Замороженная жизнь

3 Января 2017
12995

Геннадий Малейчук
Психолог, гештальт-терапевт

От автора: В статье речь пойдет о клиентах, которых в клинической терминологии принято называть шизоидами. Я же буду писать о них, используя для этого метафору замороженности, как одну из форм психологической смерти.

Для описания и анализа таких клиентов обращаюсь к русской сказке "Морозко". 

Прекрасно осознаю, что любой текст предполагает множество интерпретаций, в данной статье предлагаю психологический анализ выше названной сказки, рассмотрев ее содержание как возможную семейную ситуацию, а ее героиню, как результат такого рода ситуации.

Делюсь своим опытом и размышлениями о работе с такого рода клиентами.

Тварь я дрожащая,

или право имею?

Ф.М. Достоевский


Маленький Человек появился на свет.

Очень важно, как примут его здесь. Его витальная потребность в принятии обращена к ближайшему окружению – в первую очередь, к родителям. Эти люди становятся для него витально значимыми и от того, насколько они готовы откликнуться и удовлетворить эту потребность Маленького Человека, во многом будет зависеть его будущая жизнь. Само существование витально значимых людей является основанием для появления его витальной идентичности и ощущения «Я есть».

- Имею ли я право быть собой? – вот как звучит потребность ребенка в принятии. И далеко не все родители могут в полной мере обеспечить удовлетворение этой потребности.

На мой взгляд, можно выделить 3 уровня принятия детей родителями. Обозначу их в виде метафоры:
  • Ты не имеешь права быть.
  • Ты имеешь право быть, если.
  • Ты такой, какой ты есть, и это здорово!
Каждому уровню будет соответствовать определенный тип идентичности:
  • Уровень витальной идентичности;
  • Уровень социальной идентичности, или если-идентичности;
  • Уровень индивидуальной идентичности.
Остановлюсь на них подробнее:

Ты не имеешь права быть

Уровень витальной идентичности. В данном случае озвученная выше потребность – Имею ли я право быть собой? – останавливается на уровне «Имею ли я право быть?». Здесь мы имеем дело сопасной для жизни средой, отвергающей право на существование Маленького Человека.

В жизни такая ситуация возникает в том случае, если ребенок является сиротой, либо даже живет при родном родителе, который является психологически слабым в этой системе, не имеет веса. Также можно представить такую ситуацию, когда у обоих родителей слабая витальная идентичность. Социально трусливые. Обычно они вооружают своих детей следующими посланиями-интроектами: «Не высовывайся», «Терпи и это вознаградится», и т.п.

Ты имеешь право быть, если

Уровень социальной идентичности, или если-идентичности. Мы примем тебя, если ты будешь таким, как мы хотим. Ты нам нужен для каких-то наших целей. Здесь мы имеем дело с неподдерживающей Я-идентичность оценивающей средой.

«Ты имеешь право быть» – таково отличие послания этого уровня от предыдущего. Это, безусловно, дает больше возможностей для Маленького Человека, чем в описанном выше уровне. Но при этом вводит целый ряд условий его существования. Если хорошо знать эти условия и приспособиться к ним, то можно как-то адаптироваться к среде, даже создать хорошую социальную идентичность и быть социально успешным.

Однако, хорошая социальная идентичность не перекрывает витальную. Ты имеешь право быть, но чтобы тебя принимали и любили, тебе нужно отказаться от себя. Примером здесь могут быть нарциссически организованные личности.

Нарциссы активно наращивают социальную идентичность. Но как бы не старался нарцисс, каких бы социальных высот он не достиг, его идентичность так и остается «если-идентичностью» – в нем глубоко живет безусловно недолюбленный ребенок, упорно и безуспешно пытающийся получить признание в надежде, что признание утолит его голод в принятии и любви.

Нарцисс не в состоянии опираться на себя, он всегда остается зависимым от мнения, оценки Другого, так как Другой определяет качество его само-чувствия, само-ощущения, само-бытия. Как метафорично выразился один из моих коллег: «Мясо наросло поверх хрупкого скелета». 

