Адаптация ребенка к детскому саду: интервью с психотерапевтом

15 сентября 2016
3220


Натали Ваксман (Израиль)
Семейный психотерапевт


Адаптация ребенка к детскому саду почти всегда болезненная история. О распространенных ошибках родителей, а также рекомендации как сделать адаптацию легче в интервью с семейным психотерапевтом Натали Ваксман.

Многие родители сталкиваются с тем, что ребенок всячески противится тому, чтобы ходить в садик. Это особенность всех маленьких детей или все индивидуально?

Давайте посмотрим на проблему глазами ребенка:

"Меня привели в незнакомое необычное место, где много детей, всюду игрушки, стены в ярких рисунках, какие-то взрослые разговаривают преувеличенно громкими голосами, многие дети плачут и цепляются за своих родителей, а мои мама или папа, мимика и жесты которых свидетельствуют об их неуверенности и растерянности, почему-то убеждают меня остаться здесь одному, обещая через некоторое время вернуться. Мне не хочется здесь оставаться. Я никого здесь не знаю. Мне страшно. Я хочу домой, где все знакомо и спокойно. А родители постепенно усиливают свое давление на меня, теперь уже не уговаривая, а ставя перед фактом: Ты здесь останешься! Поиграешь с детками, а потом мы за тобой придем." Все это выглядит пугающим, непонятным и, главное, нет никакой уверенности, что меня вообще отсюда заберут и что когда-нибудь я вернусь к себе домой, а не останусь здесь навсегда."

Понятно, что описанная выше картина возникает чаще у тех детей, родители которых не сделали всего возможного для уменьшения стрессового воздействия новой реальности на их ребенка.

Не все дети одинаково тяжело реагируют на начало "садиковского" периода в их жизни, но даже для самых уверенных и подготовленных это - стресс.

Кстати, не всегда есть корреляция между степенью "экспрессии" при расставании с родителями и тем, насколько тяжело ребенок на самом деле переживает первые дни в садике. То есть, иногда бурно и открыто протестующий против садика малыш адаптируется легче и быстрее, чем покорно отпускающий руку мамы тихоня. И наоборот, тихий, как бы заторможенный во время расставания с родителями ребенок иногда находится в том состоянии, которое чревато многими регрессиями, не окажи ему вовремя необходимую помощь и поддержку.

Плач, истерика, заторможенность - какие детские реакции естественны в период адаптации, а какие должны насторожить?

Любая реакция на стресс нормальна. То, на что следует обратить внимание, это динамика изменения стрессовых проявлений. Что имеется в виду? Если через несколько недель вы видите, что отводить ребенка в садик и расставаться с ним там с каждым разом становится легче - это одно. Но если протесты ребенка остались на прежнем уровне или усилились, а, кроме того, если к ним добавились регрессивные реакции (ухудшение сна, аппетита, вялость, ослабление речевых, двигательных или поведенческих навыков, которые уже были достигнуты) - все это - повод для беспокойства и обращения к специалисту (детскому психологу или семейному психотерапевту).

Сколько времени достаточно для адаптации ребенка к садику?

Большинство детей 3-5 лет адаптируются к садику за несколько недель. Некоторым, более чувствительным детям требуется больше времени. Иногда адаптация занимает несколько месяцев. При этом есть факторы, которые влияют на то, что это период затягивается. В Израиле, например, в сентябре-октябре наступают осенние праздники, в течение которых садики не работают. Неудивительно, что после праздников у многих детей наблюдаются те же реакции, что и 1 сентября. Разница в том, что за вторым разом эти проявления исчезают, как правило, быстрее. Другими факторами, влияющими на продолжительность адаптации к садику, могут быть: возраст ребенка, предыдущий опыт общения с другими детьми и взрослыми, состояние здоровья, личностные качества, темперамент, профессионализм и сердечность воспитательницы, и, самое главное - готовность и способность родителей помочь ребенку адаптироваться.

Что делать, если ребенок никак не адаптируется, хотя времени прошло достаточно?

