражения больше нет. Принимая себя, мы автоматически учимся принимать весь мир таким, какой он есть.

Вот только все это легче сказать, чем сделать. Мы панически боимся этой части себя, потому что «вырвавшись на свободу», она может уничтожить все наше благополучное рациональное «взрослое» существование, построенное на лжи, разрушить тщательно выстроенный образ себя.

К сожалению, у Внутреннего травмированного Ребенка отличная память. Он может годами сидеть запертым под замком в чулане нашей души, но, он продолжает наблюдать за нашей жизнью из узкой щелочки дверного замка.

Он живет в своем собственном мире, основанном на переживаниях и воспоминаниях далекого прошлого. Когда в настоящей реальной взрослой жизни происходят ситуации, похожие на ситуации из детства, они автоматически воссоздают детские чувства.

Переживая стресс или встречая кого-то, кто предлагает нам свою любовь (еще какой стресс, для отчаявшегося найти любовь человека), мы начинаем вести себя так, как будто другие люди что-то нам должны.

Снова и снова наш Внутренний раненый ребенок проецирует на настоящее ситуацию травмы, то, что случилось давным-давно, заставляя нас реагировать так, как реагировал бы маленький ребенок, выживание которого целиком и полностью зависит от других людей и тех стратегий и защит, которые ему удалось «нарастить».

Внутренний «травматик» заставляет нас действовать так, как будто мир – это место, где можно выжить и добиться своего только требовательностью, манипуляциями и контролем. Когда мы погружаемся в это детское состояние, мы начинаем смотреть на мир глазами голодного ребенка, который умрет, если его потребности не будут удовлетворены прямо сейчас. Мы обвиняем, жалуемся, требуем, хнычем, планируем заговоры.

В результате, как правило, остаемся в одиночестве, страдаем, злимся и продолжаем ждать чуда – встречи с человеком, который поймет нас «без слов», удовлетворит все наши потребности, вернет то, что когда-то не «додали» нам родители в детстве: любовь, заботу, чувство защищенности, признание того, что ты самый лучший. Сталкиваясь с невозможностью другого компенсировать нам все то, чем мы были обделены в детстве, мы превращаем нашу жизнь в месть.

Мы выросли, так какое значение сейчас имеют наши детские переживания?

В том-то и дело, что не важно, сколько вам сейчас лет, однажды созданные состояния сохраняются «по умолчанию», несмотря на то, что мы взрослеем. Мы всю жизнь несем с собой этот багаж: воспоминаний, удач, неудач, потрясений и открытий, которые произошли с нами в детстве…

Ошибки прошлого нельзя исправить, потому что прошлого уже не существует. Но, выбор есть всегда. Мы можем рискнуть познакомиться с той частью себя, которую предпочитаем не демонстрировать, «прятать в подвале», той, которую мы считаем «грязной» или «слабой»…Можем проделать определенную работу над собой, позволить Травмированному  Ребенку рассказать свою историю, оплакать свои раны... А можем жить дальше, не обращать внимания на собственные потребности, болеть, страдать и чувствовать щемящую тоску по себе настоящему…

Все мы ранены своим детством - кто больше, кто меньше. И всем есть что лечить... Познавая себя, мы меняемся – меняются наши ощущения, меняется наше отношение, происходят изменения в настоящем.

"Утрата контакта со своим Внутренним Ребенком, когда мы, дабы больше не испытывать боли от детских горестей и обид, «перерезаем нить», связывающую нас с нашим детством, окружаем Страну Детства крепостной стеной амнезии, не проходит бесследно: мы засыпаем «песками забвения» единственный источник радости и счастья, блокируя собственное творческое начало, любопытство и непосредственность" (С.Ковалев).

Ребенок может научить взрослого трем вещам: радоваться без всякой причины, всегда находить себе занятие  и настаивать на своем. (П.Коэльо)

Думайте сами – решайте сами – быть или не быть, собой.

