Тревога по наследству
Дети играют на площадке. Чья-то мама высовывается из окна и кричит:
- Яша, Яша! Иди домой!
- Мама, я проголодался?
- Нет, ты замерз!
Почти исчезли «дворовые компании», которые гуляют самостоятельно, детей водят и забирают из школы вплоть до пятого класса, все чаще слышишь, как родители не могут проконтролировать себя и делают бесконечные и бесполезные замечания детям («Осторожно, собака!», «Не залезай на бордюр!», «Не прыгай!»)
В данной статье хотелось бы поговорить не о том, что с этим делать, а о том, откуда это берется.
Есть два больших «резервуара», откуда берутся родительские страхи. Во-первых, это их личный опыт. Здесь все просто: маму когда-то покусала собака, и теперь мама все время пытается оградить своего ребенка от всех собак подряд.
Проблема этого поведения в том, что ребенка собака не кусала. И он не может понять, что происходит, почему у мамы такая реакция на игривого щенка. Это означает, что ребенок обязательно будет бояться (дети подвержены тому, что транслируют родители, даже если не понимают), но только иррационально, т.е. не понимая, чего и почему он боится.
Если таких ситуаций в жизни ребенка много, то это – прямая дорога к самым разным тревожным расстройствам во взрослом возрасте.
Второй, куда более сложный источник родительских страхов... страхи и проблемы их собственных родителей. Которые, как в примере выше, передались им нерационально, часто, они толком не осознаются и критичности к ним нет.
В этом контексте очень важно хотя бы примерно понимать, почему родители родителей вели себя так, а не иначе, и какие конкретно установки они могли передать своим детям.
В начале века происходит революция, война, в результате которой женщины массово остаются одни, их мужья либо погибли, либо пропали безвести, либо оказались в тюрьме. Те, кто избежал этого, выкошены второй мировой.
Те, кто вернулись домой, принесли с собой ворох военных травм и проблем. В результате женщина становится тяжеловозом, машиной по выживанию. Эмоции и желания необходимо игнорировать, заталкивать поглубже, не давать им возможности проявиться, иначе развалишься.
Нужно постоянно работать для выживания, на детей, ценятся дела, а не чувства. Проблема в том, что ребенок этого не понимает. Он видит только, что мама к нему холодна, что ее нет дома. Что она не отвечает ни на его улыбку, ни на его плач. «Мама меня не любит» - вполне логичное восприятие такой ситуации.
Этот ребенок тоже становится взрослым. Этот ребенок превращается в подобие мамы, только по другой причине: им движет убеждение, что если он будет «хорошим», будет помогать, хорошо учиться, стараться приносить пользу, то в какой-то момент он все-таки получит от мамы то, чего так не хватило – тепла.
Ребенок взрослеет и тоже создает семью. У него только два варианта: либо вести себя в точности, как вела себя его мама, либо – искать любви у своих собственных детей. Ребенок в этой семье становится всем.
Та любовь, которой любит его кто-то из родителей, поглощает его, с одной стороны питает, с другой – становится золотой клеткой. Где нет возможности покинуть маму, обидеть ее, сделать по-своему, обратить внимание не на желания мамы, а на свои собственные.
По сути, тоже самое, что поколение назад, только по другой причине. Любая попытка отделения от мамы сопровождается ужасом со стороны родителя и сильнейшим чувством вины у ребенка. Чаще всего, так бывает с мамами. Чаще всего, отцы в таких семьях – безвольные, не имеющие собственного мнения, отстраненные от воспитания ребенка.
И вот подрастают эти внуки послевоенного поколения. Их главная мысль: «мы должны». Мы должны сделать своих родителей счастливыми, обязаны им. Мы должны сами со всем справляться, их нельзя нагружать. Не дай бог испортить маме настроение. Это поколение поражено тревогой за всех, ответственностью за всех, виной за всё.

В этом поколении дети часто отдавались родителям, как взятка: люби его, чтобы я могла пожить своей жизнью. Или же детьми занимались: бесконечные кружки, секции, репетиторы, страх оставить их одних, желание помочь и уберечь и чувство вины, когда это невозможно.