Если, зная своего ребенка, вы предполагаете, что ему будет сложно привыкнуть к садику, не ждите начала учебного года, а обратитесь специалисту заблаговременно, для того чтобы получить рекомендации и начать придерживаться их. Это поспособствует тому, что многие проблемы будут предотвращены или вообще не возникнут, а ваш ребенок начнет свой путь в садике с более выигрышной позиции.

Если же вы не предполагали, что у ребенка будут трудности, но время идет, а он все никак не привыкнет к необходимости каждый день отправляться в детский коллектив, и его реакции вас беспокоят, то постарайтесь как можно быстрее проконсультироваться у специалиста и приступить к выполнению его рекомендаций.

Существуют ли дети, которым противопоказан детский садик, т.н. "несадовские"? Если да, то по каким признакам это можно определить?

Скорее, есть садики, которые противопоказаны любому ребенку. Если в садике работают люди, любящие свою работу и детей, они найдут подход почти к любому ребенку. В тоже время низкий профессиональный уровень и неподходящие личные качества иных воспитателей могут стать серьезным препятствием в адаптации малыша. Кроме того, если родители изначально сомневаются в том, нужен ли их ребенку садик вообще - шанс, что ребенку там будет хорошо - невелик. Большая часть детей с трудностями адаптации находится в тех семьях, где родители не уверены, что садик для их ребенка - лучшее решение.

Есть ли отличия в адаптации мальчиков и девочек? Кто лучше и быстрее приспосабливается?

Некоторые воспитатели отмечают, что девочкам 3-5 лет легче привыкнуть к новым условиям, месту, требованиям садика. Вместе с тем индивидуальные особенности, темперамент и эмоциональная устойчивость часто играют большую роль в адаптации, чем гендерные различия.

Не менее важными факторами адаптации являются: эмоциональная атмосфера в семье, степень доверия ребенка маме и папе, а также установка родителей на необходимость и положительную роль садика для их ребенка в краткосрочной и длительной перспективах.

Существует так называемый "кризис 3-х лет", и если он совпадает со временем, когда ребенка отдают в детский садик, то ребенку еще тяжелее. Когда лучше отдавать ребенка в садик?

Кризис трех лет несомненно существует, только выражен он у всех детей в разной степени. И наслоение этого кризиса на период привыкание ребенка к детскому саду может быть дополнительным фактором, осложняющим адаптацию. Поэтому, если вы чувствуете, что кризис трех лет проходит у вашего ребенка бурно, подумайте, не повременить ли с садиком до окончания кризиса. У каждого возраста есть свои минусы для поступления в детский сад, но успешная адаптация возможна в любом возрасте. Все говорят о трехлетках, а ведь двухлеткам не менее сложно. Они еще не понимают, что за ними обязательно придут, и часто в их глазах виден неподдельный страх, что мама или папа ушли навсегда и больше не вернутся. Пятилетние, например, все понимают, реагирую спокойнее, но их адаптация иногда идет дольше, особенно если до этого возраста они никогда не бывали в детском коллективе.

Многие дети начинают болеть сразу, как начинают ходить в садик. Во-первых, почему? А во-вторых, можно ли от этого застраховаться?

Причин несколько.

Во-первых, выраженная стрессовая реакция, при которой все силы организма брошены на то, чтобы приспособиться к новым внешним условиям. Если такая реакция длится достаточно долго, то в какой-то момент силы заканчиваются, иммунитет ослабевает.

Во-вторых, на фоне ослабленного иммунитета новые, незнакомые организму инфекции легче вызывают болезнь.

И, в-третьих, ребенок быстро устанавливает связь между заболеванием и возможностью остаться дома и получить внимание родителей. Это, так называемая "вторичная" выгода и становится причиной того, что банальные острые респираторные заболевания учащаются и длятся дольше обычного.

Застраховаться от болезней нельзя, но стандартные общеукрепляющие мероприятия (закаливание, достаточный сон и отдых, разнообразное питание и положительные эмоции) не повредят.

