Как не воспитать маменькиного сынка?

26 марта 2018
12558

Александр Ячменёв 

Экзистенциальный психолог 

Представим себе разведённую женщину, воспитывающую сына без мужа. Однажды она решила расстаться с отцом мальчика и теперь вынуждена заменять сыну папу, совмещая в себе и материнскую и отцовскую функции. Насколько ей это удаётся? Не делает ли такая мать тех ошибок, которые впоследствии скажутся на жизненном пути её ребёнка? 

Как не воспитать маменькиного сынка.png

10 ошибок мам в воспитании мальчиков

1. Чрезмерно опекать, жалеть.

Такая жалость напрямую влияет на самочувствие и здоровье мальчика. Всяческие кутания и препятствование доступа к активным играм на улице вырабатывают в мальчике привыкание к гиподинамии и искусственному комфорту. Наряду с закреплённым стремлением избегать холода и подвижных игр, у мальчика развивается повышенная уязвимость к вирусам и бактериям. Он становится слишком болезненным, хрупким, ослабленным.

Такого рода жалость чревата постоянными лежаниями в больницах, повышенной склонностью к воспалениям лёгких, бронхитам и отитам. Кроме этого, гиперопёка и жалость проявляются в различного рода нарушениях работы пищеварительной системы, развитию астении или проблемах лишнего веса, общей инфантильности и пассивности. Жалость очень липкая субстанция, она лишает будущего мужчину стержня.


2. Советоваться как с равным по личным вопросам.

Когда женщина спрашивает своего малолетнего сына, как ей поступить, если ей предлагают жениться знакомые мужчины, она провоцирует его запретить ей такие отношения. Это понятно, ибо эгоизм мальчика побуждает его оградить себя от риска быть обделённым вниманием и заботой мамы. Принимая такой запрет на отношения, как объективную причину для отказа потенциальному супругу, женщина позволяет мнению своего ребёнка быть выше собственного. Апофеозом такого заблуждения являются её дальнейшие упрёки сыну в том, что из-за него она не смогла устроить свою личную жизнь.


3. Ругать его отца и надевать на себя роль Жертвы.

Как бы ни было, только весьма увереные и «проработанные» люди готовы признать, что в распаде семьи виноваты оба. Зачастую у женщины, воспитывающей мальчика, огромный соблазн и все возможности, чтобы выставить в неугодном свете бывшего супруга. Она утверждает на все лады, как несправедливо обошлись с ней, настраивает сына против отца и утверждает себя в роли жертвы. Это способствует отчуждению будущего мужчины от образа отца и создаёт препятствия на пути самоопределения мальчика как потенциального мужа и родителя.


4. Физически наказывать, пытаясь подчинить его своей воле.

Здесь достаточно заметить, что применять физическое воздействие к мальчику в качестве воспитания может только лицо мужского пола и только за действительно серьёзный проступок. Попытки матери через рукоприкладство добиться подчинения сына ведут к уничтожению в нём доблести и мужества. У морально сильных мальчиков такое поведение матери вызывает глубокое отторжение и стремление отстоять свою правоту. В любом случае мать, бьющая сына, усугубляет его невротизм и способствует подавленной и заниженной самооценке.


5. Использовать его доверительность как оружие против него.

Когда мальчик открывает матери свои тайны, а она впоследствии применяет полученную информацию против сына, чего лишается такая мать? Пережитые боль и разочарование способны раздавить в душе будущего мужчины умение быть доверительным. Он постигает преимущества замкнутости и отчуждённости, чтобы избежать в дальнейшем уязвимости, которую неразумно использовала мать, чтобы ранить его чувства.

Это первое предательство, которое опрокидывает навзничь, навсегда избавляя от готовности поверять свои чувства близкому человеку. Такая ошибка приводит к тому, что мальчик, повзрослев, не сможет познать радость открытых и доверительных отношений.


6. Быть ленивой и праздной, избегать тренировок и физической активности.

Мать, воспитывающая мальчика без мужа, закладывает в него своё отношение и к телесности, к радости движений, физической культуре. От того, как она будет относиться к занятиям спортом, к упражнениям, зависит восприятие роли упражнений для поддержания себя в форме будущим мужчиной. Мальчики не любят выслушивать длинные нотации о необходимости посещать школьные секции по лёгкой атлетике, гиревому спорту или волейболу. Они учатся быть активными, глядя на пример своих родителей.

