Ребенок не хочет учиться

20 января 2016
6356
Ия Цой.jpg  Ия Сергеевна Цой

  Психолог, специалист в области семейной психотерапии 

  




PT: Ия Сергеевна, у большинства родителей один из наболевших вопросов связан с тем, что ребенок не хочет учиться. Это лень или что это? Каковы причины такого явления?  

Это и так называемая лень, и «или что».

Так называемая, потому что лень сама по себе — довольно сложное явление. Это нежелание делать что-либо, за которым может стоять масса разных причин.

Например, человек просто устал. И организм ему даёт сигнал: отдохни, иначе заболеешь.

Или отбили охоту что-то делать. Например, давали преждевременную негативную оценку результата, ДО устойчивого овладения навыком, — согласитесь, такое встречается сплошь и рядом в обучении, особенно детей.

Или обесценивали само желание сделать что-либо, потому что это считали несерьёзным, неважным.

Это только некоторые примеры причин, по которым страдает мотивация ребёнка к деятельности. А взрослые сказали «лень» — и вроде как стало понятно, кто виноват.

Вообще, назвать что-либо плохим — это такой способ дальше с этим не работать. Так что, произнося в адрес ребёнка слово «лень», стоит задать себе вопрос «чья?»

Теперь про «или что». А именно про процесс обучения как социальный институт.

Мне хочется задать вам встречные вопросы. Когда мы говорим «обучение», то что мы имеем в виду? 


PT: Процесс получения ребенком знаний по разным наукам в школе и специальных кружках.

Хорошо, но что такое знание? Понятно, что предмет довольно расплывчатый.

Например, под ним можно подразумевать некий набор, или сумму фактов. Это знание? Да, вроде бы. Но все мы, наверно, испытали на себе, как легко такие знания покидают нашу голову.

У этого определения есть ещё одна неприятная сторона: такие знания имеют свойство устаревать, потому что сами факты меняются по разным причинам: совершаются новые открытия, на смену одним технологиям приходят другие и т. д.

К тому же сейчас есть компьютеры, которые избавляют нас от необходимости хранить огромные массивы сведений в своей памяти.

Так какие же знания сейчас нужны человеку? Чему следует учить наших детей?

Мне нравится определение моего учителя, заслуженного тренера В. Гурного:

«Знания — это причинно-следственные зависимости».

При определённой ограниченности, эта формулировка действительно даёт представление о базовых принципах образования, каким оно должно быть, на мой взгляд.

Надо учить ребёнка такому пониманию причинно-следственных зависимостей, которое позволит ему принимать верные решения в нужный момент. Вот в этом мне видится задача обучения. Тем более сейчас, когда в нашем распоряжении море разнообразной и часто противоречивой информации, в котором не так легко сориентироваться.

А теперь давайте честно ответим на вопрос: даёт ли современная общеобразовательная школа такие знания? Или даже проще: много ли каждый из нас помнит со школьной скамьи? Вот то-то и оно.

Удивительно ли, что ребёнок порой бессознательно сопротивляется такой бессмысленной трате своего времени?

PT: Существует некая концепция типов личности, соционика, основанная на типологии Юнга, дополненная и модифицированная в 70-х годах прошлого века, суть которой заключается в делении людей на 16 социотипов, с определением своих сильных и слабых сторон у каждого типа. 

Если следовать этому учению, то выходит, что нельзя, к примеру, «художника» ругать за двойку по математике и настаивать на отличном знании предмета. Вы согласны с этим?


Ругать точно не стоит. Так же, как и ставить двойку.

Во-первых, стоит определиться, нужна ли данному человеку математика. Пригодится ли она ему в дальнейшем? Если мы решили, что да, нужна, например, для аттестата, следует приложить усилия со своей стороны, чтобы он в этой математике стал разбираться.

Ведь математика — это не что иное, как представление жизненных явлений в особой, закодированной форме. И я не вижу препятствий в том, чтобы объяснить её любому интеллектуально сохранному ребёнку.

Есть же прекрасные примеры педагогов-новаторов, которые добивались поголовной математической грамотности у своих учеников.

Ещё тут, конечно, хочется вспомнить людей Ренессанса, которые были равно талантливы сразу в нескольких разнообразных областях. Может, потому что тогда ещё не было соционики?))


PT: Это точно, хотя и курсы большинства научных дисциплин тогда были вдвое короче:) 

Придерживаетесь ли вы в работе если не этой, то какой-либо другой типологии? Если да, то можете рассказать кратко о различных типах и их характерных способностях?

