Метод эннеаграммы: Скажи мне, чего ты больше всего боишься, и я скажу, кто ты
Эннеаграмма — это психологическая модель, описывающая 9 глубинных мотивов, движущих нами на подсознательном уровне.
Методика эннеаграммы по Г. Гурджиеву и П. Успенскому
Эннеаграмма (от греч. девять), представляющая собой девятиконечную звезду — издревле символ направленностей психического развития, возможностей эволюции человечества. Георгий Гурджиев к 1915 году выявил психологические типы, соответствующие девяти ипостасям эннеаграммы, обосновал метод их исследования совместно с математиком Петром Успенским.
Принцип метода прост: скажи мне, чего ты больше всего боишься, и я скажу, кто ты.
Метод выявления в эннеаграмме преобладающего типа личности основан на концепции базового страха, истоки которого кроются в детском возрасте. Не переработанный сознанием зрелой личности, не изжитый взрослым человеком бессознательный страх постоянно требует совершения определенных деяний и поступков, чтобы устранить тревогу. Идолу страха человек приносит жертвоприношения и, вместе с тем, благодаря этой мотивации он развивает себя в определенном направлении жизненного пути.
Следовательно, о таком развитии можно говорить как об особом невротическом варианте, а именно: латентном (скрытом) страхе, глубинном психическом дискомфорте, который постоянно компенсируется адекватной социальной внешней активностью.
Посмотрите список из девяти слов и ответьте на вопрос, что Вы боитесь больше всего? В случае сомнений и отсутствия однозначного уверенного выбора отметьте три наиболее значимых для Вас страха и расставьте их в порядке убывания от первого к третьему.
Список страхов:
1. Несовершенство.
2. Одиночество.
3. Неудача.
4. Заурядность.
5. Бесцеремонность.
6. Предательство.
7. Бездействие.
8. Слабость.
9. Конфликт.
Описание психологического типа
1. Страх несовершенства — психологический тип «Перфекционист / моралист / организатор».
Основное качество: стремление к совершенству.
Основная мотивация: ожидание высокой оценки за высокое качество деятельности.
Положительная тенденция: обязательность, высокие идеалы.
Отрицательная тенденция: гнев.
Защитные механизмы: контроль гневливости.
Главные трудности: чрезмерная требовательность к себе и окружающим.
В детстве не хватало одобрения, ребенок страдал от критики, насмешек значимых людей (родителей, родных, сверстников, учителей). В результате сформировались комплекс неполноценности и стремление к самосовершенствованию. Развивал волю, интеллект, преодолевая трудные ситуации, глубоко переживая неудачи, страдая, но скрытно, сохраняя лицо гордеца. В этой связи нарастал высокий локус внутреннего контроля, поэтому в любой ситуации винит, прежде всего, себя.
Однако все достижения нужны перфекционисту, чтобы заслужить отличную оценку в глазах значимых людей. Привычка к самоанализу, в котором самое главное — быть честным перед собой, побуждает его быть честным со всеми, педантично исполнять свой долг. Тренинг воли побочно взрастил качества дисциплинированности и пунктуальности. Страх унижения — превыше всех страхов и наказаний. Когда перфекционисту не хватает славы, он деятелен. Когда он ее получает, то переоценивает себя.
2. Страх одиночества — психологический тип «Помощник / альтруист / особый друг».
Основное качество: любовь.
Основная мотивация: ожидание душевной благодарности за заботу.
Положительная тенденция: смирение.
Отрицательная тенденция: гордыня, навязчивость.
Защитные механизмы: подавление эгоизма.
Главные трудности: невнимание к собственным нуждам, нераскрытая индивидуальность, неразвитые в профессии способности.
Гармоничные отношения родителей, их взаимная любовь, уважение друг к другу передаются ребенку на всю последующую жизнь как пример истинных отношений между людьми. Ребенку, вместе с тем, хотелось бы купаться в этой родительской любви, войти в их союз третьим равноправным партнером. Он испытывал с их стороны недостаток внимания, понимания, заботы. В этом смысле он ощущал одиночество, обострялась его интуиция, эмпатия.
Как правило, помощь в домашних делах и уходе за младшими братьями, сестрами возлагалась на него. Забота о других стала привычкой и способом избежать одиночества, которое для этого человека непереносимо, так же, как и отсутствие любви в его жизни.
3. Страх неудачи — психологический тип «Достигатель / образец для подражания / мотиватор».
Основное качество: целеустремленность.
Основная мотивация: ожидание вознаграждения за труд.