И вот в этой ситуации идет основная передача тревоги подрастающему поколению. Ребенок чувствует, что маме тревожно, не понимает, почему и что он должен делать по этому поводу. Единственный вариант – тоже тревожится и бояться вместе с мамой. На всякий случай.
Конечно, это очень общая зарисовка, которая индивидуально меняется в каждой семье. Но в целом, часто нерациональная тревога современных родителей - привет им из прошлого века.
Автор: Серебряная Анна Владимировна, клинический психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, сотрудник психотерапевтического центра Алвиан
Центр психотерапии «Алвиан» специализируется на медико-психологической помощи детям, подросткам и взрослым. Наши специалисты работают со всеми основными психологическими проблемами и расстройствами.
Кроме традиционной индивидуальной терапии мы предлагаем дополнительные коррекционные программы:
- МИМ-терапия: методика способствует раскрытию творческого потенциала личности ребёнка и развитию его коммуникативных навыков. Основная особенность заключается в совместной работе детского врача психотерапевта и профессиональных актеров-мимов.
- Песочная терапия + БОС-терапия: сочетание классического арт-терапевтического метод, который дает ребенку возможность проиграть в символическом виде внутренние переживания с методами биологической обратной связи (БОС), которая быстро и эффективно снимает симптомы на телесном уровне. Такое сочетание обеспечивает комплексный подход к решению проблемы: БОС-терапия убирает симптомы, а песочная терапия помогает человеку осознать причины проблемы, без устранения которых окончательно избавиться от соматического симптома не всегда получается.
- Групповая терапия: психотерапия, в которой процессы, происходящие внутри группы людей, являются одним из методов исцеления, они позволяют почувствовать, что ты не одинок, попробовать здесь и сейчас новые модели поведения в безопасной обстановке и получить обратную связь о них, наладить новые отношения с новыми людьми.
Метки: Тревожность,
Читать по теме:
"Мне 35, а я все еще не замужем! Я так и останусь одна!": как справиться с повышенной тревожностью
Метки: Тревожность,
11 признаков того, что вам не хватает эмоционального интеллекта
Метки: Стресс, Тревожность, Управление эмоциями, Обида, Пассивная агрессия,
11 вещей, которые должен услышать мужчина в депрессии
Метки: Депрессия, Тревожность, Мужчины,
Тревога, страх и паническая атака
Метки: Страх, Тревожность, Панические атаки,
Популярный ноотроп ФЕНИБУТ
Метки: Депрессия, Тревожность, Синдром деперсонализации-дереализации, Деперсонализация,
Повышенная тревожность: причины и способы с ней справляться. Советы психолога
Метки: Тревожность,
Психологическая травма: советы психолога
Метки: Бессонница, Стресс, Тревожность, Психическая травма,
Гипертрофия воли или путь самонасилия
Метки: Невроз, Стресс, Тревожность, Психосоматика,
Как преодолеть страх? 6 практических рекомендаций
Метки: Страх, Тревожность,
Развитие осознанности как способ справиться с тревогой, страхами и паникой
Метки: Страх, Тревожность, Панические атаки, Когнитивно-поведенческая психотерапия,
Экзистенциальная тревога и становление идентичности
Метки: Тревожность, Экзистенциальный кризис,
Как спастись от выгорания на работе?
Метки: Бессонница, Депрессия, Стресс, Тревожность, Выгорание,
Заложники жалости
Метки: Тревожность, Чувство вины, Жалость,
Радостнее жить
Метки: Невроз, Тревожность, Личность, Управление эмоциями,
Жить в мире с собой при неопределенности в жизни
Метки: Страх, Тревожность, Неуверенность в себе,
Упражнения по преодолению тревоги
Метки: Фобии, Тревожность, Управление эмоциями,
Психические расстройства в литературе
Метки: Тревожность,
Невротические страхи: что за ними стоит
Метки: Невроз, Страх, Тревожность,
Зачем человеку тревога?
Метки: Тревожность,
Избегание тревоги и социальные сети
Метки: Тревожность,
Популярное на сайте
Интервью недели

Мне жаль детей, которых с рождения водят в развивающие центры
Мне жаль детей, которых с рождения водят в развивающие центры