Почему ребенок ворует?

8 июля 2016
5565

Ирина Млодик
Психотерапевт, к.п.н.

Что такое детское воровство?

  • Осознанное или неосознанное нарушение границ других людей. 
  • Нелегальное вторжение в их пространство и присвоение себе их собственности. 
  • Способ сказать нам, взрослым, о каком-то своем неблагополучии.
  • Симптом семьи.
  • Способ справиться с последствиями какой-то травмы. 
  • Возможность получить то, что другим способом не получить.

  На что стоит обратить внимание?

  • У кого — у какого члена семьи или школьной системы — ребенок ворует, тому и направлено послание ребенка.
  • Что именно он берет и на что тратит ворованные деньги? Это укажет на какой-то дефицит, выраженный символически.
  • Как давно он это делает? Если давно, то семья обладает некоторой «слепотой», старательно не замечает сложностей, боится с ними иметь дело. Это способ ребенка «открыть глаза» системе.

Какие частые причины такого поведения?

  • В семье нет четких границ, что можно и нельзя для всех членов семьи, включая взрослых.
  • Взрослые сами часто и нелегально нарушают границы ребенка.
  • Ребенок был чего-то лишен: детдомовский ребенок, приемный ребенок, каким-то иным образом покинутый взрослыми ребенок.
  • В семье очень строгие правила, и ребенок совсем лишен возможности удовлетворять некоторые свои потребности — легальным образом получить то, что нужно, невозможно.
  • В семье и у ребенка не сформировано, путаются понятия «свое» и «чужое». Ребенка не обучили навыку просить и договариваться.
  • У ребенка сформировалась серьезная зависимость — игровая, алкогольная, наркотическая, что тоже является нарушением функционирования семейной системы.
Почему ребенок ворует.jpg

Чего не стоит делать в случае обнаружения воровства?

1. Делать вид, что ничего не произошло.

Почему? Важно назвать вещи своими именами и сказать: «Ты взял у мамы деньги, это воровство. Так поступать нельзя. Это преступление».

2. Объявлять ребенка вором. 

Он — ребенок, который совершил воровство. Это поступок, который является сигналом для семьи, правильнее отреагировать так: «Ты совершил серьезный проступок».

Почему? В большинстве случаев это неосознанный выбор ребенка. К нему неприменима уголовная или административная ответственность (до 14 лет). За воровство ребенка перед законом отвечают родители, поскольку они и являются теми, кто этому косвенно способствовал.

3. Наказывать ребенка больше, чем сам проступок.

Почему? В сверхнаказании родители часто всю ответственность за проступок перекладывают на ребенка и не берут свою. Этим они учат ребенка тому же — как не брать ответственность за совершенное. Взрослая позиция: «Нам вместе нужно разобраться, почему это произошло».

4. Оставлять происшествие без последствий.

Почему? У здорового ребенка есть моральные ориентиры. Если он не понес разумное наказание и каким-то образом не возместил нанесенный ущерб — в рамках своих возможностей, он может чувствовать себя долго и сильно виноватым.

Что может сказать взрослый: «Такое бывает, мы все совершаем ошибки, часто по незнанию или потому, что не подумали о последствиях. Давай подумаем, как ты можешь возместить ущерб, который ты нанес этим поступком».

5. Усиленно стыдить ребенка.

Почему? Разоблачение проступка и его последствия уже в значительной мере пробуждают стыд. Когда ребенка родитель слишком стыдит, он таким способ освобождается от собственного стыда и  ответственности за происшествие и «загружает» им другого.

Так проявляется нежелание помогать ребенку в том, что поможет понять причины поступка, и желание просто запугать или застыдить — возникает «чтобы неповадно было впредь». От этого симптом уходит внутрь, и ребенок просто лучше скрывает последствия воровства, или симптом преобразуется в другой.

6. Обвинять во всем только его самого.

