Сказочная история как кейс: психологический анализ героев сказки

16 мая 2017
5509

Геннадий Малейчук
Психолог, гештальт-терапевт

В издательстве Академический Проект вышла наша с Натальей Олифирович книга «Сказочные истории глазами психотерапевта». Книга для меня очень важная. Захотелось  вдогонку еще раз написать о нашем видение сказки и нашем подходе к психологическому анализу сказочных героев, реализованному в данной книге.

... когда-нибудь ты дорастёшь до такого дня
 когда вновь начнёшь читать сказки.
К. Льюис. Хроники Нарнии


Все сказки оказываются правдой, если уметь их читать.

Существует множество подходов к анализу сказок. В чем суть нашего подхода?

В своей книге мы рассматриваем сказочные истории как истории жизни героев сказки, через призму профессионального взгляда психотерапевта.  Если рассматривать сказочную историю с точки зрения психотерапевта, а  ее героя как клиента, то можно говорить о сказочной истории как истории жизни клиента.

Мы смотрим на  сказочных Аленушек, Иванушек, Русалочек как на реальных людей, а их сказочные истории пытаемся понять как их реальные жизненные истории.

Описываемые в сказке феномены, мы разбираем и анализируем в контексте событий, происходящих с героем сказки. При этом, мы  рассматриваем все сказочные события не буквально, а как метафоры.

В сказочной истории практически всегда есть клиент (герой) у которого имеется проблема психологического плана, есть история этой проблемы (анамнез), есть процесс ее решения (психотерапия) и есть спасатель (психотерапевт).

Рассмотрим более содержательно выделяемые нами компоненты на примере описанных в книге сказочных героев.

ГЕРОЙ И ЕГО ПРОБЛЕМА (ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ДИАГНОЗ)

Проблемы героев сказки, как правило, бывают следующих трех видов: ситуативно обусловленные, обусловленные структурой личности героя, обусловленные фиксацией в развитии героя.

Ситуативно обусловленные проблемы связанны с неожиданно возникшей ситуацией на жизненном пути героя. Примером может быть  сказка  Антуана Сент Экзюпери «Маленький принц». Герой – летчик –  попадает в ситуацию жизненного кризиса, которая в сказке представлена в метафоре сломавшегося самолета «Что-то сломалось в моторе».  Еще один вариант описываемой ситуации представлен в сказке Ганса Христиана Андерсена «Снежная Королева». История Кая – это пример последствия травматического события, произошедшего с ним. В данном случае таким событие  является нарциссическая травма. Выделенные истории –  примеры проблем, с которыми встречается сказочный герой, обусловленные острой травмой.

Проблемы, обусловленные структурой личности, являются «приложением» характерологических особенностей героя. Таких историй гораздо больше. Это и история Настеньки (Морозко), Золушки (Золушка), Аленушки (Сестрица Аленушка и Братец Иванушка), Русалочки (Русалочка), Гадкий Утенок (Гадкий Утенок)…

Здесь мы встречаемся с другим видом травм – хроническими травмами, или травмами развития. Травмы развития являются результатом хронической фрустрации ранних детских потребностей – в безопасности, принятии, безусловной любви. В сказочных историях мы можем наблюдать как последствия действия на героя какой-то одной травмы – непринятия (Настенька), так и результат, обусловленный целым комплексом травм: непринятии, отвержении, обесценивания, игнорирования… (Гадкий Утенок).

Проблемы, обусловленные фиксацией в развитии. Проблемы некоторых героев являются результатом неспособности решить ими задач их личностного развития. Так, к примеру, проблемы Рапунцель, Мертвой Царевны – есть результат нерешения ими задачи сепарации от материнской фигуры.

ИСТОРИЯ ПРОБЛЕМЫ (ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАМНЕЗ)

Несмотря на то, что повествование в сказке ведется в настоящем времени, в сказочной истории, как правило, можно обнаружить истоки актуальной проблемы героя. В некоторых историях можно увидеть подробное описание тех жизненных событий героя, которые явились причиной формирования его определенной характерологии. Примером может быть сказка Андерсена «Гадкий Утенок», в которой описываются травматические отношения (отвержения, обесценивания, непринятия, игнорирования), ставшие причиной формирования у героя диффузной идентичности и низкой самооценки. В сказке «Золушка» Ш. Перро также подробно описываются неблагополучная ситуация развития героини с постоянным обесцениванием и унижением ее со стороны ближайшего окружения что привело к формированию у нее неадекватной самооценки.