Положительная тенденция: максимальное развитие профессиональных способностей.
Отрицательная тенденция: для достижения целей все средства хороши.
Защитные механизмы: цинизм.
Главные трудности: зависть, неспособность полностью расслабиться.
В детстве наиболее мощное воздействие на мотивацию имел фактор т.н. отцовской любви, когда хвалят, поощряют, награждают только за личные заслуги. С тех пор человек считает неудачниками всех, кто не преуспел в жизни, а себя отождествляет только с тем, что он делает и чего добился своим трудом.
Активность, целеустремленность, организаторские способности и предусмотрительность, планирование будущего — качества, развитые в этом направлении. Отсутствие успеха в делах — кошмар, разорение — крах жизни.
4. Страх заурядности — психологический тип «Индивидуалист / романтик / эстет».
Основное качество: воображение.
Основная мотивация: ожидание восхищения оригинальностью.

Положительная тенденция: развитие творческих способностей.
Отрицательная тенденция: тщеславие.
Защитные механизмы: умаление достоинств других людей.
Главные трудности: подверженность резким перепадам настроения.
В детстве природный дар воображения не находил понимания родных, близких, тем более сверстников. Рано обнаружились духовные чувства переживания красоты, справедливости, тайны окружающего мира. Идеальный мир фантазий и мечты стал намного ближе и дороже реального мира, общения с людьми, отягощенными материальными заботами, меркантильными интересами.
Страх жить в таком сером, убогом мире толкает романтиков на стезю, где идеализация действительности найдет признание в товарищах по духу.
5. Страх бесцеремонности — психологический тип «Наблюдатель / мыслитель / эксперт».
Основное качество: стремление к познанию.
Основная мотивация: ожидание похвалы за ум.
Положительная тенденция: делитесь знаниями с другими, обращаете их на пользу людям.
Отрицательная тенденция: скрываете информацию, используете ее в корыстных целях.
Защитные механизмы: интроверсия.
Главные трудности: общение и совместная деятельность.
В детстве отношения с родителями, родственниками и сверстниками развивались так, что эмоции и чувства ребенка оставались только при нем, ими не хотелось или не с кем было делиться, или даже вредно, опасно. Поэтому оставаться в тени, скрытно и зорко наблюдая за другими, все подмечать, учиться на их ошибках и удачах, анализировать поступки стало непременным и любимым занятием в жизни.
Сохранение дистанции в отношениях оберегает человека от вторжения в организованный таким образом психологический комфорт. Бесцеремонное вторжение, разрушение извне границ общения превращает образцово устроенный порядок индивидуального бытия в сумасшедший дом.
6. Страх предательства — психологический тип «Лоялист / реалист / консерватор / скептик».
Основное качество: лояльность.
Основная мотивация: ожидание положительной оценки порядочности.
Положительная тенденция: дисциплинированность.
Отрицательная тенденция: педантизм.
Защитные механизмы: проекция, навязчивости.
Главные трудности: неуверенность в себе, неожиданные, новые ситуации, отсутствие установок к действию.
В детстве установленные правила были ультимативны и порой противоречивы. Не было в семье третейского судьи или человека, который мог бы отменить наказание за непослушание. Чтобы чувствовать себя в безопасности, ребенок стремился подчиняться всем требованиям авторитетных людей без возражения, обсуждения, а во взрослой жизни - и без анализа их правоты или целесообразности.
Теперь он может действовать решительно только в том случае, когда свыше ему дана четкая установка, как надо действовать. Ему необходимы раз навсегда установленный порядок отношений, нерушимые законы, по которым он привыкает жить. Анархия и свобода инициативы — ужас, крах мироздания, неспособность личного существования в хаосе. Нарушение договоренностей консерватор расценивает как подлое предательство правилам, по которым его учили жить и доверять людям.
7. Страх бездействия — психологический тип «Энтузиаст / авантюрист / эпикуреец».
Основное качество: оптимизм.
Основная мотивация: безусловная любовь к себе и восхищение окружающих.
Положительная тенденция: инициативность, энергичность деятельности, организаторские способности.
Отрицательная тенденция: ненадежность, разбросанность интересов.
Защитные механизмы: отрицание неудач, вытеснение неприятностей.
Главные трудности: нехватка времени, отсутствие терпения.
