Первый раз в первый класс: радость или разочарование?

1 сентября 2016
2097

Анна Крайнова
Семейный и детский психолог, клинический психолог

Школа. 1-е сентября. С интересом, страхом, гордостью стоят нарядные первоклашки. Рядом радостно суетятся их родители… И те и другие полны ожиданий. Как-то сложится эта новая «взрослая» школьная жизнь?

Позади волнения и поиски «правильной» школы – наиболее подходящей для вашей семьи и вашего ребенка.

Чтобы поближе или посолиднее, попроще или с хорошими традициями, опытными преподавателями или инновационными программами, душевной атмосферой или «на слуху» с отличным рейтингом и престижем.

Сколько людей, столько мнений. Каждый сам выбирает критерии качества образования своего чада, соотнося их с целями и возможностями семьи.

Что же действительно важно для наших малышей?

Не нужно забывать, что помимо основного предназначения школы – насытить ребенка знаниями, не менее важно воспитание его духовных качеств и создание условий для поддержания интереса к учебе. Если говорить простым языком: важно не отбить желание учиться и помочь вырасти хорошим человеком.

Решает ли эти задачи современная школа? Не везде и не всегда. К сожалению. Чаще, именно об индивидуальности каждого взрослеющего человечка в школьной системе напрочь забывают.

первый раз в первый класс - радость или разочарование.jpg

А ведь помимо учебы в жизни каждого школьника случаются взлеты и падения. И зачастую ребенок остается один на один с совсем недетскими проблемами.

Например, у первоклашки, который еще не успел привыкнуть-садаптироваться к новым жизненным обстоятельствам, маму кладут в больницу или рождается младший братик или сестренка и он, наряду со взрослыми, делит домашние хлопоты и бессонные ночи, не говоря о том, что переживает потерю их былого внимания.

Или дома ссоры, а то и вовсе развод любимых родителей. Приходит такой ребенок в школу…- портфель толком не собран (проследить было некому), уроки не сделаны, одевался САМ «из того, что было», что называется, голова занята, чем угодно, только не учебой, потому что он расстроен, что нормально в данной ситуации, а «добрый внимательный» учитель, не вникая в обстоятельства, «ставит на вид», пишет гениальное по своему содержанию послание родителям в дневнике, ругает перед всем классом, поощряя насмешки одноклассников, ставит двойку и, в догонку, на долгие годы навешивает ярлык «двоечника», «плохиша», «неудачника».

А ребенок нормальный и очень даже себе способный. Просто в данный момент сложившаяся ситуация требует понимания и другого отношения. Ведь когда не удовлетворенной остается базовая потребность в безопасности, думать «о высоком» не получится даже у очень волевого взрослого человека. Какая контрольная, когда мир вокруг рушится?

Что и говорить, что подобное поведение учителя на корню подрывает само желание идти в школу и мотивацию делать что-то. Кто-то из детей горько расплачется в туалете. Кто-то перестанет верить в себя. Кто-то яростно подерется на перемене. В зависимости от характера и темперамента. Но и в том и в другом и третьем случае, ребенку придется нелегко. Он останется одиноким и непонятым.

Совсем по-другому малыш будет себя чувствовать, если учитель, заметит его состояние, и, понимая ситуацию ребенка, похвалит его за самостоятельность. Да, забыл одну тетрадку, но остальное-то собрал, САМ(!), делал, старался! Помочь, понять, поддержать, где надо похвалить, и крылья вырастают,- все начинает получаться.
В этом и есть суть настоящей педагогики и индивидуального подхода.

Вот почему важно выбирать не школу, а учителя! Образ Первого педагога остается в нашей памяти на всю жизнь. И доверять ему дОлжно, как самому себе. Ибо доверяете вы ему свое самое дорогое.

К сожалению, школьные психологи, входящие в состав приемных комиссий, чаще проверяют наличие готовности к школе, мотивированность к учебной деятельности, сформированность основных навыков от усидчивости до способности к запоминанию.

