Базовые техники арт-терапии
12 октября 2017
3234
Автор: Елена Сотниченко, психолог, арт-терапевт
Статья по материалам обучающей программы (специализации) по арт-терапии.
Особенности арт-терапевтической сессии:
• Доверие (открытость, знакомство с группой, интерес к себе и другим).
• Концентрация (привлечение внимания к другим и себе, концентрация на чувствах, эмоциях).
• Сотрудничество (открытость взаимодействию, обмен опытом).
• Креативность.
• Спонтанность.
Участники получают инструкцию полностью отдаться своим чувствам и не заботиться о художественности своих творений. Обычно во время рисования не рекомендуется разговаривать, это помогает создать особую, новую обстановку и внимательнее относться к чувствам и телесным ощущениям.
В структуре арт-терапевтического занятия выделяются две основные части.
Одна — невербальная, творческая, неструктурированная. Основное средство самовыражения — изобразительная деятельность (рисунок, живопись).
Используются разнообразные механизмы невербального самовыражения и визуальной коммуникации (70% сессии). Другая часть — вербальная, предполагает словесное обсуждение проделанной работы и её результатов, обратную связь от участников и ведущего по поводу и возникших впечатлений, ассоциаций от восприятия нарисованного (созданного) и всего процесса работы. (30% сессии).
Арт-терапевтическая сессия может включать в себя этапы:
1. Настрой (разминка, включение в работу, граница, оформляющая её начало);
2. Актуализация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущении; формирование запроса или темы работы.
3. Индивидуальная изобразительная или творческая деятельность;
4. Вербализация (коммуникация);
5.Доработка рисунка, продолжение работы для мультимодальных техник или коллективная работа (в парах; малых группах);
6. Рефлексивный анализ. Выводы.
Техник и упражнения арт-терапии часто создаются спонтанно, интуитивно, творчески. Некоторые классические техники описаны ниже:
Рисунок себя.
Задача этого упражнения - представить себя группе, не прибегая к словам. Это может быть: иллюстрация вашего образа жизни, ваши ценности и интересы, ваше мироощущение, метафора, отражающая вас в целом или мир, в котором вы живёте.
Рисунок состояния. Каждый член группы имеет в своем распоряжении много бумаги и краски, цветные карандаши, мелки. Используйте одну-две минуты, чтоб осознать ощущения и чувства, которые возникают в этот момент.
Забудьте об искусстве и не старайтесь быть художником. Возьмите карандаш и начните наносить какие-нибудь штрихи на бумагу. Рисуйте цветные линии и формы, говорящие о том, как вы себя чувствуете. Попытайтесь символически выразить свое состояние в данный момент. Не заставляйте
себя рисовать что-то определенное и высокохудожественное. Рисуйте то, что приходит в голову. Когда все члены группы закончат задание, группа может поделиться впечатлениями о каждом рисунке, никак его не оценивая.
В качестве варианта испробуйте другие материалы, например, глину. В любом случае доверяйте своим внутренним ощущениям и старайтесь в своей работе обнаружить информацию для себя.
Коллаж. При изготовлении коллажа не возникает страха оцентки, связанного с неуверенностью в своих художественных способностях, эта техника позволяет каждому получить успешный результат.
Коллаж может быть использован в индивидуальной сессии, в групповой и даже самостоятельной работе. Эффективным является включение в коллаж рисунков, личных фотографий участников, авторами которых они являются, либо на которых они запечатлены, а также использование коллажа в перфомансе и инсталляции.
Тема для создания коллажа может быть разной в зависимости от потребностей группы («Мужчина и женщина», «тело», «я», «прошлое-настоящее-будущее» и мн. др.)Материалом для коллажа могут служить глянцевые журналы, разнообразные изображения, фотографии, природные материалы, предметы, изготовленные или преобразованные его создателями.
Инструкция: вырежьте из журналов фигуры людей, животных и пр., а затем оформите их в
композицию. С элементами можно делать всё, что угодно, можно дополнить
работу надписями, комментариями, закрасить и декорировать пустоты, быть
конкретным или абстрактным.
Упражнение «Играть как ребенок...». Нарисовать «нерабочей» рукой самую любимую игру (или занятие) своего детства и придумать к рисунку название.
Для работы лучше брать мягкие изобразительные материалы (гуашь, мелки, акварель и т.п.), листы бумаги большого формата (А3 и больше).