В детстве на ребенка удручающе сильное впечатление производили страдания других людей. Психологической защитой от мук сострадания становилась забавная игра, никак не связанная с мрачной реальностью, поиск удовольствий, веселых друзей. Формируется тип стихийного эпикурейца, избегающего страданий, вечно находящегося в поиске удовольствий. Свойством удовольствия является быстрое пресыщение одним и тем же, вызывающее наступление скуки и зуд необходимости перемены, потребность новизны приятных впечатлений.
Страх остаться запертым наедине с самим собой, в тюрьме однообразия и бездействия преследует человека, толкает его на путь авантюрных предприятий.
8. Страх слабости — психологический тип «Конфронтатор / босс / лидер».
Основное качество: отвага.
Основная мотивация: ожидание восхваления за стойкость, силу духа.
Положительная тенденция: альтруизм.
Отрицательная тенденция: властность, авторитарность.
Защитные механизмы: самонадеянность.
Главные трудности: берете на себя порой больше, чем можете справиться.
В детстве в защиту ребенка некому было вступиться, ему приходилось часто в одиночку отстаивать свои интересы в борьбе. Не обнаружить перед соперником свои слабости и защитить своих, зависимых от него людей, вести их за собой становится лейтмотивом жизни человека.
9. Страх конфликта — психологический тип «Миротворец / посредник / целитель».
Основное качество: понимание интересов других людей.
Основная мотивация: ожидание дружеского расположения к себе.
Положительная тенденция: готовность к компромиссу.
Отрицательная тенденция: чрезмерная уступчивость.
Защитные механизмы: подавление гнева, пристрастие к успокоительным средствам.
Главные трудности: самореализация индивидуальности, требующая напористости и агрессивности.
Ребенок тяжело переносил частые семейные скандалы и ссоры родных людей, не имея возможности помирить соперников. С тех пор жить в спокойной дружелюбной атмосфере общения, идти на уступки, избегать действий, причиняющих страдания другим, упреждать в других враждебные чувства к себе, любым способом уклоняться от конфликта стало его кредо в зрелом возрасте.
Источник
Метки: Страх,
Читать по теме:
О чем нужно помнить, когда все идет не так
Виктимное поведение, или КАК мы САМИ притягиваем неприятности к себе
Метки: Страх, Стресс, Неуверенность в себе,
Почему женщине непозволительно и страшно отказывать мужчине
Метки: Страх, Отношения, Чувство вины, Женщины,
Жадность и Зависть — СТРАХ бедности и одиночества
Сэл Рейчел: КРУГ СТРАХА
Метки: Страх,
Тревога, страх и паническая атака
Метки: Страх, Тревожность, Панические атаки,
Старательные девочки умирают первыми
Метки: Страх, Стресс, Перфекционизм, Женщины,
Эффективные техники избавления от иррациональных страхов
Метки: Страх,
"Страх – это тормоз для развития"
Метки: Страх,
Обреченные на вечные муки
Метки: Страх, Стресс, Психическая травма, Посттравматическое стрессовое расстройство,
Не быть жертвой
Метки: Страх, Неуверенность в себе, Психическая травма, Стыд, Нерешительность,
Как избавиться от чувства вины?
Метки: Страх, Чувство вины,
Как преодолеть страх? 6 практических рекомендаций
Метки: Страх, Тревожность,
Развитие осознанности как способ справиться с тревогой, страхами и паникой
Метки: Страх, Тревожность, Панические атаки, Когнитивно-поведенческая психотерапия,
Три способа как перестать зависеть от чужого мнения
Метки: Страх, Неуверенность в себе, Стыд,
Страх перед жиром
Метки: Страх, Анорексия, Булимия, Переедание, Чувство вины, Стыд,
Страх отношений как запрос на работу с психологом
Метки: Страх, Отношения, Одиночество, Психотерапия,
Такой выгодный страх
Метки: Страх, Инфантильность,
Жить в мире с собой при неопределенности в жизни
Метки: Страх, Тревожность, Неуверенность в себе,
Маски трусости
Метки: Страх,
Страх близости
Метки: Страх,
Страх и болезни
Метки: Страх,
Невротические страхи: что за ними стоит
Метки: Невроз, Страх, Тревожность,
Откуда берется страх или что на самом деле управляет нашей жизнью
Метки: Страх,
О страхе потери
Метки: Страх,
Мы хотим быть героями, а становимся неудачниками
Метки: Страх,
Как справиться с психической травмой? Случай из практики психолога
Метки: Страх,
Страх темноты у детей
Метки: Страх,
Популярное на сайте
Интервью недели

Мне жаль детей, которых с рождения водят в развивающие центры
Мне жаль детей, которых с рождения водят в развивающие центры