Мало кто занимается оценкой личностных качеств и подбором педагога в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Поймите меня правильно: педагог может быть замечательный, но контакт именно с вашим ребенком может быть затруднен.

Например, ребенок домашний, робкий, ранимый, эмоциональный попадает в класс активного, «громкого», сильного учителя, совмещающего к тому же должность преподавателя младших классов с деятельностью завуча школы. А потому приветствующего участие во всех школьных мероприятиях, выступления, активность. Случится ли контакт между ними? Ведь часто нам нравится в других то, что близко по духу нам самим.

Если вы переживаете относительно школьного будущего вашего малыша, сомневаетесь к кому отдать ребенка, хотите помочь ему быстро и без лишних волнений установить хороший контакт с учителем.

Если вы видите, что при поступлении оцениваются знания и умения без учета индивидуальности вашего сына или дочки, лучше дополнительно проконсультироваться с профессиональным детским психологом, который поможет вам сделать правильный выбор. А вашему ребенку приобрести положительный опыт знакомства со школой и стать успешным в новой для него жизни.

Примеры из практики:      
          
Мальчик. 7 лет. Первый класс. В семье только что родился второй ребенок. Стал приходить домой из школы расстроенным. Отказываться идти на занятия и делать домашние задания со словами: «А все равно я тупой. У меня ничего не получится!»

На консультации выясняется, что учитель недоволен тем, что ребенок забывает дома школьные принадлежности и делает не все уроки. У мамы не всегда есть время проверить рюкзак и тетрадки. Особо мальчику запомнилась следующая ситуация: однажды, он забыл тетрадь для контрольных работ. Побоялся сказать о том учителю и написал работу на листочке. Реакция учителя была следующей: не проверяя работу, перечеркнув написанное красной ручкой, вернула ее малышу со словами: «Ничего ты не умеешь! Только мать расстраиваешь! Не буду проверять, - в следующий раз нормальную тетрадь принесешь и сделаешь, как все!»

Кстати, перечеркнутое, как позже оказалось, было все правильно решенным! Чему «научил» ребенка данный Урок?
         
Не уважению к чужому труду? Пониманию того, что он ничего не умеет, кроме как расстраивать свою маму? Чему угодно, только не тому, чего в действительности добивался учитель: правильно собирать портфель и не забывать свои вещи.

Была проведена беседа с учителем и родителями. По результатам которой ребенка перевели к другому преподавателю, что значительно повысило успеваемость, веру ребенка в свои силы и желание ходить в школу.

Также малыш с мамой ВМЕСТЕ в форме игры придумали разные «напоминалки», которые научили ребенка собирать рюкзак и не забывать о заданных уроках и нужных тетрадях. У мамы это занимало не так много времени, зато повысило качество и эффективность общения между ней и сыном.

Другой пример:

В первом классе урок русского языка. Контрольный диктант. Но ребята никак не угомонятся после переменки. Только что стало известно, что одна девочка, их одноклассница, сегодня у школы поскользнулась и попала в больницу в тяжелом состоянии. Все очень переживают за нее.

Учитель, видя волнение детей, решает поменять тему урока: вместо проверочной работы, все пишут первое в жизни сочинение «Письмо Олечке». И вмиг в классе звенящая тишина. Все старательно заняты делом. И пусть в работах много грамматических ошибок! Главное, в них столько заботы, души и любви к ближнему!

Не пройти мимо чужого горя, научиться чувствовать и сопереживать – на каких уроках этому учат?!

С огромной благодарностью всем Учителям с большой буквы.   

Метки: Воспитание,

Читать по теме:

Родители-рабы

Родители-рабы

22.09.2018
20362
"Ты лучший", "все будет хорошо", "все получится" - многие мамы считают, что должны непрерывно это озвучивать, иначе ребенок потеряет мотивацию. Сначала он чуть что будет прибегать к вам, чтобы вы утешали его и подбадривали, но вскоре у него может появиться к вам ненависть. Окажется, что вы его обманули, вы не авторитетная фигура в большом мире, вы обычная домохозяйка, не уважаемая в социуме. Это все равно как если бы он вдруг узнал, что является чемпионом мира в пределах вашей кухни и все смеются над его кубками из бумаги."

