Алгоритм психотерапии " вторичные выгоды"
Автор: Татьяна Силаева, медпсихолог
Эта техника – увлекательная в своей простоте. Потому что она понятна и удобна в применении.
Сразу отмечу, что лично я к клиентам обращаюсь и на "вы" и на "ты".
Я предлагаю пошаговый алгоритм действий:
- в процессе описании алгоритма данной техники, я буду, возможно, излишне "вьедливо" обьяснять, почему надо "так" делать. Пусть вас это не смущает - кому все ясно - тот не будет терять свое драгоценное время, зато, кому-то мои пояснения пригодятся
- вы увидите в данном алгоритме достаточно много шагов. Это потому, что запросы разнообразные по своей сложности и индивидуальности. Исходя из этого, некоторые шаги вы опустите, в процессе работы с обратившимся к вам за помошью, человеком. Замечу, что опытные практикующие психологи так и делают. Зато при сложных запросах все пункты алгоритма данной техники "будут в помошь"
- в процесссе "шагов" не лишне будет перепроверять уровень осознанности клиента(пациента) и правильность действий самого психолога! - задавать вопросы клиенту: " это вам понятно? - например, в 3-м пункте и др. моментах.
ИТАК:
1) определяем проблему (запрос, трудность)
- клиент расскаывает, в чем состоит проблема
- саму проблемную ситуацию
- предлагаем сказать о своей проблеме двумя способами: "у меня есть эта проблема, я не знаю, что с этим делать" или "у меня была эта проблема, я знаю, что с этим делать". То есть, речь идет о том, что человек осознает только тогда, когда проговорит проблему в настоящем либо в прошедшем времени. Если в прошлом БЫЛА проблема - значит, она не актуальна и под этим запросом скрыта! ДРУГАЯ проблема. Потому что бессознательно человек говорит в прошедшем времени, что означает - на данный момент заявленная проблема уже решена, либо не актуальна.
- если звучит слово "было" - тогда помогаем клиенту "сформировать" другой запрос.
- это важно, потому что при не точном запросе "уходим не туда"
- именно из-за скрытой вторичной выгоды, запрос клиента может звучать не точно
- чем глубже проблема,тем клиент больше далек от истинного запроса
- чем больше внутри личностный конфликт (базовых и личностных убеждений) - тем больше клиент склонен "выполнять" не свой запрос, а чужой, по причинам (смотрите в конце статьи в разделе "Скрытая выгода тут может быть")
- и ощущает в теле на физическом (физиологическом) уровне, например: боль, тяжесть....в животе, груди, горле.
- ощущает
- определяем это отрицательное чуство в баллах.
- если клиент не в состоянии определить свое чувство при воспоминании о проблемной ситуации - предлагаем ему положить свою руку на область тела (живот, солнечное сплетение, грудь, горло) и тогда он по ощущениям в теле (разницу этих ощущений) - сможет определить. Мы знаем, что базовых чувств 5-ть - это: 2 положительных (радость и любовь) и 3 отрицательные (страх- вэивоте, обид - в груди, отчаяние - в горле, промежуточное чувство злости или даже гнева - в солнечном сплетении). Остальные чувства производные.То есть, не важно, как назовет свои чувства клиент, потому что, работая с чувством, названным клиентом - мы компенсаторно работаем и с другими. Причем! что важно - тут автоматически происходит следующее: при уменьшении отрицательного чувства - увеличение положительного, потому что:
- природа не терпит пустоты
- если в начале терапии отрицатеьное чувство было в 9 баллов, а, при завершении консультации - 3 - тогда! вероятнее всего, что положительного чувства стало 7 баллов, вместо 1-го.

3) принятие проблемной ситуации за полученный опыт, буквально, предлагаем клиенту повторить слова "я принимаю эту(и) стрессовую ситуацию (ситуации) с благодарностью за опыт, который я получаю(ил)"
- клиент повторяет так, как ему "ложится на сердце"
- психолог отмечает для себя особенности проговаривания клиента
- говорит ли он в прошедшем, либо в настоящем времени
например, этими:
- как вы считаете, вы иногда ошибаетесь?
- бываете ли вы не правы, не вежливы
- почему вы оказались в такой ситуации
- заболели
- и т.п.
5) исследуем семейный род обратившегося за помошью - фактически, его базовые убеждения и скрытые выгоды
- каковы ваши отношения с родителями сейчас
- а раньше?
- что изменилось
- в чем вы теперь не согласны с родителями
- почему
- что вы чувствуете при этом….и т.п.
- в чем согласны?
