5 вещей, которые нужно сделать для ребенка прежде, чем его воспитывать
Юлия Борисовна Гиппенрейтер — педагог, психолог-практик, автор нескольких бестселлеров о построении отношений с ребенком. Она говорит: «Я никогда не проникну в образы и переживания других людей. Я даже не могу установить, является ли красный цвет красным и для другого; возможно, что он называет тем же словом ощущение совершенно иного качества!» Не навязывает, но подсказывает; не воспитывает, а растит; не требует, а направляет. Не ментор, но источник вдохновения и мудрых мыслей.
Вы записали детей в английскую школу, возите на море и считаете себя хорошими родителями? Но самое главное в воспитании ребенка – то, как вы с ним разговариваете.
Несмотря на то, что за последние 10–20 лет мир вокруг изменился, проблемы отношений детей и родителей остались прежними. Мы по-прежнему хотим, чтобы дети нас слушались, хотим жить без конфликтов и ссор. В то же время появилось одно существенное изменение: родители стали чаще задавать себе вопрос, всегда ли нужно любой ценой добиваться послушания.
Большинство из нас хочет воспитывать детей правильно. Мы начинаем признавать, что ребенок имеет право быть таким, как он есть, что его не нужно подгонять под стандарты. Но как это сделать? Как ни банально, в первую очередь необходимо понять ребенка. И уже исходя из понимания его личных потребностей, строить отношения.
Прежде чем отреагировать на очередной проступок сына или дочки, нужно понять, что за ним стоит: усталость, обида, раздражение, гнев или радость?
Для этого ребенка надо:
Во-первых, выслушать.
Во-вторых, понять его эмоции и объяснить их ему самому – ведь маленький человек зачастую просто не может выразить словами своих переживаний.
И только после этого можно продолжать настаивать на своем или, наоборот, в данный момент отказаться от намерения его «воспитывать».
Понимание партнера – основа доброжелательных отношений, будь то муж и жена или мама и ребенок. И тут неоценима роль техники активного слушания. Например, малыш заявляет: «Не хочу ложиться спать!» Мама может начать настаивать, ребенок – упрямиться, в конце концов мама идет жаловаться отцу: «Он меня не слушается!» А это уже конфликт.
Как не допустить конфронтации? Вы ведь понимаете, что для маленького ребенка спать – это тоска. Нужно сказать: «У тебя очень интересная игра, тебе не хочется в кроватку, но пора. Сейчас мы с тобой пойдем, умоемся, я почитаю тебе или расскажу сказку». Это сочувствующее слушание. Вы сообщили ребенку, что понимаете его чувства и уважаете их. Вы не устроили скандал и не проиграли, потому что в итоге мирно смогли увести его и уложить.

Алгоритм активного или сочувствующего слушания применим в любом случае для партнера любого возраста. В случае с ребенком за отношения отвечаете вы, потому что вы старше и опытнее. И если вы выбрали такой стиль отношений, вам предстоит работа над самим собой. Нужно научиться слушать, понимать и принимать своего ребенка или партнера. Если он отказывается выполнить какое-то поручение, прислушайтесь к себе: это была просьба или требование?
Вы готовы учесть чужие интересы?
Вы отдаете себе отчет, что его занятия, его интересы для него жизненно важны?
Воспитание ребенка невозможно без работы взрослого над собой.Когда вы применяете технику активного слушания, начинается то, что я называю магией искусного общения: постепенно меняется общее настроение, становятся более доброжелательными интонации и вообще атмосфера в семье. Уходит напряжение, вы собственным примером учите ребенка уважительному отношению к чужой личности, учите его общаться.
Психологи пришли к выводу, что родительский стиль воспитания записывается в психике ребенка, а в дальнейшей взрослой жизни воспроизводится зачастую автоматически. Скорее всего, ваши дети будут воспитывать ваших внуков так, как вы воспитывали их. И, если вас что-то не устраивает, тревожит в отношениях с ребенком, это веский повод пересмотреть стиль воспитания в семье и начать исправлять ситуацию.