Потакание своей лени матерью способствует закреплению соответствующего поведения у сына – занятиям спортом он предпочтёт сидение под телевизором, компьютерные игры, пассивный образ жизни, вредные привычки…


7. Фальшивить, играя разные роли (на людях «любит» — дома ругает).

Когда мать ведёт себя по-разному перед людьми и наедине с сыном, это может научить его лицемерить и натягивать маски, вполне уверенно полагая, что так и следует жить. У впечатлительных мальчиков двойственные посылы могут заложить трещины в целостности восприятия образа матери и послужить причиной раскола. Психиатры называют это шизофренией.


8. Учить его, что «всё можно решить словами».

Эту ошибку допускают матери, убеждённые в том, что привычный им женский способ решать конфликты абсолютно подходит для мужского мира. Отнюдь нет. Такое заблуждение чревато тем, что мальчик, пытающийся решить словами ситуацию, когда важна крепость руки, прослывёт маменькиным сынком, не умеющим постоять за себя. За это его будут стремиться обидеть даже те, кому хватило бы сурового щелчка по лбу, чтобы поставить на место.

Выбраться из этого весьма сложно, ведь впитанные с детства запреты на применение силы будут сковывать и взрослого мужчину, в критических ситуациях лишая его напористости и инициативы.

 
9. Подталкивать его «быть мужчиной», обесценивая и пренебрегая.

«Ну, что ты как мямля! Когда ты уже повзрослеешь? Хватить играть, займись делом! Будь мужчиной, наконец-то!» — как часто этими и подобными фразами, многажды повторенными своим сыновьям, мамы вбивают им в головы идею о том, что они неполноценны и никчемны. Такая оценка подрастающего мальчика закладывает в нём стойкое непринятие себя как полноценной личности.

Что бы ни стояло за этим в сознании мамы, под каким благонамеренным соусом не произносились бы такие призывы, у мальчика они вызовут чувство неполноценности и непонимание, как одновременно можно быть весёлым безмятежным ребёнком и человеком, который способен угодить ожиданиям мамы.


10. Сравнивать его с другими «примерными» сыновьями не в его пользу.

О том, какую бурю чувств способны вызвать такие сравнения у мальчика, можно написать отдельную статью. Это всегда обидно, неприятно и пробуждает ярость в отношении как приведенной «модели для подражания» так и родительницы. Мальчик всегда отторгает подобные сравнения, ибо ему недвусмысленно предпочитают другого ребёнка.

Невозможность объяснить, что движет матерью, когда она утверждает чьё-то превосходство над собственным сыном, отказ от подражания в угоду, замыкание в себе и нервозность – вот та патологическая схема, в которую привычно соскальзывает сознание мальчика. Эта ошибка, мамы, последняя по списку, но не по значению. Особенно шокирует, когда уже взрослый мужчина, помнящий лишь эти постоянные упрёки в собственной недоразвитости по сравнению с.., натыкается на информацию о воспитании детей по принципу «еврейской мамочки». Кто в курсе, тот поймёт.

 
  К мамам, воспитывающим мальчиков, хочется относиться с вниманием и заботой – им выпала непростая задача. И они справляются с ней как могут. Рисков здесь хватает – известны примеры, когда мальчики, воспитанные мамами, становятся убеждёнными гомосексуалами.

Когда они долго не могут повзрослеть и адаптироваться ко взрослой жизни. Когда образ сильной и опекающей матери довлеет над уже взрослым мужиком да так, что тот не рискует завести свою семью, в возрасте за 40 предпочитая мамин суп и котлеты неизвестности под названием «супружеская жизнь».

Когда любая из 10 ошибок, описанных в статье, повторяемая системно, закладывает в будущем мужчине глубокие искажения, избавиться от которых впоследствии будет весьма и весьма непросто.

Избавьте своего сына от трат на психотерапию в будущем – поработайте над своими ошибками сейчас.


Читайте также раздел Воспитание
 

Метки: Воспитание,

Читать по теме:

Дети и развод

Дети и развод

07.05.2018
276
Людмила Овсяник, психолог: "От того, как ведут себя родители, потрясение ребенка может длиться долго. Поведение ребенка меняется и связано оно со страхом потери родителя, с которым он остался. Мальчики становятся агрессивными, неуправляемыми. Девочки – закрытыми, капризными."