Источник

Метки: Застенчивость, Чувство вины, Неуверенность в себе, Инфантильность, Психическая травма, Психологические защиты, Нерешительность,

Читать по теме:

Дочери, которых не любили и тяжкая ноша семейных секретов

Дочери, которых не любили и тяжкая ноша семейных секретов

09.11.2018
2091
«Моя мать все мое детство обесценивала мои успехи в учебе, говоря, что ну хоть что-то у меня должно получаться, а то ведь я такая страшная и толстая. Она заставляла меня ужасно себя чувствовать каждый день. Представьте мое удивление, когда я узнала, уже став взрослой, что она хвасталась моими успехами другим, потому что это делало её успешной матерью в чужих глазах. Это было последней каплей. Просто классическое лицемерие».

Метки: Воспитание, Материнство, Психическая травма, Психологическое насилие, Детско-родительские отношения,

Заморозка несконтейнированных детских травм – основа любой травли и дедовщины

Заморозка несконтейнированных детских травм – основа любой травли и дедовщины

08.11.2018
835
Заморозка несконтейнированных детских травм – основа любой травли и дедовщины. Девиантного детского поведения. Старшеклассники издеваются над младшими, как когда-то издевались над ними. Педофилы чаще всего сами становились жертвами насилия. Самый злой начальник на работе обычно тот, кто дополз по карьерной лестнице с самого низа и «всем все помнит».

Метки: Агрессия, Домашнее насилие, Психическая травма, Детско-родительские отношения,

Выход из треугольника Карпмана

Выход из треугольника Карпмана

06.11.2018
3805
Основной посыл Жертвы таков: «Жизнь непредсказуема и зла. Она все время делает со мной то, с чем я не могу справиться. Жизнь – это страдание». Эмоции Жертвы – страх, обида, вина, стыд, зависть и ревность. В теле – постоянное напряжение, которое трансформируется со временем в соматичекие заболевания.

Метки: Чувство вины, Обида, Раздражительность, Манипуляции, Психологическое насилие, Зависть, Жалость, Отвержение,

Толерантность к унижению

Толерантность к унижению

18.10.2018
1039
Толератность к унижению - это когда меня унижают, а я считаю это закономерным и правильным, то есть внутренне соглашаюсь с этим и продолжаю процесс унижения уже внутри себя. Кто-то отозвался нелестно о том, как я провожу свое свободное время. Человек, у которого этой толерантности нет, возмутится в стиле "какое твое дело?". Другой же, который толерантен, будет испытывать чувство стыда или вины и давить себя еще больше.

Метки: Стресс, Чувство вины, Неуверенность в себе, Стыд, Нерешительность,

Безответной любви не бывает

Безответной любви не бывает

10.10.2018
5525
Безответная любовь всегда рождается в поле иллюзий. Побывав на свидании с отличным парнем, который проявляет интерес, одна девушка просто заинтересуется, а вторая… начнет мечтать. Почему же не начнет мечтать первая?

Метки: Отношения, Одиночество, Любовь, Инфантильность,

Основные психотравмы: отвергнутый, покинутый, униженный

Основные психотравмы: отвергнутый, покинутый, униженный

10.10.2018
1561
Травма отвергнутого появляется, когда человек отвергает другого и не принимает себя в этой ситуации. Этот опыт становится порочным кругом: я отвергаю себя, я отвергаю других и другие тоже отвергают меня.

Метки: Психическая травма,

Почему мне так плохо, хотя все вроде бы нормально

Почему мне так плохо, хотя все вроде бы нормально

09.10.2018
1506
В работе психолога большая часть работы – помочь ему создать новые границы, установку: «так со мной нельзя». ТАК. СО. МНОЙ. НЕЛЬЗЯ. Бить меня нельзя. Ругаться матерно. Обзывать шлюхой и рвать мои вещи. Отнимать и сжигать мои игрушки. Усыплять моих животных и не сознаваться в этом («Пушок убежал, наверное»). Унижать и высмеивать меня перед родственниками и знакомыми. Отказывать мне в заботе, когда я болен или слаб – нельзя.

Метки: Стресс, Чувство вины, Личность, Отвержение,

Мы остаемся в том возрасте, где нас недолюбили

Мы остаемся в том возрасте, где нас недолюбили

08.10.2018
5013
Я часто встречаюсь с людьми, которым по 20, 30, 40 лет, но это внешне. А там внутри они как будто остались в далеком детстве и до сих пор ждут любви, которую тогда не дополучили. И остаются там до тех пор, пока самостоятельно не научаются находить удовлетворение в себе.

