Иллюзии об идеальном мире или опыт разочарования

30 сентября 2016
8001

Геннадий Малейчук
Психолог, гештальт-терапевт

Трудно расставаться с иллюзиями.
Воздушные замки прочнее железобетона.
Игорь Карпов


Сорвавшаяся с крючка рыба
всегда кажется больше пойманной.
Кобо Абэ

Постановка проблемы

Хороший контакт с реальностью – необходимое условие психического здоровья. Этот тезис уже стал аксиомой. Однако данное условие очень сложно определить. Это касается как понятия контакта, так и понятия реальности. Что такое хороший контакт и насколько он хорош? Каковы критерии хорошего контакта? Не легче обстоит вопрос и со вторым понятием этой пары – реальностью. Что такое реальность? Какова она? Существует ли вообще объективная реальность и насколько она объективна? В нашей статье мы не будем рассматривать все эти проблемные вопросы, а сфокусируемся лишь на одном из интересующих нас феноменов из этой области – идеализации.

В фокус моего рассмотрения в этом случае попадает понятие образа. Образ является "продуктом" восприятия-сознания (субъективный образ объективного мира). Образ всегда является сложным сочетанием объективного и субъективного, материального и идеального. В нем есть нечто от внешнего мира – воспринимаемого, сознаваемого объекта и мира внутреннего – личности самого воспринимающего-сознающего. В случае же идеализации мы имеем дело со смещением фокуса контакта с объективной реальности (воспринимаемого объекта) на реальность субъективную – личность воспринимающего. При этом происходит искажение объекта внешнего мира за счет инвестиции в образ личности воспринимающего. Объект в случае идеализации проективно наделяется некоторыми реально несуществующими позитивными качествами. В результате этого субъект – воспринимающий – контактирует по большей части с "инвестированным", идеализированным образом объекта, контакт же с реальным объектом в этом случае представляется весьма проблематичным.

Областью моего интереса в данной статье в первую очередь является контакт межличностный, точнее контакт со значимыми другими, близкими людьми. С нарушениями такого рода контактов чаще всего приходиться встречаться в психотерапевтической практике. Одной из причин возможных сложностей контакта с близким человеком является уже обозначенный нами феномен идеализации этого близкого.

Что ж тут плохого в идеализации – спросите вы?

Ведь воспринимая другого человека лучше, чем он есть на самом деле, мы даем ему шанс стать другим, лучшим! В том-то и сложность, что в такого рода восприятии мы не видим другого человека как такового, каким он является – иным, другим, и не принимаем его инаковости. В этом невидении и непринятии и кроется причина проблемных отношений. Не замечая и не принимая другого таким, каким он является, мы неизбежно пытаемся его изменить, улучшить, усовершенствовать. Мы тем самым даем ему следующее послание: "Ты не такой, каким должен быть! Стань другим и тогда я буду тебя любить!". В такого рода установке по отношению к другому неизбежно просматривается установка к самому воспринимающему, усвоенная им, как правило, от его близких, значимых людей, чаще всего родителей. Наличие такой "корректирующей установки" порождает много негативных эмоций у обоих партнеров. Склонный к идеализации человек проявляет недовольство, претензии, обиды к своему партнеру, а тот, в свою очередь, чувствует раздражение, вину, стыд… Неудивительно, что о близости, интимности в такого рода отношениях говорить не приходиться.

В чем проявляется установка на идеализацию?

Рассмотрим наиболее типичные проявления такой установки. Они следующие:
  • Деление людей на хороших и плохих, а мир – на черный и белый. Другой человек воспринимается недифференцированно. При описании других такие люди дают им односложные характеристики. Характеристики мира имеют тенденцию к поляризации – либо-либо. Мир воспринимается как полярный, лишенный оттенков.
  • Наличие морализаторской установки к другим и к миру. В суждениях таких людей несложно увидеть тенденцию к оценке, в их речи присутствует много оценочных слов в отношении других. Схожие установки (в основном негативные) можно обнаружить и в отношении к миру;
  • Непринятие мира и других. Другой человек нуждается в улучшении, коррекции, к нему предъявляются повышенные требования, претензии. Мир также не является идеальным. Если его не удается переделать (хоть у некоторых это и получается, все революционеры – идеалисты), то на него обижаются;
  • Разочарование, обвинение других и Мира. Другие люди и мир не идеальны, в других "много лицемерия, подлости…", а "мир – далек от совершенства";
  • Потребительская позиция в отношении к другому и к миру. Другой – должен (быть другим, давать, меняться…). К миру может присутствовать установка позитивного ожидания (что-то должно случиться приятное, неожиданное – выигрыш в лотерею, наследство, просто "халява"). В ситуации же разочарования миром присутствует установка негативного ожидания – "от мира ничего хорошего не дождешься";