Метки: Воспитание, Развод, Детско-родительские отношения,

Научите детей решать эти 3 задачи

Научите детей решать эти 3 задачи

24.03.2018
4102
Нина Рубштейн, психолог: "Цель воспитания – обучить человека решать три задачи. Все остальное – лирика, которая не может заменить эти три задачи, поскольку, если вы родили дитя, вы ответственны за то, чтобы оно научилось эти три задачи решать."

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

"Долгая молодость — побочный эффект родительской любви"

"Долгая молодость — побочный эффект родительской любви"

14.03.2018
3720
"Было время, когда я наивно думала, что к детям «когда-то» относились лучше, чем сейчас. Потом, немного поинтересовавшись вопросом, и ощутив некоторое шевеление волос на теле (от ужаса), решила, что очень здорово, и вообще повезло родиться в этой эпохе, а не в какой-нибудь предыдущей".

Метки: Воспитание,

КАК мать превращает СЫНА в «психологического мужа»

КАК мать превращает СЫНА в «психологического мужа»

04.03.2018
8408
Леа Веденски, психолог: "Каждому практикующему психологу приходилось иметь дело с этим странным и печальным явлением. Это выглядит так, что мать превращает своего сына в "психологического мужа". Или, по выражению Юнга, она переносит свой эрос на сына."

Метки: Воспитание, Материнство, Детско-родительские отношения,

Маменькины сыночки и папенькины дочки

Маменькины сыночки и папенькины дочки

24.02.2018
2460
Если по отношению к девочке отец проявляет враждебность, властность, то в дальнейшем ей сложно будет выстроить отношения с мужчинами, так как движение безусловной любви к отцу прерывается. Для того чтобы женщине понять, почему у неё не складываются отношения с партнёром, в будущем будет необходима помощь квалифицированного психолога и расстановщика.

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Семейная система: Чего не должны знать про вас дети

Семейная система: Чего не должны знать про вас дети

02.02.2018
10051
Мария Мухина, cистемный семейный психотерапевт: "В нарушенной семье, где внутренние границы размыты, родители могут иногда делать детей своими эмоциональными партнерами. Это перевернутая иерархия, при которой статус ребенка в семье равен родительскому."

Метки: Воспитание, Семья, Детско-родительские отношения,

Как мама влияет на отношения с мужчинами?

Как мама влияет на отношения с мужчинами?

26.01.2018
5530
Круговых Людмила, психолог: "Наши взаимоотношения с мужчинами – прямое следствие материнского воспитания."

Метки: Воспитание, Материнство, Женщины, Мужчины,

Эрик Берн: Когда ребенку исполняется 6 лет, его жизненный план уже готов

Эрик Берн: Когда ребенку исполняется 6 лет, его жизненный план уже готов

12.01.2018
6101
Эрик Берн — автор знаменитой концепции сценарного программирования и теории игр. В их основе лежит трансактный анализ, который сейчас изучают во всем мире. Берн уверен, что жизнь каждого человека программируется до пятилетнего возраста, и все мы потом живем по этому сценарию. В нашем материале подборка цитат этого выдающегося психолога о том, как программируется наш мозг.

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Исключая отца, матери загоняют детей в тупик

Исключая отца, матери загоняют детей в тупик

19.12.2017
5576
Лилия Валиуллина гештальт-терапевт: "На приём пришла Клиентка А. с проблемой: "Сыну 15 лет, он перестал учиться, на уроках засыпает. Со сверстниками не общается, друзей нет. Все свое свободное время проводит за компьютером. Интереса нет ни к чему.
В процессе последующих встреч прояснилась картина жизни А. после развода."

Метки: Воспитание, Материнство, Женщины, Детско-родительские отношения,

Мы остаемся в том возрасте, где нас недолюбили

Мы остаемся в том возрасте, где нас недолюбили

15.11.2017
7797
Любовь для ребенка в возрасте 3-6 лет заключается в поощрении самостоятельных действий, в поддержке инициативы, в признании права на любознательность и творчество. Если родители в этот период не позволяют ребенку действовать самостоятельно, чрезмерно наказывают в ответ на их потребности, развивается чувство вины.

