Ребенок не хочет учиться

20 Января 2016
5268
Ия Цой.jpg  Ия Сергеевна Цой

  Психолог, специалист в области семейной психотерапии 

  




PT: Ия Сергеевна, у большинства родителей один из наболевших вопросов связан с тем, что ребенок не хочет учиться. Это лень или что это? Каковы причины такого явления?  

Это и так называемая лень, и «или что».

Так называемая, потому что лень сама по себе — довольно сложное явление. Это нежелание делать что-либо, за которым может стоять масса разных причин.

Например, человек просто устал. И организм ему даёт сигнал: отдохни, иначе заболеешь.

Или отбили охоту что-то делать. Например, давали преждевременную негативную оценку результата, ДО устойчивого овладения навыком, — согласитесь, такое встречается сплошь и рядом в обучении, особенно детей.

Или обесценивали само желание сделать что-либо, потому что это считали несерьёзным, неважным.

Это только некоторые примеры причин, по которым страдает мотивация ребёнка к деятельности. А взрослые сказали «лень» — и вроде как стало понятно, кто виноват.

Вообще, назвать что-либо плохим — это такой способ дальше с этим не работать. Так что, произнося в адрес ребёнка слово «лень», стоит задать себе вопрос «чья?»

Теперь про «или что». А именно про процесс обучения как социальный институт.

Мне хочется задать вам встречные вопросы. Когда мы говорим «обучение», то что мы имеем в виду? 


PT: Процесс получения ребенком знаний по разным наукам в школе и специальных кружках.

Хорошо, но что такое знание? Понятно, что предмет довольно расплывчатый.

Например, под ним можно подразумевать некий набор, или сумму фактов. Это знание? Да, вроде бы. Но все мы, наверно, испытали на себе, как легко такие знания покидают нашу голову.

У этого определения есть ещё одна неприятная сторона: такие знания имеют свойство устаревать, потому что сами факты меняются по разным причинам: совершаются новые открытия, на смену одним технологиям приходят другие и т. д.

К тому же сейчас есть компьютеры, которые избавляют нас от необходимости хранить огромные массивы сведений в своей памяти.

Так какие же знания сейчас нужны человеку? Чему следует учить наших детей?

Мне нравится определение моего учителя, заслуженного тренера В. Гурного:

«Знания — это причинно-следственные зависимости».

При определённой ограниченности, эта формулировка действительно даёт представление о базовых принципах образования, каким оно должно быть, на мой взгляд.

Надо учить ребёнка такому пониманию причинно-следственных зависимостей, которое позволит ему принимать верные решения в нужный момент. Вот в этом мне видится задача обучения. Тем более сейчас, когда в нашем распоряжении море разнообразной и часто противоречивой информации, в котором не так легко сориентироваться.

А теперь давайте честно ответим на вопрос: даёт ли современная общеобразовательная школа такие знания? Или даже проще: много ли каждый из нас помнит со школьной скамьи? Вот то-то и оно.

Удивительно ли, что ребёнок порой бессознательно сопротивляется такой бессмысленной трате своего времени?

PT: Существует некая концепция типов личности, соционика, основанная на типологии Юнга, дополненная и модифицированная в 70-х годах прошлого века, суть которой заключается в делении людей на 16 социотипов, с определением своих сильных и слабых сторон у каждого типа. 

Если следовать этому учению, то выходит, что нельзя, к примеру, «художника» ругать за двойку по математике и настаивать на отличном знании предмета. Вы согласны с этим?


Ругать точно не стоит. Так же, как и ставить двойку.

Во-первых, стоит определиться, нужна ли данному человеку математика. Пригодится ли она ему в дальнейшем? Если мы решили, что да, нужна, например, для аттестата, следует приложить усилия со своей стороны, чтобы он в этой математике стал разбираться.

Ведь математика — это не что иное, как представление жизненных явлений в особой, закодированной форме. И я не вижу препятствий в том, чтобы объяснить её любому интеллектуально сохранному ребёнку.

Есть же прекрасные примеры педагогов-новаторов, которые добивались поголовной математической грамотности у своих учеников.

Ещё тут, конечно, хочется вспомнить людей Ренессанса, которые были равно талантливы сразу в нескольких разнообразных областях. Может, потому что тогда ещё не было соционики?))


PT: Это точно, хотя и курсы большинства научных дисциплин тогда были вдвое короче:) 

Придерживаетесь ли вы в работе если не этой, то какой-либо другой типологии? Если да, то можете рассказать кратко о различных типах и их характерных способностях?