Метки: Личность, Инфантильность,

Виктимное поведение, или КАК мы САМИ притягиваем неприятности к себе

Виктимное поведение, или КАК мы САМИ притягиваем неприятности к себе

30.09.2018
2126
Человек с виктимным поведением не хочет быть жертвой, но страдает потому что совершает элементарные поведенческие ошибки.

Метки: Страх, Стресс, Неуверенность в себе,

Неполноценные матери

Неполноценные матери

30.09.2018
2222
Инфантильная мать ждет от ребенка, которого сама произвела на свет, что он компенсирует ту любовь и внимание, которое она сама не получила в детстве.

Метки: Материнство, Инфантильность, Семья, Детско-родительские отношения,

Внешний портрет Травматика

Внешний портрет Травматика

30.09.2018
4217
Для травматиков характерна удивительная особенность – или им необходимо время для того, чтобы вступить в отношения, или они стремительно входят в отношения.

Метки: Психическая травма,

Почему женщине непозволительно и страшно отказывать мужчине

Почему женщине непозволительно и страшно отказывать мужчине

28.09.2018
47634
Страх отказывать - это локомотив, который тащит женщину проживать не свою жизнь, и бессильно принимать чужие решения и просьбы.

Метки: Страх, Отношения, Чувство вины, Женщины,

Проблема травмированных женщин

Проблема травмированных женщин

25.09.2018
3513
Проблема травмированных женщин — в категоричности! «Или он или никто», вариант «во второй раз я этого точно не переживу!»

Метки: Психическая травма, Женщины,

Зависимость от чужого мнения

Зависимость от чужого мнения

25.09.2018
35440
Екатерина Вашукова, психолог: "Зависимость от чужого мнения способна не только навредить в реальный момент времени, но и испортить всю жизнь. Так люди устраиваются на ненавистную работу, девушки выходят замуж за мужчину, которого выбрали родители, кто-то отказывается от увлечений, потому что это не модно или отвлекает от общения."

Метки: Неуверенность в себе, Эмоциональная зависимость,

5 самых токсичных женских мыслей

5 самых токсичных женских мыслей

25.09.2018
21097
Психолог Ольга Юрковская: «Токсин одиночества: мне уже 25, 30, 35… Я одинока, всегда буду одинока, и это не изменить». Женщине нетрудно окружить себя кавалерами, если она умеет грамотно транслировать свой интерес к ним, свое восхищение, свою признательность. Тогда у нее будет и выбор, и удовольствие от общения, и достойные кандидаты. Это вопрос практики. В любой момент жизни можно научиться тому, что ваши ровесницы освоили чуть раньше."

Метки: Одиночество, Неуверенность в себе, Женщины, Самооценка,

Травма брошенного ребенка

Травма брошенного ребенка

24.09.2018
2568
Анна Паулсен гештальт-терапевт: "Травма брошенного ребенка - под этим я понимаю травмы, в которых ребенок оставался в детском возрасте один на один с жизнью, где родители не выполняли свои родительские функции: дети алкоголиков, дети безответственных родителей, дети, отданные в детские дома, дети, которых выгоняли из дома или угрожали этим, дети, пережившие развод родителей или смерть родителей или одного из них, дети-беспризорники, без оказания им всем своевременной психологической поддержки."

Метки: Психическая травма,

Иллюзия "уверенности в себе" и готовность к риску

Иллюзия "уверенности в себе" и готовность к риску

23.09.2018
5185
Психолог Илья Латыпов: "Как часто многим людям не хватает внутренней команды болельщиков, которые в моменты нашего самого тяжелого падения и унижения остаются рядом – и переживают неудачу вместе. Внутреннее одиночество, когда сам с собой не можешь разделить горечь, а можешь только добивать сам себя  – вот источник зашкаливающей неуверенности".

Метки: Уверенность, Неуверенность в себе,

Родители-рабы

Родители-рабы

22.09.2018
23624
"Ты лучший", "все будет хорошо", "все получится" - многие мамы считают, что должны непрерывно это озвучивать, иначе ребенок потеряет мотивацию. Сначала он чуть что будет прибегать к вам, чтобы вы утешали его и подбадривали, но вскоре у него может появиться к вам ненависть. Окажется, что вы его обманули, вы не авторитетная фигура в большом мире, вы обычная домохозяйка, не уважаемая в социуме. Это все равно как если бы он вдруг узнал, что является чемпионом мира в пределах вашей кухни и все смеются над его кубками из бумаги."

