Отпустить ребенка и поверить в него
Ловили вы себя на мысли, что испытываете сильнейшую потребность опекать ребенка, потому что вы считаете, что он робкий, несамостоятельный? Просчитываете действия ребенка на два шага вперед? Категорично уверенны в том, что ваш ребенок не справится в конфликте?
Часто я слышу такие размышления от родителей: «В детстве мне было трудно, я был стеснительным, поэтому хочу, чтобы дочке было легче! Я же прошел это путь! Если ни я, то кто еще поможет?!»
В чем причина таких размышлений?
Одна из причин – детский опыт родителя. Взаимодействуя со своими детьми, взрослые проживают те чувства, которые возникли в результате какого-то собственного негативного опыта в детстве. Бессознательно присваивают эти эмоции нынешней ситуации.В семьях, где актуализирована тема «слияния родитель-ребенок», чаще родители выполняют роль «опекуна»: устроить в самую лучшую школу, водить на самый полезный кружок, нарядить в самую лучшую одежду и т.п.
Мама, рассказывая про успехи сына, часто говорит: «у нас отличные успехи по математике, мы весим 23 кг…» – она использует местоимение «мы», от нее идет посыл «мы – одно целое».
Пребывая в таком симбиозе, родители проецируют собственные неосуществлённые мечты, недостигнутые цели на тех, кто еще может это сделать за них – на собственных детей!

Замкнутый круг – «Не умеем по-другому»
Что же получается «на выходе», когда в семье царит симбиоз?- Родители получают собственное спокойствие, понятных и управляемых детей, в целом.
- Прямые коммуникации не применяются, отсюда эмоциональные всплески не по адресу, типа «учителя плохие, власть продажная», частые стычки на бытовые отвлеченные темы, ощущение дискомфорта.
- «Я-послания» отсутствуют, запрет на проявление чувств.
- Уважение и признание границ членов семьи здесь не в почете: мама лучше знает, как должны быть сложены личные вещи дочери-студентки, а сын должен ходить только на бокс, потому что так решил папа.
Напрашивается вопрос: в чем секрет этого механизма, почему сложно отпускать и доверять детям?
Чаще всего не отпускают детей те, родители, кто сам не прошел самостоятельный путь взросления. Будучи взрослым родителем, так и не смог перерезать путы родительской сверх заботы. В ранней молодости такие люди жили по заданному алгоритму прекрасные, по-своему счастливые десятилетия.
Обычно это происходит в период между двадцатью и тридцатью годами. Учатся в тех заведениях, куда родители направили. Создают свои семьи, потом там рождаются дети. Обзаводятся квартирами, машинами, строится карьера, путешествуют по миру, повышают квалификацию... И вдруг появляется неудовлетворенность своей жизнью.
Появляется ощущение пустоты, безысходности, чувство потерянного времени. Как следствие наступает разочарование и глобальное обесценивание себя и достижений. А еще, появляются симптомы, хронические болезни.
В психологии этот этап называется кризисом тридцати лет – кризис сценарной эмансипации (термин Ефимкиной Р.П.). Это значит, что ему (выросшему ребенку) предстоит осознать те установки, которые были предложены в родительской семье и решить, подходят ли они лично ему. В противном случае – пересмотреть сценарий жизни и построить свой собственный путь.
Бывает, что человек проскочил этот период в тридцать лет – эти признаки могут проявится и позже. Здесь срабатывает механизм «накопления энергии», то есть непрожитый опыт одного возрастного периода, накапливаясь, актуализируется в следующем, но уже с большей силой.
И вот, родители проживают свои возрастные кризисы, а их дети подрастают. В этой точке и случается наложение одного процесса на другой: родители возлагают большие ожидания на детей: «Ты сделаешь за меня, чего я не смог!» Замкнутый круг – родители делают то, что в свою очередь делали с ними их родители – сценарий передается следующим.
Три шага к «отпусканию»
Что же делать? Есть ли выход? Можно ли по-другому?Меняться!
1 шаг. Осознать то, что есть проблема слияния «родитель-ребенок».
2 шаг. Начать быть здравым родителем: посмотреть и увидеть, что дети по определению мудрые, умеющие понимать свои желания. Позволить им получать свой опыт, совершать свои ошибки. Отпустить ребенка из тисков, раздвинуть рамки заботы!