Нет, я её не использую.

Вообще, с большой осторожностью отношусь ко всяким типологиям. Видите ли, это такая яркая игрушка, которую психология «подарила» людям вместе с иллюзией того, что можно сделать поведение человека предсказуемым.

На самом деле, это, конечно, далеко не так, и специалисты в области психодиагностики знают, насколько большие ограничения у разного рода тестов. В частности, срок «годности» любого тестирования — не больше полугода.

В консультировании и психотерапии я иногда пользуюсь классификацией Н. Мак-Вильямс, по её книге «Психоаналитическая диагностика». И надо сказать, что она далеко не всегда помогает мне в работе.

Излагать данный труд здесь, на мой взгляд, не имеет большого смысла по тем причинам, которые я уже назвала.

 
PT: Что, если дать ребенку полную свободу, позволяя заниматься исключительно тем, к чему есть склонность? Так ли необходима человеку всесторонняя грамотность?

Здесь есть несколько проблем.

Первая — как вы определите, к чему у него есть склонность? А самое опасное — к чему у него нет склонности?

Не поставите ли вы крест на тех его склонностях, которые пока не созрели или не встретили условий для своего проявления?

А вторая — это требования общества, от которого, как известно, нельзя быть свободным, живя в нём.

На сегодняшний момент есть определённые требования, установленные государством, к тем знаниям, которыми должен обладать выпускник учебного заведения.

Можно спорить об их конкретном содержании, но, на мой взгляд, от самой этой идеи минимально необходимого уровня знаний в различных областях социум уйдёт очень нескоро, если вообще это возможно.

Но «дать свободу» я, конечно, приветствую.


PT: Вопрос о понимании способностей ребенка и их своевременном развитии занимает многих родителей. В частности, как определить к чему у ребенка способности, если он явно не выражает никаких наклонностей?

И как понять, что плохая успеваемость по предмету, это — не отсутствие способностей, а негативное влияние учителя? 


Я повторю свой тезис о том, что к вопросу определения способностей стоит подходить максимально аккуратно.

Часто слова педагога о том, что ребёнок к чему-то неспособен, свидетельствуют лишь о его собственной недостаточной профессиональной компетентности или личностных проблемах. А вся вина сваливается на ученика.

Я бы говорила не столько о способностях или наклонностях ребёнка, сколько об его интересе к той или иной деятельности.

А определить очень просто — давать ему пробовать себя в максимальном количестве различных областей. И желательно при этом не мешать.

Важнее любить своего ребёнка, а не диагностировать его «способности», вообще лучше убрать это слово из своего лексикона. И всегда быть на его стороне (по-умному, конечно). Ибо кто, если не мама с папой, даст ребёнку веру в свои силы?

Общаться с учителем. Искать лучшего. Лучшую школу. Не можете? Ну тогда это к вам вопрос, а не к ребёнку, правда? 


PT: В последнее время много говорят о новом поколении Y. Что это дети «рожденные со смартфоном в руках», обладающие клиповым сознанием, невосприимчивые к текстам, особенно к большим, одним словом имеющие свои особенности и требующие особого подхода в обучении. Вы согласны с этим?

Безусловно, нечто новое появилось. Хотя я бы не стала говорить о том, что это «принципиально новое». На мой взгляд, пристрастие к разным гаджетам – проявление такой общей тенденции цивилизованного человечества, когда реальное действие подменяется виртуальным. В каких-то случаях это хорошо, в каких-то – не очень.

Что такое «клиповое сознание», боюсь, точного определения нам никто не даст. Ну если мы понимаем это как такое пренебрежение текстами, в которых «многобукав», выхватывание из всего моря информации каких-то случайных сведений, сопровождаемых яркими картинками и отсутствие в результате у человека целостной, непротиворечивой картины мира, то это явление отнюдь не новое.

Ещё Л. С. Выготский говорил о том, что около 80% людей не обладают понятийным мышлением. И в наше время были дети, которые читали книжки, и те, которые не читали. Только последние не сидели с гаджетами, а бегали по дворам, за что их нещадно ругали тогдашние родители.

Новое состоит, пожалуй, в том, что количество информации в наше время увеличивается лавинообразно. Повышается ли при этом уровень образованности — большой вопрос. 

Более того, сейчас мы имеем дело с таким явлением, как возросшая конкуренция различных источников информации. Яркие картинки — средство привлечения аудитории.

Как разобраться в этом море? Как понять, что истинно, что ложно? Вот в этом и есть задача современного образования. И в этом контексте «знание» как умение определять верные причинно-следственные зависимости звучит как никогда актуально.


