О непрофессионализме некоторых психологов
Идея высказаться о проблеме появилась после того, как прочел статью Как отучить мужа пить. Не согласился с ней и решил выразить свое несогласие в виде собственной статьи.
Примечательно, что само название кричит о нарушении профессиональной этики — «отучить». Сразу становится ясно, что пациента будут учить, занимаясь морализированием — то есть тем, чем профессионалы никогда не занимаются.
И действительно, предлагаемые психологами и психотерапевтами в подобных статьях методы «отучения» настораживают и куда больше походят на дрессировку животных, чем на работу с человеческой душой. Похоже, учения господина Дарвина и господина Павлова некоторыми было воспринято слишком близко к сердцу. Разве, что лечить разрядами электрического тока не предлагают.
Коротко говоря: из подобных статей следует, что основные методы, используемые авторами — это нравоучения, внушение, угрозы, запреты, шантаж, крики и другие способы манипуляции в исполнении родственника под чутким руководством психолога или психотерапевта. А также всевозможные приемы релаксации. Наличие подобных техник и подходов, описанных специалистами в таких статьях, заставляет задуматься. А задуматься есть над чем.
Многим известно классическое изображение структуры психологической проблемы в виде айсберга, где верхушка являет собой симптом, а часть находящаяся под водой — его причины. Популярность и признанность данной метафоры, говорит о том, что симптом, например, алкоголизм, находится «на поверхности», а его причины заключены глубоко внутри человеческой души.

Работа с «верхушкой айсберга» ближе к методам актуальным более века назад, когда доктор Фрейд еще не доказал наличие бессознательного, которое функционирует в тайне от нас, а человек был уверен, что все его слова и поступки — это продукт только лишь воли сознания.
Сейчас же широко известно, что симптом — это манифестация бессознательного. Он отсылает не столько к больному состоянию, сколько к процессу, называемому бессознательным. Возникает закономерный вопрос: есть ли смысл работать с сознательностью, когда причины в бессознательном?
Несмотря на вышесказанное некоторые психологи и психотерапевты игнорируют данное знание и направляют свои специальные навыки исключительно на «верхушку айсберга». То есть ставят перед собой задачу как можно скорее убрать симптом, например, алкоголизм, (что довольно часто сделать удается), приравнивая скоростные показатели к уровню профессионализма.
Причины такого подхода обычно две и часто они объединены: первая — непонимание бессознательных психических процессов в силу собственной непроанализированности специалиста и вторая — сугубо коммерческий интерес — быстрый заработок.
Очевидно, что вторая причина не могла бы существовать без желания самих пациентов, которые надеются, что куда важнее быстро убрать или изменить «верхушку айсберга», а подводная часть не так уж и важна. Они игнорируют всеобщее знание об опасности именно подводных камней. А также хотят достичь быстрого результата.
Чтобы было понятно, о чем я говорю, воспользуюсь, в качестве примера, замечательным случаем, о котором я узнал от Д. Ольшанского.
Жена, почти насильно, приводит к психотерапевту своего мужа — алкоголика. Мол, избавьте любимого от зависимости, а то из-за его пагубного пристрастия у нас уже который год отсутствует интимная жизнь.
Психотерапевт, работающий с «верхушкой айсберга», знает свое дело и достаточно легко, за несколько сеансов, избавляет мужчину от зависимости. После чего, весьма довольный своей работой терапевт, заявляет о достигнутом результате жене бывшего алкоголика, дескать, «Можете жить счастливо, муж больше пить не станет».
Однако, не проходит и двух месяцев как их брак дает трещину, а мужчина оказывается вовлечен в куда более глубокую проблему нежели алкоголизм. В семье случилась вторая волна неприятностей: брак на грани, мужу заметно поплохело — сильное тревожное состояние, панические атаки. Было принято решение обратиться за помощью к психоаналитику.
То есть для мужа алкоголизм был наиболее социально приемлемым и безобидным способом стать импотентом и тем самым избежать интимной связи с женой. Защита от женщины. Уже становится ясно, что в основе симптома — сексуальность. Далее психоаналитику не составило особого труда сделать следующий шаг и разглядеть гомосексуальную составляющую данного симптома.
Когда первый специалист — психотерапевт избавил мужчину от алкогольной зависимости (верхушки айсберга), то он лишил пациента симптома — защиты и наслаждения. Специалисты, работающие с причинами симптома, знают, чем грозит быстрое избавление пациента от симптома вместо аккуратной его проработки.