Какие частые ошибки допускают родители, когда отдают ребенка в садик? Чего им не стоит делать?

Родители часто:
  • Не готовят ребенка к садику.
  • Не готовы сами.
  • Переносят на ситуацию адаптации к садику свои страхи и неуверенность.
  • Не относятся к выбору садика с должной ответственностью.
  • Неудачно выбирают время для начала посещения ребенком садика (переезд, рождение младшего брата или сестры, обостренный кризис трех лет).
  • Если малыш заболел, обвиняют в этом садик, друг друга и самого ребенка.
  • Ожидают от ребенка слишком многого в период привыкания к садику.
  • Не вкладывают достаточно своего личного времени и усилий, чтобы помочь ребенку преодолеть трудности переходного периода.
  • Слишком поздно обращают внимание на то, что адаптация затянулась или протекает с осложнениями. Не обращаются вовремя за профессиональной помощью.
  • Не создают у ребенка положительного отношения к садику, воспитательнице и другим детям. При ребенке критикуют их.
  • Вербально и невербально в присутствии ребенка выражают неуверенность в его адаптационных возможностях и неудовлетворенность тем, как идет адаптация к садику.
  • Не обращаются за помощью к педагогическому коллективу садика.
  • Ругают ребенка и стыдят его за то, что ему тяжело согласиться на утренние расставания.
  • Не позволяют выражать ему недовольство, неуверенность и другие чувства, связанные с садиком.

Какие вы можете дать советы и рекомендации для родителей, чтобы адаптация к садику была менее стрессовой для ребенка?