Как обнаружить феномен идеализации в близких отношениях?


Все вышеперечисленное можно обнаружить и в близких отношениях. Кроме того, можно выделить и ряд специфических критериев идеализации в такого рода отношениях. Вот они:

  • Отношения в паре вертикальные. Если речь идет о брачных отношениях, то такие браки являются комплементарными или дополнительными по ролевым позициям. Возможны различные виды комплементарности: "Отец-Дочь", "Мать-сын";
  • В паре доминируют "детские потребности". Чаще всего они следующие: в принятии, в безусловной любви, признании-внимании, в заботе. От партнера требуют удовлетворения, в первую очередь, именно этих потребностей;
  • В паре существуют сложности со "взрослыми потребностями" – в близости, интимности. Наличие в отношениях в паре "детских потребностей" не является показателем незрелости этих отношений, скорее, таким показателем будет отсутствие в паре "взрослых потребностей";
  • У одного из партнеров заметно преобладает установка "брать". Поскольку баланс в отношениях "брать-давать" нарушен, партнерские отношения становятся невозможными;
  • Преобладание в отношениях негативных эмоций: обиды, раздражения, злости, вины, стыда.
  • В целом для партнеров будет характерна инфантильность, эмоциональная незрелость.

Пример из практики. Клиентка – назовем ее Ольга – не может простить мужа за то, что он ее бросил во время декретного отпуска (не уделял ей и ребенку должного внимания, гулял, пил). У Ольги много обиды и претензий к мужу – несмотря на то, что он в течение последних трех лет всячески старается "искупить" вину, – простить она его не может и "вряд ли когда-нибудь простит". В паре, по мнению клиентки, нет близких, доверительных отношений, отсутствует интимность, в том числе сложности с сексом. По мнению Ольги, во всем виноват муж, который должен как-то измениться, стать другим – более внимательным, заботливым, мужественным, чувствительным… Он должен больше зарабатывать, больше проводить времени с ней и с ребенком, меньше внимания уделять своим родителям… Много недовольства у Ольги обнаруживается и в отношении к родственникам мужа, к своей работе, начальству и в целом – к "…несправедливому к ней миру". Четко прослеживается позиция долга в отношении к ней – мужа, его родственников, Мира. Отрицаются собственные вклады в отношения и собственная ответственность. Жизнь, по ее убеждению, может измениться тогда, когда изменятся другие, сама же Ольга меняться не должна: "При чем здесь я вообще?".

Как это формируется в норме?

Идеализация объекта привязанности – естественный и необходимый процесс развития ребенка. Родительские фигуры изначально им идеализированы. И неудивительно – мама с папой воспринимаются малышом всемогущими волшебниками, которые знают и могут для ребенка все. Это очень важно, так как ребенку предстоит еще столько всего усвоить, а для этого значимые объекты должны обладать непререкаемым авторитетом. Еще одной важной функцией родителей также является функция смягчения для ребенка опыта встречи с реальностью. Ребенок еще не в силах ей (реальности) противостоять и родителя являются своеобразным буфером, создающими для него безопасную, во многом искусственную, "санаторную" нишу проживания.

Но так должно оставаться не всегда. Ребенок подрастает и в своем взрослении неизбежно встречается с реальным миром, с другими объектами этого мира и это с неизбежностью приведет его к разочарованию в родителях и мире – де-идеализации. Мудрые (чаще не от прочитанных книг по воспитанию детей, а от природы) родители не препятствуют этому процессу. Да для этого и не требуется многого – не стараться быть идеальными родителями, людьми, просто быть "достаточно хорошими родителями" (термин Виникотта) и обычными людьми.