Нет, я её не использую.

Вообще, с большой осторожностью отношусь ко всяким типологиям. Видите ли, это такая яркая игрушка, которую психология «подарила» людям вместе с иллюзией того, что можно сделать поведение человека предсказуемым.

На самом деле, это, конечно, далеко не так, и специалисты в области психодиагностики знают, насколько большие ограничения у разного рода тестов. В частности, срок «годности» любого тестирования — не больше полугода.

В консультировании и психотерапии я иногда пользуюсь классификацией Н. Мак-Вильямс, по её книге «Психоаналитическая диагностика». И надо сказать, что она далеко не всегда помогает мне в работе.

Излагать данный труд здесь, на мой взгляд, не имеет большого смысла по тем причинам, которые я уже назвала.

 
PT: Что, если дать ребенку полную свободу, позволяя заниматься исключительно тем, к чему есть склонность? Так ли необходима человеку всесторонняя грамотность?

Здесь есть несколько проблем.

Первая — как вы определите, к чему у него есть склонность? А самое опасное — к чему у него нет склонности?

Не поставите ли вы крест на тех его склонностях, которые пока не созрели или не встретили условий для своего проявления?

А вторая — это требования общества, от которого, как известно, нельзя быть свободным, живя в нём.

На сегодняшний момент есть определённые требования, установленные государством, к тем знаниям, которыми должен обладать выпускник учебного заведения.

Можно спорить об их конкретном содержании, но, на мой взгляд, от самой этой идеи минимально необходимого уровня знаний в различных областях социум уйдёт очень нескоро, если вообще это возможно.

Но «дать свободу» я, конечно, приветствую.


PT: Вопрос о понимании способностей ребенка и их своевременном развитии занимает многих родителей. В частности, как определить к чему у ребенка способности, если он явно не выражает никаких наклонностей?

И как понять, что плохая успеваемость по предмету, это — не отсутствие способностей, а негативное влияние учителя? 


Я повторю свой тезис о том, что к вопросу определения способностей стоит подходить максимально аккуратно.

Часто слова педагога о том, что ребёнок к чему-то неспособен, свидетельствуют лишь о его собственной недостаточной профессиональной компетентности или личностных проблемах. А вся вина сваливается на ученика.

Я бы говорила не столько о способностях или наклонностях ребёнка, сколько об его интересе к той или иной деятельности.

А определить очень просто — давать ему пробовать себя в максимальном количестве различных областей. И желательно при этом не мешать.

Важнее любить своего ребёнка, а не диагностировать его «способности», вообще лучше убрать это слово из своего лексикона. И всегда быть на его стороне (по-умному, конечно). Ибо кто, если не мама с папой, даст ребёнку веру в свои силы?

Общаться с учителем. Искать лучшего. Лучшую школу. Не можете? Ну тогда это к вам вопрос, а не к ребёнку, правда? 


PT: В последнее время много говорят о новом поколении Y. Что это дети «рожденные со смартфоном в руках», обладающие клиповым сознанием, невосприимчивые к текстам, особенно к большим, одним словом имеющие свои особенности и требующие особого подхода в обучении. Вы согласны с этим?

Безусловно, нечто новое появилось. Хотя я бы не стала говорить о том, что это «принципиально новое». На мой взгляд, пристрастие к разным гаджетам – проявление такой общей тенденции цивилизованного человечества, когда реальное действие подменяется виртуальным. В каких-то случаях это хорошо, в каких-то – не очень.

Что такое «клиповое сознание», боюсь, точного определения нам никто не даст. Ну если мы понимаем это как такое пренебрежение текстами, в которых «многобукав», выхватывание из всего моря информации каких-то случайных сведений, сопровождаемых яркими картинками и отсутствие в результате у человека целостной, непротиворечивой картины мира, то это явление отнюдь не новое.

Ещё Л. С. Выготский говорил о том, что около 80% людей не обладают понятийным мышлением. И в наше время были дети, которые читали книжки, и те, которые не читали. Только последние не сидели с гаджетами, а бегали по дворам, за что их нещадно ругали тогдашние родители.

Новое состоит, пожалуй, в том, что количество информации в наше время увеличивается лавинообразно. Повышается ли при этом уровень образованности — большой вопрос. 

Более того, сейчас мы имеем дело с таким явлением, как возросшая конкуренция различных источников информации. Яркие картинки — средство привлечения аудитории.