Метки: Воспитание, Инфантильность, Детско-родительские отношения,

Напроситься на поглаживание... Почему это так сложно?

Напроситься на поглаживание... Почему это так сложно?

22.09.2018
9432
Психотерапевт Дмитрий Вострухов: "Человек нуждается в поглаживаниях. Причем ОЧЕНЬ сильно. Гораздо сильнее, чем это может быть заметно со стороны. Женщина не просто так делает новую прическу. Ребенок решает примеры, учит параграфы и тянет потом руку, чтобы выйти к доске, тоже не просто так. Однако многие не любят просить. Ни комплиментов, ни о поддержке, ни о признании. Они боятся оказаться слабыми или попасть в зависимую позицию жертвы".

Метки: Застенчивость, Коммуникации, Неуверенность в себе, Стыд, Нерешительность,

Кто такие токсичные родители: проблема постсоветского пространства

Кто такие токсичные родители: проблема постсоветского пространства

22.09.2018
14241
Клинический психолог Юлия Лапина: "Токсичные родители – это вообще про тонкие материи. У нас в обществе пока что не до конца табуировано даже физическое насилие по отношению к детям, а тема о вербальном насилии и уж тем более о токсичных манипуляциях – вообще что-то из рубрики «их нравы» (читай – зажрались)."

Метки: Депрессия, Психическая травма, Психологическое насилие, Детско-родительские отношения,

Токсичная мать: неужели она нарочно?

Токсичная мать: неужели она нарочно?

19.09.2018
16492
Клинический психолог Юлия Лапина: "После общения с токсичной матерью уже взрослой дочери формально нечего сказать, но после фразы вроде «ой, ну конечно ты можешь ехать в отпуск с этим парнем, мне уже нужно привыкать быть одной, кому нужна старая больна мать, это понятно» - ощущения не из приятных. Вина - эффективный метод кнута, но токсичный для обеих сторон."

Метки: Чувство вины, Обида, Манипуляции, Детско-родительские отношения,

Про детские психотравмы и взрослых невротиков

Про детские психотравмы и взрослых невротиков

17.09.2018
25693
Психолог Михаил Лабковский: "Многие считают себя интровертами. На самом деле интровертами они были не всегда. Просто в детстве они пытались поделиться с мамой и папой своими секретами и тут же выяснили, что это никому не интересно (услышали про некогда, отстань и не морочь мне голову)."

Метки: Невроз, Психическая травма, Детско-родительские отношения,

Эмоциональный инцест

Эмоциональный инцест

09.09.2018
11477
Гештальт-терапевт Мария Гаспарян: "Эмоциональный инцест имеет место, когда отношения между родителем и ребенком (эмоциональные, не сексуальные) становятся похожи на отношения между двумя супругами, только вот, учитывая незрелость ребенка, это односторонние отношения, в которых родитель эмоционально «подпитывается» от ребенка, а ребенок, в итоге, чувствует ответственность за благополучие родителя".

Метки: Чувство вины, Созависимость, Психологическое насилие, Детско-родительские отношения, Эмоциональная зависимость,

Как не вырастить инфантила

Как не вырастить инфантила

17.08.2018
8623
Психолог  Денис Осин: "Инфантилизм может развиваться из совершенно разных предпосылок. Он появляется и у ребенка, которого зашугали, и у ребенка, который живёт в состоянии вседозволенности. Это связано с тем, что и в первом, и во втором состоянии у ребенка не вырабатывается самое главное качество - самостоятельность."

Метки: Воспитание, Инфантильность, Детско-родительские отношения,

"Крутилка" — метод мгновенной нейтрализации травм и шоков из прошлого

"Крутилка" — метод мгновенной нейтрализации травм и шоков из прошлого

12.08.2018
17505
Валерий Оноприенко: "Неразобраннное прошлое оказывает существенное влияние на ваше внимание. Если идеальное рабочее состояние - находиться "здесь и сейчас", работать над одним делом и полностью ему отдаваться, "находиться в потоке" - то каждое заряженное событие из прошлого забирает часть вашего внимания. В результате теряется возможность концентрироваться, человек становится рассеянным".