Ребенок, взаимодействуя с такими родителями, неизбежно сталкивается с фактами их не-идеальности, а они, в свою очередь, также помогают ему встретиться с не-идеальным миром, все меньше по мере его (ребенка) взросления защищая от мира реального, организуя с ним "встречи" в виде постепенной передачи ребенку все большей и большей ответственности. Процесс разочарования ребенка в своих родителях – де-идеализация – является условием "встречи" с ними как с живыми, человеческими, неидеальными объектами. Так как все это происходит медленно и постепенно, у ребенка такая встреча проходит безболезненно. Ребенок, в результате такой вакцинации реальностью, постепенно приобретает прививку от реальности. С процессом взросления у него формируется более-менее адекватная картина реальности, все же не лишенная субъективности и индивидуальности. Это естественный процесс, в ходе которого в норме у ребенка формируется хороший контакт с реальностью и ее объектами.

В каких случаях де-идеализация оказывается невозможной?

Чаще всего де-идеализация становится невозможной или проблематичной по следующим причинам:
  • Родители были идеальными и остались ими.
В силу этого ребенок не в состоянии "свергнуть их с трона", у него остается очень сильная привязанность к ним. Частым спутником таких отношений является сильное чувство вины и долга у ребенка по отношению к родителям. Иногда де-идеализация невозможна в отношении одного из родителей – более безупречного. Обычно это пары – "дочь – отец" и "сын – мать". В первом случае (папина дочка) мы имеем дело с сильной привязанностью дочери к своему отцу, что для нее может быть чревато неспособностью встретить достойного (более достойного, чем свой папочка) мужчину. Дочь в итоге всегда остается верной единственному мужчине – своему отцу. Даже выйдя замуж, она на первое место ставит своего отца, а потом уже мужа. Лояльность отцу проявляется уже в том, что она не берет при замужестве фамилию мужа, тем самым подчеркивая, что она "женщина своего отца". Похожая картина получается и в случае привязанности "сын – мать". В вышеописанном случае идеализация относится только к значимому другому, мир же при этом может восприниматься вполне адекватно;
  • Родители рано ушли из жизни.
Ребенок в этом случае не успевает завершить начавшийся процесс де-идеализации. Это трагический вариант развития событий. В случае смерти родителей/родителя – процесс де-идеализации оказывается резко прерван, и у ребенка практически нет шансов разрушить идеальный образ родителя. Чаще это возникает в случае потери одного из родителей, тогда его образ навсегда остается в сознании ребенка идеальным. В этом случае уже во взрослой жизни потенциальному партнеру предъявляются очень высокие требования, его пытаются "подогнать" под имеющийся в сознании образ идеального родителя. Для ребенка это травматичный вариант развития событий – мир воспринимается им как несправедливый, жестокий и будущий партнер будет нагружаться несвойственными для него родительскими функциями стабилизации мира.
  • Родители очень резко изменились.
Ребенок из-за таких неожиданных перемен не смог приспособиться к такому повороту событий. Чаще всего это возникает в силу каких-то кризисных ситуаций в семье, например, рождение следующего ребенка, тяжелая болезнь родителя и др. К примеру, в случае рождения очередного ребенка, ситуация для первого ребенка кардинальным образом меняется. Родители уже не уделяют ему столько внимания, как прежде, перестают ограждать его от мира. Новый, непривычный, неудобный мир и изменившиеся, резко и неожиданно ставшие "плохими", родители "врываются" в устоявшуюся, привычную жизнь ребенка, разрушая его старую картину мира и ему, в силу этих обстоятельств, приходится быстро взрослеть. Не для каждого ребенка такое потрясение оказывается возможным пережить, у некоторых детей образы мира и их родителей становятся расщепленными на "хорошие" и "плохие", что лежит в основе полярного восприятия реальности.
Схожая картина возникает и в случае резкой де-идеализации одного из родителей, например в ситуации развода, когда мать обесценивает отца ребенка. В этом случае, образ отца также оказывается расщепленным на "плохой" и "хороший" и тогда в последующей уже взрослой жизни возможен постоянный поиск "хорошего" отца.
  • Родители всячески ограждали ребенка от мира.
Ребенок в ходе своего развития контактировал с искусственно созданным миром, своего рода миром-заповедником. В такой ситуации у него не было контакта с реальным миром, и сформированный им образ мира оказывается далек от мира реального. Несложно представить, какие потрясения могут ждать человека в случае встречи с реальностью!
Общим для всех вариантов нарушения процесса де-идеализации является то, что у ребенка формируется отрыв от реальности, он предпочитает не встречаться с реальным миром. Его образ или картина мира и картина другого человека становятся сильно искаженными, что существенно затрудняет его процесс контакта с миром и с другими, где "встреча" как таковая становится просто невозможной. Результатом такой искаженной картины мира и картины другого человека являются различного рода проблемы в отношениях с другим человеком и с миром.