В ситуациях с потенциально возможным отвержением, обесцениванием у клиента с провальной витальной идентичностью возможна актуализация переживаний беспомощности, потери контроля над ситуацией вплоть до приступов паники. У всех моих клиентов с паническими атаками были проблемы с витальной идентичностью.

Описывая свое состояние в такие минуты, они говорят о том, что «земля уходит из под ног», «теряется опора», «как будто проваливаешься стремительно в глубокую бездну»,»Как будто спускаешься по лестнице в темноте и там нет ступеньки»…

Несколько слов об отличии клиентов с проблемной витальной идентичностью от нарциссов. Нарциссы заменяют принятие признанием, всячески гоняются за ним. А для клиентов с провальной витальной идентичностью жизненно важно выживание.

Если нарцисс верит, что нужно что-то делать, появляться, проявляться, и тебя заметят, оценят, полюбят, эти клиенты убеждены, что любое появление-проявление небезопасно для жизни. И там, и там другой необходим, но для нарцисса другого необходимо очаровать, чтобы заслужить его восхищение, для этого – не разгневать. Ведущим чувством в контакте здесь является страх и результатом его – психическое замораживание.

И если нарциссу стыдно быть собой, то шизоиду страшно быть собой. В итоге, если нарциссу встретиться с собой не позволяет стыд, то для клиента с проблемной витальной идентичностью таким чувством является страх.

Ты такой, какой ты есть, и это здорово!

Уровень индивидуальной идентичности. Редко встречающийся в нашем нарциссически организованном обществе тип идентичности. Представители данного типа идентичности способны к высокой степени само-принятия, само-поддержки, само-оценки.

Как известно, Эго-функции являются производными от отношений. Выше названные функции эго – самоподдержка, самопринятие, самооценка – являются результатом хорошей внешней поддержки, принятия, оценки.

И изначальное послание окружающей среды – Ты такой, какой ты есть, и это здорово! – трансформируется со временем в – Я такой, какой я есть, и это здорово!

Замороженная жизнь.jpg

Тип идентичности является производным от выделенных уровней привязанности и характеризует качество жизни человека и качество его контактов с Миром, Другими, самим собой.

В данной статье речь пойдет об уровне витальной идентичности. Этот уровень является базовым для формирования двух последующих, которые надстраиваются над ним. Фиксация человека на этом уровне приводит к серьезным психологическим проблемам. По сути, здесь мы имеем дело с вариантом психологической смерти в рамках жизни физической.

В качестве иллюстрации клиента с проблемной витальной идентичностью я буду использовать образ падчерицы из русской народной сказки «Морозко».

Содержание сказки хорошо передает качества среды, в которой росла дедова дочка – обесценивающая, отвергающая.

Все знают, как за мачехой жить: перевернешся - бита и недовернешься - бита. А родная дочь что ни сделает - за все гладят по головке: умница. 

Падчерица и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела - еще до свету... Ничем старухе не угодишь - все не так, все худо. Ветер хоть пошумит, да затихнет, а старая баба расходится - не скоро уймется.

Мачеха в этой семейной системе является доминантным членом, ей принадлежит вся власть в этой системе, все ее желания – закон для остальных.

Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить.

- Вези, вези ее, старик, - говорит мужу, - куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали! Вези ее в лес, на трескучий мороз.

Сказочное «со свету сжить» в реальности является метафорой и буквально означает следующее послание – «Ты не имеешь права быть!».

Родной же отец в этой системе является слабым, не имеющим никакой власти, и на него нет возможности опереться ребенку. Он хоть и является принимающей фигурой в сказке – родной отец – но не может дать ребенку функцию опоры, так как у него самого провальная витальная идентичность – он не имеет права на то, чтобы быть собой, заявлять о своих желаниях. Даже собачка в этой системе имеет больше прав.

- Тяф, тяф! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину замуж не берут.

Старуха блины ей кидала и била ее, собачка - все свое...

 Подтверждение тому – его реакция на указания жены.

