Ребенок не хочет учиться

Психолог, специалист в области семейной психотерапии
PT: Ия Сергеевна, у большинства родителей один из наболевших вопросов связан с тем, что ребенок не хочет учиться. Это лень или что это? Каковы причины такого явления?
Это и так называемая лень, и «или что».
Так называемая, потому что лень сама по себе — довольно сложное явление. Это нежелание делать что-либо, за которым может стоять масса разных причин.
Например, человек просто устал. И организм ему даёт сигнал: отдохни, иначе заболеешь.
Или отбили охоту что-то делать. Например, давали преждевременную негативную оценку результата, ДО устойчивого овладения навыком, — согласитесь, такое встречается сплошь и рядом в обучении, особенно детей.
Или обесценивали само желание сделать что-либо, потому что это считали несерьёзным, неважным.
Это только некоторые примеры причин, по которым страдает мотивация ребёнка к деятельности. А взрослые сказали «лень» — и вроде как стало понятно, кто виноват.
Вообще, назвать что-либо плохим — это такой способ дальше с этим не работать. Так что, произнося в адрес ребёнка слово «лень», стоит задать себе вопрос «чья?»
Теперь про «или что». А именно про процесс обучения как социальный институт.
Мне хочется задать вам встречные вопросы. Когда мы говорим «обучение», то что мы имеем в виду?
PT: Процесс получения ребенком знаний по разным наукам в школе и специальных кружках.
Хорошо, но что такое знание? Понятно, что предмет довольно расплывчатый.
Например, под ним можно подразумевать некий набор, или сумму фактов. Это знание? Да, вроде бы. Но все мы, наверно, испытали на себе, как легко такие знания покидают нашу голову.
У этого определения есть ещё одна неприятная сторона: такие знания имеют свойство устаревать, потому что сами факты меняются по разным причинам: совершаются новые открытия, на смену одним технологиям приходят другие и т. д.
К тому же сейчас есть компьютеры, которые избавляют нас от необходимости хранить огромные массивы сведений в своей памяти.
Так какие же знания сейчас нужны человеку? Чему следует учить наших детей?
Мне нравится определение моего учителя, заслуженного тренера В. Гурного:
«Знания — это причинно-следственные зависимости».
При определённой ограниченности, эта формулировка действительно даёт представление о базовых принципах образования, каким оно должно быть, на мой взгляд.
Надо учить ребёнка такому пониманию причинно-следственных зависимостей, которое позволит ему принимать верные решения в нужный момент. Вот в этом мне видится задача обучения. Тем более сейчас, когда в нашем распоряжении море разнообразной и часто противоречивой информации, в котором не так легко сориентироваться.
А теперь давайте честно ответим на вопрос: даёт ли современная общеобразовательная школа такие знания? Или даже проще: много ли каждый из нас помнит со школьной скамьи? Вот то-то и оно.
Удивительно ли, что ребёнок порой бессознательно сопротивляется такой бессмысленной трате своего времени?
PT: Существует некая концепция типов личности, соционика, основанная на типологии Юнга, дополненная и модифицированная в 70-х годах прошлого века, суть которой заключается в делении людей на 16 социотипов, с определением своих сильных и слабых сторон у каждого типа.
Если следовать этому учению, то выходит, что нельзя, к примеру, «художника» ругать за двойку по математике и настаивать на отличном знании предмета. Вы согласны с этим?
Ругать точно не стоит. Так же, как и ставить двойку.
Во-первых, стоит определиться, нужна ли данному человеку математика. Пригодится ли она ему в дальнейшем? Если мы решили, что да, нужна, например, для аттестата, следует приложить усилия со своей стороны, чтобы он в этой математике стал разбираться.
Ведь математика — это не что иное, как представление жизненных явлений в особой, закодированной форме. И я не вижу препятствий в том, чтобы объяснить её любому интеллектуально сохранному ребёнку.
Есть же прекрасные примеры педагогов-новаторов, которые добивались поголовной математической грамотности у своих учеников.
Ещё тут, конечно, хочется вспомнить людей Ренессанса, которые были равно талантливы сразу в нескольких разнообразных областях. Может, потому что тогда ещё не было соционики?))
PT: Это точно, хотя и курсы большинства научных дисциплин тогда были вдвое короче:)
Придерживаетесь ли вы в работе если не этой, то какой-либо другой типологии? Если да, то можете рассказать кратко о различных типах и их характерных способностях?
Нет, я её не использую.
Вообще, с большой осторожностью отношусь ко всяким типологиям. Видите ли, это такая яркая игрушка, которую психология «подарила» людям вместе с иллюзией того, что можно сделать поведение человека предсказуемым.