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Самооценка,

Как помочь ребенку сформировать позитивную самооценку. На заметку родителям

Как помочь ребенку сформировать позитивную самооценку. На заметку родителям

13.11.2017
4988
Некоторым  родителям  важнее иметь ребенка-паиньку, удобного, тихого и незаметного, нешумного, который умеет сам себя занять, не отвлекает от дел взрослых. К сожалению, довольно часто в семье, школе и других социальных группах наиболее ценным является послушное и тихое поведение. Воспитатели, учителя, как правило, любят покладистых, исполнительных, послушных, легко подчиняющихся детей и подростков.

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Самооценка,

Джон Элдридж: Самый главный вопрос для мужчины

Джон Элдридж: Самый главный вопрос для мужчины

25.08.2017
4382
Большинство мужчин живут, пытаясь ответить на этот вопрос или страдая от того ответа, который они получили. Существует два основных варианта реакции на боль, которую причиняет нанесенная рана. Мужчины либо пытаются каким-то образом заглушить боль и ожесточаются, либо пытаются притерпеться к боли, свыкнуться с ней и становятся пассивными.

Метки: Воспитание, Мужчины, Детско-родительские отношения,

Игнорирование: правила применения

Игнорирование: правила применения

21.08.2017
4416
Несмотря на неприятности, которые может принести в жизнь игнорирование, это действенный способ избавиться от некоторых неприятных черт в поведении близких людей. Так игнорирование нежелательного поведения ребенка, иногда отличный способ это поведение прекратить.

Метки: Воспитание, Семья, Детско-родительские отношения,

Классификация психологических проблем детей в зависимости от "тараканов" в голове матери

Классификация психологических проблем детей в зависимости от "тараканов" в голове матери

10.08.2017
9637
Психолог Михаил Лабковский: "Дамы, уверенные, что ребенок – это их большое одолжение и подарок мужу, самого ребенка воспринимают как проблему, которую надо решать. Они с детьми не общаются – они «занимаются уходом и воспитанием». Гардероб, кружки, школа, чтоб все как у людей. Конечно, ребенок при этом чувствует себя инструментом для манипуляций и обузой, да от него этого никто особенно не скрывает."

Метки: Воспитание, Материнство, Детско-родительские отношения,

Уроки с ребенком делать не надо!

Уроки с ребенком делать не надо!

31.07.2017
6490
Психолог Михаил Лабковский: "Делать уроки с ребенком не надо! Собирать с ним портфель не надо! Спрашивать «как там, в школе?» не надо. Вы и отношения портите и результат только отрицательный. Вам что, с ним больше поговорить не о чем?"

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Учите детей не контролировать эмоции, а управлять ими

Учите детей не контролировать эмоции, а управлять ими

25.07.2017
10493
Инна Бардина, психолог: "Развитый эмоциональный интеллект поможет научиться управлению своим эмоциональным состоянием и своевременно освобождаться от негатива. Чем лучше это будет получаться у вас, тем легче вам будет научить этому вашего ребенка."

Метки: Воспитание, Управление эмоциями, Детско-родительские отношения,

Отцы и дети: влияние значимых других на развитие идентичности

Отцы и дети: влияние значимых других на развитие идентичности

21.07.2017
1776
Гештальт-терапевт Геннадий Малейчук: "Даже если родители могли бы стать идеальными, не стоило бы ожидать, что жизнь детей станет свободной от проблем, дискомфорта и кризисов. Однако именно ранний опыт, основанный на эмпатии, принятии и любви ребенка, позволяет ему овладеть зрелыми механизмами защиты, научиться осознавать свои желания и возможности и достигать большей гармонии в контакте с собой и другими".

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Мужчинами не рождаются

Мужчинами не рождаются

05.07.2017
8669
Психолог Михаил Лабковский: "Многие женщины страдают истерическим неврозом и ежевечерне устраивают скандалы из-за невымытой чашки, брошенных под кровать носков и, конечно, уроков. Мальчик становится тревожным невротиком. Из физиологических последствий – тики, заикания, экзема, нейродермит. И вырастает он такой - инфантильный, затюканый, опекаемый, несамостоятельный. Женщины, помните, гиперопека - это история не про любовь, а про тревожность и больше ничего."