Пример из практики. Яркой иллюстрацией нарушения процесса де-идеализации и, вследствие этого, формирования идеальной установки к миру является история клиентки – назовем ее Мариной. В ее жизненной истории присутствует сразу несколько причин-факторов, лежащих в основе описываемого феномена. Марина в возрасте 8 лет потеряла отца, к которому была сильно привязана. Об отце Марина говорит с большой любовью и восхищением. Мать после смерти отца резко изменилась, по словам клиентки, ее словно подменили: она стала пить, приводить в дом пьяные компании, полностью забросила детей, стала к ним жестоко относиться, бить их. Марине пришлось быстро повзрослеть. Ее благополучная в недавнем времени жизнь, полная любви, принятия и восхищения отца, в один миг превратилась в кошмар. На ее детские плечи свалились все обязанности по дому и воспитание младшего братика.

Иллюзии об идеальном мире или опыт разочарования.jpg

На терапию Марина обратилась по поводу проблем со сном, ее мучают ночные кошмары. В жизни Марина окружила себя большим количеством мужчин, главным качеством которых является преданность ей и надежность. Она не может расстаться ни с одним из своих бывших, держит их при себе. Каждый из них, по ее словам, готов примчаться к ней по ее первому требованию. Но ни один из них, по ее мнению, не подходит ей в качестве будущего супруга – ни в ком она не может найти одновременно надежности и душевности. В свои 30 лет Марина выглядит как подросток и на столько же она себя ощущает. В терапевтическом контакте она регрессирует к еще более раннему возрасту – жалуется на несправедливый к ней мир, много плачет, смотрит на терапевта полными мольбы и слез глазами. Терапевта с первых мгновений контакта идеализирует, выдает ему много авансов как специалисту и как человеку.

Терапевтические задачи

В терапии клиентов, склонных к идеализации, можно выделить следующие стратегические направления работы:
  • преодоление инфантилизма;
  • принятие ответственности;
  • организация встречи с реальностью.
Преодоление инфантилизма

Картина мира человека, склонного к идеализации, во многом "детская". Такой уже взрослый человек не в состоянии решать задачи развития, характерные для его паспортного возраста. Терапевтическая работа с такого рода клиентами должна строиться в контексте осознавания, коррекции и развитии ими представлений об образе своего Я, или Я-концепции, концепции Другого и концепции Мира.

Принятие ответственности

Идеалисты являются типичными представителями людей, для которых свойственен экстернальный локус контроля. Люди с экстернальным локусом контроля локализуют ответственность вовне. Они склонны приписывать ответственность за себя, свою жизнь, здоровье, счастье и т.д. другим людям, обстоятельствам, случаю, судьбе, карме, погоде… Отсюда их установка к обвинению – не сложно найти кого-то или что-то, на кого/что можно переложить свою ответственность и, в случае неудачи, обвинить кого-то/что-то. Задачей терапии с такими клиентами является осознавание и принятие ими на себя ответственности за собственную жизнь, "взращивание" чувства авторства, творца своей личной истории.