Почему? Большая часть ответственности принадлежит семье, взрослым. Важно выделить, где чья вина.

Семье хорошо бы взять ответственность за собственные дисфункциональные нарушения, за нарушение границ и несформированность адекватных норм и правил, то есть за причины поступка. Ребенок берет ответственность за сам факт совершения поступка.

7. Ограничиваться только наказанием, пристыживанием или запугиванием.

Почему? Это симптом какого-то неблагополучия, и в нем стоит разобраться всей семьей или с помощью психолога.

8. Думать, что теперь это навсегда «испорченный» ребенок и ему нельзя доверять.

Почему? Если будете относиться к этому как проблеме и все вместе ее решите, то произошедшее будет просто эпизодом из его жизни, сложным событием, в котором его семья пришла ему на помощь.

Если вы будете думать, что во всем виноват ваш «плохой» ребенок, он может и дальше неосознанно подтверждать это выданный ярлык.

Как поступить, если вы обнаружили у ребенка вещи, которые не покупали, или пропажу денег?

  • Поинтересоваться откуда вещи, чьи, при каких обстоятельствах оказались у ребенка.
  • Сказать, что вы обнаружили пропажу денег и полагаете, что взял их ребенок.
  • В случае обнаружение воровства успокоиться и не паниковать.
  • Спросить, осознает ли ребенок, что он совершил серьезный проступок.
  • Назвать это воровством, нарушением чужих границ, правил и закона.
  • Сказать, что с этим нужно разобраться всей семье.
  • Переработать собственные чувства — шок, разочарование, стыд, злость, страх, тревогу.
  • Обсудить последствия воровства и возмещения ущерба.
  • Разобраться с первопричинами.
  • Помочь ребенку организовать возмещение ущерба — возможно, совместно с семьей.

Как заняться профилактикой детского воровства?

1. Корректно обходиться с границами всех членов семьи.

«Это Ванины игрушки, ты не можешь их брать, если он тебе не разрешает», «Если ты хочешь взять, тебе нужно попросить». Соответственно, если вы, взрослые берете что-то у вашего ребенка, вы также спрашиваете. 

Вы без спросу не залезаете в его портфель, дневники, странички в сетях, почту. Особенно, если ребенок не хочет вас туда пускать. Идея «я просто хочу убедиться, что у него все в порядке» не является основанием.

Если вы это делаете по этой причине, значит, у вас уже есть проблемы. Ваш ребенок вам не доверяет, и вы для того, чтобы унять свою родительскую тревогу, нарушаете границы своего ребенка, чем учите его тому же самому.

2. Открыто обсуждать сложности в семье.

«Давай бабушке не скажем, а то она расстроится»,  «Только не говори папе, он разозлится» — если вы сами что-то скрываете, то вы учите ребенка скрывать и делать что-то нелегально. 

3. Дать ребенку возможность получать ваше внимание, включенность и удовлетворять важные для него потребности.

Если вы не обращаете внимания на самого ребенка, и он интересует вас только функционально — сделал ли он уроки, подмел ли пол, сходил ли на музыку, то ребенок будет искать возможностей вовлечь вас в свои проблемы. Родители не должны удовлетворять все детские желания по первому зову.

4. Ребенок желательно должен встречаться с тем, что: ему идут навстречу и дают то, что он просит; отказывают, но он может объяснить, как важно ему то, что он хочет, и договориться; отказывают, и ему придется принять этот отказ, желательно при этом разделить его чувства.

Если нет никакой возможности получать то, что очень нужно, психика всегда ищет обходные пути.

5. Помогать в проработке прошлых травм, касающихся серьезного дефицита и лишений.

Полученная даже в раннем младенчестве травма — ребенок может об этом не помнить — без проработки остается в бессознательном ребенка и может разыгрываться при каких-то обстоятельствах для того, чтобы на нее обратили внимание и помогли эту травму проработать и закрыть.