В большинстве же сказок мы можем догадываться о такого рода неблагоприятной ситуации развития героя. Об этом в сказке часто сообщается посредством метафоры – мать-мачеха (Настенька, Золушка, Мертвая Царевна, Рапунцель), приемный отец (Панда, Тай Лунг «Кунг-фу Панда»), отсутствие матери (Василиса «Кащей Бессмертный).

Сказочная история как кейс: психологический анализ героев сказки.jpg

ПРОЦЕСС РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ (ПСИХОТЕРАПИЯ)

В сказочных историях, что особенно ценно, содержится не только указание на истоки формирования определенной проблемы героя, но так же имеется и описание путей решения этой проблемы. Этот процесс, как правило, состоит из ряда этапов и является непростым. Герою, либо его помощнику необходимо преодолеть ряд сложностей для того, чтобы добраться до счастливого исхода – победить всех врагов, освободить принцессу из заточения (башни), стоптать не одну пару сапог…

СПАСАТЕЛЬ (ПСИХОТЕРАПЕВТ)

В сказках можно обнаружить разные варианты спасателей – психотерапевтов. Часто в сказках роль спасателя делегируется партнеру героя (Шрек, Герда, Иван Царевич, Королевич Елисей и др.).

Довольно часто эту роль выполняет Фея-крестная (Золушка).

Мертвая Царевна по ходу сюжета первоначально проходит процесс инициации у семи богатырей, а в последующем ее оживлением занимается ее суженый королевич Елисей.

Иногда таким терапевтом для сказочного героя выступает поддерживающая, эмпатичная среда (Гадкий Утенок).

Еще одним вариантом психотерапевтической помощи является самотерапия – совершение героем поступков – подвигов (Кунг-Фу Панда).

В некоторых сказочных историях очень подробно описываются этапы работы спасателя (психотерапевта). Мы можем наблюдать различные варианты психотерапевтической помощи – от волшебных действий (Фея-Крестная в Золушке) до комплексной, последовательной помощи (Герда в Снежной Королеве).  Так Герде, для того чтобы спасти  Кая из ледяного плена необходимо совершить много последовательных подвигов – терапевтических усилий.

ПРИМЕР ПРЕДЛАГАЕМОЙ МОДЕЛИ АНАЛИЗА

В качестве конкретного примера рассматриваемой в статье модели анализа обратимся к сказке  Снежная Королева.

У сказочного героя (Кай), есть проблемы психологического плана. Эта проблема в сказке представлена метафорически – он попадает в ледяной плен Снежной Королевы. Мы можем наблюдать у него симптомы клиента-травматика: анестезия, алекситимия, диссоциация эмоциональной и когнитивной сфер, навязчивости.

Это результат нарциссической травмы – травмы обесценивания, в которую герой попадает в подростковом возрасте. В сказке эта  травматическая ситуация представлена в виде метафоры – осколков от «кривого» зеркала злого тролля, которые попали Каю в глаза и в сердце, «заморозив» его.

Герда – подруга Кая, выступает в роли спасателя-терапевта. В сказке подробно описаны последовательные этапы ее терапевтической работы. Результатом такой работы является  исцеление травмы Кая.

Рассмотрим более подробно терапевтическое путешествие Герды.

Путешествие Герды к спасению Кая можно рассматривать как метафору терапии. Мы считаем данную историю удачной иллюстрацией специфики работы терапевта с нарциссически травмированными клиентами. Такой клиент, несмотря на кажущуюся доступность для терапевта, реально находится в другом мире – «мире Снежной Королевы», и достучаться до него очень непросто.

Замораживание, анестезия, алекситимия, расщепление – симптомы травмы –  единственный способ данного клиента сохранить свою условно целостную идентичность, оставляя видимость жизни. Потеря чувствительности – это способ справится с сильной травмой.

Это относится ко всем компонентам его идентичности: Я-концепции, концепции Другого, концепции Мира. Кай не чувствует своего Я (нет чувств, желаний), тела (он без одежды пребывает на ледяном холоде), не чувствителен к Другому (равнодушен к Герде, которая пытается его спасти) и к окружающему миру (занят абстрактной деятельностью и не замечает ничего вокруг, кроме кусочков льда).

Сложный путь, который проделала Герда к спасению Кая, иллюстрирует различные препятствия, существующие в терапии нарциссически травмированного клиента. Встречи Герды на пути к спасению Кая с различными персонажами можно, на наш взгляд, рассматривать как контакт с различными отщепленными в результате травмы аспектами Я клиента. Не случайно, в истории Андерсена, Герда на протяжении всего пути не встречается с реальным Каем (за исключением финальной встречи), а лишь с его «нарциссическим двойниками» – феноменами, порождаемыми его трансформированной идентичностью.