На самом деле, это, конечно, далеко не так, и специалисты в области психодиагностики знают, насколько большие ограничения у разного рода тестов. В частности, срок «годности» любого тестирования — не больше полугода.
В консультировании и психотерапии я иногда пользуюсь классификацией Н. Мак-Вильямс, по её книге «Психоаналитическая диагностика». И надо сказать, что она далеко не всегда помогает мне в работе.
Излагать данный труд здесь, на мой взгляд, не имеет большого смысла по тем причинам, которые я уже назвала.
PT: Что, если дать ребенку полную свободу, позволяя заниматься исключительно тем, к чему есть склонность? Так ли необходима человеку всесторонняя грамотность?
Здесь есть несколько проблем.
Первая — как вы определите, к чему у него есть склонность? А самое опасное — к чему у него нет склонности?
Не поставите ли вы крест на тех его склонностях, которые пока не созрели или не встретили условий для своего проявления?
А вторая — это требования общества, от которого, как известно, нельзя быть свободным, живя в нём.
На сегодняшний момент есть определённые требования, установленные государством, к тем знаниям, которыми должен обладать выпускник учебного заведения.
Можно спорить об их конкретном содержании, но, на мой взгляд, от самой этой идеи минимально необходимого уровня знаний в различных областях социум уйдёт очень нескоро, если вообще это возможно.
Но «дать свободу» я, конечно, приветствую.
PT: Вопрос о понимании способностей ребенка и их своевременном развитии занимает многих родителей. В частности, как определить к чему у ребенка способности, если он явно не выражает никаких наклонностей?
И как понять, что плохая успеваемость по предмету, это — не отсутствие способностей, а негативное влияние учителя?
Я повторю свой тезис о том, что к вопросу определения способностей стоит подходить максимально аккуратно.
Часто слова педагога о том, что ребёнок к чему-то неспособен, свидетельствуют лишь о его собственной недостаточной профессиональной компетентности или личностных проблемах. А вся вина сваливается на ученика.
Я бы говорила не столько о способностях или наклонностях ребёнка, сколько об его интересе к той или иной деятельности.
А определить очень просто — давать ему пробовать себя в максимальном количестве различных областей. И желательно при этом не мешать.
Важнее любить своего ребёнка, а не диагностировать его «способности», вообще лучше убрать это слово из своего лексикона. И всегда быть на его стороне (по-умному, конечно). Ибо кто, если не мама с папой, даст ребёнку веру в свои силы?
Общаться с учителем. Искать лучшего. Лучшую школу. Не можете? Ну тогда это к вам вопрос, а не к ребёнку, правда?
PT: В последнее время много говорят о новом поколении Y. Что это дети «рожденные со смартфоном в руках», обладающие клиповым сознанием, невосприимчивые к текстам, особенно к большим, одним словом имеющие свои особенности и требующие особого подхода в обучении. Вы согласны с этим?
Безусловно, нечто новое появилось. Хотя я бы не стала говорить о том, что это «принципиально новое». На мой взгляд, пристрастие к разным гаджетам – проявление такой общей тенденции цивилизованного человечества, когда реальное действие подменяется виртуальным. В каких-то случаях это хорошо, в каких-то – не очень.
Что такое «клиповое сознание», боюсь, точного определения нам никто не даст. Ну если мы понимаем это как такое пренебрежение текстами, в которых «многобукав», выхватывание из всего моря информации каких-то случайных сведений, сопровождаемых яркими картинками и отсутствие в результате у человека целостной, непротиворечивой картины мира, то это явление отнюдь не новое.
Ещё Л. С. Выготский говорил о том, что около 80% людей не обладают понятийным мышлением. И в наше время были дети, которые читали книжки, и те, которые не читали. Только последние не сидели с гаджетами, а бегали по дворам, за что их нещадно ругали тогдашние родители.
Новое состоит, пожалуй, в том, что количество информации в наше время увеличивается лавинообразно. Повышается ли при этом уровень образованности — большой вопрос.
Более того, сейчас мы имеем дело с таким явлением, как возросшая конкуренция различных источников информации. Яркие картинки — средство привлечения аудитории.
Как разобраться в этом море? Как понять, что истинно, что ложно? Вот в этом и есть задача современного образования. И в этом контексте «знание» как умение определять верные причинно-следственные зависимости звучит как никогда актуально.
PT: То есть вы считаете, что тенденции к более упрощенному восприятию информации в принципе нет?