Важно —  что бы ни случилось, дети и другие члены семьи не должны подвергаться насилию, отвержению, презрению, «изгнанию»: «Все, ты не наша дочь теперь, уходи!». Все это только усиливает травму. Вы — семья, и вы — взрослые, и ваша задача помочь тому, кто только начинает жить. 

Источник

    Метки: Воспитание,

    Читать по теме:

    Научитесь быть ненужными своим выросшим детям

    Научитесь быть ненужными своим выросшим детям

    27.05.2021
    1203
    Чрезмерная родительская забота о ребенке становится для него помехой по мере взросления. Да и сами родители со временем начинают сетовать на несамостоятельность подросших отпрысков. Проблема в том, что мамы и папы в душе боятся стать ненужными своему чаду.

    Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

    Как вырастить гения: 7 правил еврейских родителей

    Как вырастить гения: 7 правил еврейских родителей

    26.05.2021
    1116
    Почему еврейские дети становятся гениями: 7 правил воспитания

    Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

    5 грубейших ошибок в воспитании мальчиков

    5 грубейших ошибок в воспитании мальчиков

    23.06.2020
    2702
    Некоторые родители допускают в воспитании сыновей ошибки, которые не позволяют им превратиться в настоящих мужчин.

    Метки: Воспитание,

    44 способа сказать детям, как сильно вы их любите

    44 способа сказать детям, как сильно вы их любите

    15.07.2019
    5886
    Если РЕБЕНОК говорит "Я не люблю тебя", не стоит его слова воспринимать буквально. Просто сегодня он чем-то расстроен и огорчен. Как же наладить контакт с самым дорогим человеком?

    Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

    Без крика и наказаний: Как инуиты решают проблему детской агрессии и непослушания

    Без крика и наказаний: Как инуиты решают проблему детской агрессии и непослушания

    25.06.2019
    6578
    Если кто-то из детей действовал под влиянием гнева — бил кого-то или закатывал истерику — его никто не наказывал. Вместо этого родители ждали, пока ребенок успокоится, и потом, в спокойной обстановке, делали кое-что, что очень понравилось бы Шекспиру: они разыгрывали спектакль.

    Метки: Воспитание, Материнство, Трудное поведение, Семья, Детско-родительские отношения,

    Эрик Берн: Когда ребенку исполняется 6 лет, его жизненный план уже готов

    Эрик Берн: Когда ребенку исполняется 6 лет, его жизненный план уже готов

    19.03.2019
    13057
    Если родители видели в своем сыне глупого, слабого и неуклюжего ребенка, а в дочери — уродливую и глупую девочку, то они такими и будут.

    Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

    Человек не будет иметь удачных отношений до тех пор, пока не наладит их с матерью

    Человек не будет иметь удачных отношений до тех пор, пока не наладит их с матерью

    09.01.2019
    13774
    Практика показала, что именно те люди, которых любила мать безусловной любовью, любила и уважала в них их отца, в своей жизни могут быть счастливы и успешны. Принимая, любя и уважая себя, такие люди так же относятся к своим детям и к окружающим.

    Метки: Воспитание,

    Отвержение отца ведет к психической задержке развития ребенка

    Отвержение отца ведет к психической задержке развития ребенка

    09.12.2018
    8098
    За решение матери — оградить ребёнка от отца, человек всю жизнь будет платить невероятно высокую цену. Словно он потерял благословение на жизнь.

    Метки: Воспитание,

    Нервные расстройства у детей: что должны знать родители

    Нервные расстройства у детей: что должны знать родители

    25.11.2018
    7379
    Как могут проявляться нервно-психические расстройства у детей, как распознать психологическую травму и на что обязательно нужно обратить внимание родителям?