6) что вас сейчас в отношениях с людьми раздражает? Теперь мы определяем акцентуацию
- почему это вас раздражает?
- не потому ли, что хотите видеть не идеальный мир - идеальным? другая акцентуация
- и не позволяете себе быть разной - и хорошей и не очень
- начните позволять себе поступать с людьми не идеально (в границах нормы)
- позволять себе делать именно то, что раздражает в людях (в пределах нормы). Например, люто! ненавидите несправедивость - позволяйте себе поступать с людьми не справедливо (в пределах нормы). Как вам это? - пусть клиент по ходу терапии "примерит" это новое поведение (состояние) на себя. И, если даже предложение психолога вызовет протест - это уже динамика, которая его "зацепила". Протест гораздо эффективнее равнодушия. Можно с уверенностью сказать, что позже, наедине с собою, клиент не раз будет размышлять об этом
- кто мешает?
- что мешает
- кто помогает
- что помогает
- что или кто ЕЩЕ может помочь получить желаемое.
8) какими ты (вы) видишь
- идеальные отношения
- ваше (твое) здоровье
- вашу жизнь
- и т.п., согласно заявленному запросу
10) как изменится?
- твое окружение
- твой больной орган
- другое по запросу
11) что для этого надо сделать ТЕБЕ?
12) что надо сделать
- для них
- для себя
13) что придется делать для изменения и положительного результата
- твоему окружению
- родным и значимым людям
- твоему больному органу
- другое, согласно запросу
С 11 по 13 пункты мы помогаем клиенту заменить его прежний, не адаптивный способ поведения - на более приемлемый, тем самым научаем его новому способу действия
14) почему будет меняться не только ты, а и твое тело…окружение… ….жизнь в целом?
15) как ты еще можешь помочь?
- себе
- им
16) представь, что то, что ты хочешь – ПОЛУЧИЛОСЬ?!
- как тебе это
- что чувствуешь?
- предлагаем это нарисовать, хотя бы схематично
- бывает, что дети (особенно маленькие или с психотравмами) не могут рассказать о своем образе, как, например, при инцесте - из-за чуства стыда. Зато! они могут его нарисовать
- если не может даже нарисовать - отправляем на консультацию к невропатологу, психиатру (взрослому, детскому), эндокринологу (взрослых)
17) что еще хочется?
- представь, что ты получил(а) то, что тебе еще хочется…
- и т.д.
Этими действиями (пункты 15-18) психолог уже "накачал" клиента ресурсами
18) предлагаем клиенту
- вспомнить его запрос - проблемную ситуацию
- определить чувство в баллах - как правило, баллы снизятся или обнулятся.
Как он это узнает?
Когда вы ему зададите последний вопрос-предложение:
попробуйте повторить «Я так долго жил(а) с этим чувством проблемой, что поживу-ка я с этим еще чуть-чуть! Наверное, мне это еще для чего-то нужно»
В результате:
- если человек не хочет так говорить, как вы предлагаете ему – значит, скрытая выгода прояснена в процессе психотерапии, и положительное чувство вытесняет(вытеснило) отрицательное
- если человек охотно и легко повторяет – в этом случае его скрытая выгода уже не будет мешать ему, и он не будет терять энергию на эти отрицательные мысли и чувства или способы поведения или повторяющиеся негативные ситуации и неприятных людей. Потому что! ведь это он сам сказал «Для чего-то мне это еще нужно!». В этом случае отрицательное чувство не наносит вред, а служит показателем необходимости вторичной выгоды для самосохранения - еще какое-товремя, как по инерции, давая возможность клиенту "собратьсяссилавми....".
- и в недостатке ресурсов
- и в экономии энергии
- и в получении внимания и ЛЮБВИ
- и в нежелании брать ответственность на себя
- и в самосохранении
- и в не желании что-либо менять…
Самое главное – что теперь человек САМ дал себе право так жить какое-то время.
Таким образом, с помощью данной техники: вопросов-ответов (применении РПТ, МК и многих др. - не обязательно именно этих техник!), замены отрицательных чувств на положительные, оценки клиентом в баллах динамики (изменения) своего тревожного состояния в начале психотерапии и при ее завершении - все выше перечисленное даст возможность самому клиенту:
- взять на себя ответственность (вместо "волшебной таблетки") и
- сделать свой личный выбор: менять ситуацию, либо оставить все, как прежде временно оставить потому что изменения уже начали происходить в ходе выполнения данной увлекательной техники по пониманию клиентом своей причастности к негативным событиям в его собственной жизни.