Я не уверена, что в действительности эта тенденция есть. Возможно, это очередной социальный миф, раскрученный талантливыми журналистами)).
У меня есть дочь и сын, оба очень молодые. Дочь, по-моему, прочитала уже книг больше, чем я за свою жизнь. Она, кстати, училась на журфаке. Сын всегда читал мало, но не так давно он стал просить книги, классику, «чтобы быть культурным человеком».
Конечно, меня это безумно радует, и это лишнее подтверждение тому, что львиная доля воспитания достигается за счёт атмосферы в семье. Как ребёнок может не прочесть книги, которые цитируются за столом? Это невозможно, на мой взгляд.
PT: Давайте подытожим все вышесказанное. Какие вы можете дать рекомендации родителям, чьи дети не проявляют интереса к учебе? Что следует делать, а чего не следует?
Как мы с вами помним, психологи советов не дают)). Я, по большей части, придерживаюсь этого правила, ибо советы обычно — вещь вполне бесполезная.
Но, в расчёте на исключение, повторю свою главную мысль:
Ребёнка надо любить и помогать ему по мере сил. Он гораздо значительнее и больше, чем его успехи или неуспехи в школе.
Есть ещё масса видов деятельности, которые могут развить интеллект ребенка. Например, любые виды спорта, рисование, музицирование, шитьё, кулинария – всё, что придумала человеческая культура. Обеспечьте ему доступ к этому разнообразию, и он непременно себя в чём-то проявит.
Вот это и следует делать.
А про то, что не следует, все более или менее знают. Другой вопрос, что не у всех это получается. Поэтому моя рекомендация: заботьтесь о себе, о своём душевном благополучии в широком смысле слова. Тогда хватит сил и на ребёнка, и на всё остальное.
Метки: Воспитание,
Читать по теме:
Научитесь быть ненужными своим выросшим детям
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,
Как вырастить гения: 7 правил еврейских родителей
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,
5 грубейших ошибок в воспитании мальчиков
Метки: Воспитание,
44 способа сказать детям, как сильно вы их любите
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,
Без крика и наказаний: Как инуиты решают проблему детской агрессии и непослушания
Метки: Воспитание, Материнство, Трудное поведение, Семья, Детско-родительские отношения,
Эрик Берн: Когда ребенку исполняется 6 лет, его жизненный план уже готов
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,
Человек не будет иметь удачных отношений до тех пор, пока не наладит их с матерью
Метки: Воспитание,
Отвержение отца ведет к психической задержке развития ребенка
Метки: Воспитание,
Нервные расстройства у детей: что должны знать родители
Метки: Воспитание,
Дочери, которых не любили и тяжкая ноша семейных секретов
Метки: Воспитание, Материнство, Психическая травма, Психологическое насилие, Детско-родительские отношения,
5 типов отцов, которые делают из своих детей закомплексованных неудачников
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Самооценка,
Родители-рабы
Метки: Воспитание, Инфантильность, Детско-родительские отношения,
Как воспитывать сына (для женщин)
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,
Кинезиологические упражнения для детей: улучшение памяти и внимания
Метки: Воспитание,
Как не вырастить инфантила
Метки: Воспитание, Инфантильность, Детско-родительские отношения,
Счастливое родительство
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,
Нарушение границ дозволенности у детей (случай)
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,
Почему мой ребёнок всё ещё плохо говорит или совсем не говорит?
Метки: Воспитание, Материнство, Детско-родительские отношения,
Дети и развод
Метки: Воспитание, Развод, Детско-родительские отношения,
Как не воспитать маменькиного сынка?
Метки: Воспитание,
Научите детей решать эти 3 задачи
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,
"Долгая молодость — побочный эффект родительской любви"
Метки: Воспитание,
КАК мать превращает СЫНА в «психологического мужа»
Метки: Воспитание, Материнство, Детско-родительские отношения,
Маменькины сыночки и папенькины дочки
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,
Семейная система: Чего не должны знать про вас дети
Метки: Воспитание, Семья, Детско-родительские отношения,
Как мама влияет на отношения с мужчинами?
Метки: Воспитание, Материнство, Женщины, Мужчины,
Эрик Берн: Когда ребенку исполняется 6 лет, его жизненный план уже готов
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,
Исключая отца, матери загоняют детей в тупик
В процессе последующих встреч прояснилась картина жизни А. после развода."
Метки: Воспитание, Материнство, Женщины, Детско-родительские отношения,
Мы остаемся в том возрасте, где нас недолюбили
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Самооценка,
Как помочь ребенку сформировать позитивную самооценку. На заметку родителям
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Самооценка,