Метки: Воспитание, Материнство, Мужчины, Детско-родительские отношения,

Родительские негативные послания

Родительские негативные послания

07.06.2017
4437
Психотерапевт Ирина Млодик: "Одна из сложностей, с которой я регулярно встречаюсь в практике и, конечно, сама ощущала как родитель — отделять свои переживания и потребности от переживаний и потребностей ребенка. При всей простоте и очевидности это бывает совсем непросто сделать. Мы растим детей, чтобы у них была своя жизнь или чтобы нам с ними легко жилось? Мы заботимся об их счастье, предостерегая, критикуя, поддерживая какой-то их шаг? Или, делая это, мы заботимся о себе?"

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Сценарии,

"Забывшие о любви друг к другу. Таких семей много"

"Забывшие о любви друг к другу. Таких семей много"

30.05.2017
5426
Психолог Дарья Размахнина: "Знакомство с этой семьей началось с приезда мамы и сына. Чудесные, славные – но ужасно измотанные бесконечными проблемами учебы и воспитания. Забывшие о любви друг к другу. Таких семей много. Очень много."

Метки: Воспитание, Трудное поведение, Семья, Детско-родительские отношения, Случаи из практики психотерапии,

Психолог Лабковский: родителя, поднявшего руку на ребенка, должна ждать тюрьма

Психолог Лабковский: родителя, поднявшего руку на ребенка, должна ждать тюрьма

21.05.2017
9608
Психолог Михаил Лабковский: "Нынешнее поколение взрослых — это поколение битых детей. Поэтому сегодня они продолжают бить уже своих детей. Все дети во всем [цивилизованном] мире в 3-4 года, когда приходят в детский сад, получают номер телефона, куда они могу звонить в случае, если они расценят поведение взрослых как агрессивное. К сожалению, у нас этим даже близко не пахнет."

Метки: Воспитание, Домашнее насилие, Неблагополучная семья, Детско-родительские отношения,

Негативные последствия подавления взрослыми интересов и чувств подростка

Негативные последствия подавления взрослыми интересов и чувств подростка

17.05.2017
4030
Аросьева Александра, психолог: "Взрослые, в том числе и учителя, не только не пытаются поинтересоваться мнением ребёнка, но что ещё хуже, зная его - игнорируют и подавляют все индивидуальные проявления, желания, потребности, мнения и главное - чувства ребёнка".

Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Детско-родительские отношения,

"Неудобные" дети неудобны для насильников

"Неудобные" дети неудобны для насильников

15.05.2017
4855
Психолог Екатерина Бойдек: "Важно учиться выдерживать свою родительскую тревогу. Важно напоминать себе, что наши возможности ограничены. Мы не всесильны, и нам часто приходится сталкиваться со своим родительским бессилием. Если ребёнок знает, что мы «рассыпаемся» от того, что с ним происходит, даже при условии наших прекрасных отношений, он не будет с нами делиться тем, что его волнует."

Метки: Воспитание, Домашнее насилие, Детско-родительские отношения,

Как воспитывать ребенка, чтобы он не вырос жестоким. Инструкция

Как воспитывать ребенка, чтобы он не вырос жестоким. Инструкция

18.04.2017
4217
Насильник — единственный, кто на самом деле ответственен за произошедшее. Так почему насильников так много и как с этим быть? Детский клинический психолог и игротерапевт Ирина Катин-Ярцева объясняет, откуда берется склонность к насилию и как воспитывать ребенка, чтобы он не вырос жестоким.

Метки: Воспитание, Трудное поведение, Детско-родительские отношения,

Почему не работают разговоры "по Гиппенрейтер"

Почему не работают разговоры "по Гиппенрейтер"

11.04.2017
16514
Экзистенциальный психотерапевт Екатерина Бойдек: "Сейчас я понимаю, что не работало. Во-первых, хотя внешне пыталась изобразить эмпатию и сочувствие, внутри было совсем другое: желание поменять состояние ребёнка. Я не выдерживала его грусть, его горе, хотела немедленно их убрать. Я говорила вслух "ты грустишь", а про себя практически билась в истерике "прекрати так чувствовать, это невыносимо, поменяйся немедленно!". И, конечно, мой чувствительный сын считывал именно это."