Первая встреча Герды на пути к  исцелению Кая происходит с женщиной, умевшей колдовать, у которой есть полный цветов сад. Эта встреча отражает этап взаимодействия с клиентом, который мы назвали иллюзия благополучия мира. При первой встрече клиент с нарциссической травмой, подобно нарциссу, предъявляет свой фальшивый, иллюзорный мир, скрывающий «израненное осколком сердце». Этот фальшивый мир – возможность укрыться и защититься от повторной травматизации, способ избежать болезненных переживаний.

Однако терапевт всегда следует глубже за знаками-симптомами, одновременно скрывающими и показывающими следы пережитого опыта. Так и Герда находит нарисованную розу, которая возрождает ассоциативный ряд «роза – Кай». Она пытается отыскать настоящие розы, но только ее слезы, упавшие на землю, приводят к возрождению розовых кустов. Слезы Герды метафорично отсылают нас к идее чувствительности терапевта, его возможности предъявлять свои переживания, созвучные переживаниям клиента.

Именно чувствительность терапевта является необходимым условием для начала путешествия к травмированному Я клиента. В результате этой работы происходит первая встреча с реальным миром нарциссически травмированного клиента, который не похож на созданный им оазис благополучия. Терапевтическая задача данного этапа – помощь клиенту во встрече с реальным миром, с его многообразием, сложностью, неоднозначностью, с его множеством цветов и оттенков.

Следующая встреча Герды описывает очередную ловушку, в которую может попасть терапевт, названную нами как иллюзия благополучия Я. Герда встречает Ворона и рассказывает ему историю своих поисков Кая. В ответ Ворон сообщает, что видел Кая. У него все благополучно и он собирается жениться на принцессе. Герда решает проверить это сама, пробирается в спальню к принцессе и обнаруживает, что это не Кай, а другой человек.

В реальной терапии клиент также предъявляет своего благополучного двойника и зачастую предстает перед терапевтом «принцем», у которого все в совершенном порядке. Утратив бдительность, приняв искусный фасад за реальное Я, терапевт может решить, что клиенту больше не нужна его помощь.

Действительно, нарциссически травмированные клиенты зачастую предъявляют в контакте грандиозный, идеализированный полюс своего Я. Клиент очаровывает терапевта, и последний может принять за реальность его грандиозное Я – ведь не случайно Герда чуть не приняла за Кая принца.

Для терапевта, столкнувшегося на этом этапе терапии с такими проявлениями клиента, важна тонкая и осторожная работа, так как лобовое проникновение с «парадного входа» актуализирует действие психологических защит. В истории Андерсена Герда пробирается к мнимому Каю с черного хода под покровом ночи и застает его спящим.

Спящий человек беззащитен, что в контексте терапии означает ослабление защитных механизмов и возможность увидеть человека таким, какой он есть. Так происходит развенчание очередной иллюзии, иллюзии фальшивого Я, являющееся первым шагом к встрече с реальным Я клиента через отвержение фантомных не-Я.

Ресурсами терапевта на данном этапе работы являются бдительность и гибкость. Бдительность позволяет заглянуть за фасад, не принимая на веру демонстрируемое благополучие клиента, гибкость – возможность менять стратегии и тактики в поиске точек контакта с ним.

Однако ситуация, когда терапевт застает клиента «обнаженным», порождает у последнего много стыда. Клиент может «соблазнять» терапевта, продолжая делать вид, что все в порядке, и попытаться остановить терапевта в его дальнейшем продвижении, предложив Герде, как в истории Андерсена, «оставаться во дворце, сколько она пожелает».

Герда не поддается на очередные уловки и снова отправляется на поиски Кая. В лесу на нее нападают разбойники, отбирают все ее вещи, а сама Герда становится пленницей Маленькой разбойницы. Маленькая разбойница – агрессивная, капризная, избалованная девочка.

Вначале она угрожает убить Герду, но в конце сменяет гнев на милость и даже способствует ей в поисках Кая. Таким образом, если терапевт не останавливается на предыдущей стадии, описанной как иллюзия благополучия Я, и не поддается попыткам клиента очаровать и соблазнить его, прорвется к его стыду, то неизбежно сталкивается с агрессией последнего. Этот этап в работе мы назвали «иллюзия разрушительности».

На этом этапе сам клиент и его способы контакта с Другим становятся крайне разрушительными и деструктивными. Агрессия – это первое чувство, которое появляется у нарциссически травмированного клиента, и именно она несет «нагрузку» всех остальных переживаний.