Старик затужил, заплакал, однако делать нечего, бабы не переспоришь. Запряг лошадь:

- Садись, мила дочь, в сани.

Повез бездомную в лес, свалил в сугроб под большую ель и уехал.

Оставшись одна в зимнем лесу, девушка встречается с еще одним персонажем сказки – Морозко. В содержании ее разговора с ним в полной мере проявляется ее абсолютная нечувствительность к себе, невозможность заявить о себе. Морозко как будто пытается обнаружить ту грань, за которой есть жизнь, но тщетно – она глубоко скрыта за толстым слоем льда.

Девушка сидит под елью, дрожит, озноб ее пробирает. Вдруг слышит - невдалеке Морозко по елкам потрескивает, с елки на елку поскакивает, пощелкивает. Очутился на той ели, под которой девица сидит, и сверху ее спрашивает:

- Тепло ли тебе, девица?

Она чуть дух переводит:

- Тепло, Морозушко, тепло, батюшка.

Морозко стал ниже спускаться, сильнее потрескивает, пощелкивает:

- Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?

Она чуть дух переводит:

- Тепло, Морозушко, тепло, батюшка.

Морозко еще ниже спустился, пуще затрещал, сильнее защелкал:

- Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? Тепло ли тебе, лапушка?

Девица окостеневать стала, чуть-чуть языком шевелит:

- Ой, тепло, голубчик Морозушко!

В картине мира девушки глубоко сидит убеждение, что физическое выживание в этом мире возможно лишь путем отказа от своего Я, своих желаний, потребностей, чувств. "Ты не важна, ты должна быть удобной для других!".

Такое убеждение является результатом всей ее прежней жизни. И данная ситуация в очередной раз подтверждает, укрепляет ее в правильности этого убеждения. Более того, она не только физически выживает благодаря своей стратегии, но и оказывается щедро вознаграждена.

Поехал старик в лес, доезжает до того места, где под большою елью сидит его дочь, веселая, румяная, в собольей шубе, вся в золоте-серебре, а около - короб с богатыми подарками.

Совершенно иное поведение демонстрирует старухина дочка. Ее реакции на ситуацию адекватны этой ситуации. Она являет собой пример аутентичного человека, адекватного как внешней реальности, так и внутренней.

Старухина дочь сидит, зубами стучит. А Морозко по лесу потрескивает, с елки на елку поскакивает, пощелкивает, на старухину дочь поглядывает:

- Тепло ли тебе, девица?

А она ему:

- Ой, студено! Не скрипи, не трещи, Морозко...

Морозко стал ниже спускаться, пуще потрескивать, пощелкивать:

- Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?

- Ой, руки, ноги отмерзли! Уйди, Морозко...

Еще ниже спустился Морозко, сильнее приударил, затрещал, защелкал:

- Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?

- Ой, совсем застудил! Сгинь, пропади, проклятый Морозко!

Она честна с собой и с Морозко, в отличие от предыдущей девушки, но парадоксальным образом ее правдивость срабатывает против нее. 

Оказывается, что быть аутентичной социально невыгодно и даже опасно. Здесь, на этом примере, очень ярко прослеживаются социальные мотивы сказок. Сказка выполняет социальный заказ, и в большинстве сказок прослеживаются яркие анти-индивидуальные послания.

Социальное послание сказок в том, что общественное намного важнее, чем индивидуальное. Так система заботится о себе, воссоздавая послушных, удобных для себя членов.

Рассердился Морозко да так хватил, что старухина дочь окостенела.

В образе Морозко персонифицируется социальное послание и страхи за непослушание. Чтобы быть принятым в обществе, необходимо отказаться от себя.

Психологический портрет клиента с проблемной витальной идентичностью:
  • нечувствительность к себе;
  • сверхтерпимость, доходящая до уровня мазохизма;
  • социальная робость;
  • доброта, доходящая до степени святости;
  • невозможность заботиться о себе, часто замещаемая заботой о другом;
  • неспособность заявить о своем мнении;
  • ожидание от других, что они заметят его непритязательность и оценят по достоинству.
Ведущей чертой таких клиентов является повышенная значимость Другого, доходящая до отказа от собственного Я в пользу Другого, в основе которой лежит страх перед другим.