    Метки: Воспитание,

    Дочери, которых не любили и тяжкая ноша семейных секретов

    Дочери, которых не любили и тяжкая ноша семейных секретов

    09.11.2018
    8368
    «Моя мать все мое детство обесценивала мои успехи в учебе, говоря, что ну хоть что-то у меня должно получаться, а то ведь я такая страшная и толстая. Она заставляла меня ужасно себя чувствовать каждый день. Представьте мое удивление, когда я узнала, уже став взрослой, что она хвасталась моими успехами другим, потому что это делало её успешной матерью в чужих глазах. Это было последней каплей. Просто классическое лицемерие».

    Метки: Воспитание, Материнство, Психическая травма, Психологическое насилие, Детско-родительские отношения,

    5 типов отцов, которые делают из своих детей закомплексованных неудачников

    5 типов отцов, которые делают из своих детей закомплексованных неудачников

    06.10.2018
    9632
    Вечно недовольный отец. Такому отцу практически невозможно угодить. «Папа, папа! Я нашел золотой самородок величиной с череп лошади!» — «Куда в обуви на ковер?!»

    Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Самооценка,

    Родители-рабы

    Родители-рабы

    22.09.2018
    28029
    "Ты лучший", "все будет хорошо", "все получится" - многие мамы считают, что должны непрерывно это озвучивать, иначе ребенок потеряет мотивацию. Сначала он чуть что будет прибегать к вам, чтобы вы утешали его и подбадривали, но вскоре у него может появиться к вам ненависть. Окажется, что вы его обманули, вы не авторитетная фигура в большом мире, вы обычная домохозяйка, не уважаемая в социуме. Это все равно как если бы он вдруг узнал, что является чемпионом мира в пределах вашей кухни и все смеются над его кубками из бумаги."

    Метки: Воспитание, Инфантильность, Детско-родительские отношения,

    Как воспитывать сына (для женщин)

    Как воспитывать сына (для женщин)

    22.09.2018
    13698
    Психолог Павел Зыгмантович: "Начнём с главного – мальчик, растущий без отца, вовсе не обязательно станет «каким-то не таким». Это распространённый страх, но рациональных оснований у него немного. Мальчики из полных семей в массе своей не отличаются от мальчиков, растущих без отцов".

    Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

    Кинезиологические упражнения для детей: улучшение памяти и внимания

    Кинезиологические упражнения для детей: улучшение памяти и внимания

    21.09.2018
    5383
    Парасковья Петрова, психолог: "Синхронизация работы полушарий с помощью кинезиологических упражнений повышает стрессоустойчивость у детей, улучшает мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчает процесс чтения и письма."

    Метки: Воспитание,

    Как не вырастить инфантила

    Как не вырастить инфантила

    17.08.2018
    11702
    Психолог  Денис Осин: "Инфантилизм может развиваться из совершенно разных предпосылок. Он появляется и у ребенка, которого зашугали, и у ребенка, который живёт в состоянии вседозволенности. Это связано с тем, что и в первом, и во втором состоянии у ребенка не вырабатывается самое главное качество - самостоятельность."

    Метки: Воспитание, Инфантильность, Детско-родительские отношения,

    Счастливое родительство

    Счастливое родительство

    09.07.2018
    3217
    Марина Комиссарова, психолог: "Счастливое родительство не зависит целиком от вас. Вы не можете гарантировать себе, что станете родителями, вы можете оказаться бесплодны или не родить по другой причине. Это раз. Вы можете потерять ребенка. Это два. Ваш ребенок может оказаться тяжело больным и этим тоже будет омрачено родительство."

    Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

    Нарушение границ дозволенности у детей (случай)

    Нарушение границ дозволенности у детей (случай)

    08.06.2018
    5291
    Анастасия Рагулина, психолог: "Возбуждение и эмоциональность нарастали. Родители недоуменно смотрели на свое чадо. Ребенка как будто подменили."

    Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

    Почему мой ребёнок всё ещё плохо говорит или совсем не говорит?

    Почему мой ребёнок всё ещё плохо говорит или совсем не говорит?