Любовь, привязанность, нежность, зависть, желание – все выражается через агрессию. Так, Маленькая разбойница испытывает теплые чувства к Герде, но при этом, обнимая одной рукой героиню, она держит нож в другой и обещает ее пырнуть, если та пошевелится. Точно также Маленькая разбойница взаимодействует с матерью, с северным оленем, другими своими зверушками.

Появление агрессии – позитивный момент в терапии. Терапевт должен понимать, что, несмотря на всю разрушительность клиента, хрупкость контакта и разнообразные сложности во взаимодействии, через возможность проявить агрессию к тому возвращается чувствительность.

Терапевтической ошибкой было бы буквальное понимание агрессии и реактивное поведение терапевта. Ввиду этого, интервенции терапевта не должны содержать ответной агрессии. На этом этапе работы основными являются два типа интервенций: отзеркаливание того, что происходит, и поддержка клиента в его выражении чувств.

Так, Герда, которая несколько раз пересказывает историю о Кае и не отвечает агрессией на агрессию, добивается установления хорошего контакта с Маленькой разбойницей, которая в итоге помогает героине отправиться дальше в поисках Кая. В терапии это является свидетельством хорошего рабочего альянса и готовностью клиента продвигаться по пути к восстановлению чувствительности своего Я.

Описанный выше этап работы является весьма энергозатратным для терапевта. Ему приходится удерживать, контейнировать ряд собственных реакций и переживаний. Клиент здесь может быть весьма разрушительным, и зачастую терапевт сам нуждается в помощи, превращаясь, по меткому выражению К.Г. Юнга, в «раненого целителя».

Эту помощь терапевту может оказать его супервизор. Именно такими помощниками (супервизорами) в нашей истории являются Лапландка и Финка. Лапландка обогревает, кормит и поит Герду. Финка возвращает ей уверенность в себе, сообщая, что не может сделать Герду сильнее, чем та есть в реальности: «Не видишь разве, как велика ее сила? Не видишь, что ей служат и люди и животные? Ведь она босая обошла полсвета! Не у нас занимать ей силу! Сила – в ее милом, невинном детском сердечке».

Таким образом, чтобы помочь клиенту в восстановлении его чувствительности, терапевт должен быть чувствительным к самому себе. Экологичное обращение с собственными переживаниями, внимание к своим чувствам – необходимое условие работы с клиентами с нарциссической травмой, особенно на начальных этапах возвращения их чувствительности.

Получив поддержку от Лапландки и Финки, наша героиня оказывается в чертогах Снежной королевы. Андерсен дает мастерское метафоричное описание травматического мира: «Как холодно, как пустынно было в этих белых, ярко сверкающих чертогах! Веселье никогда и не заглядывало сюда! …Холодно, пустынно, мертво и грандиозно! ... Кай совсем посинел, почти почернел от холода, но не замечал этого, – поцелуи Снежной королевы сделали его нечувствительным к холоду, да и самое сердце его стало куском льда».

Далее в сказке следует описание финального этапа терапии. Герда находит Кая и бросается к нему. Однако Кай продолжает сидеть, все такой же неподвижный и холодный.

 «Тогда Герда заплакала; горячие слезы ее упали ему на грудь, проникли в сердце, растопили его ледяную кору и расплавили осколок…Кай вдруг залился слезами и плакал так долго и так сильно, что осколок вытек из глаза вместе со слезами. Тогда он узнал Герду и очень обрадовался.

– Герда! Милая моя Герда!.. Где же это ты была так  долго? Где был я сам? –  И он оглянулся вокруг. –  Как здесь холодно, пустынно!»

Терапия нарциссической травмы происходит путем ре-переживания остановленной психической (а иногда и физической) боли. Слезы Кая – это слезы мальчика, которому было больно, когда в глаз и в сердце попали осколки зеркала. Однако «там-и-тогда» переживание боли было заблокировано.

Восстановление всех аспектов идентичности травматика возможно только «здесь-и-сейчас» в контакте с терапевтом. Мы замечаем, как в результате катарсиса у Кая восстанавливается чувствительность к реальному миру (как здесь холодно, пустынно), к другому (Милая моя Герда!.. Где же это ты была так  долго?) и к самому себе (Где был я сам?).

Чувствительность терапевта к себе (аутентичность) и другому (эмпатия) особенно важны при терапии нарциссической травмы. Это – условие возвращения чувствительности клиента. «Замороженный», бесчувственный терапевт не способен помочь клиенту вырваться из «чертогов Снежной королевы».

Любопытно, что клиент, обретя чувствительность, автоматически получает пропуск «на выход»: льдинки сами складываются в слово «вечность», он становится «сам себе господином» без Снежной королевы и может подарить себе «весь белый свет». Таким образом, лишь восстановление всех модальностей идентичности, «воскрешение» эмоций и чувств позволяют обрести целостность и продуктивность.