Вернемся к нашей сказке. Конец этой сказки, как впрочем и большинства других, – это всего лишь конец Сказки, но не конец жизни.

Мы оставляем нашу героиню в момент ее вознаграждения за ее терпимость и жертвенность.

Старикову дочь в злате, в серебре везут…

Но если не ставить здесь точку и задаться прогнозом относительно ее дальнейшей жизни, то вряд ли он будет позитивным. Как она сможет распоряжаться тем богатством, что таким неожиданным образом буквально свалилось на нее? Ведь героиня не только не изменилась в результате этого сказочного события, но и еще больше утвердилась в своей картине мира, где ее Я и его проявлениям нет места.

ТЕРАПИЯ

В моей практике описываемые клиенты чаще всего обращались с проблемой со-зависимости в отношениях и с приступами паники.

В обоих случаях речь идет о неспособности к самоподдержке, отсутствии ощущения опоры под ногами. Переживания человека в ситуации панической атаки я описал выше, они очень красноречивы. В жизни такие клиенты пытаются компенсировать отсутствие базового принятия и отсутствие поддержки стремлением контролировать мир.

В случае созависимости такая опора-поддержка ищется в другом. Вот почему несмотря на всю сложность, а иногда и трагизм отношений, для созависимого невозможно уйти от Другого.

Терапия клиентов с провальной витальной идентичностью должна стать проектом по восстановлению его витальной идентичности.

Для этого, на мой взгляд, необходимы два условия:
  • Работа с клиентом на экзистенциальном, или мета-уровне терапии;
  • Работа терапевта своей личностью.
Здесь, как ни в каком другом случае, техники, приемы, методики не помогают. Для возможных изменений клиента, терапевт должен быть сам с хорошей витальной идентичностью для того чтобы «заразить» клиента жизнью. Неважно, каким методом владеет тот или иной специалист, важным и целительным началом является его витальная свобода, свобода от системы если-условий.

Красиво сказал об этом Георгий Платонов: «Терапевт входит в витально значимое окружение клиента, и в этой близости воспроизводится ситуация формирования, или, лучше сказать, переформирования системы если-условий. В этот момент все образование, социальный статус и достижения консультанта не играют роли. Важны только его витальная свобода и мастерство поддержания глубины контакта. И зачастую неважно, как это происходит, говорятся какие-либо слова или нет. Важно одно – в этом контакте клиент обретает безусловное право быть, безусловное право на любовь и уважение». (Основания.Российский гештальт. / Под ред. Н. Б. Долгополова)

Итогом такой терапии является переживание клиентом права быть.

Основу для такого переживания обеспечивает появление ряда способностей: способность к самоподдержке, самооценке, самопринятию. Способность ощущать себя достойным любви и уважения даже в тяжелых ситуациях.

Появление такого рода переживаний и способностей возможно лишь через восстановление ощущения опоры.

Где искать эту опору?

В позиции ребенка ее нет. Можно бесконечно долго работать с внутренним ребенком клиента, проживать обиды, страхи, разочарования, но если в детстве не было переживаний любимого, счастливого ребенка, то там вы не найдете на что опереться. Опору нужно искать лишь в реальности, в своей взрослой части Я. Но такие клиенты предпочитают реальности иллюзии, а их взрослая часть не сформирована.

В родительском образе также нет опоры. Опереться на родительскую фигуру, если она сама неустойчива, не обладает витальной идентичностью, невозможно. Это как малая досочка на болоте: станешь – провалишься. Опираться можно только на устойчивые фигуры.

Такой фигурой для клиента вначале должен стать терапевт.

Одна из самых больших сложностей здесь в том, что клиент, ища такую опору, страстно мечтает о безусловном принятии и безусловной любви. Терапия же - это ситуация условности, здесь есть определенные правила, ответственность, оплата.