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Родители-рабы

Родители-рабы

05.04.2017
19537
"Ты лучший", "все будет хорошо", "все получится" - многие мамы считают, что должны непрерывно это озвучивать, иначе ребенок потеряет мотивацию. Сначала он чуть что будет прибегать к вам, чтобы вы утешали его и подбадривали, но вскоре у него может появиться к вам ненависть. Окажется, что вы его обманули, вы не авторитетная фигура в большом мире, вы обычная домохозяйка, не уважаемая в социуме. Это все равно как если бы он вдруг узнал, что является чемпионом мира в пределах вашей кухни и все смеются над его кубками из бумаги."

Метки: Воспитание, Инфантильность, Детско-родительские отношения,

Как воспитывать сына (для женщин)

Как воспитывать сына (для женщин)

02.04.2017
7416
Психолог Павел Зыгмантович: "Начнём с главного – мальчик, растущий без отца, вовсе не обязательно станет «каким-то не таким». Это распространённый страх, но рациональных оснований у него немного. Мальчики из полных семей в массе своей не отличаются от мальчиков, растущих без отцов".

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Как вырастить уверенного в себе ребенка

Как вырастить уверенного в себе ребенка

19.03.2017
22110
Психотерапевт Ирина Млодик: "Уверенный ребенок – ребенок, знающий свои права. Права – это основа достоинства. Человек, лишенный прав - подавленный, послушный - лишен и достоинства. Знать свои права полезно, потому что это позволяет уважать и чужие права. Это хорошая профилактика жертвенной позиции, из которой потом трудно выбраться".

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Я ударила ребенка. Что делать?

Я ударила ребенка. Что делать?

15.02.2017
5225
Семейный психотерапевт Вера Василькова: «Я ударила ребенка. Что мне делать?» - очень болезненный вопрос, который часто задают мамы. Это экстремальная ситуация, в ней требуются срочные меры помощи – и маме, и ребенку. Про детей написано много. Эта статья – для мам. О том, как пройти очень непростой момент и жить дальше.

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Болезненная свобода

Болезненная свобода

14.02.2017
4507
Семейный психолог Дарья Грошева: "- Пирожок! - на весь магазин кричала молодая женщина. Навстречу ей бежал пухлый мальчик лет восьми. Пирожок. Представляю как рыхлый бледнокожий парень будет смотреть на меня безжизненными глазами, а за дверью его будет ждать бабушка, которая за терапию и заплатила потому что с мальчиком что-то не то. А что с ним может быть, если он Пирожок? Девочки смотрят на наглых и поджарых парней, ну или умных, но не на пирожков, потому что пирожки - они для бабушки."

Метки: Воспитание, Семья, Психологическое насилие, Детско-родительские отношения,

Интервью недели

Отстаньте от детей! Нейропсихолог о вреде раннего развития

Отстаньте от детей! Нейропсихолог о вреде раннего развития

"Если родители с трех лет отдадут ребенка в гончарную мастерскую, или «в живопись» — ради бога. Но пусть оставят в покое эти буквы и цифры".

А.В. Семенович

Нейропсихолог, кандидат психологических наук

Поделиться

Метки

...
Ceкcуальность Агрессия Апатия Арт-терапия Биполярное расстройство Возраст Воспитание Выгорание Гештальт-терапия Гипноз Границы Деньги Депрессия Детско-родительские отношения Домашнее насилие Женщины Зависимое расстройство личности Зависимость Застенчивость Измена Инфантильность Карьера Коммуникации Конфликты Кризис среднего возраста Личность Любовь Манипуляции Материнство Мотивация Мужчины Нарциссизм Насилие Неблагополучная семья Невроз Нерешительность Неуверенность в себе Обида Одиночество Отношения Панические атаки Переедание Перфекционизм Пограничное расстройство личности Подростковый возраст Психическая травма Психологический кризис Психологическое насилие Психосоматика Психотерапия Развитие личности Развод Самооценка Семейные кризисы Семья Случаи из практики психотерапии Смысл жизни Снижение полового влечения Созависимость Спасательство Страх Стресс Стыд Сценарии Счастье Тревожность Трудное поведение Уверенность Управление эмоциями Фобии Чувство вины Шизофрения Экзистенциальный кризис Эмоциональная зависимость Энергия Эффективность