Как происходит лечение фобий в когнитивной терапии?
Откуда берутся мысли
Наше «Я» это представление человека о том, кто он есть. Оно состоит из нескольких слоев. Самый глубинный - это самоидентификация. Ее еще можно назвать «психо-духовный багаж нации». Этот слой включает в себя образ мышления, духовные и моральные установки, разнообразные навыки, характерные для большого общественного образования.Кто не слышал анекдоты, например - «собрались однажды русский, француз и немец...»?. Нас забавляют такие истории про различия стереотипов и поведения разных народов. Ведь, в одних и тех же ситуациях представители разных наций будут действовать неодинаково, а с учетом национального менталитета. Именно он и есть самая древняя составляющая нашего «Я»
Наше мировоззрение исходит из национального менталитета. Совокупность ценностей, взглядов на мир и наше место в нем мы получаем вместе с принадлежностью к какому-либо народу. Все другие убеждения только дополняют мировоззрение. Например, можно иметь либеральные социалистические или другие взгляды. Это обогащает особенности нашего поведения и создает нашу индивидуальность.
Граней нашей индивидуальности - великое множество. Но, самые заметные это те, которые определяют наше повседневное мышление. Знатоки когнитивной терапии утверждают, что у всех людей есть «машинальные» мысли. Неконтролируемый поток мыслительных оценок, чего-либо.
Этот рой бессвязных мыслей ничего не анализирует, просто сразу вешает ярлыки наших убеждений или заблуждений на все, что есть вокруг. Рассуждений тут нет, а есть закон, как действовать по отношению к окружающему миру. Эти бессознательные мысли и определяют наш стереотип поведения.
Принцип работы когнитивной терапии
Когнитивная терапия использует «машинальные» мысли как инструмент обратной связи с глубинами психики человека. Ведь, если туда проникло негативное убеждение, «машинальные» мысли помогут его вычислить. Например, человек, который поверил в то, что он ни на что не способен, выдает проникшую в него идею с потоком бессознательных автоматических мыслей.Однако сам человек не понимает, что у него есть это негативное убеждение. Считает, что такой образ мышления как у него - единственно правильный. Когнитивная терапия ставит цель, переключить мышление, сделать его более адаптируемым и осознанным.
Например, взглянем, какие «машинальные мысли» к вам приходят. Если прислушаться к ним и обдумать, то может оказаться, что это все не является правдой для вас. Такие ошибочные взгляды появляются как сбой в психике. Возможно, что их появление обусловлено психической травмой.
Правда, у многих ошибки психики спокойно лежат в чулане подсознания. Они не беспокоят, до момента, когда может появиться ситуация, похожая на травмирующую. Тогда, возможна их активация. Другие же люди живут с действующими негативными убеждениями, потому, что среда их жизни наполнена активирующими ситуациями. Порой, эти изъяны психики портят людям всю жизнь.
Именно такие ошибочные и бесполезные убеждения находятся в области внимания когнитивного терапевта.
Считается, что человек может изменить свои ошибочные установки и создать новые-полезные и близкие к реальности. Для этого когнитивный терапевт сначала дает задание пациенту отслеживать, обдумывать и изменять «машинальные мысли». Они близко к уровню сознания, поэтому такое возможно. Потом специалист начинает более глубокую работу с ненужными установками.
На первом же сеансе когнитивный терапевт находит концептуализацию персонального случая клиента. Концептуализация-это способ понять связь психологического расстройства с испорченным мышлением. Этот способ позволяет через «машинальные» мысли найти глубокие убеждения. Концептуализацию когнитивный терапевт изображает в виде диаграммы.
Там он регистрирует найденные у пациента ошибочные установки и правила. Это и дает возможность увидеть зависимость между глубинными установками и стереотипами мышления. Эта диаграмма полезна терапевту, который может научить клиента не принимать «машинальные» сигналы за истину. Она также полезна и пациенту, который с ее помощью может отслеживать, анализировать и устранять, вредный для него, поток мыслей.
Этот метод дает возможность пациенту сконцентрироваться и вспомнить травмирующую ситуацию, заново ее пережить. Терапевт, при этом, помогает разобраться, где и какая реакция исказила восприятие той ситуации.