  • Честно ответьте самому себе: для чего я записываю (или уже записал/а) своего ребенка в детский сад? Какие плюсы и минусы я вижу в этом? Какие альтернативы этому имеются и в чем их преимущества и недостатки? На эти вопросы ответьте совместно со вторым родителем ребенка и убедитесь, в том, что ваш выбор осознанный, и что у вас нет базовых разногласий в этом вопросе.
  • Выберите самый лучший садик из тех, которые можете себе позволить. Чем больше вам он вам будет нравиться, тем легче будет вашему ребенку привыкнуть к нему. Если же со временем вы поймете недостатки своего выбора, не говорите о них при ребенке. Не критикуйте садик, воспитательниц, нянечек, систему образования, других детей и их родителей, а также просьбы и требования что-то сделать, принести с собой или оплатить.
  • Важно готовить ребенка к садику заранее. Еще до начала учебного года говорите с ним о том времени, когда он пойдет в садик, читайте книжки и играйте в ролевые игры, дающие представление о садиковской жизни.
  • Постарайтесь заранее познакомиться с воспитательницей и при возможности познакомьте с ней вашего малыша. Если ребенок не говорит на том языке, на котором говорят в садике, начните заниматься с ним языком как минимум за несколько месяцев до начала учебного года. Даже несколько знакомых фраз могут улучшить его самоощущение.
  • Поделитесь своими переживаниями и опасениями, связанными с адаптацией, с теми, кто будет проводить с вашим ребенком время в садике. Задавайте вопросы, просите совета, расскажите об особенностях своего малыша и о том, что он любит. Важно не столько то, что посоветует вам воспитатель, а то, что ее расположение к вам будет автоматически "переноситься" и на вашего ребенка. Он будет получать больше внимания, а ваша связь с воспитательницей более крепкой и менее формальной.
  • В первые дни лучше увеличивать время пребывания в садике постепенно. Чем младше ребенок, тем более постепенным должно быть погружение его в режим садика. В зависимости от возраста и особенностей ребенка вместе с воспитательницей подберите подходящий "алгоритм привыкания". Чем больше вы будете советоваться с воспитательницей и вовлекать ее в поиск решений, тем больше она будет считать себя ответственной за воплощение этих решений в жизнь.
  • Желательно снизить общую нагрузку и не начинать новые проекты (кружки, ремонт квартиры, приезд родственников и т.п.) в этот и без того напряженный период. То, что требуется сейчас, это – привычная размеренная жизнь без дополнительных раздражителей.
  • В первые дни важно повторять ребенку: "Я пойду на работу, а потом вернусь за тобой в садик, и мы вместе пойдем домой". (Даже если вам кажется, что он слышал это много раз – только после определенного количества повторений эта фраза сработает как успокаивающая формула). Говорите это всегда спокойно и уверенно.
  • Говорите ребенку правду. Не обещайте вернуться через пять минут, если планируете прийти через 4 часа. Учитывайте то, что ребёнок не всегда владеет понятием времени, поэтому вместо "Я вернусь в два часа" лучше сказать "Я приду за тобой после вашей прогулки (обеда, сна и т.п.)".
  • Для того, чтобы почувствовать себя в садике уверенно и защищено ребёнку часто помогает так называемый "переходный предмет". Им может быть любимая игрушка, рюкзачок, особенная бутылочка с водой или что-то другое, к чему малыш привязан, и что будет переносить часть спокойствия и уверенности из дома в садик. Заранее объясните воспитательнице цель и значение этого предмета и временность этой меры.
  • Если вашему ребенку особенно сложно привыкать к новой обстановке, а в саду есть личные шкафчики или выдвижные ящички – можно заранее принести маленькие подарочки, которые воспитательница (с ее предварительного согласия) будет каждое утро вкладывать в личный ящичек вашего малыша. Ваша роль по дороге в садик – вызвать у него положительный интерес и любопытство к сегодняшнему сюрпризу.
  • Проводите больше времени с ребенком после садика и в выходные. Играйте в те игры, которые он любит. Больше обнимайте его и говорите о своей любви.
  • Позволяйте ребенку проявлять чувства, в том числе и те, которые вам, возможно, не нравятся: недовольство, злость, раздражение, обиду. Не спорьте с чувствами и оценками ребенка, не уговаривайте его и не старайтесь переубедить. Поощряйте его выражать чувства с помощью слов, рисунков, игры, движения.
  • Во время выходных, каникул и праздников, важно находить способы говорить с ребенком о положительных и нейтральных сторонах садика для того, чтобы при возвращении в садик не пришлось бы начинать адаптацию сначала.
  • Помогите вашему ребёнку обрести хотя бы одного друга среди новых одногруппников. Не пожалейте времени на встречи в послеобеденные часы, совместные игры и развлечения. Пригласите в гости или "напроситесь" в гости к тому, с кем, на ваш взгляд ваш сын или дочь могли бы подружиться. Наличие друга в малознакомом коллективе "разворачивает" ситуацию на 180 градусов даже для самого "домашнего" ребёнка.
  • Если есть такая возможность - приходите в садик пораньше, одними из первых. Большинству детей легче адаптироваться к постепенно заполняющемуся пространству, чем внезапно оказаться в помещении, где уже находится много других детей. Да и у воспитательницы будет возможность уделить ему одному время и внимание.
  • Даже когда ребенок уже привык к детскому саду, всегда забирайте его вовремя. Минута вашего опоздания может показаться вечностью и надолго поселить в его душе чувство неуверенности.
  • Будьте снисходительны к себе и не ругайте себя за ошибки. Чувство вины не помощник в воспитании детей. Никто не идеален и невозможно предвидеть всего. Самое главное – это то, что вы любите своего ребенка и делаете для него всё, что кажется вам правильным.
  • При необходимости пользуйтесь услугами профессионалов. Иногда несколько консультаций с детским психологом или семейным психотерапевтом могут поддержать вас морально и дать инструменты для дальнейшей адаптации.
  • Отмечайте для себя все положительные изменения в поведении ребенка и ситуации, когда ваш ребенок проявляет самостоятельность, уверенность, эмпатию, любознательность. Одобряйте его действия и хвалите его за приложенные усилия.
  • Помните, что каждая последующая адаптация в жизни ребенка основывается на тех навыках, которые он приобрел в адаптации предшествующей. Таким образом, то, что он преодолевает сейчас даст ему базу для успешных адаптаций в будущем.
Желаю вам и вашему ребенку успешной адаптации, терпения и удачи!
 