Как разобраться в этом море? Как понять, что истинно, что ложно? Вот в этом и есть задача современного образования. И в этом контексте «знание» как умение определять верные причинно-следственные зависимости звучит как никогда актуально.


PT: То есть вы считаете, что тенденции к более упрощенному восприятию информации в принципе нет?  

Я не уверена, что в действительности эта тенденция есть. Возможно, это очередной социальный миф, раскрученный талантливыми журналистами)).

У меня есть дочь и сын, оба очень молодые. Дочь, по-моему, прочитала уже книг больше, чем я за свою жизнь. Она, кстати, училась на журфаке. Сын всегда читал мало, но не так давно он стал просить книги, классику, «чтобы быть культурным человеком».

Конечно, меня это безумно радует, и это лишнее подтверждение тому, что львиная доля воспитания достигается за счёт атмосферы в семье. Как ребёнок может не прочесть книги, которые цитируются за столом? Это невозможно, на мой взгляд.


PT: Давайте подытожим все вышесказанное. Какие вы можете дать рекомендации родителям, чьи дети не проявляют интереса к учебе? Что следует делать, а чего не следует?

Как мы с вами помним, психологи советов не дают)). Я, по большей части, придерживаюсь этого правила, ибо советы обычно — вещь вполне бесполезная.

Но, в расчёте на исключение, повторю свою главную мысль:

Ребёнка надо любить и помогать ему по мере сил. Он гораздо значительнее и больше, чем его успехи или неуспехи в школе.

Есть ещё масса видов деятельности, которые могут развить интеллект ребенка. Например, любые виды спорта, рисование, музицирование, шитьё, кулинария – всё, что придумала человеческая культура. Обеспечьте ему доступ к этому разнообразию, и он непременно себя в чём-то проявит.

Вот это и следует делать.

А про то, что не следует, все более или менее знают. Другой вопрос, что не у всех это получается. Поэтому моя рекомендация: заботьтесь о себе, о своём душевном благополучии в широком смысле слова. Тогда хватит сил и на ребёнка, и на всё остальное.

Метки: Воспитание,

Комментарии для сайта Cackle

Читать по теме:

Психолог Лабковский: родителя, поднявшего руку на ребенка, должна ждать тюрьма

Психолог Лабковский: родителя, поднявшего руку на ребенка, должна ждать тюрьма

21.05.2017
6587
Психолог Михаил Лабковский: "Нынешнее поколение взрослых — это поколение битых детей. Поэтому сегодня они продолжают бить уже своих детей. Все дети во всем [цивилизованном] мире в 3-4 года, когда приходят в детский сад, получают номер телефона, куда они могу звонить в случае, если они расценят поведение взрослых как агрессивное. К сожалению, у нас этим даже близко не пахнет."

Метки: Воспитание, Домашнее насилие, Неблагополучная семья, Детско-родительские отношения,

Негативные последствия подавления взрослыми интересов и чувств подростка

Негативные последствия подавления взрослыми интересов и чувств подростка

17.05.2017
2197
Аросьева Александра, психолог: "Взрослые, в том числе и учителя, не только не пытаются поинтересоваться мнением ребёнка, но что ещё хуже, зная его - игнорируют и подавляют все индивидуальные проявления, желания, потребности, мнения и главное - чувства ребёнка".

Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Детско-родительские отношения,

"Неудобные" дети неудобны для насильников

"Неудобные" дети неудобны для насильников

15.05.2017
2487
Психолог Екатерина Бойдек: "Важно учиться выдерживать свою родительскую тревогу. Важно напоминать себе, что наши возможности ограничены. Мы не всесильны, и нам часто приходится сталкиваться со своим родительским бессилием. Если ребёнок знает, что мы «рассыпаемся» от того, что с ним происходит, даже при условии наших прекрасных отношений, он не будет с нами делиться тем, что его волнует."

Метки: Воспитание, Домашнее насилие, Детско-родительские отношения,

Как воспитывать ребенка, чтобы он не вырос жестоким. Инструкция

Как воспитывать ребенка, чтобы он не вырос жестоким. Инструкция

18.04.2017
3262
Насильник — единственный, кто на самом деле ответственен за произошедшее. Так почему насильников так много и как с этим быть? Детский клинический психолог и игротерапевт Ирина Катин-Ярцева объясняет, откуда берется склонность к насилию и как воспитывать ребенка, чтобы он не вырос жестоким.