Пациент, заново переживающий воспоминание, начинает видеть ситуацию более реалистично. А при проговаривании вслух этого нового понимания, в сознании пациента закрепляется адекватное восприятие прошлого события.
Пациент постепенно, от более ранних к более поздним, проходит весь список травм, которые вылились в расстройство. При этом идет замена ошибочных взглядов на адекватные. Пациент таким образом получает новое мировоззрение, свободное от мешающих внутренних законов и установок.

Пример когнитивной терапии
Чтобы иметь представление о когнитивной терапии можно прочитать пересказ отрывка научного и практического труда доктора философских наук Джудит Бек «Когнитивная терапия. Полное руководство». В нем приведен диалог терапевта и клиентки.«Т: Салли, вы, кажется, очень расстроены?
К: Да. (Она плачет.) ...Я забрала результаты проверочной работы. Моя оценка "удовлетворительно". У меня ничего не выходит...
Т: Вы ощущаете, что у вас нет способностей?
К: Да, я никчемная.
Т: (Делает ее ощущения сильнее, чтобы пришли воспоминания) Где-то в теле вы чувствуете расстройство и свою никчемность?
К: За глазами. Еще - будто, тяжело в плечах.
Т: Когда вы в первый раз ощутили это в детском возрасте?
К: (Пауза.) Мне тогда было лет шесть. Я первый раз принесла родителям мой дневник. Я была испугана, потому что там были плохие отметки. Мой отец не расстроился из-за этого, а вот мама пришла в ярость.
Т: А что она говорила тогда?
К: Мама кричала: "Салли, да что с тобой?! Что у тебя за дневник?!"
Т: А ваш ответ на это?
К: Я ничего не сказала... А она стала злиться еще сильнее. Мама все говорила и говорила: "С такими отметками из тебя ничего не получится! Вот, взгляни на брата! Им все довольны. А ты, почему такая глупая? Стыдно за тебя!"
Т: Вы, наверно, почувствовали себя плохо.
К: Да это так.
Т: Вы считаете, мама реагировала правильно?
К: Нет... не думаю...
Т: Сказали бы вы такое своей дочери?
К: Никогда.
Т: А что вы говорили бы своему ребенку, который принес дневник с плохой отметкой?
К: Я сказала бы то же, что и отец тогда: "Все в порядке. Не расстраивайся. И я учился не очень хорошо, однако что-то из меня получилось, кем-то стал".
Т: Хорошо. А почему, считаете, мама кричала на вас тогда?
К: Не знаю.
Т: Исходя из ваших слов ранее, я могу предположить, что она боится мнения других. Она думает, что люди будут ее осуждать из-за плохих оценок ее детей.
К: Да, наверно, это так. Она всегда хвалилась перед знакомыми успехами моего брата. И старалась соответствовать уровню других людей.
Т: Попробуем разыграть ролевую игру. Моя роль это вы, в возрасте шести лет. Вы будете играть роль своей мамы. Посмотрите на ситуацию с ее позиции, насколько это будет возможно. Давайте начнем... Мама, посмотри дневник.
К: Салли, ну почему ты такая?! Что у тебя за дневник?!
Т: Мама, мне всего шесть лет. Мои отметки, возможно, не такие хорошие, как у брата, но, это же не настолько плохо.
К: Если будешь так учиться, из тебя ничего не получится!
Т: Мама, я еще маленькая
К: Но, в будущем году тебе будет уже семь лет, а потом восемь...
Т: Мама, ты преувеличиваешь проблему. Ничего плохого не происходит. Ты хочешь, чтобы я ощущала себя никчемной?
К: Нет. Я не хочу этого. Просто хочу, чтобы ты получала хорошие оценки.
Т: Давайте закончим игру. Что скажете, Салли?
К: Я на самом деле не была глупой и никчемной. Просто мама боялась, что ее будут презирать из-за моих плохих оценок (Салли еще в слезах, но она улыбается.)
Т: Как сильно вы верите тому, что сейчас сказали?
К: Довольно сильно. На 80%.
Т: Тогда, давайте разыграем ситуацию еще раз. На этот раз вы будете собой в шестилетнем возрасте, а я буду вашей мамой. Посмотрим, как вы сможете с ней поговорить о своих оценках.