Метки: Воспитание,

Читать по теме:

Дочери, которых не любили и тяжкая ноша семейных секретов

Дочери, которых не любили и тяжкая ноша семейных секретов

09.11.2018
2091
«Моя мать все мое детство обесценивала мои успехи в учебе, говоря, что ну хоть что-то у меня должно получаться, а то ведь я такая страшная и толстая. Она заставляла меня ужасно себя чувствовать каждый день. Представьте мое удивление, когда я узнала, уже став взрослой, что она хвасталась моими успехами другим, потому что это делало её успешной матерью в чужих глазах. Это было последней каплей. Просто классическое лицемерие».

Метки: Воспитание, Материнство, Психическая травма, Психологическое насилие, Детско-родительские отношения,

5 типов отцов, которые делают из своих детей закомплексованных неудачников

5 типов отцов, которые делают из своих детей закомплексованных неудачников

06.10.2018
5158
Вечно недовольный отец. Такому отцу практически невозможно угодить. «Папа, папа! Я нашел золотой самородок величиной с череп лошади!» — «Куда в обуви на ковер?!»

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Самооценка,

Родители-рабы

Родители-рабы

22.09.2018
23624
"Ты лучший", "все будет хорошо", "все получится" - многие мамы считают, что должны непрерывно это озвучивать, иначе ребенок потеряет мотивацию. Сначала он чуть что будет прибегать к вам, чтобы вы утешали его и подбадривали, но вскоре у него может появиться к вам ненависть. Окажется, что вы его обманули, вы не авторитетная фигура в большом мире, вы обычная домохозяйка, не уважаемая в социуме. Это все равно как если бы он вдруг узнал, что является чемпионом мира в пределах вашей кухни и все смеются над его кубками из бумаги."

Метки: Воспитание, Инфантильность, Детско-родительские отношения,

Как воспитывать сына (для женщин)

Как воспитывать сына (для женщин)

22.09.2018
10844
Психолог Павел Зыгмантович: "Начнём с главного – мальчик, растущий без отца, вовсе не обязательно станет «каким-то не таким». Это распространённый страх, но рациональных оснований у него немного. Мальчики из полных семей в массе своей не отличаются от мальчиков, растущих без отцов".

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Кинезиологические упражнения для детей: улучшение памяти и внимания

Кинезиологические упражнения для детей: улучшение памяти и внимания

21.09.2018
1768
Парасковья Петрова, психолог: "Синхронизация работы полушарий с помощью кинезиологических упражнений повышает стрессоустойчивость у детей, улучшает мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчает процесс чтения и письма."

Метки: Воспитание,

Как не вырастить инфантила

Как не вырастить инфантила

17.08.2018
8623
Психолог  Денис Осин: "Инфантилизм может развиваться из совершенно разных предпосылок. Он появляется и у ребенка, которого зашугали, и у ребенка, который живёт в состоянии вседозволенности. Это связано с тем, что и в первом, и во втором состоянии у ребенка не вырабатывается самое главное качество - самостоятельность."

Метки: Воспитание, Инфантильность, Детско-родительские отношения,

Счастливое родительство

Счастливое родительство

09.07.2018
996
Марина Комиссарова, психолог: "Счастливое родительство не зависит целиком от вас. Вы не можете гарантировать себе, что станете родителями, вы можете оказаться бесплодны или не родить по другой причине. Это раз. Вы можете потерять ребенка. Это два. Ваш ребенок может оказаться тяжело больным и этим тоже будет омрачено родительство."

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Нарушение границ дозволенности у детей (случай)

Нарушение границ дозволенности у детей (случай)

08.06.2018
1864
Анастасия Рагулина, психолог: "Возбуждение и эмоциональность нарастали. Родители недоуменно смотрели на свое чадо. Ребенка как будто подменили."

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Почему мой ребёнок всё ещё плохо говорит или совсем не говорит?

Почему мой ребёнок всё ещё плохо говорит или совсем не говорит?