Представьте себе: со стороны и для непосредственных участников вся ситуация выглядела весьма банально — семья каких миллионы: «обычный мужик» с женой. Мужик который «просто часто выпивает» после рабочего дня, общается с другими мужиками — друзьями. И вдруг этот «обычный мужик» становится трезвенником и достаточно быстро выясняет, что с женщинами он не может никак — ни пьяный, ни трезвый. Что алкоголь не является причиной его мужского бессилия по отношению к женщине. Но когда был алкоголь — было и приемлемое оправдание «мужскому бессилию».
Мужчина был достаточно стабилен пока у него был симптом — алкоголизм. После того как симптом «отняли» мужчина стал беззащитным перед своей гомосексуальной тревогой — в нее он и провалился, будучи трезвым и незащищенным. На освободившемся месте появился новый симптом — тревога, панические атаки.
Вышеизложенный пример показывает как, порой, рискованно лечить симптом вместо того, чтобы его прорабатывать. При этом я прекрасно понимаю, что работа с алкоголиками имеет свою специфику.
Кстати: для психотической структуры избавление от симптома грозит развязыванием психоза. Если бы данный пациент был психотиком, то его могли бы госпитализировать. Но в случае с конкретным пациентом речь идет о неврозе.
Важно! Бывает, что специалист начинает лечение с первого же сеанса не разобравшись — невротик ли перед ним, пограничный, или психотик и т.д. Эксперимент американского психолога Дэвида Розенхана, доказал, что диагностический инструментарий психиатра не позволяет ему отличить больного человека от здорового при первичном поступлении.

К симптому следует относиться уважительно. Соблюдать нейтральность. Не устранять его и не поддерживать. Ведь пациент выбрал себе определенное страдание — симптом и бессознательно наслаждается им. Также симптом — это защита.
Специалисту не стоит отнимать у пациента его «щит» и поучать пациента, вооружившись набором социальных норм и порядков, подкрепленных личными моральными устоями — все это грубое нарушение профессиональной этики — оценочные суждения, нравоучения. Помимо того, что такая топорная техника противоречит профессиональной этике, она к тому же может травмировать пациента.
Если же речь идет о сравнительно продолжительной терапии, то специалисту лучше бы не «попадаться на удочку», которую в виде симптома ему закидывает пациент. Симптом предъявляется специалисту как требование: «Вы специалист и вы должны меня вылечить, помочь мне». Это уже манипуляция со стороны пациента.
Как только специалист начинает отклоняться от нейтральной позиции он сразу же попадает в сети пациента. Работает это примерно так: пациент рассказывает специалисту о своем страдании и просит помощи. Специалист соглашается помочь и включается в страдание. Начинает сострадать — страдать вместе с пациентом. То есть попался на соблазнение со стороны пациента. Теперь специалист — «собутыльник» пациента. И раз за разом пациент будет приходить к специалисту и играть с ним в свою игру.
Как вариант, для начала скажет, что специалист здорово ему помог, возможно, подарит какой-нибудь подарок (брать у пациентов что-либо кроме денег за сеанс — недопустимо), тем самым заставляя специалиста чувствовать себя «на коне» и как только это происходит, пациент приходит к психотерапевту и рассказывает как все плохо и что улучшений нет. А так как специалист уже соблазнен и сострадает, то сразу же начинает чувствовать себя, бессильным.
Возможно, психолог попытается убедить пациента, что прогресс есть, напомнив о подарках и похвалах. Однако пациент ловко играет чувствами сострадающего специалиста, заставляя его чувствовать то, что чувствует сам пациент.
Специалист попался — анализ разрушен. Находясь в нейтральной позиции по отношению к страданию пациента, специалист значительно снижает возможность быть соблазненным.
«У пациента есть право попытаться соблазнить психоаналитика. У психоаналитика нет права быть соблазненным». Бетти Джозеф.
Следует понимать, что попытки соблазнить специалиста — это для пациента один из способов защиты — сопротивление. А сопротивляться есть чему уже с самого начала — расставанию со «сладким страданием» и с созданной защитой.
Не стоит сразу же удовлетворять требование пациента. За требованием кроется желание, о котором пациент ничего не подозревает. Задача специалиста понять, кому на самом деле эти требование и желание адресованы. В чью честь у пациента сформировался конкретный симптом. Явно не в честь специалиста. Это уже позже, в ходе работы, специалист становится частью симптома пациента.
Сопереживание, внушение, оценочные суждения и так далее — сомнительная помощь пациенту. А бескомпромиссное изъятие симптома — весьма рискованное мероприятие в силу того, что невозможно предугадать, что «вырастет» на свободном месте после «удаления» симптома. Необходимо проработать причины симптома, не затрагивая сам симптом.