Понятно, что при рисовании левой рукой «правша» как бы раздвигает границы умений, открывает в себе новые чувства, становится более спонтанным. При этом высока вероятность проявления сильных переживаний, детских страхов, и наоборот, появления ярких творческих образов.
Затем можно обсудить, почему именно эта детская игра возникла в воображении? Как
чувствовал себя человек, работая над образами? Что чувствует сейчас?
Работа с глиной. Используйте глину для выражения актуальных в данный момент переживаний. Это может быть: тактильное освоение глины, сжимание, разглаживание, разрывание,
формообразование, бросание и пр.
Варианты работы:
- Создайте скульптурное изображение, закрыв глаза;
- Создайте отпечатки различных предметов в глине;
- Изготовьте из глины фигурки для тематической групповой композиции; - Изготовьте различные сосуды из глины;- Создайте, а затем разрисуйте фигуры из глины;- Создайте глиняные слепки различных предметов и поверхностей, частей тела;- Создайте плоскую глиняную маску, раскатав глину валиком, оформите поверхность отпечатками различных текстур (если есть возможность обжига,
эту маску потом можно раскрасить);
- Создайте глиняный амулет или оберег.
Работа с эффектами развивает спонтанность и новизну восприятия.Целью данной работы всегда является углублённое самопознание, освоение новых видов деятельности и способов поведения в неизвестной ситуации.
Все эти упражнения актуализируют сильные переживания, чувства, фантазии и
страхи. В них нет чёткой тематической обусловленности. Применимы они на рабочей стадии группы в условиях сформировавшейся атмосферы доверия и принятия. Эти техники относятся к техникам работы с глубинным бессознательным и используются в контексте аналитической и экзистенциальной арт-терапии.
Взаимодействие с бумагой.
Используя бумагу, создайте объёмную композицию или скульптуру. Можно пользоваться
ножницами, клеем, скотчем и пр. Варьировать это задание можно как тематически, так и инструментально, например:- передавайте по кругу лист бумаги и пусть участники делают с ним всё, что захочется (мять, рвать, вырезать, склеивать и пр.);
- создайте или вырежьте фигурки из бумаги и обыграйте рассказ, историю;- используйте для создания композиции туалетную бумагу;- используйте для создания композиции обёрточную бумагу, картон (гафрированный, цветной и пр.), пакеты, коробки, обёртки от конфет и пр.- используйте для создания объёмной композиции газеты, журналы.
Рисунок на мятой бумаге. Используйте в качестве основы для рисунка мятую бумагу. Предварительно изомните её
хорошенько и настройтесь на работу. Рисовать при этом можно красками или
карандашами (мелом), можно оборвать края рисунка, оформив его в виде
овала, круга и т.д.
Рисование на мокрой бумаге. Намочите лист бумаги и нанесите с помощью акварели (либо порошка) рисунок, можно использовать распылитель. Следует поэкспериментировать с цветами, наблюдать как они смешиваются, растекаются и замечать какие чувства возникают при этом. Потом можно попробовать трансформировать узоры в образы, дать им названия. Возможно групповое взаимодействие, обмен
впечатлениями.
Каракули. Свободно водя по листу бумаги карандашом, нарисуйте каракули без какой-либо цели и замысла и передайте партнёру, который должен будет создать из них
образ и развить его.
Варианты:
-затем поменяйтесь с партнёром трансформированными каракулями и
попытайтесь продолжить рисунок, не нарушая нарисованное им, затем
обсудите вместе ваши ассоциации, связанные с рисунками друг друга,
- после завершения рисунка, на основе каракулей сочините рассказ;
- выразите в словах свои чувства и ассоциации, возникшие при восприятии каракулей партнёра;
- размашистыми движениями различных частей тела создайте каракули на
большом листе (ватмане, оборотной стороной обоев), можно закрыть глаза.
После завершения найдите в изображённом образ и развейте его.
Статья написана психологом Сотниченко Е.В. по материалам обучающей программы Техники арт-терапии. Ближайший курс обучения арт-терапии состоится в Ростове с 25 февраля 2017.
Источник
Метки: Арт-терапия,
Понравился пост? Поддержи журнал "Психология Сегодня", нажми:
Понравился пост? Поддержи журнал "Психология Сегодня", нажми:
Читать по теме:
Техники арт-терапии
29.05.2018
483
Забудьте об искусстве и не старайтесь быть художником. Возьмите карандаш и начните наносить какие-нибудь штрихи на бумагу. Рисуйте цветные линии и формы, говорящие о том, как вы себя чувствуете. Попытайтесь символически выразить свое состояние в данный момент.