Метки: Воспитание, Инфантильность, Детско-родительские отношения,

Как воспитывать сына (для женщин)

Как воспитывать сына (для женщин)

22.09.2018
9048
Психолог Павел Зыгмантович: "Начнём с главного – мальчик, растущий без отца, вовсе не обязательно станет «каким-то не таким». Это распространённый страх, но рациональных оснований у него немного. Мальчики из полных семей в массе своей не отличаются от мальчиков, растущих без отцов".

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Кинезиологические упражнения для детей: улучшение памяти и внимания

Кинезиологические упражнения для детей: улучшение памяти и внимания

21.09.2018
944
Парасковья Петрова, психолог: "Синхронизация работы полушарий с помощью кинезиологических упражнений повышает стрессоустойчивость у детей, улучшает мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчает процесс чтения и письма."

Метки: Воспитание,

Как не вырастить инфантила

Как не вырастить инфантила

17.08.2018
8018
Психолог  Денис Осин: "Инфантилизм может развиваться из совершенно разных предпосылок. Он появляется и у ребенка, которого зашугали, и у ребенка, который живёт в состоянии вседозволенности. Это связано с тем, что и в первом, и во втором состоянии у ребенка не вырабатывается самое главное качество - самостоятельность."

Метки: Воспитание, Инфантильность, Детско-родительские отношения,

Счастливое родительство

Счастливое родительство

09.07.2018
757
Марина Комиссарова, психолог: "Счастливое родительство не зависит целиком от вас. Вы не можете гарантировать себе, что станете родителями, вы можете оказаться бесплодны или не родить по другой причине. Это раз. Вы можете потерять ребенка. Это два. Ваш ребенок может оказаться тяжело больным и этим тоже будет омрачено родительство."

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Нарушение границ дозволенности у детей (случай)

Нарушение границ дозволенности у детей (случай)

08.06.2018
1456
Анастасия Рагулина, психолог: "Возбуждение и эмоциональность нарастали. Родители недоуменно смотрели на свое чадо. Ребенка как будто подменили."

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Почему мой ребёнок всё ещё плохо говорит или совсем не говорит?

Почему мой ребёнок всё ещё плохо говорит или совсем не говорит?

04.06.2018
965
Екатерина Леонова, психолог: "Во время занятий я замечаю, что у Коли в те моменты, когда я повышала голос, рассказывая увлеченно сказку или историю, вместо интереса в глаза читался испуг. Наблюдалась тревога перед заданиями, где необходимы резкие движения рук и ног. А еще он постоянно закапывал в специальной песочнице яркие игрушки, предпочитая играть только с машинками."

Метки: Воспитание, Материнство, Детско-родительские отношения,

Дети и развод

Дети и развод

07.05.2018
856
Людмила Овсяник, психолог: "От того, как ведут себя родители, потрясение ребенка может длиться долго. Поведение ребенка меняется и связано оно со страхом потери родителя, с которым он остался. Мальчики становятся агрессивными, неуправляемыми. Девочки – закрытыми, капризными."

Метки: Воспитание, Развод, Детско-родительские отношения,

Как не воспитать маменькиного сынка?

Как не воспитать маменькиного сынка?

26.03.2018
13329
Когда женщина вынуждена заменять сыну папу, насколько ей это удаётся? Не делает ли такая мать ошибок, которые впоследствии скажутся на жизненном пути её ребёнка?

Метки: Воспитание,

Научите детей решать эти 3 задачи

Научите детей решать эти 3 задачи

24.03.2018
5204
Нина Рубштейн, психолог: "Цель воспитания – обучить человека решать три задачи. Все остальное – лирика, которая не может заменить эти три задачи, поскольку, если вы родили дитя, вы ответственны за то, чтобы оно научилось эти три задачи решать."