В таком случае пациент останется со своим симптомом, но при этом у него появится понимание причин его возникновения. Такое положение дел дает пациенту возможность самому распоряжаться симптомом — решать, что с ним делать дальше — оставить его себе или отказаться от него частично или полностью.
Вспоминается случай с одним пациентом, которые мучился от того, что мог заходить в метро исключительно через шестой турникет. Поэтому был вынужден выбирать только те станции метро, где минимум 6 турникетов. Во время психоанализа бессознательные причины данного желания были осознанны, но симптом никуда не делся. Зато теперь пациент может с легкостью заходить в метро через любой турникет, но если есть шестой, то почему бы и не через него?
Гиперактивный ребёнок: что делать родителям? Советы психолога
Как избавиться от чувства вины перед родителями?
Мать-одиночка
Любовь: как разобраться в своих чувствах?
Почему испытывать ненависть к своему ребенку это нормально
Одинокие мамы и их дети «для себя»
Метки: Психотерапия,
Читать по теме:
Почему психологи раненые люди и как выбрать себе психолога
Метки: Психотерапия,
Мы травмированы матерями, но компенсации не будет
Метки: Материнство, Психотерапия, Инфантильность, Детско-родительские отношения,
Невроз отложенной жизни
Метки: Невроз, Психотерапия, Случаи из практики психотерапии,
Как навсегда отпустить человека или ситуацию, которые мучают годами
Метки: Отношения, Психотерапия,
Психотерапия пограничного клиента
Метки: Психотерапия, Пограничное расстройство личности, Границы,
5 ошибок, которые не дают психологу и тренеру получать клиентов
Метки: Психотерапия,
Девочка и волк
Метки: Психотерапия,
17 ЛУЧШИХ КНИГ великих психологов, которые изменили нашу реальность
Метки: Психотерапия,
«Что-то происходит с моим сознанием»: лечение деперсонализации
Метки: Психотерапия, Синдром деперсонализации-дереализации, Деперсонализация,
Есть ли жизнь после невроза?
Метки: Депрессия, Невроз, Психотерапия,
Один хлопок: Техника для построения границ в отношениях
Метки: Психотерапия, Границы,
Чужой мужик - мой мужик
Метки: Психотерапия,
Отвергнутая женственность: история одного симптома
Метки: Психотерапия, Женщины, Гештальт-терапия,
Жизнь с родителями: застревание на определенном этапе психического взросления
Ищем ключ к бессознательному. Тест Юнга "16 ассоциаций"
Метки: Психотерапия,
Фредерик Перлз: Когда вы играете беспомощного, вы создаёте зависимость
Метки: Созависимость, Психотерапия, Эмоциональная зависимость,
Карл Юнг о том, почему нас раздражают некоторые люди
Метки: Психотерапия, Личность,
Два источника проблемы: как работает метод расстановок
Размышления о маме: какая из мам твоя?
Метки: Психотерапия, Детско-родительские отношения, Гештальт-терапия,
Алгоритм психотерапии " вторичные выгоды"
Метки: Психотерапия,
Упражнение «Яйцо травмы»: Узнайте как воспоминания влияют на нашу жизнь сегодня
Метки: Психотерапия, Психическая травма,
Классический психоанализ Зигмунда Фрейда
Метки: Психотерапия,
Гадкий утенок: в поисках идентичности
Метки: Психотерапия, Случаи из практики психотерапии, Самооценка, Гештальт-терапия,
Когда клиенту нужен психиатр?
Метки: Психотерапия, Случаи из практики психотерапии, Гештальт-терапия,
Упражнение для завершения неразрешенной ситуации из прошлого
Метки: Психотерапия, Эмоциональная зависимость, Гештальт-терапия,
Бывшие моих клиентов
О вреде осознаваний или Маленькая Большая правда о терапии
Метки: Психотерапия,
Как происходит лечение фобий в когнитивной терапии?
Метки: Фобии, Психотерапия, Когнитивно-поведенческая психотерапия,
Жизнь, свернутая в одной минуте
Метки: Отношения, Психотерапия,
"Лучший способ привязать к себе ребенка – это лишить его материнской любви"
Метки: Созависимость, Материнство, Психотерапия, Детско-родительские отношения,
Популярное на сайте
Интервью недели

Мне жаль детей, которых с рождения водят в развивающие центры
Мне жаль детей, которых с рождения водят в развивающие центры