В конце истории содержится еще один интересный момент: дети Кай и Герда становятся взрослыми. Время травмированного человека останавливается, фиксируется в точке травмы, в результате чего происходит застревание в его развитии. Исцеление травмы вновь «запускает» для клиента течение времени, предоставляя ему реальную возможность для взросления.

Таким образом, в результате проработки травмы происходит интеграция всех модальностей и аспектов идентичности (Я-концепции, концепции Другого, концепции Мира), возвращаются эмоции и чувства, восстанавливается интерес к людям и окружающей среде, появляются Я-Ты отношения.

РЕЗЮМЕ

При внешней простоте и кажущейся «прозрачности» сказок в них скрыто много невидимых, глубинных смыслов, выражающих суть человеческих отношений и последствий от их нарушений, а также содержаться «подсказки»,  для нахождения путей выхода героев из сложившейся ситуации.

Психологический анализ сказок позволяет по-новому взглянуть на знакомые всем истории и увидеть за известным сюжетом те невидимые нити, которые заставляют Аленушек спасать Иванушек, Русалочек – молчать и верить, что их поймут без слов, Золушек – вкладывать силы не в себя, а в других…

Мы можем рассматривать истории жизни сказочных героев как типичные способы организации жизни людей. И тогда можно говорить о психологических типах. К примеру типы: Аленушка, Золушка, Русалочка, Кай, Рапунцель…

В книге, ко всему прочему, содержится описание этиологии, клинической картины и терапевтическиецели работы с выделенными типами сказочных персонажей, что позволяет рассматривать ее как готовый инструмент для работы психотерапевта с похожими типами клиентов.

сказкотерапия.jpg


Метки: Психотерапия, Сказкотерапия,

Читать по теме:

Роковая женщина, женщина-мечта, женщина ведьма

Роковая женщина, женщина-мечта, женщина ведьма

04.12.2018
9558
Роковая женщина влюблена, прежде всего, в свои способности соблазнять. Отношения с мужчиной ей нужны только для того, чтобы в подходящий момент разорвать их.

Метки: Женщины, Сказкотерапия, Гештальт-терапия,

Почему психологи раненые люди и как выбрать себе психолога

Почему психологи раненые люди и как выбрать себе психолога

03.12.2018
3241
Если Вам не стало лучше после посещения психолога, доктора или массажиста - это не ваш специалист. И никакие уговоры «специалиста» о том, что вы должны «ходить долго и только тогда однажды…» - не должны вас переубедить не доверять собственному послевкусию от первой встречи.

Метки: Психотерапия,

Мы травмированы матерями, но компенсации не будет

Мы травмированы матерями, но компенсации не будет

19.11.2018
10285
Зачастую клиент годами ходит «по тем же дорогам». Нет работы – виновата мама: она в детстве полностью блокировала мою поисковую активность. Нет девушки – виновата мама: ей никогда не нравились мои подружки. Развелась с мужем – виновата мама: не предоставила в детстве хорошую модель для подражания, ругалась с отцом. Плохие отношения с собственными детьми – виновата (угадали!) мама: я воспроизвожу семейный сценарий.

Метки: Материнство, Психотерапия, Инфантильность, Детско-родительские отношения,

Невроз отложенной жизни

Невроз отложенной жизни

07.11.2018
7796
На терапевтической группе два дня подряд плакала одна женщина лет сорока. На все вопросы – о чем она плачет? – она не могла ответить. У нее были выявлены всевозможные заболевания: язва двенадцатиперстной кишки, мастопатия, вегетососудистая дистония, мигрень, варикозное расширение вен, гастрит, колит, куча гинекологических проблем. Было ясно, что ее абсолютно не удовлетворяет собственная жизнь. Но что в ней не так?

Метки: Невроз, Психотерапия, Случаи из практики психотерапии,

Как навсегда отпустить человека или ситуацию, которые мучают годами

Как навсегда отпустить человека или ситуацию, которые мучают годами

07.10.2018
6148
Девушка никак не могла забыть молодого человека, который оставил ее два года назад. Каждый вечер ей представлялось, что он рядом с ней, и это было мучительно.

Метки: Отношения, Психотерапия,

Психотерапия пограничного клиента

Психотерапия пограничного клиента

24.09.2018
13960
Гештальт-терапевт Геннадий Малейчук: "Пограничные клиенты будут регулярно нарушать Ваши профессиональные и личные границы, чаще всего следующими способами: пытаться превратить терапевтические отношения в дружескую или любовную связь; задерживать время терапии любой ценой; отказываться покидать кабинет после окончания сеанса; не оплачивать встречи; предпринимать откровенные попытки соблазнить терапевта...