Организация встречи с реальностью

Для людей, склонных к идеализации, типично искажение реальности. Это (как уже отмечалось выше) касается как восприятия мира, так и восприятия другого человека. Проективно организованное восприятие близкого другого не позволяет "встречаться" с ним как иным, встреча в таком случае происходит со своим образом, что приводит к многочисленным проблемам во взаимодействии. Коррекция образа близкого другого предполагает осознавание собственных вкладов в образ другого, что неизбежно влечет за собой разочарование в нем. Это касается в первую очередь работы "на границе контакта" с терапевтом. Терапевт не является здесь исключением, и он неизбежно попадает под идеализацию клиента. Задачей для терапевта в работе с таким клиентом будет актуализация и сопровождение процесса де-идеализации клиентом своего позитивно инвестированного им образа. Для этого ему придется наряду с большой поддержкой и принятием клиента (особенно на начальном этапе работы с ним) с необходимостью постепенно включать в терапевтические отношения элементы фрустрации его (клиента) “оральной установки” к миру, к близким людям, к терапевту. Данную технику работы хорошо описал Х. Кохут в своей книге “Восстановление самости”, назвав ее преобразующей интернализацией. Появление в терапевтическом и реальном контакте у клиента элеменов установки “давать” является важным критерием позитивной терапевтической работы.

В целом терапевтическая работа с клиентами, склонными к идеализации, – это проект по взрослению, взращиванию клиента. Профессиональный терапевт в такого рода терапии во многом принимает на себя родительскую функцию, сопровождая клиента по пути его взросления ко все большей его автономии, осознанности и ответственности, формируя у него более адекватный контакт с реальностью – реальностью собственного Я, Мира и Другого человека.

Метки: Развитие личности,

Читать по теме:

Как умные люди ведут себя с людьми, которые им не нравятся

Как умные люди ведут себя с людьми, которые им не нравятся

31.05.2021
1429
Иногда мы попадаемся в ловушку, думая, что мы - хорошие. Мы считаем, что мы нравимся всем, с кем мы встречаемся, даже когда этого не происходит.

Метки: Развитие личности,

Как не позволить людям управлять вами — 12 золотых правил

Как не позволить людям управлять вами — 12 золотых правил

06.12.2018
32012
Каждый раз, когда в разговоре звучит слово «надо», когда речь идёт о долге или обязательствах, стоит задавать вопрос «Кому это надо?».

Метки: Развитие личности, Личность, Манипуляции,

Учитесь разбираться в людях! Все, что люди говорят, — все неправда

Учитесь разбираться в людях! Все, что люди говорят, — все неправда

20.11.2018
10251
Сколько разбитых сердец сколько обманутых вкладчиков… сколько судебных исков. А проблема везде одна — неумение разбираться в людях. А как же этому научиться? Для начала запомните одну простую вещь: все, что люди говорят, — все неправда.

Метки: Развитие личности, Личность,

Гигиена сознания

Гигиена сознания

14.11.2018
5807
У меня с женой Мастера возникала явная симпатия. «Не боишься, что между нами что-то произойдет?» - в шутку спросил я его? «Значит буду проживать свою ревность», - не моргнув глазом ответил Мастер. Вот ответ человека владеющего своим сознанием. Он не сказал: «Буду считать тебя сволочью», или: «Прибью жену». Он сказал: «Буду работать со своим сознанием». На то он и Мастер. «Исцелись сам и тысячи исцелятся вокруг».

Метки: Развитие личности,

Не доверяйте тем, кто говорит вам «все будет хорошо»

Не доверяйте тем, кто говорит вам «все будет хорошо»

30.10.2018
3652
На самом деле, ожидание того, что все будет хорошо или близко к этому весьма ущербно. Потому что это очень далеко от реальности.

Метки: Развитие личности, Личность,

9 мыслей, которых избегают психологически выносливые люди

9 мыслей, которых избегают психологически выносливые люди

29.09.2018
5189
"Некоторые вещи требуют времени, невозможно получить ребёнка за месяц, обрюхатив девять женщин."

Метки: Развитие личности, Личность,

Наслаждение и удовольствие

Наслаждение и удовольствие

22.09.2018
11448
Личностно растущий человек благодаря своим неудачам развивается и начинает получать наслаждение от тех вещей, к которым был раньше равнодушен, или которых просто не понимал и не принимал. Наслаждение следует различать от удовольствия.