04.06.2018
1411
Екатерина Леонова, психолог: "Во время занятий я замечаю, что у Коли в те моменты, когда я повышала голос, рассказывая увлеченно сказку или историю, вместо интереса в глаза читался испуг. Наблюдалась тревога перед заданиями, где необходимы резкие движения рук и ног. А еще он постоянно закапывал в специальной песочнице яркие игрушки, предпочитая играть только с машинками."

Метки: Воспитание, Материнство, Детско-родительские отношения,

Дети и развод

Дети и развод

07.05.2018
1117
Людмила Овсяник, психолог: "От того, как ведут себя родители, потрясение ребенка может длиться долго. Поведение ребенка меняется и связано оно со страхом потери родителя, с которым он остался. Мальчики становятся агрессивными, неуправляемыми. Девочки – закрытыми, капризными."

Метки: Воспитание, Развод, Детско-родительские отношения,

Как не воспитать маменькиного сынка?

Как не воспитать маменькиного сынка?

26.03.2018
13622
Когда женщина вынуждена заменять сыну папу, насколько ей это удаётся? Не делает ли такая мать ошибок, которые впоследствии скажутся на жизненном пути её ребёнка?

Метки: Воспитание,

Научите детей решать эти 3 задачи

Научите детей решать эти 3 задачи

24.03.2018
5908
Нина Рубштейн, психолог: "Цель воспитания – обучить человека решать три задачи. Все остальное – лирика, которая не может заменить эти три задачи, поскольку, если вы родили дитя, вы ответственны за то, чтобы оно научилось эти три задачи решать."

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

"Долгая молодость — побочный эффект родительской любви"

"Долгая молодость — побочный эффект родительской любви"

14.03.2018
4118
"Было время, когда я наивно думала, что к детям «когда-то» относились лучше, чем сейчас. Потом, немного поинтересовавшись вопросом, и ощутив некоторое шевеление волос на теле (от ужаса), решила, что очень здорово, и вообще повезло родиться в этой эпохе, а не в какой-нибудь предыдущей".

Метки: Воспитание,

КАК мать превращает СЫНА в «психологического мужа»

КАК мать превращает СЫНА в «психологического мужа»

04.03.2018
11314
Леа Веденски, психолог: "Каждому практикующему психологу приходилось иметь дело с этим странным и печальным явлением. Это выглядит так, что мать превращает своего сына в "психологического мужа". Или, по выражению Юнга, она переносит свой эрос на сына."

Метки: Воспитание, Материнство, Детско-родительские отношения,

Маменькины сыночки и папенькины дочки

Маменькины сыночки и папенькины дочки

24.02.2018
2986
Если по отношению к девочке отец проявляет враждебность, властность, то в дальнейшем ей сложно будет выстроить отношения с мужчинами, так как движение безусловной любви к отцу прерывается. Для того чтобы женщине понять, почему у неё не складываются отношения с партнёром, в будущем будет необходима помощь квалифицированного психолога и расстановщика.

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Семейная система: Чего не должны знать про вас дети

Семейная система: Чего не должны знать про вас дети

02.02.2018
11239
Мария Мухина, cистемный семейный психотерапевт: "В нарушенной семье, где внутренние границы размыты, родители могут иногда делать детей своими эмоциональными партнерами. Это перевернутая иерархия, при которой статус ребенка в семье равен родительскому."

Метки: Воспитание, Семья, Детско-родительские отношения,

Как мама влияет на отношения с мужчинами?

Как мама влияет на отношения с мужчинами?

26.01.2018
7561
Круговых Людмила, психолог: "Наши взаимоотношения с мужчинами – прямое следствие материнского воспитания."

Метки: Воспитание, Материнство, Женщины, Мужчины,

Эрик Берн: Когда ребенку исполняется 6 лет, его жизненный план уже готов

Эрик Берн: Когда ребенку исполняется 6 лет, его жизненный план уже готов

12.01.2018
6792
Эрик Берн — автор знаменитой концепции сценарного программирования и теории игр. В их основе лежит трансактный анализ, который сейчас изучают во всем мире. Берн уверен, что жизнь каждого человека программируется до пятилетнего возраста, и все мы потом живем по этому сценарию. В нашем материале подборка цитат этого выдающегося психолога о том, как программируется наш мозг.