Метки: Психотерапия, Пограничное расстройство личности, Границы,

5 ошибок, которые не дают психологу и тренеру получать клиентов

5 ошибок, которые не дают психологу и тренеру получать клиентов

21.08.2018
10335
Психолог Юрий Черников: "Если достаточно долго испытывать дефицит в клиентах, это жутко демотивирует и, рано или поздно, вы бросите свое любимое занятие, или будете перебиваться от случая к случаю. Это становится даже обидно. Вы обладаете действительно ценными знаниями и опытом, готовы помогать людям, но вот люди, как-то, не очень нуждаются в вашей помощи. В чем же проблема?"

Метки: Психотерапия,

Девочка и волк

Девочка и волк

01.08.2018
3379
Разговор с психотерапевтом: "- Ты же понимаешь, что до тех пор, пока ты не признаешь, что ты девочка, и ты устала, и тебе нужно плакать и ошибаться, ты будешь для всех волком, будешь одиночкой, будешь пугать деревенских и прятаться от людей с дрекольем. Ты понимаешь это? - Да. Но плакать и ошибаться - это для слабаков."

Метки: Психотерапия,

17 ЛУЧШИХ КНИГ великих психологов, которые изменили нашу реальность

17 ЛУЧШИХ КНИГ великих психологов, которые изменили нашу реальность

01.07.2018
4769
Эдвард де Боно: "Шесть шляп мышления". Эдвард де Боно, британский психолог, разработал метод, обучающий эффективно мыслить. Шесть шляп — это шесть разных способов мышления. Красная шляпа — это эмоции, черная — критика, желтая — оптимизм, зеленая — творчество, синяя — управление ходом мыслей, а белая — факты и цифры.

Метки: Психотерапия,

«Что-то происходит с моим сознанием»: лечение деперсонализации

«Что-то происходит с моим сознанием»: лечение деперсонализации

21.05.2018
5655
Дмитрий Клевцов, врач-психотерапевт: "«Что-то происходит с моим сознанием», «сейчас сойду с ума» - у некоторых больных при обострении ощущения измененности собственного «Я» могут возникать состояния возбуждения с усилением тревожности, панического смятения. У других пациентов углубление нарушения деперсонализации развивается как бы «на ходу», без резкого обострения эмоциональных реакций."

Метки: Психотерапия, Синдром деперсонализации-дереализации, Деперсонализация,

Есть ли жизнь после невроза?

Есть ли жизнь после невроза?

18.05.2018
6921
Елена Леонтьева, психолог: "Страдание - очень важная деятельность, она занимает много времени и сил и прекрасно конституирует жизнь. Всегда есть чем заняться, если умеешь страдать."

Метки: Депрессия, Невроз, Психотерапия,

Один хлопок: Техника для построения границ в отношениях

Один хлопок: Техника для построения границ в отношениях

10.04.2018
4298
Александр Кузьмичев, психолог: "Я предлагаю упростить там, где это возможно. Локализовать отношения до одного некоего стартового действия. Которое, пусть и не обещает 100% результат, но значительно ускоряет межличностные изменения и процесс построения своих границ. Притом не через «чистое» личностное саморазвития, а через совместную тренировку."

Метки: Психотерапия, Границы,

Чужой мужик - мой мужик

Чужой мужик - мой мужик

19.03.2018
3676
Лика Ставцева, психолог: "Наша психика удивительные ходы выстраивает, побуждает играть по ее сценарию без разрешения самого человека. Эта история моей клиентки, публикуется с ее разрешения. Все имена не имеют к реальным людям никакого отношения"

Метки: Психотерапия,

Отвергнутая женственность: история одного симптома

Отвергнутая женственность: история одного симптома

28.02.2018
4845
Геннадий Малейчук, гештальт-терапевт: "Делюсь опытом работы с клиентом, предъявляющим в качестве запроса симптом. Представляю авторскую концепцию психосоматики."

Метки: Психотерапия, Женщины, Гештальт-терапия,

Жизнь с родителями: застревание на определенном этапе психического взросления

Жизнь с родителями: застревание на определенном этапе психического взросления

27.02.2018
6720
Проблемы совместного проживания с родителями – частая причина обращения к психологу. Попробуем выделить несколько типичных ситуаций и описать их. По современной психологической моде жизнь с родителями приравнивается к незавершенной сепарации, и означает застревание на определенном этапе психического взросления.