Да и терапевт, несмотря на способности к принятию и безоценочности, не является родителем для клиента, и, следовательно, не может любить его безусловно, как может любить родитель своего ребенка.

В этой точке у клиента возникают сильные чувства (злость, обида, разочарование, негодование, ярость), из-за которых он может не удержаться в терапевтических отношениях. И для терапевта этот момент в терапии является непростым и является вызовом для проверки его личной и профессиональной устойчивости.

Способность терапевта сопровождать клиента в переживании таких чувств создают возможность для клиента пережить и прожить такие чувства, столкнуться с разочарованием и в итоге встретиться с реальностью (себя, терапевта, жизни) – поворотный момент в терапии. Это неизбежный результат процесса взросления клиента.

В последующем в процессе терапии важно искать другие сильные фигуры в роду клиента. Это могут быть дедушка, бабушка, дядя, тетя, иногда не родной, но значимый в жизни клиента Другой. Это те люди, которых клиент уважает, которыми восхищается, гордится. Именно они могут стать строительным материалом для формирования его витальной идентичности.

Метки: Эмоциональная зависимость,

Комментарии для сайта Cackle

Читать по теме:

Как забрать себя от бывшего партнера

Как забрать себя от бывшего партнера

19.05.2017
14581
Елизавета Мусатова, нарративный консультант: "Существуют пять больших причин, по которым человек застревает на границе между прошлыми отношениями и жизнью после. Для каждой причины можно составить свою дорожную карту. Она поможет найти путь и вернуть себя из бывших отношений".

Метки: Отношения, Развод, Созависимость, Эмоциональная зависимость,

Что нас держит в "мертвых" отношениях?

Что нас держит в "мертвых" отношениях?

30.04.2017
9872
Гештальт-терапевт Геннадий Малейчук: "Речь идет о таких отношениях, которые психологически исчерпали себя. В них возможно когда-то и были чувства партнеров друг к другу, но на данный момент в них не осталось места ни чувствам, ни влечению, ни притяжению. Мертвые отношения часто бываю внешне неконфликтными, но и чувств, жизни в них нет. Но партнеры, как ни парадоксально, при этом продолжают в них оставаться."

Метки: Отношения, Созависимость, Эмоциональная зависимость,

Зависимость от чужого мнения

Зависимость от чужого мнения

20.04.2017
33193
Екатерина Вашукова, психолог: "Зависимость от чужого мнения способна не только навредить в реальный момент времени, но и испортить всю жизнь. Так люди устраиваются на ненавистную работу, девушки выходят замуж за мужчину, которого выбрали родители, кто-то отказывается от увлечений, потому что это не модно или отвлекает от общения."

Метки: Неуверенность в себе, Эмоциональная зависимость,

У счастливых родителей счастливые дети

У счастливых родителей счастливые дети

01.04.2017
4732
Гештальт-терапевт Марина Цветкова: "На приеме женщина рассказала о сильной эмоциональной привязанности к сыну. Она посвятила ему жизнь: воспитывала, работала не покладая рук, отказывала себе во всем. А в ответ - лишь его раздражение. «Сын терпит меня, потому что я даю ему деньги», - жалуется несчастная мать. В ходе беседы выясняется...

Метки: Психотерапия, Семья, Детско-родительские отношения, Эмоциональная зависимость, Случаи из практики психотерапии,

Зависимое расстройство личности (ЗРЛ)

Зависимое расстройство личности (ЗРЛ)

22.03.2017
3141
Юлия Макарова, психолог: "Зависимое расстройство личности характеризуется чрезмерной потребностью в заботе, которая проявляется в покорности и навязчивости, а также в страхе разлуки. Последствия расстройства это - депрессия, злоупотребление алкоголем и наркотиками, а также склонность к физическому, эмоциональному и сексуальному насилию".