Метки: Воспитание, Трудное поведение, Детско-родительские отношения,

Почему не работают разговоры "по Гиппенрейтер"

Почему не работают разговоры "по Гиппенрейтер"

11.04.2017
13618
Экзистенциальный психотерапевт Екатерина Бойдек: "Сейчас я понимаю, что не работало. Во-первых, хотя внешне пыталась изобразить эмпатию и сочувствие, внутри было совсем другое: желание поменять состояние ребёнка. Я не выдерживала его грусть, его горе, хотела немедленно их убрать. Я говорила вслух "ты грустишь", а про себя практически билась в истерике "прекрати так чувствовать, это невыносимо, поменяйся немедленно!". И, конечно, мой чувствительный сын считывал именно это."

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Родители-рабы

Родители-рабы

05.04.2017
17743
"Ты лучший", "все будет хорошо", "все получится" - многие мамы считают, что должны непрерывно это озвучивать, иначе ребенок потеряет мотивацию. Сначала он чуть что будет прибегать к вам, чтобы вы утешали его и подбадривали, но вскоре у него может появиться к вам ненависть. Окажется, что вы его обманули, вы не авторитетная фигура в большом мире, вы обычная домохозяйка, не уважаемая в социуме. Это все равно как если бы он вдруг узнал, что является чемпионом мира в пределах вашей кухни и все смеются над его кубками из бумаги."

Метки: Воспитание, Инфантильность, Детско-родительские отношения,

Как воспитывать сына (для женщин)

Как воспитывать сына (для женщин)

02.04.2017
6395
Психолог Павел Зыгмантович: "Начнём с главного – мальчик, растущий без отца, вовсе не обязательно станет «каким-то не таким». Это распространённый страх, но рациональных оснований у него немного. Мальчики из полных семей в массе своей не отличаются от мальчиков, растущих без отцов".

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Как вырастить уверенного в себе ребенка

Как вырастить уверенного в себе ребенка

19.03.2017
20722
Психотерапевт Ирина Млодик: "Уверенный ребенок – ребенок, знающий свои права. Права – это основа достоинства. Человек, лишенный прав - подавленный, послушный - лишен и достоинства. Знать свои права полезно, потому что это позволяет уважать и чужие права. Это хорошая профилактика жертвенной позиции, из которой потом трудно выбраться".

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Я ударила ребенка. Что делать?

Я ударила ребенка. Что делать?

15.02.2017
3276
Семейный психотерапевт Вера Василькова: «Я ударила ребенка. Что мне делать?» - очень болезненный вопрос, который часто задают мамы. Это экстремальная ситуация, в ней требуются срочные меры помощи – и маме, и ребенку. Про детей написано много. Эта статья – для мам. О том, как пройти очень непростой момент и жить дальше.

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Болезненная свобода

Болезненная свобода

14.02.2017
3885
Семейный психолог Дарья Грошева: "- Пирожок! - на весь магазин кричала молодая женщина. Навстречу ей бежал пухлый мальчик лет восьми. Пирожок. Представляю как рыхлый бледнокожий парень будет смотреть на меня безжизненными глазами, а за дверью его будет ждать бабушка, которая за терапию и заплатила потому что с мальчиком что-то не то. А что с ним может быть, если он Пирожок? Девочки смотрят на наглых и поджарых парней, ну или умных, но не на пирожков, потому что пирожки - они для бабушки."

Метки: Воспитание, Семья, Психологическое насилие, Детско-родительские отношения,

Родительские послания: программирование на поражение

Родительские послания: программирование на поражение

10.02.2017
7566
Случалось ли вам чувствовать, будто вы попали в замкнутый круг и в вашей жизни раз за разом повторяются похожие ситуации? Например, сталкиваясь с неуважительным отношением начальства или недружелюбием коллег по работе, вы принимали волевое решение и увольнялись, но история повторялась на следующем месте?

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Как не вырастить инфантила

Как не вырастить инфантила

09.02.2017
5870
Психолог  Денис Осин: "Инфантилизм может развиваться из совершенно разных предпосылок. Он появляется и у ребенка, которого зашугали, и у ребенка, который живёт в состоянии вседозволенности. Это связано с тем, что и в первом, и во втором состоянии у ребенка не вырабатывается самое главное качество - самостоятельность."

Метки: Воспитание, Инфантильность, Детско-родительские отношения,

Как обрести уверенность в материнстве

Как обрести уверенность в материнстве

09.02.2017
3852
Семейный психотерапевт Вера Василькова: "База, на которой строится материнство – это детство самой матери. Часто современным мамам не удается в достаточной мере положиться на собственное детство. И тогда внутри появляется много вопросов и сомнений, и на родителей выливается тонна противоречивых советов и рекомендаций. А ведь бывают мамы уверенные, которые легко отвергают ненужную критику, легко успокаиваются после тревожных новостей, умеют отстаивать свою позицию с бабушками и врачами".