Метки: Развитие личности, Личность,

39 идей, которые помогут вам жить, а не существовать

39 идей, которые помогут вам жить, а не существовать

20.09.2018
4559
"1. Потеряйте контроль. Речь идет не только о контроле над собой, но и контроле над другими людьми. Пытаться контролировать других - это очень плохая привычка. Это может привести к стрессу, и другим различным неприятностям. Дайте жить себе и другим."

Метки: Развитие личности, Личность, Спонтанность,

Психически здоровые люди — какие они?

Психически здоровые люди — какие они?

20.09.2018
112755
Самоактуализирующиеся личности являются особым типом людей, они кажутся не такими как все, «больше, чем просто людьми», как говорил Абрахам Маслоу. Таких людей всего около 1%.

Метки: Развитие личности,

Если вы не знаете, что делать со своей жизнью, прочтите это

Если вы не знаете, что делать со своей жизнью, прочтите это

17.09.2018
40764
"Когда-то мне казалось, что у меня есть все, о чем можно мечтать: прекрасная работа, великолепный дом в лесу. Но меня уволили, я потеряла дом, мне стукнуло 40 и все это произошло за одну нелелю. Потом обнаружилось, что я беременна. Та еще неделька выдалась. Я провела пару дней в депрессии, лежа на диване, но затем у меня созрел план и я..."

Метки: Мотивация, Развитие личности, Ресурсы , Личность,

Удерживать, не удерживая

Удерживать, не удерживая

31.08.2018
4136
Попытка удержать то, что уходит — это стремление жить по инерции, неосознанно.

Метки: Уверенность, Развитие личности, Личность,

ЗАКОН БАЛАНСА

ЗАКОН БАЛАНСА

10.07.2018
3511
Чтобы стать богатым, вы должны помочь другому человеку стать богатым. Чтобы стать любимым, вы должны сами полюбить.

Метки: Развитие личности, Ресурсы ,

Не пытайтесь спасать тех, кто НЕ хочет спасаться

Не пытайтесь спасать тех, кто НЕ хочет спасаться

11.06.2018
6661
Агния Сержантова, психолог: "Удобно жить с мужем-алкоголиком, создавая имидж полной и счастливой семьи и не принимать решений."

Метки: Развитие личности,

Когда мы хотим одного, а получаем противоположное

Когда мы хотим одного, а получаем противоположное

26.01.2018
3566
Даниил Назаркин, психолог: "Мы все живем в двух мирах одновременно - в мире внутренних, подсознательных процессов, которые влияют на наше мышление и на действия, и в мире внешних проявлений и результатов."

Метки: Развитие личности, Личность,

Ловушка, в которую попадают ВСЕ люди, решившие изменить себя

Ловушка, в которую попадают ВСЕ люди, решившие изменить себя

25.01.2018
6719
Илья Латыпов, психолог: "Я знаю одну ловушку, в которую попадают все люди, решившие изменить себя. Она лежит на поверхности, но так хитро устроена, что мимо нее никто из нас не пройдет – обязательно наступим и запутаемся."

Метки: Развитие личности, Личность,

5 техник, которые помогут выпутаться из сложной ситуации

5 техник, которые помогут выпутаться из сложной ситуации

24.01.2018
5480
"Если вы чувствуете, что увязли в какой-то проблеме или подавлены навалившимися трудностями, в статье вы найдете 5 творческих решений, которые помогут вам быстро выкарабкаться из тяжелой ситуации. Я испытал и протестировал их на сотнях своих клиентов по коучингу за последние 15 лет."

Метки: Эффективность, Уверенность, Развитие личности, Личность, Неуверенность в себе,

6 категорий принятого с детства саморазрушающего поведения

6 категорий принятого с детства саморазрушающего поведения

31.10.2017
24538
Аутоагрессия или саморазрушение может проявляться в пьянстве, наркомании, игромании, курении, склонности к опасным профессиям и видам спорта, агрессивном поведении, трудоголизме (работе «на износ»), неправильном принятии лекарственных средств, склонности к разного рода операциям по «улучшению» своего облика, рискованном сексуальном поведении и т.п.