    04.06.2018
    3340
    Екатерина Леонова, психолог: "Во время занятий я замечаю, что у Коли в те моменты, когда я повышала голос, рассказывая увлеченно сказку или историю, вместо интереса в глаза читался испуг. Наблюдалась тревога перед заданиями, где необходимы резкие движения рук и ног. А еще он постоянно закапывал в специальной песочнице яркие игрушки, предпочитая играть только с машинками."

    Метки: Воспитание, Материнство, Детско-родительские отношения,

    Дети и развод

    Дети и развод

    07.05.2018
    4623
    Людмила Овсяник, психолог: "От того, как ведут себя родители, потрясение ребенка может длиться долго. Поведение ребенка меняется и связано оно со страхом потери родителя, с которым он остался. Мальчики становятся агрессивными, неуправляемыми. Девочки – закрытыми, капризными."

    Метки: Воспитание, Развод, Детско-родительские отношения,

    Как не воспитать маменькиного сынка?

    Как не воспитать маменькиного сынка?

    26.03.2018
    17269
    Когда женщина вынуждена заменять сыну папу, насколько ей это удаётся? Не делает ли такая мать ошибок, которые впоследствии скажутся на жизненном пути её ребёнка?

    Метки: Воспитание,

    Научите детей решать эти 3 задачи

    Научите детей решать эти 3 задачи

    24.03.2018
    9363
    Нина Рубштейн, психолог: "Цель воспитания – обучить человека решать три задачи. Все остальное – лирика, которая не может заменить эти три задачи, поскольку, если вы родили дитя, вы ответственны за то, чтобы оно научилось эти три задачи решать."

    Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

    "Долгая молодость — побочный эффект родительской любви"

    "Долгая молодость — побочный эффект родительской любви"

    14.03.2018
    5806
    "Было время, когда я наивно думала, что к детям «когда-то» относились лучше, чем сейчас. Потом, немного поинтересовавшись вопросом, и ощутив некоторое шевеление волос на теле (от ужаса), решила, что очень здорово, и вообще повезло родиться в этой эпохе, а не в какой-нибудь предыдущей".

    Метки: Воспитание,

    КАК мать превращает СЫНА в «психологического мужа»

    КАК мать превращает СЫНА в «психологического мужа»

    04.03.2018
    22923
    Леа Веденски, психолог: "Каждому практикующему психологу приходилось иметь дело с этим странным и печальным явлением. Это выглядит так, что мать превращает своего сына в "психологического мужа". Или, по выражению Юнга, она переносит свой эрос на сына."

    Метки: Воспитание, Материнство, Детско-родительские отношения,

    Маменькины сыночки и папенькины дочки

    Маменькины сыночки и папенькины дочки

    24.02.2018
    5049
    Если по отношению к девочке отец проявляет враждебность, властность, то в дальнейшем ей сложно будет выстроить отношения с мужчинами, так как движение безусловной любви к отцу прерывается. Для того чтобы женщине понять, почему у неё не складываются отношения с партнёром, в будущем будет необходима помощь квалифицированного психолога и расстановщика.

    Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

    Семейная система: Чего не должны знать про вас дети

    Семейная система: Чего не должны знать про вас дети

    02.02.2018
    14652
    Мария Мухина, cистемный семейный психотерапевт: "В нарушенной семье, где внутренние границы размыты, родители могут иногда делать детей своими эмоциональными партнерами. Это перевернутая иерархия, при которой статус ребенка в семье равен родительскому."

    Метки: Воспитание, Семья, Детско-родительские отношения,

    Как мама влияет на отношения с мужчинами?

    Как мама влияет на отношения с мужчинами?

    26.01.2018
    14008
    Круговых Людмила, психолог: "Наши взаимоотношения с мужчинами – прямое следствие материнского воспитания."