Метки: Воспитание, Материнство, Детско-родительские отношения,

Если ребенок болен, значит родители живут неправильно

Если ребенок болен, значит родители живут неправильно

08.02.2017
3282
"Все наши проблемы начинаются от непонимания, от которого зависит наше отношение. Отношение – это проблема. От того, как мы относимся, зависит, как мы общаемся. Но чем умнее человек, тем лучше он может хорошо, просто великолепно общаться. И между собою могут родители общаться с помощью красивых слов, но, к сожалению, ребенок больной. Это говорит о том, что общаться они умеют, а относиться хорошо друг к другу не умеют. В душе – злоба, а на лице – деланная улыбка."

Метки: Воспитание, Семья, Детско-родительские отношения,

НЕпрощенные родители

НЕпрощенные родители

05.02.2017
27607
Твой непрощенный отец в тебе будет поднимать твою руку, чтобы ударить твоего ребенка. Твоя непрощенная мать будет заставлять тебя открывать рот и орать на твоего ребенка, так, как это делала она.

Метки: Воспитание, Обида, Детско-родительские отношения,

Родитель - контейнер: важное о прямых родительских обязанностях

Родитель - контейнер: важное о прямых родительских обязанностях

28.12.2016
5747
Психолог Евгения Карлин: "Писать и читать так или иначе к школе научаются практически все ментально здоровые дети, а вот понимать себя, регулировать свои чувства, обходиться со своей агрессией, тревогой, болью – способен далеко не каждый, даже вырастая".

Метки: Воспитание,

Рождение второго ребёнка. Как помочь старшему адаптироваться

Рождение второго ребёнка. Как помочь старшему адаптироваться

12.12.2016
2741
Семейный психотерапевт Натали Ваксман: "Наивно и глупо ожидать, что с рождением младшего старший ребенок мгновенно полюбит его всем сердцем и станет ему другом, защитником и нянькой".

Метки: Воспитание,

Как отучить ребёнка спать в одной постели с родителями: 5 простых советов

Как отучить ребёнка спать в одной постели с родителями: 5 простых советов

25.11.2016
11140
Психотерапевт Мария Кудрявцева: "Часто границы приватной зоны родителей и их детей стираются, превращая жизнь пары в цепочку из недопонимания, дискомфорта, усталости и дефицита внимания друг к другу. Неужели все эти серьёзные последствия, вплоть до развода, могут быть спровоцированы поведением ребёнка, упорно не желающего засыпать в одиночестве? Да, это так."

Метки: Воспитание,

Вырастить сына: советы разведенной матери

Вырастить сына: советы разведенной матери

20.11.2016
6585
Психолог Михаил Лабковский: "Если женщина растит сына одна, это совершенно не значит, что он не вырастет настоящим мужчиной. Важно лишь избежать распространенных ошибок в воспитании".

Метки: Воспитание,

Как вырастить гея

Как вырастить гея

09.11.2016
10167
Психолог Михаил Лабковский: "Какое-то время ребенок изо всех сил старается добиться любви матери, "смотри, что я могу!". А ей как бы не до него "что за телячьи нежности"? В семье царят холодность, непонимание, конфликты, постоянное недовольство, никто друг с другом не разговаривает. "Как двойка? Опять двойка? Ну все, я тебя больше не люблю, урода". Все это верный способ вырастить не мальчика, но гея."

Метки: Воспитание,

«Как не дать школе сломать вашего ребенка»

«Как не дать школе сломать вашего ребенка»

30.10.2016
12011
Психолог Михаил Лабковский: "Не надо детей до школы ничем нагружать. Никаких шахмат, иностранных языков и прочего интеллектуального развития. До 6-7 лет мозг ребенка физиологически не готов воспринимать большие объемы информации. Вы потеряете деньги, а он – детство."

Метки: Воспитание,

Воспитание без предрассудков

Воспитание без предрассудков

24.10.2016
2059
Психоаналитик Рудольф Дрейкурс предлагает родителям строить взаимоотношения с ребенком на основе принципа "если можно тебе, так можно и мне". Если ребенок ведет себя нехорошо, то и мама с папой могут себе позволить перестать на какое-то время быть "хорошими родителями".