Метки: Алкоголизм, Наркомания, Зависимость, Созависимость, Эмоциональная зависимость, Зависимое расстройство личности,

Эмоциональный инцест

Эмоциональный инцест

16.03.2017
6721
Гештальт-терапевт Мария Гаспарян: "Эмоциональный инцест имеет место, когда отношения между родителем и ребенком (эмоциональные, не сексуальные) становятся похожи на отношения между двумя супругами, только вот, учитывая незрелость ребенка, это односторонние отношения, в которых родитель эмоционально «подпитывается» от ребенка, а ребенок, в итоге, чувствует ответственность за благополучие родителя".

Метки: Чувство вины, Созависимость, Психологическое насилие, Детско-родительские отношения, Эмоциональная зависимость,

9 черт характера зависимых людей

9 черт характера зависимых людей

15.03.2017
6738
Психолог Екатерина Вашукова: "Зависимые личности чувствуют себя несчастными, если находятся в одиночестве, или думают о том, что им грозит это состояние. Они часто ожидают худшее. Они не могут жить своей собственной жизнью, без других. Только одна эта мысль об одиночестве заставляет их чувствовать себя незащищенным и уязвимым. Она приводит их в подавленное состояние."

Метки: Зависимость, Эмоциональная зависимость,

Любовная зависимость: этапы развития и методы ее исцеления

Любовная зависимость: этапы развития и методы ее исцеления

14.03.2017
5552
Психолог Павел Зайковский:  "Целью избавиться от любовной зависимости является не сколько простой выход из неравноправных любовных отношений, сколько способность изменить сами причины появления подобной зависимости, чтобы не было больше никаких рецидивов. Иначе получится что, выйдя из одних отношений Вы через какое-то время снова попадете в них, надеясь, что теперь то точно будет все хорошо".

Метки: Созависимость, Эмоциональная зависимость,

Любовная зависимость: чувство как наркотик

Любовная зависимость: чувство как наркотик

16.02.2017
6481
Психолог Михаил Камелев: "Типичный случай любовной зависимости: один всегда страдает, а второй почти равнодушен. Любовь - это прекрасно. Но часто за нее принимают совсем другое чувство - любовную зависимость. К сожалению, она так же распространена, как, например, алкогольная. Только от нее не призывают лечиться, а слагают о ней песни и пудрят мозги зрителям телевизионных ток-шоу".

Метки: Отношения, Созависимость, Эмоциональная зависимость,

Любовные вампиры

Любовные вампиры

06.02.2017
6443
Для некоторых мужчин уложить женщину в постель не самое главное. Игра в Казанову - прошлый век и скукота! Сегодняшний сердцеед охотится не за телом, а за трепетной женской душой. Вот где настоящий азарт!

Метки: Отношения, Любовь, Манипуляции, Эмоциональная зависимость,

Симптом как системный феномен

Симптом как системный феномен

04.02.2017
7032
Гештальт-терапевт Геннадий Малейчук: "В терапевтической работе довольно часто приходится встречаться с ситуацией, когда в качестве проблемы клиент предъявляет свой симптом. В качестве примера можно привести клиентку М., обратившуюся по проблеме хронических болей в желудке. Тщательное обследование у врачей не выявило у нее соматической патологии. Клиентка уже при первой встрече продемонстрировала сильные эмоциональные связи с расширенной родительской семьей". 

Метки: Созависимость, Психотерапия, Эмоциональная зависимость,

Между созависимостью и контрзависимостью – в капкане отношений, не приносящих счастья

Между созависимостью и контрзависимостью – в капкане отношений, не приносящих счастья

31.01.2017
8735
Гештальт-терапевт Александра Алексеева: "Человек, имеющий контрзависимые черты, производит впечатление сильного, самоуверенного и успешного. В большинстве случаев люди этого типа имеют мало опыта в налаживании отношений, боятся близости с другими людьми и по мере возможностей избегают интимных ситуаций".

Метки: Отношения, Созависимость, Эмоциональная зависимость,

Когда любовь — беда?

Когда любовь — беда?