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

"Долгая молодость — побочный эффект родительской любви"

"Долгая молодость — побочный эффект родительской любви"

14.03.2018
3991
"Было время, когда я наивно думала, что к детям «когда-то» относились лучше, чем сейчас. Потом, немного поинтересовавшись вопросом, и ощутив некоторое шевеление волос на теле (от ужаса), решила, что очень здорово, и вообще повезло родиться в этой эпохе, а не в какой-нибудь предыдущей".

Метки: Воспитание,

КАК мать превращает СЫНА в «психологического мужа»

КАК мать превращает СЫНА в «психологического мужа»

04.03.2018
10446
Леа Веденски, психолог: "Каждому практикующему психологу приходилось иметь дело с этим странным и печальным явлением. Это выглядит так, что мать превращает своего сына в "психологического мужа". Или, по выражению Юнга, она переносит свой эрос на сына."

Метки: Воспитание, Материнство, Детско-родительские отношения,

Маменькины сыночки и папенькины дочки

Маменькины сыночки и папенькины дочки

24.02.2018
2853
Если по отношению к девочке отец проявляет враждебность, властность, то в дальнейшем ей сложно будет выстроить отношения с мужчинами, так как движение безусловной любви к отцу прерывается. Для того чтобы женщине понять, почему у неё не складываются отношения с партнёром, в будущем будет необходима помощь квалифицированного психолога и расстановщика.

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Семейная система: Чего не должны знать про вас дети

Семейная система: Чего не должны знать про вас дети

02.02.2018
10977
Мария Мухина, cистемный семейный психотерапевт: "В нарушенной семье, где внутренние границы размыты, родители могут иногда делать детей своими эмоциональными партнерами. Это перевернутая иерархия, при которой статус ребенка в семье равен родительскому."

Метки: Воспитание, Семья, Детско-родительские отношения,

Как мама влияет на отношения с мужчинами?

Как мама влияет на отношения с мужчинами?

26.01.2018
7039
Круговых Людмила, психолог: "Наши взаимоотношения с мужчинами – прямое следствие материнского воспитания."

Метки: Воспитание, Материнство, Женщины, Мужчины,

Эрик Берн: Когда ребенку исполняется 6 лет, его жизненный план уже готов

Эрик Берн: Когда ребенку исполняется 6 лет, его жизненный план уже готов

12.01.2018
6607
Эрик Берн — автор знаменитой концепции сценарного программирования и теории игр. В их основе лежит трансактный анализ, который сейчас изучают во всем мире. Берн уверен, что жизнь каждого человека программируется до пятилетнего возраста, и все мы потом живем по этому сценарию. В нашем материале подборка цитат этого выдающегося психолога о том, как программируется наш мозг.

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Исключая отца, матери загоняют детей в тупик

Исключая отца, матери загоняют детей в тупик

19.12.2017
6352
Лилия Валиуллина гештальт-терапевт: "На приём пришла Клиентка А. с проблемой: "Сыну 15 лет, он перестал учиться, на уроках засыпает. Со сверстниками не общается, друзей нет. Все свое свободное время проводит за компьютером. Интереса нет ни к чему.
В процессе последующих встреч прояснилась картина жизни А. после развода."

Метки: Воспитание, Материнство, Женщины, Детско-родительские отношения,

Мы остаемся в том возрасте, где нас недолюбили

Мы остаемся в том возрасте, где нас недолюбили

15.11.2017
8380
Любовь для ребенка в возрасте 3-6 лет заключается в поощрении самостоятельных действий, в поддержке инициативы, в признании права на любознательность и творчество. Если родители в этот период не позволяют ребенку действовать самостоятельно, чрезмерно наказывают в ответ на их потребности, развивается чувство вины.