Когда ко мне обратилась с первончальным запросом клиентка по поводу не простых отношений на работе, несмотря на свой альтруизм (излишний) - она застряла между "было" и "сейчас". Однако по поводу акцентуации справедливости на почве излишнего альтруизма, - она твердо озвучила свой запрос "в настоящем моменте".
Далее все-равно запрос поменялся на глубоко спрятанный из-за чувства стыда и первоначального не полного доверия ко мне (что, впрочем, понятно в ее истории - инцест в нуклеарной (супружеской) семье, она узнала об этом позже и делала вид, что ничего не произошло, даже, когда ребенок пытался найти в ее лице поддержку). Тут скрытая выгода альтруистического поведения заключалась в:
- попытке повышения (поддержания в норме) своей собственой самооценке, как компенсации за "плохую мать" - эта фраза звучала часто (позже) в ее высказываниях,
- не достатке ее физических ресурсов,
- в надежде. что ситуация разрешится сама собой.
Этот случай обьясняет, что для истинного запроса, маме пришлось понять свои не правильные действия, принять это, как опыт и разрешить себе полюбить себя разной - тем самым стать готовой к другим новым для нее способам действий.
Источник
Метки: Психотерапия,
Читать по теме:
Почему психологи раненые люди и как выбрать себе психолога
Метки: Психотерапия,
Мы травмированы матерями, но компенсации не будет
Метки: Материнство, Психотерапия, Инфантильность, Детско-родительские отношения,
Невроз отложенной жизни
Метки: Невроз, Психотерапия, Случаи из практики психотерапии,
Как навсегда отпустить человека или ситуацию, которые мучают годами
Метки: Отношения, Психотерапия,
Психотерапия пограничного клиента
Метки: Психотерапия, Пограничное расстройство личности, Границы,
5 ошибок, которые не дают психологу и тренеру получать клиентов
Метки: Психотерапия,
Девочка и волк
Метки: Психотерапия,
17 ЛУЧШИХ КНИГ великих психологов, которые изменили нашу реальность
Метки: Психотерапия,
«Что-то происходит с моим сознанием»: лечение деперсонализации
Метки: Психотерапия, Синдром деперсонализации-дереализации, Деперсонализация,
Есть ли жизнь после невроза?
Метки: Депрессия, Невроз, Психотерапия,
Один хлопок: Техника для построения границ в отношениях
Метки: Психотерапия, Границы,
Чужой мужик - мой мужик
Метки: Психотерапия,
Отвергнутая женственность: история одного симптома
Метки: Психотерапия, Женщины, Гештальт-терапия,
Жизнь с родителями: застревание на определенном этапе психического взросления
Ищем ключ к бессознательному. Тест Юнга "16 ассоциаций"
Метки: Психотерапия,
Фредерик Перлз: Когда вы играете беспомощного, вы создаёте зависимость
Метки: Созависимость, Психотерапия, Эмоциональная зависимость,
Карл Юнг о том, почему нас раздражают некоторые люди
Метки: Психотерапия, Личность,
Два источника проблемы: как работает метод расстановок
Размышления о маме: какая из мам твоя?
Метки: Психотерапия, Детско-родительские отношения, Гештальт-терапия,
Упражнение «Яйцо травмы»: Узнайте как воспоминания влияют на нашу жизнь сегодня
Метки: Психотерапия, Психическая травма,
Классический психоанализ Зигмунда Фрейда
Метки: Психотерапия,
Гадкий утенок: в поисках идентичности
Метки: Психотерапия, Случаи из практики психотерапии, Самооценка, Гештальт-терапия,
Когда клиенту нужен психиатр?
Метки: Психотерапия, Случаи из практики психотерапии, Гештальт-терапия,
Упражнение для завершения неразрешенной ситуации из прошлого
Метки: Психотерапия, Эмоциональная зависимость, Гештальт-терапия,
Бывшие моих клиентов
О вреде осознаваний или Маленькая Большая правда о терапии
Метки: Психотерапия,
Как происходит лечение фобий в когнитивной терапии?
Метки: Фобии, Психотерапия, Когнитивно-поведенческая психотерапия,
Жизнь, свернутая в одной минуте
Метки: Отношения, Психотерапия,
"Лучший способ привязать к себе ребенка – это лишить его материнской любви"
Метки: Созависимость, Материнство, Психотерапия, Детско-родительские отношения,
Баба-Яга: в сказках и в жизни
Метки: Материнство, Психотерапия, Женщины,
Популярное на сайте
Интервью недели

Мне жаль детей, которых с рождения водят в развивающие центры
Мне жаль детей, которых с рождения водят в развивающие центры