Метки: Психотерапия, Детско-родительские отношения,

Ищем ключ к бессознательному. Тест Юнга "16 ассоциаций"

Ищем ключ к бессознательному. Тест Юнга "16 ассоциаций"

27.02.2018
5292
Свой метод свободных ассоциаций Карл Юнг использовал как детектор лжи. Используя эту технику, мы можем понять, что нам мешает в жизни и устранить проблему.

Метки: Психотерапия,

Фредерик Перлз: Когда вы играете беспомощного, вы создаёте зависимость

Фредерик Перлз: Когда вы играете беспомощного, вы создаёте зависимость

14.02.2018
34710
Фредерик Перлз: "Если вы нуждаетесь в одобрении, похвале, обратной связи от каждого, тогда вы каждого делаете своим судьёй."

Метки: Созависимость, Психотерапия, Эмоциональная зависимость,

Карл Юнг о том, почему нас раздражают некоторые люди

Карл Юнг о том, почему нас раздражают некоторые люди

09.02.2018
7369
Карл Юнг: "Нередко прискорбно наблюдать, как вопиюще человек спутывает свою собственную жизнь и жизни других, оставаясь полностью неспособным увидеть, что вся эта трагедия происходит в нем самом и как он продолжает подкармливать ее и поддерживать."

Метки: Психотерапия, Личность,

Образ Ведьмы в сказках и терапии

Образ Ведьмы в сказках и терапии

19.01.2018
4417
Гештальт-терапевт Тина Уласевич: "Ведьма всегда способна постоять за свои интересы, сила ее всегда волшебна, с помощью этой силы Ведьма может помочь или навредить кому угодно, если это ей выгодно. Но, главное ее оружие – сексуальность, поэтому образ Ведьмы традиционно используют в терапии сексуальных расстройств."

Метки: Сказкотерапия, Гештальт-терапия,

Два источника проблемы: как работает метод расстановок

Два источника проблемы: как работает метод расстановок

17.01.2018
3564
Елизавета Мусатова, психолог: "Человек может «забыть» боль от предательства или страх от угрозы, даже если помнит факты. Происходит травматический раскол. Часть человека застревает в прошлом, и с этой частью там остается энергия и жизненные силы."

Метки: Психотерапия, Метод системных семейных расстановок,

Размышления о маме: какая из мам твоя?

Размышления о маме: какая из мам твоя?

08.01.2018
6615
Гештальт-терапевт Наталья Олифирович: "Клиент приходит к нам с историей. С нарративом. И там много матерей. Там его родная мать, бабушки – матери, воспитательницы детского сада, матери друзей. Матери из масс-медиа. Архетипическая мать (тоже не одна). Шизофреногенная мать (мифическая, но все же!). Мертвая мать (которая сама травмирована). Очень-даже-живая-и-активная мать, называемая в простонародье гипреопекающей."

Метки: Психотерапия, Детско-родительские отношения, Гештальт-терапия,

Алгоритм психотерапии " вторичные выгоды"

Алгоритм психотерапии " вторичные выгоды"

28.12.2017
6529
Психолог Татьяна Силаева: "В статье приводится техника работы со вторичными выгодами, конфликтами убеждений, а также разрешением себе "новой жизни". Эта техника – увлекательная в своей простоте. Потому что она понятна и удобна в применении."

Метки: Психотерапия,

Упражнение «Яйцо травмы»: Узнайте как воспоминания влияют на нашу жизнь сегодня

Упражнение «Яйцо травмы»: Узнайте как воспоминания влияют на нашу жизнь сегодня

30.11.2017
9057
Упражнение «Яйцо травмы» выполнять непросто – зашкаливают эмоции и включается «внутренний сопротивленец», —  та часть нашей личности, которая охраняет дверь в «святилище боли», куда обычно вход воспрещен, тем более посторонним.

Метки: Психотерапия, Психическая травма,

Классический психоанализ Зигмунда Фрейда

Классический психоанализ Зигмунда Фрейда

25.11.2017
4963
Психотерапевт Михаил Литвак: "Одна из моих пациенток, женщина 35 лет с выраженной депрессивной симптоматикой, рассказала, что до 28 лет у нее не возникало проблем, ибо по вечерам она часами «висела» на телефоне, болтая с подругами. Когда те обзавелись семьями, она стала страдать от одиночества. Трагедия ее заключалась в том, что влечения к мужчинам она не испытывала. В норме рот остается одной из эрогенных зон, и у зрелых личностей сексуальное сближение начинается с разговоров и поцелуев."

Метки: Психотерапия,

Гадкий утенок: в поисках идентичности

Гадкий утенок: в поисках идентичности

30.10.2017
8770
Гештальт-терапевт Геннадий Малейчук: "Я не имею права на существование, не имею права быть" - это базовое нарушение идентичности, лишающее человека жизненной энергии и нередко приводящее его к ситуации хронической депрессии. Нарушение самооценки – проявляется в следующих переживаниях установках: я плохой, безобразный, неподходящий. Постоянная негативная оценка других со временем становится его собственной оценкой."