PT: То есть вы считаете, что тенденции к более упрощенному восприятию информации в принципе нет?  

Я не уверена, что в действительности эта тенденция есть. Возможно, это очередной социальный миф, раскрученный талантливыми журналистами)).

У меня есть дочь и сын, оба очень молодые. Дочь, по-моему, прочитала уже книг больше, чем я за свою жизнь. Она, кстати, училась на журфаке. Сын всегда читал мало, но не так давно он стал просить книги, классику, «чтобы быть культурным человеком».

Конечно, меня это безумно радует, и это лишнее подтверждение тому, что львиная доля воспитания достигается за счёт атмосферы в семье. Как ребёнок может не прочесть книги, которые цитируются за столом? Это невозможно, на мой взгляд.


PT: Давайте подытожим все вышесказанное. Какие вы можете дать рекомендации родителям, чьи дети не проявляют интереса к учебе? Что следует делать, а чего не следует?

Как мы с вами помним, психологи советов не дают)). Я, по большей части, придерживаюсь этого правила, ибо советы обычно — вещь вполне бесполезная.

Но, в расчёте на исключение, повторю свою главную мысль:

Ребёнка надо любить и помогать ему по мере сил. Он гораздо значительнее и больше, чем его успехи или неуспехи в школе.

Есть ещё масса видов деятельности, которые могут развить интеллект ребенка. Например, любые виды спорта, рисование, музицирование, шитьё, кулинария – всё, что придумала человеческая культура. Обеспечьте ему доступ к этому разнообразию, и он непременно себя в чём-то проявит.

Вот это и следует делать.

А про то, что не следует, все более или менее знают. Другой вопрос, что не у всех это получается. Поэтому моя рекомендация: заботьтесь о себе, о своём душевном благополучии в широком смысле слова. Тогда хватит сил и на ребёнка, и на всё остальное.

Метки: Воспитание,

Читать по теме:

Кинезиологические упражнения для детей: улучшение памяти и внимания

Кинезиологические упражнения для детей: улучшение памяти и внимания

21.09.2018
60
Парасковья Петрова, психолог: "Синхронизация работы полушарий с помощью кинезиологических упражнений повышает стрессоустойчивость у детей, улучшает мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчает процесс чтения и письма."

Метки: Воспитание,

Как не вырастить инфантила

Как не вырастить инфантила

17.08.2018
7980
Психолог  Денис Осин: "Инфантилизм может развиваться из совершенно разных предпосылок. Он появляется и у ребенка, которого зашугали, и у ребенка, который живёт в состоянии вседозволенности. Это связано с тем, что и в первом, и во втором состоянии у ребенка не вырабатывается самое главное качество - самостоятельность."

Метки: Воспитание, Инфантильность, Детско-родительские отношения,

Счастливое родительство

Счастливое родительство

09.07.2018
748
Марина Комиссарова, психолог: "Счастливое родительство не зависит целиком от вас. Вы не можете гарантировать себе, что станете родителями, вы можете оказаться бесплодны или не родить по другой причине. Это раз. Вы можете потерять ребенка. Это два. Ваш ребенок может оказаться тяжело больным и этим тоже будет омрачено родительство."

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Нарушение границ дозволенности у детей (случай)

Нарушение границ дозволенности у детей (случай)

08.06.2018
1437
Анастасия Рагулина, психолог: "Возбуждение и эмоциональность нарастали. Родители недоуменно смотрели на свое чадо. Ребенка как будто подменили."

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Почему мой ребёнок всё ещё плохо говорит или совсем не говорит?

Почему мой ребёнок всё ещё плохо говорит или совсем не говорит?

04.06.2018
954
Екатерина Леонова, психолог: "Во время занятий я замечаю, что у Коли в те моменты, когда я повышала голос, рассказывая увлеченно сказку или историю, вместо интереса в глаза читался испуг. Наблюдалась тревога перед заданиями, где необходимы резкие движения рук и ног. А еще он постоянно закапывал в специальной песочнице яркие игрушки, предпочитая играть только с машинками."

Метки: Воспитание, Материнство, Детско-родительские отношения,

Дети и развод

Дети и развод

07.05.2018
843
Людмила Овсяник, психолог: "От того, как ведут себя родители, потрясение ребенка может длиться долго. Поведение ребенка меняется и связано оно со страхом потери родителя, с которым он остался. Мальчики становятся агрессивными, неуправляемыми. Девочки – закрытыми, капризными."