5 вещей, которые вы можете делать для ребенка каждый день:
1. Поддерживайте его успехи. Отмечайте и хвалите все достижения, обсуждайте детали побед, восхищайтесь ребенком при каждом удобном поводе.2. Делитесь чувствами. Подробно рассказывайте о своих переживаниях и эмоциях – и позитивных, и негативных.
3. Произносите приветливые фразы, например: «Мне хорошо с тобой. Я рада тебя видеть. Хорошо, что ты пришел».
4. Обнимать не менее 4, а лучше 8 раз в день. Неплохо то же делать и по отношению ко взрослым членам семьи.
5. Не вмешивайтесь в его занятия, если он не просит. Даже если вы знаете, как сделать лучше, не спешите с советами и помощью.
Метки: Воспитание,
Читать по теме:
Научитесь быть ненужными своим выросшим детям
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,
Как вырастить гения: 7 правил еврейских родителей
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,
5 грубейших ошибок в воспитании мальчиков
Метки: Воспитание,
44 способа сказать детям, как сильно вы их любите
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,
Без крика и наказаний: Как инуиты решают проблему детской агрессии и непослушания
Метки: Воспитание, Материнство, Трудное поведение, Семья, Детско-родительские отношения,
Эрик Берн: Когда ребенку исполняется 6 лет, его жизненный план уже готов
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,
Человек не будет иметь удачных отношений до тех пор, пока не наладит их с матерью
Метки: Воспитание,
Отвержение отца ведет к психической задержке развития ребенка
Метки: Воспитание,
Нервные расстройства у детей: что должны знать родители
Метки: Воспитание,
Дочери, которых не любили и тяжкая ноша семейных секретов
Метки: Воспитание, Материнство, Психическая травма, Психологическое насилие, Детско-родительские отношения,
5 типов отцов, которые делают из своих детей закомплексованных неудачников
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Самооценка,
Родители-рабы
Метки: Воспитание, Инфантильность, Детско-родительские отношения,
Как воспитывать сына (для женщин)
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,
Кинезиологические упражнения для детей: улучшение памяти и внимания
Метки: Воспитание,
Как не вырастить инфантила
Метки: Воспитание, Инфантильность, Детско-родительские отношения,
Счастливое родительство
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,
Нарушение границ дозволенности у детей (случай)
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,
Почему мой ребёнок всё ещё плохо говорит или совсем не говорит?
Метки: Воспитание, Материнство, Детско-родительские отношения,
Дети и развод
Метки: Воспитание, Развод, Детско-родительские отношения,
Как не воспитать маменькиного сынка?
Метки: Воспитание,
Научите детей решать эти 3 задачи
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,
"Долгая молодость — побочный эффект родительской любви"
Метки: Воспитание,
КАК мать превращает СЫНА в «психологического мужа»
Метки: Воспитание, Материнство, Детско-родительские отношения,
Маменькины сыночки и папенькины дочки
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,
Семейная система: Чего не должны знать про вас дети
Метки: Воспитание, Семья, Детско-родительские отношения,
Как мама влияет на отношения с мужчинами?
Метки: Воспитание, Материнство, Женщины, Мужчины,
Эрик Берн: Когда ребенку исполняется 6 лет, его жизненный план уже готов
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,
Исключая отца, матери загоняют детей в тупик
В процессе последующих встреч прояснилась картина жизни А. после развода."
Метки: Воспитание, Материнство, Женщины, Детско-родительские отношения,
Мы остаемся в том возрасте, где нас недолюбили
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Самооценка,
Как помочь ребенку сформировать позитивную самооценку. На заметку родителям
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Самооценка,
Популярное на сайте
Интервью недели

Мне жаль детей, которых с рождения водят в развивающие центры
Мне жаль детей, которых с рождения водят в развивающие центры