Метки: Психическая травма,

Почему мне выгодно быть жертвой

Почему мне выгодно быть жертвой

20.07.2018
1318
Сергей Котов, психотерапевт: "Хочу представить вам письмо написанное моей клиенткой по поводу одного из этапов нашей работы. Публикуется с ее разрешения. Надеюсь это письмо поможет увидеть «ваши» круги жертвы."

Метки: Управление эмоциями, Психическая травма, Спасательство, Жалость,

Универсальная техника для работы со страхами, виной и низкой самооценкой

Универсальная техника для работы со страхами, виной и низкой самооценкой

08.07.2018
2122
Наталья Филимонова, психолог: "Если вас мучают страхи, панические атаки, чувство вины перед кем-либо, вы можете попробовать эту несложную и увлекательную технику сделать самостоятельно."

Метки: Стресс, Чувство вины, Панические атаки,

Зона комфорта. Входить или выходить

Зона комфорта. Входить или выходить

03.07.2018
873
Наталья Валицкая, психолог: "Те, кто засиделся, знают, когда им пора «вылетать». Это легко определить по тому, что ваше «гнездо» начинает вас активно раздражать, теснить и злить. Агрессия - это та самая, необходимая и уместная разрушающая сила, которая вас однажды выталкивала из материнской утробы."

Метки: Неуверенность в себе, Нерешительность,

Эллен Хендриксен: научитесь отказывать без чувства вины

Эллен Хендриксен: научитесь отказывать без чувства вины

03.07.2018
774
Научитесь отказывать без чувства вины. Способ №1: Предложите альтернативу. Это самый простой способ сказать «нет». Отклоните запрос, но предложите утешительный приз. «Мой график просто не позволяет мне вычитать диссертацию до нужного срока, но вот ссылка на большую статью о пяти самых больших ошибках при написании диссертации, которые необходимо избегать».

Метки: Чувство вины,

Больше всего ЖАЛЕТЬ в старости МЫ БУДЕМ НЕ О ТОМ, что мало путешествовали

Больше всего ЖАЛЕТЬ в старости МЫ БУДЕМ НЕ О ТОМ, что мало путешествовали

26.06.2018
5714
Психолог Анна Кирьянова: "Я со многими очень пожилыми людьми общалась, которые были вполне в своем уме. Больше всего они сожалели о том, что позволяли себя нагло использовать. И терпели обиды, незаслуженные и подлые."

Метки: Уверенность, Личность, Обида, Возраст, Глупость, Нерешительность,

Интервью недели

Мне жаль детей, которых с рождения водят в развивающие центры

Мне жаль детей, которых с рождения водят в развивающие центры

«Маленькие вундеркинды» спустя несколько лет вдруг бросают чтение, охладевают к школьным занятиям и вообще перестают чем-либо интересоваться. В чем тут дело?

Мне жаль детей, которых с рождения водят в развивающие центры

Марина Мелия

Поделиться

Метки

...
Ceкcуальность Агрессия Апатия Арт-терапия Биполярное расстройство Возраст Воспитание Выгорание Гештальт-терапия Гипноз Границы Деньги Депрессия Детско-родительские отношения Домашнее насилие Жалость Женщины Зависимое расстройство личности Зависимость Зависть Застенчивость Измена Инфантильность Истерия Карьера Коммуникации Конфликты Кризис среднего возраста Личность Любовь Манипуляции Материнство Мотивация Мужчины Нарциссизм Насилие Неблагополучная семья Невроз Нерешительность Неуверенность в себе Обида Одиночество Отвержение Отношения Панические атаки Пассивная агрессия Переедание Перфекционизм Пограничное расстройство личности Подростковый возраст Предательство Привлекательность Психическая травма Психологический кризис Психологическое насилие Психопатия Психосоматика Психотерапия Развитие личности Развод Раздражительность Ресурсы Самооценка Семейные кризисы Семья Случаи из практики психотерапии Смысл жизни Снижение полового влечения Созависимость Спасательство Страх Стресс Стыд Сценарии Счастье Тревожность Трудное поведение Уверенность Управление эмоциями Фобии Чувство вины Шизофрения Экзистенциальный кризис Эмоциональная зависимость Энергия Эффективность