Метки: Воспитание, Развод, Детско-родительские отношения,

Как не воспитать маменькиного сынка?

Как не воспитать маменькиного сынка?

26.03.2018
13318
Когда женщина вынуждена заменять сыну папу, насколько ей это удаётся? Не делает ли такая мать ошибок, которые впоследствии скажутся на жизненном пути её ребёнка?

Метки: Воспитание,

Научите детей решать эти 3 задачи

Научите детей решать эти 3 задачи

24.03.2018
5193
Нина Рубштейн, психолог: "Цель воспитания – обучить человека решать три задачи. Все остальное – лирика, которая не может заменить эти три задачи, поскольку, если вы родили дитя, вы ответственны за то, чтобы оно научилось эти три задачи решать."

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

"Долгая молодость — побочный эффект родительской любви"

"Долгая молодость — побочный эффект родительской любви"

14.03.2018
3984
"Было время, когда я наивно думала, что к детям «когда-то» относились лучше, чем сейчас. Потом, немного поинтересовавшись вопросом, и ощутив некоторое шевеление волос на теле (от ужаса), решила, что очень здорово, и вообще повезло родиться в этой эпохе, а не в какой-нибудь предыдущей".

Метки: Воспитание,

КАК мать превращает СЫНА в «психологического мужа»

КАК мать превращает СЫНА в «психологического мужа»

04.03.2018
10410
Леа Веденски, психолог: "Каждому практикующему психологу приходилось иметь дело с этим странным и печальным явлением. Это выглядит так, что мать превращает своего сына в "психологического мужа". Или, по выражению Юнга, она переносит свой эрос на сына."

Метки: Воспитание, Материнство, Детско-родительские отношения,

Маменькины сыночки и папенькины дочки

Маменькины сыночки и папенькины дочки

24.02.2018
2844
Если по отношению к девочке отец проявляет враждебность, властность, то в дальнейшем ей сложно будет выстроить отношения с мужчинами, так как движение безусловной любви к отцу прерывается. Для того чтобы женщине понять, почему у неё не складываются отношения с партнёром, в будущем будет необходима помощь квалифицированного психолога и расстановщика.

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Семейная система: Чего не должны знать про вас дети

Семейная система: Чего не должны знать про вас дети

02.02.2018
10961
Мария Мухина, cистемный семейный психотерапевт: "В нарушенной семье, где внутренние границы размыты, родители могут иногда делать детей своими эмоциональными партнерами. Это перевернутая иерархия, при которой статус ребенка в семье равен родительскому."

Метки: Воспитание, Семья, Детско-родительские отношения,

Как мама влияет на отношения с мужчинами?

Как мама влияет на отношения с мужчинами?

26.01.2018
6978
Круговых Людмила, психолог: "Наши взаимоотношения с мужчинами – прямое следствие материнского воспитания."

Метки: Воспитание, Материнство, Женщины, Мужчины,

Эрик Берн: Когда ребенку исполняется 6 лет, его жизненный план уже готов

Эрик Берн: Когда ребенку исполняется 6 лет, его жизненный план уже готов

12.01.2018
6596
Эрик Берн — автор знаменитой концепции сценарного программирования и теории игр. В их основе лежит трансактный анализ, который сейчас изучают во всем мире. Берн уверен, что жизнь каждого человека программируется до пятилетнего возраста, и все мы потом живем по этому сценарию. В нашем материале подборка цитат этого выдающегося психолога о том, как программируется наш мозг.

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Исключая отца, матери загоняют детей в тупик

Исключая отца, матери загоняют детей в тупик

19.12.2017
6329
Лилия Валиуллина гештальт-терапевт: "На приём пришла Клиентка А. с проблемой: "Сыну 15 лет, он перестал учиться, на уроках засыпает. Со сверстниками не общается, друзей нет. Все свое свободное время проводит за компьютером. Интереса нет ни к чему.
В процессе последующих встреч прояснилась картина жизни А. после развода."

Метки: Воспитание, Материнство, Женщины, Детско-родительские отношения,

Мы остаемся в том возрасте, где нас недолюбили

Мы остаемся в том возрасте, где нас недолюбили

15.11.2017
8371
Любовь для ребенка в возрасте 3-6 лет заключается в поощрении самостоятельных действий, в поддержке инициативы, в признании права на любознательность и творчество. Если родители в этот период не позволяют ребенку действовать самостоятельно, чрезмерно наказывают в ответ на их потребности, развивается чувство вины.