3 шаг. Фокус внимания направить на себя, сколько бы вам сейчас ни было. Расширить свои взрослые жизненные перспективы. Вспомнить то, о чем мечталось, что любил делать, чем был увлечен в глубоком детстве, до школы. Одним словом, развернуться лицом к себе и начать осознавать: «Чего Я хочу?»
Зачастую возникает сопротивление – вещь серьезная, не дремлет. И я часто слышу такие страхи: «Как я могу поменять свою жизнь, столько вложено и сил, и денег, а вдруг я все потеряю?..» Да, вероятны потери – потери устаревших моделей взаимодействия с миром.
Но перемены влекут за собой и новое. Еще есть время для «качественной перезагрузки»!
Когда круг деструктивного сценария разомкнется, то семья станет тем местом, где взрослые доверяют выбору ребенка. А ребенок в свою очередь знает, что ему есть куда прийти – ведь дома его поддержат любым, без условий, независимо от результатов. И тогда воспитательный процесс не будет неподъемной ношей, бытовым недоразумением, а станет частью процесса под названием Жизнь!
Как не воспитать маменькиного сынка?
Метки: Воспитание,
Читать по теме:
Научитесь быть ненужными своим выросшим детям
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,
Как вырастить гения: 7 правил еврейских родителей
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,
5 грубейших ошибок в воспитании мальчиков
Метки: Воспитание,
44 способа сказать детям, как сильно вы их любите
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,
Без крика и наказаний: Как инуиты решают проблему детской агрессии и непослушания
Метки: Воспитание, Материнство, Трудное поведение, Семья, Детско-родительские отношения,
Эрик Берн: Когда ребенку исполняется 6 лет, его жизненный план уже готов
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,
Человек не будет иметь удачных отношений до тех пор, пока не наладит их с матерью
Метки: Воспитание,
Отвержение отца ведет к психической задержке развития ребенка
Метки: Воспитание,
Нервные расстройства у детей: что должны знать родители
Метки: Воспитание,
Дочери, которых не любили и тяжкая ноша семейных секретов
Метки: Воспитание, Материнство, Психическая травма, Психологическое насилие, Детско-родительские отношения,
5 типов отцов, которые делают из своих детей закомплексованных неудачников
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Самооценка,
Родители-рабы
Метки: Воспитание, Инфантильность, Детско-родительские отношения,
Как воспитывать сына (для женщин)
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,
Кинезиологические упражнения для детей: улучшение памяти и внимания
Метки: Воспитание,
Как не вырастить инфантила
Метки: Воспитание, Инфантильность, Детско-родительские отношения,
Счастливое родительство
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,
Нарушение границ дозволенности у детей (случай)
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,
Почему мой ребёнок всё ещё плохо говорит или совсем не говорит?
Метки: Воспитание, Материнство, Детско-родительские отношения,
Дети и развод
Метки: Воспитание, Развод, Детско-родительские отношения,
Как не воспитать маменькиного сынка?
Метки: Воспитание,
Научите детей решать эти 3 задачи
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,
"Долгая молодость — побочный эффект родительской любви"
Метки: Воспитание,
КАК мать превращает СЫНА в «психологического мужа»
Метки: Воспитание, Материнство, Детско-родительские отношения,
Маменькины сыночки и папенькины дочки
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,
Семейная система: Чего не должны знать про вас дети
Метки: Воспитание, Семья, Детско-родительские отношения,
Как мама влияет на отношения с мужчинами?
Метки: Воспитание, Материнство, Женщины, Мужчины,
Эрик Берн: Когда ребенку исполняется 6 лет, его жизненный план уже готов
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,
Исключая отца, матери загоняют детей в тупик
В процессе последующих встреч прояснилась картина жизни А. после развода."
Метки: Воспитание, Материнство, Женщины, Детско-родительские отношения,
Мы остаемся в том возрасте, где нас недолюбили
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Самооценка,
Как помочь ребенку сформировать позитивную самооценку. На заметку родителям
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Самооценка,
Популярное на сайте
Интервью недели

Мне жаль детей, которых с рождения водят в развивающие центры
Мне жаль детей, которых с рождения водят в развивающие центры