Метки: Психотерапия, Случаи из практики психотерапии, Самооценка, Гештальт-терапия,

Когда клиенту нужен психиатр?

Когда клиенту нужен психиатр?

19.10.2017
11556
Гештальт-терапевт Дмитрий Бедный: "Очень часто заболевания протекают не так ярко, без галлюцинаций и бреда, человек просто кажется другим немного «странноватым», и ему рекомендуют «взять себя в руки», «пойти заняться спортом», «найти себе девушку (мужчину)», «перестать хандрить» и так далее. В лучшем случае настаивают на посещении разных соматических врачей. И мало кто рекомендует обратиться к психиатру."

Метки: Психотерапия, Случаи из практики психотерапии, Гештальт-терапия,

Упражнение для завершения неразрешенной ситуации из прошлого

Упражнение для завершения неразрешенной ситуации из прошлого

04.09.2017
21736
Данное упражнение не требует помощи терапевта — оно выполняется самостоятельно. Если Вы научитесь выполнять его так же легко, как звоните по мобильнику, то оно запустит в Вас механизмы самоисцеления.

Метки: Психотерапия, Эмоциональная зависимость, Гештальт-терапия,

Бывшие моих клиентов

Бывшие моих клиентов

11.08.2017
4544
Гештальт-терапевт Наталья Олифирович: "Мы вышли на тему отношений с бывшим терапевтом случайно – когда Александр спросил подрагивающим голосом, сплю ли я со своими клиентами-мужчинами. Исследование того, откуда у него взялась эта идея, позволило не только пролить свет на часть его тревоги, касающейся нашего сеттинга, но и проникнуть вглубь его защитных процессов."

Метки: Психотерапия, Случаи из практики психотерапии,

О вреде осознаваний или Маленькая Большая правда о терапии

О вреде осознаваний или Маленькая Большая правда о терапии

01.08.2017
4385
Гештальт-терапевт Тина Уласевич: "Все, что не хочется признавать в себе, все, что выводит из равновесия, вызывает тревогу, погружает в обиды, вину, страхи и неприятные воспоминания, от которых хочется бежать не оглядываясь. Терапия - это повод «вспомнить все»."

Метки: Психотерапия,

Как происходит лечение фобий в когнитивной терапии?

Как происходит лечение фобий в когнитивной терапии?

26.07.2017
4292
Пациент, заново переживающий воспоминание, начинает видеть ситуацию более реалистично. А при проговаривании вслух этого нового понимания, в сознании пациента закрепляется адекватное восприятие прошлого события.

Метки: Фобии, Психотерапия, Когнитивно-поведенческая психотерапия,

Интервью недели

Мне жаль детей, которых с рождения водят в развивающие центры

Мне жаль детей, которых с рождения водят в развивающие центры

«Маленькие вундеркинды» спустя несколько лет вдруг бросают чтение, охладевают к школьным занятиям и вообще перестают чем-либо интересоваться. В чем тут дело?

Мне жаль детей, которых с рождения водят в развивающие центры

Марина Мелия

Поделиться

Метки

...
Ceкcуальность Агрессия Апатия Арт-терапия Биполярное расстройство Возраст Воспитание Выгорание Гештальт-терапия Гипноз Границы Деньги Депрессия Детско-родительские отношения Домашнее насилие Жалость Женщины Зависимое расстройство личности Зависимость Зависть Застенчивость Измена Импульсивность Инфантильность Истерия Карьера Коммуникации Конфликты Кризис среднего возраста Личность Любовь Манипуляции Материнство Мотивация Мужчины Нарциссизм Насилие Неблагополучная семья Невроз Нерешительность Неуверенность в себе Обида Одиночество Отвержение Отношения Панические атаки Пассивная агрессия Переедание Перфекционизм Пограничное расстройство личности Подростковый возраст Позитивная психология Предательство Привлекательность Психическая травма Психологический кризис Психологическое насилие Психопатия Психосоматика Психотерапия Развитие личности Развод Раздражительность Расставание Ресурсы Самооценка Семейные кризисы Семья Случаи из практики психотерапии Смысл жизни Снижение полового влечения Созависимость Спасательство Страх Стресс Стыд Сценарии Счастье Тревожность Трудное поведение Уверенность Управление эмоциями Фобии Чувство вины Шизофрения Экзистенциальный кризис Эмоциональная зависимость Энергия Эффективность