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Самооценка,

Как помочь ребенку сформировать позитивную самооценку. На заметку родителям

Как помочь ребенку сформировать позитивную самооценку. На заметку родителям

13.11.2017
6198
Некоторым  родителям  важнее иметь ребенка-паиньку, удобного, тихого и незаметного, нешумного, который умеет сам себя занять, не отвлекает от дел взрослых. К сожалению, довольно часто в семье, школе и других социальных группах наиболее ценным является послушное и тихое поведение. Воспитатели, учителя, как правило, любят покладистых, исполнительных, послушных, легко подчиняющихся детей и подростков.

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Самооценка,

Джон Элдридж: Самый главный вопрос для мужчины

Джон Элдридж: Самый главный вопрос для мужчины

25.08.2017
4686
Большинство мужчин живут, пытаясь ответить на этот вопрос или страдая от того ответа, который они получили. Существует два основных варианта реакции на боль, которую причиняет нанесенная рана. Мужчины либо пытаются каким-то образом заглушить боль и ожесточаются, либо пытаются притерпеться к боли, свыкнуться с ней и становятся пассивными.

Метки: Воспитание, Мужчины, Детско-родительские отношения,

Игнорирование: правила применения

Игнорирование: правила применения

21.08.2017
6218
Несмотря на неприятности, которые может принести в жизнь игнорирование, это действенный способ избавиться от некоторых неприятных черт в поведении близких людей. Так игнорирование нежелательного поведения ребенка, иногда отличный способ это поведение прекратить.

Метки: Воспитание, Семья, Детско-родительские отношения,

Классификация психологических проблем детей в зависимости от "тараканов" в голове матери

Классификация психологических проблем детей в зависимости от "тараканов" в голове матери

10.08.2017
10687
Психолог Михаил Лабковский: "Дамы, уверенные, что ребенок – это их большое одолжение и подарок мужу, самого ребенка воспринимают как проблему, которую надо решать. Они с детьми не общаются – они «занимаются уходом и воспитанием». Гардероб, кружки, школа, чтоб все как у людей. Конечно, ребенок при этом чувствует себя инструментом для манипуляций и обузой, да от него этого никто особенно не скрывает."

Метки: Воспитание, Материнство, Детско-родительские отношения,

Уроки с ребенком делать не надо!

Уроки с ребенком делать не надо!

31.07.2017
7204
Психолог Михаил Лабковский: "Делать уроки с ребенком не надо! Собирать с ним портфель не надо! Спрашивать «как там, в школе?» не надо. Вы и отношения портите и результат только отрицательный. Вам что, с ним больше поговорить не о чем?"

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Учите детей не контролировать эмоции, а управлять ими

Учите детей не контролировать эмоции, а управлять ими

25.07.2017
12399
Инна Бардина, психолог: "Развитый эмоциональный интеллект поможет научиться управлению своим эмоциональным состоянием и своевременно освобождаться от негатива. Чем лучше это будет получаться у вас, тем легче вам будет научить этому вашего ребенка."

Метки: Воспитание, Управление эмоциями, Детско-родительские отношения,

Отцы и дети: влияние значимых других на развитие идентичности

Отцы и дети: влияние значимых других на развитие идентичности

21.07.2017
1950
Гештальт-терапевт Геннадий Малейчук: "Даже если родители могли бы стать идеальными, не стоило бы ожидать, что жизнь детей станет свободной от проблем, дискомфорта и кризисов. Однако именно ранний опыт, основанный на эмпатии, принятии и любви ребенка, позволяет ему овладеть зрелыми механизмами защиты, научиться осознавать свои желания и возможности и достигать большей гармонии в контакте с собой и другими".

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Мужчинами не рождаются

Мужчинами не рождаются

05.07.2017
9761
Психолог Михаил Лабковский: "Многие женщины страдают истерическим неврозом и ежевечерне устраивают скандалы из-за невымытой чашки, брошенных под кровать носков и, конечно, уроков. Мальчик становится тревожным невротиком. Из физиологических последствий – тики, заикания, экзема, нейродермит. И вырастает он такой - инфантильный, затюканый, опекаемый, несамостоятельный. Женщины, помните, гиперопека - это история не про любовь, а про тревожность и больше ничего."