Метки: Зависимость, Развитие личности, Перфекционизм, Зависимое расстройство личности, Самооценка,

«В моей жизни нет ничего интересного, у меня нет увлечений»

«В моей жизни нет ничего интересного, у меня нет увлечений»

20.10.2017
14165
«В моей жизни нет ничего интересного, у меня нет увлечений. Работа-дом-работа, никаких хобби. Как найти в себе интерес, или как этот интерес сделать достаточно сильным, чтобы начать что-то делать? А то как-то все вяло…». Или вот еще, похожий вопрос, тоже часто приходится слышать: «Как найти себя? Никак не могу определиться с тем, чего же я хочу, хотя постоянно об этом размышляю».

Метки: Развитие личности, Ресурсы , Личность, Смысл жизни,

Фильмы и книги, которые меняют жизнь

Фильмы и книги, которые меняют жизнь

27.09.2017
18771
Психолог Илья Шарель: "Специально для Вас я составил списки книг и фильмов, которые способны изменить Вашу жизнь. Здесь нет ничего лишнего. Смотрите и читайте! Удачи!"

Метки: Развитие личности, Личность,

5 способов научиться любить, не привязываясь и не страдая

5 способов научиться любить, не привязываясь и не страдая

10.09.2017
15244
Когда мы говорим об отношениях в паре, слово «привязанность» предполагает некую зависимость, а она, как известно, приводит к потере достоинства и снижению самооценки. Привязанность в отношениях формируется на основе очень специфических и в то же время сложных психологических и эмоциональных процессов.

Метки: Отношения, Развитие личности, Любовь, Самооценка,

Стать СОБОЙ

Стать СОБОЙ

25.08.2017
9979
Есть умные люди, образованные с детства и эрудированные, сломанные как личности и бесполезные для других и себя. У них нет мотивации работать и жить не хочется, они кормят собой разные аддикции, в основном химические, потому что с помощью наркотиков и алкоголя проще всего сбежать от себя. А себя такие люди не любят, потому что совершенно собой не владеют. Их личность раздроблена, слаба, Себя у них нет.

Метки: Зависимость, Развитие личности, Личность,

Прямота — кратчайший путь к исполнению желаний

Прямота — кратчайший путь к исполнению желаний

13.08.2017
4462
В психологическом смысле, стремление избежать ответственности там, где ее можно было бы спокойно принять и снести, — это очень энергозатратное поведение. Лишат премии, вычтут из зарплаты, объявят выговор — если такова цена ошибки, что такого? Надо платить по счетам и жить дальше.

Метки: Развитие личности, Личность,

Самоценность – это то, насколько я считаю себя достойным уважения

Самоценность – это то, насколько я считаю себя достойным уважения

27.07.2017
4959
Елена Прудникова, гештальт-терапевт: "Самоценность можно сравнивать с особым «сосудом» внутри нас, который более или менее «наполнен» или «опустошен». В те минуты, когда у нас все получается, благодаря нашим усилиям удалось какое-то важное и хорошее дело, мы чувствуем огромные силы, желание дарить себя людям и не сомневаться в разумности мира, мы верим в себя и в людей, мы не умом, а сердцем верим в это. Это – состояние высокой самоценности (самоуважения)."

Метки: Уверенность, Развитие личности, Самооценка,

Про "хронические" и "неизлечимые" болезни

Про "хронические" и "неизлечимые" болезни

24.07.2017
4875
Марина Елисеенко, психолог: "Сотни тысяч людей погибают не от самих болезней, а от неправильно поставленных диагнозов, неадекватного лечения, от страха перед болезнью."

Метки: Развитие личности, Личность,

Процветание — уровень тех, кто потерял страх не выжить

Процветание — уровень тех, кто потерял страх не выжить

10.03.2017
9928
Да, инстинкты обеспечивают уровень выживания, но не позволяют взлететь на уровень процветания. Жену, желающую быть единственной для своего благоверного они заставляют считать, что муж ее частная собственность и никто не имеет прав на него. Коллегу, стремящуюся занять кресло руководителя, инстинкты заставляют тянуть одеяло на себя и обходить партнеров на виражах в гонке по карьерной лестнице.