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Самооценка,

Как помочь ребенку сформировать позитивную самооценку. На заметку родителям

Как помочь ребенку сформировать позитивную самооценку. На заметку родителям

13.11.2017
6209
Некоторым  родителям  важнее иметь ребенка-паиньку, удобного, тихого и незаметного, нешумного, который умеет сам себя занять, не отвлекает от дел взрослых. К сожалению, довольно часто в семье, школе и других социальных группах наиболее ценным является послушное и тихое поведение. Воспитатели, учителя, как правило, любят покладистых, исполнительных, послушных, легко подчиняющихся детей и подростков.

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Самооценка,

Джон Элдридж: Самый главный вопрос для мужчины

Джон Элдридж: Самый главный вопрос для мужчины

25.08.2017
4694
Большинство мужчин живут, пытаясь ответить на этот вопрос или страдая от того ответа, который они получили. Существует два основных варианта реакции на боль, которую причиняет нанесенная рана. Мужчины либо пытаются каким-то образом заглушить боль и ожесточаются, либо пытаются притерпеться к боли, свыкнуться с ней и становятся пассивными.

Метки: Воспитание, Мужчины, Детско-родительские отношения,

Игнорирование: правила применения

Игнорирование: правила применения

21.08.2017
6280
Несмотря на неприятности, которые может принести в жизнь игнорирование, это действенный способ избавиться от некоторых неприятных черт в поведении близких людей. Так игнорирование нежелательного поведения ребенка, иногда отличный способ это поведение прекратить.

Метки: Воспитание, Семья, Детско-родительские отношения,

Классификация психологических проблем детей в зависимости от "тараканов" в голове матери

Классификация психологических проблем детей в зависимости от "тараканов" в голове матери

10.08.2017
10707
Психолог Михаил Лабковский: "Дамы, уверенные, что ребенок – это их большое одолжение и подарок мужу, самого ребенка воспринимают как проблему, которую надо решать. Они с детьми не общаются – они «занимаются уходом и воспитанием». Гардероб, кружки, школа, чтоб все как у людей. Конечно, ребенок при этом чувствует себя инструментом для манипуляций и обузой, да от него этого никто особенно не скрывает."

Метки: Воспитание, Материнство, Детско-родительские отношения,

Уроки с ребенком делать не надо!

Уроки с ребенком делать не надо!

31.07.2017
7226
Психолог Михаил Лабковский: "Делать уроки с ребенком не надо! Собирать с ним портфель не надо! Спрашивать «как там, в школе?» не надо. Вы и отношения портите и результат только отрицательный. Вам что, с ним больше поговорить не о чем?"

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Учите детей не контролировать эмоции, а управлять ими

Учите детей не контролировать эмоции, а управлять ими

25.07.2017
12434
Инна Бардина, психолог: "Развитый эмоциональный интеллект поможет научиться управлению своим эмоциональным состоянием и своевременно освобождаться от негатива. Чем лучше это будет получаться у вас, тем легче вам будет научить этому вашего ребенка."

Метки: Воспитание, Управление эмоциями, Детско-родительские отношения,

Отцы и дети: влияние значимых других на развитие идентичности

Отцы и дети: влияние значимых других на развитие идентичности

21.07.2017
1953
Гештальт-терапевт Геннадий Малейчук: "Даже если родители могли бы стать идеальными, не стоило бы ожидать, что жизнь детей станет свободной от проблем, дискомфорта и кризисов. Однако именно ранний опыт, основанный на эмпатии, принятии и любви ребенка, позволяет ему овладеть зрелыми механизмами защиты, научиться осознавать свои желания и возможности и достигать большей гармонии в контакте с собой и другими".

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Мужчинами не рождаются

Мужчинами не рождаются

05.07.2017
9771
Психолог Михаил Лабковский: "Многие женщины страдают истерическим неврозом и ежевечерне устраивают скандалы из-за невымытой чашки, брошенных под кровать носков и, конечно, уроков. Мальчик становится тревожным невротиком. Из физиологических последствий – тики, заикания, экзема, нейродермит. И вырастает он такой - инфантильный, затюканый, опекаемый, несамостоятельный. Женщины, помните, гиперопека - это история не про любовь, а про тревожность и больше ничего."