    Метки: Воспитание, Материнство, Женщины, Мужчины,

    Эрик Берн: Когда ребенку исполняется 6 лет, его жизненный план уже готов

    Эрик Берн: Когда ребенку исполняется 6 лет, его жизненный план уже готов

    12.01.2018
    9845
    Эрик Берн — автор знаменитой концепции сценарного программирования и теории игр. В их основе лежит трансактный анализ, который сейчас изучают во всем мире. Берн уверен, что жизнь каждого человека программируется до пятилетнего возраста, и все мы потом живем по этому сценарию. В нашем материале подборка цитат этого выдающегося психолога о том, как программируется наш мозг.

    Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

    Исключая отца, матери загоняют детей в тупик

    Исключая отца, матери загоняют детей в тупик

    19.12.2017
    9905
    Лилия Валиуллина гештальт-терапевт: "На приём пришла Клиентка А. с проблемой: "Сыну 15 лет, он перестал учиться, на уроках засыпает. Со сверстниками не общается, друзей нет. Все свое свободное время проводит за компьютером. Интереса нет ни к чему.
    В процессе последующих встреч прояснилась картина жизни А. после развода."

    Метки: Воспитание, Материнство, Женщины, Детско-родительские отношения,

    Мы остаемся в том возрасте, где нас недолюбили

    Мы остаемся в том возрасте, где нас недолюбили

    15.11.2017
    12179
    Любовь для ребенка в возрасте 3-6 лет заключается в поощрении самостоятельных действий, в поддержке инициативы, в признании права на любознательность и творчество. Если родители в этот период не позволяют ребенку действовать самостоятельно, чрезмерно наказывают в ответ на их потребности, развивается чувство вины.

    Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Самооценка,

    Как помочь ребенку сформировать позитивную самооценку. На заметку родителям

    Как помочь ребенку сформировать позитивную самооценку. На заметку родителям

    13.11.2017
    9681
    Некоторым  родителям  важнее иметь ребенка-паиньку, удобного, тихого и незаметного, нешумного, который умеет сам себя занять, не отвлекает от дел взрослых. К сожалению, довольно часто в семье, школе и других социальных группах наиболее ценным является послушное и тихое поведение. Воспитатели, учителя, как правило, любят покладистых, исполнительных, послушных, легко подчиняющихся детей и подростков.

    Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Самооценка,

    Интервью недели

    Мне жаль детей, которых с рождения водят в развивающие центры

    Мне жаль детей, которых с рождения водят в развивающие центры

    «Маленькие вундеркинды» спустя несколько лет вдруг бросают чтение, охладевают к школьным занятиям и вообще перестают чем-либо интересоваться. В чем тут дело?

    Мне жаль детей, которых с рождения водят в развивающие центры

    Марина Мелия

    Поделиться

    Метки

    ...
    Ceкcуальность Агрессия Апатия Арт-терапия Биполярное расстройство Возраст Воспитание Выгорание Гештальт-терапия Гипноз Границы Деньги Депрессия Детско-родительские отношения Домашнее насилие Жалость Женщины Зависимое расстройство личности Зависимость Зависть Застенчивость Измена Импульсивность Инфантильность Истерия Карьера Коммуникации Конфликты Кризис среднего возраста Личность Любовь Манипуляции Материнство Мотивация Мужчины Нарциссизм Насилие Неблагополучная семья Невроз Нерешительность Неуверенность в себе Обида Одиночество Отвержение Отношения Панические атаки Пассивная агрессия Переедание Перфекционизм Пограничное расстройство личности Подростковый возраст Позитивная психология Предательство Привлекательность Психическая травма Психологический кризис Психологическое насилие Психопатия Психосоматика Психотерапия Развитие личности Развод Раздражительность Расставание Ресурсы Самооценка Семейные кризисы Семья Случаи из практики психотерапии Смысл жизни Снижение полового влечения Созависимость Спасательство Страх Стресс Стыд Сценарии Счастье Тревожность Трудное поведение Уверенность Управление эмоциями Фобии Чувство вины Шизофрения Экзистенциальный кризис Эмоциональная зависимость Энергия Эффективность