Метки: Воспитание, Материнство, Мужчины, Детско-родительские отношения,

Родительские негативные послания

Родительские негативные послания

07.06.2017
4896
Психотерапевт Ирина Млодик: "Одна из сложностей, с которой я регулярно встречаюсь в практике и, конечно, сама ощущала как родитель — отделять свои переживания и потребности от переживаний и потребностей ребенка. При всей простоте и очевидности это бывает совсем непросто сделать. Мы растим детей, чтобы у них была своя жизнь или чтобы нам с ними легко жилось? Мы заботимся об их счастье, предостерегая, критикуя, поддерживая какой-то их шаг? Или, делая это, мы заботимся о себе?"

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Сценарии,

"Забывшие о любви друг к другу. Таких семей много"

"Забывшие о любви друг к другу. Таких семей много"

30.05.2017
5647
Психолог Дарья Размахнина: "Знакомство с этой семьей началось с приезда мамы и сына. Чудесные, славные – но ужасно измотанные бесконечными проблемами учебы и воспитания. Забывшие о любви друг к другу. Таких семей много. Очень много."

Метки: Воспитание, Трудное поведение, Семья, Детско-родительские отношения, Случаи из практики психотерапии,

Психолог Лабковский: родителя, поднявшего руку на ребенка, должна ждать тюрьма

Психолог Лабковский: родителя, поднявшего руку на ребенка, должна ждать тюрьма

21.05.2017
10169
Психолог Михаил Лабковский: "Нынешнее поколение взрослых — это поколение битых детей. Поэтому сегодня они продолжают бить уже своих детей. Все дети во всем [цивилизованном] мире в 3-4 года, когда приходят в детский сад, получают номер телефона, куда они могу звонить в случае, если они расценят поведение взрослых как агрессивное. К сожалению, у нас этим даже близко не пахнет."

Метки: Воспитание, Домашнее насилие, Неблагополучная семья, Детско-родительские отношения,

Негативные последствия подавления взрослыми интересов и чувств подростка

Негативные последствия подавления взрослыми интересов и чувств подростка

17.05.2017
4346
Аросьева Александра, психолог: "Взрослые, в том числе и учителя, не только не пытаются поинтересоваться мнением ребёнка, но что ещё хуже, зная его - игнорируют и подавляют все индивидуальные проявления, желания, потребности, мнения и главное - чувства ребёнка".

Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Детско-родительские отношения,

"Неудобные" дети неудобны для насильников

"Неудобные" дети неудобны для насильников

15.05.2017
5156
Психолог Екатерина Бойдек: "Важно учиться выдерживать свою родительскую тревогу. Важно напоминать себе, что наши возможности ограничены. Мы не всесильны, и нам часто приходится сталкиваться со своим родительским бессилием. Если ребёнок знает, что мы «рассыпаемся» от того, что с ним происходит, даже при условии наших прекрасных отношений, он не будет с нами делиться тем, что его волнует."

Метки: Воспитание, Домашнее насилие, Детско-родительские отношения,

Как воспитывать ребенка, чтобы он не вырос жестоким. Инструкция

Как воспитывать ребенка, чтобы он не вырос жестоким. Инструкция

18.04.2017
4444
Насильник — единственный, кто на самом деле ответственен за произошедшее. Так почему насильников так много и как с этим быть? Детский клинический психолог и игротерапевт Ирина Катин-Ярцева объясняет, откуда берется склонность к насилию и как воспитывать ребенка, чтобы он не вырос жестоким.

Метки: Воспитание, Трудное поведение, Детско-родительские отношения,

Поделиться

Метки

...
Ceкcуальность Агрессия Апатия Арт-терапия Биполярное расстройство Возраст Воспитание Выгорание Гештальт-терапия Гипноз Границы Деньги Депрессия Детско-родительские отношения Домашнее насилие Жалость Женщины Зависимое расстройство личности Зависимость Зависть Застенчивость Измена Инфантильность Истерия Карьера Коммуникации Конфликты Кризис среднего возраста Личность Любовь Манипуляции Материнство Мотивация Мужчины Нарциссизм Насилие Неблагополучная семья Невроз Нерешительность Неуверенность в себе Обида Одиночество Отношения Панические атаки Переедание Перфекционизм Пограничное расстройство личности Подростковый возраст Предательство Привлекательность Психическая травма Психологический кризис Психологическое насилие Психосоматика Психотерапия Развитие личности Развод Ресурсы Самооценка Семейные кризисы Семья Случаи из практики психотерапии Смысл жизни Снижение полового влечения Созависимость Спасательство Страх Стресс Стыд Сценарии Счастье Тревожность Трудное поведение Уверенность Управление эмоциями Фобии Чувство вины Шизофрения Экзистенциальный кризис Эмоциональная зависимость Энергия Эффективность