Метки: Воспитание, Материнство, Мужчины, Детско-родительские отношения,

Родительские негативные послания

Родительские негативные послания

07.06.2017
4901
Психотерапевт Ирина Млодик: "Одна из сложностей, с которой я регулярно встречаюсь в практике и, конечно, сама ощущала как родитель — отделять свои переживания и потребности от переживаний и потребностей ребенка. При всей простоте и очевидности это бывает совсем непросто сделать. Мы растим детей, чтобы у них была своя жизнь или чтобы нам с ними легко жилось? Мы заботимся об их счастье, предостерегая, критикуя, поддерживая какой-то их шаг? Или, делая это, мы заботимся о себе?"

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Сценарии,

"Забывшие о любви друг к другу. Таких семей много"

"Забывшие о любви друг к другу. Таких семей много"

30.05.2017
5655
Психолог Дарья Размахнина: "Знакомство с этой семьей началось с приезда мамы и сына. Чудесные, славные – но ужасно измотанные бесконечными проблемами учебы и воспитания. Забывшие о любви друг к другу. Таких семей много. Очень много."

Метки: Воспитание, Трудное поведение, Семья, Детско-родительские отношения, Случаи из практики психотерапии,

Психолог Лабковский: родителя, поднявшего руку на ребенка, должна ждать тюрьма

Психолог Лабковский: родителя, поднявшего руку на ребенка, должна ждать тюрьма

21.05.2017
10178
Психолог Михаил Лабковский: "Нынешнее поколение взрослых — это поколение битых детей. Поэтому сегодня они продолжают бить уже своих детей. Все дети во всем [цивилизованном] мире в 3-4 года, когда приходят в детский сад, получают номер телефона, куда они могу звонить в случае, если они расценят поведение взрослых как агрессивное. К сожалению, у нас этим даже близко не пахнет."

Метки: Воспитание, Домашнее насилие, Неблагополучная семья, Детско-родительские отношения,

Негативные последствия подавления взрослыми интересов и чувств подростка

Негативные последствия подавления взрослыми интересов и чувств подростка

17.05.2017
4360
Аросьева Александра, психолог: "Взрослые, в том числе и учителя, не только не пытаются поинтересоваться мнением ребёнка, но что ещё хуже, зная его - игнорируют и подавляют все индивидуальные проявления, желания, потребности, мнения и главное - чувства ребёнка".

Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Детско-родительские отношения,

Интервью недели

Юлия Борисовна Гиппенрейтер: интервью

Юлия Борисовна Гиппенрейтер: интервью

«Когда вы разговариваете с ребенком — помолчите».

Юлия Гиппенрейтер

Доктор психологических наук, профессор факультета психологии МГУ, автор бестселлера «Общаться с ребенком. Как?»

Поделиться

Метки

...
Ceкcуальность Агрессия Апатия Арт-терапия Биполярное расстройство Возраст Воспитание Выгорание Гештальт-терапия Гипноз Границы Деньги Депрессия Детско-родительские отношения Домашнее насилие Жалость Женщины Зависимое расстройство личности Зависимость Зависть Застенчивость Измена Инфантильность Истерия Карьера Коммуникации Конфликты Кризис среднего возраста Личность Любовь Манипуляции Материнство Мотивация Мужчины Нарциссизм Насилие Неблагополучная семья Невроз Нерешительность Неуверенность в себе Обида Одиночество Отношения Панические атаки Переедание Перфекционизм Пограничное расстройство личности Подростковый возраст Предательство Привлекательность Психическая травма Психологический кризис Психологическое насилие Психосоматика Психотерапия Развитие личности Развод Ресурсы Самооценка Семейные кризисы Семья Случаи из практики психотерапии Смысл жизни Снижение полового влечения Созависимость Спасательство Страх Стресс Стыд Сценарии Счастье Тревожность Трудное поведение Уверенность Управление эмоциями Фобии Чувство вины Шизофрения Экзистенциальный кризис Эмоциональная зависимость Энергия Эффективность