Далее происходит обмен ролями и новое проигрывание ситуации. После этого Салли подводит итог, чему ее научила эта ситуация и как применить новое видение в ситуации с контрольной работой.
Из диалога понятно, что терапевт, проводит сеанс когнитивной терапии с девушкой студенткой:
- выясняет ситуацию, которая огорчает девушку
- выявляет ее «машинальные» мысли по поводу этой ситуации
- заставляет пациентку вспомнить и опять пережить травму, которая запустила ошибочную установку
- говорит о травме с ее досознательной, детской памятью
- помогает заново осмыслить ситуацию. При этом использует диалог в форме ролевой игры
© Психология и гипноз. Лечение фобий и страхов с Геннадием Ивановым.
Метки: Фобии, Психотерапия, Когнитивно-поведенческая психотерапия,
Читать по теме:
Почему психологи раненые люди и как выбрать себе психолога
Метки: Психотерапия,
Мы травмированы матерями, но компенсации не будет
Метки: Материнство, Психотерапия, Инфантильность, Детско-родительские отношения,
Невроз отложенной жизни
Метки: Невроз, Психотерапия, Случаи из практики психотерапии,
Как навсегда отпустить человека или ситуацию, которые мучают годами
Метки: Отношения, Психотерапия,
Психотерапия пограничного клиента
Метки: Психотерапия, Пограничное расстройство личности, Границы,
5 ошибок, которые не дают психологу и тренеру получать клиентов
Метки: Психотерапия,
Девочка и волк
Метки: Психотерапия,
17 ЛУЧШИХ КНИГ великих психологов, которые изменили нашу реальность
Метки: Психотерапия,
«Что-то происходит с моим сознанием»: лечение деперсонализации
Метки: Психотерапия, Синдром деперсонализации-дереализации, Деперсонализация,
Есть ли жизнь после невроза?
Метки: Депрессия, Невроз, Психотерапия,
Как избавиться от социофобии?
Метки: Фобии,
Один хлопок: Техника для построения границ в отношениях
Метки: Психотерапия, Границы,
Чужой мужик - мой мужик
Метки: Психотерапия,
Отвергнутая женственность: история одного симптома
Метки: Психотерапия, Женщины, Гештальт-терапия,
Жизнь с родителями: застревание на определенном этапе психического взросления
Ищем ключ к бессознательному. Тест Юнга "16 ассоциаций"
Метки: Психотерапия,
Фредерик Перлз: Когда вы играете беспомощного, вы создаёте зависимость
Метки: Созависимость, Психотерапия, Эмоциональная зависимость,
Карл Юнг о том, почему нас раздражают некоторые люди
Метки: Психотерапия, Личность,
Два источника проблемы: как работает метод расстановок
Размышления о маме: какая из мам твоя?
Метки: Психотерапия, Детско-родительские отношения, Гештальт-терапия,
Алгоритм психотерапии " вторичные выгоды"
Метки: Психотерапия,
Упражнение «Яйцо травмы»: Узнайте как воспоминания влияют на нашу жизнь сегодня
Метки: Психотерапия, Психическая травма,
Классический психоанализ Зигмунда Фрейда
Метки: Психотерапия,
Гадкий утенок: в поисках идентичности
Метки: Психотерапия, Случаи из практики психотерапии, Самооценка, Гештальт-терапия,
Когда клиенту нужен психиатр?
Метки: Психотерапия, Случаи из практики психотерапии, Гештальт-терапия,
Упражнение для завершения неразрешенной ситуации из прошлого
Метки: Психотерапия, Эмоциональная зависимость, Гештальт-терапия,
Бывшие моих клиентов
О вреде осознаваний или Маленькая Большая правда о терапии
Метки: Психотерапия,
Жизнь, свернутая в одной минуте
Метки: Отношения, Психотерапия,
"Лучший способ привязать к себе ребенка – это лишить его материнской любви"
Метки: Созависимость, Материнство, Психотерапия, Детско-родительские отношения,
Популярное на сайте
Интервью недели

Мне жаль детей, которых с рождения водят в развивающие центры
Мне жаль детей, которых с рождения водят в развивающие центры