Метки: Воспитание,

Нервные расстройства у детей: что должны знать родители

Нервные расстройства у детей: что должны знать родители

13.10.2016
20177
Как могут проявляться нервно-психические расстройства у детей, как распознать психологическую травму и на что обязательно нужно обратить внимание родителям?

Метки: Воспитание,

Демонстративный ребенок

Демонстративный ребенок

11.10.2016
3044
Демонстративность – это очень часто встречающаяся личностная особенность. Как явствует из самого названия, она проявляется в том, что ребенок все время старается себя показать, продемонстрировать окружающим. В основе этого лежит повышенная потребность во внимании к себе. Иногда она настолько сильна, что ребенок стремится всегда быть в центре внимания.

Метки: Воспитание,

Как воспитать личность

Как воспитать личность

10.10.2016
4184
Главное, чего не понимают многие родители, это то, что для развития необходимы частично неудовлетворенные потребности. Постоянно неудовлетворенные потребности ведут к гибели, а постоянно удовлетворенные потребности к состоянию покоя. В результате обилия и переизбытка не формируется ни одного навыка и внутреннего инструмента по преодолению стресса и удовлетворению потребностей.

Метки: Воспитание,

7 способов разрушить самооценку ребёнка, даже не заметив этого

7 способов разрушить самооценку ребёнка, даже не заметив этого

27.09.2016
29425
Родители всегда хотят детям самого лучшего. Поэтому мы на всякий случай говорим маленькому недотёпе, что у него неуклюжая голова и забывчивая походка. К сожалению, в этот момент у ребёнка вместе с настроением портится самооценка. А ведь это полезная в жизни вещь. Высокая самооценка заметно влияет даже на способность школьника к учёбе.

Метки: Воспитание,

Как перестать кричать на ребенка

Как перестать кричать на ребенка

22.09.2016
6545
Психотерапевт Екатерина Блюхтерова: "Чем большее количество раз мы повторяем свою просьбу ребенку, тем больше себя "накручиваем". И вот однажды наше терпение заканчивается и мы начинаем кричать, топать ногами и шлёпать руками."

Метки: Воспитание,

Про детей, гаджеты и тех, кто их покупает

Про детей, гаджеты и тех, кто их покупает

03.09.2016
2052
Психолог Евгения Карлин: "Если альтернативой виртуальному общению вы предлагаете ребенку "живую" авторитарность, поучение и бесконечные требования, каким ему быть - ничего хорошего не выйдет: он обязательно улизнет в свою компьютерную нору".

Метки: Воспитание,

Первый раз в первый класс: радость или разочарование?

Первый раз в первый класс: радость или разочарование?

01.09.2016
1226
Детский психолог Анна Крайнова: "Помимо учебы в жизни каждого школьника случаются взлеты и падения. И зачастую ребенок остается один на один с совсем недетскими проблемами. Например, у первоклашки, который еще не успел адаптироваться к новым жизненным обстоятельствам, маму кладут в больницу или рождается младший братик или сестренка и он, наряду со взрослыми, делит домашние хлопоты и бессонные ночи, не говоря о том, что переживает потерю их былого внимания.»

Метки: Воспитание,

Что мы приобретаем благодаря отцу?

Что мы приобретаем благодаря отцу?

25.08.2016
3370
Мы часто встречаемся с тем, что отец номинально присутствует, но не выстраивает никаких эмоциональных отношений с ребенком. Отцы работают. Они очень заняты добыванием хлеба насущного. И всячески избегают эмоционального контакта со своими детьми.

Метки: Воспитание,

Поделиться

Метки

...
Агрессия Арт-терапия Биполярное расстройство Воспитание Гипноз Границы Деньги Депрессия Детско-родительские отношения Домашнее насилие Женщины Зависимость Измена Инфантильность Карьера Коммуникации Конфликты Кризис среднего возраста Личность Любовь Манипуляции Материнство Мужчины Нарциссизм Насилие Неблагополучная семья Невроз Нерешительность Неуверенность в себе Обида Одиночество Отношения Панические атаки Пограничное расстройство личности Подростковый возраст Психическая травма Психологический кризис Психологическое насилие Психосоматика Психотерапия Развитие личности Развод Самооценка Сексуальность Семейные кризисы Семья Случаи из практики психотерапии Снижение полового влечения Созависимость Страх Стресс Стыд Счастье Тревожность Уверенность Управление эмоциями Фобии Чувство вины Шизофрения Эмоциональная зависимость