22.01.2017
6231
Гештальт-терапевт Полина Гавердовская: "Наверняка вы много думаете о своем любимом. Особенно, когда он «забыл» про вас на пару дней, проигнорировал смс, унижающе высказался о вашей внешности, негативно оценил ваш поступок или прочел вам часовую лекцию на тему «женской логики, как и безалкогольной водки - не существует». Когда после всего этого вы так и не кончили в постели, он сказал: «Ты очень долго. Остальные - быстрее!».

Метки: Отношения, Созависимость, Любовь, Эмоциональная зависимость,

Ловушки жизни: зависимости и нарциссизм

Ловушки жизни: зависимости и нарциссизм

19.01.2017
11081
Гештальт-терапевт Геннадий Малейчук: "Механизм, запускающий ловушки зависимости – в родительском послании: «Ты не достоин любви». Ведущие чувства – вина и страх. Инфантилизм как ведущая характерная черта таких людей может достигать уровня психической инвалидизации. Людям, угодившим в нарциссические ловушки, в отличие от людей зависимых, свойственна активная жизненная позиция: «Я могу сам».

Метки: Алкоголизм, Наркомания, Зависимость, Созависимость, Нарциссизм, Инфантильность, Эмоциональная зависимость,

Особенности проживания горя у эмоционально-зависимых

Особенности проживания горя у эмоционально-зависимых

11.01.2017
4474
Врач-психотерапевт Максим Пестов: "Если меня бросают, значит я сам не могу обеспечить устойчивость и противостоять гравитации; значит, я нуждаюсь в ком-то для обеспечения безопасности и стабильности. Партнер не просто ушел, но, ничего не подозревая, забрал с собой ту часть меня, которую я в него вкладывал и теперь меня для себя стало меньше. Это то, что в случае меланхолии Фрейд называл обеднением нарциссического либидо".

Метки: Эмоциональная зависимость,

Цена свободы

Цена свободы

11.12.2016
9714
Гештальт-терапевт Геннадий Малейчук: "Когда мне звонит мама и просит помочь ее ребенку я всегда задаю ей вопрос: "Сколько лет ребенку?". Поверьте, это важно, так как мне много раз приходилось слышать - 25, 28, 33. В таком случае я рекомендую приходить на терапию маме".

Метки: Эмоциональная зависимость,

Как отпустить навсегда человека или ситуацию, которые мучают годами

Как отпустить навсегда человека или ситуацию, которые мучают годами

24.11.2016
120671
Психотерапевт Николай Линде: "Обратился ко мне молодой мужчина. "Не могу, - говорит, - забыть первую жену. Она меня бросила три года назад. Вышла замуж за иностранца, уехала из страны, родила ребенка. Два года я был в депрессии, забросил свой любимый спорт, ничего не хотелось. Потом справился, недавно женился, но не могу любить вторую жену, как первую, все мне первая мерещится. Мне даже стыдно перед второй женой, но ничего не могу с собой поделать".

Метки: Эмоциональная зависимость,

Интервью недели

Нарциссизм: ужас золотой середины

Нарциссизм: ужас золотой середины

Мы привыкли ставить знак равенства между нарциссизмом, эгоизмом и самовлюбленностью, но все ли так просто?

Ирина Млодик

Психотерапевт

Поделиться

Метки

...
Агрессия Арт-терапия Биполярное расстройство Воспитание Гипноз Границы Деньги Депрессия Детско-родительские отношения Домашнее насилие Женщины Зависимость Измена Инфантильность Карьера Коммуникации Конфликты Кризис среднего возраста Личность Любовь Манипуляции Материнство Мужчины Нарциссизм Насилие Неблагополучная семья Невроз Нерешительность Неуверенность в себе Обида Одиночество Отношения Панические атаки Пограничное расстройство личности Подростковый возраст Психическая травма Психологический кризис Психологическое насилие Психосоматика Психотерапия Развитие личности Развод Самооценка Сексуальность Семейные кризисы Семья Случаи из практики психотерапии Снижение полового влечения Созависимость Страх Стресс Стыд Счастье Тревожность Трудное поведение Уверенность Управление эмоциями Фобии Чувство вины Шизофрения Эмоциональная зависимость