Метки: Деньги, Карьера, Развитие личности, Личность,

Риск — стоит ли игра свеч?

Риск — стоит ли игра свеч?

07.02.2017
3930
Психолог Анастасия Платонова: "Неизвестность приносит ощущение небезопасности. Совсем не ясно, что это за новые обстоятельства будут, как в них быть, жить и действовать. Именно из-за этого яркого, беспокойного чувства небезопасности, мы предпочитаем не рисковать, не менять и не меняться, оставаться в привычных обстоятельствах, в стандартных рамках. Пусть эти рамки и не устраивают уже".

Метки: Уверенность, Развитие личности, Неуверенность в себе, Нерешительность,

Проблема умных женщин

Проблема умных женщин

25.01.2017
27528
Умные женщины, отказавшиеся от бабьих игр и ищущие честных отношений, оказываются вытесняемы обществом. На поле сексуальных общественных игрищ глупые, но хитрые женщины вовсе не воспринимают умных в качестве конкуренток.

Метки: Отношения, Развитие личности, Женщины,

Я не буду проще! Позволить себе быть сложной

Я не буду проще! Позволить себе быть сложной

24.01.2017
8813
«Будь проще!» – то и дело поучают советчики: чаще всего непрошеные. Их можно понять: чем ты проще, тем для них удобнее. Можно откликнуться на эти призывы, а можно позволить себе быть сложным и получать от жизни многоступенчатое, многослойное и многосоставное удовольствие.

Метки: Развитие личности, Личность, Женщины,

Список 100

Список 100

16.12.2016
18563
Цель «Списка 100» – удивить свое собственное сознание. Работая над «Списком 100», вы получаете подчас совершенно неожиданные идеи, потому что они просачиваются из вашего подсознания без предварительной обработки.

Метки: Развитие личности,

Тем, кто хочет измениться

Тем, кто хочет измениться

22.11.2016
7939
Гештальт-терапевт Виктория Пекарская: "Итак, скажу по секрету: все плохо. Невозможно стать кем-то другим. Никогда не придет кто-то и не решит все ваши проблемы за вас. Никогда, ни у кого не наступит время «сплошной белой полосы». У вас тоже не наступит."

Метки: Развитие личности,

Интервью недели

Мне жаль детей, которых с рождения водят в развивающие центры

Мне жаль детей, которых с рождения водят в развивающие центры

«Маленькие вундеркинды» спустя несколько лет вдруг бросают чтение, охладевают к школьным занятиям и вообще перестают чем-либо интересоваться. В чем тут дело?

Мне жаль детей, которых с рождения водят в развивающие центры

Марина Мелия

Поделиться

Метки

...
Ceкcуальность Агрессия Апатия Арт-терапия Биполярное расстройство Возраст Воспитание Выгорание Гештальт-терапия Гипноз Границы Деньги Депрессия Детско-родительские отношения Домашнее насилие Жалость Женщины Зависимое расстройство личности Зависимость Зависть Застенчивость Измена Импульсивность Инфантильность Истерия Карьера Коммуникации Конфликты Кризис среднего возраста Личность Любовь Манипуляции Материнство Мотивация Мужчины Нарциссизм Насилие Неблагополучная семья Невроз Нерешительность Неуверенность в себе Обида Одиночество Отвержение Отношения Панические атаки Пассивная агрессия Переедание Перфекционизм Пограничное расстройство личности Подростковый возраст Позитивная психология Предательство Привлекательность Психическая травма Психологический кризис Психологическое насилие Психопатия Психосоматика Психотерапия Развитие личности Развод Раздражительность Расставание Ресурсы Самооценка Семейные кризисы Семья Случаи из практики психотерапии Смысл жизни Снижение полового влечения Созависимость Спасательство Страх Стресс Стыд Сценарии Счастье Тревожность Трудное поведение Уверенность Управление эмоциями Фобии Чувство вины Шизофрения Экзистенциальный кризис Эмоциональная зависимость Энергия Эффективность