Метки: Арт-терапия,
Подборка фильмов, которые укрепят семейные отношения
25.02.2018
1448
Каждая семейная пара на протяжении своей жизни сталкивается с ситуациями, которые вызывают клубок самых разнообразных чувств у каждого из супругов по отношению друг к другу – беспомощность, гнев, обиду, тоску, брезгливость, разочарование, ярость и пр. Удивительно, но результаты «фильмотерапии» были почти такими же высокими, как и после сеансов семейной терапии!
Метки: Арт-терапия,
Чувствуешь отчаяние – рисуй дороги!
16.08.2017
2435
Арт-терапия – дословно обозначает: исцеление с помощью рисунка (живописи). Краткое руководство арт-терапевта: что делать, если..? Устал – рисуй цветы. Злой – рисуй линии. Болит – лепи. Чувствуешь беспокойство – складывай оригами. Чувствуешь отчаяние – рисуй дороги.
Метки: Арт-терапия,
Что вы хотели знать о психотерапии, но боялись спросить
25.05.2017
2239
Наталия Спирина, экзистенциальный терапевт: "Гештальт-терапия рекомендуется людям, которые испытывают трудности в связи с конфликтами, кризисами, разрывом отношений, одиночеством, трауром, депрессией, безработицей и чувством бессилия. Экзистенциальная терапия помогает человеку лучше разобраться в его собственной жизни, осознать ответственность за свою жизнь и судьбу. Метод системных семейных расстановок, пожалуй, самый быстрый из всех методов психологии."
Метки: Психотерапия, Арт-терапия, Когнитивно-поведенческая психотерапия, Гештальт-терапия, Экзистенциальная терапия, Метод системных семейных расстановок,
Арт-терапия в реабилитации детей с психосоматическими расстройствами
20.02.2017
5923
Семейный психолог Вера Бутова: "У детей с психосоматическими расстройствами, как правило, затруднена способность к разрядке эмоционального напряжения. Использование же арт-терапии облегчает отреагирование переживаний и фантазий, способствует изменению поведения и улучшению состояния здоровья через формирование внутренней картины здоровья."
Метки: Психосоматика, Психотерапия, Арт-терапия, Случаи из практики психотерапии,
Арт-терапия в работе с депрессией
28.01.2017
5389
Психолог Юлия Серебрянникова: "В работе с людьми, страдающими депрессией, разговорные техники малоэффективны. Клиенты в депрессии обычно отличаются отсутствием жизненной энергии, им тяжело говорить, сложно анализировать. Когнитивные методы здесь работают слабо. Почему я использую арт-терапию? Потому что любой результат творчества клиента – это уже достижение для него самого."
Метки: Депрессия, Арт-терапия,
Энергетическая живопись: терапевтичное искусство
28.11.2016
2318
Искусство и психотерапия уже некоторое время успешно сотрудничают. Арт-терапия обладает двумя важными инструментами — силой традиционных терапевтических методов и силой искусства, которая помогает открыть наше подсознание. Мы можем достичь глубоких эмоциональных пластов, к которым редко можем приблизиться через рациональный инструментарий, мышление.
Метки: Арт-терапия,
Почему мне изменяет мой голос? Лечение замкнутости вокалом
15.04.2016
3496
«Затыкание» рта ребенку в детстве ведет к слабости и деградации голоса во взрослой жизни. Как следствие это проявляется в заниженной самооценке, неумении себя выражать, проблемах в коммуникации, болезнях и замкнутости.
Метки: Арт-терапия,
Арт-терапия: подарок для больной души
10.04.2016
3328
Творчество – это универсальное средство от депрессии, одиночества, старости, тревоги, служебных и семейных неурядиц, бедности, многих болезней тела. Творчество исцеляет, то есть делает личность целостной, гармоничной.
Метки: Арт-терапия,
Популярное на сайте
Интервью недели

Юлия Борисовна Гиппенрейтер: интервью
«Когда вы разговариваете с ребенком — помолчите».
Юлия Гиппенрейтер
Доктор психологических наук, профессор факультета психологии МГУ, автор бестселлера «Общаться с ребенком. Как?»