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Исключая отца, матери загоняют детей в тупик

Исключая отца, матери загоняют детей в тупик

19.12.2017
6708
Лилия Валиуллина гештальт-терапевт: "На приём пришла Клиентка А. с проблемой: "Сыну 15 лет, он перестал учиться, на уроках засыпает. Со сверстниками не общается, друзей нет. Все свое свободное время проводит за компьютером. Интереса нет ни к чему.
В процессе последующих встреч прояснилась картина жизни А. после развода."

Метки: Воспитание, Материнство, Женщины, Детско-родительские отношения,

Мы остаемся в том возрасте, где нас недолюбили

Мы остаемся в том возрасте, где нас недолюбили

15.11.2017
8599
Любовь для ребенка в возрасте 3-6 лет заключается в поощрении самостоятельных действий, в поддержке инициативы, в признании права на любознательность и творчество. Если родители в этот период не позволяют ребенку действовать самостоятельно, чрезмерно наказывают в ответ на их потребности, развивается чувство вины.

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Самооценка,

Как помочь ребенку сформировать позитивную самооценку. На заметку родителям

Как помочь ребенку сформировать позитивную самооценку. На заметку родителям

13.11.2017
6439
Некоторым  родителям  важнее иметь ребенка-паиньку, удобного, тихого и незаметного, нешумного, который умеет сам себя занять, не отвлекает от дел взрослых. К сожалению, довольно часто в семье, школе и других социальных группах наиболее ценным является послушное и тихое поведение. Воспитатели, учителя, как правило, любят покладистых, исполнительных, послушных, легко подчиняющихся детей и подростков.

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Самооценка,

Джон Элдридж: Самый главный вопрос для мужчины

Джон Элдридж: Самый главный вопрос для мужчины

25.08.2017
4843
Большинство мужчин живут, пытаясь ответить на этот вопрос или страдая от того ответа, который они получили. Существует два основных варианта реакции на боль, которую причиняет нанесенная рана. Мужчины либо пытаются каким-то образом заглушить боль и ожесточаются, либо пытаются притерпеться к боли, свыкнуться с ней и становятся пассивными.

Метки: Воспитание, Мужчины, Детско-родительские отношения,

Игнорирование: правила применения

Игнорирование: правила применения

21.08.2017
6862
Несмотря на неприятности, которые может принести в жизнь игнорирование, это действенный способ избавиться от некоторых неприятных черт в поведении близких людей. Так игнорирование нежелательного поведения ребенка, иногда отличный способ это поведение прекратить.

Метки: Воспитание, Семья, Детско-родительские отношения,

Классификация психологических проблем детей в зависимости от "тараканов" в голове матери

Классификация психологических проблем детей в зависимости от "тараканов" в голове матери

10.08.2017
11111
Психолог Михаил Лабковский: "Дамы, уверенные, что ребенок – это их большое одолжение и подарок мужу, самого ребенка воспринимают как проблему, которую надо решать. Они с детьми не общаются – они «занимаются уходом и воспитанием». Гардероб, кружки, школа, чтоб все как у людей. Конечно, ребенок при этом чувствует себя инструментом для манипуляций и обузой, да от него этого никто особенно не скрывает."

Метки: Воспитание, Материнство, Детско-родительские отношения,

Уроки с ребенком делать не надо!

Уроки с ребенком делать не надо!

31.07.2017
7606
Психолог Михаил Лабковский: "Делать уроки с ребенком не надо! Собирать с ним портфель не надо! Спрашивать «как там, в школе?» не надо. Вы и отношения портите и результат только отрицательный. Вам что, с ним больше поговорить не о чем?"

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Учите детей не контролировать эмоции, а управлять ими

Учите детей не контролировать эмоции, а управлять ими

25.07.2017
13133
Инна Бардина, психолог: "Развитый эмоциональный интеллект поможет научиться управлению своим эмоциональным состоянием и своевременно освобождаться от негатива. Чем лучше это будет получаться у вас, тем легче вам будет научить этому вашего ребенка."

Метки: Воспитание, Управление эмоциями, Детско-родительские отношения,

Отцы и дети: влияние значимых других на развитие идентичности

Отцы и дети: влияние значимых других на развитие идентичности

21.07.2017
2052
Гештальт-терапевт Геннадий Малейчук: "Даже если родители могли бы стать идеальными, не стоило бы ожидать, что жизнь детей станет свободной от проблем, дискомфорта и кризисов. Однако именно ранний опыт, основанный на эмпатии, принятии и любви ребенка, позволяет ему овладеть зрелыми механизмами защиты, научиться осознавать свои желания и возможности и достигать большей гармонии в контакте с собой и другими".

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Мужчинами не рождаются

Мужчинами не рождаются

05.07.2017
10030
Психолог Михаил Лабковский: "Многие женщины страдают истерическим неврозом и ежевечерне устраивают скандалы из-за невымытой чашки, брошенных под кровать носков и, конечно, уроков. Мальчик становится тревожным невротиком. Из физиологических последствий – тики, заикания, экзема, нейродермит. И вырастает он такой - инфантильный, затюканый, опекаемый, несамостоятельный. Женщины, помните, гиперопека - это история не про любовь, а про тревожность и больше ничего."

Метки: Воспитание, Материнство, Мужчины, Детско-родительские отношения,

Родительские негативные послания

Родительские негативные послания

07.06.2017
5079
Психотерапевт Ирина Млодик: "Одна из сложностей, с которой я регулярно встречаюсь в практике и, конечно, сама ощущала как родитель — отделять свои переживания и потребности от переживаний и потребностей ребенка. При всей простоте и очевидности это бывает совсем непросто сделать. Мы растим детей, чтобы у них была своя жизнь или чтобы нам с ними легко жилось? Мы заботимся об их счастье, предостерегая, критикуя, поддерживая какой-то их шаг? Или, делая это, мы заботимся о себе?"

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Сценарии,

"Забывшие о любви друг к другу. Таких семей много"

"Забывшие о любви друг к другу. Таких семей много"

30.05.2017
5797
Психолог Дарья Размахнина: "Знакомство с этой семьей началось с приезда мамы и сына. Чудесные, славные – но ужасно измотанные бесконечными проблемами учебы и воспитания. Забывшие о любви друг к другу. Таких семей много. Очень много."

Метки: Воспитание, Трудное поведение, Семья, Детско-родительские отношения, Случаи из практики психотерапии,

Поделиться

Метки

...
Ceкcуальность Агрессия Апатия Арт-терапия Биполярное расстройство Возраст Воспитание Выгорание Гештальт-терапия Гипноз Границы Деньги Депрессия Детско-родительские отношения Домашнее насилие Жалость Женщины Зависимое расстройство личности Зависимость Зависть Застенчивость Измена Инфантильность Истерия Карьера Коммуникации Конфликты Кризис среднего возраста Личность Любовь Манипуляции Материнство Мотивация Мужчины Нарциссизм Насилие Неблагополучная семья Невроз Нерешительность Неуверенность в себе Обида Одиночество Отвержение Отношения Панические атаки Пассивная агрессия Переедание Перфекционизм Пограничное расстройство личности Подростковый возраст Предательство Привлекательность Психическая травма Психологический кризис Психологическое насилие Психопатия Психосоматика Психотерапия Развитие личности Развод Раздражительность Ресурсы Самооценка Семейные кризисы Семья Случаи из практики психотерапии Смысл жизни Снижение полового влечения Созависимость Спасательство Страх Стресс Стыд Сценарии Счастье Тревожность Трудное поведение Уверенность Управление эмоциями Фобии Чувство вины Шизофрения Экзистенциальный кризис Эмоциональная зависимость Энергия Эффективность